Законопроект "Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких законів України (щодо податкової реформи)", без принятия которого глава правительства Арсений Яценюк грозит вообще не внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект о бюджете на 2015 год, готовит нам много открытий.
Однако мы сейчас остановимся только на одном из них, появившемся в законопроекте едва ли не в последний момент – намерении Кабмина применять так называемый метод контроля за расходами и доходами налогоплательщиков- физлиц при определении обязательств по налогу на доходы физлиц.
На первый взгляд, речь идет о переходе к цивилизованному методу контроля реальных доходов физлиц, применяемому на Западе. Скажем, знаменитый Аль Капоне в довоенной Америке сел в тюрьму именно по причине несоответствия доходов и расходов.
Однако дьявол кроется в деталях.
Итак, во-первых, порядок применения метода контроля расходов законом утверждать никто не собирается. Его, согласно проекту, должен будет утвердить центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной финансовой политики. То есть, Министерство финансов.
И если в этом самом порядке, утверждаемом лишь приказом Минфина, появится понятие украинских хунвейбинов, которые получат право с дубинами вламываться в дома и квартиры граждан, заподозренных в недоплате налогов, то удивляться этому будет бессмысленно. Кстати, на их роль вполне подходят сотрудники Службы финансовых расследований – если таковая будет создана. А пока что роль занята налоговыми милиционерами.
Во-вторых, право назначать проверки физлиц – непредпринимателей получат начальники контролирующих органов - от нынешних главных руководителей ГФС Игоря Билоуса и Владимира Хоменко (которые и являются главными лоббистами новшества) до фискальных царьков на местах.
Поводов для того, чтобы назначить такую проверку, у них будет сколько угодно. Точнее, если опираться на предложенную редакцию законопроекта, то таковых формально будет 5. Предлагаем оценить их и понять, что возможности фискалов будут безграничны.
Цитата: «Контролюючий орган має право призначити та провести документальну перевірку з використанням методу контролю за витратами та доходами, у разі наявності однієї з обставин:
- у власності платника податків перебувають активи, за якими платник податків не має документального підтвердження джерел походження коштів або майна, використаних для придбання таких активів;
- платником податків здійснені витрати, за якими платник податків не має документального підтвердження джерел походження активів, використаних для здійснення таких витрат;
- контролюючим органом виявлено факт недостовірності даних, повідомлених платником податків, щодо джерел походження коштів, майна або інших активів;
- наявність у платника податків не задекларованих активів, доходів;
- наявність у контролюючого органу інформації щодо перевищення суми понесених витрат у зв’язку з придбанням активів платником податків – фізичною особою, у звітному періоді, над сумою доходів, отриманих таким платником податку у цьому ж звітному періоді, в розмірі що перевищує розмір сорока мінімальних заробітних плат, встановлених законом на 1 січня звітного року.»
Иными словами, любой житель Украины, а не только "состоятельные граждане" (как пишется в презентации Минфина вполне может ожидать к себе незваных гостей в любую секунду.
В-третьих, главный залог непредсказуемости такой проверки – избирательность. Начальник (даже самый маленький) фискального органа может ее назначить, а может не назначать.
Презумпция невиновности в стране, по сути, отменяется. Причем полностью. Не то чтобы она в Украине работала - но теперь ее не будет и законодательно.
Фискал может не только назначить проверку физлица. По ее результатам он сам же сможет вынести обвинительное решение, не утруждая себя обращением в суд. И при этом может потребовать заплатить в бюджет 30% от стоимости актива.
Обязанность доказывать тот факт, что он не верблюд, возлагается на физическое лицо – налогоплательщика.
Только из приведенных выше примеров видно сразу несколько последствий, с которыми могут столкнуться многие из жителей Украины:
1) начальники фискальных органов становятся безграничными властителями судеб сограждан. И чем выше уровень начальника, тем выше его царственный ранг;
2) какая-либо оппозиция (например, негативные высказывания о работе органов ГФС или конкретных должностных лиц) с помощью предложенного ноу-хау может пресекаться на корню;
3) все публичные деятели или, скажем, значимые бизнесмены попадают в серьезную зависимость от фискалов. Включая, кстати, и народных депутатов.
Другими словами, мы имеем дело с созданием авторитарной вертикали власти, построенной на основе фискального органа, подобной которой в Украине ранее не существовало и близко.
Остается добавить, что для внедрения налогообложения расходов предлагается провести одноразовое добровольно-принудительное декларирование активов налогоплательщиков. Кто такового не произведет, у тех активы будут считаться на условном уровне 200 тыс грн. Сейчас это 14 тыс дол, а в следующем году будет, возможно, 10 тыс дол или меньше. Привет "честным профессионалам" из Нацбанка.
Казалось бы, почему бы активы не задекларировать? Ведь все нажитое непосильным трудом до момента добровольно-принудительного декларирования облагать налогом вроде бы не планируется.
На этот вопрос также имеется простой ответ. Совсем недавно государство предложило своим гражданам задекларировать имеющуюся в их собственности жилую недвижимость. И клятвенно заверило, что облагать налогом на недвижимость будет только жилую площадь, и только сверх установленного необлагаемого минимума. Многие поверили.
Однако именно поданный сейчас законопроект предлагает изменить порядок налогообложения недвижимости: облагать с первого квадратного метра и не жилую, а общую площадь. Прошел всего год, и власть "кинула" население Украины.
Как думаете, быстро ли она "кинет" тех, кто задекларирует свое имущество? Кто поверит этому государству?
Ведь завтра за нажитым имуществом придут налоговики – причем, на избирательно-индивидуальной основе.
Депутаты сделали абсолютно верно, что 16 сентября отказались даже рассматривать инициативу правительства Арсения Яценюка. Такого рода инициативы – это проявление тотального неуважения государства к гражданам собственной страны. Точно такое же неуважение, как в случае с девальвацией, коррупцией и люстрацией.
А что касается Арсения Петровича персонально, пусть расскажет обществу, сколько и где под его прикрытием зарабатывают Николай Мартыненко, Андрей Иванчук и другие сверхлюди из его окружения. Дальше додумайте сами.