Статьи
Рачительно подсчитывая перед холодной зимой кубометры газа и кучки угля, украинская власть забывает о колоссальном источнике энергии, находящемся рядом, — о Петре Алексеевиче Порошенко. Если бы его энергию, да в провода, то сияющая Бельгия показалась бы Тмутараканью. Президент напоминает сгусток энергии инопланетного происхождения, который чуть не разнес в прах офис "Людей в черном": он влетает в европейские окна, вылетает из российских дверей, мечется по американской посудной лавке. Он освобождает города ради прямого включения с места; материализуется на открывающейся судостроительной верфи Вадатурского за день до запланированного туда же визита премьер-министра; шампурит испуганных олигархов избирательным списком; читает Фейсбук и комменты; проводит массу открытых и закрытых встреч, а также периодически взывает к народу своему с горы Печерской. И даже успевает инспектировать чистоту раздевалок фитнесс-клуба "5 элемент".
Уследить, понять логику действий мегаэнергичного президента удается далеко не всем. Особенно тем, кто привык задаваться вопросами и находить ее, опираясь на задекларированные принципы. Сложно. На политическом рентгене Петра Алексеевича нет костей. Казалось бы, никакой логикой нельзя объяснить, почему выступление президента Украины в Конгрессе не похоже по смыслу и тональности на интервью, данное по возвращении рейтинговым каналам так же, как на циферблате полдень не похож на полшестого...
Почему первые сто дней президента Порошенко так напоминают стодневку президента Януковича? Петр Алексеевич зашел в кабинет на Банковой без единого содержательного законопроекта; он назначил на доступные должности в большинстве своем не самых компетентных, но всегда управляемых людей; вместо Харьковских соглашений Януковича, он породил Минские договоренности с тем же Путиным; вместо четкости и прозрачности целей представил ножницы между декларациями и реальными делами, — ведь его проект децентрализации власти во многом обогащает президентские возможности по управлению страной; его риторику в отношении судов корректирует практическая работа "на местах" Давида Жвании и Сергея Кивалова; призывам к люстрации противоречат кадровые указы, поднимающие на Олимп ярких представителей молодой команды Черновецкого и старой команды Януковича; а заявления о выборах, как лучшем методе люстрации, выхолащиваются иезуитскими, да простит меня Орден, технологиями ручного управления ЦИК по регистрации и расчисткой округов под согласованных самовыдвиженцев с душком. Отследить все несоответствия, маневры и комбинации не удается никому. Особенно в условиях, когда ложа прессы обвалилась в сессионный зал ВР.
Справедливости ради нужно сказать, что есть, разумеется, отличия между президентом Порошенко и президентом Януковичем. Во-первых, Петр Алексеевич не собирается украсть всю страну. Во-вторых, назначение на доступные президенту, в рамках действующей Конституции, посты партнеров по бизнесу, менеджеров "Богдана", "Рошена" и личной системы автодилерства, личных банкиров и управляемых бравых ментов и ментов-"тихушников" объясняется не всезатмевающим желанием инкассировать вверенные им отрасли, а главным образом верой в свой гений. Все назначенцы Порошенко — это удлинители рук лучшего дипломата, лучшего военного стратега, лучшего банкира, лучшего прокурора. Президент искренен в абсолютной убежденности в собственной полигениальности. И эта убежденность, несомненно, со временем будет осознана политическим классом как угроза национальной безопасности. А третье отличие Петра Порошенко от Виктора Януковича состоит в том, что он — талантливейший публичный коммуникатор и теневой абсорбент. Как Тимошенко в лучшие времена. Для Петра Алексеевича публичное общение — это конек, это кайф, это то, что он умеет делать лучше всего, и уж точно не инфекция столбняка. Многих, очень многих, это очаровывает и запутывает.
А вот Петр Алексеевич совершенно четко знает, чего он хочет. На самом деле ключ к пониманию создаваемого им хаоса взаимоисключающих заявлений, имитаций и реальных поступков, деклараций и настоящих целей лежит в изначальном плане — монополизации власти.
Огрызок полномочий, доставшийся действующему президенту от возобновленной Конституции 2004 г., — не искомый приз. Президенту нужна Большая Власть. ZN.UA уже писало о том, что ряд судей Конституционного суда сигнализировал редакции о зондаже, проводимом доверенными лицами президента в отношении возможности отмены Конституции 2004 г. и восстановлении Конституции 1996 г., дающей действующему президенту полномочия Кучмы и Януковича де-юре. И, между прочим, многие конституционалисты считают, что основания для этого есть. Однако, президент пока решил пойти другим путем.
Путь понятен: объявление досрочных парламентских выборов — формирование президентской политической силой большинства — формирование этим большинством президентского правительства — возвращение де-факто президентских возможностей, предоставляемых Конституцией 1996 г. (без тягомотного внесения изменений в Основной закон) — получение Петром Порошенко ключей от всех сейфов и всех дверей в стране. Вот этой задаче и была подчинена вся государственная политика. Все это время Петр Алексеевич мобилизовал не страну, не народ, не армию, а электорат. Он старался понравиться всем, угодить всем, обаять всех. А потом-таки нащупал технологию разнишевания электората.
Президент прав — лекала старых разломов уже не столь актуальны для Украины. НАТО, язык, Восток—Запад — не главные электоральные водоразделы страны. Вместе с политтехнологом Игорем Грынивым они технологично разделили избирателей и политиков на партию войны и партию мира.
Нет, не на "Партию свободы и достоинства", о которой президент говорил в Конгрессе, и "Партию малодушных соглашателей". А именно на партии войны и мира. Политическая технология искусственно разделила избирателей на козаков и гречкосеев. В приблизительной пропорции — 40 на 60. Подобная пропорция продиктована не только многовековым истреблением первых и культивированием вторых. Она возделывалась и удобрялась осознанно почти четыре месяца. Ради связки ключей.
Впрочем, мне могут возразить те, кто считает, что Петру Порошенко новая и большая власть нужна для проведения реформ. Возможно. Петр Алексеевич полон сюрпризов. Однако до сего момента он не дал повода для уверенности в этом. Разве при регистрации кандидатом в президенты нынешний лидер Украины не знал, что его рейтинг недостижим и не мог за это время подготовить пару-тройку реформаторских законопроектов, чтобы с первых дней внести их в парламент? Парламент, замечу, перепуганный и готовый голосовать за все. А если не готовый, то зачем генпрокурор — президентское "средство производства"? А если не средство производства, то почему до сих пор парламент не проголосовал закон о реформе прокуратуры? Война помешала эту реформу провести — принять отложенный Януковичем закон, согласованный со всеми европейскими инстанциями? Новый закон о выборах тоже война помешала принять?
Что вообще означает это выражение — "война помешала"? Войной не могут заниматься все. В любой системе власти существует разделение труда. И когда одни сдают границу, другие лично освобождают населенные пункты, из которых еще утром ушли террористы, а третьи — "трут" с Сурковым, то это не означает, что в лавке не осталось людей способных инициировать необходимые законопроекты и проекты указов. Тем более, положа руку на сердце, можно смело сказать: все не только украдено, но и придумано до Вас. В наличии нынешней власти — россыпи идей, зачастую формализованных, сгенерированных группами интеллектуалов как в гражданском секторе, так и под крышей предыдущей власти, так и не воспользовавшейся представленными наработками.
О реформах заговорили громко, но невнятно только сейчас. Хотя нет. Заговорили раньше. Смешно: президент Украины создал комитет по реформам и решил в парламентско-президентской республике его возглавить. На первое заседание пригласил правительство, выразившее нежелание сидеть и покорно конспектировать Петра Алексеевича. Премьер-министр Яценюк, оперативно поставив министерствам задачу представить в кратчайшие сроки виденье реформ в отраслях, сгреб это "письмо жителей Простоквашино", рассмотрел на Кабмине и даже по итогам вбросил в парламентский зал ряд сырых законопроектов. Но тут, по странной случайности, не хватило голосов для включения реформаторских законов Яценюка в повестку дня. Наверное, премьер обиделся. Зато Турчинов — нет: президентский проект о создании Антикоррупционного бюро был провален в первом чтении и даже не отправлен на первое повторное, что делает невозможным требование президента проголосовать его на этой сессии 14 октября.
Сорвавший аплодисменты в Конгрессе и в ряде других инстанций, президент отправил Арсения Петровича блистать в полупустом зале Генеральной ассамблеи ООН. Сам же президент, в отсутствие премьера, презентовал "Стратегию реформ-2020", что не помешало премьеру презентовать в Америке Программу возрождения Украины. Теперь не ясно, кто из них квач. :(
Чем вызвана реформаторская активность "голубей" и "ястребов", а на самом деле — просто двух бизнесменов? Затишьем на фронте? Так о разделении труда внутри властных структур мы уже вспоминали. Выборами? Хотелось бы, конечно, верить в то, что Петр Алексеевич прав, когда говорит, что народ Украины устал от популистских подачек и требует реформ. Если это так, то власти никуда не деться: ей придется быть умной, честной, принципиальной, последовательной и решительной. Но лично меня насторожила одна мелочь. Пресс-конференция президента была посвящена "Стратегии реформ-2020". Петр Алексеевич анонсировал реформы в 60 направлениях с акцентом на восьми макропроблемах: антикоррупционная реформа; судебная; правоохранительных органов; децентрализация; налоговая; дерегуляционная; реформа безопасности и обороны; плюс две госпрограммы — энергонезависимости и конвертации украинского имиджа в мировые инвестиции. Из 28 журналистов, задававших вопросы, не было ни одного (!), кто помог бы пролить свет на представление президента о реформах в каком-либо из упомянутых направлений. И только один (!) представитель общественной организации поинтересовался президентским виденьем децентрализации.
Журналисты — это нервные окончания общества. Может поэтому пока, к сожалению, не стоит переоценивать осознанный запрос на реформы? Хотя, поманить электорат перспективами сияющих вершин 2020 года, находящегося за пределами президентского срока, — можно. Ведь что стоит за анонсированными цифрами, процентами и "разами" — практически никому не понятно. Ну, например, мало кто понял, что намерением к 2020 г. выделять на армию 5% ВВП и повысить ее численность в 2,5 раза, а значит до полумиллиона — Петр Порошенко четко дал понять, что Украина отказалась от перспективы вступления в НАТО.
Кстати, история с отменой внеблокового статуса тоже показательна. 24 сентября президент указом ввел в действие решение экстренного заседания СНБО "О безотлагательных действиях по обеспечению обороноспособности Украины", проведенного... 28 августа. В этом решении — требование к Кабмину внести законопроект об отмене законодательно закрепленного Януковичем внеблокового статуса. Пикантность ситуации в том, что сразу после заседания СНБО правительство внесло в парламент законопроект об отмене внеблоковости. Но эмиссары президента сделали все, чтобы этот закон не попал в зал. Чтобы Путина не огорчать? И он не попал.
Но мы отвлеклись. Основная причина обращения к риторике реформ, связана не с затишьем на фронте, и даже не с выборами, она связана с деньгами. Если Запад не даст денег, то зачем ключи от дверей и сейфов? А Запад, уставший от криков "Волки! Волки!" и "Овцы! Овцы!" и совсем запутавшийся в нашей героическо-миролюбивой политике, решил твердо встать на знакомую ему коммуникационную платформу: "Реформы — где?". Без реформ — ни кредитов, ни Плана Маршалла (хоть с инвестфондами, хоть с бюджетными пулами, хоть с льготными кредитами). Вот такой вот жесткий стимул, который, по большому счету, нужно приветствовать. Равно как и постепенное осознание западными партнерами необходимости прикомандирования стража к каждому, передаваемому украинской власти доллару. Однако при этом, все-таки хотелось бы думать, что суть пока еще пиар-реформ к моменту формирования нового большинства и правительства будут осознаны их реализаторами. А сами реализаторы будут способны отстаивать украинские интересы, а не бездумно принимать предложения доноров и напяливать на особенную страну бездушно стандартные одежки от МВФ, как это было в первые полгода новой украинской власти.
Если президент достигнет цели и получит собственное большинство и правительство, то, с высокой вероятностью, премьер-министра-петра-порошенко будут звать Владимир Гройсман. Это план вполне жизнеспособен в случае, если половина избирателей по-прежнему путает золотое с блестящим. Если же изменения в сознании произошли, то президентской силе придется искать партнера для создания коалиции. Что-то мне подсказывает, что слоган кампании Блока Петра Порошенко "Час єднатися!" готовит нас к широкой коалиции. Если Запад будет настаивать, то мы опять увидим политический марьяж Порошенко и Яценюка. Если он устал от обоих, то другая сторона внешнеполитического влияния поспособствует альянсу, например, с политической силой Сергея Тигипко. В принципе и первые, и вторые — люди не чужие, понимающие, на Банковую вхожие. Разница в окрасе оперения, служащая для разметки электоральной территории, никого не смущает. Вопрос в долях.
Кости возможных альянсов будут еще десятки раз перемыты. Петр Алексеевич сотню раз пожалеет о том, что сохранил мажоритарную составляющую, с которой дорого и крайне сложно было справляться даже президентам, официально имеющим полномочия Конституции 1996 г. Важно не это. Важно не казаться, а быть реформатором. Важно, чтобы внутри и снаружи парламента формировались и множились силы, создающие и стягивающие корсет, придающий украинской власти состояние прямоходящего человека.
Важно не забрасывать ножку на второй срок президентства, а "сгореть" в операционной — удаляя, имплантируя, резекцируя, реанимируя организм украинского государства, общество и экономику, чьи болезни обострились, а до этого копились годами, десятилетиями, а некоторые — веками. И если справиться с этим, то можно стать Фениксом. А если это только имитировать, то государство рискует превратиться в пепел, а президент — в чучело Феникса.
- Информация о материале
Любые реформы во время предвыборной гонки попахивают популизмом. Ведь именно в это время наружу выплывают кричащие темы, неотложные вопросы, на которые политики пытаются дать ответы вместо того, чтобы их решить в течение срока пребывания на должности. Этому всегда что-то мешает. Зато ничего не мешает декларировать и призывать к переменам в момент потребности аккумуляции электоральной массы. Так заведено, что крик и шумиха доминируют в момент, когда нужно привлечь к себе внимание, а не изменить что-то по сути. Разумеется, реформа МВД, которое в обществе ассоциируется с негативными и гадкими определениями, неотложна. И давно. Но при этом мы уже привыкли, что даже само слово «реформа» в нашей стране означает что-то поверхностное, несистемное. Ведь можно изменить название, переподчинить чиновников, даже уволить их, но как выдавить из госслужащих гены взяточничества, кумовства, злоупотребления положением и тому подобное? Страна, которая не желает отказаться от своей порочной сути, при этом хочет изменить собственное лицо.
Министерство внутренних дел декларирует изменение сути системы по принципам «карать и крышевать» на «служить и защищать», чем выдает очередной некачественный политический месседж к общественности, которыми и без того перекормили людей во время президентской гонки с их примитивными лозунгами. На мой вопрос о том, какое эмоциональное впечатление вызывает подобная формулировка из четырех слов, большинство респондентов иронично сгримасничало и связало их исключительно с политической составляющей и отнюдь не с изменениями в отношениях общества и милиции, которую почему-то хотят назвать полицией. Изменение названия в данном случае объясняется тем, что милиция — рудимент советских времен. Когда Путин переименовал милиционеров в полицейских, то, не обращая внимания на объяснение, люди ассоциировали такую перемену не с мировыми определениями, а с историческими, то есть с царизмом. У нас такая трансформация названий должна, наверное, откликаться европейскими ассоциациями, а, следовательно, «слоники» и «ласточки» якобы должны уйти в небытие вместе со словом «милиция». Напомню, что почти сказочные слова «слоник» и «ласточка» в контексте правоохранительной системы в Украине имеют несколько более грустную окраску, связанную со средствами выбивания показаний у подозреваемых.
Проект изменений в системе МВД появился не вчера, а еще в мае и предусматривал кардинальные изменения в структуре правоохранительных органов. К обработке этого проекта была привлечена соответствующая экспертная группа во главе с Евгением Захаровым, но о самом проекте акцентировано заговорили именно теперь — во время начатой предвыборной гонки. 18 сентября министр МВД Арсен Аваков обнародовал на официальном сайте министерства короткую видеопрезентацию реформы, которая должна касаться стратегии развития органов внутренних дел Украины, концепции реформы МВД и детализации по соответствующим направлениям. Министр призывает общественность к участию в обсуждении этой реформы. Но уже сейчас видно, что ее общий знаменатель сводится к сокращению кадров и более четкому распределению функций органов. В частности, ОВД должны быть переформатированы в шесть видов полиции — местную, административную, уголовную, финансовую, пограничную и военную. Проект предполагает, что МВД должно обеспечивать государственную политику в сферах правоохранительной деятельности, защиты конституционного строя и территориальной обороны, миграционной деятельности, защиты границы, гражданской защиты населения и пожарно-спасательной дела. Министр внутренних дел должен остаться в роли политической фигуры, то есть его смена не будет влиять на главы правоохранительных органов. Профессиональный сегмент последних должен опираться на национальную гвардию (военное формирование), национальную полицию, пограничную службу, миграционную службу и службу по чрезвычайным ситуациям. ГАИ, которая будет объединена с патрульной службой, избавится от функций регистрации транспорта, выдачи удостоверений водителя и сфокусируется только на патрулировании национальных автодорог. Отдельной темой стоит введение технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, что должно сделать невозможной коррупцию на дорогах. На местном уровне будет создана муниципальная милиция, которая будет подчинена органам местного самоуправления и МВД. Ее функции ограничатся контролем правопорядка на улицах и контролем благоустройства.
Должны быть сокращены и реорганизованы следующие секторы милиции: Главное управление по борьбе с организованной преступностью, транспортная милиция и ветеринарная милиция. В этом моменте особенно стоит обратить внимание на ГУБОП. Именно это знаменитое управление, которое стало в свое время олицетворением борьбы с криминалитетом 1990-х годов, имеет особый кадровый и практический опыт в ликвидации особо опасных элементов. Тема реформирования, а фактически ликвидации его, была задолго до Майдана. ГУБОП имеет спецподразделения, которые, по-видимому, случайно не попали под крестик на презентации Авакова, а именно легендарное подразделение «Сокол», бойцы которого в частности отличились в задержании и ликвидации одиозных «авторитетов».
Проект реформы предусматривает ликвидацию всех специальных подразделений (последние попали под упомянутые крестики на презентации). Названия последних ассоциируются в народе не столько с охраной порядка, сколько с выполнением спецзаданий, которые, в конце концов, превратились в словесные раздражители в обществе. Например, стал источником раздражения у граждан пресловутый «Беркут», который, по уверениям некоторых политиков, не имел права на существование вообще, ведь не был подчинен ни одному закону. Вместо этих спецподразделений будет создано единое универсальное спецподразделение быстрого реагирования. Реформа МВД также декларирует обязательную переаттестацию работников милиции, пытается внедрить векторы демократического контроля за деятельностью последней. Разумеется, качественные перемены при этом легко могут быть затушеваны перетасовкой старых кадров, а не коренным их изменением. А именно: не просто сокращения, но и изменения основного сегмента кадров МВД ожидает народ.
Основная беда всех реформ, которые пытались внедрять в нашем государстве, заключалась в том, что они касались формы, а не сути. Чистка рек не меняет русло. Сам факт того, что милицию таки намерены переименовать в полицию намекает на косметичность, то есть больше на апелляцию к психологическим рефлексиям, чем к глубинным выводам в обществе. Очередная смена названий. Общественность выдает запрос на новизну? Так будет им полиция вместо милиции. Не все ли равно, как называться «менту», который вытеснит другого «мента»?
Сокращение штатов (а именно декларация этого намерения является основным посылом этой реформы) не имеет никакого отношения к коренным переменам. Сократить МВД, безусловно, необходимо, но недостаточно. Такое сокращение в любом случае произойдет даже за счет тех милиционеров, которые покинули Украину из зоны АТО, либо переехали в Крым, либо умышленно остались на территориях, подконтрольных боевикам. Приказы о выведении милиции из территории АТО касались не сразу всех милиционеров. Последняя часть из них была выведена из зоны АТО в конце июля, когда наши войска вроде бы должны были начать решающую стадию зачистки территории страны от террористов. До этого приблизительно третья часть милиции оставалась на местах и выполняла чисто формальные обязанности. Фильтрация состава правоохранительных органов, в частности, на Донбассе произошла кардинальная. Военная ситуация обнажила множество недостатков в кадровом составе милиции. Самое главное — четко проявились предательские позиции в правоохранительной структуре. И за лето, по крайней мере, на Востоке страны, где всегда наблюдалось особенно большое количество криминалитета, милицейские кадры были просеяны, так сказать, естественным путем. Нельзя сказать, что то же самое произошло на остальной территории Украины. Как будет обеспечена фильтрация состава милиции? На это в презентации есть только намек — путем тестирования. Тестирования, в частности, на полиграфе, это очень полезный элемент отбора кандидатов на работу в правоохранительные структуры, но черточек и тестовых вопросов слишком мало для того, чтобы пересеять милиционеров (будущих полицейских). Для ощутимых результатов реформы нужны более кардинальные подходы в кадровом вопросе, иначе такая реформа со временем будет иметь обратную инерцию и нивелирует возможные позитивные перемены.
Член Экспертного совета Александр Банчук еще в мае отмечал, что главной задачей реформы является коренное изменение статуса милиции, а именно с военизированного формирования она должна превратиться в службу по предоставлению услуг, которая гарантирует безопасность и правопорядок. Но следует понимать, что никакая реформа пока что не даст ответа на то, как заставить конкретного служащего добросовестно осуществлять свою деятельность, придерживаясь прописанных в законе правил. Полноценный контроль общества закостенелой системы сейчас почти невозможен. Следовательно, любые презентации концепции сейчас, к сожалению, являются только оболочкой, уместной к выборам. Если же отбросить все политические моменты и сосредоточиться на неотложном запросе общества в сфере реформирования органов внутренних дел, то нужно признать, что только грузинский опыт может дать ответ на то, что нужно делать в этом направлении. А это значит, что министр, который нынче ведет активную политическую борьбу, должен настроить свою же парафию против себя. Да еще и в такой ответственный в политическом смысле период. На это, разумеется, не пойдет никто. Не зря Каха Бенукидзе — известный грузинский реформатор — еще раньше с долей разочарования вернулся из Киева в Грузию.
«Мы не послушали советы европейских доброжелателей, которые нам советовали проводить реформы постепенно, — сказал как-то бывший министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили. — Мы поступили очень грубо и за один день уволили из Министерства 15 тысяч сотрудников». Какой самоубийца решится на это в Украине? Тем более учитывая спрос на бывших работников силовых структур в конфликте на Востоке страны. Глубинные реформы нуждаются в особой политической воле Кабмина, которую трудно заметить. Короткая же презентация министром ВД будущих перемен пока что обычному гражданину, кроме лозунгов, не дает надежду на глубинную трансформацию этой ветви власти, связанной с принуждением и порядком. Легко превратить милиционера в полицейского, но что делать с «ментом»?
«Реформа должна быть по сути, а не по форме»
Александр Шарков, генерал-полковник Международной полицейской корпорации общественной безопасности:
— Любовь к переименованию существует на протяжении всей нашей истории независимости, причем не только в милиции: меняли «управления» на «департаменты» и т.д. Это не самое существенное из того, что должно меняться, ведь переименования ведут только к дополнительным затратам.
То, что реформу МВД, как и других отраслей, проводить надо— не вызывает никакого сомнения. За это стоял Майдан, и этого требовало общество. Реформы прежде всего должны заключаться не в смене названия, а в уточнении функциональных обязанностей, эти обязанности следует строго разделять и чтобы этим занималось оптимальное количество людей. Важно привести в соответствие функции, ведь одними вопросами у нас занимаются несколько инстанций и, в итоге, никакой ответственности нет. Одни функции нужно сосредоточить в одних руках, чтобы с людей можно было спрашивать за проделанную работу. Естественно, они должны выполнять свое дело добросовестно.
Более того, у нас много функций по линии МВД, которыми должны заниматься люди гражданские, а не в погонах, — например, техосмотр, регистрация и др. Ведь в ином случае мы нивелируем роль офицерского корпуса — кто-то несет боевую службу в зоне АТО, а кто-то в это время в кабинете ставит галочки.
У нас вышло так: армии нет, но есть масса «Беркута» — понятно, зачем. Если мы готовились держать народ в страхе, то «Беркут» нужен в большом количестве, а если у нас демократическое государство, то и подобных спецподразделений нужно минимальное количество.
Я также всегда выступал, чтобы в системе было как можно меньше «листонош». У нас начальник с кучей заместителей, которые занимаются перекладыванием бумажек. Это дистанциирует начальников от проблем, понижает их ответственность и компетентность. Сокращение штатного состава повышает ответственность. В США низовой начальник может принимать очень серьезные решения, которые в Украине принимают на очень высоком уровне. Поэтому нужно дать людям больше прав, но контролировать их.
Что касается патриотизма и предательства в милиции. Нужно исходить из вопроса: как получилось так, что наша милиция оказалась в таком состоянии? Причин несколько. Набрали людей абсолютно непатриотично настроенных и, видимо, на это была какая-то установка. Цель была принимать на работу не тех, кто откажется исполнять преступные приказы, а тех, кто готов к предательству собственного народа и нарушению закона. Таким образом, у нас в структурах тысячи людей не только не отказались совершать преступные приказы, а решились добросовестно их выполнять.
Раньше, в советское время, в армии и силовых структурах проводилась серьезная политработа — людей настраивали на те ценности, которые были в то время. В наше время в этом также есть потребность, и если человек попал на такую службу, с ним должны проводить работу, прививать украинские ценности и патриотизм. А если милиционера настраивают смотреть на народ, как на быдло, и быть готовым его разогнать с применением оружия, — результат будет соответствующий. В итоге, в Украине при Януковиче наплодили массу спецподразделений, которые выполняли карательную функцию. А когда появилась потребность отстаивать украинскую государственность, защищать ее было некем и нечем.
Милицию нужно менять радикально. У нас много говорят о люстрации. Но для очищения милиции нет какой-то определенной панацеи. Везде должна быть периодичная аттестация сотрудников, которым должны давать постоянную оценку профессионализма, морально-политических и других качеств. Это и есть своего рода люстрация профессионального плана. Детектор лжи — это не единственный инструмент, который может в этом помочь, ведь профессионал может его обмануть. Психологические тесты — это также серьезные и действенные вещи, которыми нужно пользоваться при переаттестации и приеме на работу новых сотрудников МВД.
«Это больше похоже на предвыборный пиар, а не на реальное желание провести существенную реформу»
Александр Кихтенко, генерал армии, экс-командующий Внутренними войсками Украины:
— Реформа МВД уже давно крайнее необходима, и о ней заявляли все министры внутренних дел, начиная с Юрия Кравченко, но ни один из них серьезную реформу МВД до сих пор не провел. Я уверен, что нынешний глава министерства Арсен Аваков также не сможет провести ее, ведь у него не будет для этого времени — в настоящий момент он занялся выборами, результаты которых не дадут ему возможности в дальнейшем руководить МВД. Это больше похоже на предвыборный пиар, а не на реальное желание провести существенную реформу.
Принципиальным является то, чтобы сделать МВД таким, которое бы соответствовало европейским нормам и желаниям украинского народа. Мы должны четко разделить функции министра внутренних дел — гражданской политической фигуры, которая занимается планированием, обеспечением и подготовкой кадров, и главного комиссара полиции, назначенного на национальную полицию Украины. Сегодня Аваков перебрал на себя функции, в которых он совсем не разбирается, — пытается управлять уголовным розыском, УГСБЭПом, ГУБОПом.
Что же касается инициативы Авакова по ликвидации траспортной милиции, то это практически невозможно сделать и очень плохо для государства.
В министерстве должна произойти демилитаризация, чтобы только узкие специалисты имели звания, необходимые для выполнения их служебных обязанностей.
Когда говорят о переаттестации и люстрации милиции, то возникает вопрос: кто будет заниматься ею? Если этим будут заниматься люди, не заинтересованные в люстрации, это будет очень плохо. Нашу милицию уже столько раз реформировали, переделывали и люстрировали, что специалистов там почти не осталось. Должны быть назначены соответствующие руководители с высокими моральными качествами, и они уже должны решать, кто остается работать в милиции, а кто нет. Нельзя чесать всех под один гребень. Процесс очистки нужно начинать с руководящего состава министерства и спускаться до последнего милиционера. К этому процесс необходимо привлекать наше общество. Что же касается уменьшения количества работников МВД, то это нужно проводить руководящему бюрократическому звену.
Что касается реформирования спецподразделений милиции, то у нас уже был «Беркут», который выполнял функции SWAT. Его нужно было реформировать, уволить нарушителей присяги милиции и судить нарушителей закона. «Сокол» нужно оставить, если останется ГУБОП, «Титан» должен быть в ГСО.
Самое главное в этом процессе— реформированием не должен заниматься отдельный министр — должна существовать общегосударственная концепция реформирования всех правоохранительных органов, которая должна быть системной и финансово обеспеченной.
- Информация о материале
Когда в феврале этого года победила «Революция достоинства», перед новой властью стала во весь рост задача кадрового обновления всех без исключения государственных органов. Это оказалось весьма нелегкой задачей, так как режим Януковича заразил вирусом коррупции, вседозволенности и беспредела практически весь государственный аппарат. В связи с этим многие кадровые назначения делались в большой спешке, по партийным квотам и без учета «кредитной истории» новоназначенных чиновников. Как получилось, что такие назначения очень часто оказывались фактически сменой «шила на мыло», можно проследить на примере всего одного такого кадрового решения. Причем в той сфере, которая более всего «любима» бизнесменами и предпринимателями - налоговой.
В апреле 2014 года исполняющим обязанности заместителя начальника - начальника следственного управления финансовых расследований Главного управления Министерства доходов в Харьковской области назначен генерал-майор милиции Репешко Игорь Владимирович.
Насколько правильным явилось данное назначение? Увы. Есть все основания полагать, что назначив Игоря Владимировича на данную должность, государственная фискальная служба совершила большую ошибку. И вот почему.
Мы не будем утверждать, что предшественники г-на Репешко И.В. на данном посту были кристально чисты и честны. Но с возвращением нашего фигуранта в эту систему в апреле 2014 года были налажены новые коррупционные схемы.
Одна из них выглядит таким образом. Несмотря на задекларированный новой властью запрет на проведение необоснованных проверок бизнеса, налоговики Харьковской области все чаще стараются устроить предпринимателям внеплановые проверки. Как правило, такие проверки заканчиваются миллионными доначислениями и открытием уголовных производств в отношении якобы «нечестных» (по мнению налоговиков) бизнесменов. Естественно, последним предлагается «решить вопрос» традиционным способом, путем перекачивания наличности из карманов проверяемых в карманы проверяющих. Но на этом схема не заканчивается, а наоборот - начинается самое интересное.
«Выпотрошив» очередное предприятие, налоговики попутно снимают с него информацию о наиболее «денежных» контрагентах, среди которых выискивают новые жертвы. В адрес последних от имени налоговых органов начинают рассылаться своеобразные «письма счастья» - информационные запросы, уведомления, повестки, предупреждения. И так до тех пор, пока очередные клиенты не «дозреют» до осознания необходимости опять-таки «решить вопрос», отстегнув требуемую сумму. После чего следственные действия быстро сворачиваются, благо законодательство позволяет это спокойно сделать. В результате все оказываются вроде бы довольными. Если не считать предпринимателей, вынужденных таким образом «подкармливать» налоговиков-рэкетиров. А в результате подобных злоупотреблений из множества открытых криминальных производств (их десятки и сотни) по линии нарушения налогового законодательства в Харьковской области в 2014 году только 6 (!!!) дошли до судебной стадии.
В качестве примера реализации подобной схемы можно привести пример компании «Укр-Энлиль», которая сравнительно недавно попала «под колпак» налоговиков. После очередной проверки эта компания получила акт с указанием на якобы множественные нарушения, якобы «стоившие» бюджету в круглую сумму, на основании чего было возбуждено криминальное производство. В рамках этого производства была «добыта» новая информация о партнерах компании (ООО «Нертус», ООО «Тунфет», ООО «Джи Трейд» и другие), которые вскорости также были завалены вышеупомянутыми «письмами счастья». И закончилась эта история весьма прозаично. С объектов «наезда» налоговиков сняли нужные суммы денег, а дело против самой «Укр-Энлиль» закрыли за отсутствием состава преступления.
Другой схемой, курируемой г-ном Репешко, является «крышевание» функционирующих в Харьковской области конвертационных центров. На данный момент в регионе существует несколько основных групп, которые через сеть подконтрольных компаний занимаются «отбеливанием» теневых денег, включая банальное обналичивание. Среди них: группы Олега Погореленко, Станислава Опарного, Владимира Попова, Вадима Горошко, Александра Чудина, а также группа Днепр (базируется в Днепропетровском регионе), группа, которая ранее контролировалась людьми Сергея Курченко, и наконец - группа Евгения Жилина («Оплот»). Общий оборот средств этих групп в Харьковской области составляет 2-2,5 миллиарда гривен ежемесячно, или 20-30 миллиардов в год. Очевидно, что имея определенный процент с данного оборота, г-н Репешко непрерывно повышает свое благосостояние. И не только свое, ибо вряд ли подобные схемы могли безболезненно внедряться налоговиками уже при новой власти, не имей И. В. Репешко «крышу» на самом верху своеобразной «пищевой цепочки» в лице заместителя Главы Государственной фискальной службы Украины Владимира Хоменко. Одним словом, не «обновление власти» случилось с назначением г-на Репешко одним руководителей областной налоговой службы, а самое натуральное «пускание козла в огород».
А ведь этой кадровой ошибки (как и многих других) можно было бы избежать, если бы ответственные за это назначение хотя бы немного проследили кадровый (а заодно и бизнесовый) путь нашего героя.
Игорь Владимирович Репешко, 16.10.1962 г. рождения, в 1981 году поступил в Ярославское высшее военное финансовое училище им. Хрулева, которое закончил в 1985 году и после этого 5 лет служил в Вооруженных Силах. К слову, немалое количество выпускников данного училища, учившихся в одно время с Игорем Владимировичем в ЯВВФУ, ныне занимают весьма высокие посты в Российской Федерации.
С 1990 года И.В. Репешко работает в органах внутренних дел, а в 1997 году переходит на работу в налоговую милицию, в рядах которой происходит его неуклонный карьерный рост: старший оперуполномоченный, начальник отдела, заместитель начальника управления налоговой милиции в Полтавской области, наконец, в 2002 году - заместитель начальника управления налоговой милиции в Харьковской области. Сведений о данном периоде службы г-на Репешко очень мало, поэтому трудно судить, насколько безупречной была его служба в те годы.
Новой ступенью карьеры стало назначение И. В. Репешко в марте 2005 года начальником Харьковского областного управления МВД Украины. Такой уровень предполагает совершенно иную степень публичности, и поэтому здесь Игорь Владимирович отметился несколькими скандалами. В сентябре 2006 года появились сведения о его причастности к крышеванию преступной группы, занимавшейся контрабандой драгоценных металлов, мошенничеством, уклонением от уплаты налогов и другими преступными действиями, о чем была публикация на известном сайте «Украина криминальная». Но сильнее всего «прогремели» на всю страну действия (а точнее, бездействие) харьковских милиционеров во время случившегося в Харькове на улице Клочковской побоища, организованного в декабре 2006 года боевиками под личным командованием тогдашнего секретаря горсовета Г.А. Кернеса. Харьковчане были потрясены кадрами, на которых милиция вместо охраны правопорядка расступается перед бандитами в белых перчатках, после чего безучастно наблюдает за методичным избиением десятков людей. Именно так начиналась эра бандитского беспредела в Харькове, во время которой милиция была низведена до статуса «шестерок» на службе у бандитов и боевиков нынешнего городского головы. Это уже намного позже в Харькове появятся чернорубашечники из «Муниципальной охраны» в Парке имени Горького, «титушки» на митингах оппозиции, но начало этому было положено именно в декабрьские дни 2006 года. Именно тогда подчиненные господина Репешко не получили от своего начальника даже дисциплинарных взысканий, что стало фактическим началом криминальной оккупации города Харькова группой Кернеса-Добкина.
Еще более скандальным стало нахождение И. В. Репешко на следующей милицейской должности – начальника Департамента гражданства и регистрации физических лиц МВД Украины, позднее – Департамента миграционной службы того же ведомства. В 2008-2009 годах «благодаря» деятельности г-на Репешко почти постоянно поддерживался дефицит бланков загранпаспортов, в силу чего граждане никак не могли реализовать свое право на получение этого документа. А потому для оказания им «помощи» в этом были созданы подчиненные лично И. В. Репешко государственные предприятия «Документ» и «Ресурсы-Документ». Последние «решали все вопросы», оказывая гражданам «консультационные услуги», в результате чего гражданам Украины приходилось нередко переплачивать сотни гривен за каждый выданный загранпаспорт против расценок, установленных государством. Также неоднократно всплывали истории о массовых незаконных выдачах паспортов гражданина Украины приезжим иностранцам. Эти и другие махинации нередко становились предметом резонансных публикаций в прессе и даже уголовных расследований, но последние быстро «заминались» посредством все тех же аргументов, выраженных в денежных знаках.
С приходом к власти Януковича старая «паспортная мафия» господина Репешко окончательно проиграла борьбу за контроль над этой сферой и ее денежными потоками концерну «ЕДАПС» во главе с депутатом-регионалом С. Грицаком. В силу чего Игорь Владимирович несколько отошел от государственных дел, занявшись личным бизнесом. Получив в 2010 году адвокатское удостоверение, И.В. Репешко совместно с неким Чурсиным Александром Викторовичем основал целое семейство предприятий и организаций: ООО «Рекрутинговое агентство «ДИКВ-Л» (код 37660160), Общественная организация Правовой защиты «ДИКВ-Л» (код 37457971), ООО «Компания по управлению активами «ДИКВ-Л» (код 36024529), ООО «Адвокатское бюро «ДИКВ-Л» (код 37661080), Полное общество «Ломбард «ДИКВ-Л» Репешко и Компания (код 37367621) и другие. Впрочем, партнеры предпочитали в этих фирмах особо не светиться, записав их большей частью на своих жен (Репешко Ольга Васильевна и Чурсина Марина Шамильевна), а также на третьих лиц. Тем более, что для обоих партнеров пришло время возобновить государственную службу - Чурсин А.В. возглавил управление в совсем не чужой для г-на Репешко Государственной миграционной службе, а Репешко, как уже говорилось выше, вновь пришел в налоговую службу. Интересно, что в 2013 году фирмы Репешко - Чурсина нередко судились с налоговым ведомством, «отбивая» у государства миллионы гривен. Причем некоторые из судебных процессов продолжались уже после назначения Репешко на пост одного из руководителей областной фискальной (налоговой) службы.
Как ни рассматривай деятельность Репешко, все более или менее известные ее страницы прямо говорят нам о чиновнике, даже не путающем бизнес с государственной службой, а давно и прочно превратившем государственную службу в личный бизнес. Такие кадры - увы! - достались нам от прежних режимов, но сохранение их «в обойме» существующей власти сделает невозможным какое-либо обновление страны, избавление ее от удушливых коррупционных схем.
Николай Лесной
От редакции
Перед тем как опубликовать это письмо, редакция «ХК» попыталась проверить изложенные в нем факты. Часть из них по понятным причинам проверке не поддаются. В частности, сведения о «крышевании» конвертационных центров. То есть, центры эти существуют, что без мощной «крыши» невозможно. Но кто является этой крышей они не сообщают. Надо понимать, даже если удастся выяснить, кто же стоит за этими «конвертами», в ответ на вопрос о «крышевании» чиновник нальется краской и завопит во всю мощь своих легких – мол, что это вы себе такое позволяете. Но в то же время сведения о существовании целого семейства предприятий «ДИКВ-Л» полностью подтверждаются, равно как и сведения об их учредителях. Часть изложенных в письме событий широко известна как в Харькове, так и далеко за его пределами. Взять хотя бы побоище на Клочковской в декабре 2006 года или вырубку парка им. Горького летом 2010 года. Но в любом случае чиновник, занимающий такой высокий пост - заместителя начальника - начальника следственного управления финансовых расследований Главного управления Министерства доходов в Харьковской области – должен быть вне всяких и всяческих подозрений. Прямо как жена Цезаря. И поэтому факты, приведенные в письме имеют большую социальную значимость. А значит должны быть обнародованы.
Если у лиц, упомянутых в данном письме будет желание подтвердить, либо опровергнуть факты, изложенные выше, редакция «ХК» готова предоставить такую возможность на страницах сайта.
- Информация о материале
"Часто происходят перестрелки между самими сепаратистами, потому что местные боевики не хотят, чтобы российские наемники обстреливали город. Местным-то тут жить… Меня самого пропускали боевики из местных на своих блокпостах. Когда ты знаешь местных, особенно из деревни - все по-другому. Если бы были только местные, война, наверное, давно бы уже кончилась. Пришлым все равно куда и в кого стрелять, они ведут себя, как оккупанты".
C Александром Чекаловым мы встретились случайно - в свой дом при мне его привела волонтер Диана Макарова, интервью с которой уже выходило на "Цензоре". Этот человек прошел Майдан и был одним из первых десяти человек, которые создали известный добровольческий батальон "Айдар". Тогда еще батальон не имел названия - просто 24-й батальон территориальной обороны. В составе первых 10 человек.
Уже в разговоре Александр рассказал, что в мае батальон "Айдар" имел все шансы стать батальоном имени Нестора Махно. Было и такое предложение.
Начиналось же все с активистов Майдана.
Изначально Мельничук (Сергей Мельничук, командир батальона "Айдар". - ред.) приехал в Луганск. Его отправили сформировать у нас территориальную самооборону. В Луганске у него никого не было, и мои друзья в телефонном режиме познакомили нас. События быстро менялись. Мы выехали в Сватово. Там, на базе военкомата, должен был формироваться батальон. Правда, сватовские власти были недовольны тем, что мы присутствовали на территории населенного пункта. Видимо, побоялись последствий от сепаратистов.
Мы ушли в лес. Была создана первая база. Нас было человек 10 на тот момент. Окопались в лесу, поставили палатки, расставили секреты.
Потом пришла первая партия добровольцев с Майдана - и жизнь начала бурно развиваться. Позже мы нашли бывший колбасный цех в Половинкино - и переместились туда. Он под нашим контролем и по сей день, считается основной базой. Вот так и создавался батальон "Айдар".
Первый бой был в поселке Новоайдар 25 мая. Был день выборов и нам сообщили, что приехали сепаратисты, которые забирают урны для голосования. Мы моментально туда выделили группу. После боя с нашей стороны было несколько легко раненных, на перекрестном огне погиб один из мирных жителей. В плен взяли 15 человек.
А потом было Счастье. Вот Счастье, - это мое личное мнение, - отдали "Айдару" потому что думали, что мы не справимся. Там была довольно серьезная группировка, укрепленная, с хорошим вооружением, и там были наемники с Кавказа. К тому же, Счастье, в отличие от севера области, изначально был сепаратистским городом. Нам этот город дали на откуп. Но в итоге, освобождение Счастья стало нашей самой удачной операцией. Вся операция - исключительно разработка "Айдара", мы сопоставили все разведданные, приехали, захватили путепровод со стороны Новоайдара, в течение ночи мы освободили город. С нашей стороны 200-х вообще не было, было пару 300-х, мирные жители не пострадали, разрушений не было. К утру подтянулись военные.
Стычки с милицией у нас постоянные. По нашей информации, от имени "Айдара" в Старобельском районе работала группа милиционеров - они просто грабили людей, представляясь нашим батальоном.
Приезжали в поселки, представлялись "Айдаром" и забирали транспортные средства. О чем здесь можно говорить, зная, кто главный милиционер в области? Когда Гуславский написал рапорт об отставке под давлением сепаратистов (генерал-лейтенант милиции Владимир Гуславский при попытке захвата здания ГУМВД Луганской области 29 апреля вышел к сепаратистам и написал рапорт об отставке. - ред.), те на его место поставили Науменко (генерал-лейтенант милиции Анатолий Науменко. - ред.), а на следующий день Киев официально утверждает этого человека. И он возглавляет областную милицию по сей день. Не совсем здоровая ситуация, на мой взгляд.
После первых обстрелов многие панически начинают бояться любых взрывов. Они сами сознаются в этом. Я не считаю, что это трусость. Это просто состояние человека. По этой причине часть людей уходит из батальона.
Операция по окружению Луганска была изначально провальной. Мы, не подошли к городу с высот. Стояли за поселком Металлист, который находится в ложбине. Надо было с востока зайти, со стороны Станицы Луганской. Там был мощный укрепрайон боевиков. Если бы мы это сделали - то вплотную подошли бы к городу и смогли бы потихоньку его зачищать.
А мы пошли по очень большому кругу. Пошли на Лутугино с Георгиевки. Взяли аэропорт. Потом пошли на Хрящеватое и Новосветловку. При этом понесли очень тяжелые потери. В штабе АТО это понимали. Я вообще думаю, что все операции нацелены на одно - для того, чтобы как можно больше погибло активных людей. Активных в этой стране не надо, потому что завтра они спросят у нынешней власти.
Все это продолжается, начиная с попыток закрытия границы. Нельзя закрыть границу пока ты не контролируешь территорию.
В итоге в штабе АТО бросают войска на заведомый расстрел - как это было и в Иловайске. Они просто дают бойцов врагу на блюдечке - вот берите, окружайте и расстреливайте.
"Айдар", по большому счету, штурмовой батальон. То есть - пришли, взяли и сдали. А дальше уже приходят те, кто окапывается и держит оборону. Правда, две недели мы удерживали позиции под Луганском. В конце концов, мы оттуда ушли. ЛНРовцы отрезали нас, они взяли Георгиевку. Мы их оттуда выбили, и когда пошли российские войска - сумели выйти. То есть "Айдар" был в окружении чуть менее суток. Именно тогда мы захватили российский БТР, были найдены неразрезанные гривни, червонцы. Купюры высочайшего качества, единственное, что номера на них были одинаковые.
Мне непонятно одно: почему никто не говорит об отступлении украинской армии в августе. Они побросали за собой все.
Наш батальон пополнился несколькими единицами бронетехники на ходу. Которую украинские войска просто кинули при бегстве.
В этой войне победа никому не нужна. Причем она не нужна ни той стороне, ни этой. Путину не нужна победа. Если война заканчивается, люди начинают обращать внимание на внутренние проблемы. Со стороны нашей власти - тоже самое. В результате, после того, как погибнет какое-то количество людей, остальные просто морально устанут от войны. Они будут согласны уже на любую власть, лишь бы не было войны. К этому все идет. Чем больше война идет, тем она больше деморализует людей. Выход я вижу в смене власти в Киеве. Киевляне должны выходить и давить на эту власть.
У меня есть друг детства, Юра Иванец. Я не ожидал, что он будет на стороне сепаратистов. Когда говорил с ним по телефону, было ощущение, что это просто другой человек, полная клиника. Он мне говорил, что я "предал Русь". От кого - но от него я такого вообще не ожидал.
Другой друг, - Алексей, - изначально был с сепаратистами. Однажды он мне звонит и говорит: "Я прозрел!" А он просто увидел, откуда, с чьей стороны летят в дома снаряды. И начал матом крыть Путина, стал на 100% проукраинским.
Мы полностью проиграли информационную войну. Приезжая в населенные пункты, в которых не было ни наших, ни сепаратистов, - везде замечал настороженность местных по отношению к украинской армии.
Бесполезно что-то говорить - никто не верит никаким фактам. Люди верят в то, во что они хотят верить.
Я вижу жестокость и с той стороны, и с нашей. Люди, которые находятся в зоне АТО с нашей стороны, но боятся идти на передовую либо редко туда ходят, - они плохо относятся к пленным. Они могут ударить связанного человека. Я понимаю гнев человека, если он что-то лично тебе сделал что-то плохое, но другое для меня не понятно.
Самый простой вариант после победы - все сепаратисты должны уехать из страны. Вы хотели в Россию - пожалуйста, Россия большая. Ведь большая часть этих людей не являются коренными для Донбасса. Пускай уедут на свою историческую родину.
К взрывам можно привыкнуть, к потере друзей - нет. Когда эти люди уходят, и ты понимаешь, что это было бы невозможно без определенных решений командования - к этому невозможно привыкнуть.
Часто происходят перестрелки между самими сепаратистами, потому что местные боевики не хотят, чтобы российские наемники обстреливали город. Местным-то тут жить… Меня самого пропускали боевики из местных на своих блокпостах. Когда ты знаешь местных, особенно из деревни - все по-другому. Если бы были только местные, война, наверное, давно бы уже кончилась. Пришлым все равно куда и в кого стрелять, они ведут себя, как оккупанты. Местные сепаратисты всегда подумают, что где-то живут их земляки, знакомые. Но глупая жестокость есть и в "Айдаре". Зашли как-то на базу отдыха - пришлые из нас начали бить стекла в домиках. Спрашиваю: "Зачем?" А один их них мне отвечает: "Чтобы след оставить".
Расслабляются после боя люди по-разному. Как правило, это алкоголь. Когда подразделения выходят из зоны боевых действий, они находят выпивку. Но в самой зоне выпить - это непозволительная роскошь, там никто не пьет.
До выборов и Луганск, и Донецк освобождать, скорее всего, не будут. Украинская власть удачно провела в мае президентские выборы без этих областей. Теперь сделают точно так же (разговор с Александром состоялся до принятия резонансных законов Петра Порошенко о статусе Донбасса и амнистии. - ред.).
Если не изменится власть, война продлится еще очень долго. Зиму мы точно проживем с ней.
- Информация о материале
Война постиндустриальной эры кардинально отличается от всех войн прошлого. В эпоху индустриального общества война проходила преимущественно в форме вооруженных столкновений на сухопутных, морских и воздушных театрах боевых действий, и главной целью были территории и ресурсы. Но при переходе к информационному обществу виртуальное пространство Интернета становится стратегическим полем боя, коренным образом меняя геополитические и военно-политические приоритеты. А главной целью войны новой эры является информационное доминирование.
Постиндустриальная война
Информационное и технологическое превосходство в сочетании с Сетью, которая размывает театр военного действия и понятие реального и виртуального, порождает новую концепцию войны — сетецентричную войну, или кибервойну. Доказательством того, что мировая кибервойна идет вовсю, являются события последнего времени — шпионский скандал с прослушкой канцлера Германии, хакерские атаки на дата-центры крупнейших банков и корпораций, организация посредством соцсетей «арабской весны», обнародование секретной информации ресурсом WikiLeaks, уничтожение информации серверов иранской атомной станции в Бушере неизвестным вирусом. Все это говорит о том, что война нового типа охватила весь мир, а киберпространство стало одним из основных источников опасности, потому что на данном этапе технологического развития атака в нем развита сильнее защиты.
Теорию стратегии сетецентричных войн эпохи Интернета сегодня разрабатывают ведущие державы мира, но безоговорочным лидером являются США, которые и в виртуальном пространстве пытаются достигнуть военно-информационного превосходства, которое они имеют в реальности.
Концепция войны будущего начала разрабатываться сорок лет назад с появлением Интернета, который был создан министерством обороны США с целью децентрализации управления армией на случай ядерной войны с СССР.
Главный смысл новой теории войны эпохи Интернета заключается в одном: война становится сетевым явлением, а военные действия — разновидностью сетевых процессов. Регулярная армия становится атавизмом прошлого, а вместо нее создается информационная армия, где все гражданское население и кадровые военные соединены в единую сеть, по которой циркулирует информация. Создание такой сети составляет суть сетецентричной войны будущего.
Цель сетевых войн — абсолютный контроль над всеми участниками виртуального пространства путем контролирования информационных потоков. А еще — достижение гегемонии в физической реальной среде через кибератаки, инциденты с компьютерными вирусами, манипуляции в социальных сетях, цифровую дипломатию и прочие феномены современности. И еще очень важный момент — сетецентричная война не запускается в период эскалации конфликта, как это предполагает классическая стратегия. Она перманентна во времени и стирает грань между врагом, нейтралом и другом.
Cyber War. Hard Power — жестко и дорого
Первой кибервойной, войной будущего, которая определила принципы развития стратегической мысли на поколения вперед, стала операция «Буря в пустыне» (1991). Несмотря на современное советское оружие, Ирак потерпел сокрушительное поражение, а эта война запомнилась как одна из самых коротких в ХХ веке. Применение США стратегии, которая основывается на информационном превосходстве, с основным упором на крылатые ракеты, запущенные с палуб военных кораблей, ведомых космическими спутниками, позволило экспертам заговорить о начале новой эпохи в военном искусстве.
Для Hard версии кибервойны первостепенное значение имеет доминирование в аэрокосмическом пространстве, которое достигается за счет спутниковой связи, крылатых ракет и авиации. Главным джокером новой доктрины господства в воздухе выступают спутники связи, которые создают сети коммуникации и направляют ракеты в цель поражения с точностью до 0,5 метра.
В новой войне искусственный интеллект и автоматика вытесняют человека и в качестве пилота боевого истребителя, так как биологическая природа в принятии решений и физических нагрузок тормозит развитие авиации.
Кардинально изменятся и многотысячные сухопутные войска — они в эпоху постмодерна трансформируются в малочисленные, но высокоэффективные группы элитного спецназа с поддержкой группы аналитиков и логистов, которые разрабатывают план военной операции и разбивают его на тактический алгоритм.
Применение стратегии Hard Power в кибервойне с применением авиации и аэрокосмической поддержки дело затратное. Основные игроки кибервойны достигают поставленных результатов, применяя стратегию Soft Power.
Cyber War. Soft Power — мягко и эффективно
Основой стратегии Soft Power является создание вредоносных вирусов для эффективной кибератаки с целью получения необходимой засекреченной информации. Или же — для атаки на компьютерные центры управления гражданской, финансовой или военной инфраструктуры. В современном мире, где в Интернет интегрирована вся экономика, энергетика и транспортная инфраструктура, вредоносный вирус может нанести вред больший, нежели ядерный удар. При этом стоимость подобной атаки не превысит и $100 млн.
Кибератака вредоносным вирусом на критически важные инфраструктурные системы США впервые оказалась на первом месте среди основных угроз в отчете Национальной безопасности, который ежегодно предоставляют конгрессу США ведущие аналитики ЦРУ и АНБ. Главный вывод отчета: в ближайшие пять лет США столкнутся со структурной атакой на важные объекты государственного значения. Столь категоричные выводы были сделаны после симуляции кибератаки с использованием 230 профессиональных хакеров, которые работают в разведывательных структурах США. Моделирование кибервойны показало, что грамотная атака столь небольшой группы хакеров способна оставить 40 млн. жителей США без электричества всего через 30 минут после ее начала. Еще через час 60 млн. абонентов остаются без мобильной связи. А еще через пару часов вредоносный вирус добирается и парализует центр финансового мира — Уолл-стрит.
Для всей мировой практики это серьезный прецедент — впервые угроза компьютерного характера ставится по приоритету выше, нежели традиционная военная угроза от вероятного противника. Ирония заключается в том, что наиболее передовые в техническом плане страны являются и наиболее уязвимыми для кибервторжения. Этот тезис подтверждают $300 млрд. ущерба, который понесли американские компании от кибератак и шпионажа в 2013 году.
Вторым, но не менее важным фронтом Soft Power кибервойны является тотальный контроль над социальными сетями. Если раньше соцсети использовались в Америке как эффективный способ выявления и контроля общественного мнения, то с появлением автоматических программных инструментов систематического получения и анализа информации из соцсетей наступил новый этап кибервойны в соцсетях за пределами США.
С помощью специального софта, в частности через программу Social Media in Strategic Communication, можно не только автоматически генерировать контент в соцсетях, отслеживать любую деятельность среднестатистического пользователя, осуществлять дезинформационные кампании. По заверению сетевых экспертов, теперь с помощью аккумулирования данных, которые пользователи предоставили сами, они в состоянии вычислять поведение социальных групп и отдельных индивидуумов и направлять их на определенные действия. В качестве примера кибервойны следует вспомнить «арабскую весну», которой не было бы без двух факторов. Первый фактор — компьютеризация Ближнего Востока, где количество пользователей с 2001 по 2011 год выросло с 3,3 млн. до 77 млн. чел. И второй фактор — развитие социальных сетей, где шла аккумуляция недовольных, которые общались между собой посредством Facebook и Twitter. Даже отключение в Египте мобильной связи и Интернета не остановило волну протестов, так как Google сделал возможной коммуникацию в Twitter путем спутниковой связи.
- Информация о материале
Когда я был школьником, после Второй мировой минуло 30–35 лет. Но и тогда на вопросы, почему в нашей передовой стране (СССР) есть столько проблем, часто звучал ответ: "Ну как же, мы такую войну пережили, страну приходится заново восстанавливать". Такой была официальная версия многих неурядиц. И люди верили, действительно же, война была страшная, все разрушили, 35 лет — не срок.
Сейчас вновь война, вновь разрушения. И очень не хочется, чтобы войной и ее последствиями оправдывали проблемы, к войне никак не относящиеся.
Риск этого велик. Весьма удобно войной оправдывать бездействие, халатность, низкую квалификацию, да и воровство тоже. Удобно давить на бизнес драконовскими налогами и методами их сбора: ведь стране надо воевать, модернизировать армию, восстанавливать Донбасс…
Уже сейчас чиновники начинают привыкать к новой "удобной" ситуации. Вот Минфин проводит обсуждение бюджета-2015, и первый замминистра финансов Анатолий Мярковский говорит: "Одна из ключевых позиций, которые нам надо будет решить, — это затраты на восстановление территорий и обеспечение боеспособности нашей армии".
Рецепт решения тут же был предложен — "дополнительные поступления вбюджет для обеспечения боеспособности страны ивосстановления разрушенной инфраструктуры восточных регионов, втом числе засчет продления срока действия военного сбора".
Вот так полуторапроцентный военный сбор, введенный как экстренная мера для финансирования воюющей армии, плавно становится еще и сбором для "восстановления разрушенной инфраструктуры восточных регионов". А восстановление, в отличие от самой войны, может тянуться десятилетиями. Восстановление — это же большое капитальное строительство: мостов, дорог, домов. Но и это мелочь по сравнению с восстановлением шахт, предприятий, — вот где простор для освоения бюджета!
А это ничего, что у нас половина страны, как после войны? Живет без дорог, в темноте, грязи. Люди — без шансов на работу. Примитивное здравоохранение, которое дает мало надежд заболевшим. Архаическое образование. Убогий транспорт.
Вот это "ключевые позиции бюджета", хотя и армия однозначно требует большего финансирования, и Донбасс, конечно же, придется восстанавливать.
Когда американцы бомбили Белград в 1999-м, меня поразило одно видео в новостях. Утро после ночной бомбардировки, разбитые здания, а рядом небольшой магазин. В магазине выбиты (видимо, взрывной волной) все витрины. И хозяин тщательно убирает осколки стекла, мусор, все это складывает в мусорные контейнеры, и уже приготовил новое стекло.
Страна на пороге войны, завтра же может быть новая бомбежка! Но нет, жизнь не останавливается, должен быть порядок. Война — не повод не убирать битые стекла.
Надо, чтобы так было и в Украине. Война — не повод не заниматься бытом, благоустройством. Для правительства война — не повод не заниматься экономическими и социальными реформами. Прошло полгода, как прогнали Януковича. К сожалению, в плане мирных реформ мы почти не сдвинулись с места.
Долгосрочная стратегия для страны
Недавно в Администрации президента решили сформировать Национальный совет реформ. От кандидатов попросили представить "Видение стратегии развития Украины до 2020 г". Очевидно, предполагалось, что будут предложены разные варианты. И, действительно, может быть огромное количество тактических мер, которые необходимо осуществить.
Но есть единственно возможная долгосрочная стратегия для Украины — надо сделать так, чтобы в Украине было хорошо жить.
При этом не важно, какой сектор экономики развивается приоритетно. Это абсолютно не регулируется влиянием государства, а лишь рыночными запросами, в том числе глобальными экономическими тенденциями.
Украина не должна стремиться к тому, чтобы стать аграрной, промышленной или информационно-технологической страной. Это мифические задачи. Украина станет такой, какой в данный момент выгодно быть в системе международного разделения труда, если наши законы, налоги, госрегулирование будут не запретительно-коррупционными, а нормальными.
Заниматься же надо системными изменениями, которые реально повысят качество жизни в Украине. В первую очередь это жилищно-коммунальный сектор, инфраструктура (городская, сельская, транспортная, дорожная, рекреационная), экология, образование, медицина.
Требуются актуальные программы развития, которые должны соответствовать таким критериям.
Решать реальные, понятные всем проблемы, с которыми люди сталкиваются регулярно, и которые не могут решить лично. (Например, возможности для заработка трудоспособные граждане ищут сами и не надеются на государство).
Волновать большое количество людей, решать общие проблемы.
Не требовать больших капитальных вложений, поскольку это невозможно в нынешней экономической ситуации.
Быть честными, понятными для людей.
Для этого надо решить ряд системных проблем.
Большая централизация исполнительной власти. В то же время на регионах и муниципалитетах лежит много ответственности, но недостаточно прав.
Бюджетная система.Бюджет формируется "сверху", без учета реальных задач на местах. На места из года в год спускаются стандартные цифры "по контингентам". Отсутствует возможность регулирования доходной и расходной частей бюджета (на местах это возможно в пределах 10–15% максимум). Большая зависимость от трансфертов из госбюджета. Для выполнения местных бюджетов привлекаются займы из госбюджета и внешних источников, что вызывает дополнительную нагрузку для бюджетов следующих лет.
Основная нагрузка местных бюджетов: выплаты чиновникам, учителям, врачам, отопление административных зданий, школ, медицинских учреждений. На развитие городской, сельской, коммунальной инфраструктуры не остается почти ничего.
Низкая квалификация и исполнительская дисциплина руководителей и работников местных органов власти, коммунальных предприятий. Отсутствие понимания ответственности за порученный участок работы.
Все реальные контролирующие функции лежат в сфере ответственности МВД (любых других контроллеров можно "послать ..."). Структура милиции — строго вертикальная, ни в коей мере не подконтрольна и не зависит от местной власти. Поэтому у милиции нет никаких стимулов заниматься проблемами местных общин. Тотальная коррумпированность милиции.
Коррупция. Сейчас во многом приоритеты в расходовании бюджетных средств определяются с учетом коррупционных интересов заказчика и исполнителя. Завышенная стоимость работ.
Примеры программ развития
Ответственность.
Проблема. Сейчас во всех бытовых и коммунальных проблемах люди винят руководителей города или государства. Граждане не знают, кто именно ответственен за порядок на той или иной территории.
Цель. Донести до сведения людей, что за каждый участок есть ответственная организация, работник и руководитель. И решение проблемы в первую очередь надо требовать именно от них.
Светлая Украина.
Проблема. Украина сейчас весьма темная страна. За исключением улиц крупных городов, вся остальная жилая, рабочая и общественная территория освещена плохо. Это крайне ограничивает жизненные и бытовые возможности людей.
Цель. Привести уровень освещенности до европейского уровня. Осветить городские улицы и дворы, основные сельские улицы и все перекрестки, места общественного пользования, рабочие места.
Чистая Украина.
Проблема.Территория страны сильно засорена. Особенно в сельской местности, вне населенных пунктов, местах массового сбора и отдыха людей. Большое количество несанкционированных свалок. Мусор убирается редко и неаккуратно. Люди не приучены к аккуратности и тщательной утилизации. Как на бытовом уровне, так и на промышленном.
Цель. Очистить территорию от мусора, ликвидировать стихийные свалки. Особое внимание — местам отдыха граждан и курортным территориям. Введение института общественных работ по очистке территории. В селах привлечение на платной постоянной основе местных жителей к регулярной уборки территории.
Красивая Украина.
Проблема. Города и села за исключением центральных улиц крупных городов непривлекательны и неэстетичны. Архитектура испорчена, ободранные фасады, аварийные дома, ужасные кривые заборы, неровные дороги и тротуары. В селах заборы чаще старые и полуразрушенные.
Цель. Привести в порядок, отремонтировать фасады домов в центрах городов, придать внешний эстетический вид улицам городов и сел. Разработать архитектурные проекты для центральной части городов.
Безопасные дороги.
Проблема. В стране плохие дороги: по состоянию полотна, ограждения, разметки, знаков, освещению и чистоте. Наши дороги опасны.
Цель. Сделать украинские дороги максимально безопасными для движения. Сосредоточится на том, что можно сделать с меньшими затратами, но по всей стране: чистота, освещение, знаки, а главное — разметка и обозначения обочин.
Твердая дорога к каждому дому.
Проблема. В большинстве сел, поселков и малых городов много дорог, улиц и переулков грунтовые, с колейностью. При малейшем дожде они становятся грязью, непроходимой для транспорта и пешеходов.
Цель. Обеспечить каждому возможность передвигаться по ровной твердой дороге. Это означает, что к каждому дому должна быть проложена асфальтовая, каменная или грунтовая дорога без колеи, ям и луж, проезжая в любое время года для автотранспорта и безопасная для пешеходов.
Хватит ли на все денег?
Жалобы на нехватку средств в бюджетах — постоянны. Но парадокс в том, что немалые деньги на все это уже тратятся. Проблема — в приоритетах. Например, стоимость ремонта придомовых и внутриквартальных дорожек по всей стране, чтобы можно было комфортно подойти/подъехать ко всем 80 тыс. многоквартирных домов, равна стоимости капитального ремонта 100 км трассы Киев—Харьков. Но трассой пользуются сотни тысяч людей в год, а к своим домам по ямам и колдобинам ежедневно добираются 30 млн чел. Чему отдать приоритет? У нас он отдается, конечно, капитальному строительству одного участка дороги.
Еще пример. Для реализации программы уличного освещения в среднем районе Украины требуется 1–2 млн грн, в среднем городе (100–500 тыс. жителей) — 1–3 млн грн. В крупном городе — 5–10 млн грн. Для реализации программы в целом требуется около 1,5 млрд грн (в ценах до инфляционного скачка.) Для сравнения — в такую сумму оценивается арестованное имущество беглого зиц-олигарха Курченко.
Сейчас основной задачей является не столько наращивание доходов, сколько их эффективное использование.
Это же касается и расходов, которые люди несут лично, из своего кармана. Сегодня люди недовольны в первую очередь тем, что не могут получить нужные им услуги даже за деньги. Или могут — но за неадекватные деньги. У нас в стране элитной и дорогой считается услуга, которая должна быть массовой и доступной по цене 90% населения. Это касается образования, медицины, жилищно-коммунального сектора, транспорта, безопасности.
Правительство всерьез рассматривает возможность восстановления Донбасса за счет дополнительных налогов, но на то, что необходимо миллионам украинцев для качественной жизни уже сегодня, денег почему-то не находится.
- Информация о материале
Страница 730 из 1561
