Если. Если Россия остановит (или не возобновит, как кому нравится) свое вторжение. Если мы не попадем в полосу политической турбулентности и после череды переворотов и «парада суверенитетов» не войдем в гражданскую войну. Если нам удастся избежать этих двух самых главных сегодняшних угроз… То нас ожидает несколько лет напряженной борьбы с бандитизмом. Увы, это будут не 90-е, а намного серьезнее. Волна бандитизма уже начинается, растет количество разбоев и грабежей, появляются новые «коллективы», вооруженные, готовые на все. И окрыленные собственной безнаказанностью. Устоим ли мы, когда волна поднимется в свой полный рост?
Не так важно само несчастье, сколько причины для несчастья, те обстоятельства, из которых долго и незаметно вырастала проблема. Причины нынешнего увеличения количества тяжких преступлений вызревали задолго до Майдана и ликвидировать эти причины пока никто не собирается. Борьба с бандитизмом будет лишь гасить возникший пожар, но он будет вновь и вновь вспыхивать снова, пока не будет ликвидирован источник горючего.
Причин криминального шторма, в который мы вошли – несколько. На первый взгляд, самая главная – экономическая. Страна не в состоянии обеспечить работой свое население. Прежде всего – мужское. Армия безработных – это потенциальная армия криминала. В спокойное время она не активирована, в период смуты она вооружается и превращается в банды. Какова численность этого «войска»? Точной статистики на этот счет нет. Официально числятся безработными около 500 тысяч человек. Из 46 миллионов населения трудоспособно порядка 20 миллионов человек. Официально полный рабочий день работают 10 миллионов человек. Соответственно – 10 миллионов граждан работают неполный рабочий день, работают неофициально или просто «перебиваются». Понятно, что цифры приблизительные, но порядок такой. Рынок услуг эту цифру переварить не может. Рынку не нужны 10 миллионов рыночных торговцев, охранников, продавцов карточек мобильной связи и так далее. 10 миллионов не могут и уехать из страны в поисках лучшей судьбы. У них нет на это денег, мотивации или же имеются другие, мешающие обстоятельства. В результате системного уничтожения Россией промышленности Донбасса и Луганска эта армия безработных станет выше. Увы, у нее не будет другого способа прокормить себя и свои семьи, кроме как выходить на большую дорогу. Отнимать деньги и транспорт в городах, и отнимать продукты в селах. О том, как дать этой армии возможность легально прокормить себя – государство, увы, не думает. По-крайне мере, никакого облегчения жизни для мелкого бизнеса пока не видно. Не видно и масштабных проектов по возрождению фермерства или строительству дорог, которые могли бы положить начало решению этой проблемы. То есть, все-таки основная причина – не в экономике, а в системе, которой нет. И в длинном списке проблем, которые нужно решать нынешней власти – вслед за первостепенной задачей обороны страны стоит проблема оптимального использования наших огромных трудовых ресурсов, которые легко могут превратиться в ресурсы криминальные.
Еще одна причина наступающего вала бандитизма – слабость государственных институтов. Основные и первостепенные внутренние функции государства – это функция охраны прав и свобод человека и гражданина и функция обеспечения правопорядка. На фоне того, что сейчас есть проблемы с выполнением первейшей внешней функции государства – а именно, с функцией обороны страны, эти внутренние функции кажутся не такими уж важными. На самом деле, это не совсем так. Без обеспечения правопорядка и охраны прав и свобод – государство «схлопывается» так же, как при внешнем вторжении. Разве что процесс более мучителен и длится дольше. Увы, но на две эти внутренние функции украинское государство «забило» задолго до майдана. Функцию обеспечения правопорядка многие годы последовательно превращали в охрану власти, в результате чего органы правопорядка превратились в конгломерат частных охранных фирм. До сих пор в наших правоохранительных органах легко определить, кто чей ставленник и чьи интересы охраняет. В период правления Януковича милиция также стала активно использоваться для подавления политических процессов. Всенародная ненависть к «Беркуту» вполне объяснима, учитывая постоянное использование этого подразделения для разгона митингов и культ вседозволенности и элитарности в этом подразделении.
Печальным последствием этой деформации стала утрата легитимности правоохранительных органов в общественном сознании. Милиционер воспринимается как правило, как охранник власти или бандит, но не как представитель государства со всеми вытекающими последствиями и статусом. Последний Майдан лишь ускорил этот процесс общественной делегитимации. Когда лишились своего общественного статуса и доверия милиционер, судья и прокурор – лишился этого статуса и Закон как таковой. Грубо говоря, нет мента – нет закона. Но так не бывает и законом становится «ствол». И тут мы подходим к третьей причине роста бандитизма. «Стволов» в стране стало очень много. Причем, в отличие от 90-х, у криминально настроенных граждан их, вероятно, уже больше чем у милиции. И качество этих «стволов» существенно выросло. Если в 90-е наличие гранатомета у ОПГ было исключением, то сейчас обстрелы из гранатометов военкоматов или прикопанные РПГ уже никого не удивляют. У новых «ОПГ» на вооружении, скорее всего, будут уже БМД и БМП. И вооружение это придется изымать. Любыми способами. Возможно, с одновременным разрешением на свободную продажу ( но с обязательной регистрацией) травматического и гладкоствольного оружия. В любом случае, все оружие должно быть на учете. Незарегистрированное оружие должно изыматься. Иначе война с бандитизмом обещает быть слишком долгой и кровавой.
В тоже время, в течение многих лет в сотрудниках милиции культивировался страх перед использованием табельного оружия. Менту было проще засунуть гражданину в задницу палку, чем выстрелить в бандита. Потому что за выстрел в бандита приходилось долго и мучительно отчитываться в прокуратуре и перед собственным начальством. Этим, в частности объясняется и то, как быстро сдавала свои участки бандитам милиция в Восточных регионах. До недавнего времени милиция не была готова применять оружие против вооруженного преступника. Сейчас, по мере «обкатки» личного состава в АТО эта проблема снимается. И над этим еще тоже нужно работать. Потому что в ближайшее время милиции придется стрелять часто и, желательно, метко. Если мы хотим сохранить страну.
Еще одна причина неготовности милиции к борьбе с бандитизмом – ее деморализация. Эта деморализация вызвана не только «постмайданным» беспределом, когда нападение на сотрудника милиции или его оскорбление было обычным делом, но и внутренними проблемами. Средний сотрудник милиции – это неустроенный в бытовом плане человек с мизерной зарплатой и печальным будущим. Новый УПК превратил его в раба прокуратуры, многочисленные «реформы» привели к неуверенности в собственном пенсионном будущем. Единственной мотивацией для службы остается либо патриотизм, либо собственно профессиональная мотивация, либо ( скорее всего, в большинстве случаев) – отсутствие альтернативы. Под бандитские пули пойдут только люди с первыми двумя видами мотивации. Соответственно, этих людей нужно беречь, а также усиливать мотивацию социальную. Сотрудник милиции, идя под пули, должен быть уверен в том, что государство прокормит его семью когда он жив и трудоспособен и тогда, когда он ранен или убит. Принятый недавно «Закон о люстрации» в очередной раз деморализует и лишает мотивации сотрудников милиции. Однако, как очередной популистский феномен, этот закон, скорее всего забудется столь же быстро, как и был принят.
И еще одна, пожалуй, самая болезненная проблема. В течение нескольких месяцев мы получили несколько тысяч граждан с посттравматическим синдромом. Концентрированный Афганистан. Бойцы, возвращающиеся с фронта, неизбежно столкнутся с собственной неустроенностью, «ненужностью», а соответственно, с депрессиями и бедностью, выход из которых будут искать, в том числе и в криминале. Даже огромный и еще могущественный СССР с трудом, со всеми своими льготами, психологической реабилитацией и прочим, с трудом «переварил» относительно небольшое число «афганцев». А после распада СССР, часть «афганцев» тем не менее, влились в ряды ОПГ, став наиболее боеспособными их членами. Куда меньшей и беднейшей Украине будет очень непросто адаптировать к мирной жизни своих ветеранов, обеспечить им работу и помощь. Но это является первоочередной задачей государства иначе мы рискуем стать страной «диких батальонов», которая неизбежно станет легкой добычей завистливого «меньшого брата».
Для того, чтобы сбить волну криминала, неизбежно придется принимать непопулярные решения, в том числе и ограничивающие права граждан. Недавно принятый ВР законопроект №4312а о превентивном задержании на период до 30 дней в районе проведения антитеррористической операции лиц, причастных к террористической деятельности, скорее всего, придется повторить в масштабах всей страны. И расширить его не только на лиц, причастных к террористической деятельности, но и на граждан, у которых будет обнаружено незарегистрированное оружие. Понятно, что мера непопулярная и ограничивающая свобода, но, учитывая особенности нашей прокуратуры и судов, иначе бандиты просто будут выпускаться на свободу. Понятно, что будут злоупотребления этим законом и со стороны милиции, но в нашей ситуации «лучше перебдеть, чем недобдеть».
Совсем недавно мы все наблюдали, как быстро уже при новой власти Крещатик наполнился сомнительными личностями, предпочитающими жить грабежом и на пожертвования граждан, чем работать. Наблюдали и то, как непросто было от этих граждан избавиться. Не нужно быть Вангой, чтобы предсказать, что таких граждан будет становиться все больше, они будут становиться все более вооруженными, они будут использовать в качестве прикрытия политические лозунги. И в конце концов просто уничтожат страну. По этому действовать придется быстро, решительно и непопулярными методами. Если мы, конечно, хотим жить в цивилизованной демократической стране, а не на территории поделенной между многочисленными бандами. Путь непростой, но перспективный. США в ходе преодоления похожей ситуации получили демократическую страну с мощной экономикой и дееспособным ФБР. Если мы будем действовать осознанно и не поддаваться на популистские лозунги и политические истерики – то сможем в ходе этого испытания стать сильнее.