Общую инструкцию о ведении слежки и других негласных следственных действий и использовании их результатов в уголовном производстве утвердили СБУ, МВД, ГПУ, Минюст, Минфин и Госпогранслужба, Служба безопасности Украины, Министерство внутренних дел, Генпрокуратура, Министерство юстиции, Министерство финансов и Государственная пограничная служба.

Как сообщила пресс-служба Минюста 6 декабря, инструкция вступила в силу одновременно с новым Уголовным процессуальным кодексом Украины.

«Заданием инструкции является установление единого порядка организации проведения негласных следственных (сыскных) действий следователями и уполномоченными оперативными подразделениями правоохранительных органов, а также прокурорами, которые осуществляют надзор за соблюдением законов во время проведения досудебного расследования в форме процессуального руководства досудебным следствием», — говорится в сообщении.

Документ определяет, что видами негласных следственных действий являются аудио- и видеоконтроль человека или места, осмотр, выемка, арест корреспонденции, снятие информации с телекоммуникационных сетей, электронных информационных систем без ведома владельца, обследование публично недоступных мест и жилья, наблюдение за человеком или предметом в публичных местах, негласное получение образцов, нужных для сравнительного исследования.

Способами контроля за совершением преступления является, согласно инструкции, контролируемая поставка, закупка, оперативная закупка, специальный следственный эксперимент, имитирование обстановки преступления.

Документ определяет порядок получения разрешения на проведение негласных действий, фиксации их результатов, порядок засекречивания и рассекречивания материальных носителей информации и другое.

 Инструкцией также установлено обеспечение права личности на информацию, связанную с проведением в отношении нее следственных действий.

Бывает, что несколько событий сами по себе кажутся чепухой и даже театром. А в совокупности заставляют задуматься и сделать выводы. Сегодня большое собрание объединенной оппозиции заявило о том, что выдвигает Юлию Тимошенко единым кандидатом в президенты Украины в 2015 году. Казалось бы – бред. К чему эти заявления сегодня? Но не будем спешить с диагнозом.

Заявление, естественно, кажется сотрясанием воздуха. В первую очередь потому, что выдвигать кандидата в президенты вот так на словах за два года до выборов – пустое. До регистрации еще куча времени, до реального старта избирательной кампании – еще больше. Просто посотрясать воздух, нарываясь на шутки о преждевременном извержении? Мобилизовать избирателя? Перед чем? Выборы прошли, у оппозиции реальные планы на парламентскую борьбу. Глупо. Но не дураки озвучили идею – достаточно оценить список присутствовавших на этом совещании. Это, фактически, все чье мнение принимают в расчет в «Батькивщине». Значит, смысл есть. И тут приходит время других фактов, которые удивительно совпали по времени с этим неожиданным заявлением.

Первое и самое очевидное. БЮТ и «Фронт змин» таки приняли непростое решение окончательно прекратить автономное и полуавтономное плавание. Объединиться не в одну фракцию, а в единую партию. О чем и заявил Арсений Яценюк. Благо, оргструктура во время выборов уже сложилась на уровне штабов. Зачем? Естественно, ради общего движения к выборам в 2015 году. И даже влиятельные БЮТовцы, еще вчера выступавшие против такой идеи, сегодня объясняют, что их не совсем правильно поняли – дискуссия идет не о решении, а о стратегии и методах. То есть – дискуссии в принципе нет, ирешение принято. Понятно, что единство в вопросе объединения позволит сохранить избирателя и послать подальше тех, кто не вписался в новую реальность – Уколова и прочих, кто сегодня ругает Яценюка и обвиняет Батькивщину в ошибке. Это многое объясняет, но не все. Слишком было бы просто.

Реальная причина такой мобилизации в том, что президентские выборы могут состояться не в 2015 году, а раньше. Гораздо раньше. Возможно, после досрочных парламентских. Что тоже стимул для мобилизации. Или после массовых акций протеста, которые поддержит даже часть регионалов. Сложим новости, как кирпичики? Это нудновато, зато в результате все станет понятно.

Причина №1

За бюджет 2013 кто-то ответит. Возможно даже сядет в тюрьму. Такая вот новость. То, что бюджет 2013 года приняли с нарушениями регламента и местами даже Конституции – очевидно всем. Партия власти в последнем броске, как вратарь спасала мяч. Принимала бюджет с учетом интересов групп влияния, чтобы и налогов на миллиард собрать лишних, и своих спонсоров от лишних поборов уберечь. Суки, падлы, окупанты и грабители - понятно. Их крики не трогают. Там многие свои интересы учли, это привычно, но есть один вопрос – зачем нарываться так? Зачем нарушать закон, если нужные статьи бюджета можно было бы спокойно принять во в новом составе ВР? И тут мы переходим к следующему пункту.

Причина №2

Не выходит у Андрея Петровича каменный цветок. Не получается из 223 верных штыков-финок и подконтрольных «независимых» мажоритарщиков собрать парламентское большинство. Уже от 5 миллионов долларов начинают разговор с депутатом – а вместо тушки получают по бубну и скандал в прессе. Большинства у президента нет. Бюджет принимать некому. Зато следственные комиссии создавать – легко. В том числе и по расследованию деятельности президента. И его соратников и спонсоров. И Европа – очень внимательно смотрит. Чем закончится такое брожение? Логично – грандиозным шухером. А если оппозиция таки окончательно закроет вопрос с голосованием «за того парня» (а с сегодняшнего дня, когда старый созыв ушел, это по закону вообще легко), шухера не избежать. И шухер этот быстро выйдет за стены парламента. Это – третья причина.

Причина №3

Если кто еще не понял или плохо учился – экономика и политика как-то связаны. Как-то очень сильно связаны. И пока все сыты и даже берут в кредит, кто Шкоду, кто Хюндай (не поезд) – да плевать хотело большинство на политическую ситуацию. Извечное наше украинское «моя хата с краю». Другое дело, когда власть у тебя твое отнимает. Ох и умывались кровью красноармейцы в борьбе с «кулаками» в свое время, когда хлеб у украинцев отнимали. Ох и наделали в штаны сегодняшние чинуши-кровосиси, отменившие единый налог и получившие предпринимательский майдан. Короче, если в стране начнется экономический коллапс – народ пойдет на улицы. Прихватив вилы и прочий актуальный инструмент.

И с хорошим вождем разогнать парламент, выгнать президента к его земляным зайцем в этой ситуации – легко. А за хорошим вождем дело не станет – они сейчас между собой конкурируют, кто больше против власти. Яценюк, Тягнибок, Кличко – даже Д'Артаньян почувствовал себя номером первым. Кто смелее – тот и возглавит. Струсит – сзади очередь желающих. Власть себя может успокаивать, что Киев – это еще не Украина. Быдло в провинции пересидит тихо, а киевлян и гостей разгонит Беркут. Это ошибка. И четвертая причина.

Причина №4

В провинции народ терпеливее, но и живет не в пример хуже. И местные элиты уже слегка озверели от наглости и жадности Центра. Центр – не Киев, а кучка чиновников, живущих под Киевом, которые делят деньги на свое усмотрение. То, что местные власти Западной Украины давно ведут непростую дискуссию с Николаем Яновичем это понятно. Он их посылает на поклон, они ругаются – нормальное начало пожара. Но – свежие новости. Донецкие властиуже озверели от жадности Азарова. И уже готовы об этом говорить публично. Днепропетровск – невероятно лояльный Вилкул ругается так, что в переводе с чиновничьего на человеческий егозаявления звучат как «да вы ох..ли совсем!». Киев – то же самое. Наместник Януковича – и тот вспылил на кровосисей. Так что болото в провинции – тоже разогрелось. На грани кипения. Мало власти не покажется.

Вывод

А вывод прост, как мычание. Мы действительно на пороге грандиозного шухера. И факторов для жесткого сценария решения политического кризиса в Укране выше головы – смотри выше. Так что не зря оппозиция фактически начинает президентскую кампанию. Тем паче – есть заявление о реальной возможности выдвинуть Юлию Тимошенко кандидатом, несмотря на судимость. Реакция режима остается под вопросом, но шанс есть. Да, 2015 год далеко. Но, судя по всему, при чем тут 2015?

vyСвятослав Швецов в статье «Бюджет 2013: самоубийственный финал «эпохи покращень» проделал большую работу по обработке бюджетных данных. Как и в прошлом году, «Азаров и Ко» постарались максимально запутать этот документ, распихав все ключевые цифры по разным приложениям, в результате чего сформировать цельную картину оказалось очень не просто.


И хотя представленные им данные уже говорят сами по себе, но я всё же решил, что по ним можно произвести ещё ряд вычислений, чтобы получить ещё более наглядную картину предстоящей экономической катастрофы.


Итак, наш первый блок вычислений будет касаться показателей текущего года (чтобы понять, с чем мы входим в год грядущий).


За десять месяцев текущего года план по наполнению бюджета, составлявший 372,3 миллиарда, был выполнен на 273,5/372,3 = 73,5%.


Это притом, что ещё летом налоговые службы бодро рапортовали, что перевыполнили план почти на миллиард гривен. Экстраполируя эту тенденцию, мы можем посчитать, что за 12 месяцев они получат выполнение доходной части бюджета на 73,5*1,2 = 88,2%,


(где 1,2 – это делим на 10 и умножаем на 12 месяцев);


или, в абсолютных показателях 273,5*1,2 = 328,2 миллиарда.


Соответственно, недополучено в бюджет за 2012 год будет 11,8% или 372,3 — 328,2 = 44,1 миллиарда гривен. Реальный показатель может немного колебаться, если налоговая поднатужится, но не сильно – в рамках статистической погрешности.


Как мы помним, Бюджет-2012 планировался из расчёта в 1,5 триллиона гривен. Всё это отлично укладывается в нашу предыдущую аналитику, где мы показывали, что идёт падение промышленного производства на 9-10%, а реальный ВВП-2012 будет составлять примерно 90% от запланированного. То есть примерно 1350 миллиардов.


Действительно, номинальный ВВП Украины в 2011 году составил 1314 миллиардов гривен (будем всё считать в миллиардах, для удобства). И для увеличения его до запланированных в 2012 году 1500 миллиардов (то есть на 14,2%!) не было никаких оснований. Особенно с заявленной нулевой инфляцией (что тоже ложь).


Ребята, украинская экономика не росла такими темпами даже в благополучные докризисные времена, когда спрос на украинскую продукцию на внешних рынках был стабильно высоким. Даже тогда показатель роста не превышал 6-7%. Даже Всемирный банк нарисовал прогноз роста мировой экономики на 2012 год всего на уровне 2,8-3,5% (а по результатам будет ещё меньше). Не знаю, какие нужно принимать «вещества», чтобы нарисовать двузначную цифру в 14%.


В этом году старый наркоман Азаров «дунул» чего-то ещё покрепче (извините за слог, но без иронии этот бред комментировать просто невозможно). И написал планируемый объём ВВП на 2013 год в размере 1687,8 миллиарда!


Даже от запланированных на этот год 1500 это составляет рост в 12,5%. А если считать от реальных 1350, то получается рост экономики на 25% (причём удивительно точно)! Аллилуйя, братья! Это чудо! Таких показателей не бывало даже у «азиатских тигров» в периоды их наибольшего развития. А уж в условиях бушующего европейского долгового кризиса, когда МВФ прогнозирует в самом оптимистичном случае 1,5% роста мировой экономики – это уже из разряда «космических кораблей, бороздящих просторы Большого театра».


В дальнейшем мы будем называть эти 25% – коэффициентом вранья Азарова.



Но это всё цветочки, когда мы двинемся дальше, вы сможете в этом убедиться. Пока же мы просто убедились, что прогноз бюджета строится за нереально завышенных прогнозах роста экономики.


Сейчас мы коснёмся того, что Святослав, анализируя бюджет следующего периода, не затронул (и не мог затронуть) – расходов периода текущего. В окончательном варианте Бюджета-2012, подписанном президентом в начале декабря, они указаны в сумме 404,3 миллиарда. При этом граничный дефицит бюджета не должен был превышать 25,23 миллиарда.


Берём наши данные из предыдущих расчётов и получаем реальный дефицит бюджета в размере 404,3 — 328,2 = 76,1 миллиарда гривен. Что в ТРИ раза больше, чем гранично-допустимое значение. Гражданин прокурор, что полагается за ТАКОЕ нарушение закона?


Определим относительное значение дефицита бюджета 404,3/328,2 = 23,2%. Напомним, в преддефолтной Греции он составляет аж 7%. Комментарии излишни.


И весь этот дефицит, естественно, перебирается вместе с нами в следующий год…


На этой «радужной» ноте плавно перейдём к бюджету следующего года. Доходы Бюджета-2013 запланированы в сумме 361,5 миллиарда.


И тут начинаются новые странности. Планируемый ВВП «вырастет» на 12,5%, а планируемые доходы бюджета станут меньше на 372,3/361,5 = 3%. Или в абсолютном значении сократятся на 372,3 — 361,5 = 10,8 миллиарда. То есть где-то господин Азаров с ластиком не все цифры поправил на липовые, одна настоящая проскочила (или близкая к настоящей).


Но мы не будем обращать внимания на «нарисованные» показатели, а посчитаем настоящие. Для этого нам нужно использовать одно простое допущение: поскольку украинская экономика на две трети зависит от экспорта, то корреляция с прогнозом МВФ по коэффициенту роста в 1,5% должна быть весьма точной. Швецов брал нулевой показатель роста, но мы будем оптимистами, и возьмём целых 2% – гулять так гулять!


В соответствии с этим реалистичный прогноз ВВП на 2013 год составляет 1350*1,02 = 1377 миллиардов гривен. И реалистичный прогноз доходов бюджета следующего года составляет 328,2*1,02 = 334,8 миллиарда.


Теперь используем запланированную сумму расходов бюджета, составляющую 410,6 миллиарда, для вычисления реального дефицита бюджета следующего года, который составит 410,6 — 334,8 = 75,8 миллиарда. Или в относительном значении 410,6/334,8 = 22,6%.


Отметим, что даже официальный дефицит составляет в Бюджете-2013 уже 49,2 миллиарда (в относительных 13,6%!), а граничное значение, прописанное в законе – 50,4 миллиарда. Даже и без наших уточнений он уже превышает греческие преддефолтные показатели практически в два раза!

Хотя здесь есть ещё один неясный момент, с которым я пока не разобрался (потому что они же данные не дают нормальным образом). В этом году президент добавил в расходную графу бюджета 33,6 миллиарда на свои «социальные программы». Соответственно, эту же сумму «добавили» в доходы бюджета за счёт дополнительных заимствований (роста долгов). И, если эти 33,6 миллиарда вошли в общую структуру доходов, то их необходимо вычесть из прогноза реальных налоговых поступлений следующего года. Тогда реальные доходы составят около 301,2 миллиарда, а дефицит бюджета составит 410,6 – 301,2 = 109,4 миллиарда.

Что мы имеем в сумме? Дефицит уходящего года в 76,1 миллиарда и прогнозируемый дефицит наступающего года в 75,8 миллиарда вместе дают общие 151,9 миллиарда дефицита бюджета на конец следующего года.

Которые прибавятся к долговым обязательствам, которые должны быть выплачены в течение следующего года, составляющим 5,6 миллиарда долларов внутреннего госдолга и 8,2 миллиарда внешнего. Или, беря по текущему курсу (прогнозировать курс следующего года дело неблагодарное) в 8,2 грн за доллар, получаем 45,92 и 67,24 миллиарда гривен соответственно. Общий долг, подлежащий к уплате в 2013 году, составляет таким образом 113,16 миллиарда гривен.

Таким образом, складывая эти две составляющие, мы получаем общий дефицит платёжной способности на конец 2013 года в размере 151,9 + 113,16 = 265,06 миллиарда гривен.

То есть только за следующий год Украина должна выплатить сумму, равную 79,2% её государственного бюджета, или 19,2% от ВВП.

И тут уже всем должно быть понятно, что даже планы по привлечению 135,5 миллиардов заимствований, прописанные в бюджете, смогут покрыть лишь примерно половину этой астрономической суммы. Ещё 129,56 миллиарда гривен просто негде будет взять. Хотя, конечно, и эти 135,5 миллиарда им никто при таких раскладах не одолжит.

Цифры могут колебаться в ту или иную сторону в пределах статистической погрешности. Есть и ещё неучтённые отягчающие обстоятельства. На цифры может оказать (и окажет) влияние инфляция. Но, если посмотреть на мои предыдущие четыре аналитических прогноза, то все они сбылись с точностью до одного процента. Порядок суммы никуда не денется.

Лев Гумилёв писал, что воровская власть никогда в истории не длилась дольше двадцати лет. Это предсказуемый и неотвратимый конец украинской клептократии.

P.S. Но знаете, что самое идиотское в этой ситуации? Что при всей глубине надвигающейся ямы они увеличили финансирование себя, любимых, и собираются продолжать тянуть из бюджета на тендерах и откатах. Даже на краю могилы «тянется и тянется рука»

В последнее время столько людей и так часто повторяют нам, что нужно честно платить налоги в полном объеме, что я не могу не задать простой и естественный вопрос – «зачем?» Давайте называть вещи своими именами – налоги в Украине не платят и не собирают. Их выбивают, выжимают, даже сотрудники ГНА и руководители разного уровня предпочитают военный термин – мобилизация. «В этом году мы мобилизовали в бюджет больше налогов, чем в прошлом», - типичный гордый рапорт налогового чиновника или руководителя области. Мы на войне? Даже в условиях падения производства, сокращения продаж и прочих кризисных явлений они умудряются «мобилизовать» больше, чем рассчитывали. Какой ценой – многие знают.

Казалось бы – простая ситуация. Налоги – это зарплата, которую мы платим государству за работу. Я не уверен, что готов платить зарплату всем государственным служащим. Некоторых я бы уволил, а некоторых даже оштрафовал. Впрочем, подробно свои фантазии о справедливом бюджете я уже излагал, не будем повторяться. Вернемся к вопросу – зачем я должен платить налоги. Не почему, а именно – зачем. Михаил Бродский и другие идеологи Налогового кодекса по поводу и без повода кивают на образование и медицину. Мол, учителя и врачи бедные, а вы хотите лечиться и учить детей? Значит, платите.

Звучит честно, если ограничиться этими ритуальными заклинаниями. А вот если просто посмотреть на цифры в нашем кризисном бюджете 2011 года, мы увидим странную картину. На учителей и врачей депутаты по решению правительства решили потратить не слишком большие суммы. Гораздо более внушительные суммы идут совсем на другие цели. Так что, не нужно лукавить. Налоги в Украине можно было свободно сократить, а образование и медицину здорово поддержать, если делить честно, а не «справедливо», по мнению деливших.

Заплати налоги. От этой фразы уже опухли уши. Мне не очень понятно, почему я должен отрывать кусок своей зарплаты, от своей семьи, на то, чтобы 800 тысяч выделили чиновникам на такси. Причем чиновникам, проживающим в Пуще-Водице. Да там у каждого второго часы стоят столько, сколько я зарабатываю за десять лет. Я от своих детей должен оторвать, чтобы им на такси не тратиться? Посмотрим, куда еще направили наши выдранные с кровью и мясом налоги в последние два дня (!!!) державные мужи?

Пятьдесят миллионов – на полеты президента и других представителей элиты. Вертолет дорогой, понимаю. Я также понимаю, они привыкли к роскоши, а раз уж у руля оказались – не хотят из своего кармана платить. О, не одними чиновниками живы. Тут комитет по Шевченковской премии определил, кому эту самую Шевченковскую премию давать. Кстати, председатель этого комитета нардеп Мовчан (экс-бютовец, теперь «тушка») привык ежегодно получать из бюджета на свою общественную организацию без конкурса три миллиона. Мне от нее ни холодно, ни жарко – зачем из меня выцарапывают на нее деньги?

Так вот – премию присудили роману «Черный ворон» Василия Шкляра, который обвиняют в ксенофобии и порнографии. Основные претензии к роману — уничижительные характеристики русских и евреев, употребление в отношении их слов «москаль», «кацап» и «жид», а также натуралистические сексуальные сцены. Я полистал книгу. От ярлыков и политических оценок воздержусь, но с точки зрения художественной ценности, мне кажется – убожество. Если кто не согласен – нет проблем, не такой уж я эксперт. Хреновый эксперт, честно говоря. Но это еще не дает никому права заставлять меня кормить автора. Нравится? Ради Бога! Покупайте книгу в магазинах, поддержите писателя заработанной гривной на добровольной основе.

Почему из меня принудительно вычтут деньги, чтобызаплатить 260 тысяч писателю, который вызвал у меня только отвращение? Повторюсь – дело вкуса, кто-то ценит – он пусть и платит. Я не хочу. Почему я должен оплачивать Шкляра? Потому что никто не хочет покупать его книги, а жить как-то надо? 260 тысяч – это моя зарплата журналиста приблизительно за семь-восемь лет. Это богатые помогают бедным или я что-то путаю? В Киеве студенты протестуют под парламентом. Хотятбесплатного образования и хороших степендий, требуют депутатов понять и поддержать. Я плачу налоги и тем самым содержу и студентов, и депутатов. Зачем они мне в этот момент? Чтобы посмотреть сюжет в новостях? Я получил образование заочно, зарабатывая на жизнь и оплачивая. Наверное, когда вырастут мои дети, смогу заплатить и за них (если профессионалы не развалят экономику страны окончательно). Считайте меня сволочью и скупердяем, но платить стипендию чужим детям не хочу - на своих не всегда хватает. А депутаты их пожелания учтут - скоро парламентские выборы, кому нужны студенческие протесты? Они же не из своих потратят, из наших.

Напоследок о налогах и сомнениях в их целесообразности. Когда власти перестало хватать, народ вышел на акции протеста. Что имеем сейчас? Один из участников налогового Майдана Игорь Гаркавенко в знак протестаобъявил в СИЗО бессрочную голодовку. Он сидит в тюрьме. Его обвиняют в повреждении гранитной плитки на Майдане Незалежности в Киеве при установке палаток. И я своими налогами оплачиваю милицию, которая его задержала, прокуратуру, которая ведет дело. Я даже оплачиваю его конвоиров, содержание тюрьмы и даже тех напуганных протестом высоких чиновников, которые дали команду мстить протестовавшим. Интересно, могу я себя считать соучастником преступления, которое называется «политическое преследование?» Теоретически – вполне. Так что у нас в результате получается? Государство ведет себя с нами не как наемный менеджер, а как оккупант. И в этих условиях отказ платить налоги – доблесть. А тихо скрывать –партизанская война. Такой вот перекос простой системы в условиях перекоса взаимоотношений.

Автор ни в коем случае не претендует на непогрешимость суждений. И с интересом готов принять участие в дискуссии на эту тему. Только, на уровне понятных аргументов - а не в ключе "сам дурак".

Польша и такие же крайне зависимые от импорта энергоносителей Украина и Швеция к концу этого года станут первыми европейскими государствами, которые подведут первые итоги бурения запасов нетрадиционного природного газа.

Россия, надеющаяся сохранить свои неосвоенные территории Арктики и Заполярья за счет иностранных инвестиций именно в традиционные запасы газа, относится к «сланцевой революции» с огромным недоверием. Эта страна до сих пор официально не признала преступность разработки традиционного газа с помощью подземных атомных взрывов на своей территории. Но почему-то именно российские компании, научные и иные фонды не на шутку озаботились безопасностью разработки нетрадиционного газа на территории прилегающих к РФ государств.

За сравнительно короткое время, прошедшее со времени утраты Россией статуса мирового лидера добычи газа, счет публикаций российской прессы с критикой новых технологий добычи в других странах уже пошел на сотни. Большинство этих статей делают из технологий гидроразрыва пугало, которое стращает регионы новой добычи перспективой обмеления рек, загрязнения их буровыми растворами, засыханием колодцев, сокращением рождаемости и даже смещением земной коры. Но подобная кампанейщина пока почему-то нисколько не затронула Францию, которая формально решила приостановить разработку месторождений для дополнительной экспертизы новых технологий, а не формально совсем по другой причине — у французских корпораций более чем достаточно источников добычи газа и нефти за пределами страны, благодаря чему у этого государства самая низкая среди крупных стран ЕС доля российского газа в его общем импорте, не превышающая 22%.

Как и во Франции, преимущественно экономические, а не экологические соображения начали господствовать в Болгарии — еще одной из двух стран ЕС, которая решила приостановить разработку сухопутных месторождений нетрадиционного газа. Болгария, как и Франция, тщательно опекает свою атомную энергетику. К тому же болгарское правительство считает, что для потребностей экономики страны уже через несколько лет будет достаточно традиционного газа из уже разведанных месторождений Черного моря, разработка которых была успешно начата в 2011–2012 годах.

Взятая Парижем и Софией пауза в разведке и освоении месторождений сланцевого газа по целому ряду причин невозможна в Польше, Украине и Швеции. Государственные и частные компании этих стран по вполне объективным историко-политическим причинам не достигли особых успехов в наращивании зарубежных газовых промыслов. И, по сути, у Киева и Стокгольма очень мало инструментов повышения энергетической независимости от импорта энергоносителей, кроме дальнейшего расширения и без того достаточно развитой атомной энергетики, удовлетворяющей 50–60% спроса на электроэнергию. Доля в нем российских государственных монополий или офшорных компаний с российским капиталом в обеих странах достигает критической отметки, после которой начинается либо непрогнозируемые скачки цен, либо газовые блокады. Еще опаснее положение Польши, которая пока вообще не имеет атомной энергетики.

Все вышесказанное может заставить оптимистов предполагать, что Европейский парламент, который 21 ноября с уверенным перевесом голосов провалил попытку «вотума недоверия» технологиям добычи сланцевого газа, сыграл на руку первопроходцам нового сегмента газодобывающего рынка. Но на самом деле европейские законодатели вряд ли руководствовались интересами входящих в ЕС Швеции и Польши либо интересами не входящей в ЕС Украины. Скорее всего, все наоборот — это решение показало стремление Брюсселя объединить различные государственные точки зрения на новые газодобывающие технологии, чтобы уже в самом ближайшем будущем как можно более гармонично распределить активно растущий рынок добычи нетрадиционного газа между теми, кто успел, и теми, кто раздумывал.

Больше всех на этом новом рынке пока успела Польша, которая к осени 2012 года с помощью корпораций США сумела перевести в категорию промышленных запасов более чем 768 млрд. м3 газа из всех своих 11,2 трлн. м3 прогнозных запасов нетрадиционного газа. Украина к польскому рекорду приблизилась почти вплотную, сумев привлечь компании ЕС и США к началу разведки месторождений Днепр-Донецкой впадины и Западной Украины, общий прогноз запасов нетрадиционного газа в Украине достигает 7 трлн. м3. Первая скважина в разведке этих запасов начала разбуриваться на восточно-украинском Юзовском месторождении в начале минувшей осени, на еще двух работы должны начаться в 2013 году. При полном подтверждении запасов и успешном разворачивании добычи на этом промысле запасов только этого месторождения Украине может хватить на несколько десятилетий. Украинская добыча традиционного газа составляет 22–23 млрд. м3 в год при потреблении в объеме 50 млрд. м3, а дефицит достигает 28 млрд. м3. Минимальный прогноз освоения только двух ведущих на сегодня месторождений нетрадиционного газа, Юзовского и Олесского, через несколько лет обещает увеличить ежегодную добычу до 10–15 млрд. м3.

Все это достаточно продолжительное время в страну будет идти поток иностранных инвестиций, минимальная оценка которых составляет в сумме $ 40млрд., но никак нельзя сказать, что это время будет спокойным. Ведь, во-первых, будут помехи, потому что после потери статуса главного производителя газа в мире РФ явно перенацелила главный вектор своего газового натиска с ЕС именно на Украину. И, во-вторых, как отмечалось выше, европейский рынок новой добычи вряд долго будет разделен на тех, кто успел, и тех, кто долго думал. Уже через несколько лет сланцевый бум может загнать до небес ныне твердо обозначившийся рост цен на буровое оборудование нетрадиционной добычи. Привлечение иностранных инвесторов в таком случае станет очень сложным делом.

Именно поэтому в следующем году мы сможем наблюдать бум создания неправительственных общественных и псевдонаучных организаций, эксперты которых будут вещать о вреде добычи сланцевого газа. На этом буме, судя по всему, знатно заработает не одно пиар-агентство — правда, все это счастье обойдется россиянам всего в $5–6 млн. (не считая подкупа чиновников и политиков).

Как уже писали «Комментарии», «Газпром» очень хотел бы взять на финансирование пару влиятельных политических партий, которые будут строить свою политику на рассказах об ужасах сланцевого газа (и здесь цены не выглядят такими уж заоблачными — по мнению опрошенных «Комментариями» экспертов, одна партия не будет стоить дороже $15 млн.). Понимают ли это во властных структурах? Очевидно, нет. Так далеко у нас не принято заглядывать, тем более что Институт стратегических исследований, который должен был бы предупредить о возможном ответном ударе «Газпрома», упорно об этом молчит.

Кто придет на смену министру образования и науки Дмитрию Табачнику? Этот вопрос интересует общественность не меньше, чем кто станет премьер-министром. Точного ответа на него нет. И хотя прогнозы дело неблагодарное, попробуем таки проанализировать пасьянс, который раскладывает власть вокруг фигуры руководителя МОНМС.

Разговоры о том, кто же именно станет преемником Дмитрия Табачника, начались еще накануне парламентских выборов, как только стало известно, что Д.Табачник входит в проходную часть списка Партии регионов. Тогда наиболее вероятной кандидатурой в министерское кресло считали кума министра, экс-председателя парламентского комитета по вопросам образования и науки Максима Луцкого.

«Умный мальчик, далеко пойдет», говорят о таких. Молодой амбициозный политик, который пришел в парламент под флагом БЮТ, а в 2006 г. стал первой тушкой, перебежавшей в «антикризисную коалицию». Вместе с коммунисткой Екатериной Самойлик проталкивал нелегитимное решение комитета об отмене 12-летки. Для этого М.Луцкому пришлось выступить против бывших соратников.

После того как он проиграл выборы-2012, казалось бы, ничего не мешало экс-депутату стать министром. Но нет. Во время избирательных гонок Максим, что называется, попал в переплет. Скандальные сообщения о том, как «Луцкий превратил своих студентов в рабов», об агитках в виде сластей и лекарств с портретами политика, — такие неуклюжие действия ощутимо сказались на репутации молодого политика. Ко всему СМИ напомнили о судимости 15 лет назад по статье 213 (ч. 3) Уголовного кодекса УССР («Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем»). И хотя в 2000 г. судимость была погашена, однако, как говорится, осадок остался. Понятно, что при таком наборе компромата репутационный риск при назначении Луцкого министром довольно высок.

А вот у ректора одного из ведущих вузов страны, экс-министра образования Михаила Згуровского с репутацией все хорошо. Ученый, академик НАНУ, к тому же менеджер и опытный аппаратный работник, который тонко ориентируется в ситуации и владеет искусством компромиссов. Именно Згуровскому, а не министру образования, премьер Азаров доверил подготовку законопроекта о высшем образовании. А это многого стоит.

Поговаривают, что ректор НТТУ «КПИ» в хороших отношениях с Анной Герман и Сергеем Тигипко. Под руководством последнего завершалось согласование проекта закона о высшем образовании от группы Згуровского. Примечательно, что в окончательной редакции (точнее, почти окончательной, потому что детали проекта до сих пор не доработаны) сохранилась концепция, предложенная именно группой Згуровского. Вопреки всем попыткам министерств (в том числе и Минобразования) «зарубить» законопроект.

В последнее время ректора КПИ считают антиподом Табачника. Именно Згуровский когда-то отважился пойти на открытый конфликт с министром образования. Пощечину, которую дал ему ректор КПИ, выведя на улицы студентов в свою поддержку, Табачник, наверное, не забудет никогда.

Но противостояние Табачник — Згуровский происходит лишь на личностном уровне. Ректор выступил против «образовательной политики» министра не столько потому, что стремился бороться с системой, а потому, что старался отстоять собственные интересы и возглавляемый им университет. Надеяться, что в случае назначения министром Згуровского курс Минобразования может существенно измениться, не приходится.

Однако более реальной кандидатурой на должность министра считается первый заместитель министра образования Евгений Сулима. Именно ему в свое время Табачник поручал много неблагодарных дел, в которых сам не хотел замараться. Например, на бумагах, не позволяющих нормально работать ННИИ украиноведения, стоит подпись Сулимы. И в афере с министерскими окнами, на которые выбивали деньги из ректоров вузов, также «засветился» заместитель министра. Его же посылали в «горячие точки» улаживать конфликты и продвигать нужные министру кандидатуры на должность ректора (как это было, например, в ДонНУ). «Кое-кто из заместителей берет на себя функции министра и просто меня шантажирует», — сказал о Сулиме ныне уволенный ректор УжНУ Николай Вегеш в одном из интервью. Говорят, кроме упомянутых задач, на Е.Сулиму также возложен контроль над финансовыми потоками в министерстве.

Наверное, именно за преданность делу Табачника заместителя министра недавно наградили орденом «За заслуги» (в шутку его называют «орденом за услуги»).

В случае назначения Сулима станет технической фигурой, которая позволит Табачнику сохранить свое влияние в министерстве. По сравнению с кандидатурой Згуровского, это идеальный вариант. Да и проверенный временем. Ведь Сулима и Табачник тесно сотрудничают еще с 2002 года, когда последний был вице-премьером (а Е.Сулима — руководителем его службы).

Оставив на должности министра образования преданного человека, Дмитрий Владимирович сможет пойти в парламент, чтобы использовать мандат для решения других вопросов. Например, личных. Президентские выборы не за горами. И если вдруг они закончатся не так, как надеется власть, надежный щит в виде депутатской неприкосновенности весьма не помешает одиозному министру.

Хотя, с другой стороны, депутатство для Дмитрия Владимировича не лишено и определенных рисков. Ведь одно дело интерпретировать больные темы по истории украинского национально-освободительного движения, говорить о необходимости переписать учебники по истории, открыть русские школы, прячась за металлическим забором Минобразования, и совсем другое — в зале парламента, на расстоянии вытянутой руки от оппонентов.

Однако не только личные мотивы зовут вчерашнего министра в Раду. Если Табачник возглавит парламентский комитет по вопросам образования и науки, то и законодательная, и исполнительная инициативы в образовательной сфере сосредоточатся фактически в одних руках. И это откроет широкие возможности для «команды профессионалов». В таких условиях оказывать сопротивление «табачным» реформам будет очень нелегко.

Но достанется ли власти комитет по вопросам образования и науки, пока что говорить рано. Потому что на него, согласно регламенту, имеет виды и оппозиция. Так что не в МОНМС, а в Верховной Раде, вероятно, развернется настоящая битва за то, кто же будет влиять на украинское образование.

Где Дмитрий Табачник больше нужен — в правительстве или в парламенте, пока что не решено. Кем, интересно?! Здесь мысли экспертов расходятся. Одни считают президентом. Другие говорят, что этим будет проникаться вновь назначенный премьер. Немало и таких, кто замечает: «Не в этой стране назначали Табачника министром, не в этой и будут снимать».

Таким образом, пикантный нюанс, вернется ли Дмитрий Табачник в МОНМС или зайдет в парламент, пока что остается тайной. Но в этом таинственном занавесе есть маленькая щелочка.

3 декабря президент подписал указ №680/2012 «Об увольнении Д.Табачника с должности министра образования и науки, молодежи и спорта Украины» в связи с избранием его народным депутатом. И тогда как община радостно иронизировала по этому поводу («сбылась мечта студентов», «украинское образование скорбит, практически сирота», «заплаканные дети, учителя мужественно сдерживают слезы и невыносимую боль от тяжелой утраты»…), Дмитрий Табачник также подписал один маленький приказ от того же 3 декабря «О временном возложении исполнения обязанностей». Текст его очень краток: «В связи с моей болезнью приказываю возложить временное исполнение обязанностей министра образования и науки, молодежи и спорта Украины на первого заместителя министра образования и науки, молодежи и спорта Украины Сулиму Евгения Николаевича». И подпись — «Министр Д.Табачник».

Классическая бюрократическая коллизия. Конечно, Табачник всегда может выкрутиться и сказать, что издал этот приказ за минуту до того, как поставил свою подпись президент. И даже показать больничный. Но сам по себе этот документ симптоматичный. Человек, который с минуты на минуту ждет отставки либо и вообще не ведает о своей судьбе, не издает таких приказов. Такие приказы оставляет человек, который знает дальнейший сценарий.

Ключевые слова в этом приказе — «временно» и «в связи с моей болезнью». Возможно, экс-министр из-за болезни не помнит, что избран депутатом и написал заявление об увольнении? Посылает ли таким образом ироническую «вестачку» своим подчиненным, чтобы не расслаблялись и ожидали шефа назад, в родные стены? А возможно, это такая шпилька в ответ президенту, а?..

Кого бы ни назначили в кресло Табачника, при нынешней власти это будет человек, который ничего кардинально в образовании не изменит. А выбор между кандидатурами касается не новых подходов к развитию образования, а борьбы разных групп влияния внутри властной команды. Не исключено также, что в последние минуты появятся совсем неожиданные фигуры, в том числе «ручной» ректор какого-то университета.

 Скоро станет известно, как лягут карты в этой интригующей истории. Но уже теперь понятно, что все они одной масти.