Судя по количеству кандидатов, идущих по мажоритарным округам в качестве самовыдвиженцев, из них в новом парламентском созыве может набраться целых 2-3 фракции. Плюс – вероятные перебежчики из партийных фракций, которые в любом случае появятся ближе к президентским выборам. Таким образом, если в нынешней Раде, избиравшейся по пропорциональной системе, возникла лишь одна фракция, состоящая из перебежчиков из БЮТ и НУНС – «Реформы ради будущего» - то в новой Раде фракций и депутатских групп будет больше. Причем все они будут ориентированы на власть.

Для того чтобы понять как будет осуществляться процесс формирования «тушкованых» депутатских образований за примером можно пойти в парламент, избиравшийся в 2002 году по смешанной системе. Итак, по итогам мартовских выборов в парламент прошли: Блок Виктора Ющенко «Наша Украина» по спискам привел в Раду 70 депутатов и еще 42 прошли при его поддержке в мажоритарных кругах, пропрезидентский блок «За единую Украину!» привел в парламент, соответственно, 35 и 66 депутатов, коммунисты – 59 и 6, Блок Юлии Тимошенко – 22 (только по спискам), социалисты – 20 и 3, СДПУ (о) – 19 и 5. Но только парламент собрался, в нем сразу же началось броуновское движение и уже к июлю Рада насчитывала 14 фракций. На базе одной только фракции «ЗаЕдУ!» образовалось 8 фракций. Большинство этих образований составляли именно мажоритарщики. Сразу же после избрания понесли потери и оппозиционеры. Уход некоторых лидеры политпроектов проглотили молча, а кое-кого, например, академика Петра Толочко, сбежавшего от Тимошенко в провластную фракцию «Народовластие», бывшие соратники публично третировали как предателя. К концу каденции в Верховной Раде оказалось не больше сотни депутатов, которые за четыре года никуда не перебегали. Были и рекордсмены, у которых за плечами по 4-5 перебежек, а бывший Генпрокурор Михаил Потебенько успел побывать аж в 8 фракциях – пришел в составе коммунистов, а ушел вместе с «литвиновцами». В том парламенте главным по депкорпусу считался Виктор Медведчук, которому удавалось разруливать внутрипарламентские процессы вплоть до второго тура президентских выборов 2004 года, когда нардепы, держащие нос по ветру, не поняли, что срочно нужно перекрашиваться в оранжевый цвет. Начиная с 2005 года, в Раде тоже происходила перегруппировка сил, однако нардепы либо просто «ложились» под новую власть, либо искали себе пристанище в среде оппозиционной Партии регионов. Во всяком случае, у Виктора Ющенко не было человека, который бы рулил депутатами так, как это делали Виктор Медведчук, а до него, в парламенте 1998-2002 годов, Александр Волков.

В следующей Верховной Раде, избранной по пропорциональной системе, был найден иной подход к депутатам, в итоге вылившийся в роспуск парламента – «тушкование» нардепов в большинство по отдельности. Этот метод нарушения результата волеизъявления граждан на выборах был узаконен Конституционным судом уже для депутатского корпуса нынешнего созыва. Считается, что и при формировании так называемой «антикризисной коалиции» в 2006 году, и при собирании нынешнего парламентского большинства уже после президентских выборов 2010 года, главным «ловцом душ» был Андрей Клюев. Его успешная работа с народными депутатами получила успешное продолжение во время местных выборов 2010 года, поскольку именно Андрей Петрович считается тем человеком, мимо которого не прошел ни один кандидат от власти в местные советы. Однако сейчас, несмотря на то, что Клюев руководит штабом «регионалов», быть «собирателем» в следующем созыве парламента у него уже не получится.

Во-первых, люди, ставшие депутатами по списку Партии регионов, а также мажоритарщики, попавшие в Раду от ПР, войдут во фракцию «регионалов» и, в отличие от той же «ЗаЕду!», никаких отдельных депгрупп и фракций из «бело-голубых» никто не допустит. Все эти депутаты – и списочники, и мажоритарщики - будут ориентироваться исключительно на Банковую, поскольку переизбрание Виктора Януковича на второй срок в 2015 году является для них жизненно необходимым. Иными словами, им для понимания важности политического момента хватит и Чечетова. Как говорят в Раде, из фракции ПР есть только один выход – на Байковое кладбище.

Во-вторых, фракций, в которые объединяться ориентирующиеся на власть нардепы-мажоритарщики и вероятные перебежчики из оппозиционных политпроектов, будет немного. В парламент очень многие идут без политической окраски, то есть объединяться по партийному принципу они не будут. Как вариант – объединение по принципу «землячества». В парламенте 2002-2006 годов так объединялись в «Народный выбор» Николая Гапочки: костяк этого политпроекта составляли депутаты из Луганской области. Можно представить, что в Раде точно так же может появиться фракция «Местное самоуправление», куда войдут киевские самовыдвиженцы и такие же избранники из крупных городов. Все эти люди – финансово самодостаточны. То есть, вливать в них дополнительные средства если и придется, то исключительно при трудных голосованиях. Что же касается поддержки ими законопроектов Кабмина или Президента, то обеспечивать правильное голосование смогут и лидеры этих фракций. Без дополнительного «стука по голове».

В-третьих, надзором, контролем и, в случае необходимости, финансовой подпиткой непартийных фракций будут заниматься сразу несколько людей, крепко завязанных на Президенте. Чтобы в случае чего не допустить самодеятельности, как в нынешнем парламенте случалось с фракцией «Реформы ради будущего». Ведь следующему созыву надо будет менять Конституцию, и здесь любое «брыкание» недопустимо. Посему за парламентом будет закреплено сразу несколько «смотрящих».

И, последнее. Как уже писали «Комментарии», после выборов значительное количество нынешних членов Кабмина останется работать в Раде, а новое правительство будет сформировано как «правительство национального единства». То есть, в его состав могут войти представители не только ПР. Что станет для вероятных «тушек» дополнительным бонусом. Не исключено, что именно эти люди, ориентирующиеся после прихода в Кабмин исключительно на Президента, и будут выполнять «домашнее задание»: бдеть за «тушками». Чтобы понимали изменчивость судьбы: если их подведомственные не будут правильно голосовать, то из «князей» можно очень быстро оказаться снова в «грязи»…