Вряд ли кто-то поспорит, что каждый должен заниматься своим делом. Архитектор – проектировать, строитель – строить, а врач – лечить. Однако когда в эту простую схему «вклинивается» чиновник, пиши – пропало.

Так сегодня происходит с выделением средств из государственного бюджета на нужды онкобольных. Некоторые чиновники, понимая, что «доживают» в правительстве последние дни, стараются любыми способами «урвать» свой кусок государственной казны, пишет Цензор.net. Невзирая на то, что, тем самым, лишают больных раком украинцев последней надежды на спасение. И, конечно, все эти «делишки» прикрываются «благородными» порывами.

Суть истории такова: клинике Охматдет чиновники Кабмина пообещали до конца 2012 года выделить около 200 млн грн на закупку оборудования для лечения больных детей. Однако эти средства выделяются отнюдь не из государственного бюджета. Деньги на оборудование для Охматдет внезапно «появились» из другой программы помощи онкобольным. Их «урвали» из средств на модернизацию и реконструкцию Национального института рака (НИР). То есть деньги уйдут совсем не на строительство в Охматдете, что еще можно было бы как-то понять, а на закупку оборудования. Но самое интересное в этой истории в том, что 200 млн, вероятнее всего, «не дойдут» до Охматдета. И, естественно, не достанутся НИР. Как говорится: ни себе, ни людям. И об этом стоит рассказать поподробнее.

Институт рака останется без денег

200 млн грн, которые «резко» понадобились для закупки медицинского оборудования для Охматдет (в конце года, после парламентских выборов, перед переформатированием правительства и весьма прибыльное дело), на самом деле были выделены на реконструкцию Института рака, проект реконструкции которого уже успешно стартовал. Первая очередь реконструкции и расширения Института рака рассчитана на 2012-2013 годы. Она предполагает реконструкцию инженерных сетей с учетом нагрузок существующих корпусов, строительства новых корпусов радиологии и клиники № 3, патологоанатомического корпуса. Также в ближайший год планируют возвести надземную галерею для объединения корпусов лечебно-диагностического комплекса и подземную галерею для объединения лечебных корпусов института корпусами хозяйственной зоны.

Тем не менее, чиновники из Кабмина приняли решение забрать деньги у Института. Собственно, это сведет к минимуму динамику модернизации НИР. Причем, это происходит с полным пониманием того, что, сохраняя сегодняшнюю динамику, строителям удалось бы к концу 2013 года выйти на пусковые работы по клинике №1 и по клинике №3 и завершить работу в первом квартале 2014 года.

Кабмин отбирает деньги у больных раком

 

Кабмин отбирает деньги у больных раком

 

Кабмин отбирает деньги у больных раком

 

Кабмин отбирает деньги у больных раком

 

 

А Охматдет - без оборудования

Кто-то возразит, что все эти планы - планы на будущее, а Охматдет нуждается в медоборудовании уже сегодня. Спешим разуверить «скептиков». Во-первых, эти планы уже стали воплощаться в жизнь, а, во-вторых, оборудование для Охматдета закупать преждевременно - его пока устанавливать некуда - лечебно-диагностический комплекс совершенно для этого не готов. Мы не оговорились: для размещения и установки медоборудования, на которое планируется потратить 200 млн грн, нет помещения. В текущем году из государственного бюджета на эту стройку было выделено еще 250 млн. Этого должно было хватить на 65% выполненных работ. Однако по состоянию на настоящее время каркас лечебного комплекса построен лишь на 45-50%. И закончить его строители смогут не раньше марта 2013 года. Но на это, кстати, в Охматдете денег не просят - средства почему-то «срочно» понадобились на закупку дорогостоящей техники.

При этом чиновников, лоббирующих данное выделение средств, мало волнует, что установка любого оборудования (хоть медицинского, хоть инженерного), будет возможна лишь после закрытия внешнего контура здания, установки окон, проведения отделочных работ, наличия отопления и общеобменной вентиляции.

Также работа медоборудования невозможна без подвода инженерных сетей, то есть, теплоносителя, энергоснабжения, вентиляции и кондиционирования, водоснабжения, канализации, технологического заземления медицинского оборудования... Когда все это будет сделано? Не раньше конца 2013 года. При этом, стоит помнить, что оборудование имеет определенную гарантию. И логично было бы покупать и устанавливать его тогда, когда срок гарантийного обслуживания максимален. Грубо говоря, если технически использовать оборудование планируют лишь в конце 2013 года, то покупать его сегодня, мягко говоря, глупо.

Последний «глоток» от власти или откуда ноги растут

Но разве будут кого-то интересовать такие «ненужные» тонкости, когда «на кону» - окончание карьеры в текущем составе Кабмина и «куш» в 200 млн? По информации осведомленных источников, к «схеме» отбора денег у Института рака может быть причастен первый заместитель руководителя Секретариата Кабинета министров Юрий Анистратенко - профессиональный строитель и один из бывших руководителей Киевгорстроя и приближенный к семье действующего премьер-министра Николая Азарова.

Господин Анистратенко ранее уже был замечен в негласном рейдерстве, о чем писал еженедельник «Зеркало недели» (статья «Рейдеры Кабмина»).

Также в его сомнительном послужном списке наличествует и реализованная схема закупки совершенно ненужных (поскольку госрезерв ими заполнен доверху) медицинских изделий (статья «Как «Зеркало» пыталось спасти бюджету 280 миллионов гривен»).

Последний случай - вопиющая ситуация. Приведем небольшую цитату: «В распоряжение ZN.UA от наших источников в Кабмине мы получили информацию о том, что Кабинет Министров готовит масштабную закупку широкой номенклатуры материальных ценностей медицинского назначения. Инициатор закупки - МЧС: письмо о необходимости срочно заполнить закрома Родины - Госрезерв - подписано Виктором Балогой. Поинтересовались суммой закупки. Оказалось - 280 млн грн. в ценах 2010 года. Такая огромная сумма затрат вызвала удивление. Но сенсационной эту информацию сделало официальное заключение Минздрава - вся номенклатура ценностей, которую решил купить Балога, присутствует в Госрезерве в полном объеме, была закуплена в 2010 году и ни разу со складов Госрезерва не была востребована». Об этом писал в своей статье Юрий Бутусов.

Примечательным в этой истории является тот факт, что все профильные министерства отказались визировать соответствующий проект постановления о выделении средств. Минздрав сделал специальное заключение, что необходимости в закупке для Госрезерва данной номенклатуры нет. Минфин сообщил, что нет средств. МЧС отозвало свое письмо о необходимости пополнения Госрезерва. Однако все это не подействовало. 16 августа текущего года Юрий Анистратенко подает премьер-министру докладную, где отмечено, что у Минздрава есть замечания, что проект постановления не согласован. Но предложение вносится парадоксальное: «Прошу провести совещание в секретариате Кабмина в связи с задержкой исполнения резолюции премьер-министра Украины от 4 июля 2010 года».

И вот схему отъема денег пытаются с триумфом реализовать еще раз - так сказать, выход «на бис». Похоже, кому-то ну очень нужны деньги. Даже больше, чем онкобольным. Только вот зачем при этом прикрываться интересами больных детей?!

Зачем это Анистратенко именно сейчас? Все очень просто. Нынешний состав правительства «доживает» последние дни. Освоить 200 млн бюджетных средств можно будет и после отставки, когда и Анистратенко, как кабминовский чиновник, и действующий Кабмин станут достоянием современной истории Украины. Для этого существуют «свои» фирмы и другие схемы. В общем, все схвачено.

А что будет с дорогостоящим оборудованием? Да кого это интересует?! Как и судьбы украинских онкобольных. Ведь выборы закончились. Их голоса на некоторое время не нужны. А когда понадобятся, чиновники от партии власти торжественно закупят что-то популистское, но никому не нужное. Отрапортуют. Раздадут интервью. И «освоят» новые бюджетные деньги.

Кстати, именно так было с открытием хирургического корпуса того же Национального института рака в 7 декабря 2011 года. Да, его торжественно открывал нынешний Премьер-министр, только вот странное дело - в эксплуатацию тогда сдали непригодное помещение с более чем тысячей недоделок. В отделении не было тепла и горячей воды, полностью отсутствовала вентиляция, не работали лифты, разваливались окна и постоянно были перебои с электричеством, потому что из трех источников питания полноценно не работал ни один - на ладан дышал один трансформатор, а резервного питания не было вообще - в генераторную станцию ударила молния, и она давно уже не работала. Кстати, здесь сэкономили и на молниезащите, и на заземлении!

Самое интересное, что курировал строительные работы… Кто бы вы думали? … Уважаемый господин Анистратенко! Страшно подумать, жизни скольких людей оборвались из-за такого эффективного кураторства.

По сути, это было не здание, а его муляж, потемкинская деревня, где вроде бы есть все, но ничего не работает.

В результате только благодаря вмешательству Минздрава, удалось эту ситуацию разрешить и хирургический корпус довести до ума. Минздраву на это понадобился целый год, и полноценно корпус был открыт только на днях, а первая операция в этой хирургии будет совершена в понедельник!

Теперь наступила очередь нажиться на «Охматдете»…

И напоследок хочется напомнить, что в служебных обязанностях секретариата Кабмина значится «обеспечение подготовки и проведения заседания Кабинета Министров, правительственных комитетов и деятельности премьер-министра…». И нет ни слова о том, что Секретариат вправе решать: кому, где и на какие суммы покупать в стране медикаменты.

1 декабря 1991 года украинский народ проголосовал за независимость на общенациональном референдуме. Удивительно единодушное молчание по этому поводу сегодня. Откроем тайну почему.

В ноябре 1991 года я ехал домой из Харькова в холодной электричке. СССР разваливался и это уже понимал даже школьник вроде меня. Через несколько дней на референдуме должна была окончательно решится судьба Украины. 1 декабря Украина выбирала не только путь, но и президента. У входа в вагон висел портрет с Кравчуком, а с другой стороны Вячеслава Черновола. Нужно было выбрать кого-то из них, чтобы шагнуть в светлое некоммунистическое будущее. Почти все наши знакомые собирались тогда голосовать за независимость Украины. Все устали от агонии позднего совка. Никто не представлял, что нас ждет, но представлялось, что стоит попробовать самостоятельной жизни. Вряд ли это был осознанный выбор, впрочем, в большинстве случаев простой человек редко делает осознанный выбор. Мало информации, мало опыта, мало желания разобраться, как по настоящему все устроено. Большие массы ведут себя как животное, полагаясь на инстинкты. Иногда они срабатывают, иногда нет.

1 декабря украинский народ проголосовал за независимость и выбрал Кравчука президентом. Дальше все произошло то, что произошло. Жизнь простого человека не стала лучше, в большинстве случаев, даже хуже.

 

Выиграли те, кто были активными, полагались на самих себя и хотели получать от жизни все. Кто-то из них преуспел, кто-то не очень, но в любом случае, они были в мутной воде постсовка, словно рыбы в воде.

Проиграли те, кто на уровне своего сознания являются взрослыми детьми – хорошие, обаятельные, ответственные, в массе честные и доверчивые люди, живущие повседневностью и не пытающиеся посмотреть за горизонт.

Очень выиграла партноменклатура советской Украины. Собственно говоря, она тяготилось советским строем давно и хотела узаконить свое право присвоить активы УССР. Референдум 1 декабря легитимизировал это желание, передавая реальную власть бывшим советским аппаратчикам. В следующие годы они упивались властью и богатством свалившимися на их головы. НО ВО ВСЕЙ ЭТОЙ ИСТОРИИ ЕСТЬ ОДИН УРОК, КОТОРЫЙ ЗАБЫВАЮТ НАПОМНИТЬ – ОНИ ПОЛУЧИЛИ РЕАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ БЛАГОДАРЯ ПРОСТЫМ ЛЮДЯМ, ИСКРЕННЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНО ГОЛОСОВАВШИМИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ 1 ДЕКАБРЯ.

Потом эти простые люди проклинали Кравчука, забывая, что сами дали ему власть, а, значит, вправе и забрать ее. Эту вторую, и, пожалуй, главную составляющую любого политического уравнения власти в Украине забыли.

Кстати, если перенестись на 13 лет позже, то точно такой же феномен наблюдался и в 2004 году. Как сейчас помню, как моя киевская родня таскала пирожки на Майдан, напрочь отметая рациональные аргументы о том, что Ющенко далеко не тот добрый сказочный царь, коего они видели в Викторе Андреевиче. Дальше все произошло точно также, как и после референдума 1 декабря 1991 года – элита использовала власть, чтобы разбогатеть, а бывшие адепты Майдана понуро наблюдали, как рушатся мечты о прекрасном демократическом будущем, забывая, что они породили очередного Голема и они же вправе его убить.

Думаю, что скоро мы увидим очередное такое же дежавю и в контексте прошедших парламентских выборов. Когда очередные «спасители нации» нацию предадут, а дальше…. Ну, вы уже догадываетесь, что будет дальше с теми, кто голосовал за Кличко и «Свободу» с Яценюками.

Здесь мы видим наш национальный феномен – мы стыдливо пытаемся забыть, запрятать глубоко в подсознание наши неудачи, «перекладывая» их на некие внешние объекты, которые «виновны» в наших страданиях. Поэтому, сегодня вокруг 1 декабря 1991 года не гремят фанфары. Те, кто принимали участие в референдуме, забыли о судьбоносном решении. Многие в прямом смысле этого слова. Так проще жить. Жизнь понятна и проста, когда в ней есть козлы, которые мешают нам жить, и, мы, светлые и пушистые наивные люди от которых ничего не зависит. На самом деле – зависит многое, просто нужно не забывать об этом.

Офицер полиции Нью-Йорка купил бездомному новые ботинки. Этот момент увидела и сняла туристка из Аризоны. Теперь фото и полицейский на нем стремительно набирают популярность.

 

25-летний офицер ДеПримо дежурил на Таймс-Сквер, когда увидел пожилого бездомного сидящего на тротуаре у обувного магазина. Он поговорил с ним, узнал какой у того размер, отошел, а через некоторое время он вернулся с новыми зимними ботинками и носками и помог бездомному их надеть. Ботинки он купил в соседнем магазине за 100 долларов. Когда продавец узнал зачем они ему, то сразу дал скидку в 25 долларов. Все это произошло на глазах Дженифер Фостер, сотрудницы офиса шерифа Пайнал-Каунти в Аризоне, которая приехала на несколько дней, чтобы посмотреть Нью-Йорк. Она незаметно сняла эту сцену на камеру мобильного телефона. ДеПримо был не в курсе того, что кто-то за ним наблюдает или тем более фотографирует. Он просто помог бездомному и пошел дежурить дальше. По возвращению домой она отправила фото с описанием увиденного в департамент полиции Нью-Йорка. Те установили личность офицера и выложили фото на свою страничку в Фейсбуке. У фото на этот момент 345 643 лайков и 22 867 комментария.

Виктор Медведчук одобрил закон о референдуме, подписанный во вторник Президентом, и заявил, что Конституцию надо принимать таким образом, но первым делом на всенародный опрос необходимо вынести вопрос о присоединении Украины к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном. Такой референдум, по его мнению, «поможет нашей власти и оппозиции избавиться от иллюзий о так называемой безальтернативности европейского выбора».

Заявление Медведчука может означать, что уже в ближайшее время его «Украинский выбор» инициирует референдум по народной инициативе о вступлении Украины в ТС. По закону «регионала» Шпенова, для воплощения в жизнь подобного референдума необходимо собрать 3 миллиона подписей граждан страны. Это сложно, но вполне осуществимо. Тем более, что у Медведчука и эсдеков уже был успешный опыт сбора подписей под антинатовским референдумом. Напомним, с ноября 2005 года по февраль 2006 года СДПУ(о) по всей стране организовала 109 инициативных групп, которые собрали в поддержку референдума о членстве Украины в НАТО и участии в Едином экономическом пространстве свыше 4,6 млн. подписей. Их передали в ЦИК, где 4 млн. 431 тысяч 674 автографов граждан признали действительными. После этого тема антинатовского референдума забуксовала на высшем уровне, поскольку тогдашний Президент Виктор Ющенко был категорически против. Дело дошло до судов, и 2 июля 2009 года Медведчук через Окружной суд Киева обязал Ющенко выдать указ о референдуме. Но инициатива эсдеков так в жизнь и не воплотилась, поскольку дело шло к президентским выборам, и ПР было не с руки идти в фарватере Медведчука, ведь «регионалы» и Виктор Янукович так же получали очки на антинатовской риторике и делиться своим электоратом еще с кем-то не собирались. Когда же Янукович стал Президентом, в НАТО Украина отказалась идти и без референдума.

Теперь у Медведчука появился новый шанс занять и власть, и оппозицию борьбой с его референдумом. У Виктора Владимировича для реализации своего плана есть все: деньги, общественная организация, сотни тысяч граждан, разочарованных государством Украина, множество нардепов-«регионалов», открыто лоббирующих «русский мир», и, самое главное, политическая поддержка Кремля, где уверены, что украинская власть, заработавшая себе исключительно негативный имидж на мировом арене, сама приползет на коленях в Москву. Также стоит понимать, что референдум о присоединении к Таможенному союзу вступит в конфликт с намерениями власти получить у народа поддержку своего проекта новой Конституции. Иными словами, если Медведчук в ближайшее время начнет создавать инициативные группы, то конституционный референдум теряет смысл. Или проводить его референдум, или конституционный, или выносить сразу оба вопроса, один из которых – Медведчука – явно подрывает возможность тихо протолкнуть через «народное волеизъявление» новую Конституцию. Вопрос, который он будет выносить на референдум, прогнозировано поднимет бучу в обществе. Чего, собственно, он и добивается, ведь властных амбиций у него от многолетнего сидения в «норе» не поубавилось, а идти на президентские выборы просто как «кандидат Медведчук» - это стопроцентный пролет, а как главный провайдер максимального сближения с Россией – неплохая стартовая заявка на планомерный отбор голосов у Виктора Януковича. И автоматически – рост рейтинга националистов. И кто выйдет во второй тур выборов? Это, во-первых.

Во-вторых, если он первым скажет «А» власти придется либо ему поддакнуть, либо вступить в открытый конфликт с Путиным. Ясно, что второй вариант неприемлем для «регионалов», которые потеряют Юго-восток. Кроме того, ситуация грозит серьезным расколом в Партии регионов, где достаточно людей с постоянно повернутой головой в сторону Москвы. То есть, Президент имеет все шансы потерять влияние и на свою фракцию, и на парламент и стать свидетелем отказа от него его же соратников. Одним словом, превратиться в Ющенко.

Что делать со всем этим добром у Януковича пока не знают. По-хорошему – надо просто в зародыше все это ликвидировать. Те, кто считает, что это невозможно – глубоко ошибаются. Государственная машина может это сделать достаточно просто, если на то будет политическая воля. Но для этого надо проявить бойцовские качества, и открыто ввязаться в бой – а это именно то, чего Янукович до сих пор старался не делать. Можно, конечно, всунуть голову в песок и ждать, но в итоге труп противника так и не увидеть. Есть и третий вариант – перехватить инициативу и референдум провалить. Какой вариант выберет Янукович, пока неясно. Тем более что у него есть неоспоримый козырь – россияне отказываются увязывать вступление в Таможенный союз с новым газовым контрактом. Они настаивают только на том, что будет прописана скидка. Проще говоря, в Москве понимают, что из Таможенного союза Украина может выйти в любой момент (референдум нужен только для того, чтобы усложнить выход из ТС). Для этого нас нужно держать кабальным договором.

И, последнее. Большинство политологов начали говорить, что Медведчук готовит референдум на 2015 год. Но это в корне неправильно – если он и будет проводить референдум, то максимально быстро. Для него лучше всего провести народный опрос в конце 2013 года. Власть в следующем году будет слаба как никогда, экономический кризис без перспектив преодоления только озлобит граждан. А это лучшее время, чтобы одурманить народ новой сказкой.

В советское время малых хозрасчетных предприятий в НАН Украины было значительно больше, чем бюджетных институтов. Содружество базовых бюджетных институтов и хозрасчетных предприятий обеспечило многочисленные результаты мирового уровня. Так, был создан ряд сварочных аппаратов с техническими характеристиками мирового уровня, разработаны вычислительные машины типа «Мир», которые стали прототипами современных персональных компьютеров, управляющие ЭВМ типа «Днепр» и др. Практические результаты получили применение во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, науки, обороны.

На сегодня исчезло большинство малых предприятий в НАНУ, созданных в советское время и начале 90-х годов. Их не стало отнюдь не потому, что у них отсутствовали научно-технические результаты, способные конкурировать с зарубежными. Причины кроются в другом.

Убойные налоги

Их суммарный объем значительно превышает суммарные налоги в любой другой стране мира. О суммарных налогах для государственных предприятий в Украине, о налогах на налоги правительственные чиновники не упоминают вообще. А лишь сравнивают выборочно только отдельные налоги с их аналогами в других странах мира. Суммарный же налог, который хозрасчетное предприятие НАНУ (как и многие государственные предприятия других отраслей) платит за одну гривню зарплаты, выданную на руки сотруднику, имеет несколько составляющих.

В первую составляющую входят: подоходный налог — (1 х 0,15) = 0,15 грн.; единый и социальный налог — (1 + 0,15) х 0,4 = 0,46 грн.; НДС — (1 + 0,15 + 0,46) х 0,2 = 0,32 грн. Таким образом, предприятие ежемесячно обязано оплатить первую составляющую суммарного налога, равную 0,15 + 0,46 + 0,32 = 0,94 грн.

Вторая составляющая — налог на прибыль. Поскольку наукоемкая продукция хозрасчетного предприятия не является серийной, ее продажа осуществляется однократно за несколько кварталов, то малое предприятие обязано хранить деньги на счету также несколько кварталов. При этом оно для обеспечения в будущем квартале 1 грн. зарплаты и 0,94 грн. указанной выше первой составляющей налогов обязано практически ежемесячно платить за это вторую составляющую налогов — налог на прибыль, равный 1,94 х (0,23 + 0,15) = 0,73 грн. Здесь коэффициент 0,15 отражает налог на «чистый доход» — «дивиденды» государству (дивиденд в виде налога). Итак, суммарный налог, который предприятие платит для обеспечения 1 грн. зарплаты, составляет 1,67 грн. = (0,94 + 0,73) грн. Следовательно, уплачивается налог в сумме 167% от выданной на руки зарплаты. После проведенных арифметических расчетов необходимо задать вопрос чиновникам, ответственным за налоговые законы и реформы: в какой стране суммарный налог на зарплату больше, чем в Украине; какими технологическими и техническими средствами можно обеспечить уровень рентабельности, превышающий 167%?

Третья составляющая — это налог, который предприятие вынуждено платить за организацию производства. Чудовищно, но в Украине предприятие наказывается за вложение денег в производство. Этим наказанием является налог на прибыль, возникающий при покупке материалов и комплектующих для обеспечения производства продукции в случае, если предприятие не успевает «списать» эти комплектующие в том же квартале, в котором они были куплены. Но дело в том, что производственный цикл малых хозрасчетных предприятий НАНУ практически всегда длится более одного квартала. Продажа продукции происходит не периодически. Поэтому предприятие обязано платить в каждом квартале налог на прибыль в сумме 38% от стоимости закупленных материалов и комплектующих. В Налоговом кодексе абсурдность этого налога резко усилена тем, что предприятию запрещено относить на затраты стоимость материалов и комплектующих, использованных при изготовлении продукции, переданной заказчику, но по которой оплата к концу отчетного квартала не поступила. А такие случаи бывают практически всегда.

Создается устойчивое впечатление, что государственные предприятия целенаправленно уничтожаются средствами налогообложения для последующих манипуляций их остатками.

Запрет на «упрощенку»

Для хозрасчетных предприятий НАНУ ситуация усугубляется по сравнению с предприятиями других отраслей тем, что Государственная налоговая служба упрямо и категорически запрещает им переходить на единый налог по упрощенной системе налогообложения. Этот запрет настигает даже те предприятия НАНУ, в уставных фондах которых вообще отсутствуют какие-либо взносы юридических лиц, не являющихся плательщиками единого налога.

Согласно Налоговому кодексу, малые предприятия любой формы собственности имеют право переходить на единый налог по упрощенной системе налогообложения. Однако налоговики по причине, известной только им, это право отбирают у предприятий НАНУ (и при этом обязывают платить «дивиденды» государству, которое не вложило в уставные фонды предприятий взносы в требуемом объеме).

Отсутствие господдержки

Сегодня не существует даже формальной поддержки государством отечественных разработчиков и производителей.

Несколько лет назад действовал закон, который обязывал при проведении тендерных закупок отдавать предпочтение отечественной продукции. Из-за лоббирования определенных структур при власти закон был отменен. В итоге тендеры обычно выигрывают фирмы, предлагающие импортную продукцию. Они выигрывают даже в том случае, если характеристики продукции отечественного производства превышают уровень соответствующих характеристик зарубежного аналога. Чтобы не быть голословным, приведу следующий пример.

Государственное предприятие «ДИСИТ» НАНУ более 20 лет занималось разработкой и созданием приборов диагностики инженерных трубопроводов, методов и программ расчета, планирования и оптимизации режимов трубопроводных магистральных газотранспортных систем. Работа велась совместно с научным отделом Института проблем моделирования в энергетике им. Г.Пухова (от этого отдела в институте, к сожалению, уже никого и ничего не осталось).

Уровень разработок ГП «ДИСИТ» находится на мировом уровне, что подтверждается результатами испытаний. Так, на протяжении многих лет его приборы для определения координат порывов трубопроводов систем водо- и теплоснабжения (корреляционные течеискатели) — «КОРШУН-8, 9, 10, 10М, 11» — неоднократно принимали участие в сравнительных испытаниях на трубопроводных трассах с лучшими зарубежными аналогичными по назначению приборами, разработчиками которых являются фирмы Германии, Великобритании, Японии, Швейцарии, Франции, Канады.

При этом корреляционные течеискатели «КОРШУН-ХХ» постоянно показывают лучшие характеристики по точности и чувствительности. Испытания проводились с обязательным участием представителей зарубежных фирм, приборы которых участвовали в сравнительных испытаниях. Приборы «КОРШУН-ХХ» имеют также более широкие температурные диапазоны работы и хранения, чем зарубежные конкуренты, то есть имеют лучшие характеристики по надежности. Примечательно, что многие аналоги зарубежных приборов основаны на ноутбуках, которые в принципе не соответствуют требованиям, предъявляемым к бортовой аппаратуре (по температуре работы и хранения, пыле-, влаго-, виброзащищенности).

Как показала практика, ноутбук в составе течеискателей при интенсивной ежедневной эксплуатации приходится менять с частотой один-два раза в год. В случае десятилетней эксплуатации течеискателя, выполненном на ноутбуке, его стоимость увеличивается на стоимость 10 и даже 20 ноутбуков. Наши приборы служат более 10 лет.

К тому же ремонт зарубежных приборов (который неизбежен при трассовой эксплуатации) растягивается по организационным причинам на несколько месяцев. При этом ремонт отечественных приборов длится не более нескольких недель.

Исходные стоимости аппаратуры при одинаковой комплектности примерно равны. Казалось бы, успех обеспечен корреляционным течеискателям «КОРШУН-ХХ» в конкурентной борьбе с зарубежными приборами-аналогами в Украине. К сожалению, дела обстоят совсем иначе. По субъективным причинам (о которых можно только догадываться) многие тендеры выигрывают фирмы, предлагающие европейские и японские приборы, которые уступают по техническим характеристикам нашим приборам.

Есть вопросы…

Понятно, при полном исчезновении хозрасчетных предприятий в НАНУ исчезнет и база для внедрения в производство научных результатов институтов. Очевидно, что страна «заметит потерю бойцов» по многим причинам. Перспектива для страны близкая и далекая в этом случае является также очевидной.

А сейчас хозрасчетным государственным предприятиям, у которых жизнь еще как-то теплится, остается только задавать такие вопросы:

— почему в Украине налог на зарплату для государственных хозрасчетных предприятий самый большой в мире (достигает 167%);

— почему предприятие наказывается налогом на прибыль при вложении денег в производство, приобретая необходимые материалы и комплектующие;

— почему государство отказывается лоббировать отечественных производителей и дает возможность другим структурам «давить» их в тендерных процессах. В результате заинтересованные лица стараются любой ценой «протолкнуть» зарубежную продукцию;

— почему игнорируется Налоговый кодекс и государственные хозрасчетные предприятия (в которые государство ни копейки не вложило) лишают права переходить на единый налог по упрощенной системе налогообложения?

Ноябрьская битва Нацбанка за удержание гривны к доллару в пределах, близких к официальному курсу, опровергла прогнозы большинства экспертов и банкиров, ожидавших обвала сразу после парламентских выборов. По большому счету, ведомству Сергея Арбузова удалось достигнуть поставленной цели. Но цена победы оказалось для многих слишком велика. Да и сама битва, если разобраться, напоминает сражение дон Кихота с ветряными мельницами.

Прогнозам вопреки

Напомним, начиная с лета про обвал гривны после выборов не говорил только ленивый. Мнения расходились разве что в оценке глубины предстоящей девальвации: кто-то видел ее в умеренном варианте, до 8,8 грн./долл., кто-то в своих прогнозах шел еще дальше, до 10 грн./долл., а некоторые и вовсе уверяли, что курс будет 15 грн./долл.

Аргументы экспертов и банкиров при этом не отличались особой новизной. Они опять говорили о "дыре" в платежном балансе Украины, связанной с превышением импорта над экспортом во внешней торговле, а также о необходимости поддержки украинских экспортеров, прежде всего металлургов и химиков, переживающих трудные времена из-за ухудшения спроса на внешних рынках.

Характерно, что при этом никто не воспринимал всерьез заявления высокопоставленных представителей Нацбанка, включая и Сергея Арбузова, который популярно объяснял, что не пойдет на удешевление гривны лишь для того, чтобы уменьшить затраты экспортеров на производство.

Многим казалось, что это такая игра на публику, дабы не создавать ажиотаж в обменных пунктах раньше времени. Но оказалось, что Сергей Геннадьевич на самом деле не шутил и не намерен идти на поводу у металлургов и химиков, дающих основную долю экспортной выручки в торговом балансе.

Наоборот, в ноябре он крепко прижал экспортеров, обязав их продавать половину валютного дохода от внешнеторговых контрактов в течение 90 дней с момента зачисления на банковский счет. Причем если раньше такое решение принималось Верховной Радой, то теперь соответствующие полномочия делегированы НБУ.

Тем самым президент Виктор Янукович, настоявший на этом, развязал руки главе Нацбанка. Поскольку ранее проталкивать через ВР вопрос, ущемляющий интересы экспортеров, было практически невозможно, ибо 99% депутатского корпуса так или иначе представляют интересы финансово-промышленных групп, тесно связанных с экспортом.

Гривна и ее враги

По оценкам Нацбанка, на зарубежных счетах украинских экспортеров в сентябре было аккумулировано $9 млрд. Безусловно, если половина из них теперь поступит в украинскую банковскую систему, спрос на инвалюту на внутреннем рынке ослабнет.

Понятно, что возникает вопрос - почему экспортеры предпочитают накапливать валюту за рубежом, вместо того, чтобы конвертировать в родимую гривну на территории Украины? Ответ прост: хотят заработать на курсовой разнице.

Как уже отмечалось, разговоры о девальвации постоянно муссируются вот уже более 2 лет. И конечно, у владельца крупной компании, получающего такие сигналы, очень велик соблазн обменять, допустим, $500 млн, полученных от продажи своей продукции, не на 4 млрд грн. по курсу 8 грн./долл., а хотя бы на 4,25 млрд грн. из расчета 8,5 грн./долл.

Совершенно очевидно, что 250 млн грн. на дороге не валяются, а заполучить их очень легко: достаточно не спешить "загонять" валютную выручку в Украину и не менять на гривну. А когда курс станет 8,5 грн./долл.? Эксперты говорят, к концу лета… Ну вот пусть до конца лета и полежит валюта на счетах…

А тем временем долларовый "голод" внутри страны и в самом деле начинает подталкивать более легкую гривну вверх, все выше и выше 8 грн./долл. В этом заинтересованы и многочисленные банки, играющие на разнице обменных курсов на межбанковском валютном рынке.

В некотором роде это похоже на то, что происходит на фондовом рынке, где торгуются ценные бумаги. Его участники делятся на "быков" и "медведей". Одни стремятся заработать на подорожании акций и облигаций (чтобы подороже продать), другие на удешевлении (чтобы дешевле купить).

Отличие украинского межбанковского валютного рынка от фондовой биржи разве что в том, что здесь все заинтересованы только в подорожании доллара, играть на его понижение никто не пытается. Для этого используется стандартный прием, позаимствованный у биржевых брокеров.

По предварительной взаимной договоренности 2 банка заключают сделку по купле-продаже валюты, допустим, по 8,5 грн./долл. Соответствующая котировка появляется в системе электронных торгов и становится ориентиром для остальных участников, которые начинают следом поднимать цену продажи валюты.

Нюанс здесь в том, что банки, сознательно играющие на повышение курса, заключают сделку в минимальных объемах, $1-2 млн. Тогда как крупные финучреждения могут оперировать суммами в несколько сотен миллионов у.е.

Т.е. покупка-продажа по 8,5 грн./долл. банками-заговорщиками де-факто не является ориентиром для рынка. Но остальные участники могут об этом только догадываться, потому как реальные объемы сделки между банками не видны остальным игрокам.

Конечно, это может сработать только в одном случае: если на рынке есть недостаток долларов. Если же они присутствуют в избытке, поскольку банки должны продать их на большую сумму в интересах клиентов (тех же экспортеров), то естественно, никто не станет обращать внимание на несколько точечных сделок-ориентиров.

Тогда перед уполномоченным банком стоит иная задача: предложить цену (курс), по которой кто-то из других банков согласится выкупить необходимый объем валюты.

Ну а ее дефициту, как уже отмечалось, способствуют перекосы торгового баланса, в котором импорт преобладает над экспортом. В таком случае валютные платежи из Украины в счет оплаты ввозимых товаров превышают поступления, получаемые от зарубежных продаж украинской продукции.

Возвращаясь к действиям банков-заговорщиков: их интерес заключается в том, чтобы поднять реальный обменный курс допустим, до 8,5 грн./долл. (и далее до 10 грн./долл., 15, 20 – аппетитам нет предела) и продать по этой цене имеющуюся валюту. Которая ранее была куплена у Нацбанка по 8 грн./долл.

Тот факт, что при подобных игрищах попадают под удар сами банки, у которых значительная часть активов в виде валютных кредитов населению, не беспокоит спекулянтов. Хотя понятно, что при росте курса многие заемщики, получающие зарплату в гривне, становятся неспособными платить по долгам.

В свою очередь, это приводит к увеличению доли проблемных кредитов в банковском портфеле и убыткам финучреждений, вынужденным привлекать дополнительный капитал для резервирования. Кроме того, рост курса приводит к удорожанию импортных товаров: мобильный телефон, который стоил 800 грн., теперь будет стоить 850 грн.

Но самая главная угроза кроется в росте цен на импортируемый бензин. Его подорожание начинает разгонять цены в потребительском секторе поскольку растут расходы на транспортировку.

Рост цен ведет к снижению покупательной способности населения, которая сейчас и так ниже плинтуса. А это очередной виток спирали: падение спроса ведет к уменьшению предложения и сворачиванию производства.

Иными словами, спекулятивные игрища на межбанке несут угрозу обвала для украинской экономики в целом, но это не останавливает банкиров, с азартом картежников пилящих сук, на котором сами же и сидят (поскольку при коллапсе всей банковской системы они тоже не устоят).

Цена стабильности

Впрочем, удастся ли им этот сук спилить, во многом зависит от того, как на это смотрит Нацбанк. Если его руководство решит войти с банкирами в долю от курсовой прибыли, как это, наверняка, было в 2008 г. – гривну ничто не сможет спасти.

Пока что такого желания НБУ не проявляет. Наоборот, банки, раскачавшие курс в сентябре, на месяц лишились доступа к валютным торгам. Еще более показательно выглядели действия регулятора в октябре.

Тогда, по данным участников рынка, прямо в ходе торговой сессии у ряда банков, снова попытавшихся сыграть в любимую игру, просто был отрублен доступ к электронной системе, в которой ведется купля-продажа валюты. Причем это было сделано без всякого предупреждения и объяснения причин.

Таким образом, спекулянты получили четкий и понятный сигнал, что церемониться с ними в случае чего нынешний глава Нацбанка не намерен. Хотя обычной практикой, установленной еще в период Владимира Стельмаха, является предварительное предупреждение банков-нарушителей о возможных санкциях, если они не одумаются.

Подобная жесткость, хотя и не совсем законна, выглядит вполне адекватной. Поскольку уже после выборов банкиры снова попытались дестабилизировать ситуацию, на этот раз уже в наличном сегменте, т.е. в обменных пунктах.

Сначала ряд банков в некоторых отделениях (не повсеместно) ограничил продажу валюты. Где-то соглашались продать не больше $100, где-то вообще говорили, что долларов нет. Этого наряду с публикациями в СМИ оказалось достаточно, чтобы подогреть градус спроса на валюту у населения.

На то, что эти действия были умышленными и никакого дефицита валюты на самом деле у банков нет, указывает тот факт, что буквально через неделю они прибегли к противоположной тактике. А именно: теперь уже отказывались принимать доллары, которые понесли в обменки особо впечатлительные граждане, напуганные перспективой введения 15% сбора с продажи валюты.

Опять же это делалось не повсеместно, а точечно, но благодаря СМИ необходимый резонанс ситуация получила. Тут имеет место чисто психологический фактор. К примеру, если несколько крупных торговых сетей вдруг на несколько дней уберут с полок гречневую крупу, а потом вернут, но в 2 раза с большей ценой – народ кинется ее в панике скупать.

Но в данном случае у Нацбанка уже нет таких простых рычагов влияния на банкиров, как на межбанке: возле каждого обменника не поставишь по работнику НБУ или хотя бы милиционеру.

Поэтому ведомство С.Арбузова решило бороться не с причиной, а с ее последствиями в виде валютного ажиотажа. Причем достаточно успешно. Хотя на первый взгляд странно выглядит норма разработанного при участии НБУ законопроекта о взимании налога именно с продажи валюты.

Казалось бы, если регулятор хочет подсократить спрос на валюту, логичнее было бы вводить сбор на ее покупку. Но это только на первый взгляд. Дело в том, что уже сейчас на руках "крутится" $50-70 млрд. И они так и останутся вне банковской системы, если вводить налог на покупку валюты.

Да, ее утечка в "теневой" сектор будет остановлена, но это лишь частично ослабит давление на курс гривны. А вот если вернуть этот колоссальный объем обратно в банки – тогда курс мог бы не только прочно стоять на 8 грн./долл. как минимум до президентских выборов, но и смог бы даже заметно укрепиться.

Ранее Нацбанк подсчитал, что отток каждых $10 млрд способствует понижению курса на 1 грн./долл. Хотя и у этой медали есть своя обратная сторона. Так, большую часть валютной наличности вне банков приходится на теневой сектор экономики.

Сюда включаются не только доходы живущего в Донецке программиста, который в частном порядке пишет компьютерные программы для компаний в США, не платя с этого налоги. Это и платежи крупнейших промпредприятий страны, которые нередко используют наличку для минимизации налогообложения. Отсюда и такие громадные суммы.

Но! В этих миллиардах "сидят" и $100, отложенных бабушкой-пенсионеркой на черный день, и $500 долл., которые за год скопили с нищенской зарплаты учителя для летней поездки на отдых и $1000 рабочей семьи на обучение сына/дочери в вузе и т.д.

И если с данной категории граждан-физлиц будут взимать 15% при сдаче сбережений, это действительно "вызовет определенное социальное недовольство", как выразились в главном научно-экспертном управлении Верховой Рады, анализируя нацбанковский законопроект, внесенный регионалом Виталием Хомутынником.

И вновь продолжается бой

С другой стороны, внятной альтернативы для детенизации экономики и снижения долларизации никто из критиков не предложил. Да и сам факт подобных инициатив Нацбанка также следует считать важным сигналом. Они показывают, что С.Арбузов и его команда не намерены отпускать курс ради легкого заработка узкой группы заинтересованных лиц.

Об этом говорит и ужесточение порядка предоставления кредитов рефинансирования НБУ. Ранее полученные от него деньги банкиры немедленно пускали на скупку валюты – вместо кредитования экономики. Чтобы воспрепятствовать этому, НБУ пришлось решить несколько чисто технических задач (доказать, что деньги от регулятора поплыли на межбанк, не представлялось возможным).

В связи с этим можно ожидать дальнейшего ужесточения действий регулятора в отношении участников рынка. Так, в ноябре была введена норма об обязательной конвертации в гривну валютных переводов для физлиц на сумму свыше 150 тыс. грн. в мес.

Об усилении администрирования валютно-курсовой политики в 2013 г. можно сделать вывод из выступления директора департамента анализа кредитно-денежного рынка НБУ Сергея Кораблина на Украинском банковском форуме в Киеве 13 ноября.

Во-первых, он обратил внимание присутствующих на отсутствие экономических оснований для повышенного спроса на валюту. Так, по итогам 2011 г. ее чистый приток в Украину составил $17 млрд, за 9 мес. в текущем году - $10 млрд. Т.е. долларов и евро в стране не становилось меньше, наоборот. За счет инвестиций и внешних займов дефицит по торговому балансу с лихвой перекрывался.

Действительно, в такой ситуации повода для паники не должно быть ни у бизнеса, ни у населения. Возвращаясь к примеру с гречкой: если она постоянно будет стоять на полках в магазинах по стабильной цене, никому не придет в голову делать ее запасы, скупая мешками.

С другой стороны, даже если эта гречка никуда не девается с полок, но люди постоянно слышат о том, что она не сегодня-завтра таки исчезнет, это уже сигнал к действию-скупке. Именно это имел в виду С.Кораблин, говоря об иррациональности украинского валютного рынка в последние несколько лет.

"Невольно закрадывается вопрос - стоит ли нам идти за подобным движением", - подчеркнул представитель Нацбанка. Иными словами, если разумного регулирования обменного курса на основе баланса спроса и предложения на рынке не удается достичь, нужна ли вообще такая модель?

Ответ здесь вполне очевиден, в том числе и для руководства НБУ. Но вряд ли оно, осознав бесполезность валютных интервенций, завтра пойдет на закрытие межбанка. Скорее, сворачивание и переход к фиксированному курсу будут происходить постепенно.

Хотя из Нацбанка периодически и звучат обещания перейти к "плавающему" курсу. Но их никто не воспринимает всерьез, поскольку заявления эти политического характера и предназначены главным образом для Международного валютного фонда, требующего гибкости гривны как одного из условий выделения новых кредитов.