Раньше наиболее популярное объяснение продления на несколько недель периода плановых отключений горячей воды населению в столице выглядело следующим образом. На дверях подъездах вывешивали объявления вроде, «в связи с тем, что долг «Киевэнерго» перед НАК «Нефтегаз Украины» составил N-е количество миллионов гривен» и далее по тексту.

Меня всегда забавляла подобная формулировка, ведь у большинства жителей нашего дома никаких долгов ни перед НАК, ни перед «Киевэнерго», ни даже перед родным ЖЭКом не было. Тем не менее, вовремя оплатив потребленные услуги, мы все равно оказывались заложниками странной системы взаимозачетов государственных монополий и частных корпораций.

На днях Кабмин обнародовал постановление, где пообещал поэтапно поднять стоимость услуг ЖКХ. Напомним, с 1 июля, цена тепловой энергии уже увеличилась на 40%. А очередной сюрприз нас ждет 1 мая 2015 года, когда тарифы опять вырастут на 40%. При этом пересмотр уровня оплаты произойдет еще дважды (каждый раз – на 20%) в 2016 и 2017 годах.

Вялое оправдание правительства, что в некоторых регионах тарифы ЖКХ не пересматривались уже 18 лет, не впечатляют. Если где-то и есть районы, где сохранились платежи на уровне 2006 года, то о них никому не известно. Либо речь идет о населенных пунктах, уже давно исключенных из государственного реестра, по причине полного отсутствия в них жителей.

Между тем, природа очередной тарифной нагрузки на население вполне понятна. Следуя жестким рекомендациям МВФ, без выполнения которого Кабмин Яценюка просто не получит такие необходимые кредиты от международных финансовых структур, дефицит госбюджета должен был находится на отметке примерно 8,5% ВВП. Но с учетом долгов НАК «Нефтегаз Украины» мы гарантированно превысили эту отметку и дефицит казны сегодня равен около 10% ВВП.

Правительство попыталось снизить дефицит «Нефтегаза», увеличив тарифы на энергоносители для населения. Но, видимо, чиновники понимают, что сегодня этого недостаточно и дальнейший рост платы за газ и электроэнергию неизбежен.

Ведь голубое топливо мы покупаем за доллары и евро, а когда правительство первый раз увеличивало тарифы, то валютный курс еще держался на отметке 8 грн./$.

Но когда девальвация гривны составила фактически 60%, то для того, чтобы хотя бы вернуться к равновесию тарифов и стоимости природного газа, цены на топливо необходимо дополнительно поднимать еще. Вне зависимости от того, где мы покупаем газ – в России, Словакии, Венгрии или Польше, государство расплачивается за него отнюдь не украинскими гривнами.

Самое интересное, что в раскачивании валютного курса руководство страны тоже обвиняет обычных людей. В частности, председатель НБУ Валерия Гонтарева назвала одной из причин девальвации гривны «панические настроения населения». Однако в августе, по разным причинам, чистый спрос граждан на наличную валюту в банках составил всего $201 млн. А эксперты полагают, что в большей мере в прыжке курса доллара виноват как раз Нацбанк, который своими либо не очень умными действиями, либо вполне сознательно стимулирует валютные спекуляции на межбанковском рынке.

Напомним, что уже дважды Нацбанк создавал на рынке дополнительную ликвидность – один раз рефинансировав коммерческие банки, второй – дополнительно рекапитализировав НАК «Нефтегаз Украины». В обоих случаях часть этих средств попадала на межбанковский рынок и оказывала давление на курс гривны.

Отечественное правительство всегда неравнодушно относились к глубине карманов своих граждан. И по разным подсчетам на руках у населения сегодня сосредоточено около $50-80 млрд. Не получится затянуть их в банковскую систему в виде депозитов, так отберут накопления с помощью налогов и тех же тарифов на многострадальные услуги ЖКХ.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что еще ни один документ в новейшей истории отечественного законотворчества не вызывал столь бурного резонанса. И столько эмоций. Диапазон экспрессивных оценок — от "пропало все" до "полная победа". Оценок, авторы которых, в большинстве своем, почти не приводят весомых доказательств навязываемой правоты, игнорируют причинно-следственные связи, пренебрегают правилами логики и нормами отечественного законодательства. Печально, что многие из этих людей ранее не давали повода заподозрить их в истеричности. Забавно, что спорщики в истеричности упрекают друг друга. Причем, как по мне, наиболее отчаянные истерики громче всех призывают не истерить.

Полагаю, понимаете, о чем речь — о законе "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Он был принят Верховной Радой 16 сентября, и ожидает визы Петра Порошенко, чтобы обрести юридическую силу.

О возможном внесении данного нормативного акта, о его предполагаемой сути, об обстоятельствах появления и гипотетических последствиях ZN.UA подробно писало в прошлом номере.

Возникла потребность детализировать. Итак.

Форма

В действительности, речь идет о двух законах. Во вторник Рада проголосовала не только за "особый порядок местного самоуправления" в части территорий Донбасса, но и, в развитие первого документа, приняла второй — "О недопущении преследований и наказания лиц – участников событий на территории Донецкой и Луганской областей".

Согласно законопроекту "Об особом порядке…", на неконтролируемых Киевом территориях Донбасса предлагается ввести режим самоуправления, отличный от иных регионов государства. Среди новшеств:

— "право языкового самоопределения". Что, в частности, предполагает "использование русского и других языков в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, в судопроизводстве, в экономической и социальной деятельности";

— передача функций местного самоуправления новым местным советам и должностным лицам, избранным на внеочередных выборах, которые должны состояться 7 декабря сего года. Причем полномочия этих органов и судов не могут быть прекращены досрочно (отметим это обстоятельство). Расходы на внеплановую кампанию оплачивает государство (здесь и далее выделено мной. — С.Р.), за счет резервного фонда;

— особый порядок назначения руководителей судов и органов прокуратуры. В этом кадровом вопросе предусматривается "участие органов местного самоуправления";

— создание так называемой "народной милиции", на которую возлагаются функции охраны общественного порядка и деятельность которой координируется главами городов, сел и поселков;

— специальный режим финансирования, "отличный от общего экономического режима". Государство берет на себя заботу о "создании новых рабочих мест, восстановлении инфраструктуры, переориентации промышленного потенциала, привлечении инвестиций и кредитов" и т.д. и т.п. Обязательства государства законодательно закреплены — 7 статья законопроекта устанавливает, что расходы на господдержку являются защищенными статьями Госбюджета. То есть финансирование этих расходов является обязательным.

— право органов самоуправления, исполнительных органов и территориальных общин самостоятельно заключать договоры о приграничном сотрудничестве с административно-территориальными единицами Российской Федерации.

В свою очередь, законопроект "о недопущении преследований" освобождает от уголовной ответственности сепаратистов и участников незаконных вооруженных формирований. При условии, что данные лица:

— сдали государственным органам оружие и боеприпасы;

— освободили административные здания;

— выпустили на волю заложников.

Амнистия не распространяется на лиц, совершивших тяжкие преступления. Реализация закона возложена на суды и органы прокуратуры.

Процедура

Данные законопроекты удивительны не только по сути, но и по процедуре принятия. Остановимся на основных.

Голосование за законопроекты осуществлялось в закрытом режиме, но с помощью электронной системы голосования. Что с точки зрения экспертов, является нарушением регламента, предусматривающего либо тайное голосование бюллетенями, либо публичное, "кнопочное". Кроме того, никто из специалистов не смог вспомнить случая, чтобы закон принимался в закрытом режиме. И не смог сослаться ни на одну статью регламента (тем более Конституции), позволяющую подобное. Такая форма приемлема для обсуждения вопросов, являющихся военной либо государственной тайной. Закон тайной быть не может. На то он и закон. Очевидно, тайной хотели сделать (и сделали в итоге) перечень тех, кто голосовал "за". Очевидно, кто-то очень не хотел снижать свои шансы на переизбрание. Еще накануне голосования стало известно, что ряд депутатов, планирующих выдвигать свои кандидатуры в мажоритарных округах, сделали закрытый режим голосования обязательным условием своей лояльности. Но при чем здесь интересы государства?

Ряд народных избранников утверждал, что итоговое голосование было фальсифицировано. Однако, подтвердить либо опровергнуть их утверждение невозможно. Во время процедуры голосования табло показало только 277 голосов "за" без разбивки про фракциям. Что не только нарушает принципы открытости высшего законодательного органа, но и делает саму процедуру принятия закона очень похожей на мошенничество. Что недопустимо, если речь идет о государственных интересах.

Кроме того, многие депутаты заявили о том, что имел место фактический подлог. Проект президентского закона, розданный на руки парламентариям, существенно отличался от документа, обнародованного на официальном сайте Верховной Рады. В начальной версии Закона "Об особом порядке..." указано, что территории, в отношении которых применяется специальный режим самоуправления, определяются решением Верховной Рады. Та же формулировка присутствует и в пояснительной записке к проекту закона. Однако, в окончательном варианте предусмотрено, что особый порядок самоуправления вводится в районах, городах и поселках, которые будут определены решением руководителя АТЦ.

 

 


Столь серьезное нарушение, допущенное в ходе процедуры принятия столь важного закона, делает его весьма сомнительным.

Соответствие Конституции и действующему законодательству

Еще ни разу в истории украинского законодательства не принималось решение о проведении выборов в местные советы, в котором не указывалось бы, о каких конкретно советах идет речь. Это уже является нарушением законодательства. Не говоря о том, что в любом случае не будет соблюдена необходимая процедура. Согласно документу, принятому 16 сентября, внеочередные местные выборы в "отдельных районах" Донбасса намечены на 7 декабря. Однако законодательство предусматривает, что на избирательную кампанию отводится 90 дней. Сроки проведения кампании будут сорваны в любом случае.

Совершенно очевидно, что границы территорий, в отношении которых предусмотрены выборы, меняются едва ли не ежедневно, вопреки заключенному в Минске соглашению. И будут меняться далее. Каким образом ЦИК, в соответствии с законодательством, может сформировать необходимые избирательные комиссии — непонятно.

В соответствии с Конституцией и действующим избирательным законодательством для проведения внеочередных местных выборов необходимо досрочно прекратить полномочия существующих органов местного самоуправления. Обязательно указав законные основания для подобного прекращения. Этого сделано не было.

Мы обращали внимание на то, что, согласно принятому закону "Об особом режиме…", полномочия новоизбранных советов и должностных лиц не могут быть прекращены досрочно. Как утверждают юристы, это означает, что даже если возникнут новые обстоятельства, данные органы и должностные лица будут продолжать исполнять свои обязанности. То есть, одним росчерком пера Киев легализовал и легитимизировал власть де-факто сепаратистских структур, снабдив их юридическими полномочиями на годы, лишив Раду конституционного права роспуска местных советов.

"Особый порядок" назначения руководителей органов прокуратуры и судов, предполагающий участие в этом процессе местного самоуправления (читай, назначение их сепаратистами и Москвой), напрямую нарушает общий и четкий порядок, предусмотренный Конституцией.

Грубым нарушением является создание так называемой "народной милиции". В Законе "О милиции" нет даже упоминания о подобном органе. 9 статья Закона "Об особом порядке…" предполагает, что отряды "народной милиции" "реализуют полномочия, предусмотренные для них законами Украины". Однако ни в одном законе эти полномочия не прописаны.

В нарушение ст. 10 Конституции Украины на территории отдельных районов Донбасса устанавливается особый статус русского языка, фактически ему придается статус государственного.

"Бюджетная защищенность" расходов, направленных на экономическую поддержку "отдельных регионов" не выглядит юридически обоснованной. Более того, подобный статус расходов означает, что их размер не может изменяться при сокращении бюджетных прав. То есть, государство берет на себя обязательство кормить и отапливать сепаратистский регион, игнорируя интересы остальных регионов.

Право местных органов, должностных лиц, территориальных общин заключать договоры о приграничном сотрудничестве с субъектами другого государства также противоречит украинскому законодательству.

Суть

Де-факто и де-юре украинское государство наделяет полномочиями сепаратистский регион и по сути узаконивает создание военной базы иностранного государства на территории, являющейся неотделимой частью Украины. Условие вывода частей Вооруженных сил РФ (присутствие которых не оспаривается никем, кроме самой Москвы) не поднимается ни в обозначенных законах, ни в минских соглашениях. Которые, кстати, не имеют юридической силы, что, впрочем, не помешало авторам закона сослаться на них в пояснительной записке.

Если называть вещи своими именами, Киев дал фактическое согласие на то, чтобы незаконные военизированные формирования приобрели легальный статус — "народная милиция". Чтобы суды и органы прокуратуры, формально не прекратившие свое существование, получили мандат от Киева, при этом ему не подчиняясь.

Закон "О недопущении преследования и наказания…" не содержит механизмов контроля над его реализацией. Его применение фактически возложено на местных судей и прокуроров, находящихся под контролем сепаратистов. Установить, совершало то или иное амнистированное лицо тяжкое преступление, Киев не сможет. Местные суды и прокуратура будут амнистировать всех, на кого укажет местная, легализованная Киевом власть. Потому что местные судьи и прокуроры захотят остаться на своих должностях и подтвердить свой статус в соответствии с принятым законом.

Сепаратисты, по закону, должны сдать оружие госорганам. А они там есть?

Осуществить контроль над волеизъявлением граждан в ходе запланированных на 7 декабря местных выборов Киев не сможет. Местные депутаты, местная власть фактически будут назначаться сепаратистами (а проще говоря, Москвой) и влияния на их деятельность центральная власть оказать не сможет.

При этом выборы будут финансированы за счет украинского налогоплательщика. А если закон обретет юридическую силу, то мятежные регионы будут вправе требовать регулярной, гарантированной экономической помощи из госбюджета.

Аргументы и контраргументы

Защитники президентской инициативы считают критику в адрес принятых законов необоснованной. Обобщим их аргументы и попробуем разобраться, насколько они состоятельны.

Первое."Конфликт на Востоке не имеет ни военного, ни дипломатического решения, а потому единственным выходом из ситуации является решение политическое."

В условиях войны политическое решение как раз и является синтезом военной и дипломатической политики. А то, что это война, — наконец-то признал даже президент Порошенко в ходе своего впечатляющего спича перед заокеанскими парламентариями. К сожалению, он не нашел необходимых слов, чтобы так же красноречиво пояснить суть происходящего и смысл своих инициатив отечественным избирателям. Он, правда, изыскал нужные выражения для сомневающихся депутатов. По словам участников беседы с главой государства (предваряющей судьбоносные голосования), у Порошенко были два аргумента. Первый: воевать сейчас мы не можем. Второй: хватит заниматься предвыборным популизмом, подумайте о жизнях людей. Не знаю, были ли заданы встречные вопросы — "Что сделал Верховный главнокомандующий для того, чтобы мы воевали лучше, и кто из воевавших плохо, понес ответственность?" и "Не президент ли Порошенко был инициатором досрочных выборов?"

Решение Порошенко о прекращении огня и необходимой передышке выглядело бы логичным, если бы ему удалось добиться реального прекращения боевых действий и реального вывода российских войск с территорий, которым он предложил "особый порядок местного самоуправления". Однако этого не случилось. На фактически оккупированных территориях происходит открытая ротация частей и подразделенийВС РФ, создание военных комендатур. По заявлениям целого ряда источников, под руководством военных советников из России идет формирование частей ВВС и ПВО "сепаратистского края". Счастье, Дебальцево, Донецкий аэропорт — эти горячие точки служат очевидным подтверждением нежелания Москвы придерживаться обусловленніх договоренностей и останавливаться на достигнутом.

Второе."Законы не будут выполняться. Киев не собирается финансировать сепаратистов. Принятие данных документов было необходимо лишь для того, чтобы в очередной раз продемонстрировать несоблюдение Москвой договоренностей".

Москва ничего не обещала официально, а потому свободна от соблюдения каких бы то ни было договоренностей. Ну, поймают Кремль на нежелании следовать очередному неофициальному уговору, и что? Киев же свои обязательства скрепил законом. Несоблюдение закона будет ударом по репутации Киева и никоим образом не повредит репутации Москвы.

Если исходить из того, что внеочередные местные выборы — вопрос решенный, то Киев уже вынужден предусмотреть их финансирование.

И последнее. Если закон не собирались исполнять, то зачем его было принимать? Не проще ли, как в случае с Крымом, придать этим территориям статус оккупированных, коими они де-факто являются?

Третье. "О продолжении войны кричат лишь те, кто лично не собирается в ней участвовать. Хочешь продолжения войны — езжай в зону АТО!"

Подобный тезис озвучен самыми разными людьми — от общественных активистов до государственных чиновников. По словам тех, кому посчастливилось пообщаться с Порошенко в канун принятия "донбасских законов", к похожей аргументации прибегал и глава государства. Впрочем, в зал во время выступления, он бросал те же обвинения.

Грех спорить. Лучше послушать тех, кого уж точно не назовешь "диванной сотней", — комбата "Азова" Андрея Белецкого, комбата "Донбасса" Семена Семенченко, командира роты батальона "Днепр-1" Владимира Парасюка, лидера "Правого сектора" Дмитрия Яроша. Мы не станем отбирать ваше время и занимать газетную площадь, их точка зрения озвучена. Почитайте. Приведем лишь одно мнение, короткое, появившееся в сети после голосования президентских законов. Мнение бойца 92-й бригады Александра Алимова, раненого в секторе "Д" (кстати, в его друзьях в Фейсбуке значатся государственные мужи, ныне ратующие за мир любой ценой). "Ми воювали за Україну, якої сьогодні не стало. Я більше не візьму зброю до рук."

Четвертое."Передышка необходима для того, чтобы собраться с силами и укрепить армию".

Укрепление армии предполагает не только военно-технический, но и моральный аспект. Своим решением (к тому же, по сути, закрытым, публично не разъясненным и юридически неубедительным) глава государства подорвал веру в правоту своего дела у тех, кто с оружием в руках защищал целостность страны, кто отдал за эту целостность свою жизнь. Приведенное выше мнение рядового бойца не является единичным. "За что мы сражались, за что наши друзья умирали, если они получили то, что хотели?", — этот вопрос остается открытым. Отсутствие внятного и честного ответа на него существенно уменьшает число тех, кто готов воевать дальше. В войне, которая, увы, неизбежна. Вопрос времени.

Трудно судить о реальной степени готовности российской армии. Еще сложнее судить об истинных замыслах Владимира Путина. Но в том, что на сегодняшний день российская армия более боеспособна, чем украинская, — очевидно. Столь же очевидно, что Путин не остановится. Об этом говорят даже те, кто публично защищает "мирный план Порошенко". Никто не знает, сколько времени продлится условная передышка. Условная, потому что боевые действия все равно продолжаются, хоть и в меньшем масштабе. То, что Украине удастся существенно повысить боеспособность силовиков в короткие сроки, — сомнительно. К тому же пока, к сожалению, нет оснований думать, что украинская власть осуществила необходимую работу над ошибками. Насколько известно, необходимая ротация войск не проводится. Зато ее интенсивно проводят россияне, умело пользующиеся передышкой. Ожидаемые кадровые замены так и не состоялись. Надежды на "помощь Запада" в ближайшее время несостоятельны. Обещания предоставить Украине необходимую военно-техническую помощь пока остаются лишь обещаниями. В любом случае, речь идет о долгом и сложном процессе, который, несомненно, не изменит сегодняшний баланс сил.

Пятое. "Киев переиграл Москву тактически. Украина разработала стратегию затягивания времени. У Киева есть единый, последовательный план действий".

Хотелось бы верить. Но пока нет оснований. Люди из окружения президента говорят о том, что целью двух принятых законов является реинтеграция мятежных регионов и речь не идет о поддержке либо признании сепаратистов. Между тем, не далее как в четверг, в США Петр Порошенко заявил о готовности предоставить "сепаратистам больше прав". Глава государства говорит о том, что избирательные бюллетени лучше, чем пулеметные очереди. Но при этом его советник Николай Томенко заявляет, что внедрение мирного плана не означает прекращения АТО. Возникает естественный вопрос: АТО будут проводить при помощи избирательных бюллетеней? Министр юстиции Петренко заявляет, что Кабмин не будет финансировать неконтролируемые Киевом территории. Но это заявление напрямую противоречит букве закона, который подавляющим большинством одобрила Верховная Рада с подачи главы государства, и за который проголосовали люди премьера. Уполномоченная президента Ирина Геращенко говорит о том, что закон предполагает постепенное возвращение неконтролируемых территорий Донбасса под контроль Киева, но текст закона фактически узаконивает контроль сепаратистов над этими территориями. Создается впечатление — единства мнений во власти не наблюдается, что косвенно может свидетельствовать об отсутствии стратегии. И опосредовано подтверждает, что присутствует лишь тактическая задача — выторговать у Москвы время, необходимое для проведения выборов в Верховную Раду.

Шестое. "Принятие соответствующих законов было требованием Запада, нежелающего развязывания полномасштабной Третьей мировой войны и готового платить за хрупкий мир".

Скорее всего, так и было. Но это не снимает с руководства Украины ответственности за судьбу Украины. Едва ли Обама, Меркель или Олланд требовали от Порошенко, например, согласия на легализацию боевиков в виде "народной милиции". А если и требовали, то у власти наверняка были основания и аргументы для заключения более приемлемых для Киева условий перемирия. Запад боится войны не меньше чем Порошенко. Очевидно, на этом и нужно было играть. Не спорю, легко давать советы человеку, на котором лежит бремя столь тяжелой ответственности. Но этот человек сам стремился к подобной ответственности и убеждал нас, что знает рецепт победы. Или, как минимум, рецепт обретения достойного мира. Разве не это было одним из аргументов при агитации за "однотуровые" выборы президента?

Не только факт принятия двух законов, не только суть этих законов, являющаяся, как минимум, двусмысленной, но и процедура их утверждения свидетельствовали о чрезмерной (учитывая значимость события) сговорчивости украинской власти. Государственные обязательства стали ценой не прекращения войны, не установления, хотя бы частичного контроля над границей и мятежными территориями, не вывода войск агрессора с украинской земли, а лишь уменьшением интенсивности боевых действий. Слишком высокая цена, ставящая под сомнение состоятельность власти. И, увы, нисколько не улучшающая состояние государства.

Возможно, в обмен на перемирие Киев получит от Запада определенную финансовую помощь и политическую поддержку. Но без проведения реформ и реального немедленного укрепления армии эта помощь лишена серьезного смысла. Очень хотелось бы ошибаться, но на пиар президентских инициатив, похоже, тратится куда больше сил и средств, чем на наведение порядка в Вооруженных силах, секторе безопасности в целом и внедрение жизненно важных реформ.

Риторический вопрос: напомните хотя бы одну реформаторскую инициативу президента с момента его избрания? Разговоры о том, что реформы в условиях войны невозможны, от лукавого. Без реформы системы нам эту войну не выиграть. Подобные аргументы имели бы смысл, если бы власть в самом деле жертвовала реформами ради войны. Но мы помножили бездарную войну на отсутствие реформ. И полученный результат укрепил неверие Запада в наши силы и усилил веру Путина в его собственные.

Седьмое. "Человеческая жизнь — самая большая ценность. Ради этого стоит пожертвовать многим".

Да, но всем ли? Если русские танки без опознавательных знаков будут стоять на окраинах Киева, будет ли это достаточным поводом для придания "особого порядка местного самоуправления" в Броварах или Борисполе? Спасет ли нас подобная политика от водружения российского триколора или флага какой-нибудь КНР не только над Верховной Радой, но и над Киево-Печерской лаврой?

К сожалению для нас, сам факт появления подобных законов, даже если они не будут выполняться в полном объеме, или не будут выполняться вообще, создал вредный для Украины психологический фон внутри страны. Инициативы Порошенко, так и не получившие необходимого, внятного, публичного пояснения, серьезно ударили по настроениям проукраински настроенной части Донбасса, отчасти деморализовали патриотически настроенных граждан и существенно приободрили антиукраинские элементы. Локальный всплеск сепаратистских настроений, зафиксированный в целом ряде регионов, является свидетельством не только усиления подрывной деятельности России, получившей психологическую передышку, но и следствием демонстрации публичной слабости. "У них получилось, можем попробовать и мы…", — позволили себе подумать затаившиеся противники существования украинского государства. К сожалению, обитающие в самых разных уголках переживающей не лучшие времена страны.

Дело не только в законах, не в нормах и пунктах, не в средствах, предусмотренных для нужд сепаратистов, даже не в отсутствии публичности, не в мелочном шулерстве, которым попахивало от процедуры принятия этого решения. Дело в очевидной слабости, продемонстрированной украинской властью в, возможно, наиболее критичный для государства момент. Эту слабость чувствуют все. Даже те, кто не хочет признаваться в этом не только окружающим, но и самому себе. Кто пытается читать между строк. Кто выискивает намеки в президентских спичах. Кто пытается высмотреть в его глазах ту уверенность, которая тает в собственной душе. Кто искренне надеется, что безоговорочное согласие с любым шагом власти является залогом будущей победы. Кто говорит об этом вслух, не до конца веря в то, что он говорит. Кто наивно полагает, что ОН знает и умеет больше.

Самым печальным оказалось то, что незаметно для нас промежуточным результатом Революции Достоинства оказалась частичная потеря достоинства. Продемонстрированная украинской властью, но, к сожалению, экстраполируемая на всю Украину. Не вполне достойное решение поставило под сомнение, казалось бы, очевидное достояние, завоеванное дорогой ценой на Майдане в начале этого года.

К сожалению, лично для меня (в данном случае не имею ни малейшего права говорить от имени кого бы то ни было еще) президент не нашел нужных слов, чтобы назвать вещи своими именами. Чтобы хоть попытаться быть честным с теми, чьи сыновья, мужья и братья уже сложили свои головы во имя чего-то большего, нежели чья-то власть. Быть честным с теми, чьи сыновья, мужья и братья еще сложат свои головы. К нашей общей беде.

В перемирие в Москву приехали мои друзья, воевавшие в ЛНР и ДНР. То, что они поведали, заставило заскрипеть зубами от злобы. Картина, очищенная от официозного агитпропа, печальна: выходит, самую русскую часть бывшей Украины истерзали, обратили в новое Сомали. Теперь же ДНР и ЛНР с холодами могут превратиться в подобие блокадного Ленинграда.

Вот уж и вправду: хочешь что-то безнадежно завалить – поручи кремлевским деятелям.

***

Что говорят добровольцы из РФ и донецкие ребята? Снабжение добровольческой армии не налажено. Нет теплого белья, не хватает бронежилетов и касок, средств связи. То есть, инициировав восстание, Москва не наладила вещевого и денежного довольствия армии Новороссии. Оружие и боеприпасы, слава богу, есть.

Но есть иная проблема: на Донбассе воцарился полный феодализм. Власть принадлежит полевым командирам. Они – как князья и феодалы, политические перспективы есть лишь у тех, кто может кормить и снабжать свою «дружину». Сходство с Сомали и Чечней 1993-1994 годов – практически полное. Лютует «госбезопасность». Из-за этого передвигаться приходится вооруженными группами. Под предлогом установления личности и проверки подозрений «в погреб» могут посадить с полпинка, а также – отобрать понравившуюся собственность. Никакого народного строя тут нет. Вышло позорище: территория Новороссии являет собой жизнь не лучшую, чем на Украине, а гораздо более худшую. Буквально – ад. Социальное одичание.

***

При этом начальство новых республик, мягко говоря, «бронзовеет». На этом фоне Игорь Стрелков выделяется в лучшую сторону. Новая же верхушка в средствах стеснения не имеет, на вчерашних друзей и товарищей смотрит свысока. Притчей во языцех стал один начальник ДНР из Москвы, сразу же начавший с покупок в бутике на 12 тысяч долларов. В общем, выдвижение из грязи в князи моментально привело и к спеси, и к ловле рыбки в мутной воде, к погоне за господской роскошью.

Спасает то, что украинские ВС – сами не в лучшем положении. Поэтому с ними удается справляться, хотя командование армии Новороссии оставляет желать лучшего. Подчас между двумя котлами, в которые попали каратели, бросают лишь разведку с легким стрелковым оружием. Укрепления армии Новороссии крайне плохи.

В ужасном положении оказались те, кто попал в застенки Службы безопасности Украины еще в период безоружных штурмов городских администраций в марте-апреле 2014 года. Когда их сейчас обменяли на пленных карателей, они остались буквально без всего. Места в новых республиках для них нет, работы нет (в ДНР и ЛНР – экономический развал), а у некоторых и дома оказались разрушенными.

***

На все это накладывается полный социально-экономический развал, особенно сильный в Луганске. Нет работы, нет денег, предприятия остановились. Проблемы с водой, нет электричества. Как будут отапливаться дома зимой, если угля нет, а окна – выбиты из-за ударных волн взрывов? Ютиться в подвалах с буржуйками? С поставками еды, лекарств и топлива – полная неясность. Здоровые, свирепые бойцы из местных, дерущиеся в бою, как берсерки, плачут. Болеют их дети, но лекарств взять неоткуда. Как я и предполагал, развал тыла сказывается самым страшным образом. Есть и такие настроения среди бойцов: «Уйду я из ополчения – все равно снабжение никакое. Пойду партизанить!»

На сем фоне опять выделяется Игорь Стрелков. Он в Славянске смог мобилизовать все мобильные генераторы и не оставил город без электричества.

До боли ясно понимаешь, что к зимовке подготовить ЛНР и ДНР не смогут. Кремлевские кураторы показали себя во всей красе. Их, видимо, устраивает это новое Чечне-Сомали с ее неразберихой и хаосом. Видимо так легче осваивать деньги. Я еще в самом начале говорил: из-за того, что Донбасс стал районом боевых действий, там будет социально-экономический развал. А потому нужно создать специальный орган при правительстве РФ (как соответствующие структуры по Чечне 1995-1996 гг. и начала 2000-х), который будет централизованно направлять в ДНР и ЛНР провиант, лекарства, горючее, технику, одежду и обувь, ведать восстановлением территорий. Пусть даже тайным будет такой орган.

Но ни черта не создали! Кремлевские назначенцы не уставали говорить о гуманитарной катастрофе, телеканалы РФ ее показывали на все лады, но для ее предотвращения ни черта не сделали. Ведь тут гуманитарными конвоями не обойдешься. Зима может стать для новых республик просто катастрофой. Ведь на Украине, несмотря на нехватку газа и угля, люди встретят ее в неразрушенных домах и с невыбитыми окнами, с водопроводом, канализацией и электричеством. В Луганске – намного хуже.

***

Попробую изложить (очистив от нецензурных выражений) мнение воевавших ребят.

Итак, Москва могла бы избежать страшных бедствий в Донбассе, если бы помогла ему весной быстрым вводом нужных сил. Так, как она помогла Южной Осетии в 2008 году. Тогда можно было бы избежать и руин, и потерь стольких жизней, и гуманитарной катастрофы. Мы, конечно, не имеем ничего против осетин, но почему им так помогли, а русских в Донбассе – бросили под танки и артиллерию? Да еще на столько месяцев? Видимо, причина в изначальной гнили и Кремля, и спецслужб: они относятся к русским, как к расходному материалу.

Теперь видно, что эти кремлевские «стратеги» могут устроить лишь новое Сомали. Лишь долгие, садистские спектакли.

Никакого народовластия тут не будет. Будут фигуры, поставленные из Москвы – и власть командиров. Смысл ехать сюда? Только в слаживании боевых групп и в обзаведении оружием. В расчете на будущее…

…Войска РФ появились в Донбассе с августа. Экипированы они отлично. Правда, им не хватало боевого опыта. Ряд потерь случились из-за неразберихи и плохой связи (у ополченцев с нею погано)…

***

В общем, картина удручающая. Теперь понятно, почему Порошенко чувствует себя так уверенно, а его помощник Луценко заявляет о том, что Киев сможет покончить с ДНР и ЛНР так же, как Хорватия – с Сербской Краиной. Потому что такое существование двух республик приведет к их краху. В каком бы кризисе ни пребывала Украина, у нее дела обстоят намного лучше. Без войны и ее горячки в ДНР и ЛНР МОЖЕТ наступить полный распад общества, полный конец всякой экономики. И это тоже станет политическим крахом Кремля. Ибо все увидят, что он несет русским, и каково это – оказаться на его стороне. Ибо ад он устроил не самым «бандеровским», а самым русским регионам б. УССР.

Кремль, доверив всю операцию политтехнологам, пиарщикам, сомнительной «спецуре» и мастерам по части борьбы с оппозицией внутри РФ, показал полную управленческую деградацию. Позорную государственную бездарность. Он не смог сделать того, что Кремль 1941-1943 годов сумел обеспечить на Брянщине. Ведь тогда Москва смогла сплотить партизан в бригады, которые контролировали целые районы и обладали неплохой организацией территориальной власти. (У партизан имелась даже своя легкая авиация). Москва не признала обе республики, не смогла наладить их снабжения. Ну, а ключевую роль в превращении ДНР и ЛНР в социально-экономический ад сыграла нерешительность Москвы в мае.

Сможет ли Кремль в оставшиеся до холодов недели организовать массированную помощь ДНР и ЛНР? Обеспечить их централизованными поставками всего необходимого? Начать ремонт систем жизнеобеспечения, завезти сюда деньги, развернуть банковскую систему и хоть как-о оживить предприятия? Не знаю! Но, глядя на нынешние управленческие «таланты» высшей власти и на то, что она творит с экономикой самой РФ, в это не очень верится. Никакой поток добровольцев не заменит тут именно государственных усилий. Именно работы государственного аппарата РФ! Общественный сбор «гуманитарки» тут играет лишь вспомогательную роль.

Пока же все развивается в крайне хреновом варианте!

На политическом небосклоне страны зажглась новая предвыборная звезда под названием «Оппозиционный блок», куда, насколько уже сейчас можно судить, войдет весь «голубой» политический хлам.

Хлам, который, в свою очередь, объявил себя «достойной альтернативой бездарной власти». И, конечно, обмотался миротворческими знаменами и вооружился зашибись правильными лозунгами. Вопрос: на кого рассчитывают эти политические мумии? На придурков и маргиналов? Да, но лишь частично. В основном — на нас с вами. И не без оснований, потому что ведемся.

О создании большого предвыборного проекта Левочкина — Ахметова — Курченко говорили уже давно. Ничего удивительного здесь нет: ни Партии регионов, ни нескольким ее «дочерним предприятиям» поодиночке в парламент пройти не светит.

Если же объединиться — появляется хоть какой-то шанс — вместе, как известно, всевозможные безобразия учинять удобнее. А процент, готовый за гречку или даже из идейных соображений отдать свой ​​голос бело-голубым,хотя и значительно уменьшился за последние полгода, но не исчез как класс. Учитываяэто, а также то, что указанные вышетоварищи являются владельцами раскрученных газет и телеканалов — вполне вероятно, что новый «рыговский» проект таки наскребет свои 6 процентов.

Но создавался он не только для этого. А точнее — совсем для другого. Следите за руками.

Объединение Партии регионов, Партии развития Украины и других «конструктивных» сил было анонсировано 9 августа во время круглого стола, который проходил под девизом «Мир. Стабильность. Возрождение». Вполне положительные понятия, ни одно из которых не вызывает отторжения. В отличие от до боли знакомых лиц. Анна Герман, Борис Колесников, Александр Лукьянченко, Юрий Мирошниченко, Ирина Акимова, Юрий Павленко — одним словом, цветник.

Кроме политиков, на действе присутствовали общественные деятели определенной политической ориентации (поэт-коммунист Борис Олийнык, одиозная скандалистка-архитектор Лариса Скорик) и политологи (Андрей Ермолаев, Кость Бондаренко) — словом, те, кому не мерзко было усесться за один стол с регионалами. Приятной неожиданностью стало присутствие в президиуме Вадима Карасева. Словом, все говорило о том, что «бабла» на новый проект его авторы не пожалели.

Присутствующие обсудили ситуацию в стране, пожаловались на отношение к погибшим в войне, осудили политику власти и решили, что надо же что-то и с этим делать. Потому что если не они — то кто?.. Результатом плодотворной встречи стало подписание меморандума об объединении всех конструктивных оппозиционных сил, с декларацией благородных намерений подписантов: «Мы готовы создать „коалицию Мира" и бросить вызов „партии войны". Мы готовы идти на выборы, побеждать, брать на себя ответственность за спасение страны и ее экономики».

Вас уже тошнит? Выньте два пальца изо рта, это только начало.

Ближайшие дни спасатели проведут форум, где объединение «оппозиционных сил» будет окончательно принято и задокументировано. Об этом, подводя итоги круглого стола, сообщил бывший регионал, а теперь председатель исполкома Партии развития Украины (то есть то же яйцо, только сбоку) Сергей Ларин. Кроме собственно ПР и ПРУ, туда могут войти еще более 20 партий и общественных организаций с пророссийским душком (возможно, даже коммунисты приобщатся).

По информации Еспресо.TV, новый проект обслуживает американский политтехнолог Пол Манафорт, который сопровождал «регионалов» аж с 2005 года, а затем работал над имиджем блаженной памяти Виктора Федоровича, чтобы того хотя бы на люди выпускать было не стыдно. (А что ничего не получилось — не его вина: человеческие возможности не безграничны). Именно Манафорт посоветовал давним клиентам название «Оппозиционный блок», причем продавить его было нелегко: дураки в большинстве своем предпочитали оставить старое название (Партия регионов) и ни за что не хотели расставаться с протухшим брендом.

Издание также отмечает, что наибольшей интригой является то, пойдут ли по списку оппозиционного блока люди Медведчука и откровенно прокремлевские элементы — вроде Елены Бондаренко. (Кстати, несколько дней назад Е. Бондаренко спрашивала в фейсбуке своих рафинированных читателей, стоит ли ей идти на выборы, вроде как она на распутье.

И большинство ответили: ни в коем случае! Это же хунта проводит! Только игнорировать!). Информация из «оппозиционных» недр поступает диаметрально противоположная. По нашему мнению — наиболее одиозных регионалов в списках не будет. Им уготована совсем другая роль. А точнее, другой путь в парламент нового разлива. Об этом, собственно, и речь.

«Юра, идите на...»

Знаете, есть такая категория людей — мальчики для битья называются. Неважно, они сами себе назначили этот статус или кто-то в этом убедил. Важным является факт — они нужны в качестве груши. С одной стороны, такого мальчика для биться вроде и жаль, потому что хоть и ничтожен, но беззлобен и сдачи не дает. С другой — ну очень хочется вмазать, потому что такое оно отвратительное...

Это я к чему? Роль официального промоутера новой «политической силы» взял на себя Юрий Мирошниченко. Или возложили тяжким крестом партийные товарищи. На своей странице в фейсбуке наш мальчуган написал несколько жизнеутверждающих постов, посвященных радужным ожиданиям от "Оппозиционного блока":"Это достойная альтернатива сегодняшней власти.

Мы открыты для всех, кто желает менять свою страну, внедрять реформы, преодолевать вызовы, стоящие сегодня перед Украиной! Мы готовы предложить альтернативу нынешней власти. Новая политическая сила открыта для всех неравнодушных сил, которые готовы восстанавливать страну, проводить эффективные реформы, преодолевать вызовы, стоящие сегодня перед нами«.

Реакция была соответствующей и абсолютно адекватной. Вместо радости от блестящих перспектив, неблагодарный народец прочь затролив несчастного Юру, наглядно показав свое отношение и к нему лично, и к новому бренду, опирающееся включительно на «хороших регионалов» (так как плохие все в Ростове и «Новороссии»).

Интересно, что не было ни одного комментария с поддержкой благородного начинания. НИ ОДНОГО. Можете сами проверить. С одной стороны, это свидетельствует о том, что Мирошниченко не пользуется услугами платных комментаторов, с другой — такое положение вещей показывает, что в народном сознании «хороший регионал — это мертвый регионал».

Итак, новой-старой генерации оппозиционеров в лице Мирошниченко было предложено свалить в канаву, зарасти травой и не отсвечивать. Его вчерашние и нынешние однопартийцы, собравшиеся альтернативно спасать страну, были названы (на наш взгляд, вполне справедливо) «блоком упырей», «помойкой», «сбродом», «лузерами ничтожными» и «использованными ган...нами».

Одни, наиболее безудержные, не стыдились в выражениях: «Сдохни, проклятая дрянь». Другие интересовались: «Вы правда думаете, что люди идиоты?» Третьи интеллигентно советовали: «Спасибо Юра, вы нам достаточно уже помогли, сделайте одолжение, идите на...». Больше всего понравилось меткое сравнение: «Ваша партия напоминает питерского вахтера с Камеди Клаб, который наложил под дверь и говорил „А кто это сделал?"».

Следите за руками

А что же сам Мирошниченко? А ничего. Как с гуся вода. Странно, правда? Вот как нормальный человек должен был отреагировать на такие оскорбления? Или ответить достойно, или хотя бы потереть злобные комменты. Или вообще удалить пост, так как неудобно, когда тебя и твою контору вот так вот откровенно с дерьмом мешают. А Юра — ни слова. Мол — мели, Емеля, твоя неделя. Хоть бы огрызнулся-то. Хоть бы вступился за честь свою и партейную. Но такая задача, похоже, перед ним не стояла. Скорее всего, «промоутер» был не только готов к тотальной обструкции в фейсбуке, но и специально ее спровоцировал, просчитав реакцию общественности.

Спросите, зачем? А потому что это одна из составляющих технологии, придуманной или гениальным американцем, или далеко не глупыми заказчиками. Создать бренд из второсортных регионалов, которые сами по себе без финансовых и организационных вложений ничего не стоят, но благодаря одиозным рожам вызывают бешеное раздражение у всех вменяемых граждан. Пусть будет много злых комментариев в их адрес. Чем больше яда льется на экраны и мониторы по отношению к этому проекту, тем лучше. На его лижайших результатах это все равно не скажется.

А если и скажется — не велика потеря. Можно и пожертвовать. «Оппозиционный блок» — некая тактическая «дразнилка», чья миссия — отвлечь на себя весь имеющийся в обществе негатив, направить его в одно русло, нацелить на одну мишень. Отвлекая тем самым внимание от обходных путей, где все гораздо интереснее. Ведь все мы с детства знаем, что «нормальные герои всегда идут в обход».

Этот самый «обход» — не обязательно мажоритарные округа. По округам (в Лугандонии, Николаеве, Одессе, Херсоне) — пойдут «тузы». Ефремовы разные, левочкины, киваловы. А послушная и уже подготовлена ​​массовка пролезет в обновленный парламент в закрытых списках партий, к «Оппозиционному блоку» не имеющих никакого отношения. Например, Радикальной партии, которая, во главе со своим вилоносным лидером, является, говорят, проектом того же Левочкина. Может, вы знаете те самые «новые лица», которые заведет в парламент «боевой пи...рас»?..

Не исключено, что «нужные» люди пройдут и в других списках. Ибо кто на прошлых парламентских выборах не отказывался продавать списочные места? В том числе бывшие оппозиционеры, которые сегодня при власти (за что впоследствии неоднократно и были «биты» правдорубом Анатолием Гриценко).

Так что не стоит слишком возбуждаться по поводу того «Оппозиционного блока». Отправьте его лучше в игнор, где ему и место. Не дайте себя очередной раз цинично поюзать. Пустышка это. Отвлекающий маневр. Пугало огородное. Пока народ плюется на это слабое бело-синее «новообразование», соревнуется в сквернословии и выливает всю накопленную в душе гадость в заботливо подставленный тазик — в парламент невидимым фронтом по нескольким направлениям незаметно сунется настоящая пятая колонна. И всех это вроде устраивает..

...Еще не вернулось мясо обратно к отправителю, рискнувшему послать свой груз через нашу «прекрасную транзитную страну» Украину (уже стало уже известно, что надо отправлять «попавшее в зону боевых действий транзитное мясо» обратно).

Еще не собраны до конца счета и не подсчитаны убытки украинских экспедиторов, которые взялись за эту работу и получили вместо нескольких сотен долларов дохода десятки тысяч евро убытка.

Еще не остыли обещания высшего таможенного начальства разобраться и публично «казнить» виновных в развязывании боевых действий против транспортной отрасли Украины, а АТО (Анти-Транзитная-Операция от украинской таможни) полнится сводками боевых действий.

Сначала в достаточно мирную зону портов полезли «зеленые человечки». Натуральные! В зеленой форменной одежде, диким видом и нравами. Оказывается, таможенные службы по борьбе с контрабандой и контрабандой наркотиков летом передали из ведомства таможни в фискальную службу Украины. И пошли атаки, одна за другой...

«Зеленые человечки» из ОБК и ОБКН с непонятными полномочиями останавливают транзитные и экспортные грузы, «бомбят» досмотрами импортные контейнеры, буквально терроризируют экспедиторов в портах. В тех именно портах, в которых экспедиторов уже фактически принудили к оплате десятков миллионов гривен за пользование компьютерной программой бесконтактной работы со всеми контролирующими органами (таможни, в том числе).

Разумеется, под обещание обеспечить полную прозрачность и полную бесконтактность. А «зеленые человечки» вовсю и нагло, исключительно контактно хозяйничают в портах — «мимо» этих программ.

Именно они, госслужаки непонятно чьего подчинения, насадили систему, когда

после всех электронных согласований перехваленных и переоцененных компьютерных программ владельцам грузов надо снова и снова печатать разные «бумаги» и идти на «поклон» к этим засланным непонятно кем портовым террористам.

Из хроники боевых действий. Утром 5-го сентября Южная таможня с портами и экспедиторами проводит очередное совещание по «облегчению работы», подробно разбирают наш «кричащий случай» с транзитным мясом, клятвенно обещает, что это — единичный пример, такого-де больше не повторится, виновные будут немедленно наказаны и отозваны из портов.

Но не просохли еще чернила на протоколе, как через несколько часов поступает информация о полной остановке грузопотоков на Приднестровье «зелеными человечками из ОБК». Среди грузов опять: мясо, моющие средства, запчасти. Опять настойчивые требования приходить и лично «решать вопросы». Опять эти «зеленые человечки» с непонятными полномочиями и буйными нравами.

Естественно, это делается в пятницу, т.к. в преддверии больших простоев машин и контейнеров на выходные дни экспедиторы намного сговорчивее «решают вопросы» с чиновниками таможни.

Пытаюсь разобраться. В субботу уже дозвонился к помощнику главы всей таможенной службы Украины, описал конфликтную ситуацию; как результат — частично грузы пошли. Но не все — часть стоит.

Во вторник, 9-го сентября в Одессу прибывают очередные таможенные начальники под руководством самого главы службы А.В.Макаренко.

Задаю вопрос служивым:

— Почему тормозите транзит, откуда взялись «зеленые человечки»?

— А это не наша подчиненность...

— А чья?

— Они подчиняются напрямую фискальной службе в Киеве...

— А что они делают тогда в портах?

— Не знаем...

Пытаюсь выяснить в Южной таможне:

— Кому подчиняются службы «борьбы с контрабандой»?

— Оперативно нам...

— Что это значит?

— Ну, у нас они только зарплату получают...

— А подчинение?

— Это — не к нам...

— У них должностные инструкции есть?

— Есть...

— В них записано, что они могут останавливать грузы на недели и не давать оформлять документы?

— Нет...

Круг замыкается. «Гибридная война» в портах Украины продолжается.

За последние годы уже прокуратура нарапортовала, что были досмотрены сотни тысяч контейнеров в портах, взвешены сотни тысяч тягачей — при результативности такой титанической работы таможни ОКОЛО ОДНОГО ПРОЦЕНТА! Сотни миллионов гривен экспедиторов принудили отдать в частные компании по обслуживанию таможенного весового и досмотрового беспредела в портах. Государство бесцельно тратит на содержание «зеленых человечков», «кошмарящих» порты, и все без изменений.

Я лично написал с десяток статей об «убиении транзита» через Украину, взывая к портовым властям, обращаясь к Министерству транспорта, таможне — но и при новой власти всё продолжается, как и при старой. Разве что антикоррупционные форумы еще в моду вошли в последнее время.

С участием глав СБУ, таможни, разных уполномоченных от государства. Лично на этих форумах задаю вопросы четко и конкретно, прямо влица ответственным чиновникам: «Когда прекратите издеваться, когда можно будет нормально работать?». В ответ общие фразы: «Не давайте взяток», «...идите в суд...», «...а вот скоро мы изменим...».

И ничего не меняется!

Глава таможенной службы А. Макаренко 9-го сентября написал на своем Фейсбуке о задержании рекордной партии контрабандных цветов, шишек и цветочных луковиц на западной таможне! Пол-грузовика растений было добавлено к оформлению «благодаря бдительности и честности коллег» г-на Макаренко А.В.. Потрясающее воображение задержание!

Я же в этот день получил сводки, что за этот потрясающе знаковый день в рамках «таможенной АТО» в портах было совершенно безрезультатно досмотрено и взвешено за деньги украинских налогоплательщиков под сотню контейнеровозов со средним временем оформления в Ильичевске 7 часов. Семь часов на оформление грузовика с транзитным грузом! За это время «дальнобой» может доехать из порта до Киева, тем временем грузовики простаивают и оформляются в портовых таможнях... 7 часов — в среднем...

Новость с цветами и шишками, конечно, более достойна внимания руководства всей таможни... Оцените «масштаб»...

И еще одной новостью «ошарашил» А.В.Макаренко одесских транспортников, пребывая в Одессе. Это — возврат гражданина Семки С.Н. в таможенную службу на руководящую должность. Что это? Откровенный плевок в сторону тех транспортников, которые еще не уничтожены со времен активного трио Дериволкова-Дороховского-Семки? А ведь именно этому гражданину-чиновнику одесские транспортники пересылали «горячие» сводки из портов еще три года назад. И я неоднократно лично просил о помощи положить конец гигантским пробкам грузовиков, их простоям в портах. А в ответ выслушивал смешки да издевки...

И все же еще раз повторю:

Чтобы Украина осталась цивилизованным транзитным государством, таможня должна сделать следующее:

1. Немедленно изменить формат и формы контроля в портах и передать все функции фактического таможенного контроля в таможни последнего назначения внутри страны. Для транзита — только контролировать вход-выход.

2. Немедленно разогнать совершенно вредные для государства десятки служб внутри таможни, которые элементарно паразитируют на таможенной стоимости, весе, инвойсах, сертификации и прочем. А на самом деле просто, прикрываясь этими красивыми терминами, насаждают и насаждают коррупцию в стиле Азарова-Калетника.

3. Отправить в зону АТО тысячи таможенных псевдо-работников, которые сегодня, прикрываясь гос.службой, терроризируют бизнес в пунктах пропуска — с реальной результативностью около одного процента. Пусть «зеленые человечки», «кошмарящие» порты, там сражаются за свободу нашей Родины. Там и оценим их героизм и результативность.

Все эти изменения в таможенной работе не нуждаются в работе Парламента, новых законах и прочем. Нуждаются в работе министров, нацеленной на реформы. Только и всего.

Если А. Макаренко, глава украинской таможни, действительно нацелен на результат для страны, для граждан, для государств, а не на поиск «контрабандных шишек» раз в пол-года на каком-то из пунктов пропуска, то этот вызов он должен принять. Или — уйти.

А. Макаренко, похоже, реформы долго собирается внедрять, так можно и заболтать любые изменения... Замены начальников таможен на прежних, «около-системных» — это не реформа, а профанация и реальное государственное преступление. А какие еще изменения, реформы намечены?

Очередная замена с 15-го сентября и.о.начальника Южной таможни? Шестого по счету, кстати, с начала года... Опять на срок чуть более месяца? Серьезный прорыв, весомый результат, почти реформа!

Украинские транспортники не заслужили «активную фазу АТО» в портах, не заслужили, чтобы на «хлебные» места в таможнях возвращались «лучшие сыны» прежней системы, не заслужили продолжения агонии совковой таможенной системы.

Надоели уже и замшевелые азаровские мантры о контрабанде в среде транспортников, которые уже 20 лет вторят все таможенные начальники самых разных пошибов. Контрабанды у транспортников нет — так как нет сотен уголовных дел. Зато есть сотни тысяч, миллионы бездарно проведенных форм контроля (досмотры, взвешивания) по выявлению непонятно чего. Что бьет по импортерам, транспортникам, доходам в госбюджет, по международному престижу государства и коррупцией со стороны чиновников удушает гражданское общество.

«Откровенно о главном»: если контрабанда и есть, то она полностью под контролем самих же высших таможенных и государственных чинов. Других видов контрабанды в Украине много лет как нет — не позволено! Доказательства все уже давно «в студии».

Война, выборы, перевыборы в разные Советы и прочее — не оправдание отсутствию изменений в столь важной государственной службе, как таможня. Реформы в таможне нужно проводить без привязки к выборам, а привязываясь к бизнесу, к интересам граждан Украины. Ради их будущего. Ломая стереотипы и решительно избавляясь от прежних, запредельно коррумпированных кадров. За пол-года «реформ» от таможни этого не произошло — к большому разочарованию украинцев.

АТО — анти-транзитная, антигосударственная операция в портах — продолжается. Против Украины единым фронтом вышла уже её таможня. Похоже, что в полном составе.

Главным достижением главы Минагропрода Игоря Швайки эксперты называют ликвидацию техосмотра для сельскохозяйственной техники и отмену решения предыдущего правительства об объединении трех харьковских аграрных вузов. Среди серьезных провалов — срыв сроков по поставкам зерна в Китай по заключенному Украиной еще в 2012 году соглашению о поставке 4 млн. т зерновых в КНР.

Но основная претензия аграриев к новому руководителю профильного министерства в другом. По мнению участников рынка, министр не выполняет своего обещания и очень мало делает для ликвидации коррупционных схем. К примеру, аграрии так и не дождались расформирования Государственной инспекции сельского хозяйства, которая в течение многих лет считается самым коррумпированным органом в структуре отраслевого министерства, и передачи части ее функций другим органам исполнительной власти. Наоборот, Игорь Александрович вот уже несколько месяцев лелеет надежду как минимум превратить Госсельхоз­инспекцию в третейского судью, который сможет разрешать разногласия в оценке качества зерновых между продавцом и потенциальным покупателем, либо как максимум создать на базе этого ведомства «аграрное ФБР» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Минус общественность

К сожалению, в 2014 году отраслевое министерство так и не стало открытым для диалога с общественностью и предпринимателями. С первых дней своего пребывания на государственной службе Швайка умудрился рассориться с многочисленными профильными ассоциациями и общественными организациями. Вместо того чтобы наладить с ними эффективное сотрудничество, он создал собственную карманную организацию — Всеукраинский аграрный совет, который будет инициировать непопулярные на селе решения.

Ошибка министра нового правительства заключается в том, что он практически сразу вступил в отрытую конфронтацию с сильным аграрным лобби, в результате чего еще весной получил «красную карточку» от участников рынка. В то же время проблемы с чрезмерной зарегулированностью аграрного рынка, сокращением числа разрешительных документов и устранения посредников в земельных вопросах остаются нерешенными.

Новый министр озвучил планы по поддержке фермеров и небольших крестьянских хозяйств и параллельно обещал разобраться с крупными агрохолдингами, обеспечивающими 75% доходов отечественного сельского хозяйства, загнав их деятельность в рамки очередной концепции.

Возможно, в ближайшем будущем министерство начнет «раскулачивать» латифундистов, регламентируя предельную площадь земель, принадлежащих одной компании. Непонятной пока остается и ситуация со сроками действия специального режима налогообложения НДС для аграриев (вместо 2018 года льготный режим для крупных агрохолдингов может быть отменен уже в 2015–2016 годах). Естественно, подобный подход вызывает резко негативную реакцию у ключевых участников рынка — они просят министерство хотя бы не мешать приносить стране валютную выручку.

Дом советов

Игорь Швайка — юрист по образованию — на первых пресс-конференциях в качестве министра АПК выглядел вяло. Лейтмотивом его выступлений было обещание прекратить рейдерские захваты сельхозпредприятий. По причине, мягко говоря, слабой аграрной квалификации он, скорее всего, и не спешил менять проверенные кадры своего предшественника в высоком кресле — Николая Присяжнюка. Хотя вопросы о люстрации в одном из наиболее коррумпированных министерств ему задавали постоянно. Чуть позже, окружив себя заместителями, разбирающимися в производстве сельхозпродукции куда больше своего начальника, Швайка обрел уверенность и даже начал раздавать мало выполнимые в наших реалиях рекомендации. Например, в мае он посоветовал овощеводам-тепличникам немедленно перевести свои предприятия с использования газа и электричества на альтернативные виды топлива. Где взять средства на такую модернизацию, он, впрочем, не уточнил.