Раньше наиболее популярное объяснение продления на несколько недель периода плановых отключений горячей воды населению в столице выглядело следующим образом. На дверях подъездах вывешивали объявления вроде, «в связи с тем, что долг «Киевэнерго» перед НАК «Нефтегаз Украины» составил N-е количество миллионов гривен» и далее по тексту.
Меня всегда забавляла подобная формулировка, ведь у большинства жителей нашего дома никаких долгов ни перед НАК, ни перед «Киевэнерго», ни даже перед родным ЖЭКом не было. Тем не менее, вовремя оплатив потребленные услуги, мы все равно оказывались заложниками странной системы взаимозачетов государственных монополий и частных корпораций.
На днях Кабмин обнародовал постановление, где пообещал поэтапно поднять стоимость услуг ЖКХ. Напомним, с 1 июля, цена тепловой энергии уже увеличилась на 40%. А очередной сюрприз нас ждет 1 мая 2015 года, когда тарифы опять вырастут на 40%. При этом пересмотр уровня оплаты произойдет еще дважды (каждый раз – на 20%) в 2016 и 2017 годах.
Вялое оправдание правительства, что в некоторых регионах тарифы ЖКХ не пересматривались уже 18 лет, не впечатляют. Если где-то и есть районы, где сохранились платежи на уровне 2006 года, то о них никому не известно. Либо речь идет о населенных пунктах, уже давно исключенных из государственного реестра, по причине полного отсутствия в них жителей.
Между тем, природа очередной тарифной нагрузки на население вполне понятна. Следуя жестким рекомендациям МВФ, без выполнения которого Кабмин Яценюка просто не получит такие необходимые кредиты от международных финансовых структур, дефицит госбюджета должен был находится на отметке примерно 8,5% ВВП. Но с учетом долгов НАК «Нефтегаз Украины» мы гарантированно превысили эту отметку и дефицит казны сегодня равен около 10% ВВП.
Правительство попыталось снизить дефицит «Нефтегаза», увеличив тарифы на энергоносители для населения. Но, видимо, чиновники понимают, что сегодня этого недостаточно и дальнейший рост платы за газ и электроэнергию неизбежен.
Ведь голубое топливо мы покупаем за доллары и евро, а когда правительство первый раз увеличивало тарифы, то валютный курс еще держался на отметке 8 грн./$.
Но когда девальвация гривны составила фактически 60%, то для того, чтобы хотя бы вернуться к равновесию тарифов и стоимости природного газа, цены на топливо необходимо дополнительно поднимать еще. Вне зависимости от того, где мы покупаем газ – в России, Словакии, Венгрии или Польше, государство расплачивается за него отнюдь не украинскими гривнами.
Самое интересное, что в раскачивании валютного курса руководство страны тоже обвиняет обычных людей. В частности, председатель НБУ Валерия Гонтарева назвала одной из причин девальвации гривны «панические настроения населения». Однако в августе, по разным причинам, чистый спрос граждан на наличную валюту в банках составил всего $201 млн. А эксперты полагают, что в большей мере в прыжке курса доллара виноват как раз Нацбанк, который своими либо не очень умными действиями, либо вполне сознательно стимулирует валютные спекуляции на межбанковском рынке.
Напомним, что уже дважды Нацбанк создавал на рынке дополнительную ликвидность – один раз рефинансировав коммерческие банки, второй – дополнительно рекапитализировав НАК «Нефтегаз Украины». В обоих случаях часть этих средств попадала на межбанковский рынок и оказывала давление на курс гривны.
Отечественное правительство всегда неравнодушно относились к глубине карманов своих граждан. И по разным подсчетам на руках у населения сегодня сосредоточено около $50-80 млрд. Не получится затянуть их в банковскую систему в виде депозитов, так отберут накопления с помощью налогов и тех же тарифов на многострадальные услуги ЖКХ.