Статьи
Что еще должно произойти, чтобы "самую лучшую" авиакомпанию Украины наконец убрали с отечественного рынка пассажирских перевозок? Или хотя бы отобрали у нее монопольное положение на авиационном рынке? Имеется в виду бизнес Игоря Коломойского и Григория Гуртового. Это "Аэросвит", "Днепроавиа" и "Донбассаэро" (а в последнее время, говорят, еще и "МАУ"). Поскольку владельцы, по большому счету, одни и те же, назовем их условно одним словом – "Аэросвит&Co".
На этой неделе Львовский аэропорт заявил, что приостанавливает обслуживание "Аэросвитf&Co" под предлогом того, что тот не платит. И пока не заплатит, обслуживать не будет. До этого подобные заявления делали аэропорты Москвы и Минска.
Если раньше Коломойский мог утверждать, что его "душит" украинская власть через аэропорт Борисполь, то теперь стало очевидным – он попросту не платит деньги.
"Аэросвит&Co" тут же пообещал все решить. А его совладелец Григорий Гуртовой поспешил рассказать, что он молодец.
"Зима, сложная ситуация, тяжелый рынок, высокая степень конкурентности, полностью зарегулированы рынки на многих направлениях, поэтому мы ищем адекватный ответ".
Господин Гуртовой, какая зима? Какой тяжелый рынок?
Вся Украина долгие годы участвует в съемках фильма ужасов под названием "Аэросвит&Co".
Львовский инцидент - далеко не единичный случай проблем, если говорить про "Аэросвит&Co". Компании должна всем и за все, вплоть до салфеток. Так Коломойский страхуется от того, что у него заберут компанию. Ведь если сегодня ее забрать, то завтра выяснится, что новый хозяин получил абсолютного банкрота со множеством обязательств.
Причем, компании Коломойского даже не боятся проигрывать суды. Суды решают – взыскать задолженность, скажем, на 1 тыс грн. Счастливый обладатель этого решения, который потратил на юридическую возню кучу денег и несколько месяцев, вдруг обнаруживает – "Аэросвит&Co" перечислил ему 3 грн. В итоге, сумма иска меняется, и все судебные тяжбы нужно начинать по новой.
Естественно, приходится решать вопросы оперативнее, когда самолеты "Аэросвит&Coа" арестовываются, или аэропорты и заправщики отказываются обслуживать самолеты. А это происходит регулярно.
Пассажиры компании из окон зарубежных аэропортов много раз наблюдали, как машины с мигалками окружают украинские самолеты, после чего рейс откладывается.
Кроме того, самолеты "Аэросвит&Co" регулярно ломаются. Потому что они не просто б/у-шные, но и очень-очень старые, и берутся в лизинг за копейки.
Как-то мой знакомый рассказывал, что как-то рейс "Аэросвит&Co" в очередной раз отложили по неизвестной причине. Он взглянул в окно, и увидел, как к самолету подъехали техники, и начали тут же что-то раскручивать и чинить.
Спросите любого пассажира этой компании, и он подтвердит: клиенты "Аэросвит&Co" буквально молятся, чтобы перевозящее их корыто успешно взлетело и успешно село. Не будем уже пересказывать слухи о том, как Коломойский экономит на пилотах.
Как эти, не побоюсь этого слова, самолеты не падают с неба? Вот загадка, достойная другого гения - Шерлока Холмса. Другого потому, что первым гением является сам Коломойский. Монополизировать весь украинский рынок, чтобы возить живых людей на старье – это нужно уметь.
Что еще мы знаем про "Аэросвит&Co" и компанию?
Например, они периодически не платят за еду. В итоге, так бывает, что во время многочасового перелета пассажиров или не кормят вообще, или после первого-второго часа полета заканчивается все – включая напитки. Голодными летят даже дети. Если перелет длится часов 5-8, можете себе представить "прикол" пассажиров.
Внутри эти самолеты также разваливаются. Я лично наблюдал, как в полете отвалилась металлическая планка, закрывающая багажное отделение. Она рухнула в проход – и лишь чудом не убила сидящего снизу пассажира.
Причем, я заранее видел, что планка будет падать, и даже сказал об этом бортпроводнику. В ответ я столкнулся с редчайшей степенью отмороженности. После этого планка благополучно упала.
А еще рейсы "Аэросвит&Coа" постоянно задерживают, но не по причине поломки.
Внимательные пассажиры как-то заметили, что рейс на Тель-Авив откладывается по неизвестным причинам на два часа. Оказалось, что примерно через 20 минут после объявленного времени взлета в аэропорту Киева приземлился самолет "Аэросвит&Coа" из Харькова.
Задержка была плановой. Оказалось, что несколько пассажиров из Харькова имели сквозные билеты Харьков-Киев-Тель-Авив. Они благополучно приземлились в Борисполе, перешли в самолет на Тель-Авив, и лишь после этого полет начался.
Что еще?
Конечно же, цены.
Лошадиные. Безумные.
Из Киева долететь до Вены стоит от 410 евро, а из Варшавы – от 240 евро.
Из Киева в Стамбул – от 226 евро. Для сравнения, из Москвы в Стамбул – от 210 евро, хотя расстояние намного больше.
И пусть не смущает отсутствие слова "Аэросвит&Co" в названии компании-перевозчика. Во-первых, у компании партнерские (код-шеринговые) программы. Условно, рейс "забит" за "Аэросвит&Co", но везет Turkish Airlines с украинскими или турецкими бортпроводниками. Для понимания, "Аэросвит&Co" перевозит пассажиров по 80 международным воздушным линиям, включая семь дальнемагистральных.
Кроме того, даже если везет "чистый иностранец", общий уровень цен на билеты в Украине завышен – и именно по причине существования "Аэросвит&Co", "МАУ" и прочих.
Причем, лишь отчасти высокие цены можно объяснить дороговизной украинских аэропортов. Ведь даже если так, что мешает обслуживать самолеты в аэропортах той же Чехии? А в Борисполе тратить необходимый минимум денег. Да, нужно признать, украинские тарифы за взлет/посадку и обслуживание в аэропорту действительно высокие. И все же...
Что же происходит?
Ведь с такими же ценами на билеты крупнейшие авиакомпании мира покупают новые самолеты, нормально кормят и добиваются хороших слотов в аэропортах. И топливо они покупают не дешевле, чем "люксовые" компании Коломойского и Гуртового. Куда же деваются прибыли "Аэросвит", "Днипроавиа" и "Донбассаэро"?
Как мы уже писали, они гипотетически есть, но скрываются. Таким образом Коломойский и Гуртовой страхуются от захвата. По рассказам авиаторов, вокруг авиакомпаний "Аэросвит&Co" существуют множество сервисных структур, на которые и вымывается вся прибыль.
При этом они экономят абсолютно на всем! Жлобство проявляется даже в особо пикантных ситуациях, за которые любой порядочной авиакомпании было бы стыдно.
Вот яркий пример. Чуть менее месяца назад одна киевская семья забронировала билеты на Тель-Авив. Но буквально за день до вылета в Израиле началась война. Летали ракеты, были взрывы.
Семья перезвонила в "Аэросвит&Co", и отказалась от билетов, потому что не захотела везти маленького ребенка в страну боевых действий. В компании ответили: "мы рассматриваем, является ли это форс-мажором". По итогу, из билетов, за которые в свое время взяли 3300-3600 грн, "Аэросвит&Co" вернул лишь 400 грн. Под предлогом, что эти билеты – "дешевые".
Как можно догадаться, для Коломойского и Гуртового война форс-мажором не является. Даже если это война в Израиле, который они чтят куда больше, чем Украину, в которой зарабатывают сотни миллионов.
Что можно сделать с "Аэросвит&Co"? Опыт говорит – ничего.
Но с точки зрения журналиста, давайте хотя бы почаще писать о проколах авиакомпаний Коломойского. Это не исправит ситуацию, но мы сделаем что можем.
С академической точки зрения, владельцы "Аэросвит&Co" ведут себя как паразиты, откровенно злоупотребляя монопольным положением. Как известно, паразиты поселяются в теле животного и человека, и занимаются тем, что понемногу отравляют и убивают носителя.
Но не только они достойны сочного эпитета в свой адрес.
В любой стране мира такую авиакомпанию давно убрали бы с рынка - за десятую часть тех мерзостей, которые они сотворили.
Но этого не происходит.
Я не берусь доказывать, что Коломойский дал взятки госчиновникам, которые управляют допуском компаний к авиаперелетам. Но такая мысль упорно напрашивается.
Иначе почему их не трогают? Почему эта компания до сих пор перевозит живых людей?
Почему ни Антимонопольный комитет (привет Василию Цушко), ни Министерство транспорта (привет Борису Колесникову), ни Госавиаслужба (особенно пламенный привет Анатолию Колеснику) – почему эти органы власти упорно позволяют существовать авиационным паразитам?
Скажете, "Аэросвит&Co" - это налогоплательщик? И "вітчизняний виробник"? Давайте рассуждать.
Во-первых, компании Коломойского и Гуртового глубоко убыточны. По словам наших источников, они выводят прибыль намеренно. В принципе, это общий подход Коломойского к ведению бизнеса.
И, во-вторых, неужели статус "вітчизняного виробника" – это повод защищать Коломойского, который возит всю Украину на третьесортном барахле? Раз уж добился монопольного положения на долгие годы – будь добр купить новые самолеты. Потому что априори "монополия = сверхприбыль".
Ок, давайте ничего не будем делать с "Аэросвит&Co". Пальцем его не тронем – а то вдруг скажут, что в Украине процветает антисемитизм.
Не тронем также номер два на украинском рынке – "Международные авиалинии Украины". Тоже с дорогими билетами, устаревшей техникой и грязными салонами.
К которым, как упорно говорят (хотя доказательств, понятно, никаких) имел отношение министр транспорта Борис Колесников. Имел – потому что, как опять же говорят, он мог недавно продать Коломойскому свою долю в МАУ.
Давайте просто откроем небо для нормальных перевозчиков. Этот шаг быстро все расставит на свои места, и снизит цены на авиаперевозки.
Но пусть даже не снизит. Я лично согласен платить такие же большие деньги компаниям Air France, KLM, Lufthansa, British Airways. Пусть они на практике покажут, какого уровня сервис и безопасность можно получить за $300.
И пусть "Аэросвит&Co" в честной борьбе докажет, что он достоин перевозить пассажиров по 80 международным воздушным линиям, включая семь дальнемагистральных.
Уверен: тысячи людей будут со вздохом облегчения читать, что компания объявила об уходе с украинского рынка.
Я отдаю себе отчет в том, что ни эта, ни многие другие публикации не будут иметь никакого эффекта.
Чтобы "Аэросвит&Co" изгнали с рынка Украины, должны упасть двадцать самолетов этой компании с пассажирами. Причем, 19 падений Коломойский удачно "замажет" и объяснит "сложными условиями", и лишь 20-й бросится в глаза.
Но тут в голову пришла одна светлая мысль.
Господин Цушко, господин Колесников, господин Колесник! Откажитесь от частной авиации! Летайте самолетами "Аэросвит&Co"!
Может, достаточно будет одного раза?
- Информация о материале
В офисе Уполномоченного Верховной Рады по правам человека состоялся круглый стол, посвященный некоторым трудностям, с которыми сталкиваются люди во время общения с милиционерами на вокзалах страны. Но мы сконцентрируем внимание читателя на природе этой проблемы.
Дело в том, что вокзалы, особенно железнодорожные, представляют собой очень удобный «фильтр» для ловли разного рода жуликов. В структуре уголовной преступности неумолимо растет процент гастролирующего элемента. Проще говоря, молодые люди из убогой провинции приезжают в крупные города, совершают квартирные кражи и уличные грабежи, а потом, нагрузившись баулами с похищенным добром, поездами и электричками возвращаются домой. Исходя из этого, тактика работы милиции требует уделять особо пристальное внимание следующему через вокзалы потоку пассажиров, в котором концентрация представителей криминогенной среды намного выше, чем в «стоячей воде», т. е. в отдельно взятом среднестатистическом населенном пункте.
Каждому из нас приходилось наблюдать, как на вокзалах или станциях метро милиционеры останавливают группы молодых или не совсем молодых, но при этом не очень элегантно одетых мужчин, которых невооруженным глазом легко идентифицировать как «заробитчан». Их обычно сначала просят предъявить документы, а потом и показать содержимое их увесистых сумок. Понятно, что это делается не из праздного интереса. Если в сумках окажется хлеб и сало, перед человеком извинятся, и он пойдет своей дорогой. Но если там обнаружат золото, серебро или десяток мобильных телефонов, последует основательный разговор на предмет того, не являются ли сии предметы крадеными.
Все проверки – по Уставу
Чтобы успешно проводить подобную фильтрацию, любое государство дает сотрудникам своих силовых структур соответствующий правовой инструмент. В данном случае таковым является Устав патрульно-постовой службы милиции (Устав ППС), утвержденный приказом МВД №404 от 28.07.1994, который зарегистрирован в Министерстве юстиции 6.09.1994 под №213/423. Кратко коснемся некоторых его моментов.
Итак, ст. 229. Наряд милиции имеет право проверять документы у тех граждан, в отношении которых возникло подозрение в том, что они каким-либо образом причастны к совершению правонарушения. Напомним, что ежесуточно в Украине регистрируется от сотни до полутора сотен уголовных преступлений, а потому в блокноте каждого милиционера записаны десятки ориентировок с приметами злоумышленников. Подавляющее большинство фигурантов – мужчины от 20 до 40 лет. Поэтому теоретически работники милиции имеют право остановить для проверки любого гражданина, подходящего под вышеназванную половую и возрастную категорию.
Понятно, что останавливают не всякого, А, как правило, тех, кто субъективно вызывает подозрение: неопрятный внешний вид, объемная ручная кладь, слишком нахальный взгляд или, наоборот, чересчур пугливое оглядывание по сторонам. Есть и другие критерии: например, мужчина, идущий по вокзалу с женой и детьми, имеет намного меньше шансов быть остановленным для проверки документов, чем такой же мужчина, идущий с другом.
Еще в названной выше статье указано, что сотрудникам ППС следует обращать внимание на соответствие имеющейся в документе фотографии личности гражданина, правильность заполнения всех реквизитов документа, целостность его защитной сетки, срок действия. Если это, к примеру, паспорт, нужно присмотреться к отметке о регистрации. В ходе проверки владельцу документа разрешается задать контрольные вопросы, сверяя ответы с данными документа. И в случае, когда обнаружена подделка либо ответы неверны, лицо доставляется в орган внутренних дел.
Исходя из вышеизложенного, легко прийти к выводу, что формально милиционеры имеют право доставить в отделение практически любого человека, который их заинтересовал. Потому что, во-первых, не все носят с собой документы, а во-вторых, даже если у вас в кармане и окажется паспорт, вряд ли вы сможете безошибочно назвать его серию и номер. А за этим может последовать абсолютно законное приглашение пройти в отделение «для установления личности». Причем отказ от такого приглашения чреват рядом неприятных последствий, которые предусмотрены ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях, где речь идет о неповиновении законному требованию работника милиции. Это, как минимум, 3 часа административного задержания, а как максимум – 15 суток административного ареста.
Таким образом, если у милиционера возникло подозрение, что перед ним, например, разыскиваемый преступник, у него имеется достаточно правовых инструментов для того, чтобы доставить человека в линейное отделение транспортной милиции и доложить о своих подозрениях дежурному инспектору. Задача последнего в данной ситуации предельно проста: позвонить в адресное бюро и проверить, не пребывает ли в розыске данный гражданин. На это обычно уходит несколько минут, однако в зависимости от состояния и загруженности линий связи времени может потребоваться и гораздо большее.
Результаты «генеральной уборки»
Среднестатистическому гражданину это, как правило, не в тягость, если, конечно, через 10 минут не отправляется его поезд, билет на который стоит не одну сотню гривен. Несложно догадаться, что в такой ситуации у пассажира возникает соблазн дать милиционерам небольшую взятку, чтобы от него поскорее отцепились, а у милиционеров, в свою очередь, возникает стимул почаще такие ситуации создавать.
Эта проблема ненова. Несколько лет назад руководство МВД основательно взялось за наведение порядка на железнодорожных вокзалах страны, особенно на столичном. За вымогательство у пассажиров и наглый их грабеж под суд пошли многие сотрудники линейного отдела милиции на станции «Киев-Пассажирский», прочие привлечены к дисциплинарной ответственности. Был даже расформирован тамошний батальон «Беркута», сотрудники которого были замечены в безобразиях. Однако по прошествии лет все понемногу снова становится на свои места, поэтому, очевидно, пришло время для очередной «генеральной уборки».
Именно этой теме Всеукраинская общественная организация «Ассоциация украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов» и посвятила свое объемное исследование под названием «Милиция на вокзалах». Однако вместо серьезного анализа проблемы получилась, скорее, однобокая критика. «Мониторы» смаковали грубое обращение стражей порядка с нетрезвыми завсегдатаями вокзальных «наливаек», а также рассказы о том, как дежурные линейных отделений отказывались выдать им по первому требованию жалобную книгу, мотивируя это тем, что она будто бы является документом «для служебного пользования».
Единственный достойный внимания эпизод был связан с сюжетом, снятым журналистами одного из телеканалов. Репортер, находясь на железнодорожном вокзале Киева, прикинулся пьяным, а его коллеги засняли момент, когда милиционеры предложили ему пройти в отделение и по дороге вытащили у него из заднего кармана брюк купюру достоинством 200 грн. Из сюжета можно понять, что журналисты сообщили о случившемся руководству МВД, и проверкой их заявления даже занималось его управление внутренней безопасности. Но что было дальше, покрыто мраком неизвестности, а «мониторы» не потрудились поинтересоваться, чем закончилось разбирательство по сигналу о бесчинствах транспортной милиции. Создается впечатление, что сделано это для зрелищности сюжета, после чего к проблеме потеряли всякий интерес.
Главный корень этой проблемы заключается в латентности вымогательств, а если конкретно – в нежелании потерпевших из числа пассажиров сотрудничать с правоохранительными органами с целью наказания шантажистов. В такой ситуации руководству МВД не остается ничего иного, кроме как активизировать работу по проведению оперативных комбинаций, именуемых в народе провокацией взятки. Напомним, что «Провокация взятки» – это уголовно наказуемое деяние, предусмотренной ст. 370 Уголовного кодекса Украины. Однако, если оно было проведено с соблюдением всех процедур, предусмотренных законом «Об оперативно-розыскной деятельности», это уже будет расцениваться не как преступление, а как правомерные действия по разоблачению злоумышленников. И тогда представителям МВД будет чем крыть нападки критиков на очередном круглом столе.
- Информация о материале
Принятие Госбюджета на 2013 год вчера стало показательным не только по времени – депутатам понадобилось всего 32 минуты 41 секунда на рассмотрение главной сметы страны.Сутки, в течение которых бюджетный комитет принимал и утверждал поправки к документу, оказались, видимо, одними из самых напряженных для многих, кто не привык сидеть вдали от государственной «кормушки».
Итак, кто же сумел (не будем гадать – каким образом) увеличить себе финансирование? Во-первых, это силовики. На обеспечение охраны общественного порядка народные избранники с легкостью выделили еще 1 млрд. грн. И это при том, что правительство изначально предложило расходы по строке МВД итак одни из самых больших в нынешнем бюджете – свыше 15 млрд. грн.
Кроме того, руководству СБУ удалось исправить неловкую ситуацию, когда на обеспечение сотрудников службы жильем выделили всего 100 тыс. грн. Вчера к ним прибавили 40 млн. грн.
Справилось с задачей поиска дополнительных средств и Министерство юстиции. На его центральный аппарат, вдогонку к уже имеющимся 1,3 млрд. грн., было получено еще более 300 млн. грн. Кроме того, Регистрационная служба получила дополнительных почти 4 млн. грн., а редактор журнала «Право Украины» был проинформирован о получении 3 млн. грн.
Налоговая служба также не осталась в стороне – на деятельность подшефного ей университета дополнительно прописали свыше 50 млн. грн.
По мелочи, но все-таки уделили внимание и судебной системе– Окружной административный суд Киева получил еще 7 млн. грн., Высший административный суд Украины – 6 млн. грн., Конституционный суд – 5 млн. грн., Харьковский апелляционный хозяйственный суд – 1,5 млн. грн.
Появились вчера и правки, которые вводили отсутствующие до этого строки расходов. Так, на господдержку развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников выделили 100 млн. грн.
Украинская Православная церковь Московского Патриархата добилась выделения более 30 млн. грн.: на противооползневые и ремонтно-реставрационные работы в Киево-Печерской Лавре и «отселение посторонних лиц» с территории Свято-Успенской Почаевской Лавры.
Анекдотичным выглядит даже выделение миллиардной субвенции на социально-экономическое развитие регионов страны. Киеву, при отсутствии субвенции на выполнение функций столицы, достались смешные 11 млн. грн. Только на Донбассе Артемовск или Харцызск с населением по 60-80 тыс. человек каждый получили в четыре раза больше многомиллионной столицы. Сама же Донецкая область прогнозировано стала лидером по любви народных депутатов – субвенция областному бюджету составила 175 млн. грн.
Тем не менее, эта показательная забота об областях мало что значит. Ведь именно за счет качества жизни на местах депутаты прибавили «жалованье» милиции и судьям. Так, на сумму в 1,7 млрд. грн. была урезана бюджетная строка Госфонда регионального развития, через который предполагалось финансировать целевые программы и инвестиционные проекты на местах, возрождать депрессивные территории.
Вдобавок, на 20 млн. грн. было сокращено финансирование одноразовых выплат «Матерям-героиням», инвалидам, не работающим малообеспеченным лицам, а также лицам, пострадавшим от торговли людьми.
В результате, прибавив силовикам, служителям Фемиды и другим близким и нужным структурам финансирование на порядка 3 млрд. грн., у регионов забрали около 2 млрд. грн. Но вопроса о том, где для баланса найти еще 1 млрд. грн. не стоит. Ведь доходная часть бюджета увеличена на 1,3 млрд. грн. по строке «Поступления от оплаты за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями». Одним словом, услуги эти подорожают.
Как и под кого перекроили бюджет-2013
| Сокращение финансирования | Увеличение финансирования | Появление финансирования | |||
| На какие цели | Сколько | На какие цели | Сколько | На какие цели | Сколько |
| Обслуживание и погашение долгов по кредитам, привлеченных под госгарантии для реализации заданий госфонда регионального развития | 1 млрд. 218 млн. 200 тыс. грн. | Защита государства от противоправных посягательств и охрана общественного порядка | 1 млрд. грн. | Субвенция местным бюджетам на социально-экономическое развитие | 1 млрд. 336 млн. 957 тыс. грн. (Больше всего получает Донецкая область – 175 млн. грн. Киев – всего 11 млн. грн. Для сравнения: один только Артемовск Донецкой области – в 4 раза больше) |
| Госфонд регионального развития | 470 млн. 665 тыс. грн. | Руководство и управление аппарата Минюста | 316 млн. 255 тыс. грн. | Господдержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников | 100 млн. грн. |
| Субвенция местным бюджетам на капремонт систем централизованного водоснабжения и водоотвода (Запорожская, Луганская, Николаевская и Херсонская области) | 160 млн. грн. | Исследования, прикладные и научно-технические разработки НАН Украины | 85 млн. 800 тыс. грн. | Субвенция Донецкой области на строительство «Онкобольницы будущего» (Центра позитронно-эмиссионной томографии) | 60 млн. грн. |
| Развитие спорта высших достижений и резервного спорта | 24 млн. грн. | Законотворческая деятельность парламента, в том числе оплата труда | 60 млн. грн. | Противооползневые и ремонтно-реставрационные работы в Киево-Печерской Лавре | 17 млн. грн. |
| Одноразовые выплаты «Матерям-героиням», инвалидам и не работающим малообеспеченным лицам, лицам, пострадавшим от торговли людьми | 20 млн. грн. | Подготовка кадров Национальным университетом налоговой службы | 51 млн. 674 тыс. грн. | Строительство жилья в Почаеве Тернопольской области для отселения посторонних лиц с территории Свято-Успенской Почаевской Лавры | 15 млн. 600 тыс. грн. |
| Развитие спорта инвалидов | 42 млн. 55 тыс. грн. | ||||
| Жилье для сотрудников СБУ | 40 млн. грн. | ||||
| Производство и трансляция телерадиопрограмм для государственных нужд, функционирование канала EuroNews | 40 млн. грн. | ||||
| Оплата услуг адвокатов, оказывающих населению бесплатную правовую помощь | 20 млн. грн. | ||||
| Предоставление льготных молодежных жилищных кредитов | 20 млн. грн. | ||||
| Деятельность СНБО | 19 млн. 421 тыс. грн. | ||||
| Исследования в сфере госуправления со стороны Госуправделами | 15 млн. грн. | ||||
| Окружной административный суд Киева | 7 млн. грн. | ||||
| Высшая квалификационная комиссия судей | 7 млн. грн. | ||||
| Высший админсуд Украины | 6 млн. грн. | ||||
| Подготовка национальных сборных в Паралимпийских и Дефлимпийских играх | 5 млн. 944 тыс. грн. | ||||
| Деятельность Института проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины | 5 млн. 300 тыс. грн. | ||||
| Обеспечение деятельности судов, в том числе оплата труда Судебной администрации | 5 млн. грн. | ||||
| Обеспечение конституционной юрисдикции в Украине | 5 млн. грн. | ||||
| Прикладные разработки в сфере налогообложения | 5 млн. грн. | ||||
| Поддержка Всеукраинского общества «Просвiта» | 5 млн. грн. | ||||
| Руководство и управление в сфере строительства и ЖКХ | 4 млн. грн. | ||||
| Поддержка Нацассамблеи поддержки инвалидов | 4 млн. 700 тыс. грн. | ||||
| Государственная регистрационная служба | 3 млн. 800 тыс. грн. | ||||
| Издание журнала «Право Украины» | 3 млн. грн. | ||||
| Научные разработки и подготовка научных кадров для Минфина | 3 млн. грн. | ||||
| Господдержка ФСО «Динамо» | 3 млн. грн. | ||||
| Прикладные разработки в сфере архивного дела | 2 млн. 723 тыс. грн. | ||||
| Харьковский апелляционный хозсуд | 1 млн. 500 тыс. грн. | ||||
| Госслужба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства | 890 тыс. грн. | ||||
Данные: Верховная рада; обобщение: «Комментарии»
- Информация о материале
Как-то несколько лет назад в ответ на мои жалобы о том, как надоело из года в год писать о том, что в Брюсселе лучше, чем в Тамбове, не видя кардинальных изменений в стране, знакомый эксперт отшутился: «А представляешь, как было бы тебе скучно писать о директивах и регламентах ЕС, о допустимой форме огурцов и требованиях к стеклотаре, если бы мы вступали в Евросоюз?»
Честное слово, уж лучше писать об огурцах, чем в сотый раз о Таможенном союзе! Его призрак вот уже десять лет неотвязно преследует Украину, набирая силу и становясь почти осязаемым каждый раз, когда Украина необычайно слаба либо готовится принять судьбоносное решение.
Зачем России Украина в ТС, мы поясняли многократно. Кратко повторим лишь основные тезисы. Россия мечтает вернуть былое величие. Она претендует на соперничество с Западом и ей нужны значимые трофеи. Все предыдущие ее проекты не были успешными — от СНГ и ЕЭП-2003 до «Русского мира» и нынешнего Единого экономического пространства, а замахнулась-то на целый Евразийский союз, по замыслу способный «догнать и перегнать» ЕС. Без Украины успех невозможен. «Без Украины Российская империя невозможна». А воссоздание империи — это основная задача В.Путина, вернувшегося в Кремль. Подписание Киевом Соглашения об ассоциации с ЕС и начало его имплементации (пускай, вначале и частичной) станет точкой невозврата нашей страны в российскую сферу влияния, и в Москве это понимают, увы, гораздо лучше, чем многие в Киеве. Соглашение об ассоциации Украина—ЕС геополитический проигрыш России, даже более серьезный, чем когда-то возможное членство нашей страны в НАТО. Сравнение нынешних усилий Москвы с ее поведением перед Бухарестским саммитом альянса в 2008 г., где Украине и Грузии так и не дали ПДЧ, приходит на ум сегодня многим.
Экономически проект Евразийского союза без нашей страны также малоперспективен. Почему-то в новый проект не спешат принять стремящуюся туда Киргизию, но любыми путями и средствами, посулами и угрозами пытаются затащить Украину. В ней видят ту недостающую шестеренку, которая, став на уготованное ей место, поможет запустить весь механизм. Украина нужна России если не для выживания, то для развития. Ей нужны наша земля и недра, ГТС и ОПК, порты, зерно, энергетика, судо- и авиастроение, православные приходы и славянское население, в общем, все, что у нас еще осталось.
Украина нужна лично Владимиру Путину. Не все гладко складывается в его владениях.
То бюджет под угрозой, то народец ропщет, то Медведев что-то о возможном президентстве лопочет, то слухи о пошатнувшемся здоровье злопыхатели распускают. Короче, фраза «Путин молод и силен» должна быть не названием рубрики одного из российских сайтов, а внутренним убеждением как всех российских подданных, так и основных мировых игроков.
Но с Россией и Путиным давно все ясно. Мы же последние недели пытались разобраться в другом: насколько серьезна угроза втягивания Украины в Таможенный союз сегодня? Что означает вдруг поднявшаяся информационная волна, на гребне которой президент Янукович на этой неделе в Ашгабате заявил о том, что «Украине необходимо присоединиться к некоторым положениям ТС»?
В результате обмена мнениями как с экспертами, так и с людьми, имеющими доступ в главный кабинет страны, выкристаллизовались две точки зрения.
Первая. Ее сторонники убеждены, что сегодня угроза вступления Украины в ТС не больше, чем все последние два с половиной года. Давление России перманентно, и уже стало фоном нашего бытия. Информационная волна — результат совпадения разных событий и явлений: активизации Медведчука с его идеей референдума; скоропалительного принятия закона о референдуме; «осваивания бюджетов» в конце года (в виде ряда проплаченных статей-агиток за ТС, круглых столов и прочих публичных мероприятий); журналистской мультипликации (увидел у другого новость — надо и себе написать); желания россиян ознаменовать новый этап деятельности ТС (с 1 января 2013 г. вступает в силу обновленный таможенный кодекс) каким-то громким событием или хотя бы его видимостью; наконец, поездки Януковича на саммит СНГ в Ашгабат, где необходимо было задобрить Путина и после превысившей все регламенты беседы публично заявить о желании присоединиться к чему-то там в ТС (к чему, так никто и не понял).
Сторонники этой версии уверяли ZN.UA, что на сегодняшний день ни высшее руководство страны, ни украинская «элита» «ложиться под Москву не хотят и не будут».
Вторая. В группе наших собеседников, разделяющей эту точку зрения, царит пессимизм. Они убеждены: нынешняя катастрофическая ситуация в украинской экономике может вынудить В.Януковича принять нелегкое решение о вступлении в Таможенный союз. Мировой кризис и булимические аппетиты олигархата и Семьи привели нереформированную страну на край пропасти, дно которой даже не просматривается.
Голые казначейские счета, жалкий бюджет на следующий год, огромный внешний долг, около 10 млрд. долл. отрицательного внешнеторгового сальдо, из которых 7 млрд. приходится на газ. И снова-таки медленно, но уверенно возрастающие и удушающие цены на газ, предложения о снижении которых Россия всякий раз обрывает жестко: «Сначала пожалуйте в Таможенный союз». К этому прибавим несговорчивость МВФ, давно заморозившего программу stand-by (призрачные надежды на поиск взаимопонимания, связанные с планировавшимся на этой неделе приездом миссии Фонда в Украину, снова развеялись после сообщения о переносе визита на вторую половину января). Завершим депрессивную картину принципиальностью Евросоюза, подвесившего на неопределенный срок подписание Соглашения об ассоциации и заморозившего не только отношения с Януковичем, но и предоставление Украине макрофинансовой помощи, несмотря на выполнение ею всех необходимых для этого условий.
Катастрофичность положения все еще пытаются скрывать от народа, но ее очень хорошо осознают и правительство, и Янукович. Пока безрезультатные попытки хоть как-то спасти положение продиктованы не столько беспокойством о судьбах Родины, сколько страхом потерять власть и богатство. Олигархи теряют прибыль в связи с кризисом, а РФ закрывает рынки. Проблема 2015 года уже всерьез беспокоит Семью и лично президента. Потеря власти угрожает не только потерей нажитого «непосильным трудом», но и личной безопасности Януковича. Расправившись с Тимошенко, он создал опасный для себя прецедент.
Для сохранения власти недостаточно не допустить голодных бунтов — необходимо успокоить и задобрить «биомассу», обеспечив ее на ближайшие два года изрядной пайкой хлеба и зрелищ. Поэтому самый насущный вопрос сегодня: где взять деньги?
Путей для решения горящей проблемы не много. Прежде всего, это разблокирование сотрудничества с МВФ. Но для этого необходимо выполнить его условия и, в первую очередь, поднять тарифы на энергоносители для населения. Но если основная задача — успокоить «пипл», то по этому пути власть вряд ли пойдет. Хотя некоторые эксперты и уверены: что поскольку до выборов все-таки еще достаточно много времени, то на некоторое повышение, предварительно договорившись с МВФ снизить изначальные требования, можно было бы пойти, а негативный эффект для населения компенсировать, стабилизировав ситуацию благодаря полученным от Фонда средствам.
Еще один вариант — значительная девальвация гривни, проведенная быстро и грамотно. Поскольку «грамотно» — это не о наших государственных «умах» плюс те же негативные последствия в виде взрыва народного возмущения, то и этот путь не в числе приоритетов власти.
Можно, конечно, потрясти отечественных олигархов и вернуть в страну деньги из офшоров. Ведь пока что эти деньги спасают от кризиса экономику европейских стран, а не Украины. К слову, в 2008 году во время первой волны кризиса Берлускони, объявив амнистию капиталов, вернул в Италию за три месяца 86 млрд. евро. Но среди украинских олигархов нет ни Берлускони, ни, тем более, Билла Гейтса, создавшего в то же время фонд для спасения американской экономики и призвавшего коллег-миллиардеров сделать и свои взносы. Рубаху на груди олигархат не рванет: они не верят друг другу, они не доверяют власти. Неудачные попытки провести через парламент повышение рентных платежей и принятие выхолощенного закона против избранных «налоговых ям» — лишнее тому подтверждение. Так что на олигархов надеяться не приходится. Разве что их инстинкт самосохранения все же возьмет верх над жадностью и недоверием.
Наши источники рассказывают и о некоторых других, назовем их «нетрадиционными», предложениях. В высоких кабинетах якобы рассматривалась возможность как обращения за финансовой помощью к Китаю, так и продажи земли китайцам и арабам, в чем те весьма заинтересованы. Готов ли Китай выделить своему стратегическому партнеру — Украине сумму в более чем 20 млрд. долл., как о том шепчутся в кулуарах Нацбанка? Но от идеи пока отказались, поскольку ее авторы логично предположили, что народное возмущение в случае продажи пары-тройки украинских областей китайцам или арабам будет куда сильнее, чем при вступлении в Таможенный союз с Россией. Ну а о том, что Николаю Азарову еще в прошлом году в Санкт-Петербурге была озвучена запросная позиция РФ — 15 млн. га пашни — мало кто знает…
Так что, считают пессимисты, у власти остается один выход — Таможенный союз.
И решение — вступать в него или нет — будет приниматься одним человеком — президентом Януковичем. Прошли те времена, когда Кабмин под руководством премьера Януковича мог позволить себе трижды отклонить решение о присоединении к ЕЭП, а три министра (которые, к слову, и сейчас, являются членами правительства — В.Хорошковский, К.Грищенко, А.Лавринович) готовили альтернативные, выхолащивающие проекты соглашения по ЕЭП и, как могли, саботировали сползание Украины в российские объятия. Роскошь иметь собственное мнение, которая была дозволена даже при президенте Кучме, нынче осталась лишь у президента Януковича, а «демократические вольности» пресекаются им на корню.
Безусловно, и сегодня находятся люди, старающиеся донести до Виктора Януковича всю пагубность возможного решения о присоединении к Таможенному союзу. Пагубность не столько для страны, сколько для него лично. И лишь персональные страхи и жадность Януковича, как ни прискорбно это признавать, могут служить сегодня некоторыми предохранителями от поглощения Украины новым российским проектом. Поэтому, в первую очередь, стоит оценить все плюсы и минусы вступления в ТС для Виктора Януковича лично.
Итак, о плюсах.
Во-первых, и прежде всего, решается вопрос цены на газ. В результате значительно уменьшаются расходы, увеличивается наполнение бюджета и, как следствие, высвобождаются средства на хлеб и зрелища для «пипла», что является необходимым (но недостаточным) условием преодоления барьера 2015 года.
Во-вторых, подсобить в решении проблемы-2015 сулит в случае вхождения в Таможенный союз и Путин. Злые языки утверждают, что в последнее время Владимир Владимирович в общении с украинским коллегой отдает предпочтение методам и навыкам работы, освоенным им благодаря своей первоначальной профессии. ВВП умело эксплуатирует страхи ВФЯ, и по кабинетам АП гуляет рассказка, что якобы в Сочи на прощание Путин изрек нечто вроде «Подумай хорошо. Не то будешь там, где она»… Янукович боится. Крепко боится. И не только за президентство, но и за собственную жизнь. Обратили внимание, как усиливается охрана первого тела страны? Наверху просчитывают разные сценарии. В том числе и народных волнений, потери управления ситуацией в стране. И катализатором может послужить отнюдь не «избирательное правосудие», а элементарное прилипание живота к позвоночнику. Думается, президента просветили, кто такой был Чаушеску и чем он кончил. А ВВП, в случае чего, наверное, обещает приютить — в Москве ли или же в горах Алтая…
В-третьих, вступление в ТС развяжет Януковичу руки. Тогда можно наплевать на ЕС и его «пургу» вроде европейских ценностей. Некого будет стыдиться, ни перед кем не нужно оправдываться. На радость ВВП ликвидировать источник «демократической заразы» под боком, а себе во благо одним залпом — ликвидировать оппозицию, уничтожить ростки гражданского общества и свободные медиа и, что особенно приятно, помножить на ноль олигархов.
В-четвертых, как следствие, утвердить и упрочить семейное местничество, добиться независимости от олигархов, уничтожить политическую и экономическую конкуренцию, лишить финансовых источников оппозицию.
В-пятых, присоединение к ТС можно преподнести народу как действенный антикризисный шаг, позволяющий расширить доступ на рынки России, Беларуси и Казахстана, реанимировать работу предприятий, увеличить количество рабочих мест. В глазах многих вступить в ТС лучше, чем платить 15% от продажи валюты…
В-шестых, как дополнительный бонус вступление в ТС позволит заработать очки в глазах базового электората, положительно расценивающего сближение с Россией. Тем более что социология демонстрирует позитивное отношение большинства населения к таким шагам.
Но минусов для Януковича тоже немало.
Во-первых, и прежде всего, это потеря контроля над территорией под названием Украина. Из полноправного хозяина страны он в одночасье превратится в руководителя дочернего предприятия: из всего организма реальной власти он сохранит только юрлицо. Не нужно будет оправдываться перед Западом, но придется приседать и кланяться перед Кремлем.
Во-вторых, вступление в ТС — это гарантированная потеря экономического доминирования в стране (а за что же тогда боролись-то?). Янукович хорошо знает повадки русских, он понимает, что даже маленькая жертва стимулирует акульи аппетиты. В свое время он не пустил российский бизнес в Донбасс. Сегодня же ставки куда выше.
В-третьих, кто сказал, что Путин выполнит свои обещания — начиная от экономических преференций и заканчивая гарантиями переизбрания в 2015 году и личной безопасности? Янукович не верит русским. Он не верит Путину, у него нет с ВВП психологической совместимости, и, как утверждают злые языки, он просто его боится. А тот его презирает.
Оплаченная услуга уже ничего не стоит. Это жизненная аксиома. Зачем Янукович России после того, как он приведет Украину в российское стойло? Чем он для нее ценен? Умом? Сговорчивостью? Красотой? Как Москва может гарантировать Януковичу переизбрание на второй срок? В 2004-м у нее уже один раз не вышло. Может ведь снова получиться, как в том анекдоте: «Ну не смогла я!». Да и есть у Кремля на примете другой кандидат, кстати, тоже Виктором звать. Умен, талантлив, Россию любит — с руки ест, жена — умница-красавица, сам красоту опять же навел да и психологическая совместимость с ВВП налицо, что очень ярко было продемонстрировано не так давно в Крыму…
В-четвертых, вступление в ТС — это конфликт в стране, если не ее раскол. Реакция общества на закон о языке ничто по сравнению с тем, что может вызвать решение об изменении геополитического выбора страны, отказ от европейской мечты и делегирование части государственного суверенитета Москве. Западная Украина и Киев так просто это не проглотят. Кто-то в это не верит? Но стоит ли рисковать? Наверное, Виктору Януковичу все-таки не хочется войти в историю человеком, расколовшим Украину, или, что еще страшнее, спровоцировавшим гражданскую войну. А если на историю наплевать, тогда следует позаботиться хотя бы о личной безопасности на случай неуправляемой ситуации.
В-пятых, жирный крест на европейском будущем страны может поставить такой же крест и на европейских банковских счетах Семьи и возможности ездить куда-либо западнее Беларуси. И не потому, что Янукович может предпочесть Таможенный союз Европейскому, а вследствие того беспредела, о котором сказано выше — удушения оппозиции, гражданского общества, СМИ, который неминуемо произойдет при смене ценностной шкалы.
Но что мы все о Януковиче, давайте вспомним о стране. Из публикаций о том, почему Украина должна стремиться к Европейскому, а не Таможенному союзу «Зеркало недели. Украина» может издать собственную книгу. Поэтому кратко и основное.
Наверное, какие-то плюсы в присоединении к ТС найти можно. Возродятся некоторые предприятия, какая-то часть населения найдет работу, на какой-то период шире приоткроются российские рынки, опять же на какое-то время не будет дорожать коммуналка. Но еще раз приведем слова одного из противников «тээсов» и «еэпов», сказанные еще в кучминские времена: «Абсурдно подсчитывать экономические выгоды или потери для государства от его собственного исчезновения как государства».
Главный минус для страны — исчезновение проекта «Украина» как такового. В общем-то, на этом можно было бы поставить точку.
Со «слитым» на днях в медиа текстом Соглашения об ассоциации ознакомиться, конечно, любопытно, но в случае вступления в ТС он уже не понадобится. Как бы ни уверяли некоторые апологеты евразийской интеграции, что одно другому не противоречит, но ЕС сам неоднократно заявлял: участие Украины в Таможенном союзе несовместимо с созданием зоны свободной торговли Украина—ЕС. И это не «забаганка» «капризного» Евросоюза, это такая экономическая аксиома. ТС — это крест на Соглашении об ассоциации, на сближении с Европой, это другой цивилизационный выбор. Это тупик.
О возможном расколе страны мы уже говорили. Конечно, югославский сценарий постараются не допустить, но смена геополитического выбора — один из наиболее конфликтогенных факторов. Часть страны категорически против евразийского пути развития. Евроинтеграция, напротив, большинством населения Украины воспринимается положительно, и почти ни у кого не вызывает резкого негатива.
Следующий, многогранный и обширный минус для страны — краткосрочность экономических выгод от вступления в ТС. Начиная от сниженной цены на газ и заканчивая доступом к рынкам. Кому-то хочется белорусской цены в 160 долларов? Но Беларусь получила ее не за членство в ТС и ЕЭП, это плата за купленную россиянами белорусскую ГТС. Когда выплатят всю сумму, цену на газ поднимут, увидите. И вряд ли Украина получит свою скидку лишь за политическое решение войти в ТС. Без трубы и доступа к внутриукраинскому рынку газа и поставкам голубого топлива украинским предприятиям (с возможностью их шантажа и выламывания рук) россияне вряд ли будут очень щедры. У «Газпрома» масса своих проблем, включая уменьшение газового рынка и собственную экономическую неэффективность. Если россияне планируют к 2014 г. уравнять внутренние и экспортные цены на газ, с чего это вдруг они будут безвозмездно спонсировать Украину? Все! Она уже будет в Таможенном союзе, а путь в Европу закрыт в обозримом для нынешних поколений будущем! Украина получила что-то за отказ от НАТО? А Харьковские соглашения выполняются полностью? Кто-то верит, что с ТС будет иначе?
Янукович надеется удержать экономику, получив «газовую» подпитку из России и восполнив бюджет? Но как показывают расчеты солидных государственных учреждений, суммы штрафов, которые Украине «выкатят» страны ВТО в случае вхождения в ТС и, как следствие, присоединения к его таможенным тарифам, значительно превышающим нынешние украинские, будут соизмеримы с размером полученной выгоды от снижения цены на газ. Или кто-то надеется, что Украине удастся, войдя в ТС, уговорить партнеров подравнять тарифы под ее гребенку? В ТС гребенка, точнее, машинка для стрижки овец и баранов, одна — российская. Россия сама недавно стала членом ВТО, и теперь остальные члены ТС подстраиваются под ее условия присоединения. В органах Таможенного союза России принадлежит 47% голосов, Казахстану и Беларуси — по 21. В случае вхождения Украины ей перепадет процентов десять. Рулите, господа, рулите…
Допуск на рынок тоже может оказаться иллюзией. Зачем российским предприятиям конкуренты? Почитайте, например, казахскую прессу, зайдите на тамошние сайты: кроме Назарбаева восторга по поводу Таможенного союза никто не испытывает. Форумы пестрят призывами провести референдум о выходе из ТС. Российский импорт вытесняет казахстанские товары, более качественная продукция из третьих стран, в частности, европейская, вследствие поднятия импортных пошлин до российского уровня значительно подорожала и стала недоступной для многих граждан Казахстана. Многие остались без работы, потому что большая часть населения занималась торговлей, в том числе и челночной, теперь же этот бизнес стал убыточным. ГСМ подорожали на 30%. Цены выросли практически на все, включая продукты питания. Казахстанские эксперты напрямую связывают это с членством их страны в ТС.
С лукашенковским «раем» каждый желающий может ознакомиться лично, благо он совсем рядом. Если понравится, можно даже эмигрировать. Но ради бога, не тяните туда всю Украину!
Как отнесется к «потере» Украины Евросоюз? Трагедии не будет, это точно. Никто не закричит: «Вернись, я все прощу!» и не распахнет настежь в ожидании возвращения блудной дочери дверь. Разве что поляки с литовцами сильно расстроятся.
Кстати, по некоторой информации, президент Польши Комаровский с целью подключить «тяжелую артиллерию» — американскую — планирует посетить Вашингтон, чтобы лично попытаться уговорить Обаму повлиять на Евросоюз, дабы тот не мешкал с подписанием Соглашения об ассоциации с Украиной. Нужно ли это Обаме? Большой вопрос. У американцев хватает других головных болей — Иран, Афганистан, Ближний Восток, собственные внутренние проблемы, доллар, в конце концов. Украина на периферии их нынешних интересов. Стоит ли из-за нее давить на ЕС (а тот, ох, как не любит этого, вспомним хотя бы историю с ПДЧ и НАТО, когда неудержимый натиск Буша привел к результату обратному желаемому) и осложнять отношения с Россией? Не факт.
У Евросоюза интереса к Украине больше. Все-таки это сосед и «восточный партнер». Да, возможно, кто-то вздохнет с облегчением, особенно в некоторых столицах: одной головной болью на какое-то время станет меньше. Но в целом потеря Украины будет проигрышем для ЕС. Причем не столько экономическим (как думают многие в Киеве, убежденные в том, что зона свободной торговли больше выгодна ЕС, чем нам), сколько политическим. Торговля с Украиной — мизер в их обороте, тем более что торговать мы все равно продолжим, хотя, конечно, неприятно, когда ломаются планы. Но политическая сторона вопроса будет для ЕС более болезненной. Еще никто после долгого стука в двери Евросоюза не разворачивался и не уходил в противоположном направлении. Европе будет неприятно осознать, что она теряет свою привлекательность. Европа хочет оставаться глобальным мировым игроком. После до сих пор нерешенных проблем, вызванных финансово-экономическим кризисом, потеря Украины станет еще одной серьезной имиджевой неудачей. Будут ли по-прежнему серьезно прислушиваться к голосу Европы в глобальных проблемах, если она не способна «решить вопросы» у своих границ, если ее восточная политика потерпит крах и Украина Януковича станет такой же, как Беларусь Лукашенко? Да и усиление России Украиной ЕС тоже не нужно: Таможенный союз, какой-никакой, а все же конкурент Евросоюзу. После поглощения Украины с расправившей плечи Россией станет вести диалог еще сложнее.
До сих пор в ЕС разговоры о вступлении Украины в ТС всерьез не воспринимали, считая банальным и надоевшим шантажом со стороны Киева. Не воспринимали потому, что не видели и не видят экономических преимуществ Таможенного союза для нашей страны по сравнению с Европейским, потому что считали и считают ТС тормозом для модернизации и развития Украины. Но «фактор Януковича», похоже, в европейских раскладах и прогнозах не учитывался.
Сегодня же точного прогноза дальнейшего хода событий не даст никто. Будущее решение — в одной голове, и мы не знаем, что в ней творится. Поведет ли Янукович хитрую игру на грани фола, создав, например, «потемкинскую» переговорную группу для имитации подготовки к вступлению в ТС, дабы выиграть время для поиска финансовых источников? Попытается ли откупиться «малыми дарами» как то труба, ПХГ и ряд ОПКшных предприятий? Удастся ли ему пройти, не оступившись, по лезвию бритвы? Или же он, как загнанный зверь, обложенный со всех сторон красными флажками, побежит туда, куда его загоняет более хитрый, умный и ловкий охотник? Отвлечется ли от своих внутренних проблем Евросоюз, хватит ли ему времени, мудрости и желания принять решение, снимающее хотя бы часть из этих флажков и позволяющее перетянуть Украину на европейскую орбиту? Придет ли в себя, образумится ли украинская оппозиция, кричащая на всю Европу, что не допустит подписания Соглашения об ассоциации, пока Тимошенко в тюрьме? (Хорошо, хоть голос Кличко в защиту Соглашения был услышан фрау Меркель на фоне хора тарасюков и немырь.) Скажет ли свое слово гражданское общество или у нас его уже нет? Проснется ли общество, оторвется ли от зомбоящика и включит собственные мозги или же пойдет покорным стадом за заарканенным альфа-самцом? Способны ли мы дать честный ответ на два главных вопроса: «Нация мы или население?» и «Нужно ли нам государство Украина?» Наше будущее — в этих ответах.
- Информация о материале
Всего полгода назад авиакомпания «Эйр Оникс» была известна только ее основателям. Сейчас она выполняет почти половину рейсов из аэропорта «Симферополь». В чем секрет стремительного взлета? «Эйр Оникс» – семейный бизнес главы правительства Николая Азарова.
Компания «Эйр Оникс» набирает высоту невиданными темпами. 25 апреля 2012 года она получила в Госавиаслужбе Украины сертификат эксплуатанта и уже спустя три дня совершила первый рейс по маршруту Симферополь – Киев (Жуляны). На подготовку рейса обычно уходит уйма времени, нужно создать систему техобслуживания, заключить договор с аэропортом, продать билеты и пр. «Либо они авантюристы, либо у них было все договорено на самом высоком уровне», – рассказал Forbes.ua топ-менеджер одной из украинских авиакомпаний.
|
|
| Первый самолет с надписью Air Onix на борту поступил на службу авиакомпании 26 апреля – лишь на следующий день после получения сертификата эксплуатанта и всего за два дня до первого полета. |
Основатель и бессменный руководитель «Эйр Оникс» крымчанин Игорь Мельник не похож на человека, по звонку решающего такие вопросы. Крупнейшим его бизнесом долгое время была небольшая турфирма «Оникс-групп» и такое же по размаху издательство «Крым-дидактик».
«Эйр Оникс» он создал в 2007 году. Тогда как раз освободилось место в принадлежащем властям Крыма аэропорту «Симферополь». Единственная местная авиакомпания «Крым» (CrimeaAir), летавшая на Ан-24, Ан-26 и Як-42, ушла с рынка. Многочисленных туристов полуострова стали возить исключительно «чужие» компании. Но за следующие четыре года «Эйр Оникс» не подняла в воздух ни одного борта.
Пару лет назад казалось, что затея Мельника и вовсе обречена. Новоназначенный премьер Крыма Василий Джарты с неистовым азартом продвигал идею создания собственного республиканского авиаперевозчика «Крымские Зори». На амбициозный проект влиятельного политика денег не пожалели. В крымском бюджете на него было заложено около 80 млн грн. Первый рейс состоялся в декабре 2011 года. Однако уже спустя пару месяцев, весной 2012 года, компанию, так и не завоевавшую свое место под солнцем, закрыли. Сказались просчеты в маркетинговой стратегии и нерентабельность. Но главная причина – в августе прошлого года умер лоббировавший проект Джарты. Его сменщик Анатолий Могилев подсчитывал убытки. Бюджет, по его оценкам, потерял 3,5 млн грн. «Авиацией должен заниматься частный бизнес», – заключает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк.
|
|
| Игорь Мельник на открытии рейса. Аэропорт «Симферополь», май 2012 года Фото «Эйр Оникс» |
Место авиакомпании Джарты заняла «Эйр Оникс». Сменив в расписании симферопольского аэропорта «Крымские Зори», она продвинулась значительно дальше предшественника. Буквально за полгода парк «Эйр Оникс» пополнился тремя взятыми в лизинг среднемагистральными Boeing-737 Classic. «Крымские Зори» даже не имели сертификата эксплуатанта – два ее Saab, по словам Слободянюка, были взяты в «мокрый лизинг» (самолет с экипажем принадлежат другой авиакомпании, под ее же кодом осуществляются полеты). «Зори» летали только в пару украинских городов. «Эйр Оникс» от Львова и Киева быстро перешла к регулярным международным рейсам в Москву (Домодедово), Санкт-Петербург, Стамбул и чартерным в Польшу, Турцию и Грузию. У компании что ни месяц, новое направление. 29 ноября она открыла регулярный рейс в Израиль, Тель-Авив. Одним из его пассажиров стал Игорь Мельник. Возможно, именно из-за бурного развития компании Forbes.ua за неделю так и не дождался ответов Мельника (запрос в его приемной получили 30 ноября). В зимнем расписании аэропорта «Симферополь» 40% рейсов приходится на «Эйр Оникс».
В чем секрет успеха Мельника? Ровно год назад он уступил 75% акций «Эйр Оникс» австрийской ASA Luftfahrt Formgestaltung. Половина капитала инвестора принадлежит венской компании Garda. В Украине она – активный инвестор. Ей принадлежит девелоперская группа «Развитие», прославившаяся проектом застройки киевского стадиона «Старт», где в 1942 году состоялся легендарный «матч смерти». Garda также опосредованно владеет парой десятков украинских компаний.
Австрийцев многое связывает с семьей главы правительства Николая Азарова. Интересы Garda в Украине несколько лет представлял Вадим Сисюк, работавший советником Азарова. А еще весной 2012 года директором австрийской компании служила украинка Лилия Фатхулина. По данным «Украинской правды», сейчас она носит фамилию Азарова (вышла замуж за сына экс-премьера, Алексея). Одним из двух директоров ASA Luftfahrt, на которую оформлена доля в «Эйр Оникс», числится юрист Фридрих Бубла. Вместе с Алексеем Азаровым он возглавляет фонд «Стабильная Украина».
|
|
| Алексей Азаров |
Опрошенные Forbes.ua представители авиакомпаний знают о покровителях «Эйр Оникс», но официально комментировать причастность семьи Азаровых к крымской авиакомпании не хотят. Пресс-секретарь Алексея Азарова в течение недели не отвечала на звонки Forbes.ua.
«Какая разница, частная компания или коммунальная? Важно, чтобы она работала, – рассуждает заместитель председателя Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Дручинин, и тут же перечисляет плюсы нового перевозчика: – Это крымская компания. Ее налоги идут в крымский бюджет, управляемость отсюда лучше. Летом у «Эйр Оникс» билет в Киев стоит в 3-4 раза дешевле, чем у других авиакомпаний. Мы только радуемся, что они развиваются».
«Эйр Оникс» есть к чему стремиться. Компания далека от лидерства не только на украинском авиарынке, но даже в родном Крыму. По оценкам Дручинина, пока она перевезла 90 000 человек, а до конца года эта цифра вырастет до 100 000. По данным Госавиаслужбы, за 10 месяцев 2012 года услугами воздушных ворот Крыма воспользовались 1 млн человек. Получается 10% авиапотока полуострова. Негусто. Еще меньше доля компании на общенациональном рынке – всего 1,4%. Но это только начало.
«Они агрессивно захватывают рынок низкими тарифами», – сказал Forbes.ua один из конкурентов. На линии Киев – Симферополь на сентябрь МАУ и «Аэросвіт» предлагают билеты по маршруту туда и обратно примерно за 1800 грн. WizzAirUkraine – за 1000 грн. «Эйр Оникс» – немногим более 800 грн.
Компания может себе позволить самую низкую цену. Базовый для компании аэропорт «Симферополь» (его вот-вот собираются передать в концессию) ее не обижает. «Особых преференций нет, но кое-какие скидки аэропорт дает, например, по арендным ставкам», – рассказал Дручинин. «Пока мы не ощущаем каких-либо притеснений в аэропорту «Симферополь», – говорит помощник главы «Аэросвіта» Сергей Куцый. В WizzAir – прямом конкуренте на крымском направлении – не захотели обсуждать операционную деятельность симферопольского новичка.
«Теперь их главная задача – побороть сезонность симферопольского аэропорта, а для этого надо создавать сетевую компанию с транзитными потоками. Тут нужны время и совсем другие ресурсы», – рассказал один из собеседников Forbes.ua. У сына главы правительства Алексея Азарова, ставшего народным депутатом седьмого созыва, есть и то, и другое.
- Информация о материале
28 ноября 2012 года вошел в новейшую историю Нью-Йорка как первый и единственный пока день, когда в городе не было совершено ни одного насильственного преступления. Об этом объявили представители правоохранительных органов Нью-Йорка.
В целом в 2012 году в городе с населением свыше 8 миллионов человек было совершено 366 убийств. Это минимальное число убийств с 1960 года.
На сегодняшний день Нью-Йорк является самым безопасным из всех крупных американских городов. Например, в Чикаго, где население составляет 2,7 миллиона человек, в этом году было совершено 462 убийства, в Филадельфии (менее 1,5 миллиона человек) – 301 убийство.
В это трудно поверить, но еще 30 лет назад уровень преступности в Нью-Йорке просто зашкаливал. Опросы общественного мнения показывали, что неспособность властей обеспечить безопасность жителей называлась главной проблемой этого города. Две трети горожан были готовы платить частным охранным фирмам за то, чтобы те выставляли круглосуточную охрану в многоквартирных домах или целых кварталах. Уровень преступности в Нью-Йорке на 70% превышал средний уровень по всей стране.
Переломным моментом для города стал инцидент, который произошел 22 декабря 1984 года в поезде метрополитена на Манхэттене. Бернард Гетц, владелец небольшой фирмы, торговавшей электроникой, вез клиенту заказ. Он сел в поезд на 14-й станции. В вагоне находилось около 20 пассажиров, в том числе четверо цветных тинейджеров из Бронкса – Барри Аллен, Трой Канти, Даррелл Кэйби и Джеймс Рамсер. Как выяснилось потом, на Манхэттен они приезжали, чтобы красть деньги из игровых автоматов.
Гетц сидел спокойно и никого не трогал. Не прошло и минуты, как к нему подошел Канти. В это время приятели Троя стали так, чтобы отгородить Бернарда от других пассажиров. «Как дела?» - спросил Канти, обращаясь к Гетцу. «Хорошо», - ответил он. «Дай мне пять долларов!» - сказал Трой.
Гетц неожиданно выхватил револьвер Smith & Wesson Model 60 калибра .38 и произвел четыре выстрела – по одному в каждого из хулиганов. Стрелял он практически в упор, но все же одна из пуль прошла мимо. Все четверо, тем не менее, упали. Даррелл Кэйби сидел на полу, Гетц склонился над ним и произнес: «Вижу, с тобой все в порядке. Получи еще!» И выстрелил в пятый раз.
Маршалы выводят Гетца из здания суда после очередного заседания
Перепуганные пассажиры бросились к дверям, подальше от Бернарда. Он пытался заговорить с ними, спрашивал, не ранены ли они. В вагон забежал кондуктор. Гетц, указывая на тинейджеров, заявил ему: «Они пытались ограбить меня!» Кондуктор спросил: «Вы полицейский?» Гетц ответил: «Нет». Он отказался отдать пистолет кондуктору.
Поезд в этот момент остановился. Бернард выскочил из вагона, прыгнул на рельсы и побежал по тоннелю. Он выбрался на улицу на Чэмберс-стрит, добрался до своей квартиры в Гринвич-вилледж, взял кое-что из вещей и уехал из Нью-Йорка в Беннингтон (штат Вермонт). Там он выбросил револьвер в лесу, предварительно разобрав его.
Неделю Гетц переезжал из одного городка в другой, останавливаясь в мотелях под разными именами. Расплачивался он наличными. 29 декабря позвонил своей соседке Майре Фридман, которая рассказала ему, что приходила полиция. Он, в свою очередь, объяснил ей, что произошло.
После этого разговора Бернард вернулся 30 декабря в Нью-Йорк, побывал в своей квартире и снова уехал. Все это время он брал машины напрокат. 31 декабря Гетц неожиданно появился в полицейском участке в городке Конкорд (штат Нью-Гемпшир).
Он подошел к дежурному и сказал: «Я тот человек, которого ищут в Нью-Йорке». Его задержали. Бернард согласился сотрудничать с полицией. Пока за ним приехали из Нью-Йорка, он дал подробнейшие показания об инциденте в метро. Их записали на магнитофон.
Одну из фраз Гетца затем часто цитировали: «Моим намерением было убить их, причинить им боль, заставить страдать. Я устал от постоянного страха. Я ненавижу этих подонков. Если бы у меня было больше патронов, я бы стрелял в них снова и снова. Но патроны закончились… У меня даже возникла мысль достать ключи и выколоть глаза одному из этих бандитов!»
Судебный процесс над Бернардом Гетцом вызвал огромный резонанс. Американские газеты публиковали новости по этому делу на первых полосах. Бернарда назвали Стражем подземки. Общественное мнение разделилось. Сформировались три основные группы.
Обложка журнала Time, апрель 1985 г., процесс над Гетцем в самом разгаре
Вторая группа была самой многочисленной. Люди устраивали акции в поддержку Стража подземки, собирали для него деньги. Причем в этом активно участвовали американцы всех возрастов, религиозных убеждений, расовой принадлежности. Недовольство, которое жители Нью-Йорка годами сдерживали в себе, выплеснулось наружу, и Бернард Гетц стал живым символом стремления американцев жить спокойно и не бояться ходить по улицам, ездить в метро, гулять по вечерам.
В ходе следствия выяснилось, что Гетц купил револьвер во Флориде, причем, легально. Однако в штате Нью-Йорк разрешается носить оружие, приобретенное только в штате Нью-Йорк. Бернард купил пистолет после того, как стал жертвой ограбления.
Однажды он также, как и 22 декабря 1984 года, вез дорогостоящий заказ. На него напали, избили и забрали все ценное, что у него было при себе. Гетц обратился за разрешением на приобретение оружия. Он мотивировал это тем, что ему по роду его деятельности просто необходимо иметь средство самозащиты. Однако власти Нью-Йорка отказали Бернарду. И тогда он съездил во Флориду, где и купил револьвер.
Все четверо тинейджеров остались живы. Серьезное ранение получил только Даррелл Кэйби. Пуля попала в голову, и он стал инвалидом. Кэйби не давал показаний на суде по этой причине. Аллен воспользовался пятой поправкой и отказался выступать на процессе. Канти и Рамсер заявили, что просто дурачились.
Присяжные отказались признать Гетца виновным по целому ряду обвинений, выдвинутых прокурором. Остался только один пункт – незаконное владение оружием. Бернарда приговорили к 250 дням тюремного заключения. Родители Кэйби подали против него гражданский иск. Суд постановил, что Гетц должен выплатить им компенсацию в пользу Даррелла в сумме 43 миллиона долларов, но Бернард не заплатил ни цента.
Бернард Гетц в 1985 году и пару лет назад
Дело Стража подземки помогло NRA провести ряд серьезных кампаний по либерализации законов об оружии. Кроме того, следуя примеру Гетца, граждане стали решительнее давать отпор преступникам, а власти были вынуждены предпринять ряд существенных изменений в работе правоохранительных органов. Все это вместе позволило в последующие годы снизить уровень преступности.
Интересно, что попытка адвокатов представить четырех тинейджеров из Бронкса невинными жертвами не выдержала проверки временем. Джеймс Рамсер в марте 1985 года попытался оклеветать Гетца. Он заявил в полицию о том, что два человека, нанятых Бернардом, похитили его и хотели убить. Позже он отказался от этих обвинений, и дело против него полиция возбуждать не стала.
Уже в мае 1985 года Джеймс принимал участие в изнасиловании. Он угрожал пистолетом 18-летней беременной женщине, когда его дружок насиловал несчастную на крыше дома в Бронксе. Преступление было совершено с элементами садизма. Жертву еще и ограбили. Рамсера за это преступление приговорили к 25 годам тюрьмы.
Он вышел на свободу в июле 2010 года. 22 декабря 2011 года (27-я годовщина инцидента в метро) его нашли мертвым в Бронксе. Джеймс Рамсер скончался от передозировки наркотиков.
Барри Аллен совершил два вооруженных ограбления. Его арестовали в мае 1991 года и приговорили к семи годам лишения свободы. Он освободился досрочно в декабре 1995 года.
Трой Канти был отправлен на принудительное лечение от наркотической зависимости на полтора года. Курс лечения был завершен в 1989 году. Но это не помогло. Канти продолжал употреблять наркотики, совершил ограбление, напал с оружием на человека, оказал сопротивление при аресте, но до суда дело не дошло, и в тюрьму он не попал.
Бернард Гетц стал общественным деятелем. Он провел несколько кампаний, в частности, пропагандировал вегетарианство, организовал помощь для птиц в Нью-Йорке, лично мастеря и развешивая кормушки и скворечники.
В 2001 году баллотировался в мэры Нью-Йорка. При этом заявлял, что на победу даже не надеется, но участвует в предвыборной кампании для того, чтобы обратить внимание горожан на ряд насущных проблем.
7 ноября 2012 года Гетцу исполнилось 65 лет.
- Информация о материале
Страница 1052 из 1561
