Пару лет назад в Японии разгорелся громкий скандал: сразу несколько известных кондитерских компаний с внушительной историей попались на использовании в производстве некачественных продуктов. Одна из них, открывшая свой первый магазин в 1910-м, использовала для изготовления пирожных просроченное молоко, другая — подделывала срок годности печенья. А известная компания Akafuku, начавшая свою деятельность в 1707 году (!), попалась на том, что многие годы использовала в производстве сладостей повторно переработанные продукты из нереализованных партий. Все три компании были вынуждены остановить производство и покинуть рынок. Сейчас они пытаются возобновить свою деятельность и вернуть доверие покупателей. Возможна ли подобная ситуация в Украине?

«У нас такая ситуация невозможна, — считает Андрей Галайчук, старший инспектор Киевского городского общества защиты прав потребителей. — У нас несовершенна судебная система: у кого больше денег, тот и выиграл. А в Японии — совсем другой суд и другие рычаги влияния на бизнес. Кроме того, наша ментальность также причастна к той ситуации, которую мы сейчас имеем». Эксперт объясняет, что сегодня административные рычаги воздействия на недобросовестный бизнес — неэффективны, а общественные — недостаточно сильны. «Ну заплатит предприятие или человек штраф, и что? Только суд может обязать возместить моральный и материальный ущерб», — подчеркивает А. Галайчук. А вообще, считает эксперт, ответственность за то, что некачественные продукты на прилавках украинских магазинов — практически норма, несут все: и государство, и бизнес, и продавцы, и покупатели...

«Практика ведущих европейских стран показывает, что производители несут строжайшую ответственность за качество произведенной и выставленной на продажу продукции. В случае выявления на рынке продукции ненадлежащего качества к производителям применяют такие санкции и штрафы, в результате которых производитель несет убытки вплоть до разорения и удаления с рынка. При этом количественные показатели в разных странах могут отличаться, но всегда остается принципиальный подход: недобросовестным производителям не место на рынке», — объясняет «Дню» Наталия Бородачева, вице-президент по вопросам международного сотрудничества Всеукраинской федерации потребителей «Пульс», директор общественной организации «Институт потребительских программ», эксперт по защите прав потребителей проекта ЕС — ПРООН «Сообщество потребителей и гражданские объединения». По ее словам, аналогичный принцип действует и в отношении поставщиков и продавцов, которые несут ответственность за соблюдение всех правил по транспортировке, хранению и продаже товаров.

Но это в развитых странах. На украинском же рынке, похоже, места хватит всем — и добросовестным производителям и продавцам, и не очень. «В первую очередь нужно изменить законодательство, ввести более жесткие штрафные санкции за продажу некачественной продукции. Сегодня штрафные санкции у нас очень маленькие. По санстанции максимальный штраф — где-то около 400 гривен. Что владельцу предприятия заплатить 400 гривен? Разве это большая потеря? Нет, конечно», — объясняет «Дню» Сергей Скоренко, глава Союза защиты прав потребителей Соломенского района Киева. С этим утверждением соглашаются и другие эксперты. «Для того чтобы европейские стандарты работали и в Украине, необходимо на законодательном уровне ввести такую ответственность предпринимателей, включая всю цепочку лиц, причастных к изготовлению и продвижению продукта к конечному потребителю, чтобы им было невыгодно изготавливать и продавать продукцию с нарушением норм и правил», — считает Наталья Бородачева.

Впрочем, считают эксперты, законодательство, каким бы совершенным оно ни было, не сможет решить проблемы, пока люди сознательно выпускают продукцию, которая может навредить здоровью других, подделывают сроки годности и убеждают покупателя, что продукт свежий, в то время как его срок годности подходит к концу. «Те, кто выставляет на прилавок некачественные продукты, подделывает сроки годности и прочее, прекрасно знает, что заработает на этом. Люди зависимы от товара. Человек, который продает, получает от продажи, например, 10 — 15%. И это часто является решающим фактором. Залежался товар или нет, продавцу надо его продать, он ведь за это получает заработную плату», — объясняет Андрей Галайчук.

В сложившейся ситуации ответственность несет и потребитель. Именно он должен быть заинтересован в качественных продуктах, должен быть готовым отстаивать свои права. «Да, рынок Украины изобилует недоброкачественными товарами. Поэтому очень важно, чтобы потребители в Украине понимали степень рисков, связанных с необдуманными или совершенными в спешке покупками. Вы и ваши близкие должны быть защищены осознанием личной ответственности за выбор на рынке. Здесь не идет речь о скрытых недостатках товара, которые нельзя определить визуально, а только, например, лабораторными средствами. Но в ваших силах внимательно изучить маркировку товара, сроки годности, состояние упаковки, а также придерживаться правил хранения и употребления продукта. Такая взыскательность и дисциплина потребителя поможет избежать покупки некачественной или сомнительной продукции», — объясняет Наталья Бородачева. А главное, подчеркивает эксперт, — потребитель должен придерживаться активной гражданской позиции, ведь это и есть «главный инструмент борьбы с недобросовестным бизнесом». «Устные возмущения, как гласит народная мудрость, к делу не подошьешь, а вот замечания и предложения в письменном виде требуют реакции ответственных лиц, находятся под контролем проверяющих служб. Практика рыночной экономики доказывает, что только потребитель, его активная гражданская позиция способна влиять на изменение рынка к лучшему. Европейские потребители подают нам пример: не соглашайтесь с нарушением ваших законных прав, знайте и отстаивайте свои права, требуйте письменного ответа от нарушителей, объединяйтесь и подавайте коллективные заявления и жалобы, — они на особом контроле», — объясняет Н. Бородачева.

Эксперты подчеркивают, что сильное потребительское движение является важным элементом европейского общества. Это своеобразный показатель цивилизованности страны — насколько граждане защищены от некачественных продуктов и услуг, активно ли они отстаивают свои права в этой сфере, готовы ли бороться. И главное — является ли потребительское движение действительно сильным рычагом влияния на недобросовестных производителей? Возможно, логическая связь между просроченным сырком на полке магазина и уровнем гражданского общества не настолько заметна, но она есть. Чаще всего решение своих проблем, в том числе и тех, что касаются некачественных продуктов, украинцы перекладывают на государство. А ведь могли бы изменить ситуацию к лучшему и сами. «На Западе государственных органов, занимающихся защитой прав потребителей, практически нет. Зато там есть сильное общественное движение, эффективность которого очевидна», — объясняет «Дню» Сергей Скоренко. По его словам, украинские потребители, чьи права были нарушены, достаточно пассивны, и этим пользуется недобросовестный бизнес. «У нас люди купили некачественный продукт — расстроились и выбросили его. И всего лишь 3 — 4% людей идет в магазин или кафе отстаивать свои права... Потребители должны быть более активными — писать жалобы на магазины, производителей, добиваться справедливости, иначе ситуация не изменится», — уверен Сергей Скоренко.

  • «Законодательство, каким бы совершенным оно ни было, не сможет решить проблемы, пока люди сознательно выпускают продукцию, которая может навредить здоровью других, подделывают сроки годности и убеждают покупателя, что продукт свежий, в то время как его срок годности подходит к концу»
  • «Рынок Украины изобилует недоброкачественными товарами. Поэтому очень важно, чтобы потребители в Украине понимали степень рисков, связанных с необдуманными или совершенными в спешке покупками. Они должны быть защищены осознанием личной ответственности за выбор на рынке»
  • «Потребитель должен придерживаться активной гражданской позиции, ведь это и есть «главный инструмент борьбы с недобросовестным бизнесом»

Комментарий

Павел Островский, активист общественного движения «Украина без холопов», Донецк — Дружковка:

— Во время рейдов по супермаркетам мы обращали внимание на продукты как с истекшим сроком годности, так и на те, внешний вид которых, так сказать, не внушал доверия. Например, печень утки, которая по цвету уже мало напоминала данный продукт. Таких товаров не было много, но они были. Все зависит от магазинов, от того, насколько они щепетильны в вопросах качества.

Я считаю, что нужно ужесточать меры не только с законодательной точки зрения, но и с точки зрения контроля. Ужесточить и активизировать действия санстанций и общества прав потребителей. Ведь если кто и попадался на таких вещах, то отделывался штрафом в размере 800 гривен, а для больших супермаркетов это вовсе не деньги. И то такие меры достаточно редкие. Более жестоких санкций у нас вообще не применяют.

Конечно, нужно быть внимательным и самому. И перед тем как покупать товар, нужно его тщательно просмотреть. Сейчас, особенно в местах стихийной торговли, очень опасно покупать скоропортящиеся продукты. В такую жару качество товаров может быстро приходить в негодность.