Польша и такие же крайне зависимые от импорта энергоносителей Украина и Швеция к концу этого года станут первыми европейскими государствами, которые подведут первые итоги бурения запасов нетрадиционного природного газа.
Россия, надеющаяся сохранить свои неосвоенные территории Арктики и Заполярья за счет иностранных инвестиций именно в традиционные запасы газа, относится к «сланцевой революции» с огромным недоверием. Эта страна до сих пор официально не признала преступность разработки традиционного газа с помощью подземных атомных взрывов на своей территории. Но почему-то именно российские компании, научные и иные фонды не на шутку озаботились безопасностью разработки нетрадиционного газа на территории прилегающих к РФ государств.
За сравнительно короткое время, прошедшее со времени утраты Россией статуса мирового лидера добычи газа, счет публикаций российской прессы с критикой новых технологий добычи в других странах уже пошел на сотни. Большинство этих статей делают из технологий гидроразрыва пугало, которое стращает регионы новой добычи перспективой обмеления рек, загрязнения их буровыми растворами, засыханием колодцев, сокращением рождаемости и даже смещением земной коры. Но подобная кампанейщина пока почему-то нисколько не затронула Францию, которая формально решила приостановить разработку месторождений для дополнительной экспертизы новых технологий, а не формально совсем по другой причине — у французских корпораций более чем достаточно источников добычи газа и нефти за пределами страны, благодаря чему у этого государства самая низкая среди крупных стран ЕС доля российского газа в его общем импорте, не превышающая 22%.
Как и во Франции, преимущественно экономические, а не экологические соображения начали господствовать в Болгарии — еще одной из двух стран ЕС, которая решила приостановить разработку сухопутных месторождений нетрадиционного газа. Болгария, как и Франция, тщательно опекает свою атомную энергетику. К тому же болгарское правительство считает, что для потребностей экономики страны уже через несколько лет будет достаточно традиционного газа из уже разведанных месторождений Черного моря, разработка которых была успешно начата в 2011–2012 годах.
Взятая Парижем и Софией пауза в разведке и освоении месторождений сланцевого газа по целому ряду причин невозможна в Польше, Украине и Швеции. Государственные и частные компании этих стран по вполне объективным историко-политическим причинам не достигли особых успехов в наращивании зарубежных газовых промыслов. И, по сути, у Киева и Стокгольма очень мало инструментов повышения энергетической независимости от импорта энергоносителей, кроме дальнейшего расширения и без того достаточно развитой атомной энергетики, удовлетворяющей 50–60% спроса на электроэнергию. Доля в нем российских государственных монополий или офшорных компаний с российским капиталом в обеих странах достигает критической отметки, после которой начинается либо непрогнозируемые скачки цен, либо газовые блокады. Еще опаснее положение Польши, которая пока вообще не имеет атомной энергетики.
Все вышесказанное может заставить оптимистов предполагать, что Европейский парламент, который 21 ноября с уверенным перевесом голосов провалил попытку «вотума недоверия» технологиям добычи сланцевого газа, сыграл на руку первопроходцам нового сегмента газодобывающего рынка. Но на самом деле европейские законодатели вряд ли руководствовались интересами входящих в ЕС Швеции и Польши либо интересами не входящей в ЕС Украины. Скорее всего, все наоборот — это решение показало стремление Брюсселя объединить различные государственные точки зрения на новые газодобывающие технологии, чтобы уже в самом ближайшем будущем как можно более гармонично распределить активно растущий рынок добычи нетрадиционного газа между теми, кто успел, и теми, кто раздумывал.
Больше всех на этом новом рынке пока успела Польша, которая к осени 2012 года с помощью корпораций США сумела перевести в категорию промышленных запасов более чем 768 млрд. м3 газа из всех своих 11,2 трлн. м3 прогнозных запасов нетрадиционного газа. Украина к польскому рекорду приблизилась почти вплотную, сумев привлечь компании ЕС и США к началу разведки месторождений Днепр-Донецкой впадины и Западной Украины, общий прогноз запасов нетрадиционного газа в Украине достигает 7 трлн. м3. Первая скважина в разведке этих запасов начала разбуриваться на восточно-украинском Юзовском месторождении в начале минувшей осени, на еще двух работы должны начаться в 2013 году. При полном подтверждении запасов и успешном разворачивании добычи на этом промысле запасов только этого месторождения Украине может хватить на несколько десятилетий. Украинская добыча традиционного газа составляет 22–23 млрд. м3 в год при потреблении в объеме 50 млрд. м3, а дефицит достигает 28 млрд. м3. Минимальный прогноз освоения только двух ведущих на сегодня месторождений нетрадиционного газа, Юзовского и Олесского, через несколько лет обещает увеличить ежегодную добычу до 10–15 млрд. м3.
Все это достаточно продолжительное время в страну будет идти поток иностранных инвестиций, минимальная оценка которых составляет в сумме $ 40млрд., но никак нельзя сказать, что это время будет спокойным. Ведь, во-первых, будут помехи, потому что после потери статуса главного производителя газа в мире РФ явно перенацелила главный вектор своего газового натиска с ЕС именно на Украину. И, во-вторых, как отмечалось выше, европейский рынок новой добычи вряд долго будет разделен на тех, кто успел, и тех, кто долго думал. Уже через несколько лет сланцевый бум может загнать до небес ныне твердо обозначившийся рост цен на буровое оборудование нетрадиционной добычи. Привлечение иностранных инвесторов в таком случае станет очень сложным делом.
Именно поэтому в следующем году мы сможем наблюдать бум создания неправительственных общественных и псевдонаучных организаций, эксперты которых будут вещать о вреде добычи сланцевого газа. На этом буме, судя по всему, знатно заработает не одно пиар-агентство — правда, все это счастье обойдется россиянам всего в $5–6 млн. (не считая подкупа чиновников и политиков).
Как уже писали «Комментарии», «Газпром» очень хотел бы взять на финансирование пару влиятельных политических партий, которые будут строить свою политику на рассказах об ужасах сланцевого газа (и здесь цены не выглядят такими уж заоблачными — по мнению опрошенных «Комментариями» экспертов, одна партия не будет стоить дороже $15 млн.). Понимают ли это во властных структурах? Очевидно, нет. Так далеко у нас не принято заглядывать, тем более что Институт стратегических исследований, который должен был бы предупредить о возможном ответном ударе «Газпрома», упорно об этом молчит.