Главным достижением главы Минагропрода Игоря Швайки эксперты называют ликвидацию техосмотра для сельскохозяйственной техники и отмену решения предыдущего правительства об объединении трех харьковских аграрных вузов. Среди серьезных провалов — срыв сроков по поставкам зерна в Китай по заключенному Украиной еще в 2012 году соглашению о поставке 4 млн. т зерновых в КНР.
Но основная претензия аграриев к новому руководителю профильного министерства в другом. По мнению участников рынка, министр не выполняет своего обещания и очень мало делает для ликвидации коррупционных схем. К примеру, аграрии так и не дождались расформирования Государственной инспекции сельского хозяйства, которая в течение многих лет считается самым коррумпированным органом в структуре отраслевого министерства, и передачи части ее функций другим органам исполнительной власти. Наоборот, Игорь Александрович вот уже несколько месяцев лелеет надежду как минимум превратить Госсельхозинспекцию в третейского судью, который сможет разрешать разногласия в оценке качества зерновых между продавцом и потенциальным покупателем, либо как максимум создать на базе этого ведомства «аграрное ФБР» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Минус общественность
К сожалению, в 2014 году отраслевое министерство так и не стало открытым для диалога с общественностью и предпринимателями. С первых дней своего пребывания на государственной службе Швайка умудрился рассориться с многочисленными профильными ассоциациями и общественными организациями. Вместо того чтобы наладить с ними эффективное сотрудничество, он создал собственную карманную организацию — Всеукраинский аграрный совет, который будет инициировать непопулярные на селе решения.
Ошибка министра нового правительства заключается в том, что он практически сразу вступил в отрытую конфронтацию с сильным аграрным лобби, в результате чего еще весной получил «красную карточку» от участников рынка. В то же время проблемы с чрезмерной зарегулированностью аграрного рынка, сокращением числа разрешительных документов и устранения посредников в земельных вопросах остаются нерешенными.
Новый министр озвучил планы по поддержке фермеров и небольших крестьянских хозяйств и параллельно обещал разобраться с крупными агрохолдингами, обеспечивающими 75% доходов отечественного сельского хозяйства, загнав их деятельность в рамки очередной концепции.
Возможно, в ближайшем будущем министерство начнет «раскулачивать» латифундистов, регламентируя предельную площадь земель, принадлежащих одной компании. Непонятной пока остается и ситуация со сроками действия специального режима налогообложения НДС для аграриев (вместо 2018 года льготный режим для крупных агрохолдингов может быть отменен уже в 2015–2016 годах). Естественно, подобный подход вызывает резко негативную реакцию у ключевых участников рынка — они просят министерство хотя бы не мешать приносить стране валютную выручку.
Дом советов
Игорь Швайка — юрист по образованию — на первых пресс-конференциях в качестве министра АПК выглядел вяло. Лейтмотивом его выступлений было обещание прекратить рейдерские захваты сельхозпредприятий. По причине, мягко говоря, слабой аграрной квалификации он, скорее всего, и не спешил менять проверенные кадры своего предшественника в высоком кресле — Николая Присяжнюка. Хотя вопросы о люстрации в одном из наиболее коррумпированных министерств ему задавали постоянно. Чуть позже, окружив себя заместителями, разбирающимися в производстве сельхозпродукции куда больше своего начальника, Швайка обрел уверенность и даже начал раздавать мало выполнимые в наших реалиях рекомендации. Например, в мае он посоветовал овощеводам-тепличникам немедленно перевести свои предприятия с использования газа и электричества на альтернативные виды топлива. Где взять средства на такую модернизацию, он, впрочем, не уточнил.