Статьи
На прошлой неделе в Верховной Раде от имени представителей фракции коммунистов был зарегистрирован законопроект "О повышении социальных гарантий наемных работников". Его появление большинство наблюдателей расценило как всего лишь очередную PR-акцию "самой идейной" политической силы. По этой причине вышеупомянутый факт прошел в отечественном медиапространстве практически незамеченным.
Между тем большинству норм законопроекта изначально была уготована совсем другая участь: они могли войти в разрабатывавшийся летом на Грушевского проект правительственного пакета антикризисных мер, о котором уже писало ZN.UA (см. №28 от 9 августа 2013 г., "Антикризисный взрывпакет"). Тогда речь шла о наиболее активно дискутировавшейся среди самих участников рабочей группы инициативе по детенизации зарплат. А именно — о предлагавшемся значительном усилении взаимной ответственности (вплоть до уголовной) за нарушение работодателями и нанятыми работниками законодательства о труде в части легального трудоустройства, оформления трудовых отношений, выплаты зарплаты без оформления трудовых отношений и т.п. Правда, это должно было сопровождаться и целым рядом дополнительных мер, в частности, снижением ставки единого социального взноса.
По данным ZN.UA, о содержании предложенного в результате мозгового штурма группой разработчиков пакета докладывал президенту Януковичу лично премьер-министр Азаров. Николай Янович сделал все возможное, чтобы отговорить Виктора Федоровича идти в преддверии выборов на непопулярные меры. И уж точно не от имени правительства вносить чувствительный для широких масс законопроект. В итоге угроза потери электоральных баллов затмила в глазах нынешних первых лиц государства все потенциальные преимущества. В числе которых — десятки миллиардов гривен недопоступлений в бюджет и социальные фонды (объемы теневых выплат зарплаты оценивались в прошлом году налоговиками в 170 млрд грн). Так что инициатива была отложена в тот же долгий ящик, что и повышение тарифов на газ для населения. Однако она все же "всплыла" в высшем законодательном органе, правда, в как минимум наполовину усеченном виде. В результате произошедшей "кастрации" заложенные в документе абсолютно правильные идеи рискуют, по уже устоявшейся украинской традиции, оказаться дискредитированными.
Законопроект №3388 от 9 октября 2013 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно повышения социальных гарантий наемных работников)" был внесен в парламент коммунистами Килинкаровым и Гончаровым. С его заявленными целями вряд ли расходятся программные пункты любой из представленных в ВР политических партий. Судите сами: речь идет об увеличении поступлений в государственный бюджет и Пенсионный фонд, обеспечении легализации выплаты заработной платы и занятости, усилении социальной защиты наемных работников и погашении задолженности по выплате заработной платы, соблюдении минимальных гарантий в оплате труда и т.п.
При этом основные изъяны отечественного рынка труда, перечисленные в пояснительной записке авторами законопроекта, определены тоже абсолютно верно. Речь идет о хорошо известных каждому повсеместных нарушениях требований законодательства о труде. В частности, о выплатах заработных плат в "конвертах", без надлежащего оформления трудовых отношений.
А это, как тоже хорошо известно, приводит к нарушению закрепленных Конституцией Украины прав наемного работника и снижению его социальной защищенности. В частности, в случае неофициального приема на работу нарушаются такие права граждан, как право на зарплату не ниже установленной законом (в том числе на доплаты, надбавки и другие поощрительные выплаты), на получение социальных гарантий, предусмотренных законодательством для наемных работников (оплачиваемый отпуск, в том числе по беременности, родами и уходу за ребенком; оплату временной нетрудоспособности, ухода за больным ребенком; досрочный выход на пенсию в случае вредных условий труда; социальное страхование от несчастных случаев на производстве; получение пособия по безработице и т.п.).
И так как с "теневых" зарплат не осуществляются надлежащие отчисления в госбюджет, Пенсионный и другие фонды социального страхования, недопоступления госказны приводят к дефициту средств на здравоохранение, образование, культуру, выплаты пенсий и пособий.
Все это — давно и хорошо всем известные особенности сложившейся в Украине модели общественно-политического договора-сговора. Согласно которой политикам, чиновникам и близкому к власти крупному бизнесу прощаются коррупция и офшоры (по крайней мере, особенных социальных протестов по этому поводу не наблюдается, и даже уличение в "темных делишках" не закрывает политикам и чиновникам путь в высокие государственные кабинеты). В обмен на это средний класс пользуется лазейками упрощенной системы налогообложения, а беднейшие слои — привилегиями непосильных для госказны социальных льгот (основные потоки которых, впрочем, распределяются все равно не по адресу). Причем попытки разорвать образовавшийся "порочный круг поруки" наталкиваются на столь активное противодействие тех групп, интересы которых оказываются при этом под угрозой, что политической воли для этого не находится ни у гарантов, ни у окружающих их "реформаторов".
Анализируемый нами законопроект, на первый взгляд, носит весьма революционный характер. Среди достаточно обширного перечня новшеств он содержит пункты о значительном ужесточении ответственности за нарушения некоторых норм трудового законодательства и условий труда работников. Причем, помимо штрафов, предусматривается и введение уголовной ответственности работодателей. Правда, в отличие от инициативы, родившейся в недрах правительства, упущено ключевое условие о солидарной ответственности работодателей и их наемных работников за подобные нарушения. Стучать всегда безопаснее, чем нести соответственность.
В итоге коммунисты разыгрывают беспроигрышный вариант, оставшись как бы верными своей "самой последовательной идеологии" непримиримых борцов с угнетателями рабочего класса. А заодно подставляют под удар своих политических покровителей во власти. Такая возможность становится все более актуальной по мере того, как усиливается внутренний подковерный конфликт между последователями Ленина и представляющими интересы крупной буржуазии регионалами. Происходит это по причине не только падения в цене "красных" голосов в парламенте (которым найдена и собрана "тушечная" замена), но и ущемления партийных интересов, выражающегося во все большем ограничении доступа представителей КПУ к потокам и ресурсам. Людей, расставленных в свое время по квоте коммунистов на хлебных местах во власти, все чаще либо убирают, либо лишают возможности осуществлять отчисления с контролируемых денежных потоков в поддержку выдвинувшей их партии, указывая взамен "правильные" адреса для перечислений. Похоже, первым это почувствовал Игорь Калетник.
Однако некоторое пространство для маневра освободилось и у правительства. Оно получило созданную чужими руками заготовку, предполагающую формирование дополнительных источников поступлений в бюджет. Особенно если альтернативные возможности (потенциальные договоренности о возобновлении финансирования со стороны МВФ, из общеевропейских фондов после подписания Соглашения об ассоциации, от китайских или российских кредитов и т п.) останутся нереализованными.
Так что будущее коммунистического законопроекта далеко не столь бесперспективно, как это может показаться на первый взгляд. Хотя он пока и выполняет роль стоящего на запасном пути бронепоезда.
Тем временем предложенные законодательные новшества должны были бы стать частью широкой и комплексной реформы рынка труда в Украине. А ее инициатором следовало бы выступить правительству, коль скоро оно все-таки пытается претендовать на статус реформаторского.
Ну а сама реформа вполне могла бы претендовать на статус полноценной точки прорыва для экономики Украины, заодно реально приближающей страну к общеевропейским стандартам. Потенциальная детенизация рынка зарплат действительно могла бы помочь решить множество проблем как самого бюджета, так и родственных ему социальных фондов, обеспечив заодно и более цивилизованный характер трудовых отношений в стране.
Впрочем, для этого власти, как и во многих других случаях, следовало бы начать с себя любимой, однако прецедентов оного пока, увы, не наблюдается. Так что вряд ли с ее стороны уместно требовать как от работодателей среди представителей малого и среднего бизнеса, так и от их работников (хотя последние, очевидно, заинтересованы в официальном трудоустройстве) добровольно делиться отчислениями в бюджет, за счет которого покупаются "вышки Бойко", бронзовые лавочки для метро по 8 тыс. долл., малина по 612 грн. за килограмм и т.д. и т.п. Бюджет, из каждого миллиарда гривен расходов которого, согласно заявлению самого президента двухлетней давности, разворовываются около 20%, или 200 млн. Здесь уместно вспомнить и более свежий пример: ставшее достоянием гласности письмо Службы безопасности Украины, оценившей ежегодные убытки от коррупции при госзакупках в 35–52 млрд грн (около 10–15% расходов госбюджета). При этом с многочисленными нарушениями процедуры госзакупок осваивается от 50 до 75% бюджетных ассигнований. Тогда с целью возобновления хотя бы относительной прозрачности в процедуре закупок госпредприятий Кабмину было предложено внести ряд важных изменений в профильный закон. На сегодняшний день о их принятии или даже внесении пока никто ни сном, ни духом…
* * *
Тем временем половинчатый характер мер, содержащихся в законопроекте "О повышении социальных гарантий наемных работников", с высокой долей вероятности обрекает их на неэффективность даже в случае стопроцентной имплементации.
Комментарии экспертов
Элла ЛИБАНОВА, директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины
— Сама по себе идея письменного оформления, а следовательно, и легализации всех трудовых договоров выглядит весьма привлекательно. Это предполагает не только увеличение поступлений в бюджеты (местные и фондов социального страхования), что само по себе, конечно, неплохо. Одновременно такая мера усиливает защиту прав работающих: на случай увольнения (право на пособие, на помощь в трудоустройстве и т.д.), болезни (право на пособие), выхода на пенсию (учет страхового стажа и размера взносов), наконец, на оплачиваемый отпуск и компенсации, связанные с работой в выходные дни и сверхнормативной продолжительностью рабочего дня. Словом, в этом контексте не могу ничего возразить авторам проекта закона.
В контексте защиты прав работающих привлекательно выглядит и норма, согласно которой работа даже неполный рабочий день (неделю) не может оплачиваться ниже минимальной заработной платы, установленной законом.
Смущает только стремление распространить эти правила на все предприятия, независимо от их размера, сферы и места действия. Функционирование малого бизнеса не может регулироваться так же жестко, как и крупного, поскольку очень часто малые предприятия работают там и столько, где и сколько не соглашаются работать собственники крупных и даже средних предприятий. Например, в очень небольшом городке малое предприятие (например, в сфере обслуживания) работает два-три часа в день, оказывая населению необходимые услуги. Спрос на эти услуги не позволяет предприятию работать в полном режиме, но отказ от них тоже нецелесообразен как для жителей, которым придется ездить в более крупный населенный пункт, так и для бизнеса. Требование же оплаты труда наемных работников (скорее всего, речь в таком случае идет об одном человеке) не менее минимальной зарплаты (со всеми начислениями) неминуемо приводит такое предприятие к банкротству. Вторым примером такого же рода может быть неполная (в течение трех-четырех часов ежедневно) занятость одного наемного работника на нескольких предприятиях — это может быть и бухгалтер, и уборщица.
В результате, желая максимально обезопасить права трудящихся, мы можем просто уничтожить малый бизнес, который и без того в Украине не слишком развит. И, соответственно, сократить спрос на рабочую силу и ухудшить положение экономически активного населения во многих малых городах и селах.
Дарья ГАНЗИЕНКО, юрист международной юридической фирмы Integrites
— Реализация положений законопроекта №3388 в нынешнем его виде вряд ли всерьез поспособствует решению поставленных задач — увеличению поступлений в госбюджет и Пенсионный фонд, обеспечив легализацию выплат заработной платы и усиление социальной защиты нанятых работников, поскольку реформирование законодательства происходит не в том направлении, которое содействовало бы достижению поставленных целей. Изменения, предлагаемые законопроектом, непосредственно не связаны с легализацией заработной платы, поскольку не содержат прямых норм, которые бы внедряли механизм борьбы с выплатами в "конвертах".
Безусловно, имплементация ряда нововведений в трудовое законодательство усиливает социальную защиту наемных работников, однако вряд ли серьезно посодействует увеличению поступлений в бюджет.
В частности, дополнение к ст. 106 КЗоТ положениями об оплате внеурочного времени будет гарантировать лицам, которые работают на почасовой форме оплаты труда и в трудовых договорах которых не установлена продолжительность ежедневной работы, право на получение оплаты за все дополнительные часы, отработанные сверх установленной законодательством нормы.
Безусловно положительным является внедрение обязательной письменной формы трудового договора, без заключения которого работник не может быть допущен к работе, и усиление ответственности за нарушение указанных положений. Но применять, а тем более усиливать в сфере трудовых отношений уголовную ответственность — неэффективный способ решения насущных проблем.
В сфере трудовых отношений целесообразно применять другие рычаги влияния, которые могут быть задействованы, в первую очередь, путем реформирования налогового законодательства.
Иначе существует большой риск, что усиление ответственности работодателей приведет не к улучшению гарантий для работников, а наоборот. Вполне вероятно, что, обходя условия трудового законодательства, потенциальные работодатели будут переходить на систему работы на основе гражданско-правовых договоров, не связанных с трудовыми. Например, на основе договоров о предоставлении услуг. В таких условиях можно обойти нормы не только трудового, но и налогового законодательства. Граждане же будут поставлены перед жестким выбором: работать по гражданскому соглашению (о предоставлении услуг), не имея официального стажа и отчислений в ПФУ, либо не работать вообще. Так что борьба с зарплатами в "конвертах" должна начинаться, в первую очередь, с реформы не трудового, а именно налогового законодательства.
Информация к размышлению
В ответ на запрос ZN.UA пресс-служба Министерства доходов и сборов Украины предоставила следующую информацию по разоблачению схем и правонарушений (выплата заработной платы в "конвертах"):
"С начала текущего года органами Миндоходов при проверке субъектов хозяйствования, выплачивающих заработную плату и другие доходы физическим лицам, нарушения налогового законодательства установлены в 92% от проверенных.
Доначислено в бюджет более 274 млн грн. налога на доходы физических лиц с учетом штрафных санкций.
Принятие практических мер позволило выявить более 62 тыс. наемных лиц, труд которых использовался работодателями без заключения трудовых соглашений и без уплаты налога (дополнительно уплачено в бюджет 11,1 млн грн).
По результатам контрольно-проверочной работы привлечено к государственной регистрации более 30 тыс. граждан, осуществлявших предпринимательскую деятельность без регистрации. В бюджет дополнительно уплачено 12,7 млн грн налога.
- Информация о материале
На прошлой неделе жители 80 тысячного Артемовска Донецкой области стали свидетелями настоящей войны правоохранителей. До зубов вооруженное спецподразделение МВД штурмовало здание местной прокуратуры. Но это были вовсе не учения. Так милиция решила освободить своего участкового из застенок надзорного ведомства. До кровопролития дело не дошло лишь благодаря вмешательству в конфликт в самый последний момент высшего руководства МВД и ГПУ.
Вряд ли о боевом противостоянии силовых ведомств стало бы известно широкой общественности, если бы информацию в СМИ самым активным образом не поставляла прессслужба прокуратуры Донецкой области. По ее версии, участковый милиционер оказался засланным казачком, пытавшимся дать «провокационную» взятку следователю Артемовской межрайонной прокуратуры, за что и был задержан работниками государственной службы охраны. Таким образом, милиционер якобы пытался уладить вопрос с начатым прокурорскими расследованием о сокрытии доходов одним из руководителей местного горотдела милиции. Кроме того, фактически два последних месяца местные издания буквально пестрели страшными историями от прокурорских прессслужб об «оборотнях в погонах» из МВД, организовывавших наркоторговлю и занимавшихся контрабандой, вымогательством, избиением граждан и откровенным бандитизмом. В свою очередь в милиции действия оппонентов тоже называют организованной провокацией, направленной на дискредитацию органов МВД.
Источник в Генпрокуратуре сообщил «k:», что причиной нынешнего межведомственного конфликта стало давно существующее противостояние глав ГПУ и МВД — «старогвардейца» Виктора Пшонки и в большей степени относящегося к «младореформаторам» Виталия Захарченко. Артемовский случай не был единичным. Еще в январе серьезный конфликт между милицией и прокуратурой произошел в Краматорске, где всплыли коллекционные монеты по делу об обезглавленном харьковском судье. Без ведома местных правоохранителей там работала группа управления криминального поиска МВД. Такая секретность была обусловлена тем, что высокопоставленные чины местной милиции и прокуратуры якобы крышевали валютчиков. По крайней мере, работавшие под прикрытием столичные милиционеры, оказавшись в лапах краматорских правоохранителей, едва не поплатились жизнью за свою самодеятельность. В итоге руководство местного ГОВД было уволено, что в силу сложно устроенной структуры сдержек и противовесов в системе правоохранительных органов Донбасса тоже не добавило теплоты в отношения прокурорских и милицейских
Но особенно отношения между верхушкой МВД и ГПУ обострились после известных врадиевских событий. По словам источника на улице Резницкой, прокурорскому ведомству стало выгодно, чтобы на фоне дискредитированного МВД мундир прокуроров был чистым и незапятнанным, пусть и за счет «соседей». И еще более выгодно — представить ГПУ преданным главе государства и эффективным ведомством, способным погасить любые скандалы, вызывающие электоральные протесты. Источник не исключает, что в скором времени широкая публика может стать свидетелем ряда громких процессов против высших чинов МВД, обвиняемых в поездках в надуманные зарубежные командировки и, как следствие, получении командированными незаслуженных льгот. Еще одной выгодной для Генпрокуратуры историей стал загадочный побег за рубеж скандального налогового ректора Мельника, которого прозевали сотрудники милиции. Кстати, идея использования злополучных электронных браслетов, как считается, поступила с самого верха милицейского ведомства.
Однако и прокурорские получают информационные удары. Весьма заметной была информационная кампания в СМИ, в ходе которой первому заместителю главы Генпрокуратуры Ренату Кузьмину вменялись излишняя близость с Москвой, что по нынешним временам явно не комильфо, излишняя откровенность с журналистами и даже, страшно сказать, чуть ли не противостояние своему непосредственному руководителю.
В нынешней войне ГПУ и МВД особое внимание руководители двух силовых ведомств уделили кадровой политике, окружив себя не столько профессиональными, сколько надежными подчиненными. Как считают эксперты, подобный подход как раз и стал причиной едва ли не вооруженного конфликта между силовиками в Артемовске. В марте текущего года начальник УВД Донецкой области Виктор Дубовик становится первым заместителем министра внутренних дел. На его место назначается пользующийся личным доверием министра Роман Романов. А 25 сентября милицию областного центра возглавил не менее надежный Максим Кириндясов. В свою очередь Генеральная прокуратура делает параллельный ход, укрепляя пост прокурора Донецкой области проверенным Олегом Сюсяйло, которого в Донецке как раз и считают главным в трениях с милицией.
Но серьезные кадровые изменения в рядах силовиков произошли не только на Донетчине. А поскольку руководители и МВД, и ГПУ — выходцы из края терриконов, то и за время их каденции донецкое землячество надежно оккупировало руководящие посты в обоих ведомствах. Причем главный милиционер, несмотря на меньший срок пребывания у руля, преуспел даже больше своего старшего прокурорского коллеги. Половина руководящего кадрового состава МВД — либо уроженцы Донбасса, либо длительное время там проработали. Среди прокурорских таких 40%. Во многом наполнить кадровый потенциал «донецкими» помог нынешнему министру внутренних дел его предшественник — теперешний глава правительства Крыма Анатолий Могилев. Но, по признанию самого Виталия Захарченко, он лично успел провести кадровую ротацию в 11 областях.
Кроме того, из налоговой вслед за новым министром пришли трое «донецких» руководителей высшего уровня. Это Павел Зинов, который в МВД возглавил департамент материального обеспечения, Сергей Мищенко, назначенный начальником департамента Госслужбы по борьбе с экономической преступностью, и Александр Тулаев, занявший пост руководителя департамента внутренней безопасности МВД. Продолжает кадровую ротацию министр и сегодня. Из знаковых следует считать августовские назначения «донецких» Вячеслава Писаренко и Николая Чинчина, соответственно занявших посты начальника департамента транспортной милиции и начальника Главного следственного управления МВД, которое до марта текущего года возглавлял «выдавленный» из органов Василий Фаринник.
Не отстает и Генеральный прокурор Виктор Пшонка. Еще в ноябре прошлого года он провел серьезную ротацию, поменяв местами прокуроров Луганщины и Киева. В столицу он усадил в прокурорское кресло более надежного «донецкого» Николая Безкишкого. Весной назначил своим замом не менее преданную Лилию Фролову, призванную улучшить прокурорскоследственную работу центрального аппарата ГПУ. И уже в июне Виктор Павлович меняет прокуроров Закарпатской и Николаевской областей. Кстати, на Николаевщину Пшонка отправил эксначальника Главного управления по расследованию особо важных дел ГПУ Андрея Курыся, который как раз и попал в самую гущу врадиевских событий. Понимая, что сегодня предотвратить подобное практически невозможно, ему, как и всем коллегам Курыся, поставлена конкретная задача: сохранить прокурорский мундир незапятнанным. Милицейские в долгу тоже, похоже, оставаться не собираются. Только вот вряд ли подобный пингпонг нравится Виктору Януковичу, которому в преддверии президентских выборов нужна не только чистота мундиров силовиков, а чистота их рядов.
- Информация о материале
Музыканты, драматурги, писатели всего мира зарабатывают себе на жизнь не только концертами. Можно не выступать перед публикой годами, и даже десятилетиями, не писать новых книг и пьес, и прекрасно себя при этом чувствовать. Потому что они получают деньги за то, что сочинили, спели и сыграли в свои лучшие годы — и если произведения в цене, то эти деньги — роялти — составляют значительную часть их доходов правообладателей или их наследников.
В Советском Союзе, по словам заслуженных и уважаемых поэтов, музыкантов, драматургов, права авторов уважали, несмотря на тоталитарный режим. Деньги за использование произведений приходили им вовремя и в полном объеме. Авторам независимой Украины их роялти даются невероятными усилиями. Посмотрим, например, как это происходит в музыкальном бизнесе.
Невыполнимый закон
По закону, права за использование произведений — песен, музыки, пьес — прнадлежат правообладателям. Иногда это авторы, иногда — продюсеры. Собирают роялти организации коллективного управления (ОКУ) , с которыми правообладатели заключают договора. В Украине работают около 15 ОКУ, а также государственное предприятие «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (УААСП) - номинальный наследник Всесоюзного авторского общества в Украине. УААСП считает себя уполномоченным собирать роялти во всех сферах. Остальные, поменьше и более специализированные, созданы самими авторами и правообладателями уже в 2000-х.
ОКУ собирают роялти за исполнение произведений на ТВ, радио, в ресторанах и ТРЦ, за использование в рекламе, за мобильный контент, за использование музыки в театральных постановках и кино и так далее. В своей деятельности эти организации руководствовуются законом Украины «Об авторских и смежных правах».
Этот закон писался в 90-х с лучших европейских образцов. Тем не менее, в нем есть немало спорных мест и один большой недостаток — отсутствие механизма поддержки закона. То есть, наказания. Фактически, наказать организации, уполномоченные за сбор роялти для правообладателей — невозможно. Можно, конечно, забрать у ОКУ права собирать причитающиеся роялти. Но денег все равно не получишь, и рано или поздно придется идти в другую организацию.
Поэтому у правообладателей всегда есть масса претензий к ОКУ — относительно сроков и размеров выплат, в частности. Если c небольшими организациями решить спорные вопросы удается, то с ГП УААСП — это невозможно.
Загадочный УААСП
УААСП, как упоминалось выше, является — или считает себя — самым крупным и самым полномочным. Предприятие собирает роялти за исполнение музыки и песен везде, где только возможно. Однако выплачивать их не спешит. Не один десяток миллионов гривен роялти пропал в ее недрах, говорят, например, старожилы музыкального рынка.
По словам ведущих украинских продюсеров, только особо приближенные авторы и правообладатели получают роялти почти вовремя и почти в полном объеме. Неприближенные же ожидают своих денег годами.
По закону об авторском праве, правообладатели должны получать отчеты от уполномоченных организаций за то, сколько раз их произведения использованы и сколько начислено за это денег. УААСП эту норму закона старательно игнорирует, говорят авторы и продюсеры. Добиться от них мало-мальски вменяемых данных невозможно. Суммы выплат, порой мизерные, ничем не обосновываются.
По словам участников рынка, с 2000 года накопленные роялти дважды исчезали со счетов Агентства. Вернее, они были размещены на счетах банков, которые банкротились. Вскоре после исчезновения средств, в УААСП менялось руководство, и добиться вменяемого расследования было невозможно.
Что делать с долгами? Списать на прибыль!
В июне нынешнего года в УААСП прошла проверка со стороны правоохранительных органов. Проверяли все аспекты деятельности государственного предприятия, а с особой тщательностью — начисления и выплату роялти за использование музыки правообладателям за последние три года.
Результаты этой проверки таковы:
- УААСП в части случаев проводит сбор роялти без полномочий от правообладателей, в другой части этих случаев — договора просрочены либо расторгнуты.
- Среди документов, необходимых для сбора роялти, часто отсуствуют отчеты пользователей и каталоги правообладателей (в которых указано, за какие именно произведения УААСП уполномочен собирать права). В связи с этим распределение вознаграждения распределяются непрозрачно и необъективно. Восстанавливать эти документы УААСП либо не спешит, либо не собирается вообще.
- УААСП — неприбыльная организация, и в последние годы демонстрирует посчтоянный убыток. Но это не мешает ей списывать суммы роялти в десятки тысяч гривен себе в доход только потому, что не ищет правообладателей, или попросту игнорирует их,
- Одни правообладатели, с которыми у УААСПа заключены договора, недополучают свои деньги. Другие — получают с лихвой, сотни тысяч гривен, в то время, как договора с ними отсутствуют. Таких компаний — несколько.
- УААСП собирает роялти не только за отечественные песни и музыку, но и за зарубежные. Часто правообладатели даже не в курсе того, кто представляет их в Украине. Деньги часто списывают на прибыль.
В целом же, по результатам проверки, нарушения УААСП потянули на сумму в несколько миллионов гривен. Эти результаты, хоть и не афишировались широко, хорошо известны участникам рынка.
И вскоре после этой проверки, в июле, на сайте Государственной службы по вопросам интеллектуальной собственности появилась информация о том, что государственное предприятие УААСП к концу года будет реорганизовано в государственную организацию УААСП. Перед тем, как закончить реорганизацию, Агентство должно рассчитаться со своими кредиторами — если они, конечно, знают об изменениях. То есть, в течение двух месяцев правообладатели, которым УААСП задолжал, имеют право заявить свои имущественные права на роялти, которые должны войти в передаточный акт.
Правообладатели и представители ОКУ говорят, что много раз обращались в Госслужбу по вопросам интеллектуальной собственности с просьбой разъяснить необходимость и порядок реорганизации УААСП. Просили провести заседание Общественного совета при Госслужбе. Ответа, кроме рекомендаций ознакомиться с приказом на сайте, не получили.
По самым скромным подсчетам, сейчас на счетах УААСП должно находиться около 15 млн. грн. Очень большая вероятность того, что авторы и правообладатели этих денег никогда не увидят.
Не так давно у УААСП в очередной раз поменялось руководство — в пятый раз за последние пять лет. Правообладатели считают, что это связано именно с реорганизацией Агентства. Ведь куда проще создать новую структуру и сделать вид, что долгов у старой никаких и не было.
То, что происходит на музыкальном рынке, подобно ситуациям и в других сферах — кто-то присваивает себе чужие деньги, совершенно не опасаясь наказания. В 90% случаев по рукам по рукам за воровство не даст никто. «Не укради» осталось в Библии, и к нынешним временам не имеет никакого отношения.
Подумаешь, украли деньги за музыку, и наплевали на авторские права! Чиновники вспомнят об этом, когда снова придется отчитываьтся перед международными организациями за повсеместное пиратство и несоблюдение авторских прав. Власть и оппозиция — в лучшем случае перед выборами, когда придут к продюсерам и музыкантам с просьбой поддержать их в турах.
Странно также то, что многие авторы недовольны действиями УААСП, недовольны выплатами, знают, что деньги в очередной раз могут пропасть — но никаких действий предпринимать не собираются. «Я не знаю, куда на них жаловаться и будут ли эти жалобы рассмотрены. Я никак не могу на это повлиять», - сказал в разговоре один из украинских театральных режиссеров.
Будь что будет. Правообладатели, особенно старой закалки, люди терпеливые. А пока кому-то можно, забыв про закон и мораль, стричь купоны и собирать деньги на новую машину.
Мнения участников рынка:
Вадим Лисица, продюсер, Fox Music:
Общаться с государственным предприятием УААСП в последние годы крайне проблематично. Да, у него есть полномочия по сборам роялти для украинских и зарубежных исполнителей. Но главная их функция — защита авторскго права, которую они как раз не выполняют. За многие годы работы УААСПа так и не смогли разработать понятной программы для авторов распределения роялти. К тому же были случаи, когда деньги пропадали со счетов УААСП.
На сегодняшний день, хочу сказать, Украина находится на одном из предпоследних мест по сборам за публичное исполнение, что в принципе очень странно, поскольку страна большая, потенциал рынка очень большой. И почему это до сих пор законодательно не зафиксировано, непонятно.
Юрий Фалеса, продюсер, Falyosa Family Factory
Работа организаций коллективного управления, которые собирают роялти для авторов и продюссеров по ресторанам, барам, маргазинам, каналам, радиостанциям и прочим проблематична для нас. Больше всегот претензий к государственному предприятию «Украинское агентство по авторским и смежным правам». У них нет ни отчетности, ни документации, ни специальных программ по подсчету и распределению роялти. УААСП пытаются реорганизовать последние 12 лет, и этот процесс никак не закончат.
Мы пытаемся договориться, но в большинстве случаев наши претензии и пожелания не слышат. С организациями коллективного управления работать гораздо легче — их действия более понятны и прозрачны.
Владислав Макашов, продюсер, Юниверс Медиа Груп
В отношении сбора роялти за публичное исполнение — полный бардак и хаос, по той простой причине, что Комитет по вопросам интеллектуальной собственности, который по сути должен как-то контролировать, агитировать и так далее, только делает вид что он работает.
УААСП, государственное предприятие, уже на протяжении нескольких лет вообще никому, кроме своих приближенных, роялти не выплачивает. На письма, официальные запросы не отвечает. При этом, так скажем, регулярно собирает все роялти откуда можно и как можно. Многие телеканалы отказываются платить нам роялти, мотивируя тем, что у них есть договор с УААСП, и они якобы по факту платят туда — часть роялти.
Вадим Кохтыш, продюсер, Честная музыка
Однозначно, претензий к государственному предприятию УААСП больше претензий, чем к ОКУ, созданным правообладателями. Там, где есть государственные деньги, всегда есть возможность поворовать.
У руля УААСПа стоят люди, юристы, которые прекрасно знают, что если они не будут проводить начисление на выплату кому-то из правообладателей, то у них не станет кредиторов. Поэтому мы рассчитываем только на добрую волю руководства Госслужбы интеллектуальной собственности, на выполнение этой воли директором УААСПа — то есть, выплаты задолженности правообладателям.
Юрий Рыбчинский, поэт:
Я давно работаю с Украинским агентством авторских и смежных прав. Оно должно выплачивать роялти авторам, но те роялти, которые выплачивают в последние годы, не имеют ничего общего с тем, что на самом деле должны получать тысячи авторов. Куда деваются эти деньги? Мы не знаем, куда обращаться — в прокуратуру, или куда-то еще, и даст ли это результат.
УААСП обязан любому автору предоставлять отчет — откуда приходят деньги, какое количество, кто исполнитель — чтобы была обратная связь, чтобы автор мог следить, кто его исполняет, или кто перестал его исполнять. В советское время можно было прийти и попросить такой отчет. Мне выдавали целое полотнище, и я мог знать, что Иванов, Петров или Сидоров исполняет мою песню в Свердловске, Чите или Барнауле. Сейчас эта организация неконтролируема.
Я думаю, что за последние годы, 5-7 лет, у нас, украинских авторов, в общей сложности украли фантастическую сумму — не побоюсь сказать, больше 100 миллионов долларов. Деньги исчезали со счетов неоднократно.
- Информация о материале
Активная политическая жизнь — удовольствие не из дешевых, если речь идет о всеукраинском раскрученном проекте, который постоянно нуждается в подпитке ассигнациями. Хорошее финансирование плюс репутация партии и поддержка масс — залог того, что у политсилы есть шанс держаться на плаву и претендовать на раздел властного пирога.
Примеры, когда финансирование разворовывается или иссякает вкупе с рейтингом, в украинском политикуме известны. Это — в недалеком прошлом мастодонт и мегаблок «Наша Украина». После того как рейтинг первого лица — Виктора Ющенко упал ниже плинтуса, а из партии побежали люди, которые задавали в ней тон, эта некогда мощная структура развалилась, как китайская ваза. О долгах «Нашей Украины» до сих пор ходят легенды. Бывший функционер этой партии Сергей Бондарчук, сбежавший с этого «Титаника», называл цифру в $10 млн – сообщает Контракты.UA.
В эпоху Кучмы новоиспеченные олигархи сами носили депутатские значки и появлялись в Раде во время решающих голосований. Мандат тогда был в большой цене — его нельзя было забрать, как сегодня, по сигналу с Банковой, потому с депутатами было принято считаться. В те годы под куполом здания на Грушевского можно было встретить зятя президента и крупного промышленника Виктора Пинчука, владельца заводов-пароходов Игоря Бакая и многих других. На сегодняшний день крупным денежным мешкам легче участвовать в финансировании той или иной политсилы, а самим находиться в тени. Контракты решили систематизировать всю информацию о тех, кто имеет отношение к финансированию крупнейших украинских партий, и вот что из этого вышло.
Партия регионов: семейная кубышка
Согласно обнародованным финансовым отчетам за прошлый год, только официально Партия регионов была абсолютным рекордсменом по доходам среди других партий. За 2012-й она заработала 325,28 млн грн. Большая часть этой суммы — 324,9 млн — безвозвратная финансовая помощь, добровольные пожертвования и членские взносы партийцев. Минимальный членский взнос, по словам самих регионалов, может быть и 5 грн.
Еще до формирования такого мощного конгломерата, как Семья, среди спонсоров президентской политсилы называли имена старых соратников Януковича: владельца СКМ Рината Ахметова, кондитера и застройщика Бориса Колесникова, группу «Сергей Левочкин — Юрий Бойко — Дмитрий Фирташ», загадочного Юрия Иванющенко по кличке Юра Енакиевский. Однако, по мнению политологов, теперь президенту Януковичу уже не нужна мощная партия, в которой могла бы зародиться оппозиция его лидерству. Ему нужна подконтрольная ПР, в которой подчинение зиждется на страхе, а не на финансовых долях. Яркий пример тому — растерзание верного экс-ректора Петра Мельника своими же. Поэтому в последнее время финансовый поток на нужды президентской политсилы больше похож на калым за неприкосновенность от уголовного преследования, чем на инвестиции в будущее. Старые кадры потихоньку уходят в тень. Ринат Ахметов выпал из публичной политики, когда принял решение не баллотироваться в Раду (был депутатом V и VI созывов). Борис Колесников потерял политический вес и сейчас ушел фактически в небытие. Влияние Бойко-Левочкина нынче тоже под большим вопросом. Потому как Бойко также потерял важные государственные рычаги вместе с постом, а под Левочкиным СМИ регулярно «качают» кресло, предрекая, что скоро пост главы Администрации займет нынешний министр МВД Виталий Захарченко.
Эксперты считают, что главные спонсоры ПР сегодня — это члены Семьи — Сергей Арбузов, братья Клюевы (не зря Сергей Клюев недавно публично приобрел Межигорье), в меньшей степени сам Янукович и сыновья (миллиардер-бизнесмен Александр и нардеп Виктор).
Батькивщина: сборная солянка
Некогда мощная политсила Юлии Тимошенко после перехода в оппозицию растеряла своих спонсоров. Потихоньку стали перебежчиками представители крупного бизнеса: банкиры братья Буряки, автомагнат Тариэл Васадзе, организатор «Таврийских игр» Николай Баграев, бизнесмен Сергей Осыка, крупный игрок аграрного рынка Андрей Веревский и многие другие.
Официальный доход партии Тимошенко за прошлый год — 115 млн грн. Если сравнить с 2010-м, когда политсила только перешла в оппозицию, получится на 55 млн грн меньше. Почти вся сумма задекларированных в прошлом году средств — 114,4 млн грн — добровольные пожертвования и безвозвратная финансовая помощь. По словам депутатов-тимошенковцев, в месяц члены партии могут и по гривне скидываться на взносы.
Политтехнолог Тарас Березовец называет последним крупным спонсором «Батькивщины» бизнесмена Константина Жеваго. Он до последнего держался, несмотря на массированную атаку контролирующих органов на его предприятия. На последних выборах он пошел самовыдвиженцем, но политологи считают, что соратников-бютовцев финансировать не перестал. Хотя объемы вливаний, конечно, уже не те.
Среди спонсоров влившейся в «Батькивщину» политсилы Арсения Яценюка «Фронт змін» эксперты называют олигарха, еще не так давно финансировавшего ПР, Дмитрия Фирташа. Хотя сам Арсений Петрович связь с основателем скандального РосУкрЭнерго везде опровергает. Тем не менее канал Фирташа «Интер» избегает критики Яценюка в открытую, а иногда даже поддерживает его. Также среди инвесторов в «проект Яценюка», который явно будет участвовать в президентских выборах, знающие люди называют непубличного бизнесмена из енакиевской группировки — Леонида Юрушева. Косвенным доказательством такой связи были заснятые журналистами машины с символикой «Фронта змін», стоявшие на одном из предприятий, которое приписывают Юрушеву. Также есть доля правды в сотрудничестве Яценюка с зятем Кучмы, бизнесменом и меценатом Виктором Пинчуком. На одной из встреч на Ялтинском саммите Яценюк даже сделал комплимент Пинчуку, что «он под защитой демократических сил».
УДАР: тайна за семью печатями
Не все так однозначно и с финансовыми вливаниями в проект Виталия Кличко — УДАР. Сам чемпион везде публично заявляет, что он — главный финансист и спонсор своей политсилы. В 2012 году партия Виталия Кличко задекларировала 43,5 млн грн. Источники — либо добровольные пожертвования, либо безвозвратная финансовая помощь. Кстати, Кличко в прошлом году задекларировал 11 млн грн чистого дохода. Аналитики в один голос утверждают, что даже из теневых поступлений боксеру-супертяжеловесу не удалось бы наскрести денег на свой политпроект. Среди его теневых спонсоров часто упоминают того же Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина. Если проанализировать все месседжи и публичные выступления Кличко, то в них нет ни единого слова об упомянутых господах. Критикуется только президент Янукович и группа Арбузова.
Тягнибок живет за счет однопартийцев
Официально самая «бедная» из представленных в парламенте партия — это «Свобода». За прошлый год Тягнибок и Ко заработали всего 27 млн грн. Также весь доход составили членские взносы. Финансирование политсилы Тягнибока, судя по его публичным заявлениям, похоже на сетевой маркетинг. Лидер в одном из интервью заявил, что после 2006 года при его партии был создан некий экономический совет — «клуб по интересам», в который вошли члены партии — предприниматели. Это — представители малого и среднего бизнеса. Время от времени они приводят в этот совет друзей, которые интересуются организацией и впоследствии вступают в «Свободу».
Например, офис на улице Саксаганского в Киеве принадлежит некоему «свободовцу», который занимается бизнесом на Сумщине и в Киеве. Среди своих спонсоров Тягнибок называет Романа Онуфриева — председателя фракции в Ивано-Франковском городском совете. Он владелец крупнейшей в Западной Украине типографии. Скандальная Toyota Sequoia, на которой ездит главный «свободовец», якобы перешла ему тоже от однопартийца Игоря Мирошниченко (бывшего футбольного журналиста), жена которого занимается бизнесом. Хотя эксперты считают, что все-таки к финансированию Тягнибока имеют отношение «семейные» кошельки Януковича.
КПУ: русским духом пахнет
В 2012 году КПУ заработала 112,5 млн грн. Основной доход был, как и у коллег, — добровольные пожертвования (112 млн грн). Лидер Петр Симоненко не скрывает, что партийная дисциплина велит коммунистам ежемесячно отчислять в кассу КПУ до 20% от своей зарплаты. Но Петр Николаевич явно лукавит, ведь крох с депутатской зарплаты не хватит на содержание офиса на Подоле, местных ячеек, а также организацию пышных митингов. Пенсионеров-поклонников одним марскизмом-ленинизмом не накормишь. Среди спонсоров КПУ чаще всего называли экс-главу Госуправделами Игоря Тарасюка и российского бизнесмена Константина Григоришина. Но чья бы фамилия ни называлась в качестве основного спонсора, российские деньги явно в бюджете партии присутствуют: Симоненко сейчас главный реципиент у российских властей после «Украинского выбора» Виктора Медведчука. Петр Николаевич сумел оттеснить от кремлевского корыта почти всех левых — и впавшую в маргинес Наталью Витренко, и раскольника Леонида Грача с его крымской мятежной ячейкой, и различных общественников, вроде Евразийского союза молодежи, которые раньше слонялись по стране, как у себя дома. Не оправдавшие надежды Путина лазутчики в Партии регионов после разгона Януковича поджали хвосты и подчинились. Только один ПНС все никак не успокоится с референдумом по Таможенному союзу и выдумывает сценарии один безумнее другого, чтобы угодить Кремлю.
- Информация о материале
Министерство доходов и сборов дезинформирует главу правительства Николая Азарова по поводу истинных причин срыва плана по сбору акциза с нефтепродуктов. Это следует из пояснительной записки Министерства доходов и сборов Украины о невыполнении плана по поступлению акцизного сбора c нефтепродуктов и мерах по исправлению данной ситуации, оказавшейся в распоряжении "Зеркала Недели. Украина". Документ на имя Николая Азарова подписан главой ведомства Александром Клименко.
Так, за 7 месяцев 2013 г. выполнение заданий по сбору акциза с нефтепродуктов было обеспечено на 76% от плана, в специальный фонд Государственного бюджета поступило 6415 млн грн. В частности, среди основных факторов, которые привели к снижению бюджетных поступлений, Миндоходов выделяет падение производства и реализации украинскими нефтеперерабатывающими предприятиями ЧАО ЛИНИК, ПАО "Укртатнафта" и ДК "Укргаздобыча".
Как ранее сообщало "Зеркало Недели. Украина", на фоне резкого снижения сбора акцизов в январе–июле 2013 г. (на 33% от уровня прошлого года или на 2,22 млрд грн по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.) потребление бензина, по данным Минэнерго за 7 месяцев 2013 г., упало на 6,24%, дизтоплива — на 3,57%. Правительственные специалисты ожидали, что падение производства нефтепродуктов в Украине, о котором сообщает в своей записке Миндоходов, будет компенсировано импортом. Однако по итогам 7 месяцев 2013 г., на фоне увеличения физических объемов поставок нефтепродуктов по импорту, поступления акциза с импорта снизились на 25% по сравнению с 2012 г.
В своей записке премьер-министру Миндоходов констатирует, что без налогообложения на рынок поступило около 1 млн нефтепродуктов.
"Анализ показателей на рынке нефтепродуктов указывает на наличие значительного дисбаланса — объемы потребления превышают уровень наполнения рынка произведенных и импортированных нефтепродуктов", — говорится в записке. — "Так, объемы потребления бензинов дисбалансированы на 744 тыс. т, дизтоплива — на 232 тыс. т".
Как пишет министерство, основной причиной дисбаланса является реализация через АЗС топлива сомнительного качества. Прежде всего, по мнению ведомства Клименко, ситуация объясняется большой нелегальной и неучтенной добычей, составляющей около 70 тыс. т в месяц. Также, по данным министерства, около 50 тыс. т нефтепродуктов в месяц перемещается в Украину из Российской Федерации через подземные трубопроводы. В сумме с ввозом топлива в "дополнительно оснащенных баках автомобилей" расчетное количество незаконно ввезенного бензина за 7 месяцев составило 710 тыс. т.
В то же время, по данным "Зеркала Недели. Украина", искомый 1 млн т импортных нефтепродуктов, с которого не были уплачены акцизные сборы и НДС, в январе–июле 2013 г. был оформлен Государственной таможенной службой по документам как для дальнейшего экспорта и реэкспорта. Однако впоследствии это топливо было распродано внутри страны. Именно фиктивный экспорт является главной причиной недопоступлений акцизного сбора с нефтепродуктов в 2012–2013 гг.
О вымышленных Миндоходов причинах бюджетных проблем со сбором акцизов говорят и результаты работы по исправлению этой ситуации, приведенные в письме Николаю Азарову.
Так, в Крыму пресечена схема производства нефтепродуктов под видом альтернативного топлива, по оценкам министерства, нанесшая бюджету урон в 5 млн грн (при недоимке, исчисляемой миллиардами).
"Из незаконного оборота изъято 3,4 тыс. т горюче-смазочных материалов на общую сумму 36,3 млн грн, из них незаконно перемещенных через государственную границу Украины 212 т на общую сумму 4,4 млн грн", — рапортует Миндоходов. Одновременно ведомство фактически констатирует, что обнаружило 0,1% от искомого объема теневого оборота нефтепродуктов.
Нет реальных методов решения проблемы и в перечне мер, которые перечисляет Миндоходов для исправления ситуации. Министерство, в частности, считает необходимым: Госпогранслужбе, МВД, Миндоходов "активизировать работу по незаконному перемещению через государственную границу нефтепродуктов, в том числе с использованием подземных трубопроводов"; (здесь и далее выделено нами. — Ред.) Минприроды, МВД принять меры по "недопущению осуществления учтенной добычи нефти и газового конденсата, и других производных ресурсов". Поручений и рекомендаций Гостаможслужбе об усилении таможенного режима при перемещении нефтепродуктов в перечне мер нет.
Согласно сопроводительным документам к письму Миндоходов, Николай Азаров указал А. Клименко на персональную ответственность за выполнение утвержденных показателей по уплате налогов и сборов в соответствии с показателями закона о госбюджете на 2014 г. Премьер-министр потребовал в октябре 2013 г. доложить о результатах мер принятых к обеспечению поступлений акцизного налога с нефтепродуктов в полном объеме.
Как ранее сообщало "Зеркало недели. Украина" со ссылкой на свой конфиденциальный источник в Миндоходов, в январе–июле 2013 г. государственный бюджет Украины недополучил около 4,7 млрд налогов с нефтепродуктов, из которых порядка 2,22 млрд составляет акцизный сбор и 2,47 млрд — налог на добавленную стоимость. В целом поступления акцизного сбора с нефтепродуктов упали по сравнению с прошлым годом на 33%. Ожидается, что с учетом динамики первых 7 месяцев 2013 г. суммарные потери налогов с бензина и ДТ в 2013 г. превысят 8 млрд грн.
Серия расследований, проведенных нашим еженедельником, показывает, что основной причиной растущей недоимки топливных акцизов являются поставки импортных нефтепродуктов через систему лицензионных таможенных складов компаний "Зовнитрансгаз", ЧП "Фирма Армада-Плюс" и ДП "Петрол-Форвардинг". Эти нефтепродукты оформляются как транзитные или реэкспортные, т.е. без уплаты акциза и НДС, хотя реализуются на внутреннем рынке через компанию "Газ Украина-2020", входящую в неформальную группу компаний ВЕТЭК Сергея Курченко. "Газ Украина-2020" приобретает нефтепродукты через систему предприятий, обладающих признаками фиктивности, и формально не является импортером данных нефтепродуктов. На многочисленные обращения по данному вопросу со стороны народных депутатов и журналистов Миндоходов и Генпрокуратура сообщили, что признаков контрабанды нефтепродуктов проведенные ими проверки не обнаружили.
- Информация о материале
Увлекшись казначейскими играми с местным самоуправлением, партия власти вынуждает региональные элиты думать не столько о грядущих президентских выборах, сколько о следующих сразу за ними локальных избирательных кампаниях.
Органы местного самоуправления оказались зажаты между молотом и наковальней. С одной стороны, в сложившейся ситуации у них нет возможности пойти даже на непопулярные меры, включая повышение тарифов. Подобные планы тут же вызывают громкий народный протест, бьющий по имиджу как местной, так и в большей степени центральной власти. А с другой стороны, мэры практически всех украинских городов в последнее время жалуются на то, что со стороны Госказначейства наблюдается ежемесячная задержка оплаты зарегистрированных финансовых обязательств. Под угрозой срыва не только нормальное начало отопительного сезона, но и выплата зарплаты работникам бюджетной сферы. С фактическим выполнением мэрами своих предвыборных обещаний еще сложнее — они внедрены преимущественно в местные программы капитального строительства, которые попросту заморожены. Некоторые градоначальники, озвучивая текущие казначейские проблемы, тем самым перестраховываются на случай реальных мини-катастроф, за которые их избиратель осенью 2015 года на местных выборах по головке явно не погладит. Однако Киев, озабоченный проблемой весны-2015, требует от них брать всю ответственность на себя.
Полтавский тест
Показательным в этом плане стал инцидент в Полтаве в прошлую пятницу, когда акция протеста против повышения коммунальных тарифов переросла в штурм горсовета. Под предводительством ряда нардепов-оппозиционеров митингующие прорвали милицейское оцепление, выбили стеклянные двери и прорвались в здание мэрии Полтавы. После продолжительных боев манифестанты достигли кабинета городского головы Александра Мамая, в котором того не оказалось. Но мэра все-таки нашли, его общение с народом пыл протестующих не охладило, так что Мамаю, по словам очевидцев, пришлось ретироваться из горсовета через черный ход, переодевшись в милицейскую форму.
Причиной случившегося стали новые тарифы на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, которые горисполком Полтавы повысил в 2,5–3 раза своим решением еще от 1 августа. В сентябре полтавчане стали получать уведомления о повышенных коммунальных проплатах, что и вызвало бурю возмущения. Стоит отметить, что в прерогативе органов местного самоуправления осталось установление тарифов только на содержание жилья. Стоимость электроэнергии и газа всегда была в ведении центральной власти, а созданная в ноябре 2011 года Нацкомуслуг регулирует деятельность в сфере генерации, транспортирования и поставок тепла, а также централизованного водоснабжения и водоотвода. Однако и этими минимальными тарифными полномочиями мэрии теперь вряд ли воспользуются. Уже на следующий день после штурма Полтавского горсовета местный горисполком отменил свое же решение о повышении коммунальных тарифов, так что все теперь в аналогичных ситуациях будут действовать с оглядкой на этот с треском провалившийся полтавский тест. И уж точно не пройдут мимо внимания других мэров комментарии полтавской ситуации Николая Азарова. Премьер жестко проехался по Мамаю, которого пришлось «приводить в чувство», а все заслуги по снижению тарифов приписал себе, явно конкурируя в этом с активно участвовавшими в полтавских событиях оппозиционерами. А всегда четко следующий в русле политики Партии регионов Мамай, который теперь крайне усложнил себе переизбрание в 2015 году на второй мэрский срок, оказался у разбитого корыта.
В предчувствии мэрского бунта
На этом фоне проблемы органов местного самоуправления в отношениях с Госказначейством достигли уже такого уровня, что ряд областных центров вынуждены были обратиться с петициями к Президенту и Кабмину. «При наличии средств на счетах горбюджета и бюджетных учреждений казначейством не проводятся платежи на их содержание, выполнение сезонных работ по благоустройству, строительно-монтажных работ на объектах строительства, ремонт жилого фонда, капитальные расходы в учреждениях здравоохранения. Также не платятся больничные сотрудникам бюджетных и коммунальных учреждений, не финансируется питание детей в школах и детсадах, под угрозой открытие отопительного сезона и функционирование ЖКХ», — говорится в недавнем обращении Сумского горсовета.
Почин мэра Сум Геннадия Минаева, до сих пор лояльного ПР, поддержали в Ривне. Преимущественно оппозиционно настроенные ривненские депутаты выбрали такую же мягкую форму — в виде просьбы к центральной власти. Но ситуация, по мнению Ривненского горсовета, близка к параличу исполнения собственных полномочий. Например, в местной отрасли ЖКХ задолженность выплат по вине казначейства составляет половину от общего объема выполненных ремонтно-строительных работ и работ по благоустройству города. При этом общая сумма задержек Госказначейством перед Ривне составляет с начала года смешные деньги — 11,7 млн. грн. Кстати, требования Сум также не аховые: по состоянию на 20 сентября управлением Госказначейства по специальному фонду городского бюджета не проведено 8,46 млн. грн. Решить проблему можно одним росчерком пера, сэкономив на некоторых «представительских расходах». Тем более что вся страна знает, в каком направлении в последние годы идут многомиллиардные бюджетные ассигнования.
Однако центральная власть не торопится исправлять положение, которое несет ей непропорционально огромные имиджевые потери накануне предвыборного года и уничтожение любых подпорок со стороны местных элит. Руководство даже самой лояльной к Президенту Луганщины публично заявило, что «для сбалансированности местных бюджетов области необходимо выделить до конца текущего года 450 млн. грн., чтобы нормально закрыть защищенные статьи и не допустить задержек бюджетных зарплат». И в завершении последняя ремарка для справки: по свежему сообщению Минфина, дефицит госбюджета с начала 2013 года составил 34,75 млрд. грн., что в 2,1 раза превышает показатель за восемь месяцев 2012-го.
- Информация о материале
Страница 902 из 1561
