НБУ и Минфин готовят план активизации кредитного стимулирования украинской экономики.
- Отечественная экономика на пороге рецессии. Согласно прогнозам, ВВП Украины по итогам года может вырасти всего на 0–0,5%. Среди причин — и негативные внешние факторы, и внутренние условия. В частности, практически полное замораживание банками кредитования. Будет ли НБУ стимулировать подопечных к наращиванию объемов финансирования реального сектора?
- Во-первых, рецессия — это снижение ВВП на протяжении двух кварталов подряд. Ничего подобного в Украине пока нет. Падение ВВП в третьем квартале этого года обусловлено прежде всего высокой базой сравнения прошлого года (высокий урожай). Во-вторых, степень интегрированности экономики нашей страны в мировые финансово-хозяйственные отношения настолько сильна, что состояние мировой экономики напрямую влияет на ситуацию в Украине. Подавляющее большинство наших торговых партнеров длительное время испытывают трудности. В первом полугодии с рецессией столкнулась Франция, к этой черте уже подходит Германия. Сложная ситуация и у крупнейшего экономического партнера Украины — Российской Федерации. Это не могло не сказаться на отечественной экономике, поскольку экспорт превышает 50% ВВП нашей страны.
Что касается обвинений в нежелании кредитовать экономику, звучащих в адрес банков, предлагаю не ставить телегу впереди лошади. Невысокие темпы роста объемов кредитования — это результат относительно низкого спроса на кредиты, который сократился вследствие замедлившегося роста промышленного производства в силу вышеуказанных причин. Тем не менее удалось добиться определенного роста кредитования в течение последних месяцев.
- Недавно вы заявляли, что банки, которые снизят цены на финансирование предприятий, смогут рассчитывать на рефинансирование. Как скоро НБУ начнет снабжать банки недорогим долгосрочным ресурсом?
- Национальный банк и Министерство финансов разрабатывают план мероприятий. Он предусматривает предоставление банкам недорогого рефинансирования для кредитного стимулирования ими украинской экономики. Банки, которые будут предоставлять реальному сектору кредиты по приемлемым для заемщиков ценам, смогут получать недорогое рефинансирование. У них будет возможность получать дешевое рефинансирование от НБУ даже в том случае, если ставки на межбанковском рынке вырастут. Но и сегодня стоимость рефинансирования НБУ, которая приближается к уровню учетной ставки (7,5%), назвать дорогой нельзя. Причем объемы самого рефинансирования — 74,5 млрд. грн. за январь-октябрь текущего года — значительно превосходят прошлогодние показатели (28,8 млрд. грн. за весь год). Помимо этого, ценовая стабильность позволила минимизировать плату за инфляционный риск, резко снизив ее составляющую в стоимости кредитных ресурсов.
- Каким образом НБУ будет страховаться от того, чтобы средства рефинансирования не очутились на валютном рынке, подпитывая валютные спекуляции, либо не утекли в виде кредитов связанным лицам?
- Действительно, эффект от поддержки банковской ликвидности во многом будет зависеть от того, куда банки будут направлять полученные от регулятора средства: на кредитование или на игры с обменным курсом. Но успешная борьба с последними, которую сейчас ведет Нацбанк, позволяет говорить, что средства все же идут на кредитование. Кстати, учитывая то, что общая сумма обязательств банковского сектора более 950 млрд. грн., 20 млрд. грн., выделенные для поддержки ликвидности, — не так уж и много. Это достаточная сумма для разумной и сбалансированной поддержки кредитной активности банков. Подтверждение этому — прирост выданных банками с начала года кредитов в национальной валюте. Его объем — 33 млрд. грн.
Хочу также отметить, что Национальный банк отслеживает использование полученных от него средств и принимает соответствующие меры в случае, если они направляются для раскачивания рынка.
- Можно ли говорить, что сейчас украинцы больше доверяют отечественной банковской системе?
- Безусловно. И НБУ и банкиры сделали соответствующие выводы из тех проблем, с которыми они столкнулись в 2008–2009 годах. И сейчас банки намного лучше готовы к кризису, чем четыре года назад. Как показывают материалы недавно опубликованного сравнительного исследования «Отношение к сбережениям» (The savings behavior: country overview), подготовленного на основании ежегодного опроса граждан европейских стран, опасения относительно возможного банкротства банков выказывает 30% украинцев. Это на 2% меньше, чем год назад. Да, мы пока отстаем от Германии и Турции (там этот показатель составил 24%), но уверенно опережаем Польшу (43%), банковская система которой считается очень сильной даже по самым строгим европейским меркам.
Кроме того, о повышении уровня доверия к отечественной банковской системе свидетельствует и серьезный прирост средств населения на счетах в банках, объем которых с начала текущего года увеличился на 45 млрд. грн.
- Удельный вес проблемной задолженности в портфелях банков все еще остается значительным. Будет ли расти доля проблемных активов в случае усугубления кризиса? Насколько банкам будет проще бороться с неплательщиками сейчас, чем два-три года назад?
- На самом деле удельный вес проблемной задолженности в кредитном портфеле украинских банков снижается. Если по состоянию на 1 января 2011 года этот показатель достигал 14,9% от общей суммы классифицированных кредитов, то по состоянию на 1 ноября 2012 года доля таких кредитов сократилась до 12,9%. Это большое достижение, поскольку речь идет о десятках миллиардов гривен.
Национальный банк продолжает работать над улучшением ситуации с проблемными кредитами. В 2013 году мы намерены предложить изменения к Налоговому кодексу, касающиеся, в частности, освобождения банков от уплаты НДС при осуществлении операций по продаже третьим лицам недвижимого имущества, предоставленного кредиторам в качестве залога, снятия с банков функций налогового агента по операциям с заложенным имуществом физических лиц.
- В последнее время мы наблюдаем отток иностранного капитала с отечественного банковского рынка. Считаете ли вы негативной такую тенденцию?
- На самом деле доля иностранного капитала в банковской системе Украины в течение последних двух лет почти не изменяется и находится на уровне 39–40%. Поэтому не стоит делать обобщения на основе единичного случая. Да, немецкий Commerzbank продал банк «Форум». Однако этот шаг обусловлен требованиями бундесбанка относительно того, чтобы получившие поддержку государства банки Германии продали свои доли в финансовых учреждениях Восточной Европы. На финансовом рынке Украины работают банки, собственниками которых являются ведущие банковские группы Европы: UniCredit Bank, BNP Paribas Group, Raiffeisen Bank, Credit Agricole, Erste Bank, OTP Bank, ING Bank. Все они достаточно успешны и не собираются уходить с украинского рынка. Более того, ряд серьезных иностранных банков проявляет интерес к приобретению украинских банков.
- Еще в начале сентября скачок курса до уровня 8,20 привел НБУ в ярость. К банкам применили жесткие санкции, некоторых даже отключили от межбанка. Курс доллара сейчас скачет гораздо сильнее, но, похоже, центробанк воспринимает это как должное. Угрозы наказать спекулянтов уже не звучат. С чем связано изменение риторики НБУ?
- НБУ по-прежнему активно борется с теми, кто пытается заработать на искусственном раскачивании обменного куска гривни. С этой целью подготовлен законопроект «О внесении изменений к некоторым Законам Украины относительно операций с иностранной валютой». Он предусматривает введение 15%-ного сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при продаже инвалюты за наличную гривню. Необходимость введения такой нормы очевидна. На протяжении последних месяцев ситуация с курсом валют постоянно обостряется — искусственно и сознательно. Это делают заинтересованные в спекулятивной выгоде лица, манипулирующие простыми украинцами и толкающие их на массовую скупку валюты. Судите сами, в июле объем чистой покупки валюты (разница между проданной и купленной валютой) составил $0,81 млрд., в августе — $0,723 млрд., в сентябре — $1801,6 млрд., в октябре — $2169,3 млрд. (едва не был побит рекорд ноября 2008 года). Объективных, экономически обоснованных предпосылок запасаться «впрок» нет: инфляция — нулевая, в стране сохраняется экономический рост, сальдо платежного баланса большую часть года было положительным. Поэтому причины для ажиотажа на валютном рынке — исключительно искусственные. При этом некоторые коммерческие банки периодически отказываются продавать населению валюту, намеренно создавая ее дефицит и увеличивая ажиотажный спрос. Когда же курс иностранной валюты искусственно повышается, валюту спокойно продают. В такой ситуации НБУ не мог остаться в стороне и занять позицию стороннего наблюдателя. Было принято решение цивилизованным правовым путем снизить привлекательность спекулятивных операций по сделкам с наличной валютой. Мы очень надеемся, что парламент в ближайшее время поддержит этот проект.
- Нацбанк недавно основал Комитет по противодействию недобросовестным валютным операциям. Каковы его основные цели?
- В широком смысле основной его задачей является борьба с валютными спекуляциями. У НБУ за 20 лет наблюдения за валютным рынком накоплен значительный опыт анализа операций и способов борьбы с ними различными инструментами. Поэтому работу можно условно разделить на четыре части.
Первая — широкая разъяснительная деятельность. Мы поясняем населению на примерах и фактах, что держать под подушкой валюту невыгодно ни с какой точки зрения. Депозит в гривне, казначейское обязательство, инвестмонеты, инвестирование в строительство жилья в любом случае принесут больше пользы и человеку, и стране. Готовится информационная кампания, которая охватит все регионы страны.
Второе направление — анализ результативности принятых постановлений или иных решений. Уже сейчас видно, что введение обязательной продажи валютной выручки дало свои положительные результаты — межбанковский, а за ним и наличный рынок валюты откатились назад. Мы внимательно следим за реакцией рынка и готовы к быстрым и гибким решениям по его стабилизации.
Третье — наработка нормативной базы в поддержку закона, который, я надеюсь, будет подан, рассмотрен и принят в ближайшее время. Это же громадная работа юристов, статистиков, бухгалтеров, программистов, операции нужно корректно учесть, соотнести с существующей нормативной базой, попытаться предвидеть и заранее преодолеть подводные камни.
Четвертое — так называемое силовое. Конечно, мы полагаемся на поддержку правоохранительных и контролирующих органов. После принятия закона комитет будет оперативно взаимодействовать с силовыми структурами, в том числе с помощью граждан. Для этого у нас уже сейчас работает специальная «горячая линия», куда можно сообщить о злоупотреблениях банков или пунктов обмена валют. Комитет также будет искать нарушителей среди банков, которые занимаются спекулятивными сделками с инвалютой. В целом считаю, что комплекс профилактических мер, среди которых наказания будут скорее исключением, успокоят рынок и обеспечат его стабильность.
- Можно ли говорить, что повышение курсовой гибкости — уступка требованиям МВФ, желание поддержать экономику и платежный баланс либо у НБУ просто больше нет достаточного запаса резервов, чтоб поддерживать курс около отметки 8 грн./$? Намерен ли НБУ в дальнейшем удерживать курс гривни в пределах существующих значений?
- Постепенный переход к гибкому курсообразованию предусмотрен в наших программных документах с МВФ. И Национальный банк неукоснительно выполняет свои обязательства.
Фактически уже с 2008 года основные принципы денежно-кредитной политики не содержат прогнозных ориентиров официального валютного курса гривни, а у Национального банка нет законодательных обязательств относительно его удержания на каком-либо предварительно определенном уровне относительно какой-то из иностранных валют.
В соответствии с Меморандумом об экономической и финансовой политики Национальный банк устанавливает официальный курс гривни к доллару США на основании ее средневзвешенных котировок на межбанковском валютном рынке с возможным отклонением ±2 %.
На протяжении трех последних лет ежедневные отклонения официального курса гривни от рыночного оставались в границах, определенных программой «Стенд-бай».
Однако даже в условиях повышенной гибкости курса его динамика должна согласовываться с инфляционными целями, снижая валютные риски для экономики и финансово-кредитной сферы страны. Учитывая достаточно значительный уровень долларизации украинской экономики, Нацбанк не может мгновенно перейти к абсолютно гибкому курсу гривни. Поддерживая его прогнозируемую политику, мы стимулируем снижение валютных рисков. Такая политика способствовала существенному снижению на протяжении последних четырех лет разрыва между валютными кредитами и депозитами. Если в начале кризиса, осенью 2008 года, он составлял примерно $40 млрд., то сегодня — около $9 млрд. Это не только позволило повысить устойчивость банковской системы, но также уменьшить ее внешние обязательства. В частности, внешний долг банков сократился с $42 млрд. в октябре 2008 года до $24 млрд. в середине текущего.
- Насколько экстренные меры, предпринятые Нацбанком за последнее время (уменьшение срока возврата валютной выручки, введение обязательной продажи валюты, поступающей физлицам из-за рубежа), могут способствовать стабилизации валютного рынка, выравниванию платежного баланса страны?
- Валютный рынок уже почувствовал эффект от продажи банками 50% валютных поступлений по внешнеэкономическим контрактам. За рабочую неделю, в течение которой действовала норма относительно обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки, курс доллара снизился почти на 15 коп. И есть возможности для дальнейшего укрепления гривни. Норма о продаже части валютной выручки может привести к укреплению курса гривни ниже 8 грн. за $1. Если мы увидим признаки этого, Нацбанк активизирует выкуп иностранной валюты. Я уже неоднократно подчеркивал, что на заграничных счетах украинских резидентов хранится около $8,5 млрд. Возврат этих средств в собственную экономику — естественное желание любого Центрального банка. Тем более, в условиях глобальной напряженности международных рынков капитала.
- В 2013 году Украине предстоит пиковая нагрузка по погашению внешнего долга. Насколько этот факт может повлиять на стабильность гривни, учитывая, что резервы НБУ сильно сократились? Сможет ли Украина безболезненно рассчитаться по обязательствам без финансовой поддержки МВФ?
- Действительно, в 2013 году будет выплачена наиболее значительная сумма, если рассматривать период с 2011 по 2019 годы. Однако назвать ее критической язык не поворачивается. Во-первых, львиная ее доля ($6,4 млрд.) — это платежи Международному валютному фонду, и мы надеемся на возобновление программы с МВФ и на рефинансирование этих долгов. Уверен, что нам удастся справиться с этим вопросом. Во-вторых, значительную часть этой суммы мы сможем погасить за счет размещения внешних обязательств Украины. Тем более что сейчас есть ярко выраженный интерес иностранных инвесторов к вновь размещаемым долговым обязательствам государства. Об этом свидетельствует «переподписка» на еврооблигации, которые наша страна размещала несколько раз летом и осенью. И в-третьих, наши резервные активы полностью покрывают внешние платежи по госдолгу в следующему году. Поэтому любые спекуляции на тему затруднений в связи с выплатой по внешним долгам являются бессмысленными.
- Как долго валютный курс будет продолжать играть роль якоря макроэкономической стабильности? Какие негативные моменты несет в себе такая ситуация?
- Якорем макроэкономической стабильности выступает не обменный курс, а конкурентоспособность национального производства, динамика спроса на его продукцию на внутреннем и внешнем рынках, уровень устойчивости финансовой системы, гибкость рынка рабочей силы. Обменный курс в этих условиях — не столько фактор, как результат взаимодействия основных макроэкономических составляющих. В этой связи стоит учесть, что долгосрочная динамика обменных курсов определяется дифференциалами процентных ставок, уровней инфляции, темпов роста ВВП.
В условиях значительной внешней открытости Украины необходимость специального учета курсовой динамики обусловлена также существенным уровнем долларизации экономических отношений. Любой Центральный банк в подобных условиях обязан предпринимать все возможные усилия по повышению спроса на национальную валюту и укреплению ее суверенитета.
- Что уже сделано НБУ для снижения долларизации экономики?
- Прежде всего, необходимо отметить успешное выполнение Нацбанком своей основной законодательной функции по достижению ценовой стабильности. Уровень инфляции в Украине уже около полугода находится на близком к нулю уровне. Это лучший результат, который может достичь Центробанк для повышения доверия к национальной валюте. Помимо этого совсем недавно были введены ограничения на использование наличной иностранной валюты по операциям, связанным с осуществлением иностранных инвестиций в Украину (постановление НБУ №450). Теперь иностранные инвесторы могут пополнять свои инвестиционные счета только путем осуществления безналичных перечислений. Сделано это для того, чтобы поставить заслон использованию финансовых схем, позволяющих под видом иностранных инвестиций проводить операции по отмыванию и легализации средств, полученных за рубежом незаконным путем в наличной форме. Не проверенные на чистоту происхождения деньги больше не смогут попадать в отечественные коммерческие банки.
Еще одно недавно принятое постановление — «О порядке выплаты переводов из-за границы физическим лицам» — ввело обязательное требование о продаже на межбанковском валютном рынке поступлений из-за границы в иностранной валюте в пользу физических лиц в сумме, которая равняется или превышает в эквиваленте 150 тыс. грн. в месяц (постановление №476). Хочу подчеркнуть, что более 90% денежных переводов украинцев, работающих за рубежом, не превышают указанной суммы. Следовательно, требование об обязательной продаже валюты распространяться на них не будет.