Всего полгода назад авиакомпания «Эйр Оникс» была известна только ее основателям. Сейчас она выполняет почти половину рейсов из аэропорта «Симферополь». В чем секрет стремительного взлета? «Эйр Оникс» – семейный бизнес главы правительства Николая Азарова.

Компания «Эйр Оникс» набирает высоту невиданными темпами. 25 апреля 2012 года она получила в Госавиаслужбе Украины сертификат эксплуатанта и уже спустя три дня совершила первый рейс по маршруту Симферополь – Киев (Жуляны). На подготовку рейса обычно уходит уйма времени, нужно создать систему техобслуживания, заключить договор с аэропортом, продать билеты и пр. «Либо они авантюристы, либо у них было все договорено на самом высоком уровне», – рассказал Forbes.ua топ-менеджер одной из украинских авиакомпаний.

 

Первый самолет с надписью Air Onix на борту поступил на службу авиакомпании 26 апреля – лишь на следующий день после получения сертификата эксплуатанта и всего за два дня до первого полета.

Фото со страницы авиакомпании «ВКонтакте»

Основатель и бессменный руководитель «Эйр Оникс» крымчанин Игорь Мельник не похож на человека, по звонку решающего такие вопросы. Крупнейшим его бизнесом долгое время была небольшая турфирма «Оникс-групп» и такое же по размаху издательство «Крым-дидактик».

«Эйр Оникс» он создал в 2007 году. Тогда как раз освободилось место в принадлежащем властям Крыма аэропорту «Симферополь». Единственная местная авиакомпания «Крым» (CrimeaAir), летавшая на Ан-24, Ан-26 и Як-42, ушла с рынка. Многочисленных туристов полуострова стали возить исключительно «чужие» компании. Но за следующие четыре года «Эйр Оникс» не подняла в воздух ни одного борта.

Пару лет назад казалось, что затея Мельника и вовсе обречена. Новоназначенный премьер Крыма Василий Джарты с неистовым азартом продвигал идею создания собственного республиканского авиаперевозчика «Крымские Зори». На амбициозный проект влиятельного политика денег не пожалели. В крымском бюджете на него было заложено около 80 млн грн. Первый рейс состоялся в декабре 2011 года. Однако уже спустя пару месяцев, весной 2012 года, компанию, так и не завоевавшую свое место под солнцем, закрыли. Сказались просчеты в маркетинговой стратегии и нерентабельность. Но главная причина – в августе прошлого года умер лоббировавший проект Джарты. Его сменщик Анатолий Могилев подсчитывал убытки. Бюджет, по его оценкам, потерял 3,5 млн грн. «Авиацией должен заниматься частный бизнес», – заключает эксперт Центра политического и экономического анализа Вадим Слободянюк.

 

Игорь Мельник на открытии рейса. Аэропорт «Симферополь», май 2012 года

Фото «Эйр Оникс»

Место авиакомпании Джарты заняла «Эйр Оникс». Сменив в расписании симферопольского аэропорта «Крымские Зори», она продвинулась значительно дальше предшественника. Буквально за полгода парк «Эйр Оникс» пополнился тремя взятыми в лизинг среднемагистральными Boeing-737 Classic. «Крымские Зори» даже не имели сертификата эксплуатанта – два ее Saab, по словам Слободянюка, были взяты в «мокрый лизинг» (самолет с экипажем принадлежат другой авиакомпании, под ее же кодом осуществляются полеты). «Зори» летали только в пару украинских городов. «Эйр Оникс» от Львова и Киева быстро перешла к регулярным международным рейсам в Москву (Домодедово), Санкт-Петербург, Стамбул и чартерным в Польшу, Турцию и Грузию. У компании что ни месяц, новое направление. 29 ноября она открыла регулярный рейс в Израиль, Тель-Авив. Одним из его пассажиров стал Игорь Мельник. Возможно, именно из-за бурного развития компании Forbes.ua за неделю так и не дождался ответов Мельника (запрос в его приемной получили 30 ноября). В зимнем расписании аэропорта «Симферополь» 40% рейсов приходится на «Эйр Оникс».

В чем секрет успеха Мельника? Ровно год назад он уступил 75% акций «Эйр Оникс» австрийской ASA Luftfahrt Formgestaltung. Половина капитала инвестора принадлежит венской компании Garda. В Украине она – активный инвестор. Ей принадлежит девелоперская группа «Развитие», прославившаяся проектом застройки киевского стадиона «Старт», где в 1942 году состоялся легендарный «матч смерти». Garda также опосредованно владеет парой десятков украинских компаний.

Австрийцев многое связывает с семьей главы правительства Николая Азарова. Интересы Garda в Украине несколько лет представлял Вадим Сисюк, работавший советником Азарова. А еще весной 2012 года директором австрийской компании служила украинка Лилия Фатхулина. По данным «Украинской правды», сейчас она носит фамилию Азарова (вышла замуж за сына экс-премьера, Алексея). Одним из двух директоров ASA Luftfahrt, на которую оформлена доля в «Эйр Оникс», числится юрист Фридрих Бубла. Вместе с Алексеем Азаровым он возглавляет фонд «Стабильная Украина».

 

Алексей Азаров

Опрошенные Forbes.ua представители авиакомпаний знают о покровителях «Эйр Оникс», но официально комментировать причастность семьи Азаровых к крымской авиакомпании не хотят. Пресс-секретарь Алексея Азарова в течение недели не отвечала на звонки Forbes.ua.

«Какая разница, частная компания или коммунальная? Важно, чтобы она работала, – рассуждает заместитель председателя Республиканского комитета АРК по транспорту и связи Николай Дручинин, и тут же перечисляет плюсы нового перевозчика: – Это крымская компания. Ее налоги идут в крымский бюджет, управляемость отсюда лучше. Летом у «Эйр Оникс» билет в Киев стоит в 3-4 раза дешевле, чем у других авиакомпаний. Мы только радуемся, что они развиваются».

«Эйр Оникс» есть к чему стремиться. Компания далека от лидерства не только на украинском авиарынке, но даже в родном Крыму. По оценкам Дручинина, пока она перевезла 90 000 человек, а до конца года эта цифра вырастет до 100 000. По данным Госавиаслужбы, за 10 месяцев 2012 года услугами воздушных ворот Крыма воспользовались 1 млн человек. Получается 10% авиапотока полуострова. Негусто. Еще меньше доля компании на общенациональном рынке – всего 1,4%. Но это только начало.

«Они агрессивно захватывают рынок низкими тарифами», – сказал Forbes.ua один из конкурентов. На линии Киев – Симферополь на сентябрь МАУ и «Аэросвіт» предлагают билеты по маршруту туда и обратно примерно за 1800 грн. WizzAirUkraine – за 1000 грн. «Эйр Оникс» – немногим более 800 грн.

Компания может себе позволить самую низкую цену. Базовый для компании аэропорт «Симферополь» (его вот-вот собираются передать в концессию) ее не обижает. «Особых преференций нет, но кое-какие скидки аэропорт дает, например, по арендным ставкам», – рассказал Дручинин. «Пока мы не ощущаем каких-либо притеснений в аэропорту «Симферополь», – говорит помощник главы «Аэросвіта» Сергей Куцый. В WizzAir – прямом конкуренте на крымском направлении – не захотели обсуждать операционную деятельность симферопольского новичка.

«Теперь их главная задача – побороть сезонность симферопольского аэропорта, а для этого надо создавать сетевую компанию с транзитными потоками. Тут нужны время и совсем другие ресурсы», – рассказал один из собеседников Forbes.ua. У сына главы правительства Алексея Азарова, ставшего народным депутатом седьмого созыва, есть и то, и другое.