Статьи
Депутаты хотят приравнять собак к оружию, а их владельцев обязать проходить наркологов и психиатров. Подобное новшество должно обезопасить граждан, а заодно существенно пополнить местные бюджеты. По замыслу автора законопроекта, владельцы собак должны будут в обязательном порядке проходить регистрацию в органах местного самоуправления и ставить псу специальный чип.
Как рассказали журналисту МАИР в столичном центре идентификации животных, стоимость регистрации зависит от породы собаки. К примеру, зарегистрировать мопса стоит 20 грн., а вот за овчарку придется заплатить уже 87 грн. Но прежде, чем овчарке выдадут удостоверение и жетон, ей придется сдать тест на «хорошее поведение». А тем, кто не удосужился пройти курс дрессировки, придется это обязательно сделать. А значит - раскошелиться еще больше. Одно занятие на площадке с другими собаками стоит в среднем 75 грн., а за индивидуальный урок платить придется не менее 200. Как утверждают кинологи, заниматься следует не реже двух раз в неделю и не меньше двух месяцев - если хотите, чтобы ваша собака не только умела правильно выполнять команды «сидеть» и «лежать», но и беспрекословно повиновалась вам в неординарных ситуациях. Если после этого вы вместе со своим питомцем попадете на улице в какую-нибудь неприятность, то всегда сможете продемонстрировать сертификат о том, что собака прошла курс обучения и сдала экзамен. Да и в суде он не будет лишним. Поскольку собака, которая добросовестно выучила все необходимые команды, никогда сама не бросится на постороннего человека. Соответственно, гражданин спровоцировал ее на агрессию.
Что касается чипования, на котором также настаивает автор законопроекта, то такая услуга для владельцев четырехлапых обойдется в 130 грн. Процедура не болезненна и занимается минимум времени.
Кроме того, владельцам собак, которые считаются потенциально опасными, придется в обязательном порядке оформлять страховку. Например, страховой полис для овчарки на год можно купить за 17 грн. Согласно постановлению Кабмина, страховым случаем считается нанесение ущерба третьему лицу и его имуществу в результате агрессивных и непредвиденных действий собаки, а именно – смерть, инвалидность или потеря трудоспособности физического лица, временное расстройство здоровья у ребенка, а также повреждение (уничтожение) имущества третьего лица.
В случае гибели третьего лица страховая компания выплатит 11 тыс. грн. За каждый день нетрудоспособности потерпевший получит по 20 грн. (в целом не более 2500 грн.), а в случае повреждения (уничтожения) имущества третьего лица его возместят в размере его балансовой стоимости, но не более 30 тыс. грн.
Законопроект об усилении ответственности владельцев собак парламент рассмотрит после возвращения с каникул. И если он будет принят, проверять будут не только питомца, но и его хозяина. Последнему придется доказать врачам, что он не страдает психическими расстройствами, алкоголизмом или наркоманией. А несовершеннолетним вообще хотят запретить выгуливать бойцовских собак.
Кинологи, с которыми общалась журналист МАИР, считают этот проект спорным, поскольку в нем выписаны лишь отдельные породы собак, и учтены далеко не все из них, которые действительно часто кусаются. Например, те же бабушки, которые так любят рассказывать страшилки «о бойцовских» собаках, зачастую сами провоцируют неприятности. Спаниели и таксы, которые любят драться и кусаться намного чаще, чем те же овчарки, прогуливаются, как правило, без поводков. А чтобы их защитить от нежелательного общения, пенсионерки могут и палкой замахнуться. Как в такой ситуации действует собака, которая кроме курса «послушания» прошла и курс «защиты»? Естественно, она заступается за хозяина, а он потом еще и считается виновником конфликта.
Наверное, было бы куда правильнее обязать всех без исключения владельцев собак регистрировать своих питомцев и потом нести за них не только юридическую, но и материальную ответственность. Чтобы они не смогли безнаказанно выбрасывать их на улицу, превращая в действительно потенциальную угрозу для окружающих.
Большинство кинологов не верят в то, что очередная законодательная инициатива, которая призвана побороться с агрессивными собаками и их не очень адекватными хозяевами, найдет поддержку в сессионном зале. Например, в прошлом году парламент провалил во втором чтении законопроект, который предполагал внесение изменений в Уголовный кодекс и ужесточение ответственности хозяев, питомцы которых кого-нибудь покусали. По мнению одного из авторов, нардепа Ольги Герасимюк, за травмы средней тяжести, полученные потерпевшим гражданином, владельца собаки следует наказывать штрафом в 340-850 грн. или тюремным сроком до 3 лет. Если укусы будут тяжкими или приведут к смерти – «собачник» должен получить срок от 3 до 8 лет. Если от зубов пса погибнет несколько человек – владельцу придется отсидеть 5-8 лет. Для сравнения: сейчас хозяина собаки за серьезные укусы, причиненные этим животным, штрафуют от 17 и аж до 119 гривен.
Еще один законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно содержания, поведения и защиты животных), который был внесен на рассмотрение Верховной Рады, предполагает усиление административной ответственности владельцев собак.
Его автор, народный депутат Олег Новиков считает, что человек, который натравил собаку на другое животное, должен заплатить штраф от 40 до 50 необлагаемых минимумов.
Кроме того, во втором проекте закона «О содержании домашних животных в населенных пунктах Украины» Олег Новиков предложил запретить дарить собак, которые считаются потенциально опасными, детям и подросткам, а также запретить им их выгуливать. Но ни одно из этих предложений парламентарии не поддержали. Аргументируя тем, что в стране и других проблем хватает. Ведь просто принять законопроект мало. Нужно будет сразу подумать о том, где обустроить отдельные площадки для выгула собак. А это дополнительные расходы. Куда проще просто взимать налоги и небольшие штрафы за то, что собаки без регистрации живут в наших квартирах и гуляют по улицам без намордников.
- Информация о материале
Пару лет назад в Японии разгорелся громкий скандал: сразу несколько известных кондитерских компаний с внушительной историей попались на использовании в производстве некачественных продуктов. Одна из них, открывшая свой первый магазин в 1910-м, использовала для изготовления пирожных просроченное молоко, другая — подделывала срок годности печенья. А известная компания Akafuku, начавшая свою деятельность в 1707 году (!), попалась на том, что многие годы использовала в производстве сладостей повторно переработанные продукты из нереализованных партий. Все три компании были вынуждены остановить производство и покинуть рынок. Сейчас они пытаются возобновить свою деятельность и вернуть доверие покупателей. Возможна ли подобная ситуация в Украине?
«У нас такая ситуация невозможна, — считает Андрей Галайчук, старший инспектор Киевского городского общества защиты прав потребителей. — У нас несовершенна судебная система: у кого больше денег, тот и выиграл. А в Японии — совсем другой суд и другие рычаги влияния на бизнес. Кроме того, наша ментальность также причастна к той ситуации, которую мы сейчас имеем». Эксперт объясняет, что сегодня административные рычаги воздействия на недобросовестный бизнес — неэффективны, а общественные — недостаточно сильны. «Ну заплатит предприятие или человек штраф, и что? Только суд может обязать возместить моральный и материальный ущерб», — подчеркивает А. Галайчук. А вообще, считает эксперт, ответственность за то, что некачественные продукты на прилавках украинских магазинов — практически норма, несут все: и государство, и бизнес, и продавцы, и покупатели...
«Практика ведущих европейских стран показывает, что производители несут строжайшую ответственность за качество произведенной и выставленной на продажу продукции. В случае выявления на рынке продукции ненадлежащего качества к производителям применяют такие санкции и штрафы, в результате которых производитель несет убытки вплоть до разорения и удаления с рынка. При этом количественные показатели в разных странах могут отличаться, но всегда остается принципиальный подход: недобросовестным производителям не место на рынке», — объясняет «Дню» Наталия Бородачева, вице-президент по вопросам международного сотрудничества Всеукраинской федерации потребителей «Пульс», директор общественной организации «Институт потребительских программ», эксперт по защите прав потребителей проекта ЕС — ПРООН «Сообщество потребителей и гражданские объединения». По ее словам, аналогичный принцип действует и в отношении поставщиков и продавцов, которые несут ответственность за соблюдение всех правил по транспортировке, хранению и продаже товаров.
Но это в развитых странах. На украинском же рынке, похоже, места хватит всем — и добросовестным производителям и продавцам, и не очень. «В первую очередь нужно изменить законодательство, ввести более жесткие штрафные санкции за продажу некачественной продукции. Сегодня штрафные санкции у нас очень маленькие. По санстанции максимальный штраф — где-то около 400 гривен. Что владельцу предприятия заплатить 400 гривен? Разве это большая потеря? Нет, конечно», — объясняет «Дню» Сергей Скоренко, глава Союза защиты прав потребителей Соломенского района Киева. С этим утверждением соглашаются и другие эксперты. «Для того чтобы европейские стандарты работали и в Украине, необходимо на законодательном уровне ввести такую ответственность предпринимателей, включая всю цепочку лиц, причастных к изготовлению и продвижению продукта к конечному потребителю, чтобы им было невыгодно изготавливать и продавать продукцию с нарушением норм и правил», — считает Наталья Бородачева.
Впрочем, считают эксперты, законодательство, каким бы совершенным оно ни было, не сможет решить проблемы, пока люди сознательно выпускают продукцию, которая может навредить здоровью других, подделывают сроки годности и убеждают покупателя, что продукт свежий, в то время как его срок годности подходит к концу. «Те, кто выставляет на прилавок некачественные продукты, подделывает сроки годности и прочее, прекрасно знает, что заработает на этом. Люди зависимы от товара. Человек, который продает, получает от продажи, например, 10 — 15%. И это часто является решающим фактором. Залежался товар или нет, продавцу надо его продать, он ведь за это получает заработную плату», — объясняет Андрей Галайчук.
В сложившейся ситуации ответственность несет и потребитель. Именно он должен быть заинтересован в качественных продуктах, должен быть готовым отстаивать свои права. «Да, рынок Украины изобилует недоброкачественными товарами. Поэтому очень важно, чтобы потребители в Украине понимали степень рисков, связанных с необдуманными или совершенными в спешке покупками. Вы и ваши близкие должны быть защищены осознанием личной ответственности за выбор на рынке. Здесь не идет речь о скрытых недостатках товара, которые нельзя определить визуально, а только, например, лабораторными средствами. Но в ваших силах внимательно изучить маркировку товара, сроки годности, состояние упаковки, а также придерживаться правил хранения и употребления продукта. Такая взыскательность и дисциплина потребителя поможет избежать покупки некачественной или сомнительной продукции», — объясняет Наталья Бородачева. А главное, подчеркивает эксперт, — потребитель должен придерживаться активной гражданской позиции, ведь это и есть «главный инструмент борьбы с недобросовестным бизнесом». «Устные возмущения, как гласит народная мудрость, к делу не подошьешь, а вот замечания и предложения в письменном виде требуют реакции ответственных лиц, находятся под контролем проверяющих служб. Практика рыночной экономики доказывает, что только потребитель, его активная гражданская позиция способна влиять на изменение рынка к лучшему. Европейские потребители подают нам пример: не соглашайтесь с нарушением ваших законных прав, знайте и отстаивайте свои права, требуйте письменного ответа от нарушителей, объединяйтесь и подавайте коллективные заявления и жалобы, — они на особом контроле», — объясняет Н. Бородачева.
Эксперты подчеркивают, что сильное потребительское движение является важным элементом европейского общества. Это своеобразный показатель цивилизованности страны — насколько граждане защищены от некачественных продуктов и услуг, активно ли они отстаивают свои права в этой сфере, готовы ли бороться. И главное — является ли потребительское движение действительно сильным рычагом влияния на недобросовестных производителей? Возможно, логическая связь между просроченным сырком на полке магазина и уровнем гражданского общества не настолько заметна, но она есть. Чаще всего решение своих проблем, в том числе и тех, что касаются некачественных продуктов, украинцы перекладывают на государство. А ведь могли бы изменить ситуацию к лучшему и сами. «На Западе государственных органов, занимающихся защитой прав потребителей, практически нет. Зато там есть сильное общественное движение, эффективность которого очевидна», — объясняет «Дню» Сергей Скоренко. По его словам, украинские потребители, чьи права были нарушены, достаточно пассивны, и этим пользуется недобросовестный бизнес. «У нас люди купили некачественный продукт — расстроились и выбросили его. И всего лишь 3 — 4% людей идет в магазин или кафе отстаивать свои права... Потребители должны быть более активными — писать жалобы на магазины, производителей, добиваться справедливости, иначе ситуация не изменится», — уверен Сергей Скоренко.
- «Законодательство, каким бы совершенным оно ни было, не сможет решить проблемы, пока люди сознательно выпускают продукцию, которая может навредить здоровью других, подделывают сроки годности и убеждают покупателя, что продукт свежий, в то время как его срок годности подходит к концу»
- «Рынок Украины изобилует недоброкачественными товарами. Поэтому очень важно, чтобы потребители в Украине понимали степень рисков, связанных с необдуманными или совершенными в спешке покупками. Они должны быть защищены осознанием личной ответственности за выбор на рынке»
- «Потребитель должен придерживаться активной гражданской позиции, ведь это и есть «главный инструмент борьбы с недобросовестным бизнесом»
Комментарий
Павел Островский, активист общественного движения «Украина без холопов», Донецк — Дружковка:
— Во время рейдов по супермаркетам мы обращали внимание на продукты как с истекшим сроком годности, так и на те, внешний вид которых, так сказать, не внушал доверия. Например, печень утки, которая по цвету уже мало напоминала данный продукт. Таких товаров не было много, но они были. Все зависит от магазинов, от того, насколько они щепетильны в вопросах качества.
Я считаю, что нужно ужесточать меры не только с законодательной точки зрения, но и с точки зрения контроля. Ужесточить и активизировать действия санстанций и общества прав потребителей. Ведь если кто и попадался на таких вещах, то отделывался штрафом в размере 800 гривен, а для больших супермаркетов это вовсе не деньги. И то такие меры достаточно редкие. Более жестоких санкций у нас вообще не применяют.
Конечно, нужно быть внимательным и самому. И перед тем как покупать товар, нужно его тщательно просмотреть. Сейчас, особенно в местах стихийной торговли, очень опасно покупать скоропортящиеся продукты. В такую жару качество товаров может быстро приходить в негодность.
- Информация о материале
Судя по количеству кандидатов, идущих по мажоритарным округам в качестве самовыдвиженцев, из них в новом парламентском созыве может набраться целых 2-3 фракции. Плюс – вероятные перебежчики из партийных фракций, которые в любом случае появятся ближе к президентским выборам. Таким образом, если в нынешней Раде, избиравшейся по пропорциональной системе, возникла лишь одна фракция, состоящая из перебежчиков из БЮТ и НУНС – «Реформы ради будущего» - то в новой Раде фракций и депутатских групп будет больше. Причем все они будут ориентированы на власть.
Для того чтобы понять как будет осуществляться процесс формирования «тушкованых» депутатских образований за примером можно пойти в парламент, избиравшийся в 2002 году по смешанной системе. Итак, по итогам мартовских выборов в парламент прошли: Блок Виктора Ющенко «Наша Украина» по спискам привел в Раду 70 депутатов и еще 42 прошли при его поддержке в мажоритарных кругах, пропрезидентский блок «За единую Украину!» привел в парламент, соответственно, 35 и 66 депутатов, коммунисты – 59 и 6, Блок Юлии Тимошенко – 22 (только по спискам), социалисты – 20 и 3, СДПУ (о) – 19 и 5. Но только парламент собрался, в нем сразу же началось броуновское движение и уже к июлю Рада насчитывала 14 фракций. На базе одной только фракции «ЗаЕдУ!» образовалось 8 фракций. Большинство этих образований составляли именно мажоритарщики. Сразу же после избрания понесли потери и оппозиционеры. Уход некоторых лидеры политпроектов проглотили молча, а кое-кого, например, академика Петра Толочко, сбежавшего от Тимошенко в провластную фракцию «Народовластие», бывшие соратники публично третировали как предателя. К концу каденции в Верховной Раде оказалось не больше сотни депутатов, которые за четыре года никуда не перебегали. Были и рекордсмены, у которых за плечами по 4-5 перебежек, а бывший Генпрокурор Михаил Потебенько успел побывать аж в 8 фракциях – пришел в составе коммунистов, а ушел вместе с «литвиновцами». В том парламенте главным по депкорпусу считался Виктор Медведчук, которому удавалось разруливать внутрипарламентские процессы вплоть до второго тура президентских выборов 2004 года, когда нардепы, держащие нос по ветру, не поняли, что срочно нужно перекрашиваться в оранжевый цвет. Начиная с 2005 года, в Раде тоже происходила перегруппировка сил, однако нардепы либо просто «ложились» под новую власть, либо искали себе пристанище в среде оппозиционной Партии регионов. Во всяком случае, у Виктора Ющенко не было человека, который бы рулил депутатами так, как это делали Виктор Медведчук, а до него, в парламенте 1998-2002 годов, Александр Волков.
В следующей Верховной Раде, избранной по пропорциональной системе, был найден иной подход к депутатам, в итоге вылившийся в роспуск парламента – «тушкование» нардепов в большинство по отдельности. Этот метод нарушения результата волеизъявления граждан на выборах был узаконен Конституционным судом уже для депутатского корпуса нынешнего созыва. Считается, что и при формировании так называемой «антикризисной коалиции» в 2006 году, и при собирании нынешнего парламентского большинства уже после президентских выборов 2010 года, главным «ловцом душ» был Андрей Клюев. Его успешная работа с народными депутатами получила успешное продолжение во время местных выборов 2010 года, поскольку именно Андрей Петрович считается тем человеком, мимо которого не прошел ни один кандидат от власти в местные советы. Однако сейчас, несмотря на то, что Клюев руководит штабом «регионалов», быть «собирателем» в следующем созыве парламента у него уже не получится.
Во-первых, люди, ставшие депутатами по списку Партии регионов, а также мажоритарщики, попавшие в Раду от ПР, войдут во фракцию «регионалов» и, в отличие от той же «ЗаЕду!», никаких отдельных депгрупп и фракций из «бело-голубых» никто не допустит. Все эти депутаты – и списочники, и мажоритарщики - будут ориентироваться исключительно на Банковую, поскольку переизбрание Виктора Януковича на второй срок в 2015 году является для них жизненно необходимым. Иными словами, им для понимания важности политического момента хватит и Чечетова. Как говорят в Раде, из фракции ПР есть только один выход – на Байковое кладбище.
Во-вторых, фракций, в которые объединяться ориентирующиеся на власть нардепы-мажоритарщики и вероятные перебежчики из оппозиционных политпроектов, будет немного. В парламент очень многие идут без политической окраски, то есть объединяться по партийному принципу они не будут. Как вариант – объединение по принципу «землячества». В парламенте 2002-2006 годов так объединялись в «Народный выбор» Николая Гапочки: костяк этого политпроекта составляли депутаты из Луганской области. Можно представить, что в Раде точно так же может появиться фракция «Местное самоуправление», куда войдут киевские самовыдвиженцы и такие же избранники из крупных городов. Все эти люди – финансово самодостаточны. То есть, вливать в них дополнительные средства если и придется, то исключительно при трудных голосованиях. Что же касается поддержки ими законопроектов Кабмина или Президента, то обеспечивать правильное голосование смогут и лидеры этих фракций. Без дополнительного «стука по голове».
В-третьих, надзором, контролем и, в случае необходимости, финансовой подпиткой непартийных фракций будут заниматься сразу несколько людей, крепко завязанных на Президенте. Чтобы в случае чего не допустить самодеятельности, как в нынешнем парламенте случалось с фракцией «Реформы ради будущего». Ведь следующему созыву надо будет менять Конституцию, и здесь любое «брыкание» недопустимо. Посему за парламентом будет закреплено сразу несколько «смотрящих».
И, последнее. Как уже писали «Комментарии», после выборов значительное количество нынешних членов Кабмина останется работать в Раде, а новое правительство будет сформировано как «правительство национального единства». То есть, в его состав могут войти представители не только ПР. Что станет для вероятных «тушек» дополнительным бонусом. Не исключено, что именно эти люди, ориентирующиеся после прихода в Кабмин исключительно на Президента, и будут выполнять «домашнее задание»: бдеть за «тушками». Чтобы понимали изменчивость судьбы: если их подведомственные не будут правильно голосовать, то из «князей» можно очень быстро оказаться снова в «грязи»…
- Информация о материале
Ни для кого не секрет, что выборы всегда были штукой весьма затратной. Не является тайной и то, что от кампании к кампании расходы на реализацию мечты о депутатстве возрастали. Еще в 1994-м взыскующий мандат мог обойтись символической суммой, при условии, что он был признанным златоустом и узнаваемой личностью. К началу двухтысячных финансово несостоятельных харизматиков почти извели как класс. Отнюдь недешевым удовольствием всегда являлось и обеспечение победного марша отряда партийцев-списочников. Знающий человек, прошедший не одну кампанию, вспоминал, что первая «пропорционалка» в 1998-м обошлась его политической силе примерно в 2 млн. долл. Четыре года спустя предвыборный бюджет «Нашей Украины» возрос примерно до 13 млн. в той же валюте. А уже в 2006-м, в условиях стопроцентной «пропорционалки», затраты на структуру, претендующую на победу, раздувались порою до более чем 100 млн. Через год ставки еще возросли. Компетентные лица рассказывали, что успех БЮТ (30,71%) на внеочередных выборах-2007 стоил спонсорам блока без малого 300 млн. долл. И даже такая расточительность не позволила команде Тимошенко прийти к финишу первой.
Сегодня ряд экспертов берется утверждать: участие в парламентских состязаниях предполагает более скромные бюджеты. В качестве причин называют безжалостный кризис и возросшую опытность ключевых участников. Всевозможных ловчил от PR-бизнеса, готовых задорого продать простакам раскрашенный воздух, не стало меньше. Просто к их маркетинговым уловкам и ушлые партбоссы, и матерые одиночки якобы относятся с куда большим недоверием. Есть и еще одна причина, которая, возможно, собьет цены на предвыборном рынке товаров и услуг. Отечественные олигархи к нынешней парламентской гонке относятся с некоторой прохладцей. Примечательная подробность: никто из первейших богатеев не возжелал освятить кампанию личным присутствием. Сие не означает, что они не будут вкладывать деньги в кандидатов и списки. Но многие из них уже не желают ими сорить. Это может быть связано и с изменением отношения к парламенту как к центру реального политического влияния. И с желанием сберечь силы и средства для кампании президентской, плановой или внеочередной (это уж как получится).
Впрочем, есть и те, кто уверяет, что нынешние выборы в Раду окажутся самыми дорогими в истории. По оценкам опытных экспертов, полновесная кампания мажоритарщика обойдется по меньшей мере в 1 млн. 300 тыс. — 1 млн. 500 тыс. долл. (Заранее приносим свои извинения за то, что мы вынуждены постоянно прибегать к условным единицам. Что поделаешь — политические счетоводы при составлении смет привязываются именно к этой валюте.) Безусловно, можно выкинуть на кампанию и поболе, если того требует ситуация и подобное транжирство позволяют средства. Разумеется, существуют исключения. Скажем, Тягнибок во Львове или Близнюк в Донецке наверняка способны обойтись и меньшей суммой. Но эти исключения лишь цементируют твердость существующих правил. Те, для кого целью является победа, а не участие, обречены оперировать шестизначными суммами. Ибо некоторые обязательные статьи расходов требуют значительных денежных вливаний. В первую очередь это касается так называемой защиты результата. Но об этом чуть позже. Пока лишь отметим, что солидные игроки на последний день откладывают не менее полумиллиона долларов. Если, конечно, они не хотят, чтобы этот день стал черным.
Бюджет серьезной политсилы потянет минимум на 70 млн. в североамериканских дензнаках. Но эта цифра — стоимость собственно кампании. Пресловутая защита результата — отдельная статья расходов. Источники, представляющие штабы влиятельных структур, говорят, что для надежной охраны электорального урожая потребуется до 35 млн. Те же источники прогнозируют, что реальные расходы ведущих партий будут колебаться в диапазоне 100—300 млн. долл. Точная калькуляция пока не представляется возможной.
Составить даже условный перечень необходимого для победы и привести хотя бы примерные тарифы на всевозможные услуги непросто.
Особенно если речь идет о мажоритарщике. На уровень затрат соискателя влияет целый набор условий. От уровня узнаваемости до — местный он или «десантник». Давно «окучивает» данный округ или только приступил к освоению территории. Имеет ли доступ к админресурсу. Противник действующего режима или поборник. Приятельствует с местным начальством или, наоборот, в контрах. Необычайно много зависит от количества и качества друзей и врагов претендента в самых разных сферах (соответственно, он способен либо рассчитывать на многочисленные скидки, уступки и поблажки, либо его ожидают стена постоянных отказов и ливень неоправданных переплат). Потенциальный успех предприятия связан и с тем, есть ли у кандидата бизнес, каковы его масштабы (может ли он позволить себе излишества или нет) и какова специфика (допустим, характер предпринимательской деятельности дарует возможность существенно сэкономить, скажем, на бензине, автотранспорте, аренде или массовках). Важное преимущество — обладание средством массовой информации, особенно телеканалом. Скажем, в таком занятном месте, как Одесса, каждый уважающий себя гражданин имеет собственную вещательную компанию. И может не только сэкономить на «джинсе», но и заработать. Многое зависит от специфики региона, от уровня достатка тамошнего электората, характера проблем и особенностей запросов населения. Затраты на сельский округ в депрессивной местности не сопоставимы со столичными. В Крыму стоимость одного и того же набора предвыборных услуг, скажем, в Ялте и в Раздольном, будет отличаться в разы.
Стоит ли говорить, что реальные траты участников забега не находят точного отражения в официальной отчетности, предусмотренной законодательством. Значительная часть средств, используемых субъектами избирательного процесса, имеет теневую природу и в тени обращается. К тому, что декларированное и реальное отличаются весьма существенно, в стране давно все привыкли. Информация о том, что Янукович-младший не имеет собственного авто, могла бы стать объектом повышенного внимания некоторых органов, но стала лишь поводом для новых политических анекдотов.
Верить в то, что политическая деятельность станет прозрачнее в обозримом будущем, не приходится.
Избирательная кампания — время весеннего медосбора для самых разных категорий и прослоек. И не только для политической обслуги и околополитических посредников. Но и, например, для собственников СМИ. «Зеркало недели. Украина», публикующее политическую рекламу только с соответствующей «плашкой», к сожалению, одно из немногих исключений. Для приличного количества граждан выборы — редкая возможность быстро и неплохо заработать. Кто-то «поднимает» десятки тысяч евро и остается недоволен полученным, кто-то искренно радуется приличному прибытку, измеряемому сотнями гривен. Оборотистые собственники телеканалов, рекламных агентств, типографий, автопредприятий, частных охранных агентств et cetera начинают охоту за барышами. Учителя и врачи охотно соглашаются на ставшую не только привычной, но и прибыльной работу в избиркомах. Пенсионеры с удовольствием идут в агитаторы, студенты с радостью исполняют роль массовки на митингах и встречах кандидатов с избирателями. Крепко сложенных бездельников рекрутируют в охранники. Не поддающаяся счету масса народу с легкостью обменивает свои драгоценные голоса на засаленные купюры. Один из авторитетов в области предвыборного ремесла утверждал, что так называемый желудочный электорат не превышает 13—15%. Другой знаток в принципе согласился с подобной цифрой, но оговорился: тех, кто берет денежку, но голосует по собственному разумению, намного больше. Системы теневого контроля за волеизъявлением становятся все изощреннее, но все равно отследить, насколько «благодарными» оказались «простимулированные» избиратели на больших участках, непросто.
Подкуп граждан мастера этого цеха деликатно именуют «экономическим голосованием». Формы «работы» с источником власти (сиречь народом) используются самые разные. Не обязательно просто бездумно раздавать гражданам банкноты. Допустим, вам для победы требуется 40 000 голосов. Вы оформляете 40 000 избирателей своими агитаторами. И платите каждому гривен по 200. (Если, разумеется, вы являетесь счастливым обладателем лишнего миллиона долларов.) Способы отследить их выбор существуют. Кто-то считает подобную сделку не слишком дорогим средством достижения требуемого результата. Тем более что реальный агитатор хочет зарабатывать хотя бы по 50 долл. в месяц. За день жития в палатке обещают по 50 грн. Хотя платят не всегда. Некоторым должны по 20 грн. за 12-часовой день еще с прошлых выборов…
В ходе каждой кампании в обращение вбрасывается внушительная сумма наличных средств, не учтенная государственным бюджетом. Экономисты не раз обращали внимание: в течение нескольких месяцев после выборов покупательная способность населения возрастает. Это искусственное краткосрочное явление — следствие щедрой кэшевой инъекции и готовности граждан с легкостью расстаться с шальными деньгами. «Дурні гроші», как известно, счастья не приносят. Но способны принести временное удовольствие. Кто-то давно мечтал поменять бэушный мобильник на новый, кто-то — дорогую машину на роскошную.
Особая категория граждан — люди, причастные к финансовым потокам, направляемым на нужды кампании. Эти лица любят и умеют осваивать предвыборные бюджеты. И с удовольствием тратят освоенное.
Знатоки утверждают, что опытные политики и технологи сразу закладывают «процент на воровство». Обеспечить прозрачность расходования средств и установить точные масштабы краж весьма затруднительно.
Кстати, о воровстве. В начале 2005-го один мой знакомый, работавший в отделе продаж престижного автосалона, жаловался, что близкая его сердцу оранжевая революция может оставить его без работы. За все время той кампании его фирма не продала ни одной машины. Более того за пару месяцев к ним, по его словам, наведался один-единственный посетитель. Сын Виктора Федоровича. Тот самый, который так до сих пор и не обзавелся собственным транспортным средством, бедолага…
Я тогда утешал своего знакомца, мол, потерпи немного. И после инаугурации как поперло — его салон не успевал считать средства.
Окончания выборов разного рода коммерсанты всегда ждут с нетерпением. Почти неизбежным следствием сиюминутного покупательского бума является повышение цен. Однако наличка быстро иссякает, а однажды поднятые цены, как правило, уже не падают. Кроме того, потребительский ажиотаж почти всегда способствует повышению импорта. Так что избирательный чес является относительным благом для некоторого количества граждан и очевидным злом для отечественной экономики в целом. Но это тема отдельного разговора.
Клептомания сопричастных — не единственная причина, по которой невозможно точно рассчитать предвыборный бюджет. Мы попытаемся, пускай и весьма приблизительно, определить масштаб трат, обрисовать их характер и немного порассуждать о последствиях. Тактических и стратегических.
Внушительная часть общества рассматривает выборы не как ответственное событие в жизни страны, она видит в них, прежде всего, эффективный способ заработка. Возвращение к мажоритарной составляющей подобные настроения только усиливает. Знаю немало людей, которые искренне готовы поддержать (и наверняка поддержат) оппозицию, но в мажоритарном округе с легкостью проголосуют за ставленника власти. В качестве благодарности за покрашенный подъезд, отремонтированную детскую площадку, подведенный газ. «Все воруют, а этот хоть делится». «Проголосуем за него, он и в следующий раз что-нибудь сделает. А где гарантия, что сделает другой?» Люди не верят в то, что выборы способны что-то радикально изменить. И убеждены: «они» имеют нас каждый день, значит, не грех поиметь «их» хотя бы раз в несколько лет. Соглашаться с этим или осуждать подобный подход — личное дело каждого. Но рассчитывать построить полноценное государство в стране, где существуют подобные настроения, — зряшная затея. Об этом стоит задуматься тем избирателям и тем политикам, которым небезразлично будущее Украины.
Впрочем, задумывающихся депутатов в будущей Раде, по всему видать, будет негусто. Отечественная политика стала еще более циничной и меркантильной. Время странствующих рыцарей миновало окончательно. Новый парламент не ждет бунтарей, идеалистов или анахоретов. В нем будут востребованы преимущественно циничные властолюбцы и угодливые «лепорелло». Публичная борьба идей и характеров почти полностью вытеснена закулисной схваткой денег и технологий. Цельные личности с твердыми убеждениями, четкими взглядами, незамаранной репутацией, люди, имеющие свою точку зрения и умеющие ее отстаивать, способны очутиться в здании под куполом разве что по случайности. На гарантированную победу у них попросту не хватит денег. Поелику порядочность и богатство в этой стране проходят по разным ведомостям.
Можно ли обойтись без больших денег? Повторим еще раз — увы, нет. Для победы, по большому счету, требуется три вещи — имидж (заработанный или нарисованный), правильно построенная информационная кампания и средства для защиты результата. Последнее заберет примерно треть вашего предвыборного бюджета.
Чтобы иметь возможность «дорисовать» результат, сохранить добытое или хотя бы минимизировать масштаб воровства голосов, поданных за вас, вы должны опираться на своих представителей в избиркомах. И этих представителей должно быть, по возможности, побольше. Некоторые мажоритарщики уверены, что для относительной защиты заработанного достаточно иметь трех членов участковой комиссии, причем хотя бы один, должен входить в число руководителей, к коим отнесены председатель избиркома, его заместители и секретарь. Отдельные оптимисты утверждают, что можно обойтись силами и двоих полпредов в окружкоме, если один из них занимает пост главы комиссии. И если у вас есть надежный человек в руководстве окружной комиссии. Для подстраховки надобно также иметь на каждом из участков как минимум двоих наблюдателей, которые, к сожалению для кандидатствующих, также редко соглашаются работать исключительно ради идеи. Им придется платить от 50 до 300 долл. — в зависимости от размера участка и сложности региона.
Когда речь идет о партийных списках, то, по словам знающих прагматичных граждан, залогом успеха является контроль по меньшей мере над половиной состава комиссий. Их численность, согласно закону, варьируется. Для малых участков — 10—18 человек, для средних — 14—20, для больших — 18—24. По мнению экспертов, восемь человек на зарплате в каждой из комиссий — это тот минимум, на который должна ориентироваться любая политическая сила, рассчитывающая на попадание в Верховную Раду. При этом в Донбассе, по замечаниям сведущих граждан, партия власти намеревается взять под контроль до 100% в каждой комиссии. И, скорее всего, возьмет. Там никто не рискнет спорить с неизбежным. Себе дороже. В других регионах Востока и в Крыму режимом поставлена задача обеспечить присутствие 2/3 «своих» в каждой комиссии. Ветераны кампаний утверждают, что бывали случаи, когда члены комиссий «сидят на зарплате» сразу у двух противоборствующих политических сил. Однако такие случаи, надо полагать, скорее редкость, чем правило. «Кто от кого» вычисляется сразу, и реальный расклад сил в каждой комиссии всем ключевым политическим силам известен заранее. При этом формальная принадлежность члена избиркома часто роли не играет.
Правда, следует отметить, что многие политические силы предпочитают не сорить деньгами в тех регионах, которые не считают базовыми. Так, например, власть едва ли будет слишком уж тратиться на щедрое содержание членов избиркомов в Галичине, а объединенная оппозиция — в Крыму. Кстати, в АРК (по сведениям наших информантов) на прошлых выборах «хозяева жизни» оплачивали труд своих «комиссаров» примерно по такой шкале: 500 долл. — председатель участковой комиссии, 400 — заместитель, 300 — секретарь, 100—200 — член комиссии. Оппозиция платила главе избиркома те же 500, но… в гривнях. Рядовой член мог рассчитывать на 300 грн. Причем задержки выплат не были редкостью.
Пока тарифы на оплату услуг членов комиссий штабами не спущены. Эксперты на этих выборах прогнозируют следующие расценки: 550 долл. составлять «партийное» жалованье председателя комиссии, 450—500 — заместителя председателя комиссии, 450 — секретаря, 400 — члена комиссии. И это не считая причитающегося по закону. Официальная заработная плата членов комиссии (в зависимости от количества избирателей) варьируется от 870 до 880 грн., секретаря — от 880 до 900, заместителя председателя — от 900 до 940, председателя — от 930 до 980 грн. Напомним, что в Украине 33540 избирательных участков. Возьмите калькулятор и оцените масштабы затрат на эффективную защиту результата.
Бюджетное финансирование мы выносим за скобки. Члены избиркомов будут работать не только за оговоренные законом зарплаты. А в разбираемые нами предвыборные сметы мы не включаем те бюджетные средства, которые «кинули» на свои округа и регионы те, кто имеет доступ к власти.
Задача членов избиркомов, «мотивированных» партиями и кандидатами не только в том, чтобы правильно подсчитать «свои» голоса или воспрепятствовать неправильному подсчету коллег, представляющих противоборствующий лагерь. В отдельных случаях от «комиссаров» могут требовать «дорисовки» голосов. Эта операция финансируется за счет так называемого «бюджета на закупку голосов». Подобное касается тех партий и кандидатов, которые могут балансировать на грани прохождения, и может происходить на тех участках, где партия (кандидат) опирается на большинство в комиссии.
Большинство в избиркоме необходимо и по другим причинам. Во-первых, требуется запас прочности — кого-то могут перекупить оппоненты. Во-вторых, чем больше «своих», тем выше шанс, что именно «твой» попадет в группу, этапирующую в окружную комиссию протокол комиссии участковой. Ведь одна из самых распространенных методик фальсификации — это подмена участковых протоколов по дороге в тервыборчком. При соблюдении двух условий. Регион должен быть базовым, а глава окружной комиссии должен быть твоим человеком. А как же наблюдатели, параллельный подсчет голосов, копии протоколов — спросите вы? Особенности законодательства и политические реалии сводят риск пересчета к минимуму.
Прогнозная «теневая» зарплата председателя окружкома — до 2000 долларов. Если регион небогатый, а к таким отнесены западные области и некоторые другие, в частности, Кировоградская, Херсонская, Черниговская, то — поменьше. В этих регионах, кстати, члены комиссий до их формирования часто работают агитаторами. В областях побогаче (например, Киев, Крым, Донбасс) бывшие агитаторы в день выборов переквалифицируются в наблюдателей с зарплатой 50—100 дол. В любом случае, глава окружкома, ангажированный влиятельной партией или солидным кандидатом, получает ощутимую прибавку к официальной зарплате, которая, согласно закону, колеблется от 1350 до 1580 гривен. Напоминаем, что округов — 225.
Бывали случаи, когда членам комиссии их жалованье задерживали или платили меньше. Наученные горьким опытом некоторые «комиссары» пару последних кампаний требовали, чтобы, скажем последнюю неделю им оплачивали по двойному тарифу. Особо нахальные (или бесстрашные) вымогали полновесный месячный оклад за последнюю ночь. А то, глядишь, рука дрогнет и пачки спутает.
Средства из своеобразного фонда защиты результатов расходуются и для других нужд. Скажем, мажоритарщики (зачастую владеющие адресной базой своих потенциальных избирателей, до этого финансово мотивированных) время от времени сверяют явку избирателей со «своими» членами комиссий. Когда обнаруживается, что к определенному времени довольно много неблагодарных носителей голосов так и не явились на участок исполнить свой гражданский долг, дюжие наблюдатели садятся в авто и отправляются по домам ленивых граждан. Подобные акции также требуют денег, хотя и сравнительно небольших.
Траты мажоритарщиков, связанных договорными отношениями с властью, явно превысят 1,3—1,5 млн. долл. и, скорее всего, достигнут 2,5—3 млн. долл. Это связано с необходимостью тратиться на предвыборные нужды самой партии власти в округе и мобилизацией в ее интересах пассивного электората. Отдельные одномандатники взяли на себя обязательство увеличить бюджет до 5,7 и даже 10 млн. долл. Речь идет, прежде всего, о столичных округах.
Еще одна весьма затратная статья — так называемый бюджет менеджмента, обычно забирающий 20—25% расходов. Речь идет о зарплатах членов штабов и команд, аренде, автомобилях, технике, средствах связи. Вилка в размерах жалованья — огромная. Самые высокооплачиваемые — руководители мажоритарных кампаний, которым порою выплачивают от 5 до 10 тыс. долл. Но на этой статье расходов часто экономят. Сэкономленные средства нередко направляют на «социальные проекты» — ремонты, концерты, раздачу пайков. Часть средств банально разворовывается, причем этим, кажется, грешат абсолютно все.
Внушительные средства идут на информационную кампанию. Обладание собственным СМИ дает существенную экономию. Некоторые мажоритарщики предпочитают не связываться с газетами, особенно, районными, которые держат цены на уровне областных, но не могут похвалиться большими тиражами. Порою проще и дешевле создать на время выборов свою. Примерная смета, скажем, для Львова: 4-полосное издание, напечатанное 100 000 тиражом — потянет (вместе с реализацией) 25—28 тыс. грн. Если у вас развернута полевая структура, можете обеспечить сбыт своими силами. Если нет — есть отзывчивая «Укрпочта». В зависимости от региона, тиража, формата, объема и характера материала стоимость рекламы в газете может колебаться от тысяч гривен до десятков тысяч долларов. Для оптовых клиентов — гибкая система скидок. Наиболее благоразумные выкупали газетную площадь заранее.
Расценки на наружную рекламу — от 200 до 700 долл. в месяц за один борд (смотря где и кто договаривается). Некоторых политиков и партии в некоторых регионах не пустят на билборды ни за какие деньги. К середине сентября цена может подскочить вдвое. В последнюю неделю — раз в пять.
Особая статья — телевидение и радио. Собственники каналов, даже местных, становятся крайне уважаемыми людьми. Телеролик, скажем, на харьковских каналах обойдется в 40—45 грн. за секунду. Хочешь попасть в новости — готовь от 10 до 17 тыс. грн. При этом на некоторые каналы вход представителям оппозиции заказан. В Луцке изготовление видеоролика потянет минимум 2000 грн., размещение от 15 грн. за секунду, разовый синхрон — от 1000 грн. В Киеве за секунду прокрутки ролика могут потребовать от 600 до 2000 грн. В Крыму участие в ток-шоу обойдется от 1000 до 10 тыс. грн. Везде существует практика так называемых «пакетов», когда у кандидата есть возможность попасть и в новости, и в утренний эфир, и на ток-шоу. Везде существует практика проплат налом сверх официальной цены. Юрист любого канала, в случае необходимости, всегда может найти правовое обоснование для отказа
Размещение на центральных каналах зависит от того, как вы договоритесь с собственниками. С некоторых даже могут не взять денег. А могут провести платеж официально, а потом вернуть всю сумму. За это власть может, например, рассчитаться в будущем должностями — такие случаи уже имели место.
С математикой покончено. Перейдем к лирике. Зададимся риторическими вопросами. Как так вышло, что сегодня приличные люди в списках — прикрытие для обоза «спонсоров»? Хотя еще совсем недавно, многие силы, наоборот, использовали спонсоров для продвижения приличных людей. Как получилось, что многие бездумно разменивают будущее своих детей на возможность купить стиральную машину? И нечего пенять на политику. Миллионы рядовых граждан — членов комиссий, журналистов, избирателей, продающих голоса, охотно играют в теневую игру. В которой выигрывают мелочь и проигрывают будущее.
- Информация о материале
Городские власти, упорно занимаясь монополизацией рынка ритуальных услуг, обрекают не участвующих в коррупционных схемах предпринимателей на безработицу, а население на огромные дополнительные расходы. В профильном министерстве, МОЗ и МВД, о таком положении вещей давно хорошо осведомлены, но решать проблему не спешат.
Указание руководству Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ выработать действенные пути для решения проблем ритуальной отрасли еще 31.12.11 на заседании Совета предпринимателей при Кабмине дал премьер-министр Николай Азаров. Но, как водится, в подобном протокольном поручении сроки, в которые министерство должно дать необходимый результат (обеспечить частным компаниям доступ к рынку ритуальных услуг на условиях равноправия и обеспечить доступ граждан к получению бесплатных услуг моргов и бесплатной перевозке тел их умерших родственников,— ред.), указаны не были. Можно ли в такой ситуации считать первого заместителя Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ Александра Алипова (назначен ответственным за выработку действенных путей,— ред.) не справившимся с поставленными задачами, судить читателю…
Очередное рабочее совещание относительно проблемных вопросов в ритуальной сфере в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ при участии представителей Минздрава, МВД и профильной ассоциации похоронщиков прошло в минувшую среду. Результативная часть — представители МВД и Минздрава пообещали г-ну Алипову когда-нибудь все-таки разработать и утвердить своими приказами инструкции, запрещающие медикам и милиционерам «сливать» информацию о фактах смерти на дому работающим под крышей местных властей частным похоронным структурам.
Но в Международной ассоциации профессионалов похоронного дела (МАППД) объясняют, что дальше обещаний дело уже более полугода как не идет. Согласно протоколу №1 от 18.02.2012 первого рабочего совещания по данному вопросу и МОЗ и МВД обязаны были утвердить такие приказы еще до конца марта 2012г. Чтобы эффективно решить все проблемы отрасли этих приказов, конечно, не достаточно — давно назрела необходимость внесения изменений в Закон «О похоронах и похоронном деле», приказ министерства № 193 и пр. Именно вольная трактовка таких документов позволяет руководимым жаждой наживы чиновникам на местах придумывать для субъектов хозяйствования новые поборы и создавать на рынке ритуальных услуг монополии, за которые в конечном итоге приходится расплачиваться рядовым гражданам.
Но, как удалось в придачу выяснить автору этих строк, МВД еще и фактически отказалось от предложения возложить на себя ответственность за бесплатную перевозку всех умерших вне медучреждений граждан в морги (согласно приказу Минрегионстрой и ЖКХ № 193, не является ритуальной услугой, — ред.). Ничего вразумительного на совещании в минувшую среду на счет перспектив обеспечения бесплатности предоставления населению базовых услуг моргов не смоги сказать и представители МОЗ. А это означает, что предприимчивые дельцы на местах смогут продолжать повсеместно драть с родственников усопших три шкуры за то, что априори считается на бумаге бесплатным, а честная конкуренция на данном рынке останется мечтой для идиотов.
Далее рассмотрим, как сегодня в Украине работают коррупционные схемы в ритуальном бизнесе?
Когда кто-то умирает, его родственникам, как правило, нужно решить ряд задач: подготовить тело к захоронению, провести это захоронение (в землю или кремировать), а также установить на месте где покоится прах памятный знак. Казалось бы, в чем сложность, если в каждом населенном пункте есть морги, кладбища, предоставляющие ритуальные услуги городские коммунальные предприятия (КП) и масса занимающихся проведением похорон и изготовлением и установкой надгробий фирм? Но все не так просто…
Патологоанатом, как и хирург, тоже хочет кушать
Если человек скончался в больнице, то его тело доставят в морг, конечно, бесплатно. А вот за подготовку тела к захоронению, родственникам наверняка придется раскошелиться. И не важно, что сохранение трупа в холодильной камере морга до 3-х суток, его вскрытие, туалет после завершения вскрытия, одевание и укладывание в гроб перед выдачей родственникам, согласно приказам Минздрава, является служебными обязанностями персонала патологоанатомических отделений больниц (т.е. должно проводиться бесплатно). За сохранение трупа и его обработку на месте родственникам усопших в среднем сегодня приходится выкладывать от 500 до 1,5 тыс. грн. в зависимости от наглости персонала патологоанатомических отделений и платежеспособности клиента.
Ну, это ладно. И для живых медицина у нас бесплатна только на бумаге. Такие мелкие злоупотребления, плюс то, что практически везде городские власти сознательно не утверждают для своих медучреждений тарифы на законно платные услуги моргов (сохранение трупа более 3-х суток, услуги парикмахера, косметолога, бальзамировщика,— ред.), т.е. наличка рассовывается по карманам — всего лишь невинная забава местных властей. Когда тело умершего уже в морге, его родственники хотя бы имеют шанс, если повезет, выбрать недорогую и добросовестную контору, которая займется организаций похорон и пр...
Охота на покойника. Наводчики и загонщики
Гораздо накладнее проводить человека в мир тем, чьи родные опочили на дому (по статистике около 60% всех смертей). Тут уж беспринципные «дельцы от ритуалки», которых еще часто в профессиональной среде называют «черными ангелами», и сдерут с клиента три шкуры.
Дело в том, что изначально констатировать смерть на дом приезжают сотрудники МВД и врачи неотложек. Если налицо следы насильственной смерти или есть такое подозрение, труп заставят (совместный приказ Минздрава МВД и прокуратуры № _от _.11.2011 усилил такую норму) везти на вскрытие. Тут и кроется начало дополнительных расходов, ведь лишь в некоторых населенных пунктах перевозка на деле осуществляется за счет бюджета силами спецрот МВД. Если для медиков и сотрудников МВД будет очевидна естественная причина смерти усопшего — тело все равно зачастую нужно везти в морг на сохранение. Тут уж в любом случае, и милиционеры и медики популярно объяснят родственникам, что остается только вызывать определенную «хорошую частную контору, которая за приемлемую сумму сделает все качественно и быстро».
Почему представители этой самой фирмы после отъезда медиков и милиции моментально звонят потерявшим родного человека людям или стучаться в их дверь (иногда сразу приезжают предложить свои услуги несколько «предпринимателей») догадаться не сложно. Адреса умерших и телефоны их родственников моментально сливаются «правильным фирмам», зачастую сразу и милицией и врачами. И плевать, что данная информация является конфиденциальной, ведь откат за состоявшийся заказ обеспечит хорошую добавку к жалованию — от 300-400 грн в провинции и до 1,5 -2 тыс. грн. в столице.
Эти суммы ловкие предприниматели, конечно же включают в общий прайс, по которому родственникам умерших обязательно навяжут перевозку трупа к месту сохранения, которая обойдется им в среднем от 500 до 1, 5 тыс. грн., и массу операций для подготовки тела ко вложению во гроб (зачастую совершенно ненужные манипуляции, — ред.), цена за что уже колеблется в пределах от 800 до 4 тыс. грн. Причем, как показывает практика, только в лучшем случае постмортальные услуги будут оказываться (конечно, неофициально, — ред.) в морге, а в худшем — вообще где-нибудь в неприспособленном для таких целей помещении с нарушением всех санитарных норм.
Заметьте, оказание вышеперечисленных услуг нельзя интерпретировать иначе, как незаконной предпринимательской деятельностью. Ведь деньги с людей берут за то, что должно предоставляться каждому гражданину бесплатно. И прокуратура и ОБЭП завалены подобными заявлениями и жалобами от легальных игроков рынка и граждан, которым объяснили, как их обобрали. Но фирмачам, которые имеют тесные контакты с коммунальными ритуальными службами (чащи всего их руководством или при их участии такие фирмы и создаются) и городскими управлениями милиции, все это сходит с рук.
Кроме того, эти же фирмы, как правило, еще и сразу же заключают с родственниками усопших договора на проведение самих похорон и покупку у них всей необходимой атрибутики (гроб, венки, крест и пр.). Это все им на месте удается делать без особых проблем. Ведь они объясняют, что только их фирма ногой открывают дверь коммунальной ритуальной службы, а значит проволочек с выделением места для захоронения, заездом на кладбище, и проведения всех остальных необходимых мероприятий гарантировано не будет.
Самое интересное, что тут предприимчивые дельцы вовсе не лукавят. Согласно похоронному законодательству городские ритуальные КП наделены функциями контроля за частными участниками рынка и подписания с ними договоров. Значит, эти предприятия легко могут создать привилегированные условия для одних СПД, невыносимые — для других, а третьим вообще отказать в подписании договоров и доступе на погосты. Все это лишь дело техники.
В результате население и лишается возможности свободного выбора более приемлемых по цене и качеству ритуальных услуг, а «блатные» предприниматели получают сверхприбыли, которыми делятся с представителями местной власти.
"Золотые" памятники
Принцип дискриминации СПД в данной сфере особенно четко прослеживается на примере производителей монументов. Для 90% участников этого рынка местные власти время от времени делают доступ на погосты не возможным. Способ первый — городские власти разрабатывают и утверждают такие правила работы на кладбищах, по которым доступ туда имеют только те СПД, которые подпишут с ритуальной службой определенные договора (кстати, это противоречит Закону «О похоронах и похоронном деле», но никого не останавливает, — ред.). Дать возможность подписать договора, по которым, как правило, СПД будут еще и обязаны оплачивать каждый въезд на кладбище взносами на поддержание благоустройства в размере от 150 до 300 грн. (за установку монумента на двойное место захоронения, — ред.) можно, понятное дело, не всем. Дополнительные расходы ложатся на плечи заказчиков, но кого это останавливает?
Другой способ — на ворота кладбища просто ставят охрану, которая, ссылаясь на некие внутренние приказы руководства городского ритуального КП, требует от предпринимателей, привезших для установки готовое надгробие, предоставлять десятки каких-то трудно и долго добываемых справок. При этом «свои» конторы, изготавливающие надгробия, не только в любое время беспрепятственно въезжают на кладбище, но и зачастую еще и открывают свои столы заказов непосредственно на территории самих погостов (абсолютно не законно, но, как показывает практика, почему-то не наказуемо, — ред.) или у самих кладбищенских ворот (для обычных предпринимателей недоступно, — ред.).
Получается, у заказчика опять же выбора нет. А так как «блатные» фирмы по согласованию с городской ритуальной службой, еще и зачастую представляются ее агентами, сверхприбыли организаторам такой схемы гарантированы.
Последний уровень монополии
Конечно, городские власти не смущает, что коммунальные ритуальные службы при подобных раскладах терпят огромные убытки. Автору этих строк известно немало историй, когда в некоторых городах (например, в Киеве,— ред.) частные конторы время от времени допускают даже к заработку на такой рентабельной услуге как копка могилы. Видимо, городским властям иногда кажется хлопотным выводить себе деньги на карманные расходы со счетов КП, и они начинают предпочитать брать их, не заморачиваясь, в виде оплаты лоббистских услуг прямо от своих карманных частных предпринимателей.
Там где городские ритуальные службы, долго балансируя на грани банкротства, фактически уже не могут вести свою уставную деятельность, городская власть проводит конкурсы, победители которых уже официально допускаются ко всем работам на погостах, и даже к перевозке трупов. Так недавно поступили в Кривом Роге, еще ранее нечто подобное проделали в Николаеве. На очереди, пожалуй, Киев, где городская власть, допуская скрытое делегирования полномочий ритуальной службы («Спецкомбинат ПКБО»,— ред.) определенным частникам, уже года 3-4, держит это предприятие на грани банкротства.
Не трудно догадаться, что частным фирмам, которые официально получают монопольный доступ к заработку фактически на всем спектре ритуальных услуг, городские власти, как это показывает пример Кривого Рога, еще и выделяют из бюджета деньги на благоустройство кладбищ и перевозку тел умерших на дому. Причем делают это гораздо охотнее, чем ранее финансировали по этим же статьям спецроты МВД и свои коммунальные ритуальные службы.
Без проведения в столице митинга протеста с гробами лед не тронется?
Нужно отметить, что в ответ на многочисленные обращения предпринимателей, общественных организаций и граждан по фактам многочисленных злоупотреблений на рынке ритуальных услуг АМКУ и прокуратура проводят массу проверок и расследований. Если все не ограничивается только отписками, в лучшем случае эти органы находят в действиях местных властей лишь мелкие нарушения. За них в основном штрафуют городские ритуальные службы, или рекомендуют горсоветам изменить пару строчек в тексте их решений, касающихся регулирования рынка ритуальных услуг.
Все эта имитация деятельности естественно ничего не меняет. Населению за ритуальные услуги в отсутствии реальной конкуренции на данном рынке все так же приходится платить в три дорога, а десятки предпринимателей, члены их семей и наемные работники остаются без средств к нормальному существованию. Дошло до того, что не участвующие в коррупционных схемах СПД из провинций просят главу своей профильной ассоциацию заняться подготовкой и проведением в Киеве всеукраинской акцию протеста.
Вероятно, ритуальщики из ряда регионов Украины привезут в столицу свои главные атрибуты осенью (возможно, и это правильно, прямо накануне выборов в парламент,— ред.). В сентябре МАППД запланировала провести в Киеве всеукраинскую конференцию по вопросам проблематики ритуального бизнеса, где будет обсуждаться и вопрос проведения подобной акции.
По словам Вице-президента МАППД Татьяны Годовской, Кривой Рог — лишь одна из горячих точек, в которой местные власти уже окончательно достали предпринимателей своими коррупционными схемами. «Вообще сообщения о беспределе на рынке ритуальных услуг поступают к нам со всей Украины: больше с юго-востока, меньше с запада, где население, включая чиновников, более религиозно»,— говорит г-жа Годовская. Причем, по ее словам, от бездействия центральных властей в вопросе устранения проблем отрасли в равной мере страдают и независимые предприниматели и обычные граждане, для которых уже несколько лет кряду навязывается теневой сектор ритуальных услуг, достигающий 200-250% от их реальной стоимости. Большая проблема граждан, конечно, еще в том, что они очень плохо знают свои права, считает г-жа Годовская. Но, конечно, воспользоваться этими правами, даже их зная, на местах людям все равно было бы крайне сложно.
А чтобы исправить ситуацию в данной сфере руководству страны и сделать то надо не так много. Достаточно лишь при участии СПД и их профильных объединений отредактировать/обновить Закон «О похоронах и похоронном деле», и уточняющие его приказы МОЗ и МВД. В результате местные власти перестанут заниматься вольной трактовкой нормативных актов, и поймут, что перевозка тел умерших и базовые услуги моргов однозначно предоставляются населению бесплатно (за счет местных бюджетов), а коммунальные ритуальные службы не имеют никаких преференций перед их конкурентами частниками.
В целом именно это обещал сделать г-н премьер-министр Украины участникам рынка в конце минувшего года. Вот только номинально подконтрольные ему министерства в выполнении такого обещание ему не сильно помогают.
- Информация о материале
Даже беглый анализ предвыборных программ фаворитов парламентской гонки показывает – ничего нового для решения даже старых проблем никто не придумал. Украина продолжит топтаться на месте, а имитация бурной деятельности будет возведена в ранг национальной идеи, пишет на Фокус.ua журналист, политический эксперт Евгений Магда.
Трудно не согласиться со спикером Верховной Рады Владимиром Литвином, утверждающим, что на украинских выборах «ставка больше, чем жизнь». Сам он, кстати, отправился на малую родину бороться за голоса земляков, бросив Народную партию.
Политические силы, демонстрирующие решимость преодолеть 5-процентный барьер, так и не нашли достойных аргументов, чтобы порадовать своих сторонников. Избирателей фавориты парламентского марафона будут кормить старыми обещаниями, от которых у мало-мальски интересующегося политикой гражданина уже давно изжога. Партия регионов по-прежнему обещает экономическую стабильность в стране, где предпринимательская инициатива надежно упакована в смирительную рубашку фискального внимания. ВО «Батькивщина» (объединенная оппозиция) не только гарантирует освобождение политических заключенных, но и такое резкое повышение уровня жизни, что дух захватывает. Боюсь, не вынесут резкого увеличения прожиточного минимума тонкие натуры маленьких украинцев.
Жаль, что креативщики «УДАРа» не предложили Виталию Кличко потратить выделенные на избирательную кампанию средства на его клонирование. Популярность «ударной» силы и известность самого популярного украинского боксера – понятия взаимосвязанные. Как известно, добро должно быть с кулаками, но в данном случае они остаются незадействованными. Да и сам состав предвыборного списка «УДАРа» вызывает большие сомнения в способности этой политической силы осуществить управленческую революцию.
Трогательные совпадения можно отыскать в предвыборных обещаниях политических антагонистов – коммунистов и партии «Свобода». Обе политические силы выступают за возвращение стратегических отраслей промышленности и земельных недр в государственную собственность. Вот и не верь после этого в общность идеологии радикальных националистов и осколков Советского Союза.
Наверное, самой оригинальной в плане предвыборных обещаний будет «Украина – вперед», предварительно анонсировавшая зарплату в 1000 евро и пенсию в 500. Политическая сила Натальи Королевской самые фантастические идеи будет сопровождать словом «новая», которое, подобному яркому маркеру, позволит заиграть ему новыми красками.
Уже сегодня с уверенностью можно сказать, что участников парламентской гонки объединяет популизм и нежелание покидать устоявшуюся матрицу. На политической арене малозаметны силы, способные поставить на выборах стратегическую цель изменения страны, а не тактическую – прихода к власти и получения доступа к ресурсной базе. Украина не оказалась в блестящей изоляции – она для этого слишком интегрирована в мировое хозяйство. Она просто подтверждает, что остается страной упущенных шансов, что для ее месторасположения и потенциала – непозволительная роскошь.
- Информация о материале
Страница 1112 из 1561
