Кто придет на смену министру образования и науки Дмитрию Табачнику? Этот вопрос интересует общественность не меньше, чем кто станет премьер-министром. Точного ответа на него нет. И хотя прогнозы дело неблагодарное, попробуем таки проанализировать пасьянс, который раскладывает власть вокруг фигуры руководителя МОНМС.
Разговоры о том, кто же именно станет преемником Дмитрия Табачника, начались еще накануне парламентских выборов, как только стало известно, что Д.Табачник входит в проходную часть списка Партии регионов. Тогда наиболее вероятной кандидатурой в министерское кресло считали кума министра, экс-председателя парламентского комитета по вопросам образования и науки Максима Луцкого.
«Умный мальчик, далеко пойдет», говорят о таких. Молодой амбициозный политик, который пришел в парламент под флагом БЮТ, а в 2006 г. стал первой тушкой, перебежавшей в «антикризисную коалицию». Вместе с коммунисткой Екатериной Самойлик проталкивал нелегитимное решение комитета об отмене 12-летки. Для этого М.Луцкому пришлось выступить против бывших соратников.
После того как он проиграл выборы-2012, казалось бы, ничего не мешало экс-депутату стать министром. Но нет. Во время избирательных гонок Максим, что называется, попал в переплет. Скандальные сообщения о том, как «Луцкий превратил своих студентов в рабов», об агитках в виде сластей и лекарств с портретами политика, — такие неуклюжие действия ощутимо сказались на репутации молодого политика. Ко всему СМИ напомнили о судимости 15 лет назад по статье 213 (ч. 3) Уголовного кодекса УССР («Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем»). И хотя в 2000 г. судимость была погашена, однако, как говорится, осадок остался. Понятно, что при таком наборе компромата репутационный риск при назначении Луцкого министром довольно высок.
А вот у ректора одного из ведущих вузов страны, экс-министра образования Михаила Згуровского с репутацией все хорошо. Ученый, академик НАНУ, к тому же менеджер и опытный аппаратный работник, который тонко ориентируется в ситуации и владеет искусством компромиссов. Именно Згуровскому, а не министру образования, премьер Азаров доверил подготовку законопроекта о высшем образовании. А это многого стоит.
Поговаривают, что ректор НТТУ «КПИ» в хороших отношениях с Анной Герман и Сергеем Тигипко. Под руководством последнего завершалось согласование проекта закона о высшем образовании от группы Згуровского. Примечательно, что в окончательной редакции (точнее, почти окончательной, потому что детали проекта до сих пор не доработаны) сохранилась концепция, предложенная именно группой Згуровского. Вопреки всем попыткам министерств (в том числе и Минобразования) «зарубить» законопроект.
В последнее время ректора КПИ считают антиподом Табачника. Именно Згуровский когда-то отважился пойти на открытый конфликт с министром образования. Пощечину, которую дал ему ректор КПИ, выведя на улицы студентов в свою поддержку, Табачник, наверное, не забудет никогда.
Но противостояние Табачник — Згуровский происходит лишь на личностном уровне. Ректор выступил против «образовательной политики» министра не столько потому, что стремился бороться с системой, а потому, что старался отстоять собственные интересы и возглавляемый им университет. Надеяться, что в случае назначения министром Згуровского курс Минобразования может существенно измениться, не приходится.
Однако более реальной кандидатурой на должность министра считается первый заместитель министра образования Евгений Сулима. Именно ему в свое время Табачник поручал много неблагодарных дел, в которых сам не хотел замараться. Например, на бумагах, не позволяющих нормально работать ННИИ украиноведения, стоит подпись Сулимы. И в афере с министерскими окнами, на которые выбивали деньги из ректоров вузов, также «засветился» заместитель министра. Его же посылали в «горячие точки» улаживать конфликты и продвигать нужные министру кандидатуры на должность ректора (как это было, например, в ДонНУ). «Кое-кто из заместителей берет на себя функции министра и просто меня шантажирует», — сказал о Сулиме ныне уволенный ректор УжНУ Николай Вегеш в одном из интервью. Говорят, кроме упомянутых задач, на Е.Сулиму также возложен контроль над финансовыми потоками в министерстве.
Наверное, именно за преданность делу Табачника заместителя министра недавно наградили орденом «За заслуги» (в шутку его называют «орденом за услуги»).
В случае назначения Сулима станет технической фигурой, которая позволит Табачнику сохранить свое влияние в министерстве. По сравнению с кандидатурой Згуровского, это идеальный вариант. Да и проверенный временем. Ведь Сулима и Табачник тесно сотрудничают еще с 2002 года, когда последний был вице-премьером (а Е.Сулима — руководителем его службы).
Оставив на должности министра образования преданного человека, Дмитрий Владимирович сможет пойти в парламент, чтобы использовать мандат для решения других вопросов. Например, личных. Президентские выборы не за горами. И если вдруг они закончатся не так, как надеется власть, надежный щит в виде депутатской неприкосновенности весьма не помешает одиозному министру.
Хотя, с другой стороны, депутатство для Дмитрия Владимировича не лишено и определенных рисков. Ведь одно дело интерпретировать больные темы по истории украинского национально-освободительного движения, говорить о необходимости переписать учебники по истории, открыть русские школы, прячась за металлическим забором Минобразования, и совсем другое — в зале парламента, на расстоянии вытянутой руки от оппонентов.
Однако не только личные мотивы зовут вчерашнего министра в Раду. Если Табачник возглавит парламентский комитет по вопросам образования и науки, то и законодательная, и исполнительная инициативы в образовательной сфере сосредоточатся фактически в одних руках. И это откроет широкие возможности для «команды профессионалов». В таких условиях оказывать сопротивление «табачным» реформам будет очень нелегко.
Но достанется ли власти комитет по вопросам образования и науки, пока что говорить рано. Потому что на него, согласно регламенту, имеет виды и оппозиция. Так что не в МОНМС, а в Верховной Раде, вероятно, развернется настоящая битва за то, кто же будет влиять на украинское образование.
Где Дмитрий Табачник больше нужен — в правительстве или в парламенте, пока что не решено. Кем, интересно?! Здесь мысли экспертов расходятся. Одни считают президентом. Другие говорят, что этим будет проникаться вновь назначенный премьер. Немало и таких, кто замечает: «Не в этой стране назначали Табачника министром, не в этой и будут снимать».
Таким образом, пикантный нюанс, вернется ли Дмитрий Табачник в МОНМС или зайдет в парламент, пока что остается тайной. Но в этом таинственном занавесе есть маленькая щелочка.
3 декабря президент подписал указ №680/2012 «Об увольнении Д.Табачника с должности министра образования и науки, молодежи и спорта Украины» в связи с избранием его народным депутатом. И тогда как община радостно иронизировала по этому поводу («сбылась мечта студентов», «украинское образование скорбит, практически сирота», «заплаканные дети, учителя мужественно сдерживают слезы и невыносимую боль от тяжелой утраты»…), Дмитрий Табачник также подписал один маленький приказ от того же 3 декабря «О временном возложении исполнения обязанностей». Текст его очень краток: «В связи с моей болезнью приказываю возложить временное исполнение обязанностей министра образования и науки, молодежи и спорта Украины на первого заместителя министра образования и науки, молодежи и спорта Украины Сулиму Евгения Николаевича». И подпись — «Министр Д.Табачник».
Классическая бюрократическая коллизия. Конечно, Табачник всегда может выкрутиться и сказать, что издал этот приказ за минуту до того, как поставил свою подпись президент. И даже показать больничный. Но сам по себе этот документ симптоматичный. Человек, который с минуты на минуту ждет отставки либо и вообще не ведает о своей судьбе, не издает таких приказов. Такие приказы оставляет человек, который знает дальнейший сценарий.
Ключевые слова в этом приказе — «временно» и «в связи с моей болезнью». Возможно, экс-министр из-за болезни не помнит, что избран депутатом и написал заявление об увольнении? Посылает ли таким образом ироническую «вестачку» своим подчиненным, чтобы не расслаблялись и ожидали шефа назад, в родные стены? А возможно, это такая шпилька в ответ президенту, а?..
Кого бы ни назначили в кресло Табачника, при нынешней власти это будет человек, который ничего кардинально в образовании не изменит. А выбор между кандидатурами касается не новых подходов к развитию образования, а борьбы разных групп влияния внутри властной команды. Не исключено также, что в последние минуты появятся совсем неожиданные фигуры, в том числе «ручной» ректор какого-то университета.
Скоро станет известно, как лягут карты в этой интригующей истории. Но уже теперь понятно, что все они одной масти.