В минувший вторник Верховная Рада приняла в первом чтении правительственный проект закона о реформировании системы управления автодорогами общего пользования. Как уже писало ZN.UA, Кабмин намерен передать большую часть дорог, находящихся в ведении Укравтодора, местным властям — областным и Крыма, оставив себе лишь треть. В итоге правительство почти добилось своей цели — снять львиную долю ответственности с Мининфраструктуры и Укравтодора и переложить ее на губернаторов и правительство Крыма. Это якобы улучшит систему управления дорогами и, как следствие, их качество. Такое решение абсолютно ничем не объяснено, и положительный эффект от него более чем сомнителен. Но самое удивительное состоит в том, что принимая этот закон, Кабмин и депутаты не учли, что местным властям, кроме ответственности, надо бы дать денег. Как они решат это недоразумение, и что будет с дорогами теперь?
Начинаем тратить, заработаем потом
Как писало ZN.UA, Укравтодор сообщил, что с 1 января 2014 г. из 169,5 тыс. км автодорог, находящихся в управлении дорожного агентства при Мининфраструктуры, 117 тыс. км будут переданы на баланс областных администраций и правительства Крыма вместе с финансированием, потому что "на местах лучше знают, какие дороги нужны". Уже в сентябре глава Укравтодора Евгений Прусенко заявил, что Кабмин утвердил это решение, и не только это.
Правительство также утвердило Программу развития автомобильных дорог на 2013–2018 гг., которая предусматривает и передачу дорог губернаторам и правительству Крыма, и финансирование в размере 214 млрд грн (изначально планировались 264,55 млрд грн). Однако до сих пор никто не ответил внятно на вопрос, откуда возьмутся деньги, ведь это почти 50% госбюджета на 2013 г., а все расходы Украины на дороги сейчас составляют около 20 млрд (из них более 8 млрд идет на погашение кредитов и около 5 млрд — в распоряжение местных властей). Так что для реализации программы нужно собирать ежегодно в два раза больше денег. И Минфин, и Минюст уже заявляли, что не видят источников средств на такие расходы. Но это никого не смутило, и программа была утверждена.
Даже после одобрения всех программ Прусенко, выступая в сентябре на публичных дебатах, организованных фондом "Эффективное управление" Рината Ахметова, заявил, что через два-три года в стране вообще не будет дорог. Если не будет денег. Так что победные возгласы вперемежку с предсказанием Апокалипсиса наводят на мысль (уже в который раз), что страна понятия не имеет, что делать с дорогами. И, несмотря на то, что звучат идеи в два раза повысить акциз на топливо и сделать несколько дорог платными, до этих планов пока не дошло и дойдет не скоро, потому что из-за роста акцизов пострадает имидж президента Виктора Януковича, потому что интенсивность трафика на украинских дорогах не позволит окупить вложения в дороги быстро (и небыстро тоже), и потому что даже сами дорожники не до конца уверены, что и платные дороги не будут на следующее утро после постройки такими же убитыми, как 99% нынешних дорог.
Кроме того, утвержденная Программа на 2013–2018 гг. вызывает сомнения еще по двум причинам. Первая — 2013 г. уже, считайте, закончился. Вторая — еще забавнее. Премьер-министр Николай Азаров многократно заявлял, что на приведение всех дорог в порядок нужно 500 млрд грн. А 214 млрд грн, заложенные в программу, — почти половина того, что нужно. Означает ли это, что к 2018 г. половина дорог будет в порядке? Нет. Почему? Потому что на эти 214 млрд из 170 тыс. км будет построено и реконструировано всего 1500 км и 24 тыс. км отремонтировано. Это в 7 раз меньше, чем есть. То есть либо одна из цифр — 500 или 214 — взяты с потолка, либо обе сразу. И при этом, повторим еще раз, по прогнозу Прусенко, через три года дорог не будет в принципе.
Еще одна деталь. Укравтодор долго убеждал нас в том, что стоимость километра дорог в Европе составляет 7–8 млн евро, в Украине — 5, и эта разница сокращается, то есть наши дороги дорожают. Причина подорожания неизвестна. Но и это не соответствует действительности: в сентябре Азаров подписал распоряжение о строительстве менее 12 км дороги в Харьковской области за 848 млн грн, то есть по 70 млн грн за 1 км. А это и есть 7 млн евро. Это просто немыслимо — почти миллиард гривен на 12 км…
Все эти данные и цифры озвучивались публично, и когда их начинаешь сопоставлять, понимаешь, что с дорогами совсем все плохо.
Два закона по цене одного
Принятый в минувший вторник в первом чтении проект закона о реформировании системы управления автодорогами общего пользования разработан с целью закрепления законодательной передачи дорог на баланс областей и Крыма. Одновременно этот закон, будь он принят окончательно, перекладывает и ответственность за дороги с Укравтодора на местные власти.
Депутаты рассматривали не один проект, а два — первым был проект Николая Катеринчука, написавшего почти то же, что и Кабмин. В ходе обсуждения обоих проектов депутаты задавали вопрос: а почему ни в одном из них ни слова не сказано о том, что регионы вместе с ответственностью должны получить и деньги? Поскольку это обсуждение было непродолжительным, ответа на этот вопрос никто не добился, хотя докладчиком был министр инфраструктуры Владимир Козак.
На самом деле вопрос финансирования будет отражен в госбюджете на 2014 г. По крайней мере, должен. Но сейчас проект бюджета хоть и подан в парламент, но еще не обнародован. Очевидно, вопрос дележа шкуры неубитого медведя — тех самых 214 млрд грн — останется на потом, когда все разойдутся: как известно, правительство и Бюджетный комитет парламента делят бюджет в закрытой комнате без посторонних ушей и глаз по принципу "каждому по потребностям". Вот тогда-то все и решится. Губернаторам уже можно вылетать в Киев просить денег на дороги, и последний прилетевший может ничего не получить, потому как принцип дележа денег между регионами еще никем не обсуждался, а километраж дорог в той или иной области хоть и важен, но вряд ли будет решающим.
Некоторые депутаты, спрашивая о деньгах, оказывается, не знали, что в законах "Об автомобильных дорогах", "О дорожном движении" и "О Совете министров Автономной республики Крым" о расходах (фактических данных в цифрах) на дороги вообще нет ни слова, а потому на их вопросы никто бы и не ответил. А они все равно проголосовали. Примечательно, что за правительственный закон была не только Партия регионов, но и коммунисты, и "Свобода", считающая, что передача дорог в управление местным властям — это большое благо. А деньги? Как замечено многими, когда голосует "Свобода", разговор о деньгах неуместен.
Проект закона, поданный Катеринчуком, идентичен правительственному. Вероятно, с помощью этого депутата создавалась иллюзия, что за управление дорогами взялась и оппозиция. Но дело в том, что тексты и пояснительной записки депутата, и самого закона, а также сравнительная таблица совпадают с вариантом Кабмина на добрые 90%. Если сравнить дух и суть двух проектов законов, то без преувеличения можно сказать — это два одинаковых документа.
Выводы Главного научно-экспертного управления Верховной Рады по двум проектам также идентичны (кроме нескольких отличий). И когда Рада сначала не приняла проект Катеринчука, а затем голосовала за правительственный вариант, сам Катеринчук не был ни за, ни против, и даже не воздержался, а просто не голосовал. Будем считать, что сохранил лицо.
Чуть-чуть безответственности
Научно-экспертное управление, если захочет, может даже и "потроллить" автора закона, но тут в его выводах не было никакого юмора, а рекомендация к двум проектам такова: принимайте в первом чтении, там разберемся. Но к кабминовскому проекту эксперты все же сделали два серьезных замечания.
Первое заключалось в том, что в пояснительной записке фраза "закон не требует дополнительного финансирования" не соответствует действительности, так как передача дорог в управление областей и Крыма потребует расходов на дополнительный персонал. Из чего следует, что спихнув дороги, Кабмин, Мининфраструктуры и Укравтодор не только ни слова не сказали о выделении денег на дороги, но и совершенно забыли о том, что этими дорогами буквально некому будет заниматься.
Второе замечание касалось того, что исключение из закона "Об автомобильных дорогах" пункта ст. 13 "Ответственность органов государственного управления автомобильными дорогами общего пользования" категорически недопустимо, так как это приведет к ухудшению качества дорог. Экспертов не устроило даже перераспределение ответственности между центральными органами власти, местными властями и автомобилистами. Но, похоже, это и было главной целью двух проектов-близнецов, один из которых принят в первом чтении, — сбросить "балласт".
И если улучшение качества дорог от такого решения сомнительно и не очевидно, то его бесполезность уже доказана на практике: независимое от Укравтодора и Мининфраструктуры коммунальное предприятие "Киевавтодор" лучше всех знает, какие дороги в Киеве нужно чинить и строить. Кто может сказать, что они хорошие? Даже глава Киевской горадминистрации Александр Попов больше не решится такое заявить. Но от "Киевавтодора" часто слышны стоны о недофинансировании, последний раз — на 55%. Ровно то же самое будет и с губернаторами. Кстати, в проекте закона есть пункт, обязывающий их… финансировать дороги. Но не сказано, за счет чего, разумеется.
И можно считать, что Прусенко, говоря об исчезновении дорог через два-три года, был прав. Почти все для этого уже готово.