Ситуация с отменой рейсов "Аэросвита", который подал в суд иск о признании компании банкротом, выявила основную проблему - отсутствие конкуренции на рынке и неспоспобность государства влиять на всю структуру гражданской авиации в Украине.
Почти по Спилбергу
Новогодний сюрприз - украинцы в начале января застряли в аэропортах внутри страны и за рубежом из-за банкротства крупнейшего авиаперевозчика. Сидели на чемоданах, прямо как Том Хенкс в фильме "Терминал" Спилберга. Оказалось, заменить "Аэросвит", объявивший начало процедуры банкротства, фактически некем. Единственное, чем подсластила пилюлю компания-перевозчик, так это обещанием компенсировать всем пострадавшим пассажирам стоимость сгоревших билетов. Но приятного, конечно же, мало. Особенно если учесть, что банкротство "Аэросвита" разворачивается, как говорится, с национальной спецификой: и в других странах случались подобные инциденты. Сразу стало ясно: дело не только собственно в компании - вся система сбоит…
- К сожалению, процедура банкротства "Аэросвита" отличается от той, которая принята в мире, - говорит главный редактор издания "Авиация Украины" Виктор Портников. - Там пассажиров предупреждают об отмене рейсов заранее, предлагают им альтернативные вылеты другими компаниями, платят компенсации в случае отмены рейсов, у нас же людей попросту забывают в аэропортах.
Кто контролирует маршруты?
Будем надеяться на то, что в ближайшее время ситуация нормализуется. Ведь компания продает билеты на свои рейсы до сих пор. А по многим направлениям "Аэросвит" - это единственный перевозчик, который делает прямые перелеты. В связи с этим многие пассажиры вынуждены идти на риск.
- В цивилизованных странах в случае проблем у какой-нибудь из компаний ее рейсы тут же перехватывают конкуренты, и пассажиры практически не страдают, - отмечает наш эксперт. - Однако в Украине конкуренция в авиации очень слабая. Объясняют это тем, что наша страна так и не присоединилась к договору "Открытое небо", согласно которому в страну может прийти любой перевозчик. Разговоры о присоединении Украины к этому договору идут с 2007 года, но срок подписания документа постоянно переносится.
Получается, иностранные перевозчики не могут прийти в Украину и продублировать маршруты "Аэросвита", не могут вводить новые маршруты. Эксперты называют множество причин таких задержкам - от лоббирования интересов украинских перевозчиков украинскими же чиновниками до нежелания госпредприятия "Антонов" самостоятельно проводить сертификацию украинских самолетов, как того требует ЕС. Это несет за собой огромные расходы.
Как бы там ни было, но уже понятно, что если украинские чиновники не договорятся с европейскими, то от монополизации отечественного рынка авиаперевозок и дальше больше всего будут страдать простые граждане.
Программа "Открытое небо" (Open Sky) предполагает равноправные конкурентные условия для авиакомпаний разных стран, которые принимают в ней участие. Также, согласно этой программе, авиакомпании могут летать не по разрешению, которое необходимо получать в каждой стране, а в порядке общего сообщения.
Самые крупные банкротства последнего десятилетия
Банкротство авиакомпаний происходит чаще, чем можно подумать. Только за последние десять лет во всем мире прекратили существование более сотни авиакомпаний. В той же России за четыре года обанкротилось с десяток авиакомпаний, в том числе крупный альянс AirUnion с парком около 100 воздушных судов. Всего за это время из эксплуатации было выведено 500 самолетов.