В советское время малых хозрасчетных предприятий в НАН Украины было значительно больше, чем бюджетных институтов. Содружество базовых бюджетных институтов и хозрасчетных предприятий обеспечило многочисленные результаты мирового уровня. Так, был создан ряд сварочных аппаратов с техническими характеристиками мирового уровня, разработаны вычислительные машины типа «Мир», которые стали прототипами современных персональных компьютеров, управляющие ЭВМ типа «Днепр» и др. Практические результаты получили применение во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства, науки, обороны.

На сегодня исчезло большинство малых предприятий в НАНУ, созданных в советское время и начале 90-х годов. Их не стало отнюдь не потому, что у них отсутствовали научно-технические результаты, способные конкурировать с зарубежными. Причины кроются в другом.

Убойные налоги

Их суммарный объем значительно превышает суммарные налоги в любой другой стране мира. О суммарных налогах для государственных предприятий в Украине, о налогах на налоги правительственные чиновники не упоминают вообще. А лишь сравнивают выборочно только отдельные налоги с их аналогами в других странах мира. Суммарный же налог, который хозрасчетное предприятие НАНУ (как и многие государственные предприятия других отраслей) платит за одну гривню зарплаты, выданную на руки сотруднику, имеет несколько составляющих.

В первую составляющую входят: подоходный налог — (1 х 0,15) = 0,15 грн.; единый и социальный налог — (1 + 0,15) х 0,4 = 0,46 грн.; НДС — (1 + 0,15 + 0,46) х 0,2 = 0,32 грн. Таким образом, предприятие ежемесячно обязано оплатить первую составляющую суммарного налога, равную 0,15 + 0,46 + 0,32 = 0,94 грн.

Вторая составляющая — налог на прибыль. Поскольку наукоемкая продукция хозрасчетного предприятия не является серийной, ее продажа осуществляется однократно за несколько кварталов, то малое предприятие обязано хранить деньги на счету также несколько кварталов. При этом оно для обеспечения в будущем квартале 1 грн. зарплаты и 0,94 грн. указанной выше первой составляющей налогов обязано практически ежемесячно платить за это вторую составляющую налогов — налог на прибыль, равный 1,94 х (0,23 + 0,15) = 0,73 грн. Здесь коэффициент 0,15 отражает налог на «чистый доход» — «дивиденды» государству (дивиденд в виде налога). Итак, суммарный налог, который предприятие платит для обеспечения 1 грн. зарплаты, составляет 1,67 грн. = (0,94 + 0,73) грн. Следовательно, уплачивается налог в сумме 167% от выданной на руки зарплаты. После проведенных арифметических расчетов необходимо задать вопрос чиновникам, ответственным за налоговые законы и реформы: в какой стране суммарный налог на зарплату больше, чем в Украине; какими технологическими и техническими средствами можно обеспечить уровень рентабельности, превышающий 167%?

Третья составляющая — это налог, который предприятие вынуждено платить за организацию производства. Чудовищно, но в Украине предприятие наказывается за вложение денег в производство. Этим наказанием является налог на прибыль, возникающий при покупке материалов и комплектующих для обеспечения производства продукции в случае, если предприятие не успевает «списать» эти комплектующие в том же квартале, в котором они были куплены. Но дело в том, что производственный цикл малых хозрасчетных предприятий НАНУ практически всегда длится более одного квартала. Продажа продукции происходит не периодически. Поэтому предприятие обязано платить в каждом квартале налог на прибыль в сумме 38% от стоимости закупленных материалов и комплектующих. В Налоговом кодексе абсурдность этого налога резко усилена тем, что предприятию запрещено относить на затраты стоимость материалов и комплектующих, использованных при изготовлении продукции, переданной заказчику, но по которой оплата к концу отчетного квартала не поступила. А такие случаи бывают практически всегда.

Создается устойчивое впечатление, что государственные предприятия целенаправленно уничтожаются средствами налогообложения для последующих манипуляций их остатками.

Запрет на «упрощенку»

Для хозрасчетных предприятий НАНУ ситуация усугубляется по сравнению с предприятиями других отраслей тем, что Государственная налоговая служба упрямо и категорически запрещает им переходить на единый налог по упрощенной системе налогообложения. Этот запрет настигает даже те предприятия НАНУ, в уставных фондах которых вообще отсутствуют какие-либо взносы юридических лиц, не являющихся плательщиками единого налога.

Согласно Налоговому кодексу, малые предприятия любой формы собственности имеют право переходить на единый налог по упрощенной системе налогообложения. Однако налоговики по причине, известной только им, это право отбирают у предприятий НАНУ (и при этом обязывают платить «дивиденды» государству, которое не вложило в уставные фонды предприятий взносы в требуемом объеме).

Отсутствие господдержки

Сегодня не существует даже формальной поддержки государством отечественных разработчиков и производителей.

Несколько лет назад действовал закон, который обязывал при проведении тендерных закупок отдавать предпочтение отечественной продукции. Из-за лоббирования определенных структур при власти закон был отменен. В итоге тендеры обычно выигрывают фирмы, предлагающие импортную продукцию. Они выигрывают даже в том случае, если характеристики продукции отечественного производства превышают уровень соответствующих характеристик зарубежного аналога. Чтобы не быть голословным, приведу следующий пример.

Государственное предприятие «ДИСИТ» НАНУ более 20 лет занималось разработкой и созданием приборов диагностики инженерных трубопроводов, методов и программ расчета, планирования и оптимизации режимов трубопроводных магистральных газотранспортных систем. Работа велась совместно с научным отделом Института проблем моделирования в энергетике им. Г.Пухова (от этого отдела в институте, к сожалению, уже никого и ничего не осталось).

Уровень разработок ГП «ДИСИТ» находится на мировом уровне, что подтверждается результатами испытаний. Так, на протяжении многих лет его приборы для определения координат порывов трубопроводов систем водо- и теплоснабжения (корреляционные течеискатели) — «КОРШУН-8, 9, 10, 10М, 11» — неоднократно принимали участие в сравнительных испытаниях на трубопроводных трассах с лучшими зарубежными аналогичными по назначению приборами, разработчиками которых являются фирмы Германии, Великобритании, Японии, Швейцарии, Франции, Канады.

При этом корреляционные течеискатели «КОРШУН-ХХ» постоянно показывают лучшие характеристики по точности и чувствительности. Испытания проводились с обязательным участием представителей зарубежных фирм, приборы которых участвовали в сравнительных испытаниях. Приборы «КОРШУН-ХХ» имеют также более широкие температурные диапазоны работы и хранения, чем зарубежные конкуренты, то есть имеют лучшие характеристики по надежности. Примечательно, что многие аналоги зарубежных приборов основаны на ноутбуках, которые в принципе не соответствуют требованиям, предъявляемым к бортовой аппаратуре (по температуре работы и хранения, пыле-, влаго-, виброзащищенности).

Как показала практика, ноутбук в составе течеискателей при интенсивной ежедневной эксплуатации приходится менять с частотой один-два раза в год. В случае десятилетней эксплуатации течеискателя, выполненном на ноутбуке, его стоимость увеличивается на стоимость 10 и даже 20 ноутбуков. Наши приборы служат более 10 лет.

К тому же ремонт зарубежных приборов (который неизбежен при трассовой эксплуатации) растягивается по организационным причинам на несколько месяцев. При этом ремонт отечественных приборов длится не более нескольких недель.

Исходные стоимости аппаратуры при одинаковой комплектности примерно равны. Казалось бы, успех обеспечен корреляционным течеискателям «КОРШУН-ХХ» в конкурентной борьбе с зарубежными приборами-аналогами в Украине. К сожалению, дела обстоят совсем иначе. По субъективным причинам (о которых можно только догадываться) многие тендеры выигрывают фирмы, предлагающие европейские и японские приборы, которые уступают по техническим характеристикам нашим приборам.

Есть вопросы…

Понятно, при полном исчезновении хозрасчетных предприятий в НАНУ исчезнет и база для внедрения в производство научных результатов институтов. Очевидно, что страна «заметит потерю бойцов» по многим причинам. Перспектива для страны близкая и далекая в этом случае является также очевидной.

А сейчас хозрасчетным государственным предприятиям, у которых жизнь еще как-то теплится, остается только задавать такие вопросы:

— почему в Украине налог на зарплату для государственных хозрасчетных предприятий самый большой в мире (достигает 167%);

— почему предприятие наказывается налогом на прибыль при вложении денег в производство, приобретая необходимые материалы и комплектующие;

— почему государство отказывается лоббировать отечественных производителей и дает возможность другим структурам «давить» их в тендерных процессах. В результате заинтересованные лица стараются любой ценой «протолкнуть» зарубежную продукцию;

— почему игнорируется Налоговый кодекс и государственные хозрасчетные предприятия (в которые государство ни копейки не вложило) лишают права переходить на единый налог по упрощенной системе налогообложения?