Главное событие минувшей недели – подача в Раду и утверждение государственного бюджета на 2013 год – оттеснило в общем информационном потоке реакцию местных органов власти на это событие. Тем не менее, в этом году она более чем показательна и отражает обострившуюся борьбу интересов во властных кругах. Ситуация с Киевом – наиболее яркая. Впервые за многие годы город остался без средств на выполнение функций столицы. Более того, распределение субвенции на социально-экономическое развитие отдельных территорий (появившееся, к слову, лишь в ходе принятия правок к проекту документа) еще больше отразило общую парадоксальную ситуацию. Когда административно-территориальные единицы, в которых на недавних выборах проиграла Партия регионов либо провластные кандидаты-мажоритарщики, получили в прямом смысле слова наказание копейкой.

Чем еще объяснить тот факт, что привычная – минимум в 2 млрд. грн. – бюджетная помощь Киеву превратилась в госбюджете-2013 в смешные 11 млн. грн. субвенции на социально-экономическое развитие? Больше – 12 млн. грн. – выделили даже поселку городского типа Ящиково Луганской области, где в 2006-м не проживало и 2,5 тыс. человек. Но в столице партия власти получила поддержку в 12,6%, а в Луганской области – 57,06%. Это только по партийным спискам. То, что в Киеве не прошел ни один провластный мажоритарщик – лишь усугубляет шансы на финансирование нужд города. Даже ввиду грядущего секвестра бюджета по итогам первого квартала.

Такое положение с финансированием вызвало незамедлительную критику главы столичной администрации Александра Попова. «За все годы моей работы в органах местного самоуправления я еще ни одного раза не сталкивался с таким способом формирования государственного бюджета – местную власть полностью отстранили от участия в разработке и обсуждении основных параметров и показателей финансового обеспечения жизнедеятельности столицы. Такая ситуация меня крайне не устраивает, ведь это фактически покушение на права киевлян и, в первую очередь, на тех, кто работает в бюджетном секторе», – заявил Александр Павлович в пятницу. Раньше такие слова он позволял себе лишь в ситуации нехватки средств на погашение разницы в тарифах.

Но с проблемами столкнулся не только Киев. Как отметили в ту же пятницу в Ассоциации городов Украины, пресловутая субвенция на социально-экономическое развитие просто не досталась Закарпатской (30,87% проголосовавших за Партию регионов), Николаевской (40,51%), Полтавской (21,91%), Тернопольской (6,4%), Херсонской (29,34%) и Черкасской (18,65%) областям. Одновременно, почти 50% всех средств по данной субвенции досталось Донбассу – Донецкой (65,05%) и Луганской (57,06%) областям. При этом стоит понимать, что на Западной Украине Партия регионов никогда не пользовалась большой поддержкой - поэтому наказание урезанным финансированием коснулось главным образом тех областей и городов, где у «регионалов» были амбиции победить любой ценой.

Складывается впечатление, что на Банковой твердо решили просто забыть о существовании всех западных и половины центральных областей страны. Ведь статистика прямо указывает на то, что избирателей в густо населенном юго-восточном регионе больше, чем во всех остальных.

Позиция власти по отношению к регионам в 2011-2013 годах

Регионы

Госбюджет-2011*

Госбюджет-2012*

Госбюджет-2013* и процент поддержки ПР (партийный список) на парламентских выборах в 2012-м

АР Крым

Водопровод в Феодосии – 20 млн. грн., ликвидация взрывоопасных предметов в Севастополе и Керчи – 10,471 млн. грн., другие субвенции – 89,08 млн. грн.

Празднование 1800-летия Судака – 30 млн. грн., ликвидация взрывоопасных предметов в Севастополе и Керчи – 10,245 млн. грн., другие субвенции – 115,044 млн. грн.

16,771 млн. грн.; 52,34%

Винницкая обл.

Другие субвенции – 63,527 млн. грн.

Другие субвенции – 80,787 млн. грн.

2 млн. грн.; 17,38%

Волынская обл.

Субвенция на социально-экономическое развитие – 20 млн. грн., другие субвенции – 42,612 млн. грн.

Субвенция Шацкому району – 32 млн. грн., другие субвенции – 64,238 млн. грн.

9 млн. грн.; 12,92%

Днепропетровская обл.

Экологическая программа на Приднепровском химзаводе – 20 млн. грн., на Горловском химзаводе – 6,631 млн. грн., экологическая программа в Желтых Водах – 3,5 млн. грн., другие субвенции – 151,759 млн. грн.

Экологическая программа на Горловском химзаводе – 11,3 млн. грн., экологическая программа в Желтых Водах – 13,5 млн. грн., строительство дороги Киев - Луганск – Изварино – 300 млн. грн., другие субвенции – 182,917 млн. грн.

179,837 млн. грн.; 35,79%

Донецкая обл.

«Онкологическая больница будущего» в Донецке – 59 млн. грн., медоборудование для Дзержинска – 15 млн. грн., медоборудование для Донецка – 20 млн. грн., экологическая программа в Доброполье и Горловке – 2,5 млн. грн., реконструкция парка в Донецке – 54 млн. грн., другие субвенции – 175,584 млн. грн.

Субвенция на подготовку к Чемпионату по легкой атлетике 2013г. – 33,5 млн. грн., «Онкологическая больница будущего» в Донецке –96 млн. грн., другие субвенции – 219,701 млн. грн.

501,405 млн. грн.; 65,09%

Житомирская обл.

Субвенции на социально-экономическое развитие районов – 35 млн. грн., другие субвенции – 47,247 млн. грн.

Дугие субвенции – 67,414 млн. грн.

158 млн. грн.; 21,61%

Закарпатская обл.

Ликвидация затопления в Тячевском районе – 30 млн. грн., другие субвенции – 43,311 млн. грн.

Противопаводковые меры в бассейне р.Тиса – 100 млн. грн., экологическая программа в Тячевском районе – 34 млн. грн., другие субвенции – 62,265 млн. грн.

53,271 млн. грн.; 30,87%

Запорожская обл.

Строительство мостов через Днепр 200 млн. грн., другие субвенции – 75,834 млн. грн.

Дугие субвенции – 95,067 млн. грн.

45 млн. грн.; 40,95%

Ивано-Франковская обл.

Ремонт клуба в с.Тишкивцы – 4 млн. грн., другие субвенции – 50,44 млн. грн.

Празднование 350-летия Ивана-Франковска – 10 млн. грн., другие субвенции – 68,502 млн. грн.

8 млн. грн.; 5,18%

Киевская обл.

Амбулатория в Глевахе – 5 млн. грн., медоборудование для Киевской облбольницы – 20 млн. грн., субвенция Славутичу – 4,5 млн. грн., другие субвенции – 64,362 млн. грн.

Троллейбусная линия Киев – Бровары – 141 млн. грн., другие субвенции – 85,467 млн. грн.

99,98 млн. грн.; 21%

Кировоградская обл.

Другие субвенции – 41,693 млн. грн.

Ремонт дороги в Светловодске – 3 млн. грн., другие субвенции – 55,393 млн. грн.

39 млн. грн.; 26,25%

Луганская обл.

Другие субвенции – 86,392 млн. грн.

Другие субвенции – 106,172 млн. грн.

218 млн. грн.; 57,06%

Львовская обл.

Другие субвенции – 96,744 млн. грн.

Другие субвенции – 121,737 млн. грн.

295,821 млн. грн.; 4,7%

Николаевская обл.

Другие субвенции – 52,387 млн. грн.

Другие субвенции – 82,874 млн. грн.

н/д; 40,51%

Одесская обл.

Система очистки сточных вод в Одессе – 155 млн. грн., другие субвенции – 99,465 млн. грн.

Система очистки сточных вод в Одессе – 155 млн. грн., другие субвенции – 135,299 млн. грн.

75 млн. грн.; 41,9%

Полтавская обл.

Другие субвенции – 52,934 млн. грн.

Другие субвенции – 74,802 млн. грн.

н/д; 21,91%

Ровенская обл.

Газификация сел и дорога в Сарненском районе – 2 млн. грн., другие субвенции – 46,07 млн. грн.

Другие субвенции – 64,006 млн. грн.

10 млн. грн.; 15,8%

Сумская обл.

Архитектурно-реставрационные работы в Глухове – 7,7 млн. грн., другие субвенции – 41,004 млн. грн.

Архитектурно-реставрационные работы в Глухове – 5 млн. грн., другие субвенции – 59,795 млн. грн.

35 млн. грн.; 21,09%

Тернопольская обл.

Другие субвенции – 41,095

Другие субвенции – 56,969 млн. грн.

15,6 млн. грн.; 6,4%

Харьковская обл.

Ликвидация ЧП в Лозовой – 18,5 млн. грн., другие субвенции – 88,47 млн. грн.

Ликвидация ЧП в Лозовой – 24,135 млн. грн., другие субвенции – 117,679 млн. грн.

121,34 млн. грн.; 40,98%

Херсонская обл.

Другие субвенции – 41,737 млн. грн.

Другие субвенции – 66,408 млн. грн.

н/д; 29,34%

Хмельницкая обл.

Водопровод с.Чернеливка - Хмельницкий – 30 млн. грн., другие субвенции – 51,218 млн. грн.

Другие субвенции – 69,498 млн. грн.

5 млн. грн.; 18,69%

Черкасская обл.

Отселение жителей с территории парка «Софиевка» под Уманью – 2,76 млн. грн., другие субвенции – 46,527 млн. грн.

Другие субвенции – 65,626 млн. грн.

н/д; 18,65%

Черновицкая обл.

Другие субвенции – 31,346 млн. грн.

Другие субвенции – 48,23 млн. грн.

5 млн. грн.; 20,77%

Черниговская обл.

Другие субвенции – 40,093 млн. грн.

Реставрационные работы комплекса в Батурине – 5 млн. грн., другие субвенции – 60,038 млн. грн.

36 млн. грн.; 20,09%

Киев

Археологические исследования на Старокиевской горе – 20 млн. грн., противооползневые работы в Киево-Печерской Лавре – 20 млн. грн., строительство дошкольного и школьного учреждений – 48,5 млн. грн., «Онкологическая больница будущего» – 30 млн. грн., осуществление функций столицы – 2,51 млрд. грн., другие субвенции – 104,86 млн. грн.

Археологические исследования на Старокиевской горе – 20 млн. грн., капремонт корпуса Центра защиты детей – 9 млн. грн., противооползневые работы в Киево-Печерской Лавре – 20 млн. грн., осуществление функций столицы – 2 млрд. грн., другие субвенции – 135,488 млн. грн.

115 млн. грн.; 12,6%

Севастополь

Ликвидация взрывоопасных предметов в Севастополе и Керчи – 10,471 млн. грн., субвенция за базирование Черноморского флота РФ – 42,768 млн. грн., другие субвенции – 15,238 млн. грн.

Ликвидация взрывоопасных предметов в Севастополе и Керчи – 10,245 млн. грн., субвенция за базирование Черноморского флота РФ – 47,727 млн. грн., другие субвенции – 24,144 млн. грн.

43,653 млн. грн.; 46,9%

* – приведены лишь затраты по отдельным целевым субвенциям; затраты в рамках госпрограмм в разрезе регионов не анализировались

Данные: Верховная Рада, ЦИК

Утверждение госбюджета-2013, состоявшееся в украинском парламенте 6 декабря, вызывает крайне противоречивые чувства. Отрадно, что в нынешние непростые времена страна не осталась без полноценной государственной финансовой сметы, через которую перераспределяется около трети официального ВВП, а сам документ не стал предметом затяжных торгов. Впрочем, неизбежных компромиссов все равно оказалось сверх меры. Например, смущает хотя бы то обстоятельство, что продукт законотворчества уже исполнявшего обязанности правительства визировала (именно визировала, а не анализировала, толком не обсуждала и не рассматривала) еще исполнявшая обязанности Верховная Рада. 242 депутатские карточки для голосования лишь обеспечили легитимизацию документа. В очередной раз обойдя надлежащую процедуру рассмотрения подобных документов, украинский парламент не выполнил требования им же устанавливаемого законодательства. А значит, уместен риторический вопрос: стоит ли ожидать надлежащего выполнения законов, если сами законодатели их нарушают еще на стадии принятия?

Компромиссом оказались и заложенные в госбюджете макропрогнозы и, соответственно, основанные на них планы доходов и расходов. Некоторое отрезвление по сравнению с сентябрьским вариантом все-таки наступило, но хмель еще явно не выветрился полностью. Поэтому новому (или только обновленному) правительству еще наверняка предстоит непростой диалог с миссионерами МВФ, которых будет, весьма вероятно, очень непросто убедить в реалистичности параметров нынешнего варианта украинского госбюджета.

Так что параметры эти почти наверняка ждет скорая ревизия: о такой возможности говорят не только эксперты, но и глава государства вместе с и.о. главы правительства.

Тем временем на фоне бюджетных перипетий без должного внимания осталось еще одно заявление президента, сделанное им в Ашгабате. Речь идет об анонсированной Виктором Януковичем программе развития страны, которая, по его словам, уже готова и будет вскоре предложена на рассмотрение. От качества этого документа и эффективности его реализации на практике будет зависеть и дальнейшая судьба принятого на нынешней неделе госбюджета и экономики в целом.

О новых планах

Значение, которое В.Янукович придает упомянутой им программе, он подчеркнул словами о том, что от того, как будет воспринимать эту программу потенциальный кандидат на должность премьер-министра, также будет зависеть его решение о будущем главе правительства. С момента окончания парламентских выборов на политическом горизонте еще четче замаячили будущие президентские, временной запас до которых у нынешнего главы государства — немногим более двух лет. В предвыборный год хорошо бы уже вовсю раздавать электоральные пряники. Поэтому шанс создать для этого «материальную базу» есть только в 2013-м. Так что самое время снова вспомнить о «послідовності».

По данным ZN.UA, говоря о новой программе, В.Янукович имеет в виду Национальный план действий (на 2013 год) по внедрению разработанной под его эгидой Программы экономических реформ на 2010—2014 годы. Аналогичный документ, как известно, был принят и на нынешний год. И, как писало ZN.UA, в версии плана-2012 были свернуты, нивелированы или отложены на будущее самые важные, системные реформы, направленные на внедрение и поддержку конкуренции и усиление прав собственности (если сравнивать даже с первоначальным «Планом-графиком реализации направлений экономических реформ», утвержденным на основании президентской программы в начале 2011 года).

По сведениям ZN.UA, разработка плана-2013 уже действительно подходит к финишу. В этот процессе принимают участие не только команда и консультанты И.Акимовой, но и большинство причастных правительственных структур, внесших туда свои предложения (как сознался в Ашгабате президент, в разработке программы «определенное участие» принимал премьер Н.Азаров).

Но все-таки центром, в котором все предложения собираются, обобщаются и заворачиваются в презентабельную упаковку, является Банковая, которая, видимо, готовится снова вернуться на трибуну главных реформаторов, радеющих за благополучие страны и ее экономики.

Согласно пока очень обрывистой информации, в основу обновленной идеологии реформ заложен принцип политики «национального эгоизма»: поддержка национального производителя, меры по развитию внутреннего рынка и импортозамещению (в том числе посредством ревизии сниженных под эгидой ВТО импортных пошлин).

Зависимость от импорта (особенно критического) вроде бы должна быть уменьшена не только благодаря мерам по повышению энергоэффективности и увеличению внутренней добычи энергоносителей, но и в результате снижения почти в два раза цены на российский газ (Н.Азаров в последнее время на заседаниях почему-то снова всерьез излучает оптимизм по этому поводу).

Программа предполагает и активизацию кредитования, для этого предусматривается выделение Нацбанком целевого рефинансирования на сумму 72 млрд. грн. Основные реципиенты — госбанки, которые будут получать средне- и долгосрочный ресурс под льготное кредитование проектов, стимулирующих производство внутри страны. Основные направления — инфраструктура (дороги, мосты, развязки), энергетический, аграрный и жилищно-коммунальный секторы, обновленная госпрограмма строительства доступного жилья.

Предполагается, что ресурсы рефинансирования будут иметь четкое целевое назначение (таким образом, это будут «связанные» деньги, создающие минимальное инфляционное и курсовое давление) и выдаваться «только под гарантии или очень серьезный залог».

Ну а чтобы свести к минимуму риски так называемого непродуктивного оттока капитала и использования выдаваемых гривневых ресурсов для спекуляций на валютном рынке, уже приняты меры по ограничению фиктивного импорта и оптимизационных сделок с ценными бумагами (на своем последнем заседании ВР утвердила, как и прогнозировало ZN.UA, обновленную редакцию законопроектов №11284—11285).

В этих вопросах очевидна роль группы Арбузов—Колобов—Клименко. Прохождение последней инициативы стало возможным благодаря не только компромиссу с частью участников рынка («нулевой» вариант), но и поддержке группы Р.Ахметова.

Остается надеяться, что уже принятыми мерами дело не закончится. Для реальной борьбы с наиболее масштабными уклонениями от уплаты налогов потребуется реализация уже объявленных намерений по ликвидации необоснованных льгот, наведению порядка в сфере трансфертного ценообразования (иначе не побороть пристрастие крупного и крупнейшего украинского бизнеса к юрисдикциям с льготными режимами налогообложения) и многих других нормативно-правовых новшеств, направленных на перекрытие оптимизационных схем. Очевидно, что общество ждет и серьезная дискуссия по поводу необходимости внедрения всеобщего декларирования доходов, подкрепленного имплементацией косвенных методов контроля над расходами.

Закручивание гаек — вроде бы не единственный метод. Как сообщают источники ZN.UA, новый план действий будет предполагать и «очень серьезный пакет новых мер по дерегуляции». Власти рассчитывают на значительную активизацию легальной предпринимательской инициативы и благодаря уже одобренному парламентом расширению упрощенной системы налогообложения. Речь идет об уменьшении ставки единого налога для 5-й и 6-й групп предпринимателей-«упрощенцев» (максимальный годовой оборот — 20 млн. грн.) с 7% (в случае уплаты НДС) и 10% (если НДС включается в состав единого налога) до 5 и 7% соответственно, а также об отмене для них ограничений по критерию количества наемных работников.

Пока остается открытым вопрос, насколько решительными будут меры по защите прав собственности, демонополизации, борьбе с коррупцией в судах, правоохранительных органах и чиновничьих коридорах, без чего на существенную активизацию предпринимательской инициативы рассчитывать не приходится.

Как не приходится рассчитывать на серьезное оздоровление государственных финансов без реального наведения порядка в энергетической и госзакупочной сферах (здесь реальные процессы пока не внушают особого оптимизма). Взимание более обоснованной рентной платы за эксплуатацию недр — дело, возможно, послекризисной перспективы. Но и без этого, если уж речь зашла о более справедливом перераспределении национальных ресурсов, тоже не обойтись.

Что из вышеперечисленного получит реальное наполнение в решениях власти — пока под большим вопросом. Все приведенные рецепты — не новы, общеизвестны и даже уже во многом банальны. А вот реальный опыт государственных решений в Украине пока оставляет желать лучшего. В том числе и если посмотреть на примере последнего принятого госбюджета.

Старые грехи

По мнению бывшего первого заместителя главы секретариата президента Александра Шлапака, принятый бюджет фактически не решает ни одну из острых проблем в сфере госфинансов. Это касается межбюджетных отношений, сбалансированности пенсионных выплат и повышения социальных стандартов, дефицита НАК «Нафтогаз Украины» и его сбалансированности, что усложняет ситуацию на валютном рынке на следующий год. «Это бюджет пассивного ожидания негативного развития событий», — отмечает А.Шлапак (подробнее — в комментарии эксперта ниже — Ред.).

Вместе с тем именно отсутствие в бюджетном законе слишком радикальных новаций, которые были характерны для прошлых лет, А.Шлапак называет положительной стороной принятого закона.

В действительности правительство предложило фактический секвестр бюджета. Его доходы — 361,5 млрд. грн., что меньше первоначального плана на следующий год и на 3,3% ниже, чем в варианте 2012 года. Доходы рассчитаны исходя из 3,4-процентного роста реального ВВП в 2013-м, но с учетом вдвое меньшего роста этого показателя в текущем году (на 2%) по сравнению с так официально и не пересмотренным прогнозом (3,9%).

Надо сказать, что хотя и к такому варианту возникает немало вопросов, возросшая сдержанность позволяет надеяться, что отечественным госфинансам удастся избежать слишком болезненных разрывов.


Но если в бюджете нет радикальных новаций и он во многом идентичен прошлогоднему варианту, то нельзя ли было обойтись без спешки и нарушений по процедуре?

О мотивации принятия бюджета до прихода нового состава парламента уже писало не только ZN.UA. Но обнаружились пусть и не принципиальные, но тоже очень любопытные мотивы, очень ярко демонстрирующие подноготную отечественного законотворчества.

По мнению нардепа от «НУ—НС» Павла Жебривского, среди таковых была не только потенциальная дороговизна вопроса, когда для обеспечения его поддержки мажоритарщиками пришлось бы ублажать «хотелки» последних в отношении их избирательных округов. И даже не то, что при более детальном рассмотрении проекта свое возмущение наверняка стали бы высказывать не только обделенные финансированием бюджетные структуры (по примеру Национальной академии наук) и органы местного самоуправления.

«Поскольку этот бюджет по показателям мало чем отличается от прошлогоднего, то реально можно было бы принимать его и к весне, так как в январе-феврале на социально-экономическое развитие никогда не выделялись серьезные деньги. Поэтому если бы эти статьи финансировались в прошлогодних объемах, в этом ничего страшного бы не было. Однако в таком случае перестала бы быть легитимной приостановка финансирования очень многих социальных статей, узаконенная бюджетным законом 2012 года, который с 1 января 2013-го перестал бы действовать. А значит, ущемленные в своих правах льготники имели бы полное право обращаться в суд — те же чернобыльцы, афганцы, шахтеры и др. — и выигрывать иски по поводу компенсаций, предусмотренных действующим законодательством Украины», — рассказывает П.Жебривский, обращая внимание на еще один любопытный «льготный» нюанс.

«На самом деле при первом чтении законопроекта о бюджете в нем была норма о приостановке льгот на 2013 год. В том числе по „пожизненным" выплатам депутатам предыдущих созывов (в первый год — в полном объеме, а дальше — 50% от должностного оклада). И накануне принятия госбюджета 6 декабря необходимых в его поддержку 226 голосов еще не было. А «нашлись» они после того, как из законопроекта исчезла эта норма, что стало стимулом для депутатов, не вошедших в парламент, но не желавших лишиться «довольствия», — добавил он.

Будучи братом-близнецом своего предшественника, бюджет-2013 повторяет многие его «грехи». Бюджетные «ноги»-2013 растут из событий последних месяцев текущего года. Возьмем, к примеру, историю с задолженностью по зарплате бюджетникам и за энергоносители, которая нарастала во многих регионах в течение осени и проявилась во всей своей красе после выборов. Масштабы отнюдь не копеечные: в заявлении Ассоциации городов Украины от 7 ноября с.г. «дыра» местных бюджетов оценивалась в 3 млрд. грн. по защищенным статьям (зарплата плюс энергоносители и комуслуги для бюджетных учреждений). Плюс почти 1 млрд. грн. на расходы по статьям незащищенным (к примеру, на финансирование ЖКХ, транспорта, ремонта дорог), которые органам местного самоуправления попросту не удавалось получить в органах Госказначейства.

Лишь в конце ноября, после крупной порции заимствований на международном финансовом рынке, Госказначейство смогло рапортовать о почти рекордной (свыше 11 млрд. грн.) сумме на Едином казначейском счете. А парламент — рассмотреть под занавес своей каденции изменения в госбюджет на 2012 год: объем дополнительных дотаций из госбюджета на выравнивание финансовой обеспеченности местных бюджетов увеличен на 1,37 млрд. грн.


Правда, между 1,37 млрд. и 3 млрд. грн., на необходимости выделения которых и в декабре продолжает настаивать Ассоциация городов Украины, — большая разница. Это значит, что, к большому сожалению, о зарплатных и коммунальных долгах (по защищенным статьям бюджета!) мы еще до конца нынешнего года услышим вновь. А поскольку, вопреки Бюджетному кодексу, выделенные 1,37 млрд. грн. правительство будет делить между местными бюджетами в ручном режиме (что предусмотрено в изменениях к бюджету от 4 декабря с.г.), нетрудно спрогнозировать, финансовые интересы каких регионов будут удовлетворены в первую очередь.

«Всего объем местных бюджетов на 2012 год (общий и специальный фонды) составляет 218,2 млрд. грн., что на 26,3 млрд. грн. (13,7%) больше по сравнению

с 2012 годом», — читаем в представлении бюджета за подписью Н.Азарова (с. 9 в 462-страничном талмуде с текстом бюджетного закона и приложениями к нему, розданном народным депутатам).

«В целом прогнозный рост доходов местных бюджетов, учитывающийся при определении межбюджетных трансфертов, на 2012 год составляет 116,9%, в том числе поступлений от налога на доходы физических лиц — 118,0% (темп роста ФОТ — 121,4%)…» — находим на стр. 454 данные, озвученные представителем Минфина на этапе консультаций с всеукраинскими ассоциациями органов местного самоуправления.

Повод для тревоги налицо, даже если предположить, что цифры озвучивались еще летом, а позже по мере ухудшения ситуации корректировались в сторону снижения. Столь высокие прогнозные темпы роста заставляют задуматься, а не повторится ли ситуация с многомиллиардными зарплатными и коммунальными долгами местных бюджетов и в будущем году? С другой стороны, завышенные планы для налоговой и таможни, по выполнению которых все еще оценивается эффективность работы этих служб, как раз и приводят к увеличению пресловутого фискального давления на и так слабеющую в условиях кризиса экономику. Как показывает опыт прошлых лет, фискалы, если очень надо, все «найдут и соберут». Но вот только в какую реальную цену это обойдется экономике и по итогу самому же бюджету?

Увы, бюджетный закон так пока и не превратился в учитывающую интересы всех участников бюджетного процесса «финансовую конституцию», как его все чаще пытаются охарактеризовать в последнее время. По регулярности и интенсивности изменений этот документ правильнее сравнивать с незаконченной пьесой. И относиться к нему следует соответственно: особым реализмом бюджетное планирование в Украине никогда не страдало и не страдает.

Пожалуй, единственный прорыв по сравнению с прошлым опытом принятия госбюджетного закона за десять минут состоит в том, что на сей раз процедура его рассмотрения в сессионном зале Верховной Рады длилась два дня (хотя и стала при этом скорее формальностью, если практически ни единой поправки к первоначальному варианту принято не было).

Стал ли от этого бюджет 2013 года более реалистичным? Пусть (слава Богу!) и произошел фактический секвестр первоначального варианта, денег на все бюджетные нужды традиционно все равно не хватает. И пока не ясно, откуда они могут появиться. Страна встречает 2013 год в абсолютно непредсказуемой экономической ситуации, диктуемой не только и не столько международной финансовой нестабильностью и трудностями евро и европейцев. Программа Украины с МВФ не работает, решения газовых вопросов с Россией нет (помнится, прошлогодней осенью оптимизма по этому поводу было тоже немало), валютные резервы сокращаются. В результате и появляются «валютные инициативы» НБУ по ловле «спекулянтов» и наполнению Пенсионного фонда за счет населения, которое держит свои сбережения на черный день в долларах под матрасом, так и не проникшись пока (из-за потери когда-то накопленных сбережений) доверием к банкам и государству в целом…

Как и в бюджетах нескольких прошлых лет, многие цифры нельзя принимать на веру. К примеру, в статье 1 закона зафиксирован размер предельного дефицита госбюджета — 50,4 млрд. грн. Это составит 3,2% ВВП, хотя в бюджетной декларации, принятой Верховной Радой в преддверии нового бюджетного процесса, предписывалось не выходить за рамки бюджетного дефицита в 0,8—1% ВВП. Но то было в мае, а сейчас — декабрь. Да и реальный дефицит госказны вовсе не ограничивается указанными пятьюдесятью миллиардами (подробнее — в комментариях экспертов ниже).

В декабре оказалось, что Кабмин и в 2013 году не намерен отказываться от массированной раздачи госгарантий под кредиты (на сей раз — на 50 млрд. грн.). Насколько это оправдано, ведь проведение еврочемпионата в наступающем году Украине уже не грозит, как и наплыв иностранных гостей, для которых необходимо срочно строить дороги да закупать «Хюндаи»? Видимо, на то есть серьезные причины. Ведь госгарантии по кредитам — это удобный для правительства метод переноса бюджетного дефицита на последующие годы.

Евро-2012 — давно уже история, но только не для украинского бюджета. В следующем году страна должна будет рассчитаться по долгам, взятым «для реалізації завдань та здійснення заходів, передбачених Державною цільовою програмою підготовки та проведення в Україні фінальної частини чемпіонату…». О чем конкретно речь, в пояснительной записке к бюджету умалчивается, зато сумма указана четко — 828 млн. грн.

Также в 2013 году за счет госбюджета Украине придется погасить 8,4 млрд. грн., взятых Госавтодором под правительственную гарантию для развития сети дорог общего пользования. Брали с энтузиазмом, а как рассчитываться будем?

И в следующем году Госавтодор — один из первейших клиентов на заимствования под гарантию правительства. Занимать деньги таким же образом можно будет на нужды Государственного ипотечного учреждения, субъектов хозяйствования, которые находятся в сфере управления Госагентства по инвестициям и управлению национальными проектами, под строительство мостового перехода в Запорожье и «финансирование инвестиционных, инновационных, инфраструктурных проектов развития». То есть, на все, на что будет воля Кабмина… Еще пара-тройка лет такой же интенсивной раздачи госгарантий — и… Какую перспективу для страны и ее госфинансов открывает такой подход, вопрос риторический.

Увы, практика «повышения ликвидности» Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» продолжится и в 2013 году: ее уставный капитал увеличат путем выпуска ОВГЗ на 8 млрд. грн. (впрочем, как заявляют эксперты, этих денег все равно окажется явно недостаточно).

«Улучшат» и Аграрный фонд, превратив его в ПАТ «Аграрный фонд». «Это в дальнейшем даст возможность фонду улучшить ликвидность и проводить более эффективную ценовую политику на рынке, а также сформировать необходимый объем продовольственных резервов». Сколько подобных обещаний мы уже слышали в минувшие годы относительно тогдашних госоператоров в сфере сельхоззакупок...

Также путем выпуска ОВГЗ на 300 млн. грн. правительство будет спасать от банкротства «Украинское Дунайское пароходство». Средства пойдут на погашение его долгов перед кредиторами — НБУ и Укрэксимбанком.

Наблюдатели уже обратили внимание на более чем скудное и нерегулярное повышение социальных стандартов в 2013 году. Проектом госбюджета установлен прожиточный минимум на одного человека в следующем размере: с 1 января — 1108 грн., с 1 декабря — 1176 грн. Для сравнения: в текущем году прожиточный минимум повышали пять раз — с 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 1 декабря. Но год-то был предвыборный!

Среднемесячный прожиточный минимум на 2013 год — 1114 грн., то есть рост против показателя 2012 года составит в среднем 6,9%, что на 2,1 процентного пункта больше прогнозного уровня инфляции (4,8%).

На языке правительственных аналитиков это именуется «виваженим підвищенням соціальних стандартів» и является, согласно пояснительной записке к бюджетному законопроекту, одним из важнейших в 2013 году антиинфляционных факторов.

Из той же оперы — повышение минимальной заработной платы до 1147 грн. с 1 января и до 1218 грн. — с 1 декабря. Среднемесячная зарплата прогнозируется в размере 3334 грн., то есть реальный рост составит лишь 3,3%.

Точная сумма средств, выделяемых на компенсацию обесцененных вкладов, в бюджете не прописана. Соответствующую статью расходов «объединили» с расходами на обслуживание госдолга.

Обратили внимание эксперты и политики и на очень показательные пропорции бюджетных расходов в 2013-м. Приведем только несколько наиболее демонстративных сравнений, кому и сколько. На Генеральную прокуратуру — 3,2 млрд. грн., на МВД — 15,05 млрд. (из них по общему фонду — 13,4 млрд.), на Минздрав — 9,0 млрд. грн. (из них по общему фонду — 6,85млрд.).

На исполнение наказаний органами Государственной пенитенциарной службы — 2,7 млрд. грн. А вот на микрокредитование субъектов малого предпринимательства (через Госслужбу по вопросам регуляторной политики) — только 10,3 млн. грн.

Минэнергоугольпрому с его традиционной господдержкой угледобывающих предприятий — 11,97 млрд. грн. (из них по общему фонду — почти 9,9 млрд.). В том числе Государственному агентству энергоэффективности и энергосбережения — 32,6 млн. грн. (из которых только ничтожные 6 млн. — на господдержку энергосбережения через механизм удешевления кредитов).

Госагентству автомобильных дорог выделяется 16,7 млрд. грн., из которых по общему фонду — 11,0 млрд.

Строительство (покупка) жилья для военнослужащих Вооруженных сил — 12 млн. грн., для военнослужащих, уволенных в запас или отставку, для отселения их из закрытых гарнизонов — 20 млн. грн. И так далее в том же духе — инвалидам войны, чернобыльцам, воинам-интернационалистам. В общем и целом «жилищная поддержка» семи категорий льготников обойдется бюджету в будущем году аж в 770,4 млн. грн., из которых 300 млн. — удешевление стоимости ипотечных кредитов для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пенсионному фонду выделена сумма в 83,2 млрд. грн., из которых 21,8 млрд. — на покрытие дефицита средств для выплаты пенсий. Остальные 60 с лишним миллиардов — это дотация на выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенным по различным пенсионным программам.

Общий объем субвенций местным бюджетам на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства, детям-инвалидам, а также временной государственной помощи детям определен в размере 40,1 млрд. грн. (рост на 20,4% по сравнению с текущим годом).

И пусть кто-то отважится сказать, что бюджет не социальный…

Бюджет-2013: комментарии экспертов

Игорь Уманский, бывший исполняющий обязанности министра финансов Украины.

Нынешний бюджет выглядит более сдержано-реалистичным, особенно если сравнивать его с предыдущей сентябрьской версией. Реализован достаточно консервативный подход в определении доходов госбюджета. Понятно, что запланированные в этом году 374 млрд. грн. доходов в этом году собраны не будут. По моим оценками — максимум 345 млрд. грн.

Таким образом, достаточно будет роста инфляции на уровне около 5%, заложенных в макромодели, чтобы получить увеличение доходов до 362 млрд. грн. Это — почти совпадает с цифрой, заложенной в доходной части (361,5 млрд. грн.), и даже несколько выше. И это — без реального роста экономики, а только за счет инфляционного увеличения номинального ВВП.

Именно поэтому доходы бюджета выглядят более-менее реалистично, если не произойдет коллапса внешнего и, как следствие, внутреннего. Но это означает, по сути, и то, что тот реальный рост ВВП, который озвучен, в действительности не соответствует тем же расчетным данным самого Кабмина.

На самом деле, рассчитывая бюджет, правительство отталкивается от ситуации, при которой реальный рост экономики в следующем году может быть примерно равен нулю. Поэтому, прогнозируемый показатель номинального ВВП в 1,576 трлн. млрд. грн. по итоггам следующего года и, соответственно, рост реального ВВП на 3,5% — это, скорее, публичный рекламный ход, с целью показать, что все будет хорошо, и поводов для беспокойства нет.

В условиях отсутствия роста экономики и реального роста доходов в следующем году, как следствие, неизбежно ограничение социальных стандартов. Констатирую этот факт, не оценивая, хорошо это или плохо. С точки зрения бюджетной политики, с точки зрения обеспечения реальным финансированием социальных обязательств — это, наверное, хорошо, потому что на такой их размер ресурс найдется. А популизм и обещание большего, чем возможно профинансировать, привело бы в конечном итоге только к увеличению задолженности по этим же нереальным социальным обязательствам.

Что сильно смущает в бюджете? Если говорить о макропоказателях, балансовых цифрах, то это — размер дефицита, объем заимствований и, как следствие, сумма госдолга на конец года. Предполагается, что госдолг на конец следующего года составит 483 млрд. грн. При этом по состоянию на 30 сентября этот показатель составлял 394 млрд. Увеличение госдолга на 90 млрд. грн. всего за 15 месяцев — очень негативный фактор для оценки инвестиционных рисков Украины. Многие могут возразить, что во многих развитых странах, как это отмечено и в пояснительной записке к госбюджету, соотношение госдолга ВВП значительно выше, чем запланированное на следующий год у нас (30,6%). Но при этом упускается из виду такой важный фактор, как относительная стоимость обслуживания нашего госдолга, которая в разы превышает аналогичный показатель тех же Соединенных Штатов или Германии, с которыми мы сравниваем соотношение. У нас на следующий год предполагается 135 млрд. новых заимствований при погашении – на 81 млрд. Сумма платежей по обслуживанию государственного долга в нынешнем году составила почти 30 млрд. грн., а в следующем планируется ее увеличение еще на 5,4 млрд. (18,3%) — до 35,2 млрд. Это — почти 10% планируемых доходов госказны. Поэтому я думаю, что в ближайшее время мы увидим пересмотр суверенных кредитных рейтингов Украины не только агентством Moody’s.

В такой ситуации выйти на внешние рынки и заимствовать в достаточном количестве — такой возможности без возобновления программы с МВФ у нас не будет. А внутренний рынок и так уже переполнен данным инструментом.

Также если мы говорим об источниках покрытия дефицита бюджета, то следует учитывать, что на самом деле он составит больше 50,5 млрд. грн., которые там заложены. Только покупки за счет ОВГЗ акций НАК «Нафтогаз Украины» — на 8 млрд., на 1,4 млрд. — Ощадбанка; на 5 млрд. — Аграрного фонда; на 300 млн. — Дунайского пароходства, в сумме дают прибавку к дефициту в 14,7 млрд. грн. И это – не считая недоимки Пенсионного фонда и тарифной нестыковки в балансе НАКа, которая на самом деле будет намного больше заложенных в бюджете компенсаторов на 13 млрд. грн.

Очень смущает норма, которая позволяет главным распорядителям средств проводить заимствования для финансирования капитальных расходов на сумму, которая превышает предусмотренную в госбюджете. Сложно представить, как это может происходить на законных основаниях, так как это противоречит бюджетному кодексу, хозяйственному — чему угодно.

В чем суть? В том, что распорядителям разрешили финансировать больше расходов, чем предусмотрено для них в бюджете, а деньги брать на рынке. То есть через дополнительные заимствования проводить финансирование своих бюджетных расходов по капитальному строительству. Таким образом, каким будет на самом деле объем расходов и в результате — размер дефицита и обязательств — посчитать, исходя из этой нормы, невозможно.

А ведь там еще заложен размер госгарантий на 50 млрд. грн. с непонятным направлением их использования (отдано на откуп Кабинета министров).

Это та форточка, через которую могут возникнуть серьезные проблемы с балансом в следующем году. Таких неконкретностей в бюджете-2013 достаточно много. И это — только основные нестыковочные моменты.

Александр Шлапак, бывший первый заместитель главы секретариата президента (мовою оригіналу)

Мені цей бюджет сподобався тим, що в ньому немає жодних новацій, через які ми боялися бюджетів попередніх років. Фактично в усіх попередніх бюджетах «вискакували» якісь несподіванки, що нічим хорошим не закінчувалися. Цей бюджет майже повністю дублює підходи минулорічного аналога. Але це також його слабке місце. Адже він не розв’язує жодної із серйозних проблем, з якими Україна вже стикається і, найімовірніше, стикнеться наступного року. Цей документ, на мій погляд, не йде назустріч викликам, я назвав би його бюджетом пасивного очікування негативного розвитку подій.

Що викликає основні запитання? Щодо макроекономічних ризиків бюджету. Вперше я не зустрів у пояснювальній записці номінальних показників на кінець минулого року, на який в уряді спираються, коли роблять розрахунки. Ні по номінальному і реальному ВВП, ні по доходах. Відтак, я підозрюю, що цифри, хоча й більш-менш реальні, але все одно завищені. Завищеним також вважаю показник реального зростання ВВП на 2013 рік — 3,4%.

Тепер щодо дефіциту бюджету. В уряді стверджують, що він становитиме 50 млрд. грн. А це не так. За досить приблизними розрахунками цей дефіцит дорівнюватиме близько 104 млрд. грн., тобто 6,6% ВВП, а це — дуже високий показник на сьогодні.

Звідки такі цифри? Справа в тому, що в дохідній частині всі очікування більш-менш реальні, крім внутрішнього ПДВ. За 11 місяців поточного року ми маємо цей показник на рівні 73,8 млрд. грн., тобто приблизно 6,7 млрд. грн. середньомісячних надходжень. Тобто за підсумками поточного року в найкращому разі ми матимемо надходжень за внутрішнім ПДВ на 82 млрд. грн. А на наступний рік уряд планує ці надходження на рівні 98,4 млрд. Тобто планується зростання більш як на 16 млрд. грн., або приблизно на 20%. При тому, що номінальний ВВП, за урядовими планами, зростає лише на 10%. Таким чином, я вважаю, що це — завищений показник на суму близько 10 млрд. грн.

Тепер щодо видатків, зокрема НАК «Нафтогаз України». За моїми підрахунками, на покриття різниці в цінах закупівлі газу та відпускних цінах для населення і теплокомуненерго треба буде доплатити близько 27 млрд. грн. НАКу ж виділяється 8 млрд. грн. ОВДП і близько 5 млрд. — компенсація, яка записана в бюджеті. Таким чином, ще близько 14 млрд. грн. — це непокритий дефіцит НАКу.

І ще в бюджеті остаточно не враховані пенсійні видатки. Станом на сьогодні борг Пенсійного фонду перед бюджетом становить майже 52 млрд. На наступний рік, я думаю, він не зменшиться. А записано компенсацію з бюджету — 22 млрд. грн. Таким чином, 30 млрд. не вистачатиме.

Склавши всі ці цифри, виходимо на вищезгаданий показник дефіциту у 104 млрд. грн.

На жаль, немає офіційної позиції Національного банку щодо відрахувань до бюджету наступного року. НБУ уже реально перерахував 16,6 млрд. грн. поточному році, і цю суму просто взяли і переписали на наступний рік. Не переконаний, що буде так, як записано.

Наступний серед макропоказників, який викликає занепокоєння, — це від’ємне сальдо торговельного балансу, яке, за прогнозами, вже не перший рік перевищить 10 млрд. дол. Оскільки покриття такого дефіциту за фінансовим рахунком виглядає проблематичним, частину коштів для його покриття доведеться знову витягнути із золотовалютного запасу. А якщо це так, то може не справдитися прогноз, що долар буде на рівні 8,50 грн.

І знову щодо видатків. Найбільше кидається в очі таке. Перше: соціальні стандарти, про які не втомлююся говорити. Ми добре пам’ятаємо претензії, в тому числі й представників нинішньої влади, а тоді — опозиції, до уряду Юлії Тимошенко за недотримання мінімальних соціальних стандартів. Хочу нагадати, що конституційна вимога полягає в тому, що мінімальна пенсія має бути на рівні прожиткового мінімуму. Я подивився цифри і стверджую, що станом на 1 січня 2013 року соціальні стандарти, які заплановані в ухваленому бюджеті, є нижчими, ніж ті фактичні цифри, що склалис

«Декоративно-паркове мистецтво» у Харкові сягло вершин. Місцеві митці взяли собі за звичку проводити тендери на давно виконані роботи. 

А спершу інформація про тендер на проведення капітального ремонту скверу біля велозаводу у Харкові здавалась сухою і банальною.

Тендер проводив Департамент комунального господарства Харківської міськради, відкритий конкурс оголосили 30 серпня. Дату варто запам’ятати. Варто запам’ятати також, що мали зробити. Паркові лави – 33 штуки, урни для сміття – 53 штуки, світильники – 69 штук, бруківка – 6 тис квадратних метрів, газон 21 049 метрів квадратних і ще 427 квадратів квітників ( разом 23500 квадратів зелені), а ще дитячий і спортивний майданчик для гри у волейбол і два туалети. Роботи оцінили в 9,30 млн грн., часу дали – до кінця 2014 р.

Далі все як книжка пише: на тендер прийшло три фірми, усім все підходить, документи в нормі, торги відбулися, угоду підписали 23 жовтня. Хіба що фірма-переможець, ПП «Флагмар» Ашота Мартіросяна, виявилась з не надто вражаючим «статутником» – 100 грн. Та й виграла вона до цього часу лише один тендер – на капітальний ремонту скверу біля Стели по вул. Харківських Дивізій за 1,81 млн грн. Може, це і спонукало нас бодай трохи про харківський парк погуглити.

А Google візьми та й виведи нас на офіційний сайт Харківської міськради, на оцю сторінку, де прес-служба радісно рапортує: «Біля Харківського велозаводу відкрили оновлений сквер». І число – 23 липня! Тобто за місяць з гаком до того, як про тендер тільки оголосили.

І фото ціла купа. Ось мешканці вже обсіли нові лавочки, новий квітник і герой дня: мер міста Геннадій Кернес – у супроводі численного почту, прийшов відкрити новий сквер і поспілкуватись із радісними мешканцями.

Паркур Геннадія Кернеса

Паркур Геннадія Кернеса

Паркур Геннадія Кернеса 

«Саме за його дорученням після зустрічі з жителями Комінтернівського району Департамент комунального господарства виконав комплексний благоустрій скверу», – пише на сайті.

Паркур Геннадія Кернеса 

Спершу подумалось, що це якась інша частина скверу, інші роботи й інший тендер. Подумалось неправильно, бо далі міськрада з гордістю повідомила: у сквері поставили «32 паркові лавки та 53 урни для сміття. Алеї вибрукували декоративною тротуарною плиткою на площі близько 6 тис. кв. м. Також у сквері встановили 69 паркових опор зі світильниками, висадили 21 тис. квітів, засіяли газон на площі 21,5 тис. кв.м, змонтували поливальний водопровід довжиною 550 м… Для маленьких дітей відновлено дитячий ігровий майданчик, а для охочих займатися спортом – спортивний майданчик та майданчик для гри у волейбол. У сквері встановили два безкоштовних громадських туалети, підключених до водопроводу і каналізації».

Сумнівів уже не залишалося жодних: це той самий сквер, ті самі лавки й та сама бруківка. Для любителів піддавати все критичному аналізу – повна технічна документація (харків_ДКТ). Окрім того, ніякого іншого тендеру на роботи в цьому сквері у «Віснику» немає.

Той факт, що роботи виконали за місяць до початку офіційного тендеру робить усю цю історію не просто мутною, а банально незаконною. За будь-яких розкладів.

Перший варіант, що спав на думку: злили без тендеру замовлення знайомій фірмі, а тоді вже «узаконили», щоб ніхто не сікався. У нас же вибори були. Усе треба було швидко – Бог з ним, із законом.

Але історія виявилась ще мутнішою. Бо, якщо вірити все тому ж повідомленню на сайті міськради, сквер ремонтував ніякий не ПП «Флагмар», а декілька комунальних фірм: «У роботах були задіяні комунальні підприємства «Харківзеленбуд», «Шляхрембуд», «Харківблагоустрій», Харківський велосипедний завод, адміністрація Комінтернівського району». Із жодним із цих підприємств за даними «ВДЗ» подібна угода не укладалася. Тобто так виходить, що приватна контора виступила прокладкою, а все робили комунальники, які взагалі то і так отримують зарплату. Ну, і яка тепер маржа за такі послуги?

Розуміючи, що халепа трапилася або з «Вісником», або з сайтом міськради (хоч це було й малоймовірно, враховуючи детальний опис, фото і т.д.), ми написали запит в Департамент комунального господарства Харківської міськради. Питання було простим: у липні у вас зробили сквер. Хто, коли це робив, чи був проведений тендер і в скільки обійшлися роботи? Департамент тягнув всі 20 днів, щоб прислати нам просте підтвердження інформації з «ВДЗ»:

Паркур Геннадія Кернеса 

Із всієї відповіді увагу привернуло хіба оце: «На теперішній час акти приймання виконання робіт з капітального ремонту скверу біля Велозаводу від Приватного підприємства «Флагмар» до Департаменту комунального господарства не надходили».

Дивно. Уже чотири місяці пройшло з того дня, як Кернес відкрив парк, а підрядник все ще акти не здав? Або грошей не треба, або смаленим запахло.

Ну, і зрозуміло, що «… кошти з міського бюджету підрядній організації перераховані не були». Радимо подумати, чи варто це й робити. Про всяк випадок. Якщо весь цей паркур все ж вирішать перевірити відповідні органи. Пишемо «увесь цей», зважаючи на інші подібні мистецькі тендери Департаменту, де так само пост-фактум пройшла реконструкція майдану Конституції і капітальний ремонт Манжосового яру.

І наостанок. Прогулюючись новеньким сквером, пан Кернес закликав місцевий люд: «Наше завдання – зберегти те, що в сквері створено. І я прошу всіх місцевих жителів повідомляти, якщо тут буде відбуватися щось протиправне».

Повідомляємо. Ми мешканці, звичайно, не місцеві, але за останній час настільки зріднились із веселими тендерами у Харкові, що відчуваємо себе, мов рідні.

Изучая результаты октябрьского голосования можно смело прийти к выводу, что в ближайшие пять лет «покращення» Украине не грозит.

Все негативные тенденции будут только усугубляться, и развязка может быть крайне неприятной для всех, еще живущих, в Украине.

Итак, давайте взглянем на цифры ЦВК с другой стороны. Рассматривать мы будем только голосование по многомандатному округу, то есть голосование за партии. Даже если принять во внимание массовые фальсификации, с которыми оппозиция носится как дурной Иван с дверями, результаты голосования довольно ретроспективны. Что же эти результаты показывают? В нашем обществе существует градация на определенные категории граждан. Условно я их назвал так:

Граждане, которые не хотят перемен и которых все устраивает так, как оно есть;

Граждане, которых ничего не устраивает и они хотят перемен быстрых и кардинальных;

Граждане, которые хотят перемен, но не верят, что лидеры политической гонки могут данные перемены обеспечить;

Граждане, которые никому из политиков не верят, и будущего сегодняшней Украины не видят.

К первой категории я отнес тех, кто отдал свои голоса за Партию Регионов и КПУ. Уж пусть простят меня избиратели за некоторую резкость, но вы клинические идиоты, поскольку вновь подарили свои голоса этим политическим выродкам. Ладно, вы это делали на прошлых парламентских выборах, ладно на последних выборах Президента, но сейчас, когда страна уже два года все глубже и глубже проваливается в экономическую трясину, «мило» именуемую «Покращенням», снова проголосовать за ту же публику! Ну вы меня извините! И заметьте, в этой ж…пе виноваты именно те, кто уже два года при власти. Значит, резюмирую, вас, отдавших свои голоса за правящую партию и их сателлитов, все устраивает, перемен вы не хотите. А значит полностью довольны своим положением. Поздравляю, вы счастливые люди. И у нас в стране таких счастливцев 8 млн. 804 тыс. человек. Именно столько в совокупности проголосовало за регионалов и коммунистов. Почему я говорю, что вы счастливцы, да потому что вы победили, вряд ли какие перемены до 2015 года произойдут. Шансы невелики. Но об этом позже.

Вторая категория граждан, это крайне «веселая» и главное наивная публика. Отдать свои голоса за оппозиционные партии только потому, что они оппозиционные это сильно. У оппозиционеров напрочь отсутствовала хоть какая-то вразумительная программа действий. «Юле – Волю» не в счет. Откровенно говоря, даже страшно представить себе, что было бы приди эта «тройка борзых» к власти. Хотя представить довольно легко. Сначала все передерутся и переругаются. Потом, обвиняя друг друга в сепаратных переговорах с ненавистными оккупантами, то бишь регионалами, наперегонки помчаться эти самые переговоры проводить. А как же? А вдруг соратники опередят, что потом делать? Надо признать, что пока оппозиция не консолидируется под одними интересами, причем эти интересы должны быть только национальными, власть может спокойно почивать на лаврах. И это факт, поскольку никто из оппозиционных лидеров не готов вперед мелколичностных интересов поставить государственные. Однако, и такая бутафорно-оппозиционная компания поимела свои голоса. И их оказалось не мало – 10 млн. 187 тыс. То есть десять миллионов человек на веру (!) приняли оппозиционеров. Я мечтаю, чтоб взгляды этих миллионов украинцев каждую ночь во снах преследовали Яценюка, Кличко и Тягнибока. Вам люди доверили самое дорогое – свою Веру в светлое будущее этой страны. Так давайте хоть в этот раз не обосритесь.


В третью категорию я поместил все голоса отданные за другие партии. Собственно, я горжусь, что в этой стране еще остались такие люди. Ведь не поленились, пришли на избирательный участок, и проголосовали за партию, которая стопроцентов в Раду не пройдет. Избиратель это знает, но голосует. Принципиально и по убеждению. Такая позиция заслуживает уважения! Ну не верят люди лидерам политической гонки. Как говорится: «были, видели». Их за это нельзя осуждать. Но такой электорат невелик, и повлиять на политический процесс никак не может, поскольку таких голосов насчитывается всего 1 млн. 397 тыс. Однако, это немалая масса людей. Причем, не зазомбированных ни средствами массовой информации, ни «сладкими» увещеваниями политиков. Потому данная категория крайне важна.

И, наконец, последнее. Люди, которые никому и ни во что не верят. Как думаете, что они сделали 28 октября? Правильно, не пошли на выборы. То есть не стали тратить свое время на бесперспективное занятие. Конечно, можно утверждать, что эта категория самых инфантильных и политически неактивных граждан. Но у меня другое мнение. Давайте будем честными – они тоже проголосовали! Эти голоса были отданы против оппозиции и власти, против лжи и лицемерия, против государственной системы в том виде, в котором мы все имеем возможность ее лицезреть. Вы думаете эти люди не хотят перемен? Они их жаждут, но не видят, ни силы, которая могла бы такие перемены осуществить, ни возможности этих перемен. Более того, большинство этих людей вообще не верят в Украину как в жизнеспособное государство. И, знаете, сколько народу разделяет такое мнение? Больше 15 млн. человек! Так давайте и их внесем в результаты октябрьского голосования. Цифры получатся крайне интересные.

В общем, считаем все, и берем процент от общего количества избирателей:

1. За Партию Регионов и КПУ – 24,6%

2. Батькивщина, Удар, Свобода – 28,5%

3. За другие партии – 3,9%

4. Против всех – 42%.

Вдумайтесь, 42% не доверяют никому, почти половина избирателей страны! И после этого силы, прошедшие в парламент имеют право говорить о какой-то своей победе? Господа, панове, вы все проигравшие. Признайте это. И начинайте всерьез думать над тем кто вы, и для чего ваши должности и кресла предназначены. Если вас не беспокоит день сегодняшний, подумайте о том, кем вы войдете в современную историю Украины. Хотя нет, не думайте. Вам все равно нечем. Продолжайте и дальше грабить страну, поскольку вас все равно уже ничто не спасет.

Время для возникновения партии нового типа пришло. И если она не будет бояться провозглашать радикальные лозунги, а потом незамедлительно претворять их в жизнь, за ней пойдут люди. И слово «радикальные» не следует ассоциировать со странным типом с вилами. Радикальные, значит, жесткие. Бандитам не тюрьмы, а кладбища. Коррупционерам – каторга. За предательство национальных интересов Украины – виселица. Только так. И все процессы показательные, с прессой и телевидением.

Не хотите работать за совесть – придется за страх.

…может и совесть, в конце концов, проснется…

20 ноября 2012 г. в офисе Уполномоченного Верховной Рады по правам человека состоялся круглый стол, посвященный некоторым трудностям, с которыми сталкиваются люди во время общения с милиционерами на вокзалах страны. Но мы сконцентрируем внимание читателя на природе этой проблемы.

Дело в том, что вокзалы, особенно железнодорожные, представляют собой очень удобный «фильтр» для ловли разного рода жуликов. В структуре уголовной преступности неумолимо растет процент гастролирующего элемента. Проще говоря, молодые люди из убогой провинции приезжают в крупные города, совершают квартирные кражи и уличные грабежи, а потом, нагрузившись баулами с похищенным добром, поездами и электричками возвращаются домой. Исходя из этого, тактика работы милиции требует уделять особо пристальное внимание следующему через вокзалы потоку пассажиров, в котором концентрация представителей криминогенной среды намного выше, чем в «стоячей воде», т. е. в отдельно взятом среднестатистическом населенном пункте.

Каждому из нас приходилось наблюдать, как на вокзалах или станциях метро милиционеры останавливают группы молодых или не совсем молодых, но при этом не очень элегантно одетых мужчин, которых невооруженным глазом легко идентифицировать как «заробитчан». Их обычно сначала просят предъявить документы, а потом и показать содержимое их увесистых сумок. Понятно, что это делается не из праздного интереса. Если в сумках окажется хлеб и сало, перед человеком извинятся, и он пойдет своей дорогой. Но если там обнаружат золото, серебро или десяток мобильных телефонов, последует основательный разговор на предмет того, не являются ли сии предметы крадеными.

Все проверки – по Уставу

Чтобы успешно проводить подобную фильтрацию, любое государство дает сотрудникам своих силовых структур соответствующий правовой инструмент. В данном случае таковым является Устав патрульно-постовой службы милиции (Устав ППС), утвержденный приказом МВД №404 от 28.07.1994, который зарегистрирован в Министерстве юстиции 6.09.1994 под №213/423. Кратко коснемся некоторых его моментов.

Итак, ст. 229. Наряд милиции имеет право проверять документы у тех граждан, в отношении которых возникло подозрение в том, что они каким-либо образом причастны к совершению правонарушения. Напомним, что ежесуточно в Украине регистрируется от сотни до полутора сотен уголовных преступлений, а потому в блокноте каждого милиционера записаны десятки ориентировок с приметами злоумышленников. Подавляющее большинство фигурантов – мужчины от 20 до 40 лет. Поэтому теоретически работники милиции имеют право остановить для проверки любого гражданина, подходящего под вышеназванную половую и возрастную категорию.

Понятно, что останавливают не всякого, А, как правило, тех, кто субъективно вызывает подозрение: неопрятный внешний вид, объемная ручная кладь, слишком нахальный взгляд или, наоборот, чересчур пугливое оглядывание по сторонам. Есть и другие критерии: например, мужчина, идущий по вокзалу с женой и детьми, имеет намного меньше шансов быть остановленным для проверки документов, чем такой же мужчина, идущий с другом.

Еще в названной выше статье указано, что сотрудникам ППС следует обращать внимание на соответствие имеющейся в документе фотографии личности гражданина, правильность заполнения всех реквизитов документа, целостность его защитной сетки, срок действия. Если это, к примеру, паспорт, нужно присмотреться к отметке о регистрации. В ходе проверки владельцу документа разрешается задать контрольные вопросы, сверяя ответы с данными документа. И в случае, когда обнаружена подделка либо ответы неверны, лицо доставляется в орган внутренних дел.

Исходя из вышеизложенного, легко прийти к выводу, что формально милиционеры имеют право доставить в отделение практически любого человека, который их заинтересовал. Потому что, во-первых, не все носят с собой документы, а во-вторых, даже если у вас в кармане и окажется паспорт, вряд ли вы сможете безошибочно назвать его серию и номер. А за этим может последовать абсолютно законное приглашение пройти в отделение «для установления личности». Причем отказ от такого приглашения чреват рядом неприятных последствий, которые предусмотрены ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях, где речь идет о неповиновении законному требованию работника милиции. Это, как минимум, 3 часа административного задержания, а как максимум – 15 суток административного ареста.

Таким образом, если у милиционера возникло подозрение, что перед ним, например, разыскиваемый преступник, у него имеется достаточно правовых инструментов для того, чтобы доставить человека в линейное отделение транспортной милиции и доложить о своих подозрениях дежурному инспектору. Задача последнего в данной ситуации предельно проста: позвонить в адресное бюро и проверить, не пребывает ли в розыске данный гражданин. На это обычно уходит несколько минут, однако в зависимости от состояния и загруженности линий связи времени может потребоваться и гораздо большее.

Результаты «генеральной уборки»

Среднестатистическому гражданину это, как правило, не в тягость, если, конечно, через 10 минут не отправляется его поезд, билет на который стоит не одну сотню гривен. Несложно догадаться, что в такой ситуации у пассажира возникает соблазн дать милиционерам небольшую взятку, чтобы от него поскорее отцепились, а у милиционеров, в свою очередь, возникает стимул почаще такие ситуации создавать.

Эта проблема ненова. Несколько лет назад руководство МВД основательно взялось за наведение порядка на железнодорожных вокзалах страны, особенно на столичном. За вымогательство у пассажиров и наглый их грабеж под суд пошли многие сотрудники линейного отдела милиции на станции «Киев-Пассажирский», прочие привлечены к дисциплинарной ответственности. Был даже расформирован тамошний батальон «Беркута», сотрудники которого были замечены в безобразиях. Однако по прошествии лет все понемногу снова становится на свои места, поэтому, очевидно, пришло время для очередной «генеральной уборки».

Именно этой теме Всеукраинская общественная организация «Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов» и посвятила свое объемное исследование под названием «Милиция на вокзалах». Однако вместо серьезного анализа проблемы получилась, скорее, однобокая критика. «Мониторы» смаковали грубое обращение стражей порядка с нетрезвыми завсегдатаями вокзальных «наливаек», а также рассказы о том, как дежурные линейных отделений отказывались выдать им по первому требованию жалобную книгу, мотивируя это тем, что она будто бы является документом «для служебного пользования».

Единственный достойный внимания эпизод был связан с сюжетом, снятым журналистами одного из телеканалов. Репортер, находясь на железнодорожном вокзале Киева, прикинулся пьяным, а его коллеги засняли момент, когда милиционеры предложили ему пройти в отделение и по дороге вытащили у него из заднего кармана брюк купюру достоинством 200 грн. Из сюжета можно понять, что журналисты сообщили о случившемся руководству МВД, и проверкой их заявления даже занималось его управление внутренней безопасности. Но что было дальше, покрыто мраком неизвестности, а «мониторы» не потрудились поинтересоваться, чем закончилось разбирательство по сигналу о бесчинствах транспортной милиции. Создается впечатление, что сделано это для зрелищности сюжета, после чего к проблеме потеряли всякий интерес.

Главный корень этой проблемы заключается в латентности вымогательств, а если конкретно – в нежелании потерпевших из числа пассажиров сотрудничать с правоохранительными органами с целью наказания шантажистов. В такой ситуации руководству МВД не остается ничего иного, кроме как активизировать работу по проведению оперативных комбинаций, именуемых в народе провокацией взятки. Напомним, что «Провокация взятки» – это уголовно наказуемое деяние, предусмотренной ст. 370 Уголовного кодекса Украины. Однако, если оно было проведено с соблюдением всех процедур, предусмотренных законом «Об оперативно-розыскной деятельности», это уже будет расцениваться не как преступление, а как правомерные действия по разоблачению злоумышленников. И тогда представителям МВД будет чем крыть нападки критиков на очередном круглом столе.

На съезде Федерации работодателей Украины ее глава Дмитрий Фирташ озвучил то, о чем, видимо, давно подумывали в правительстве – о возвращении к практике возмещения задолженности по НДС путем печати гособлигаций. Кстати, чтобы не было сомнений в том, что такая идея давно генерировалась в чиновничьих кабинетах, говорят и слова Николая Яновича, который с готовностью назвал период начала выпуска облигаций – с 1 января 2013-го.

По сути, при пустой казне, о чем также упомянули на вчерашнем съезде, у экспортеров просто нет других вариантов, чем молча принять условия правительства. «Сталкиваясь с проблемой возврата НДС, экспортеры понимают, что в таком случае могут получить ликвидный финансовый инструмент гораздо раньше, чем деньги от государства. В 2010 году они позитивно отнеслись к такому шагу. Тем более, несмотря на первоначальные ожидания высокого уровня дисконта, высокий интерес со стороны инвесторов привел к росту цен на эти бумаги, и такая схема стала для экспортеров гораздо выгоднее, чем «официальная» модель. Другое дело, что без ухода девальвационных ожиданий трудно рассчитывать на высокий спрос на эти бумаги, что жизненно необходимо для продажи их большого объема», – считает Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital.

Но здесь важна даже не доходность либо сроки обращения новых бумаг (в 2010-м это было 5,5% и 5 лет – Ред.), а то, что данным заявлением Азаров подвел жирную черту под всей экономической политикой последнего времени. Более того, за два дня страна узнала о состоянии своей экономики много нового. Причем вся информация исходила исключительно со стороны чиновников высокого уровня.

Начало информационную гонку Минэкономразвития, обнародовавшее в понедельник консенсус-прогноз, в котором признало, что национальная валюта в следующем году может просесть по отношению к доллару до планки 9,5 грн./$. А оценка роста ВВП в 2013-м ухудшилась с прописанных в сентябрьском проекте бюджета 4,5% до 2,9%. Уже во вторник премьер-министр Николай Азаров, выступая на съезде Федерации работодателей вообще не исключил отсутствие роста ВВП по итогам нынешнего года. В тот же день Минфин раскрывает цифры дефицита бюджета – за 10 месяцев 2012-го он увеличился в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011-го, составив 33 млрд. 203,2 млн. грн. Наконец, СМИ растиражировали заявление министра экономического развития и торговли Петра Порошенко о том, что план по наполнению бюджета в текущем году сорван. И публичные заявления о возврате НДС-облигаций лишь подтвердили то, что многие понимали уже давно – денег просто нет.

Собственно, это лишь доказывает, что предвыборная социальная политика слишком дорого обошлась стране. Денег нет ни в столице, ни в регионах. Так, во вторник луганский мэр Сергей Кравченко открыто заявил, что Госказначейство блокирует заработанные городской властью средства. Причем речь идет о критической для областного центра сумме – 25 млн. грн. Как тут не вспомнить слова Николая Яновича о том, что на Казначейство жалуются только мэры, придерживающиеся оппозиционных взглядов. По всей видимости, терпение кончилось и у «своих».

К слову, открывая заседание правительства на прошлой неделе, премьер еще старательно избегал упоминания о трудностях в экономике. По крайней мере, изо всех сил сглаживал свое выступление. Не говорил он тогда ни о грядущем отсутствии роста ВВП, ни о дефиците бюджета. А закончил публичную часть Кабмина такими словами: «Правительство поддерживает стабильность в стране, социальный курс на повышение уровня жизни людей. Эта наша главная задача».

Со слов исполнительного директора Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрия Боярчука, смена тональности в заявлениях первых лиц государства может говорить лишь о том, что выборы закончились, после чего стоит ожидать и сворачивания разрекламированных социальных инициатив. «В следующем году в первую очередь будет урезание расходов. Я думаю, что почти все программы, которые вошли в социальные инициативы Президента, нужно будет резать. По большому счету, при том уровне доходов бюджета, который у нас есть, кроме секвестра бюджета других альтернатив я не вижу», – сказал он.

И Азаров, видимо, действительно решил реально оценить ситуацию, напомнив бизнесменам на съезде о том, какой была жизнь в 90-х: «Я вам напомню. А в 90-е годы, когда у нас стояло три четверти предприятий, легче было? Когда мы рассчитывались гробами, навозом, чем угодно, легче было?» Что подумали предприниматели, к сожалению, осталось в тайне.