И снова большого праздника не получилось. Хождение по мукам Соглашения об ассоциации продолжается. Долгий и тоскливый период после парафирования, провал в Вильнюсе, расчленение на части и невиданное подписание в два приема, проволочки с ратификацией. И когда она, наконец-то, произошла, остатки эмоций, напоминающие радость, были омрачены сразу двумя вещами — безобразным голосованием по безобразным законам о спецстатусе отдельных территорий Донбасса и амнистии, а также отсрочкой более чем на год начала создания зоны свободной торговли с ЕС. Общественное негодование по обоим фактам просто зашкалило.

У Соглашения об ассоциации столь трудная судьба, Россия столь долго и настойчиво пытается его "нейтрализовать", украинская власть (и прежняя, и эта) столь часто врала, поясняя те или иные отсрочки и уловки, что общество теперь болезненно воспринимает малейший намек не то что на отклонение от европейского курса, но даже на небольшую задержку в пути. А тут вдруг — "подвешивание" на 14 месяцев самого большого раздела Соглашения, причем совершенно неожиданно не только для широкой общественности, но и экспертов, и, смеем уверить, даже для дипломатов, как отечественных, так и европейских.

Принятое 12 сентября в Брюсселе решение было воспринято многими крайне болезненно — как очередная серьезная уступка России, еще одна ошибка или даже предательство власти, как унижение Украины — Россией, Европой и украинской властью. Что ж, эти чувства понятны, и такая точка зрения имеет право на существование. Ее, кстати, разделяет и часть европейских политиков и депутатов. Дебаты перед ратификацией Соглашения в Европарламенте во вторник прошли весьма жарко. Фрустрация многих друзей Украины очевидна. О чем говорила Ребекка Хармс, можно было догадаться даже при выключенном звуке телевизора — по ее взволнованному лицу и бурной жестикуляции. Представлявший Соглашение для ратификации в ЕП Яцек Сариуш-Вольский назвал отсрочку начала реализации значительной части СА "неоправданным, ненужным шагом, сделанным лишь для того, чтобы утихомирить Россию". "Все, что мы делали до этого, воспринималось Россией, как слабость и приглашение к дальнейшей агрессии. В результате значение Соглашения снижается, и закладываются неблагоприятные условия для проведения реформ в Украине", — заявил евродепутат. Аргумент силы, российское вторжение заставили Киев и Брюссель сдаться и отступить — делает вывод относительно принятых ВРУ законов и отложенной ЗСТ министр иностранных дел Польши Р.Сикорский.

Что, как и почему?

Но давайте, все же, попробуем разобраться, что и как произошло.

По информации ZN.UA, все предшествующие трехсторонней министерской встрече в Брюсселе консультации проходили крайне сложно. Общаться с российской стороной, что с телевизором — он все равно не реагирует на то, что ему говорят. По поводу обозначенных Москвой "обеспокоенностей" Киев и Брюссель предоставили четкие и детальные пояснения, которые, по идее, должны были бы снять все российские страхи относительно будущей зоны свободной торговли Украины с ЕС. Москва же упорствовала в своих заблуждениях. Что ее не устраивало? Все. Она продолжала настаивать на внесении предложенных ею изменений в СА до ратификации документа. И за пару дней до Брюссельской встречи жестко пригрозила, что отменит преференциальный режим торговли с Украиной, существующий в рамках ЗСТ СНГ.

Киев и Брюссель продолжали поиск решений. Но, как нам достоверно известно, среди подготовленных украинской делегацией опций отсрочка начала создания ЗСТ не значилась. Киев рассматривал возможность "поиграться" с приложениями к Соглашению и графиком его реализации уже после ратификации и проработать некий трехсторонний протокол для снятия российских "обеспокоенностей" (правда, у Еврокомиссии возникли бы сложности, ведь ей потребовался бы мандат на переговоры). Второй вариант был жестким, с фиксацией в документе по результатам трехсторонней встречи намерений Киева обратиться в ВТО и другие инстанции по поводу российского давления и неоправданных ограничительных мер в торговле. Но экспертные консультации накануне министерской встречи снова не дали результата: россияне были бескомпромиссны, и стороны так и не выбрались из глухого тупика.

Как подтвердили ZN.UA сразу четыре источника, предложение об отсрочке ЗСТ в пятницу внес только что вернувшийся из Штатов еврокомиссар по торговле Де Гухт. После обсуждения этой идеи в двухстороннем формате сначала с украинским министром Климкиным, а затем с главой Минэкономразвития РФ Улюкаевым, ее вынесли на трехстороннюю встречу, и после обсуждения решение было принято.

В совместном министерском заявлении по итогам встречи сказано: "С целью предоставления полной поддержки стабилизации Украины Европейская комиссия готова, в случае ратификации Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, предложить дополнительную гибкость. Такая гибкость будет заключаться в откладывании временного применения углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли до 31 декабря 2015 г., одновременно с продолжением на этот период автономных торговых преференций ЕС в пользу Украины". Кроме того, "стороны продолжат консультации относительно ответов на обеспокоенности России". Украина и Россия подтвердили, что "будут продолжать применение преференционного режима в рамках зоны свободной торговли СНГ".

На дебатах перед ратификацией в Европарламенте комиссар Фюле озвучил две причины, по которым было решено отсрочить ЗСТ Украина—ЕС. Первая — просьба украинской стороны. "Все просто и понятно — экономика Украины в ужасном состоянии. Они выразили желание иметь больше времени, чтобы лучше подготовиться к внедрению технических стандартов". Вторая причина — давление Москвы. "В Украине уже ведутся военные действия. И есть еще угроза полномасштабной экономической войны. Россия под запись, официально говорила, что на следующий день после ратификации Украина столкнется с экономическими трудностями, так как Россия введет экономические ограничения. Это не задержка, а результат российских угроз", — признал в сердцах еврокомиссар. Но, как считает его коллега Де Гухт, принятое решение — "это не знак слабости, нашим заданием было сделать возможным ратификацию".

Широкими мазками еврокомиссары обозначили основные причины. Но попробуем прояснить еще и некоторые важные детали.

Европа. Как было очевидно даже во время дебатов в Европарламенте, для некоторых государств Евросоюза важно, чтобы Россия таки была умиротворена. В ряде столиц, традиционно чувствительных к мнению Москвы, считают, что Россия должна быть услышана и каким-то образом удовлетворена. В противном случае, давали понять и Киеву, и Брюсселю, ратификация Соглашения национальными парламентами может быть затруднена. Кроме того, как свидетельствуют источники ZN.UA, на недавнем саммите НАТО президент Обама раскритиковал Евросоюз за неспособность уладить разногласия с Москвой по Соглашению об ассоциации с Украиной и настоятельно рекомендовал как можно скорее "разрулить" эту проблему и лишний раз не дразнить Россию. Любопытно, что Обама продемонстрировал удивительное, как для обитателя Белого дома, знание вопроса, упомянув даже о "тарифных" прихотях Москвы.

Для Еврокомиссии, в самом деле, было крайне важно ратифицировать Соглашение с Украиной. Мягко говоря, не очень успешная история реализация проекта Восточного партнерства не должна была завершиться для уходящего состава ЕК еще одним провалом. И угрозу ратификации в Брюсселе видели не только в некоторых "пророссийских" европейских столицах. Там не доверяли также и Киеву. Грандиозный провал в Вильнюсе еще долго будет приходить ночным кошмаром ко многим его участникам. Проевропейская же риторика нынешней украинской власти опасения Брюсселя полностью снять не могла. Куда более убедительными могли бы быть быстрые и решительные реформы. Но реформы буксуют, экономика падает, а в Киеве (и не только) многие считают, что начало реализации ЗСТ в условиях войны плюс ответные экономические меры Москвы добьют ее окончательно. Одно время даже прошел слух, что Киев ищет возможность "спрыгнуть" с ратификации, переложив вину на Раду. Так что, видимо, зафиксированное в брюссельском заявлении условие продления автономных преференций для Украины — ратификация Соглашения — появилось в тексте неспроста.

Дальнейшее экономическое падение Украины страшит Евросоюз помимо того, что спасение обойдется дороже, еще и тем, что углубление "негараздів" в своей стране украинцы будут связывать уже не только с агрессией России, но и реализацией Соглашения. Ассоциация будет скомпрометирована, что снова может поставить жирный крест на запланированных реформах.

Ну и, конечно, все уже просто устали. От тягомотины с Соглашением, от множащихся безумных требований россиян. Вот бюрократы после непродолжительных консультаций с некоторыми столицами и приняли такое решение. Можно сказать, соломоново.

Украина. Комиссар Фюле не обманывал. Киев и в самом деле обращался к Брюсселю с предложением отсрочить начало ЗСТ и продлить односторонние торговые преференции. Но только было это не в прошлую пятницу, а еще в середине лета. Причина, как указано выше, — бедственное положение экономики: мол, увеличившийся импорт и жесткий график требуемых по Соглашению реформ в условиях российской агрессии — и военной и экономической — приведут к еще большим проблемам. Тезис, заметим, весьма спорный. Некоторые экономисты, не соглашаясь с ним, утверждают, что резкого роста импорта при нынешнем курсе гривны и покупательной способности населения ожидать не стоит, а реформы как раз и помогут быстрее стать на ноги. Но факт остается фактом: официальный Киев хотел (или, как минимум, был не против) отсрочки ЗСТ и продления автономных преференций. Но Брюссель это предложение тогда проигнорировал. И только сейчас, в патовой ситуации, вдруг неожиданно ухватился за него, как за спасительную соломинку.

В результате Киев неожиданно получил то, о чем когда-то сам просил. Для Евросоюза, учитывая мизерную долю нашей страны во внешнеторговом обороте ЕС, это небольшая жертва. Зато теперь в глазах столиц по обе стороны Атлантики Брюссель — миротворец, положивший на жертвенный алтарь перед Москвой самый большой — торговый — кусок Соглашения об ассоциации. Правда, ненадолго и не для съедения, а чтоб обнюхала, поняла, что не отравлено, не опасно, и угомонилась.

Брюссель и Киев предоставили Кремлю возможность для сохранения лица, для победных заявлений перед телезрителями и одновременно отняли у него формальный повод для отмены режима свободной торговли с Украиной в рамках СНГ (что, по оценкам экспертов, может стоить нашей стране 2,5—3 млрд долл. в год).

Россия страшно боится "тайного" реэкспорта на ее рынок европейских товаров, которые могут хлынуть в Украину в результате действия ЗСТ с ЕС, и масштабного вытеснения украинских товаров на ее рынок. Решение о переносе сроков начала имплементации ЗСТ и продолжении трехсторонних консультаций, по идее, должно было бы ее страхи снять. Ведь россияне требовали изъять из ЗСТ 2376 товарных позиций, а получили царский подарок — "изъятие" более чем на год всего торгового раздела СА. Не знаю, от чего они ошалели больше — от радости или недоумения, задавались ли вопросом "А в чем подвох?" или упивались торжеством, что "нагнули" и ЕС, и Украину, но А.Улюкаев, как утверждают наши источники, согласился на предложение достаточно быстро. Правда, по возвращении из Брюсселя, он, похоже, теплого приема и похвалы в родной столице не встретил. Москва с прежней энергией и натиском взялась за свое…

Плюсы и минусы

Каковы же "плюсы" и "минусы" для Украины принятого в Брюсселе "на троих" решения?

Позитив представители украинской власти осветили за последнюю неделю достаточно широко. Во-первых, у нас, наконец-то, есть ратифицированное Соглашение об ассоциации, прочно и, надеемся, навсегда, связавшее Украину и Евросоюз, зафиксировавшее цивилизационный выбор нашей страны. Соглашение, несмотря на все усилия России, ратифицировано украинским и европейским парламентом без единого изменения, в том виде, в котором и было подписано. Верховная Рада вдобавок приняла заявление "О европейском выборе", в котором отметила, что ратифицировав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина подчеркивает свой выбор в пользу будущего членства в ЕС в соответствии со ст. 49 Договора о ЕС. Напомним также, что на прошлой неделе Украина, Грузия и Молдова озвучили свои ожидания получить весной следующего года на Рижском саммите Восточного партнерства "четкий сигнал от ЕС о перспективе членства".

Во-вторых, для украинских экспортеров, по сути, будет действовать односторонняя ЗСТ, и они продолжат практически беспошлинно продавать свои товары на европейском рынке. Еврокомиссар де Гухт подтвердил данные отечественного Госкомстата: за время действия односторонних преференций, введенных Евросоюзом с конца апреля, украинский экспорт в ЕС вырос на 15%. Премьер Яценюк заявляет, что сохранение преференций принесет Украине до 500 млн евро дохода в год. Европейские же компании будут завозить в Украину товары, оплачивая ввозную пошлину, что сохранит для отечественных производителей более выгодные условия конкуренции на нашем рынке. Правда, пока не оправдаются надежды украинских потребителей получить более дешевую импортную продукцию. Но, опять же, при нынешнем курсе гривны и не лучших временах для импортеров, вряд ли даже в случае отмены пошлин на импорт они упустили бы возможность поправить собственное положение и пошли на снижение цен для покупателей.

В-третьих, поскольку для европейских товаров пошлины сохраняются, сохранятся и таможенные поступления в украинский бюджет. По оценкам экспертов, это примерно около 3 млрд грн в год. Без контрабанды, правда, было бы значительно больше…

В-четвертых, как утверждают специалисты, отечественные экспортеры напрасно оплакивают возможность пересмотра квот через год после начала временного применения СА из-за исключения из него раздела о ЗСТ. По словам экспертов, в режиме автономных преференций квоты пересмотреть можно быстрее и проще. Учитывая, что их размер в СА определялся по данным 2005—2007 гг., то в случае, если Киев сможет аргументировать необходимость их увеличения, приведя сегодняшние цифры объема производства и экспорта той или иной продукции, то ЕК может пойти на пересмотр квот (в данном случае, это в ее компетенции). При заключении Соглашения европейцы были весьма жестки в этом вопросе, теперь же, по идее, их должно смягчить желание помочь Украине и чувство вины перед ней.

В-пятых, перенос начала функционирования ЗСТ вселял в Брюссель и Киев призрачную и уже практически растаявшую к концу этой недели надежду на то, что Москва угомонится хотя бы по поводу уже ратифицированного Соглашения и не реализует свои угрозы отменить режим свободной торговли с Украиной в рамках соглашения СНГ.

Теперь о негативах — реальных, преувеличенных и возможных.

Во-первых, имиджевых и психологических. Украина в этой истории снова выглядит слабой, проигравшей, вынужденно уступившей давлению более сильных и циничных игроков. Многих украинцев не покидает ощущение, что нас в очередной раз "слили" и "сдали". Это крайне неприятно. Это обидно и больно. Компромиссы никогда не приносят удовлетворения. Особенно при отсутствии побед. Но принятое в Брюсселе в прошлую пятницу решение вполне укладывается в логику большинства других решений украинской власти и Запада по урегулированию ситуации в нашей стране и борьбе с российской агрессией. Насколько она верна или ошибочна, мы узнаем только со временем. По тому, в каких границах останется Украина, всю ли свою территорию она сможет контролировать и будет ли способна идти по выбранному ее народом пути.

Во-вторых, как утверждают некоторые комментаторы, без четвертого, торгового, раздела временное применение Соглашения будет всего лишь формальностью. Это не так. Перед подписанием второй части СА Совет ЕС уже определил своим решением объем временного применения Соглашения. Список вошедших в документ разделов, глав и статей имеется в распоряжении ZN.UA. В нем указаны все разделы — и политические и экономические — полностью или частично, в т.ч. и девять глав плюс еще две статьи раздела V "Экономическое и секторальное сотрудничество", а также ряд приложений. Поле для работы по преобразованию страны на ближайший год — широчайшее. От "Диалога по сотрудничеству по вопросам внутренних реформ", "Верховенства права, уважения к правам человека и основным свободам" до "Энергетического сотрудничества, включая ядерные вопросы", "Сельского хозяйства и развития сельских территорий", "Защиты прав потребителей" и "Финансового сотрудничества и положений по борьбе с мошенничеством".

На сегодняшний день в этом списке все еще присутствует и раздел IV "Торговля и связанные с торговлей вопросы", имплементация которого и означает создание ЗСТ Украины с ЕС. Если Брюссель таки будет выполнять достигнутую на трехсторонней встрече договоренность, Совет ЕС еще должен будет пересмотреть ранее определенный объем временного применения и новым решением изъять из него раздел IV. Кроме того, и Совет ЕС, и Европарламент должны будут одобрить продление автономных преференций для Украины.

Но, как заявил во время дебатов в ЕП комиссар Де Гухт, "Если Россия каким-то образом нарушит договоренности, мы предложим Совету ЕС изменить решение относительно откладывания до 31 декабря 2015 г. временного применения положений зоны свободной торговли".

Но, в-третьих, уже в понедельник стало понятно, что Россия вряд ли намерена выполнять брюссельские договоренности. Чего, в общем-то, и следовало ожидать. Сначала министр Улюкаев и премьер Медведев потребовали от Украины и ЕС юридического закрепления брюссельских договоренностей, а также предупредили о недопустимости "ползучей имплементации". В случае же выявления скрытой реализации Соглашения об ассоциации, предупредил Д.Медведев, Россия будет вынуждена отменить ЗСТ с Украиной и торговать с Киевом "по обычным правилам". А.Улюкаев предложил создать в Минэкономразвития РФ специальную рабочую группу "по мониторингу законодательства Украины и фактических действий Киева". Видимо, чтобы пристально отслеживать эту самую "ползучую имплементацию". Но и этого россиянам показалось мало. Глава Минэкономразвития направил комиссару де Гухту и главе украинского МИДа П.Климкину грозное безапелляционное письмо, в котором к уже озвученным добавил требование предоставить трехсторонней группе мандат на подготовку предложений по изменению Соглашения об ассоциации.

Киев голосом уполномоченного по торговле В.Пятницкого сразу же заявил, что Украина никоим образом не намерена документально фиксировать трехсторонние брюссельские договоренности. И это вполне логично и юридически грамотно, поскольку изменение объема временного применения СА и продление для Украины односторонних торговых преференций ЕС — прерогатива исключительно европейской стороны. Никаких дополнительных решений и документов со стороны Киева для этого не требуется. Если же Россия сама нарушит брюссельские договоренности, то Украина, по словам В.Пятницкого, будет реагировать соответствующим образом. В том числе и введением тарифов на продукцию, импортируемую из России. Премьер Яценюк на заседании КМУ в среду пообещал, что "как только Россия введет торговые ограничения по отношению к Украине, мы безотлагательно, в тот же день введем зеркальные меры".

19 сентября Москва от слов перешла к делу. Премьер Д.Медведев таки подписал анонсированное ранее постановление о введении таможенных пошлин для украинских товаров. Как сообщает "Интерфакс", речь, по словам главы правительства РФ, идет о продовольствии, продукции легкой и обрабатывающей промышленности и других товарах. "Но эти пошлины будут введены, если Украина все-таки начнет применять экономические статьи Соглашения раньше названного срока (1 января 2016 г. — ИФ.), т.е. начнет юридическую имплементацию или практическое применение этих положений", — пояснил Д.Медведев.

Так что, похоже, Киев и Москва снова на пороге полномасштабной торговой войны. И чего было, спрашивается, сушить мозги в Брюсселе в поисках компромиссного решения, если Москва все равно не выполняет никаких договоренностей? Она не-до-го-во-ро-спо-соб-на. Когда же до Запада это, наконец-то, дойдет?

В общем, Брюсселю срочно нужно крепко задуматься, что делать дальше. И стоит ли теперь следовать трехстороннему заявлению от 12 сентября и откладывать введение ЗСТ с Украиной. Потому что эта "взятка" Москву не удовлетворила.

Кремль делал и будет делать то, что считает нужным. И уже продемонстрировал, что готов платить за эту роскошь очень высокую цену.

Но если Евросоюз таки официально оформит отсрочку введения ЗСТ решением Совета ЕС, то, в-четвертых, под угрозой окажется проведение в Украине в обозримом будущем столь необходимых для нее реформ. Ведь Соглашение и его неотъемлемая часть о ЗСТ — это и есть самая амбициозная в истории нашей страны программа реформ. И отсрочку ее реализации большинство экспертов называет главным "минусом" брюссельского решения. Потому что одних громких президентских и премьерских заявлений о немедленном начале имплементации Соглашения мало. Предвыборные указания А.Яценюка на заседании Кабмина завершить ее до 2017 г. лишь воскрешают в памяти данное в 2005-м обещание В.Ющенко начать в 2007 г. переговоры с Евросоюзом о вступлении Украины в ЕС. Действия же нынешнего правительства особого оптимизма по поводу быстрого продвижения реформ не внушают.

Осуществлять же их "подпольно", чтобы лишний раз "не дразнить Россию" и не нарываться на обвинения в "ползучей имплементации" — еще сложнее. Вот на Кабмине в среду с помпой был принят План мероприятий по реализации Соглашения об ассоциации с ЕС, включающий имплементацию и четвертого раздела, посвященного созданию ЗСТ. А вечером того же дня в документ уже тихонько, без помпы, добавили сноску о том, что сроки выполнения раздела IV Соглашения зависят от условий временного применения СА. В переводе на общедоступный это означает, что если Брюссель таки примет решение об отсрочке ЗСТ, то эта часть Плана формально выполняться не будет.

Правда, наши источники в исполнительной власти уверяют, что это лишь "отвлекающий маневр", и в реальности адаптация украинского законодательства к европейскому, принятие норм и стандартов ЕС будут продолжаться. Нам ведь не обязательно при этом объявлять, что это делается в рамках Соглашения. Украине после грозных окриков России теперь что ли вообще никаких реформ ни в одной отрасли проводить нельзя? В конце концов, как утверждают знатоки, адаптацию своего законодательства к европейскому Украина может проводить и в рамках уже подзабытого всеми, но все еще действующего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного в далеком 1994 г.

Россияне, по свидетельству украинских участников переговоров, весьма плохо знают наше законодательство, мало что понимают и не хотят разбираться в сложнейшем Соглашении об ассоциации с ЕС. Они настаивают на отсрочке принятия Украиной европейских технических регламентов, но при этом понятия не имеют, что из основных нам осталось внедрить всего два-три регламента. Москва заявляет, что реализация СА осложнит сотрудничество таможенных ведомств Украины и России, но для ее "экспертов" стало открытием во время консультаций, что украинский Таможенный кодекс уже на 90% соответствует европейским требованиям. И т.д. и т.п. Так что при желании формально от российских обвинений в "ползучей имплементации" отбиться можно.

Для Украины важнее другое — чтобы она, эта имплементация, была — хоть "ползучая", хоть "подпольная", лишь бы не виртуальная. Пессимисты опасаются, что в случае, если Брюссель на 14 месяцев отложит ЗСТ и умоет руки, то без "надсмотрщика с кнутом", без постоянного подхлестывания и понукания Киев сам мало что сделает — доказано многократно. Оптимисты же уверяют, что Евросоюз не отойдет в сторону. Специально созданная для помощи нашей стране в реализации Соглашения Группа ЕС по поддержке Украины под руководством Питера Балаша уже заработала и рвется в бой.

Но будем честны перед собой. Никакие планы и программы, никакие органы Ассоциации, группы и команды европейских "надсмотрщиков" не заставят украинскую власть провести реформы. Как заметил с трибуны Ялтинской европейской стратегии (YES) в недавнем прошлом успешный менеджер, а ныне замглавы АПУ Д.Шимкив, для реформ необходимо лишь одно — наличие политической воли.

А самым эффективным "надсмотрщиком", добавим от себя, должно стать все украинское общество. В конце мрачного ноября 2013-го у нас был Янукович и не было Ассоциации. Тогда в это было бы невозможно поверить, но сегодня, меньше чем через год, у нас уже нет Януковича, зато есть подписанное и ратифицированное Радой и Европарламентом Соглашение. Мы добились этого сами. И сделать страну по-настоящему европейской мы тоже можем лишь сами.

Может ли быть так, что целый народ бес попутал?

Даже самый закоренелый скептик и материалист задает себе этот вопрос, глядя на то, что происходит в Донбассе. Как это объяснить? Почему миллионы людей сошли с ума и выполняют какую-то суицидальную программу? Как их вразумить, как отговорить от саморазрушения? Возможно ли это вообще?

В Донбассе творится очевидная чертовщина. Происходящее там — алогично, потому как действия, совершаемые местными жителями, прямо противоречат декларируемым ими целям. И при этом почти никто не задается вопросом — а верной ли дорогой мы идем? Никто не призывает остановиться.

Допустим, вы — патриот Донбасса. Вы считаете (и во многом оправданно), что Донбассу было плохо в предыдущие 20 лет, что регион не развивался, деградировал, вымирал, что его население страдало и испытывали притеснения. Вам не нравится правительство в Киеве, которое вы обвиняете во враждебном отношении к двум восточным областям Украины. И вот назло этому самому правительству вы вооружаетесь, выходите на улицу и разносите к чертовой матери все, что еще хоть как-то работало, убеждаете людей брать оружие, убивать и умирать, призываете к войне на собственной территории, которая разгорается и приводит к смертям и разрушениям. Вы устраиваете беспорядки, крушите промышленность, экономику, взрываете железные дороги и мосты, уничтожаете спорт и образование. В конечном итоге ваш родной, горячо любимый Донбасс, о процветании которого вы мечтали, объявляется серой зоной, обнесенной колючей проволокой, непризнанной территорией без законов, без смысла и без будущего.

Абсурд? Без сомнения. Давайте рассуждать логически: если вы патриот Донбасса и действительно страстно желали, чтобы этот край наращивал промышленный потенциал, добивался успехов в спортивных соревнованиях, развивал образование и культуру, вы никак не должны были совершать изложенные выше действия, потому как они привели к полярно другим последствиям — к развалу и тотальному хаосу.

И напротив — если вы на самом деле выполняли чей-то враждебный заказ, действовали по злому умыслу и вредили, то тогда ваши действия как раз были правильными и принесли желаемые результаты. Если вы действовали, как враг Донбасса, как провокатор, как ненавистник его жителей, в этом случае вы поступали логично и достигли своей цели.

Боевики, называющие себя «Православной армией» по идее должны были читать Библию. А там ясно написано: "По плодам их узнаете их...Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые..." Какие плоды принесли царевы, пургины, болотовы и губаревы? Да уж явно не добрые. Однако же, никакой волны всенародного возмущения их деятельностью не наблюдается, и общество не подвергает сомнению те деяния, которые были ими совершены.

Война, хаос, смерть, разрушения, нищета, непризнанный статус — это то, что есть сегодня у Донбасса по факту, в сухом остатке. Россия не собирается принимать разоренную территорию в свой состав и брать за нее ответственность. Более того, Путин не признал и независимость ЛНР и ДНР, ясно дав понять, что ценность этих территорий и их населения для РФ куда меньше, чем ценность Абхазии, Южной Осетии и Крыма. То, в чем боятся сегодня признаться себе сторонники сепаратизма в Донбассе, становится слишком очевидным — их использовали, их принесли в жертву в большой геополитической игре.

Чтобы уж совсем было понятно, что произошло, поясню на самом простом примере. В моей школе на пару лет старше меня учился наркоман, который подсадил на иглу свою девушку, а потом вместе с ней тянул деньги на наркотики из ее родителей. Так вот, наркоман в данном случае — это Россия, несчастные родители — Украина, а девушка-торчок — ДНР и ЛНР. Жители Донбасса, которыми пользуются, как инструментом шантажа, конечно, могут утешаться тем, что Украине тоже плохо, но в конечном итоге им, конечно, хуже всех. И, как любой инструмент, однажды их попросту отложат в долгий ящик и забудут.

Красивых обещаний жителям Донбасса так называемые «патриоты» и «защитники-анифашисты» раздали много. Но в реальности воплотились лишь вспаханные снарядами города, сожженные здания и убитые люди. Можно сколько угодно ругаться и обсуждать, почему все это произошло и кто виноват, но по факту Донбасс разрушен, и погибших уже не вернуть. Без Губарева, без Царева, без Стрелкова войны бы не было и Донбасс бы не превратился в черную дыру. Но если их цели и задачи еще можно объяснить какими-то шкурными интересами и желанием обогатиться, то совершенно не ясно, почему их поддерживали и продолжают поддерживать обычные жители, которые в результате случившегося терпят только лишения.

Вот, например, что пишет известный российский публицист и националист Максим Калашников, которого никак нельзя заподозрить в сочувствии Порошенко и Яценюку:

«На Донбассе воцарился полный феодализм. Власть принадлежит полевым командирам. Они – как князья и феодалы, политические перспективы есть лишь у тех, кто может кормить и снабжать свою «дружину». Сходство с Сомали и Чечней 1993-1994 годов – практически полное. Лютует «госбезопасность». Из-за этого передвигаться приходится вооруженными группами. Под предлогом установления личности и проверки подозрений «в погреб» могут посадить с полпинка, а также – отобрать понравившуюся собственность. Никакого народного строя тут нет. Вышло позорище: территория Новороссии являет собой жизнь не лучшую, чем на Украине, а гораздо более худшую. Буквально – ад. Социальное одичание».

Очевидное перестали отрицать даже в лагере противника. Вместо свободы и независимости Донбасс получил социальное одичание. И ситуация продолжает ухудшаться даже не смотря на то, что стрелять стали гораздо меньше, чем раньше, а линия фронта остается более-менее стабильной.

В 2004 году перед президентскими выборами в Донецке главным врагом и фашистом по всеобщему убеждению считался Виктор Ющенко. Ему приписывали самые демонические качества и невероятно кровожадные планы. В городах донецкой и луганской областей распространялись листовки, в которых перечислялись несчастья, которые придут в страну вместе с оранжевым президентом.

 

Удивительно, но листовки оказались пророческими. Правда, кровожадные «планы Ющенко» по странному стечению обстоятельств 10 лет спустя реализовали «патриоты» Донбасса разной степени патриотичности. При этом Ющенко и до сих пор ненавидят в Донецке, как врага, а «патриоты» считаются патриотами и восторженно ведут «Титаник» к приближающемуся айсбергу.

Из последних примеров — уничтожение Донецкого Национального Университета, который боевики ДНР захватили и объявили филиалом МГУ. Лишить Донецк университета — это в самом деле историческое достижение. Никакому Ющенко с Тягнибоком даже не снилось такое, но в Донецке что-то не слышно возмущенных голосов. Социальное одичание же. Зачем в самом деле университет в черной дыре непризнанной зоны? Привыкайте работать гастарбайтерами в Киеве и Москве.

Любимая отговорка сепаратистов — мол, это все укропы виноваты, а мы воевать не хотели, напоминает оправдание несмышленого малыша, не способного выстраивать простейшие причинно-следственные связи. «Я не виноват, я только хотел разжечь костер, а сгорел гаражный кооператив».

Разумеется, последний идиот понимает, что если стрелять в солдат и сотрудников СБУ, в ответ тоже будут стрелять. И те, кто развязывал войну в Донбассе, те, кто захватил Славянск, кто убил первого сотрудника «Альфы» Геннадия Биличенко 13 апреля, отлично понимали, что делают и какие последствия наступят.

Сепаратисты сознательно провоцировали войну, призывали к вооруженному конфликту, требовали от Путина ввести войска в Донбасс, отлично понимая, что ареной будущих военных действий станут Донецкая и Луганская области. Ни Галичина, ни Киев, а в первую очередь их малая родина, за судьбу которой они якобы так переживали. И если лидеры боевиков выполняли работу за деньги и возможность получить власть на оккупированных территориях, то простые жители Донбасса, добровольно поддерживавшие бандитов на митингах, создававшие им массовку, жертвовавшие им продукты и пенсии, фактически совершали немотивированный ничем массовый суицид. Безусловно, они никогда не признают этого и будут перекладывать всю вину за нынешний кошмар на украинскую власть. Но ведь никто не стреляет в харьковчан, запорожцев, днепропетровцев. Стрелять стали только в тех, кто первым открыл огонь по украинским военным и сотрудникам спецслужб.

Донбассу не понадобились «Greystone» или «Blackwater» для того, чтобы превратиться в руины и аннигилироваться. К катастрофе привело собственное агрессивное безумие.Впереди долгие годы тягучего беспросветного существования в неуютных и неустроенных городах, нищета, запустение, статус буферной зоны. Медленное умирание безнадежно больного. Или, как пел незабвенный Егор Летов - «непрерывный суицид».

Когда начинался второй этап съезда партии Блок Петра Порошенко (БПП), прошедший 14 сентября в НСК "Олимпийский", окончательный вариант избирательного списка отсутствовал в зале. Лидер пропрезидентской партии УДАР Виталий Кличко задерживался, президент Петр Порошенко так и не приехал. В кулуарах шептались, что на Банковой все еще договариваются. Список привезли спустя три часа, но сенсационных изменений на первый взгляд он не содержал.

Накануне в окружении президента Петра Порошенко не исключали, что в день съезда могут быть сюрпризы. Несмотря на провал переговоров с Народным фронтом Арсения Яценюка, шанс прийти к общему знаменателю оставался. Запросы фронтовиков были явно завышенными. Вначале они просили 50% в проходном списке, затем снизили планку до 30%. Неоднозначные кандидаты в списке фронтовиков, например, Андрей Иванчук и Николай Мартыненко, снижали вероятность достижения компромисса.

К тому же партия Яценюка-Турчинова предлагала изменить названия совместного детища, и гарантировать за нынешним премьером сохранения поста после выборов. "Их условия несопоставимы с выгодами от такого объединения. Слияние добавит проекту всего 3%", - объяснили в окружении Порошенко безрезультатность переговоров. Источники ЛІГАБізнесІнформрассказывают, что одним из реальных выходов мог стать вариант, при котором Арсений Яценюк возглавляет список, а Народному фронту предоставляют квоту в 25%. Однако и ему не суждено было сбыться.

Не в пример Народному фронту, партия УДАР без проблем влилась в Блок Порошенко, довольствуясь 30% в списке. У Кличко такой результат считают удачей, так как квота не только дает гарантию на прохождение в Раду, но и позволит провести в парламент больше людей, нежели самостоятельное участие в выборах. Руководителем избирательного штаба президентского блока станет Виталий Ковальчук, один из реальных лидеров УДАРа.

При рейтинге в 27-30% в Блоке Порошенко надеются провести около 80 депутатских штыков. Правда, это без учета не определившихся избирателей, с которыми у Порошенко надеются набрать 40%. Часть победителей уйдет во власть, уступив свои кресла следующим по списку. К примеру, Кличко заявил, что останется мэром после выборов, вице-премьер Владимир Гройсман подтвердил, что он будет продолжать работать в Кабмине над децентрализацией власти. Едва ли покинет свой пост заместитель главы Администрации президента (АП) Игорь Грынив и глава управления инфорбезопасности Нацгвадии Юрии Стець. Не исключает переход в исполнительную власть Павел Розенко.

Напомним, в первую пятерку президентской партии вошли Виталий Кличко, Юрий Луценко, Ольга Богомолец, Владимир Гройсман, Мустафа Джемилев. Во вторую - Юлий Мамчур, Мария Матиос, Николай Томенко, Ирина Геращенко, Виталий Ковальчук.

Неожиданным стало появление в списке медийщиков. Среди них журналисты Украинской правды Мустафа Найем и Сергей Лещенко, глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко, бывший пресс-секретарь Порошенко Ирина Фриз, экс-главред газеты "Комментарии" Вадим Денисенко, журналист "Интера" Ольга Червакова, исполнительного директора движения "Честно"Светлана Залищук.

В проходную часть списка также включили губернатора Одесской области Игоря Палицу, близкого к миллиардеру Игорю Коломойскому, жену главы БПП Ирину Луценко, куму Петра Порошенко Оксана Билозир, бывшего главу НБУ Степана Кубива, недавнего одесского регионала, председателя облсовета Алексея Гончаренко, бизнес-партнера Кличко Артура Палатного. На 37 место поставили Валерия Ищенко, чей помощник три месяца назад засветился в Днепропетровской области в скандале с попыткой назначения смотрящего над экспортерами.

Впрочем, гораздо интереснее те, кто не вошел в список. По данным ЛІГАБізнесІнформ, в первоначальном варианте несколько ближайших соратников Коломойского. В день съезда, дождавшись пока пройдут все собрания рейтинговых партий, у президента вычеркнули днепропетровских кандидатов, значительно ослабив будущее представительство олигарха в парламенте. В окружении Коломойского корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ подтвердили, что в пропрезидентский список действительно не попали несколько человек. Но отказались уточнять, кто именно и произошла ли замена в последний момент.

Дележ округов по-новому: игра в поддавки с Довгим и Киваловым

Больше сюрпризов на мажоритарных округах, где БПП планирует взять 40-50% мандатов. Количество политиков старой формации, тушек и приспособленцев и любых друзив времен Ющенко-Януковича в президентском блоке сразу бросается в глаза. Попахивает и сдачей округов одиозным персонажам.

В Закарпатье под брендом Порошенко идет целый клан влиятельного чиновника и депутата всех властей Виктора Балоги - он, два его родных брата и один двоюродный. По Львовской - братья Богдан и Ярослав Дубневичи. По Винницкой области, по "семейному округу" в парламент баллотируется старший сын президента Алексей Порошенко (12-й округ, по нему баллотировался отец кандидата). Напомним, сыновья Азарова, Януковича и Пшонки тоже были депутатами ВР.

По старой памяти глава государства взял кандидатов из числа бывшего окружения Виктора Ющенко - Давида Жванию (округ 140, Одесская область), Николая Катеринчука (округ 13, Винницкая область), Александра Третьякова(округ №19, Киев). Последнему, кстати, на округе будет противостоять экс-глава КГГА Владимир Бондаренко. По словам Павла Розенко, партии Порошенко удалось договориться с Батькивщиной, по 10-15 округам не выдвигать друг против друга сильных соперников. Если это соответствует действительности, то округ №19 явно не входит в круг договоренностей.

Удивительная ситуация на 102 округе в Кировоградской области, который более месяца активно окучивает одиозный "парашютист" из Киева Олесь Довгий из знаменитой молодой команды Черновецкого. Партия президента выдвинула против него заведомо слабого соперника Вадима Бондаря, который ограничен в ресурсах и еще даже не начинал избирательную кампанию. Специалисты по выборам прогнозируют ему поддержку избирателей на уровне 1-2%, а значит, о серьезной конкуренции разговор не идет. Как показывает практика прошлых кампаний, на сдаче округа можно заработать не один миллион долларов. Председатель Кировоградской областной организации БПП Константин Ярынич не нашел, что ответить корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ по этому поводу.

На этот вопрос мог бы пролить свет глава Госуправделами Сергей Березенко, отвечающий за развитие партийной сети. Он имел возможность влиять на партийный список кандидатов в мажоритарных округах, одна из его задач - убедить президента в том, что кандидаты от БПП являются на выборах конкурентоспособными. Аналогичнаяистории с Довгим ситуация складывается на 135 округе в Одессе, где против рейтингового экс-регионала Сергея Кивалова поставили мало узнаваемого экс-регионала, а ныне порошенковца Виктора Наумчака. Формированием списка по Одесской области занимался глава областной организации бывший регионал, одессит Алексей Гончаренко.

На фоне медийных фамилий теряются не публичные, но, тем не менее неоднозначные кандидаты. По 95 округу в Черкасской области выдвинули Сергея Любивого, помощника экс-регионала Владимира Зубика, который голосовал 16 января за диктаторские законы. От Ивано-Франковска по 89 округу баллотируется экс-председатель городской ячейки Юрий Соловей - тот самый, что публично изобличал Виталия Ковальчука в связях с олигархами после исключения из УДАРа. По 168-му харьковскому округу выдвигается Виталий Немилостливый, которого Батькивщина обвиняла в политическом предательстве.

В Ивано-Франковске по 83 округу будет баллотироваться Александр Шевченко, который широкой общественности запомнился тем, что отправил в нокдаун в Раде Олега Ляшко. В узком политическом кругу он известен близостью к Коломойскому, так как является директором комплекса "Буковель", принадлежащего миллиардеру. Впрочем, есть кандидаты, которые официально не идут на выборы от Блока Порошенко, но в случае победы могут примкнуть к нему. Среди них Федор Негой, сражающийся за депутатское кресло в 186 округе Херсонской области. Всего по списку и мажоритарным округам партия президента надеется провести в Раду 180-200 человек.

Последний раунд Кличко

Не исключено, что этот съезд и последующие выборы станут закрытием политического проекта "Виталий Кличко". Учитывая, что партия УДАР была построена по медийному лидерскому типу, ее рейтинг зависел от популярности Виталия Кличко. Хотя давно уже не секрет, что он является номинальным руководителем, все решения за него принимал серый кардинал партии Виталий Ковальчук. Кличко пережил пик политических симпатий избирателей в конце 2013 года, когда его рейтинг приблизился к отметке 20%. Появились реальные шансы победить на выборах президента. Высокий показатель стал возможным благодаря грамотной работе команды, которая создала ему через медиа имидж спортсмена-интеллектуала. Однако февральские события на Майдане ввели чемпиона в ступор, он не сумел проявить лидерские качества, что резко сказалось на популярности. Оказалось, что внушительный вид как политик Кличко имел на фоне Януковича.

В марте рейтинг политика Кличко скатился до 5%. В партии просчитали, что пост президента ему не светит, а политический вес и дальше будет снижаться. Так пусть он его теряет на посту мэра Киева, а не на посту лидера фракции, что замедлит падение рейтинга партии. "У него была миссия перед избирателями - победить зло в лице Януковича и его команды. За него это сделал Майдан. Виталик себя в политике исчерпал", - разводят руками те, кто был причастен к созданию партии.

Возглавив город, Кличко продолжил допускать ошибки. К примеру, не смог навести порядок на Майдане, баррикады которого превратились в свалку. Уборку пришлось взять на себя Администрации президента - под видом неравнодушных киевлян приобщили к разборке завалов ребят крепкого телосложения. Косноязычность киевского градоначальника по-прежнему играет с ним злую шутку. Последний скандал разразился в Германии. Кличко, вспомнив о Берлинской стене, попросил немцев поделиться опытом в реализации нашего проекта на границе с Россией. Его слова вызвали заграницей возмущение, так у немцев стена является символом раскола страны и кровавых событий, связанных с этим противостоянием.

Едва ли новоиспеченный мэр сможет повысить рейтинг за счет хозяйственной деятельности в Киеве. Во-первых, для получения результатов осталось слишком мало времени - через год перевыборы. Во-вторых, размер финансирования столицы зависит от решений Кабмина, что лишает городского головы перед выборами еще одного козыря. В-третьих, Кличко не управляет этими процессами, так как всей административной деятельностью в столице занимается его первый заместитель Игорь Никонов, собственник крупной строительной компании КАН, которому приписывают связь с Сергеем Левочкиным.При этом, как свидетельствуют депутаты от партии УДАР, Кличко не теряет надежду остаться в большой политике и даже в будущем сражаться за первый пост государства. А его ближайшее окружение пока помогает ему жить в этом иллюзорном политическом мире.

Первые 80 кандидатов в народные депутаты от Блока Петра Порошенко, которые с высокой вероятностью пройдут в Раду

1. Виталий Кличко

2. Юрий Луценко

3. Ольга Богомолец

4. Владимир Гройсман

5. Мустафа Джемилев

6. Юлий Мамчур

7. Мария Матиос

8. Николай Томенко

9. Ирина Геращенко

10. Виталий Ковальчук

11. Сергей Квит

12. Руслан Князевич

13. Юрий Стець

14. Игорь Грынив

15. Оксана Продан

16. Наталья Новак

17. Виктор Пинзеник

18. Светлана Залищук

19. Сергей Лещенко

20. Мустафа Найем

21. Александр Черненко

22. Ростислав Павленко

23. Мария Ионова

24. Артур Палатный

25. Роман Романюк

26. Павел Розенко

27. Григорий Заболотный

28. Инна Южанина

29. Игорь Клименко

30. Ирина Фриз

31. Богдан Онуфрик

32. Анатолий Матвиенко

33. Андрей Павелко

34. Игорь Палица

35. Виктор Король

36. Николай Паламарчук

37. Валерий Ищенко

38. Валерий Пацкан

39. Андрей Антонищак

40. Алексей Гончаренко

41. Леонид Козаченко

42. Геннадий Ткачук

43. Артур Герасимов

44. Наталья Агафонова

45. Вадим Денисенко

46. Сергей Трегубенко

47. Ольга Белькова

48. Алексей Савченко

49. Ольга Червакова

50. Михаил Кобцев

51. Роман Насиров

52. Глеб Загорий

53. Михаил Гвоздев

54. Егор Фирсов

55. Сергей Алексеев

56. Виталий Чепинога

57. Александр Вакуменко

58. Александр Грановский

59. Степан Кубив

60. Алексей Мушак

61. Иванна Климпуш-Цинцадзе

62. Василий Брензович

63. Сергей Кудлаенко

64. Алена Матузко

65. Степан Барна

66. Давид Макраян

67. Игорь Бобер

68. Сергей Куницын

69. Ярослав Лесюк

70. Ирина Луценко

71. Рефат Чубаров

72. Григорий Шверк

73. Владислав Севрюков

74. Андрей Богдан

75. Александр Бригинец

76. Дмитрий Билоцерковец

77. Валерий Карпунцов

78. Олег Великин

79. Василий Саврасов

80. Оксана Билозир

Претензии к новым законам о востоке Украины носят взаимо­исключающий характер. С одной стороны, говорят те, кто не может смириться с их принятием, эти законы — едва ли не худшее из того, что вообще можно было предложить. И тут же заявляют, что они все равно работать не будут. И уже только по одному этому можно судить, что спор, в общем-то, не о конкретных нормативных актах и их содержании — спор даже не только о Донбассе и его статусе. Спор, конечно, об отношении к реальности, которая упорно не хочет втискиваться в приготовленные ей массовым сознанием рамки.

Законы считают плохими, оттого что они не соответствуют картине мира (точнее — картине войны), в которой уже несколько месяцев живет значительная часть украинцев. А раз они в мировоззрение не укладываются — значит, и работать не будут. Простая и безотказная логика.

В ожидании взрыва

Конфликт в Донбассе с самого начала подогревался завышенными ожиданиями всех участвовавших в нем сторон. Вектор ожиданий менялся уже не единожды, но всякий раз — со значительным «перелетом». Ждали немедленного мира сразу после первого тура президентских выборов. Ждали помощи Запада. Потом опять ждали прочного мира на основе всего лишь рамочного соглашения о прекращении огня. Параллельно ждали и чего-то страшного, едва ли не потери территорий (два раза в Минске и 16 сентября в зале парламента). А реальность всякий раз оказывалась сложнее.

Сравнение Донбасса с миной замедленного действия стало трюизмом. И действительно, рвануло, но очень уж неожиданно: пока что сдетонировал мир, да и не очень сильно — но на тех, кто ожидал совсем другого взрыва, эффект произвело оглушительный.

Скажем прямо: для многих политиков ожидание взрыва — очень удобная позиция. Позволяет не думать, не планировать, не действовать: ленивые и неумелые саперы переложили всю ответственность на мину и объявили себя не саперами, а «ястребами». Беспроигрышный вариант — призывать к войне до последнего украинца, зная, что вся ответственность все равно ляжет на Верховного главнокомандующего. А в случае попытки достичь пусть хрупкого, но мира — тем более вся ответственность на Главном дипломате.

Необратимость

При этом буквально все — от лидеров партий и фракций до почти аполитичных граждан — практически единодушно ответят на вопрос, каким бы они хотели видеть будущее Донбасса. Мирным, спокойным, благополучным. Даже те украинцы, которые считают, что исторические пути Украины и Донбасса должны разойтись, вряд ли хотели бы жить рядом с нестабильным, голодным, обозленным Донецком. Но как достичь такой цели, на самом деле не знает никто. Действенного (и главное — быстродействующего) средства нет, и это порождает ряд логических ошибок.

Самая распространенная из них — «вернуть как было», «обнулить и начать сначала». Но это невозможно. Общество — система, в которой все процессы носят совершенно необратимый характер. Можно назвать это социальной термодинамикой — в этом нет никакого фатализма. Срабатывает обычная человеческая психология. Каждый член общества получает в ходе социального процесса некий личный опыт. В дальнейшем он будет жить, опираясь в том числе уже и на него. У кого-то сработают механизмы вытеснения, кто-то окажется неспособен извлечь вообще никаких уроков из пережитого — но в масштабах общества большинство индивидов изменятся сами, поменяют свои привычки, реакции, установки, и «отыграть назад» возможно только при условии массовой амнезии.

Более того, если бы вдруг у украинцев по каким-то мистическим причинам и отшибло память, причины, предпосылки, условия для конфликта все равно никуда бы не делись и остались прежними.

События последнего полугода радикально изменили и Донбасс, и Украину — вернуть «все как было», отыграть ситуацию так, как будто несколько районов Донецкой и Луганской областей — это такие же части Украины, как и любые несколько районов Полтавской и Черкасской, к примеру, — невозможно.

Собственно, поэтому 16 сентября и были приняты два закона. Один — об амнистии — это как раз попытка «обнулить» те последствия конфликта, которые мешают двигаться дальше. Второй — об особенностях местного само­управления — констатация очевидного научного факта, что так, как раньше, уже быть не может.

Донбасс и раньше был не таким регионом, как остальные, по объективным социальным причинам (сверхконцентрация населения и промышленности, отсутствие сложившихся исторических традиций, обусловленное поздним и быстрым заселением края). После боевых действий, человеческих жертв и разрушений он стал еще более «другим».

Скажем честно: те, кто не согласен с предложениями и формулировками закона об особенном порядке, на самом деле хотели бы принятия других законов о некоторых районах Донбасса. Ряд политиков-«ястребов» даже не особо и скрывали, каких именно — явно или неявно вдохновляясь опытом Второй Речи Посполитой и ее политикой пацификации на западноукраинских землях в период между мировыми войнами. Итогом пацификации, как мы помним, стала Волынская резня. Были и такие (отдельные представители старых элит Донбасса), кто мечтал бы потушить пожар деньгами, надеясь, что часть денежного ливня прольется напрямую в их карманы. Ну и, наконец, многие вдохновлялись некогда неосторожно высказанными пожеланиями известных политических персонажей насчет «обнести колючей проволокой».

Но несложно заметить, что в любом случае (либо насильственного умиротворения, либо попыток откупиться от проблем) речь все равно бы шла об особом статусе Донбасса — так или иначе. Потому что политики могли бы позволить себе принять и какой-нибудь другой закон, кроме одного — закон о том, чтобы несколько районов Донбасса считались «такими же обычными районами, как и любые другие», принять уже невозможно.

Ненулевая сумма

Логика вооруженного противостояния подсказывает политикам и гражданам, что любое действие оценивается в линейной системе координат: что бы ни сделала Украина как государство — это или успех, или поражение, третьего не дано. Но кроме этого каждый успех Украины — засчитывается как поражение ее противников, а каждая неудача — как их победа. Такое мышление привязано к убеждению, что вооруженная и информационная борьба, дипломатия — все представляет собой игру с «нулевой суммой»: ты выиграл ровно настолько, насколько проиграли другие.

Нет даже смысла объяснять, до какой степени подобный упрощенный взгляд на мир искажает его картину. Ведь в действительности в Донбассе пересеклись интересы слишком многих сторон, преследующих цели, лежащие в совершенно разных плоскостях (геополитической, экономической, цивилизационной, и даже бытовой мести), чтобы победы и поражения можно было подсчитать таким примитивным способом.

Расценивать действия по отношению к Донбассу по принципу «сейчас вынужденно уступили, но ничего, потом отыграем» — означает загонять конфликт в тупик. Закончится это не чем иным, как желанием ужасного конца вместо бесконечного ужаса. А вот в логике мира существуют другие приоритеты. В таком случае идет речь лишь об одном виде жертв — человеческих жизнях, избегать которых необходимо любой ценой, потому что никакие военные успехи не вернут жизнь убитым, «нулевой суммы» не получится, в проигрыше окажутся все.

Войну можно считать силовым продолжением дипломатии — но ошибочно считать дипломатию всего лишь прелюдией к «Градам» и «Ураганам». Задача военного — нанести невосполнимый урон врагу. Задача дипломата — найти решение, в результате которого оппоненты прекратят прямое противостояние. Далеко не факт, что подобное решение удовлетворит все стороны конфликта — скорее на­оборот, каждый почувствует себя в чем-то ущемленным и недовольным. Но именно так и устроено человеческое общество: каждый поступается частью своих интересов не всегда ради общего выигрыша, но и ради того, чтобы уменьшить общий проигрыш.

Спор о будущем Донбасса пока только переживает болезненную стадию перехода от спора «дипломатов» с «генералами» к спору дипломатов друг с другом.

Война на Востоке не прекращается. Российская армия продолжает оккупацию многих районов Донбасса. Границу не провести. Потерпев провал попытки уничтожить Украину политическими и террористическими действиями, Путин пытается вызвать крушение всего государства путем уничтожения экономики и финансовой системы. Дипломатические действия на международной арене не могут самостоятельно остановить агрессию и российское вторжение.

Есть только один надежный способ остановить войну —противопоставить российским силам еще более эффективную украинскую силу. Научиться воевать. И для этого прежде всего необходимо не железо — нужен разум. По данным ZN.UA из санитарных и медицинских учреждений состоянием на 18 сентября, в ходе российско-украинской войны в апреле—сентябре 2014 г. отдали жизнь за Родину свыше 1400 украинских воинов.

Считаю необходимым снять гриф секретности с военных потерь. Наши жертвы — наглядное свидетельство готовности украинцев защищать свою свободу и независимость. Отчаянное сопротивление украинских войск против российского вторжения шокировало Путина и сорвало замыслы Кремля по развалу украинского сопротивления. И от опубликования цифр потерь войска не разбегутся, и Украина не сложит оружие, и сопротивление будет продолжено. Но память и уважение к подвигу погибших должны заставить общество и государство четко ответить на вопросы: какие ошибки в военном планировании были допущены? Кто несет ответственность? Какие меры предприняты, чтобы не допустить повторения этих ошибок в будущем?

В настоящее время по данным Центра обмена пленными при Днепропетровской облгосадминистрации в плену у российских наемников и вооруженных сил РФ находятся 803 украинских военнослужащих и гражданских лица. Свыше 500 из них захвачены российскими войсками в результате проведения операций на окружение украинских подразделений в период 24–30 августа. Без анализа ситуации и работы над ошибками мы не сможем избежать повторения таких ситуаций.

Украина обязана использовать оперативную паузу и снижение интенсивности боевых действий со стороны России, чтобы осуществить краткосрочные и долгосрочные мероприятия по повышению боеспособности Вооруженных сил и войск Антитеррористической операции. Потому что война продолжается и будет продолжаться. Чтобы компетентно привлекать международную военную помощь, чтобы грамотно и быстро оценивать оперативную обстановку и принимать правильные решения, украинское командование обязано сделать серьезные выводы по ходу боевых действий.

Начиная с июня, ZN.UA обращало внимание руководства страны на необходимость выработки комплексных и системных решений с целью повышения обороноспособности. Сразу после инаугурации президента Порошенко мы, на основе добытого в боях опыта, опубликовали ряд статей с рекомендациями для Верховного главнокомандующего, К сожалению, несложно убедиться — все указанные в статьях ключевые проблемы не решаются, а актуальность их решения только возросла.

Многие люди, в том числе и я, пытались повлиять на процесс принятия решений не только публично. В июле-августе написал три докладные на имя Главкомверха, которые были до него доведены. Дважды при личных встречах имел возможность донести до Петра Алексеевича существующую проблематику. В составе инспекционной группы Администрации президента, созданной первым заместителем главы АП Юрием Косюком, я выезжал в зону АТО для выработки конкретных рекомендаций и предложений. Неоднократно общался с ближайшими соратниками президента, встречал с их стороны вполне разумную реакцию и более того — поддержку ряда инициатив. Вместе с коллегами мы подготовили и передали президенту тезисы, ставшие основой созванного им расширенного заседания Генштаба 1 сентября. Поэтому то, что скажу, — это не субъективные оценки, а выводы, подтвержденные множеством деталей и фактов.

Ответственность за непринятие системных мер по повышению обороноспособности Украины, за многократное повторение ошибок в анализе оперативной обстановки и оперативном планировании при принятии решений в конкретных операциях, в том числе в Иловайске, в секторе "Д", под Луганском и Славянском, несут конкретные должностные лица — министр обороны Валерий Гелетей, начальник Генерального штаба Виктор Муженко. Но прежде всего это ответственность Верховного главнокомандующего Петра Порошенко.

Имея опыт общения с Петром Алексеевичем, скажу прямо об ошибках, за которые отвечает он лично. И я, и многие его ближайшие сотрудники неоднократно доводили до президента важность решения существующих проблем, однако должной реакции не последовало. Порошенко соглашается с логикой и не оспаривает очевидного, но в его представлении эти проблемы не столь приоритетны.

А между тем проблемы в принятии решений Верховным главнокомандующим следующие:

1. Ошибки в оценке стратегического положения Украины и определении приоритетных задач. Это результат отсутствия центрального органа управления силовыми структурами в условиях войны.

Порошенко определил своим стратегическим приоритетом достижение мира на Востоке и дипломатическое урегулирование. Поэтому, формируя свою повестку дня, президент уделяет большое внимание дипломатическим переговорам, замыкая их на себе в ручном режиме. В то же время недостаточное внимание он отводит военному аспекту защиты Украины. А между тем ситуация складывается совершенно противоположная — обострение положения Украины в ходе мирного урегулирования напрямую зависит от обстановки на фронте и хода боевых действий. Международные факторы не оказывают прямого влияния на ход российско-украинского конфликта. Санкции и решения Запада на агрессию Путина и эскалацию конфликта со стороны РФ на два-три шага запаздывают. Совершенно очевидно, что никакие дипломатические меры не могут самостоятельно остановить войну. Если бы украинские войска в районе Иловайска и Кутейниково не оказали решительного сопротивления российскому вторжению, если бы не были взяты в плен военнослужащие регулярных подразделений вооруженных сил РФ, то международная реакция не была бы столь масштабной. Запад неоднократно заявлял, что будет избегать прямого вмешательства в войну. И Украина до сих пор имеет статус игрока и договаривающейся стороны, а президент Украины выступает в Конгрессе только по одной причине — потому что украинские воины в тяжелейшей обстановке оказывают сопротивление агрессору. Грамотная организация обороны и сопротивления имеет непосредственное влияние на ход мирного урегулирования, и потому эти вопросы должны стать для Верховного главнокомандующего безусловным приоритетом.

2. Отсутствуют Ставка Верховного главнокомандующего, управленческая структура и военная доктрина. Мы неоднократно писали об этих проблемах, поскольку во время кризисов она проявляется в полной мере. У президента нет аналитического аппарата, нет исполнительской структуры. Порошенко пытается наладить координацию с помощью совещаний. Но они в условиях войны превращаются в бесконечные заседания большого числа госслужащих, которые вместо принятия решений большую часть времени обмениваются своими плохо структурированными мнениями. Нет доктрины, стратегии и тактики применения военной силы, т.е. не очерчены рамки и цели, не определены горизонты принятия решений. Все это исключает возможность делегирования полномочий, исключающая самостоятельность должностных лиц. Президент перегружен тысячами совершенно ненужных и мелких вопросов. Например, много времени и внимания было уделено искусственно поднятой проблеме "высокоточного оружия", из-за нехватки которого якобы снижается эффективность боевых действий украинских войск. Порошенко и весь его аппарат провели огромное количество совещаний, результатом которых стала закупка новых противотанковых ракетных комплексов украинского производства.

На самом деле решение этой проблемы не требовало внимания Главнокомандующего. Это уровень департамента вооружений МО. Основная проблема ведения боевых действий лежит отнюдь не в плоскости наличия или отсутствия какого-то "железа". Главная проблема — в качестве оперативного планирования, стратегии и тактики боевого применения, соблюдения уставов Вооруженных сил, боевой подготовки. Но вместо решения ключевых проблем Порошенко позволяет отвлекать себя задачами, совершенно не заслуживающими внимания главнокомандующего. К слову, новые ПТРК не передавались Минобороны в войска в течение двух месяцев после закупки — и никто за это не наказан. Все это — результат перегруженности надуманными частными задачами, которые главнокомандующий выхватывает из общего информационного потока, не видя стратегической картины. Принятие стратегических решений возможно только на основе документов планирования. Спрашивал сотрудников Петра Алексеевича: "На основании каких документов осуществляется планирование боевых действий? У вас есть какая-то бумага?". Мне ответили: "У нас нет времени на стратегию, мы каждый день вынуждены тушить какие-то пожары". Однако без стратегии пожар не затушить — будет гореть. Пока не сгорит дотла…

3. Отсутствие объединенной разведывательной структуры. Мы уже неоднократно писали — в большинстве современных государств многочисленные структуры, добывающие стратегическую информацию, объединяются единым аналитическим аппаратом для быстрой обработки и анализа больших массивов информации и принятия оперативных решений. В США существует должность советника президента по разведке, который отвечает за координацию всех разведывательных служб и информирование руководства страны после получения объективной информации. Петр Алексеевич, КПД всех разведывательных структур Украины составляет в лучшем случае 5% от наличных возможностей. Потому что отсутствует единая концепция применения разведслужб. Отсутствует единая постановка задач. Единый анализ информации. И отсутствует система доведения этой информации на реализацию, на тактический уровень, где по разведданным работают артиллерия, спецназ, авиация.

Посмотрите на офицеров разведки — штабных аналитиков в военных штабах, посмотрите как варварски и бездарно применяются части специальной разведки, какие потери и каков результат. Эта кровь на совести Муженко, который поставил совершенно некомпетентного генерала Назаркина командовать силами специальных операций, просто потому, что они друзья. Спецназовцы просто ненавидят Назаркина за бездарное командование. Даже внутри разведструктур СВР, СБУ, ГУР МО, МВД, Госпогранслужбы, зачастую отсутствует эффективная координация между подразделениями. А что уж говорить о координации межведомственной… Верховный Главнокомандующий часто повторяет: "Я владею всей информацией, я все знаю". Хотя есть основания судить о крайне слабом владении обстановкой. Общался с Петром Алексеевичем по поводу обстановки под Иловайском 27 августа, и сегодня могу констатировать, что все оценки обстановки, все варианты решения, которые тогда с чьей-то подачи озвучивал Главнокомандующий, оказались ошибочными. У этих ошибок оказалась очень дорогая цена — потери украинских войск в деблокировании частей под Иловайском вполне сравнимы с общими потерями во время прорыва из окружения.

4. Ответственность за принятие решений и оперативное планирование — это самая большая проблема. Можно как-то понять и оправдать только те ошибки, которые официально признаны, по которым сделаны выводы. Надеялся, что кто-то за это ответит — но вижу, что Петр Алексеевич не считает необходимым кого-то менять в оборонном ведомстве и командовании АТО. Ну что ж, об этом надо хотя бы написать. Считаю преступлением то, что Главнокомандующий сохраняет на своих постах тех, по чьей вине случились поражения и были допущены неудачные тактические действия украинских войск, повлекшие за собой значительные потери.

Больше месяца в районе границы с РФ российские войска расстреливали части 72-й, 24-й, 79-й бригад — наши не могли ничем ответить и были прикованы к уязвимым позициям. Я обращался к руководству АП 22 июля как участник инспекционной группы и прямо писал потом в интернете, что вывод войск необходимо осуществить немедленно. Но приказ на прорыв был дан только 5 августа, что привело ко многим трагическим последствиям. Затем в тот же район были введены новые части — 25-й, 28-й, 30-й, 51-й, 95-й бригад. Результат был очевиден, поскольку российская артиллерия била массированно, а маневр войск был ограничен, возможности инженерного оборудования позиций также были крайне ограничены. Большие потери в людях и технике значительно снизили боеспособность наших войск. Это привело к потере управляемости и боеспособности войсками сектора "Д", и их неорганизованный отход стал главной причиной, по которой российские войска совершили окружение под Иловайском.

Почему никто не несет ответственность за это? Почему никто не наказан за беспрепятственный отход банды Гиркина из Славянска? Почему никто не отвечает за удержание аэропортов Луганска и Донецка, которые было бы гораздо логичней вывести из строя и освободить войска для ведения активных боевых действий? Почему командование не уделяет внимания взаимодействию и связи? Почему эти красивые на карте стрелочки рейдов наших войск по тылам противника, эти лихорадочные переброски бригад с одного оперативного направления на другое делались и делаются без учета моторесурса и ремонтопригодности боевой техники, что приводит к колоссальным небоевым потерям? Почему украинские войска воюют без тылов и полноценного снабжения? Почему не организована охрана тыловых районов? Сохраняя на постах министра обороны Валерия Гелетея и командующего АТО Виктора Муженко, Петр Порошенко должен взять всю ответственность за многочисленные жертвы и допущенные ошибки лично на себя.

5. Ложь. Трудно объяснить, почему Порошенко не наказывает Гелетея и Муженко за ложь. О том, что Гиркин будет прорываться из Славянска, все разведслужбы докладывали заблаговременно — за 4—5 суток до ухода российских бандитов, но для командования этот прорыв почему-то стал неожиданным.

О взятии Саур-Могилы доложили 28 июля, а реально взяли ее только 3 августа, причем пытаясь оправдать ложную информацию, Гелетей оболгал части 51-й бригады, которые, по его словам, якобы взяли вершину, а потом с нее сбежали. Это ложь: высота была взята гораздо позже, потому что захватить ее с наскока было невозможно.

Мне лично 27 августа Петр Алексеевич говорил, что военное командование его заверило — войска из-под Иловайска не надо выводить, они будут деблокированы. Что у нас есть силы разгромить российские войска и пробить коридор. Я предлагал не пробивать коридор, а дать немедленно приказ на прорыв, сосредоточив войска для помощи тем, кто прорывается, чтобы встречным ударом облегчить выход из котла. Ведь у россиян было значительное численное преимущество в этом районе, и они наращивали численность своей группировки. Увы, именно в те часы, когда мы говорили об этом, единственный боеспособный резерв в этом районе — ротно-тактическая группа 92-й бригады — был разбит превосходящими силами противника. Поражение потерпели и отдельные подразделения 51-й и 72-й бригад. Еще бы, ведь по информации от захваченных российских пленных в районе Старобешево—Кутейниково оборонительные позиции занимали четыре полнокомплектных батальонно-тактических группы ВС РФ, усиленных тяжелой артиллерией и разведывательными частями! Именно из-за поражения резервов в результате несогласованных ударов во время самого прорыва извне кольца у нас уже не осталось сил для активных действий и помощи окруженным. Да и сам приказ на прорыв последовал на сутки позже, что позволило противнику укрепить оборону.

Взятие Дзержинска министр обороны Гелетей подает как превосходную спецоперацию, за которую были розданы ордена. А на самом деле это была очень дорогостоящая и неграмотно проведенная акция, результатом которой стало большое количество раненых бойцов спецподразделений, и при этом не было достигнуто никаких серьезных результатов. Гелетей говорит о больших потерях, понесенных российскими наемниками при взятии горисполкома, но эта информация не подтверждается участниками боя.

Увы, подобные примеры не единичны.

6. Где снабжение? Где логистика? Это больной и очевидный вопрос. Позор, что Виктор Муженко поставил руководить тылом Вооруженных сил генерала Владимира Хижого. Этот человек давно стал в армии притчей во языцех как один из символов коррупции и некомпетентности. Но несмотря на ужасающее состояние снабжения, он продолжает занимать хлебное место. Он из тех людей, которые при Януковиче занимались развалом армии. А замминистра обороны Лещинский, отвечающий за тыловое снабжение? Это же не просто ноль — это минус. Как можно терпеть во время священной народной войны за независимость бюрократическую импотенцию и коррупцию в руководстве оборонных структур? Петр Алексеевич, это сугубо ваша вина. Пока вы занимаетесь мелочами и деталями, глобальные вопросы боевого обеспечения остаются без внимания и без решений.

7. Комплектование и мобилизация. Почему имея 104 тысячи мобилизованных, 120 тысяч списочного состава МО, 240 тысяч в МВД и 35 тысяч в СБУ, у нас в зоне АТО пустые тылы и находится группировка до 40 тысяч? Почему армия не формирует оперативные резервы бригадного уровня? Почему не меняются программы боевой подготовки, не укреплены кадрами и ресурсами учебные центры? Почему дорогостоящая боевая техника передается немотивированным мобилизованным военнослужащим, которые массово ее бросают? Вы видели сводки — сколько оставлено военного имущества и по каким причинам? Неужели не понятно, что из этого надо делать выводы?

В заключение я хотел бы сказать самое главное, чего, увы, не может осознать Верховный Главнокомандующий. Украина ведет народную войну против оккупантов. И в этой войне народ деморализуют не жертвы, а ошибки и бессмысленные потери, коррупция и бесхозяйственность, ложь и некомпетентность, отсутствие ответственности и безнаказанность преступников в погонах и без погон. Воюет не железо, воюют люди. Люди на фронте — это самый главный ресурс, и это самое ценное, что есть у Украины.

Петр Алексеевич, на Востоке идет война не Муженко и Гелетея. Красивые стрелочки и флажочки — это профанация. В Донбассе продолжается народный всеукраинский Майдан. Майдан в погонах и с оружием в руках. И долг до конца выполняют те, кто доказывает это под огнем. Воюют не мобилизованные, а воюют добровольцы и патриоты, стихийно сложившееся дееспособное и профессиональное ядро, которое есть в каждой воинской части. Военная иерархия давно стала условной. Те, кто хочет откосить от войны, успешно это делают. А вперед, в бой идут только те, кто делает это не по приказу, а по совести. Из чувства любви к Родине и к своим товарищам. Именно эти люди должны стать центром принятия решений. Именно те, кто идет в бой, кто находится на передовой и делом доказывает каждый день свой профессионализм, должны получать ордена и продвижение по службе. Задача Верховного Главнокомандующего — безошибочно отличать настоящих воинов и грамотных командиров от бездарностей и аферистов и немедленно давать дорогу тем, кто умеет. И снимать тех, кто лжет. В чем причина кризиса украинской армии на Востоке? Бойцов, много месяцев поднимавшихся в атаку, командиров, умело управлявших боем, стало меньше. И без того тонкая прослойка истинных воинов стала еще тоньше.

Необходимы квалифицированные пополнения. Но более всего необходимо во главу военной системы поставить людей, которые демонстрируют не только личное мужество, но профессионализм и умение сберегать жизни бойцов. Если бы кадровая работа и организация профессиональной системы обороны стали приоритетом для руководства страны, то миротворческие усилия получили бы реальный вес.

Начните говорить с армией, Петр Алексеевич. Это не Муженко и не Гелетей — армия воюет не благодаря им, а уже во многом вопреки их нелепым приказам и решениям. Говорите с теми, кто в бою доказал свое мужество и подтвердил свой талант. Гоните тех, кто солгал. Убирайте тех, кто бесполезен. Выиграть войну с помощью кумовства и бюрократии невозможно.

Сделайте эту войну народной — народную войну Украина обязательно выиграет.

Законопроект "Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законів України (щодо податкової реформи)", без принятия которого глава правительства Арсений Яценюк грозит вообще не внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о бюджете на 2015 год, готовит нам много открытий.

Однако мы сейчас остановимся только на одном из них, появившемся в законопроекте едва ли не в последний момент – намерении Кабмина применять так называемый метод контроля за расходами и доходами налогоплательщиков- физлиц при определении обязательств по налогу на доходы физлиц.

На первый взгляд, речь идет о переходе к цивилизованному методу контроля реальных доходов физлиц, применяемому на Западе. Скажем, знаменитый Аль Капоне в довоенной Америке сел в тюрьму именно по причине несоответствия доходов и расходов.

Однако дьявол кроется в деталях.

Итак, во-первых, порядок применения метода контроля расходов законом утверждать никто не собирается. Его, согласно проекту, должен будет утвердить центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики. То есть, Министерство финансов.

И если в этом самом порядке, утверждаемом лишь приказом Минфина, появится понятие украинских хунвейбинов, которые получат право с дубинами вламываться в дома и квартиры граждан, заподозренных в недоплате налогов, то удивляться этому будет бессмысленно. Кстати, на их роль вполне подходят сотрудники Службы финансовых расследований – если таковая будет создана. А пока что роль занята налоговыми милиционерами.

Во-вторых, право назначать проверки физлиц – непредпринимателей получат начальники контролирующих органов - от нынешних главных руководителей ГФС Игоря Билоуса и Владимира Хоменко (которые и являются главными лоббистами новшества) до фискальных царьков на местах.

Поводов для того, чтобы назначить такую проверку, у них будет сколько угодно. Точнее, если опираться на предложенную редакцию законопроекта, то таковых формально будет 5. Предлагаем оценить их и понять, что возможности фискалов будут безграничны.

Цитата: «Контролюючий орган має право призначити та провести документальну перевірку з використанням методу контролю за витратами та доходами, у разі наявності однієї з обставин:

- у власності платника податків перебувають активи, за якими платник податків не має документального підтвердження джерел походження коштів або майна, використаних для придбання таких активів;

- платником податків здійснені витрати, за якими платник податків не має документального підтвердження джерел походження активів, використаних для здійснення таких витрат;

- контролюючим органом виявлено факт недостовірності даних, повідомлених платником податків, щодо джерел походження коштів, майна або інших активів;

- наявність у платника податків не задекларованих активів, доходів;

- наявність у контролюючого органу інформації щодо перевищення суми понесених витрат у зв’язку з придбанням активів платником податків – фізичною особою, у звітному періоді, над сумою доходів, отриманих таким платником податку у цьому ж звітному періоді, в розмірі що перевищує розмір сорока мінімальних заробітних плат, встановлених законом на 1 січня звітного року.»

Иными словами, любой житель Украины, а не только "состоятельные граждане" (как пишется в презентации Минфина вполне может ожидать к себе незваных гостей в любую секунду.

В-третьих, главный залог непредсказуемости такой проверки – избирательность. Начальник (даже самый маленький) фискального органа может ее назначить, а может не назначать.

Презумпция невиновности в стране, по сути, отменяется. Причем полностью. Не то чтобы она в Украине работала - но теперь ее не будет и законодательно.

Фискал может не только назначить проверку физлица. По ее результатам он сам же сможет вынести обвинительное решение, не утруждая себя обращением в суд. И при этом может потребовать заплатить в бюджет 30% от стоимости актива.

Обязанность доказывать тот факт, что он не верблюд, возлагается на физическое лицо – налогоплательщика.

Только из приведенных выше примеров видно сразу несколько последствий, с которыми могут столкнуться многие из жителей Украины:

1) начальники фискальных органов становятся безграничными властителями судеб сограждан. И чем выше уровень начальника, тем выше его царственный ранг;

2) какая-либо оппозиция (например, негативные высказывания о работе органов ГФС или конкретных должностных лиц) с помощью предложенного ноу-хау может пресекаться на корню;

3) все публичные деятели или, скажем, значимые бизнесмены попадают в серьезную зависимость от фискалов. Включая, кстати, и народных депутатов.

Другими словами, мы имеем дело с созданием авторитарной вертикали власти, построенной на основе фискального органа, подобной которой в Украине ранее не существовало и близко.

Остается добавить, что для внедрения налогообложения расходов предлагается провести одноразовое добровольно-принудительное декларирование активов налогоплательщиков. Кто такового не произведет, у тех активы будут считаться на условном уровне 200 тыс грн. Сейчас это 14 тыс дол, а в следующем году будет, возможно, 10 тыс дол или меньше. Привет "честным профессионалам" из Нацбанка.

Казалось бы, почему бы активы не задекларировать? Ведь все нажитое непосильным трудом до момента добровольно-принудительного декларирования облагать налогом вроде бы не планируется.

На этот вопрос также имеется простой ответ. Совсем недавно государство предложило своим гражданам задекларировать имеющуюся в их собственности жилую недвижимость. И клятвенно заверило, что облагать налогом на недвижимость будет только жилую площадь, и только сверх установленного необлагаемого минимума. Многие поверили.

Однако именно поданный сейчас законопроект предлагает изменить порядок налогообложения недвижимости: облагать с первого квадратного метра и не жилую, а общую площадь. Прошел всего год, и власть "кинула" население Украины.

Как думаете, быстро ли она "кинет" тех, кто задекларирует свое имущество? Кто поверит этому государству?

Ведь завтра за нажитым имуществом придут налоговики – причем, на избирательно-индивидуальной основе.

Депутаты сделали абсолютно верно, что 16 сентября отказались даже рассматривать инициативу правительства Арсения Яценюка. Такого рода инициативы – это проявление тотального неуважения государства к гражданам собственной страны. Точно такое же неуважение, как в случае с девальвацией, коррупцией и люстрацией.

А что касается Арсения Петровича персонально, пусть расскажет обществу, сколько и где под его прикрытием зарабатывают Николай Мартыненко, Андрей Иванчук и другие сверхлюди из его окружения. Дальше додумайте сами.