Статьи
Правительство предлагает модернизировать Государственную уголовно-исполнительную службу. На базе уголовно-исполнительной инспекции предполагается организовать службу пробации. Так, 10 октября с. г. Верховная Рада приняла за основу законопроект №1197-1 «О пробации». Его принятие необходимо в рамках Концепции государственной политики в сфере реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы, утвержденной указом Президента Украины №631 от 08.11.2012, предусматривающей внедрение системы пробации.
Подготовка данного нормативного документа велась с учетом международного опыта в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказаний и социальной работы с лицами, совершившими преступления. Напомним, что в январе текущего года в Верховной Раде были зарегистрированы 2 законопроекта с идентичным названием. Автором первого, (р. №1197 от 04.01.2013) был народный депутат Виктор Швец. Инициатором же принятого за основу законопроекта выступает КМУ. Оба законопроекта стали поводом для обсуждения в течение всего года.
Законопроект №1197-1 направлен на создание в Украине системы пробации с целью введения механизмов работы с лицами, которые привлекаются к уголовной ответственности, и с лицами, которые уже осуждены, а также осуществление индивидуального надзора за такими лицами, что должно служить обеспечению безопасности общества и снижению уровня рецидивной преступности в стране. На сегодня такой функцией озадачена уголовно-исполнительная инспекция, но европейские эксперты отметили, что в ее работе есть недостатки. Прежде всего, отсутствует связующее звено между исполнением наказаний и социальной работой с правонарушителями, что делает действующий институт наказания с испытанием исключительно формальным.
Три вида пробации
Проект, в частности, предлагает ввести три вида пробации – досудебную, наблюдательную и пенитенциарную.
Абсолютной новеллой законопроекта является досудебная пробация. С ее внедрением одной из функций органов пробации будет составление досудебных докладов. Это письменная информация для суда, собранная сотрудником службы и характеризующая лицо, привлекаемое к уголовной ответственности. Досудебный доклад будет содержать социально-психологическую характеристику, оценку риска повторного совершения уголовного правонарушения, а также заключение о возможности исправления правонарушителя без лишения свободы. Поводом для сбора такой информации станет запрос суда.
Кроме того, проектом Закона предусматривается, что одной из функций органов пробации будет осуществление надзора и проведение с клиентами пробации социально-воспитательной работы. Она будет проводиться по индивидуальному плану с учетом оценки рисков совершения лицом новых уголовных правонарушений и предусматривает дифференцированный подход при оказании консультативной, психологической и других видов помощи, а также помощь в трудоустройстве, привлечение к обучению, участию в воспитательных мероприятиях и социально полезной деятельности.
В рамках наблюдательной пробации органы пробации будут реализовать специальные программы. Они назначаются по решению суда и будут предусматривать комплекс мер, направленных на коррекцию социального поведения, формирование социально благоприятных изменений личности клиента пробации, которые можно объективно проверить.
Одним из элементов пенитенциарной пробации является содействие осужденным, которые отбывают наказание в виде ограничения или лишения свободы на определенный срок, в решении вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.Проектом закона предусматривается, что органы пробации во взаимодействии с учреждениями исполнения наказаний, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления будут оказывать помощь осужденным, срок наказания которых подходит к концу, в определении места жительства после освобождения, а также в трудоустройстве или устройстве в учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в стационарной медицинской помощи. Учитывая европейскую практику, к такой работе будут привлекаться волонтеры.
Дл реализации этих положений предусмотрено внесение изменений в некоторые законодательные акты. Ряд изменений претерпит, в частности, Уголовно-исполнительный кодекс. Прежде всего, пробация будет внесена в перечень органов и учреждений исполнения наказаний. Кроме того, в ст. 13 будут определены общие принципы деятельности органов пробации. Значительно дополнена будет ст. 76 УК, в результате чего расширятся обязанности, которые суд возлагает на лицо, освобожденное от отбывания наказания с испытанием. Изменения должны коснуться и Закона «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины», в частности, его ст. 6, которая определяет структуру и численность этой службы в части создания органов пробации на базе уголовно-исполнительной инспекции.
Международный опыт
Практика пробации в разных государствах имеет свои правовые, организационные и функциональные особенности, которые во многом обусловлены национальным пониманием содержания этих институтов в уголовно-правовом значении, однако цели и средства их достижения схожи. Несмотря на структурное многообразие, общие элементы имеют и специализированные ведомства.
В частности, в США возможность назначения пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы лишению свободы. Нередко пробация включается в систему наказаний, поскольку по своей строгости она иногда ничем не отличается от ряда других. К примеру, в некоторых штатах получила распространение такая мера, как электронный мониторинг или электронный контроль. Он предполагает обязанность осужденного не покидать свой дом в течение определенного периода времени или в определенные часы днем или ночью, за исключением рабочего времени, если осужденный работает или подыскивает работу. Исполнение такой обязанности нередко является одним из условий пробации или условно-досрочного освобождения.
В современной Японии институт пробации занимает весьма достойное место в системе мер предупреждения преступности. Японская пробация сочетает в себе «западные» черты и особенности национальных традиций профилактики социально-опасного поведения. Представляется, что институт пробации в Японии в настоящее время имеет прочные корни и неотделим от ее правовой системы. Очевидно, что низкий уровень преступности в стране во многом зависит от успешного функционирования механизмов социального контроля в обществе. Среди этих механизмов весьма ценным является опыт пробации, в котором, несомненно, преобладают позитивные черты развития.
Институт пробации предусмотрен и в уголовном праве Швеции. При чем он имеет свои характерные особенности и регламентирован в УК Швеции весьма обстоятельно. Пробация может быть назначена как самостоятельная уголовно-правовая мера в тех случаях, когда суд придет к заключению, что наказания в виде штрафа недостаточно. Вместе с тем, пробация как комплекс специфичных мер может сопровождать условно-досрочное освобождение.
Внедрение пробации в Украине может стать одним из наиболее результативных шагов на пути к евроинтеграции в целом и гуманизации государственной политики в сфере исполнения наказаний в частности. Однако внедрение данных новшеств требует обстоятельного подхода, чтобы новый институт пробации действительно внес существенные перемены, а не дублировал старую систему исполнения наказаний с испытанием.
Справка
По состоянию на 1.10.2013 уголовно-исполнительная инспекция выполняет уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, в отношении 125,6 тыс. человек, в т. ч.:
- в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 9767 человек;
- в виде бесплатных общественных работ по месту жительства – 2811 человек;
- в виде исправительных работ по месту работы с вычетом доли заработной платы в доход государства – 5158 лиц;
- освобожденных от отбывания наказания с испытанием, на которых судом могут возлагаться дополнительные обязанности – 107791 человек. Из числа указанных выше осужденных 3619 – несовершеннолетние.
- Информация о материале
На востоке страны россияне ведут негласную войну с Украиной руками Медведчука, а на западе — с помощью «секты Догнала». Под видом религиозной общины в стране безнаказанно орудует резидентура российских спецслужб.
«Что принесет Украине вступление в ЕС? 1) Самоубийство экономическое. 2) Самоубийство семьи. 3) Самоубийство христианства. 4) Самоубийство национальное. Уважаемые предприниматели, родители, христиане и патриоты, в это историческое время вы решаете свое будущее и будущее своих детей...»
Открытки следующего содержания распространяют в Западной Украине люди, переодетые в одежды греко-католических священников и монахинь. Но фокус в том, что они и не священники, и не греко-католики, потому что УГКЦ свою позицию по этому поводу сформулировала однозначно — за европейский выбор.
Кто же тогда эти люди, пробующие выдавать себя за священников и монахинь? Это обычные сектаны. Возглавляет их иностранец Догнал, который, по решению суда, набравшего силу, не имеет права находиться на территории Украины. Тем временем он свободно разгуливает по Киеву, дает комментарии на телекамеры. Словом, глумится и над СБУ, и над министром-милиционером Захарченко.
СМИ уже неоднократно писали о многочисленных человеческих трагедиях, связанных с деятельностью «секты Догнала». Под влиянием какого-то мистического гипноза люди теряют детей, имущество, здоровье, а некоторые — и жизни!
До недавнего времени «секта Догнала» сосредоточивалась на расширении круга своих новых жертв. А несколько недель назад активизировалась как... политическая организация. Сектанты официально обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой немедленно «ввести войска в Украину». Конечно же, войска российские. С какой целью? А чтобы не дать возможности Украине заключить выгодный договор с Европой.
Сектанты ходят из дома в дом, из квартиры в квартиру и сеют вражду. Открытки, которые они раздают, почти слово в слово повторяют содержание листовок, что распространяет другая организация, которую возглавляет кум Путина — экс-глава администрации Кучмы Виктор Медведчук. Впрочем, если действия общественной организации или партии коммунистов, которые льют воду на эту мельницу, еще можно объяснить их политзаданиями, то почему вдруг религиозная секта так возбужденно реагирует на политические проблемы?
Какова цель закулисных режиссеров в том, чтобы использовать секту как политический инструмент?
Говорим об этом с академиком НАНУ, профессором, директором Института народоведения НАН Украины Степаном Павлюком.
— Вы очень тщательно отслеживаете деятельность этой секты, контактируете с правоохранителями... Действительно ли этот проект не столько религиозный, сколько политический, или, может, это впечатление ошибочно?
— Знаете, в свое время, задолго до обращения «секты Догнала» к Путину с просьбой ввести войска в Украину, я слушал выступление покойного уже ныне религиоведа Ивана Геля. Он тогда сказал, что кураторство этой секты спецслужбами России очевидно. Это однозначно активный политический продукт и технология ФСБ, говорил он. И все ради того, чтобы на территориях, где люди преимущественно поддерживают европейский путь развития страны, расколоть общество на части, посеять недоверие к традиционным Церквям.
— Перейдем к конкретным действиям секты. Что именно указывает на то, что это политический проект, управляемый из соседнего государства?
— Начнем, например, с пророчества...
— ??
— «Пророчества» в кавычках, конечно. «27.07.2013 года в 15.05, в юбилейном году Крещения Киевской Руси, Бог дал для Вас это пророческое слово: «Если подпишешь вступление в ЕС, в следующем году уже не будешь президентом. Если, наоборот, подпишешь вступление в Таможенный союз, то будешь Президентом и на следующий срок», — обратился к Януковичу лидер сектантов Догнал.
Но мы же в XXI веке живем, и разве пророчества теперь сходят с небес с такою припиской: «Копии депутатам Верховной Рады Украины, Президенту РФ В.В. Путину, депутатам Государственной Думы РФ»?
— Может, это случайность? Попутал бес человека, такое же бывает?
— Смотрим дальше. Новое Открытое письмо к Януковичу от 10 августа. Называется: "ТC или ЕС?" Вот что пишут члены секты Президенту: «Таможенный союз (ТC) и полноправное членство в нем экономически выгодно для Украины. Однако зона свободной торговли и Соглашение об ассоциации с Евросоюзом (ЕС будут означать продолжение кризиса нашей экономики. Соглашение об ассоциации противоречит Конституции и является реальной угрозой для государственного суверенитета. К тому же приведет к ликвидации моральных и христианских ценностей в Украине».
Скажите, если вы молитесь Богу, то к чему вам Таможенный союз?
Абсурд достигает своего апогея в финале письма: «Что получит Украина, вступив в ЕС? Задолженность стран еврозоны! Господин Президент, будьте мужественны, отделитесь от тех, кто продал совесть и предал украинский народ! Разрубите рабские кандалы Брюсселя — прежде чем будет слишком поздно!»
Очевидно, именно таким истерическим надрывом и полной оторванностью своих слов от реальности сектанты и пробуют затянуть наивных простаков в свои сети.
— Правда ли, что такие документы подписывают люди-самозванцы, сами для себя придумывающие титулы?
— Именно так и есть. Вот в прошлом месяце сектантская агиткомпания за Таможенный союз уже перешла все границы приличия.
2 сентября «архиепископ Маркиян» и «епископ Дмитрий» распространяют Открытое письмо «Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, Правительствам России и Беларуси».
— А что, они не архиепископы и не епископы?
— Конечно же, нет. И Православная, и Греко-Католическая, и Римско-католическая церкви открестились от этих псевдоепископов и псевдоархиепископов. Один из них еще недавно был водителем, а сегодня взял в руки крест и обманывает людей.
— И о чем говорится в новом письме, подписанном этими самозванцами?
— Цитирую: «Предатели Украины Яценюк и Кличко хотят подписать самоубийственное соглашение с ЕС». Кстати, о Тягнибоке почему-то не вспоминают.
И далее: «Именно к Вам призываем SOS, чтобы Вы направили спецподразделения в Украине для сохранения легальной власти и независимости народа. Просим Вас сообщить Президенту Виктору Януковичу и министру обороны Украины, что на интервенцию нас, епископов, приходят ваши миротворческие спецподразделения для помощи в сохранении независимости украинского народа и христианства на этой территории».
То есть сектанты призывают Россию и Беларусь вторгнуться в Украину своими «спецподразделениями» и поставить Президента Украины перед фактом, что в стране есть силы, которые пригласили их войска для оккупации Украины!
— Возникает простой вопрос: зачем народ содержит органы госбезопасности, если даже такие публичные призывы к оккупации государства иностранными войсками не ведут к аресту людей, которые проводят по всем признакам совершенно очевидную подрывную деятельность?
— И у меня , как у каждого человека в здравом уме, этот вопрос возникает. Сектанты молятся на Лукашенко, на Путина. И где? На территории Софии Киевской! Возглавляет сектантскую процессию Догнал. А по решению суда он должен быть давно депортирован из страны!
Так как ему удается публично собирать группу фанатиков в исторической святыне украинского христианства? Там же милицейские наряды, патрули дежурят! Почему им не дают приказа его задержать? Почему иностранца, который чихал на решения украинских судов, и который и дальше незаконно пребывает и действует в стране, арестовывают, а различных протестующих на политических акциях — запросто?
Милиционеры просто стоят и слушают, как он «молится» за то, чтобы на голову Януковича и всех украинцам «сошел разум», и чтобы они подчинились, пошли в «мутный» союз.
Все эти вещи вместе с другими свидетельствуют о том, что эта секта имеет целью не только взбаламутить духовный мир — как самоцель, а выполняет политические действия во имя геополитической программы наших соседей.
— И Государственная миграционная служба палец о палец не ударит, и Государственная исполнительная служба... Как такое возможно?
— Ответ один: «секта Догнала» — это обычная разведывательная резидентура. И Янукович, и министр Захарченко до сих пор боялись ее трогать. Но сейчас, когда уже даже детям понятны цели этой секты, надеюсь, государство начнет действовать.
- Информация о материале
Сейчас в оппозиционных силах все более актуальным становится вопрос ведения президентской кампании в 2015 году. И «Свобода» не является исключением. Как сообщили источники в партии националистов, в последнее время ведется кулуарная дискуссия о том, кто будет отвечать за президентскую кампанию Олега Тягнибока в 2015 году. Неформальное решение о том, кто возглавит избирательный штаб, может быть принято уже на этой неделе.
Правда, сам Олег Ярославович сообщил «Комментариям», что данный вопрос в повестке дня предстоящего на этой неделе партийного съезда не стоит. Стоит отметить, что сам Олег Тягнибок явно считает официальное решение о формировании штаба чистой формальностью. «Нам нужен либо приказ главы партии, либо решение исполкома или решение политсовета, или съезда – и в течение 24 минут партийная работа переформатируется на штабную. Очевидно, руководителем центрального штаба станет кто-то из заместителей по общим либо организационным вопросам», - отметил Тягнибок.
В то же время источники в «Свободе» сообщили «Комментариям», что наибольшие шансы возглавить избирательный штаб у нынешнего вице-спикера ВР Руслана Кошулинского. Хотя и отмечают: стопроцентную гарантию никто не может дать, поскольку последнее – и основополагающее – слово остается за «вождем». Тем не менее, явное преимущество Руслана Владимировича, как потенциального главы избирательного штаба, заключается в том, что он равноудален относительно двух наиболее влиятельных неформальных групп во фракции «Свободы», в руках которых сосредоточены значительные финансовые и политические ресурсы. Умение находить точки соприкосновения крайне актуально. Как раз сейчас между этими группами намечается серьезный подковерный конфликт.
«Семья» и «старая гвардия»
Собственно, если попытаться определить внутреннюю структуру фракции «Свободы», то ее можно условно разделить на четыре неформальные группы: две крупных и влиятельных - «бизнесменов-аппаратчиков» и «радикалов». И две небольших - «семья вождя» и «старая гвардия». К последним, в первую очередь, можно отнеститех «заслуженных» партийцев, которые еще в начале 90-х годов стояли у истоков Социал-Националистической партии Украины, переименованной в ВО «Свобода» на съезде в 2004 году.
В первую очередь, речь идет о Руслане Зелике, Андрее Мищенко, Валерии Чернякове и Анатолии Витиве. К этой группе также можно отнести и Леонтия Мартынюка. Эти люди в свое время во многом на собственном энтузиазме строили партию плечом к плечу с Олегом Тягнибоком. Но, несмотря на этот факт, их влияние во фракции и публичность достаточно ограничена. Причем, возможно, по собственной инициативе, потому что доказывать этим людям уже, в принципе, ничего не нужно.
Если говорить о «семейных» представителях в рядах фракции, то тут стоит выделить родного брата Олега Тягнибока – Андрея, а также двоюродного брата лидера Олега Осуховского. В свою очередь, брат Олега Осуховского – Анатолий – не так давно возглавил представительство ВО «Свобода» в Брюсселе.
Наличие родственников в Верховной Раде – явление, прямо скажем, неуникальное. Правда, есть и свой нюанс – на прошлогодних парламентских выборах под того же Тягнибока-младшего и Олега Осуховского не выделялась квота в избирательном списке «Свободы». Оба представителя семьи Тягнибока «на общих основаниях» боролись за право быть избранными на мажоритарных округах. Тем не менее, родственники Тягнибока, судя по всему, стараются особо не встревать во внутрипартийные игры. Да, и любовью к публичности особо не отличаются.
«Денежные мешки» и «функционеры»
Достаточно сложно – за некоторыми исключениями – назвать публичными представителей одной из самых мощных групп в партии националистов – бизнесменов и партаппаратчиков. Но это не мешает ее представителям быть очень влиятельными людьми в «Свободе». И, в то же время, как это часто бывает, наиболее удобными фигурами для ударов по имиджу самой партии.
Что консолидирует «бизнесменов» и «функционеров»? Очевидно, хотя бы то, что и первые, и вторые успели хорошо прочувствовать запах власти и деньг. А эти вещи, как известно, объединяют лучше любой идеологии.
Если говорить о «чистых» бизнесменах, то «первым среди равных» называют Олега Гелевея, которого якобы связывают близкие дружеские отношения с Тягнибоком. Еще одной серьезной фигурой в этой группе называют Игоря Кривецкого, возглавляющего экономический совет партии. Именно в этот орган, встроенный в структуру партии, входят все «денежные мешки», в значительной мере обеспечивающие финансово жизнедеятельность ВО «Свобода». Кроме Гелевея и Кривецкого в неформальную группу «спонсоров» также можно отнести Михаила Блавацкого, а также Александра Мирного.
В «Свободе» также существует своеобразная «фармакологическая» подгруппа бизнесменов. К ней относят уже упомянутого Гелевея, чьи бизнес-интересы якобы связаны с фармацевтикой. Также следует упомянуть Богдана Бенюка, который помимо актерской деятельности, также является президентом Украинской диабетической федерации, а также Святослава Ханенко, в 2005 году занимавшего должность первого заместителя министра здравоохранения Украины. Злые языки говорят, что «свободовцы»-«фармацевты» якобы имеют конструктивные отношения с нынешним руководством МОЗ, и лично с Раисой Богатыревой.
Если же говорить о партийных функционерах, то они все же имеют больший уровень публичности, нежели «свободовцы»-предприниматели. Объясняется это тем, что многие из них успели поработать на серьезных постах после местных выборов 2010года, когда ВО «Свобода», по сути, взяла под контроль работу местных органов власти в западных областях. Среди них стоит упомянуть Александра Сыча, руководившего председателем Ивано-Франковским облсоветом. Сюда же следует отнести главу Львовской областной организации «Свободы» Ирину Сех, а также ее родного брата бывшего главу Львовского облсовета Олега Панькевича. В последние несколько лет они плотно занимаются вопросам энергетики, неплохо отрабатывая тему сланцевого газа. Этих людей отличает прагматизм и они готовы к компромиссам. Экс-председателя Тернопольского облсовета Алексея Кайду также можно причислять к данной группе влияния. Но стоит также помнить, что он и один из ветеранов партии – Кайда вступил в партию еще в 1993 году, а также имеет близкие отношения лично с Олегом Тянибоком.
К этой же группе примыкает глава юридической службы «Свободы» Олег Махницкий, который с конца 90-ых годов занимается юридическим обеспечением партии, а также является личным юристом Олега Тягнибока. К слову, в 2004 году после известного выступления Олега Ярославовича на Яворине, именно Махницкий являлся официальным защитником лидера «Свободы» в судах. Он даже сумел выиграть в суде оба дела по искам, поданным представителями прокуратуры, а также нынешним нардепом от «Батькивщины» Геннадием Москалем.
Есть, правда, люди, которых можно отнести сразу в две условные группы влияния. К примеру, в «пограничной зоне» между «бизнесменами» и другой влиятельной группой в партии - «радикалами» - расположился уже упомянутый выше Руслан Кошулинский, имеющий авторитет как среди бизнесменов, так и среди тех, кто исповедует политику «прямого действия». Позиции ближе к радикальному крылу занимают Игорь Мирошниченко и Игорь Швайка, которые имеют бизнес среднего уровня, но все же любят показать на публику свою бескомпромиссность.
«Радикалы»
Исторически сложилось, что в отдельную – также очень влиятельную группу входят все основные – конечно, помимо самого Олега Тягнибока - «спикеры» партии. Они же, по сути, представляют наиболее радикальное течение в политсиле. К этой группе можно отнести Андрея Ильенко и Юрия Михальчишина, которые помимо активной публичной работы также якобы имеют отношение к различным молодежным радикальным движениям в Киеве и Западной Украине. В частности, говорят об активной работе с футбольными «ультрас». Не стоит забывать о пламенной Ирине Фарион. Активно участвует в массовых акциях националист-крымчанин Эдуард Леонов.
Серьезное влияние в этой группе имеет Андрей Мохник, который является одним из наиболее частых гостей на ток-шоу, а также, по сути, является одним из наиболее серьезных партийных функционеров, представляющим данную группу. Кроме того, сюда можно отнести кандидата в нардепы Юрия Левченко, ответственного за аналитическую службу «Свободы». Кстати, по слухам, гражданская жена Левченко якобы является помощницей Мохника в Верховной Раде.
Что объединяет данную группу? В большинстве случаев – относительная молодость ее членов, а также отсутствие больших денег. Что в свою очередь, вызывает определенную «классовую ненависть» по отношению к тем, кто такие деньги имеет. Тем не менее, влияние этой группы не стоит недооценивать. Тем более, что именно на «радикалах» завязана практически вся информационная деятельность партии. Стоит учитывать, что помимо «говорящих голов» и политических активистов к ней относят руководителя информационной службы «Свободы» Юрия Сиротюка, являющегося, по сути, главным цензором в политсиле.
Не будет лишним напомнить, что в декабре прошлого года во всеуслышание было объявлено о том, что пресса, если хочет взять комментарий по телефону, может обращаться только к четырем представителям «Свободы» - Сиротюку, Кайде, Мохнику и собственно, самому Олегу Тягнибоку. Дескать, журналисты перевирали слова других депутатов-«свободовцев». Правда, в «Свободе» не объяснили, что могло помешать представителям СМИ извратить смысл высказываний оставшейся «четверки»…
Как бы там ни было, но в результате этих, а также других неофициальных ограничений, коммуникации между депутатами из «Свободы» – особенно доселе непубличными – и представителями прессы так и не были сформированы. К примеру, для того чтобы сделать живое интервью с представителем «Свободы» нужно было пройти огонь, воду и медные трубы. Практически все предложения СМИ о проведении интервью с депутатами, так или иначе, проходят через Юрия Сиротюка. Часто лишь от его благосклонности зависит сама возможность осуществления разговора между тем или иным депутатом и журналистом.
Такая работа с прессой, по информации «Комментариев», и привела к некоторым внутренним противоречиям. Поводом для неформальной ревизии работы информотдела стала история, связанная с конфликтом между националистами и редактором газеты «Экспресс» Игорем Починком. Как писала в одном из блогов Ирина Фарион, МАФам, якобы принадлежащим Починку во Львове, запретили торговать сигаретами. Это привело к тому, что на «свободовцев» начали регулярно сыпаться шишки в виде компрометирующих статей. Больше всего досталось группе «бизнесменов-функционеров». В частности, речь идет об Игоре Кривецком, которого связали с уголовным миром Львова. По Игорю Мирошниченко раскопали историю о якобы продаже недвижимости коммунистам. На «десерт» в газете «Экспресс» появились «сливы» виллах Тягнибока.
Как бы там ни было, но именно представители группы «бизнесменов-функционеров» оказались не в восторге от действий публичной части «Свободы», которая не смогла защитить их от нападок. И даже делает так, что пострадавшие не могут защититься сами, так как связаны запретами. Очевидно, что в связи с начавшейся подготовкой к президентской кампании в политсиле Тягнибока могут произойти определенные изменения в работе информационной службы. И не только в ее работе...
- Информация о материале
Дерегуляция хозяйственной деятельности в Украине осуществляется не один год. При этом среди представителей бизнеса вы не найдете ни одного человека в стране, который был бы доволен регуляторным климатом и считает проведенные ранее дерегуляции успешными. При этом Украина традиционно занимает последние места в международных рейтингах, оценивающих условия ведения бизнеса. Так, в рейтинге Doing Business наша страна сейчас находится на 137-м месте из 185 стран, в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2012–2013 гг. от Всемирного экономического форума — на 73-й ступеньке среди 144 стран, по уровню коррупции согласно оценке Transparency International — на 144-м месте из 176 стран. Почему нет результатов работы, проводившейся неоднократно, инициированной властью и поддерживаемой обществом?
На мой взгляд, дерегуляция — обязательный элемент экономических реформ в постсоветских государствах, строящих рыночную экономику. Дерегуляция — это системное ограничение вмешательства чиновников в предпринимательскую деятельность, что упрощает правила ведения хозяйственной деятельности, создает условия для конкуренции и обеспечивает реальную защиту потребителей.
При этом в нашей стране дерегуляция не всегда проводилась "для отвода глаз". Были периоды, когда первые лица государства лично стимулировали деятельность органов власти и следили за их работой по проведению дерегуляции. Но реального упрощения советских, коррупционных и дублирующих нормативных актов в сфере хозяйствования не произошло. Более того, коррупционных норм стало больше, соответственно, заниматься бизнесом стало еще сложнее. Почему?
Уверена, мы в Украине "маємо те, що маємо", поскольку упрощением ведения хозяйственной деятельности все эти годы занимались люди, не заинтересованные в реальных результатах. Им надо было продемонстрировать работу, но не допустить реальных изменений.
Какова общая схема всех осуществленных в Украине дерегуляций? Руководитель государства или органа власти ставил задачу своим подчиненным сократить собственные возможности давления на бизнес и граждан, отказаться от действующих коррупционных возможностей и сознательно снизить уровень доходов чиновников. Одновременно этот же руководитель обращался к общественности за помощью: мол, ждем от вас рекомендаций по изменению законодательных норм с коррупционной составляющей. Я была одной из тех, кто подавал свои предложения, кто обосновывал коррупционность тех или иных норм, кто боролся за результат — нормальные условия ведения бизнеса в Украине. Поэтому я хорошо знаю, почему все предыдущие попытки дерегуляции не сработали.
Во-первых, в процессе дерегуляции определяли те нормы, которые нужно изменить, а остальные автоматически продолжали работать.
Во-вторых, перечень норм, которые надо отменить или изменить, определяли чиновники, заинтересованные, конечно же, в сохранении максимального их количества. Они же оценивали и предложения общественности об отмене тех или иных норм. То есть решение принимали те, кто получает выгоду от чрезмерного регулирования.
В-третьих, предприниматели, активисты, общественные деятели, к сожалению, недостаточно осведомлены о нормативных условиях коррупционных требований и действий чиновников, поэтому не в состоянии победить чиновников в бюрократической борьбе.
Таким образом, все попытки дерегуляции, осознанно либо нет, были обречены на поражение с самого начала. Тысячами отменялись нормативные акты, которые не мешали хозяйственной деятельности и которые не было жалко отраслевым чиновникам. Более того, благодаря процедурам дерегуляции чиновникам предоставлялось время для дополнительного анализа действующей законодательной базы, что часто приводило к возникновению новых норм регулирования после окончания очередной "дерегуляции". Ведь, за небольшим исключением (которые все же есть!), чиновники добровольно не срубят сук, на котором сидят.
Реальная отмена конкретного коррупционного давления осуществлялась лишь точечно, после продолжительной и кропотливой работы над отдельной нормой. Например, идея предварительного документального контроля возникла в 2005 г., а закон о нем был принят только в 2011-м, да и то в урезанном виде. Такая логичная вещь, как замена удостоверения водителя без дополнительной сдачи экзаменов, проводилась в 2009 г. довольно сложно и долго, чтобы состояться, зато в 2013 г. вновь была представлена общественности как новое очередное "покращення". Правда, даже приведенные примеры параллельно компенсировались усилением роли чиновников в других направлениях.
Следовательно, все проведенные ранее массовые дерегуляции были обречены на безрезультативность, а точечная дерегуляция нуждается в продолжительном давлении на бюрократию, что практически недостижимо в современных политических условиях.
Должны ли мы отказаться от создания в Украине простых и прозрачных условий ведения хозяйственной деятельности, от уничтожения коррупции и создания новых рабочих мест? Конечно же, нет. Мы должны поставить чиновников, систему государственной власти в целом в такие рамки, при которых они будут вынуждены реально заниматься дерегуляцией.
Именно такие условия создает проект закона Украины "О ликвидации чрезмерного регулирования" (регистрационный №3256).
Мы предполагаем, что с момента принятия этого законопроекта у чиновников, экспертов, общественных организаций, депутатов будет год, чтобы подготовить абсолютно новые регуляторные нормы, направленные на единственное — безопасность потребителей и окружающих условий при производстве, продаже и эксплуатации товаров и услуг.
Вместе с предпринимателями, отечественными и международными экспертами в сфере права, экономики и торговли будет подготовлен и презентован обществу свод законов, который будет формировать абсолютно новое, не коррупционное и европейское, регуляторное поле. Этот дерегуляционный кодекс заменит 87 действующих законов, которые утратят свое действие в части полномочий чиновников. Через год после принятия ЭТОГО закона в Украине начнут действовать новые правила регулирования землеотвода, строительства, производства и торговли, которые будут обеспечивать защиту права собственности и безопасность потребителя.
Так было сделано в Грузии, Венгрии, странах Балтии и так должны сделать мы. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю одной из причин успеха собственных реформ назвал то, что в стране отсутствовали коррупционные нормы старого управления. Это позволило сформировать новые и эффективные условия хозяйствования, которые стали мировым образцом стремительного развития экономики.
Сегодня для Украины проблема здоровья экономики — это не вопрос развития, а вопрос самого существования государства, поэтому ее решение должно быть приоритетом номер один. Следовательно, надо сделать все возможное и невозможное для ликвидации безграничной коррупции в органах исполнительной власти и местного самоуправления. И именно предложенный нами в законопроекте №3256 путь делает это возможным.
Реализация разработанного нами механизма возможна и должна быть осуществлена именно сейчас еще и в связи с тем, что Украина движется к внедрению европейских ценностей, к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами — с другой. Именно сегодня это будет сделать легче, так как подписание соглашения позволит привлекать к подготовке новой законодательной базы регулирования экспертов из ЕС, что предусмотрено целым рядом положений соглашения, в частности подпунктом d) пункта 2 статьи 1 проекта, статьями 344, 345, 405, 406, 416, 417 и другими. И именно сейчас реализация предложенного нами механизма необходима для замены действующей советско-коррупционной системы на прозрачную систему обслуживания государством граждан, а именно такие обязательства берет на себя наша страна в проекте соглашения об ассоциации.
В контексте дерегуляции и соглашения не могу не вспомнить еще один законопроект, внесенный мной и моими коллегами, — "О внесении изменений в Закон Украины "Об административных услугах" (относительно устранения возможностей коррупции при предоставлении административных услуг)" (регистрационный №2149). Этим законопроектом, как и проектом о ликвидации чрезмерного регулирования, формируется абсолютно новая система, но уже в сфере выдачи органами власти различных документов, предоставления административных услуг. Мы на уровне закона предусматриваем, что граждане, в том числе предприниматели, перестанут обслуживать чиновников, а для получения того или иного документа будут подавать только один документ — заявление о необходимости его оформления. А уже проверять, имеет ли право человек на тот или иной документ, чиновники будут самостоятельно, без сбора людьми справок и извлечений от одного органа власти для другого. Таким образом, не надо будет для регистрации новорожденного нести справку о его рождении, а для оформления пенсии — доказывать, что ты достиг пенсионного возраста, дополнительными документами. Сегодня люди обслуживают государство, а мы сделаем так, чтобы, как и в европейских странах, государство обслуживало людей. Этот законопроект уже рассматривался в зале, тогда против него проголосовал только один народный депутат, следовательно, еще до подписания соглашения у нас есть возможность осуществить системную и эффективную дерегуляцию в части предоставления административных услуг.
Дерегуляция необходима государству, поскольку она стимулирует развитие экономики, которая, соответственно, обеспечивает увеличение возможностей для реализации властных полномочий, в том числе и в социальной сфере.
Дерегуляция необходима бизнесу, поскольку она создает конкурентные условия, что позволяет развивать производство, делать товары дешевле, увеличивать объемы реализации, создавать рабочие места и получать большую прибылб.
Дерегуляция необходима гражданам, так как она создает дополнительный запрос на рынке труда, уменьшает стоимость товаров и услуг, увеличивает уровень реальных доходов граждан.
Единственная прослойка общества, которой дерегуляция не нужна, это коррупционеры. Коррупционеры, работающие на разных уровнях власти — от самого верха до самого низкого чиновничьего звена, — годами, десятилетиями препятствуют созданию в Украине прозрачных условий ведения бизнеса и достойных условий труда и жизни. И только ликвидация чрезмерного регулирования, предложенная проектом закона №3256, даст нам возможность создать в Украине европейские условия жизни.
- Информация о материале
Олигарх Дмитрий Фирташ вышел из бизнеса-центра "Парус" и направилсяк своему бронированному "Мерседесу" в сопровождении полудюжины охранников. Один из них быстро открыл двери миллионеру, и кортеж тронулся с места. Но здесь нам в глаза бросается номер машины Фирташа: АА 1401 ВР. Этот номер закреплен за народным депутатом. С какого это времени Фирташ стал пользоваться еще и депутатскими привилегиями? Неужели он так боится соратников при власти, что вынужден защищаться от них неприкосновенным автомобильным номером? Или это просто "понт", который дороже любых денег?
Алко-тур депутатов под видом выездных заседаний парламента стал хитом на прошлой неделе.
Тема, которая стала бы предметом специального расследования в развитой демократии, в Украине вызвала лишь кулуарные улыбки и тихое недовольство в социальных сетях.
Тем временем, в распоряжение "Украинской правды" попал документ, который усиливает впечатление о деградации украинской политики.
Так, одна из негласных депутатских привилегий - выдача им неприкосновенных номеров серии ВР.
Просто буквы "ВР" в конце номера ни о чем не говорят. Важно, чтобы еще цифры относились к определенному диапазону. Так вот, каждый инспектор ГАИ знает, что истинных депутатских номеров не так много, и они принадлежат или к квоте АА 0001-0499 ВР, или к квоте АА 1001-1499 ВР.
Но проблема в том, что все "блатные" номера были выбраны депутатами предыдущих созывов. И избранникам народа, которые заступили на службу в декабре 2012 года, не хватило номеров из аутентичной депутатской серии "ВР". "Не хватило - и не хватило", - махнули бы рукой нормальные люди. Но не депутаты.
Они озадачили руководителя аппарата парламента Валентина Зайчука поиском для них "козырных" номеров. Чиновник, который в своем страхе потерять кормящую должность угождает депутатам в любых прихотях, обратился к МВД с предложением создать для депутатов нового созыва… новые специальные номера.
По идее Зайчука, новые депутатские номера имели бы начинаться буквосочетанием "КА" вместо нынешних депутатских номеров, которые начинаются с "АА".
В распоряжении "Украинской правды" есть это послание, которое показывает глубину деградации украинской политической элиты.
"Прошу вашего содействия в решении вопроса относительно изготовления 600 комплектов государственных номеров серии КА 0001 ВР - КА 0600 ВР, для дальнейшего их закрепления за автомобилями, которые будут обслуживать народных депутатов седьмого созыва", - говорится в письме Зайчука министру внутренних дел Захарченко.
Руководителя парламентского аппарата в его желании порадовать депутатов не остановило даже то, что буквосочетания "КА" вообще не существует (!) по украинскому государственному стандарту автомобильных номеров.
Причем, понимая абсурдность требования, власть старалась скрыть наличие такого ходатайства Зайчука.
"Сообщаем, что на имя министра внутренних дел, за указанным в Вашем запросе номером, письмо от руководителя Аппарата Верховной Рады Зайчука В. не поступал", - сообщили на запрос "Украинской правды" в МВД.
Вместе с тем в Верховной Раде подтвердили, что письмо с таким номером было - но копию предоставить отказались. "В ответ на указанное письмо Министерством внутренних дел Украины отказано в изготовлении номерных знаков транспортных средств", - сказали в аппарате парламента.
Причем в письме парламента не уточнили, о каких "номерных знаках" идет речь - желая таким способом избежать разглашение этой темы.
На самом деле неприкосновенные депутатские номера - это отдельная история позора.
Летом 2013 года "Украинская правда" сделала достоянием гласности часть информации, за кем из народных депутатов закреплены номера ВР.
Вся эта база данных была сформирована на основании официальных ответов аппарата Верховной Рады, который на протяжении многих месяцев предоставлял эту информацию. Но как только что мы ее опубликовали, как аппарат Рады на все дальнейшие запросы начал отвечать... отказом.
Очевидно, разглашение информации,какие депутаты на каких номерах ВР ездят, вызвала недовольство у нардепов - и Зайчук, пребывание которого на должности также зависит от депутатов, подстроился под них. Он отказался предоставлять в дальнейшем любую информацию о номерах ВР.
"Сообщаю, что вопрос осуществления учета номерных знаков серии АА- ВР не отнесен к компетенции Аппарата Верховной Рады Украины", - написал нам Зайчук на очередной запрос.
Абсурд в том, что этот самый Зайчук на протяжении многих месяцев присылал нам такую информацию!
Более того, на встрече со спикером Рыбаком в сентябре 2013 года активисты высказали претензию, что аппарат парламента начал засекречивать данные о номерах ВР. "Не было такого, мы на все отвечаем", - солгал Зайчук.
Желание засекретить номера ВР понятно. Во-первых, это абсурдная депутатская привилегия, которая позволяет им избегать милицейских проверок.
Во-вторых, это - одна со сфер депутатских злоупотреблений. Нами было установлено, что некоторые депутаты - как, например, регионал Нвер Мхитарян - получил по меньшей мере три разных номера ВР на три разных автомобиля. Очевидно, что он не может одновременно находиться в трех транспортных средствах. То есть двум автомобилям бизнесмена безосновательно предоставлен иммунитет неприкосновенных.
Известные неоднократные примеры, когда депутатские номера избранники отдают собственным женам, автомобили которых также становятся неприкосновенными.
Другой пример - депутат прошлого созыва Ярослав Кендзьор получил номер ВР, который нами было выявлен на автомобиле… "Бентли". Как выяснилось со временем, этой машиной пользуется львовский олигарх Петр Дыминский.
Еще один пример злоупотреблений - это упомянутый в начале статьи Фирташ. Так, официально номер АА 1401 ВР был закреплен за народным депутатом Иваном Мирным, начальником Черновицкой областной милиции во времена Леонида Кучмы.
Но выявлен этот номер был на машине, которой пользуется Фирташ. Именно руководителем его охраны работал Мирный до своего избрания депутатом. А сейчас - безосновательно одарил своего начальника предоставленной ему от лица украинского народа депутатской привилегией.
Интересно, если бы такой подлог был выявлен в поведении депутатов парламента Великобритании, интегрироваться в общество которой старается Фирташ, то на сколько лет таким людям была бы закрыта дорога в политику?
Украинский парламент является одним из наиболее злостных нарушителей закона "О доступе к публичной информации". "Козырные" депутатские номера - это лишь верхушка айсберга. Вы не можете официально узнать фамилии советников спикера или ни одного из помощников депутатов (многие из которых являются родственниками самых нардепов, которым таким образом обеспечивают стаж государственной службы).
Вы не можете узнать, как распределяется миллиардная смета парламента. К секретным отнесены сведения, кому из депутаты выделены государством квартиры, а кому предоставлен номер в отеле за средства полупустого бюджета. Вам запрещено знать официальные доходы депутата, изложенные в его декларации о доходах. Вы не можете получить даже стенограмму заседания парламентского комитета. Там, где за закрытыми дверями – в частности, на бюджетном комитете - происходит распределение государственных средств.
Более того, депутаты блокируют любые попытки расширить границы публичной информации. Уже не один месяц переносится рассмотрение законопроекта №0947, которым вносятся изменения в 57 законы относительно рассекречивания информации.
Закон был проголосован в первом чтении больше года назад. Одобрить его "в целом" должны были еще 4 июля, но загадочным образом он исчез из повестки дня. На второе чтение закон поставили на 5 сентября - и снова он "испарился". Потом закон в третий раз пообещали поставить в начале октября - и в третий раз его не оказалось на рассмотрении депутатов.
Причина такого поведения понятна - Партия регионов, которая формирует повестку дня, упрямо не хочет за него голосовать. Потому что после него одобрения исчезнет возможность использовать "отмазки", которыми чиновники сопровождают свои отказы в предоставлении информации. А честность никогда не относилась к добродетелям нынешней партии власти.
- Информация о материале
Украина становится одним из крупнейших в Европе рынков сбыта синтетических наркотиков. Учитывая низкую покупательную способность украинского населения, наркодилеры продают здесь самые дешевые и, соответственно, самые убийственные препараты.
За последние десятилетия наркотики стали главной угрозой человечеству. Этот вирус страшнее СПИДа, он еще быстрее видоизменяется и мимикрирует. Химические лаборатории по всему миру каждый день производят новые препараты, обходя запреты и снижая цены. Для выращивания наркотических культур применяются самые современные агротехнологии. Извлекая громадные, несопоставимые ни с каким другим бизнесом прибыли, наркомафии легко коррумпируют представителей властей и вовлекают в свою орбиту молодежь.
По общему мнению наших источников из МВД и СБУ, внутреннее потребление в нашей стране «импортных» наркотиков — кокаина и героина — не превышает 10 кг и 20 кг соответственно. Для сравнения, в Европе покупают каждый год по несколько десятков тонн этих наркотиков. Часть из них — до 1–2 тонн кокаина из Латинской Америки и 3–5 тонн героина из Афганистана — ежегодно нелегально провозят в Европу через Украину.
Дороговизна заморского зелья — от $250 за грамм кокаина и $120–140 за грамм героина — определяет слабый спрос на украинском черном рынке. Между тем количество наркозависимых в нашем государстве неуклонно растет. Например, в 2012 году, по подсчетам Минздрава, в стране было около 387 тысяч инъекционных наркоманов. Замену дорогостоящим героину и кокаину украинские любители наркотического кайфа нашли легко: это самые дешевые и самые вредоносные синтетические препараты, которые рекламируются под видом безобидных удобрений, лекарств или аксессуаров для ванны.
Часть ассортимента этих наркотиков производится в подпольных украинских лабораториях и притонах. Однако не отстают и иностранные наркодельцы — из Китая к нам везут «легальные» химические наркотики, а из Польши — «модные» метамфетамины и экстези.
«Репортер» представляет свое исследование проблемы.
Личный опыт: морфин, коньяк, спорт
– Опа! Сейчас все пройдет! — пожилая медсестра медленно вводит мне дозу морфина в «подключичку» — трубочку, выведенную из артерии. Через несколько минут боль уйдет и мир окрасится в радужные тона. А я — изможденный полутруп, напоминающий мумию и одновременно спрута из-за множества бинтов и трубочек, подсоединенных ко мне, еще минуту назад стонавший от боли, — буду задорно излагать перспективы и планы дальнейшей счастливой жизни пришедшему меня проведать другу.
Я попал в госпиталь с тремя ножевыми и одним огнестрельным ранением, а также вытекающим из этого перитонитом. В ходе той эпопеи меня прооперировали более 25 раз за год. Альфой и омегой моего тогдашнего существования стала дикая и запредельная боль. А единственными радужными окошками жизни стали промежутки между уколами обезболивающих — морфина, промедола и омнопона. Наркотики кололи по три раза в день, другого выхода не было. Через два месяца боли немного утихли, но нетерпеливое ожидание очередного укола осталось. И для получения «дозы» я начал откровенно симулировать.
От судьбы наркомана меня спас лечащий врач. Остановившись у койки, опытный военный хирург произнес: «Ну что, давай забывать про наркотики. Покололи и хватит. Отныне ты пьешь коньяк вместо омнопона». Так я стал первым и единственным лежачим больным, которому официально разрешалось пить в госпитале спиртное. Это вызвало немалую зависть у соседей по палате — офицеров-отставников и ветеранов войны, однако угощать их мне было категорически запрещено.
Заменивший наркотики коньяк, в свою очередь, сразу после выписки из больницы мне удалось сменить на более привычный с юности спорт. Для этого пришлось стиснуть зубы и напрячь волю. Однако память о морфийных «просветлениях» моей больничной жизни осталась навсегда. Теперь я знаю, как трудно «спрыгивать» с радужной наркотической эйфории и что движет наркозависимыми людьми, которые пускаются во все тяжкие в погоне за очередной дозой зелья.
Притон: сам варю, сам колю
Слой пыли на полу, оконных стеклах и подоконниках напоминает поверхность Луны. Гигантское количество окурков, раскиданных где попало, кучи тряпья, брошенного в качестве подстилок на пол. Буквально с порога в нос бьет тошнотворный смрад, в котором перемешаны запахи уксуса и ацетона, аптеки и рвоты. Кухня с закопченными стенами и черным потолком, плита в коричневых потеках и засохших крапинках от каких-то химикатов, хрустнувший под ногами «баян» — одноразовый шприц. Это типичная «варка» — притон на окраине Одессы, где изготавливают ширку — опийный раствор из маковой соломки. С хозяином притона Виталием С. я знаком более 15 лет. За небольшое вознаграждение он иногда сообщает некоторые подробности криминальных новостей, о которых не говорится в пресс-релизах МВД. Источник заработка Виталия — продажа ширки для нескольких десятков наркоманов. Свое зелье он употребляет и сам — плотно подсев на иглу, пришел к выводу, что иметь свой маленький наркобизнес безопаснее и выгоднее, чем быть обычным наркоманом и воровать все, что плохо лежит, для покупки нескольких «кубиков» заветного зелья.
Местные участковые ликвидировать «варочную хату» не торопятся — Виталий заносит старшему инспектору от $150 до $200 в месяц. Прибыль от изготовления и продажи готового раствора — до $700 в месяц. Знакомый в хорошем настроении и очень разговорчив — с утра уже укололся.
– «Солому» по 300 грн за стакан для изготовления ширки покупаю у цыган на Палермо (поселки Корсунцы и Шевченко под Одессой. — Авт.). Иногда они продают готовый раствор или «мазь» — опий-сырец. Но это для меня это дорого, грамм «ханки» — опия-сырца — стоит $30! А из стакана «соломы» я изготавливаю почти 12 «кубов» готового раствора — ширева (миллиграмм раствора уксусного ангидрида с опием. — Авт.) и продаю по 40 грн за куб. Навар — 180 грн! — хвастается Виталий.
На мое замечание, что торговлю наркотиками в Палермо ликвидировали в конце 1990-х, знакомый с усмешкой возражает:
– Не верь газетам. Цыгане с Палермо просто стали осторожнее и продают наркоту оптом. Все наркокланы сохранились и действуют. Сбывают «солому», готовый раствор опия и «варенье» (марихуану. — Авт.) только проверенным оптовикам вроде меня. Кстати, недавно в ассортименте цыган появились и модные наркотики — амфетамины, эфедрин и даже настоящий афганский героин, именуемый в народе Герычем. Вот чего у них отродясь не было, это кокса (кокаина. — Авт.). Кстати, цыгане уже освоили новые точки сбыта — например, все пункты по сдаче бутылок возле Привоза торгуют ширевом. Технология такая: наркоманы сдают для отвода глаз пустые бутылки и незаметно передают деньги на дозу приемщику. Тот, в свою очередь, отдает обратно якобы треснувшую бутылку. Она уже заряжена, закрыта пробкой и на дне ее плещется пара кубов готовой ширки.
Рассказ прерывает приход компании клиентов — двое парней и беременная девушка. У Виталия — широкий ассортимент услуг: набор одноразовых шприцов, вата и йод для не попавших иглой в «дорогу» (вену. — Авт.) с первого раза. В виде бесплатного бонуса он разрешает прилечь на один из матрасов после укола.
Каждому "системному" наркоману приходится время от времени увеличивать дозу - старая уже не доставляет прежнего кайфа. Наркоманны постоянно эксперементируют с составом и количеством раствора, пробуют новые наркотики
– Первый толчок после укола — это самый большой кайф! Чувствуешь, как по телу идет тепло, а каждая клеточка организма радуется. Лучше всего «приход» прочувствовать лежа, — поясняет хозяин притона. Почти вся его клиентура — старые знакомые.
– Конечно, время от времени кто-то уходит, умирает. Все-таки «ширяться по дорогам» очень вредно и опасно, — неожиданно признается еще минуту назад восторгавшийся эффектом от наркотиков Виталий. — Самое тяжкое для организма — постоянные кожные воспаления и фурункулы. Вторая беда — с зубами. После нескольких месяцев сидения на системе о голливудской улыбке можешь забыть. А через год-другой смело покупай себе вставную челюсть — даже коронку некуда будет надеть. Ну и от передоза всегда можно склеить ласты. Каждому «системному» наркоману приходится время от времени увеличивать дозу, так как старая уже не доставляет прежнего кайфа. Поэтому наркоманы все время экспериментируют с составом и количеством раствора, пробуют новые наркотики. А самое страшное — это когда заканчиваются деньги и негде своровать. Такие ребята быстро опускаются и начинают ширяться самой дешевой наркотой — «крокодилом» (дезоморфином. — Авт.) и болтушкой (раствором аптечных кодеинсодержащих препаратов. — Авт.). Уже через месяц-два некоторые крокодильщики становятся на цыпочки. Это когда невозможно стать на полную ступню — ноги сводит постоянная судорога. Наркоман начинает ходить на цыпочках, как балерина. А через полгода-год умирает.
На прощание Виталий, вздохнув, обещает:
– Ну-у-у, ты не думай, что я навсегда в системе. Я скоро обязательно спрыгну! Буду жить как нормальный человек.
Это вряд ли.
Мажоры: кокс, фен и радуга
После полуночи веселье в модном ночном клубе в центре Киева в самом разгаре. К этому времени тусовщики уже достигают нужного градуса — как алкогольного, так и наркотического. Самые ходовые товары здесь следующие: «фен» — метамфетамин, «тазик» — экстази, «снежок» — кокаин. Дилеры не таясь раскладывают товар на подоконниках в туалетах — правоохранители в клуб никогда не заглядывают, разве что потусоваться. Фирменная таблеточка экстази с оттиском слоника или цветочка стоит от $25, грамм кокаина, который можно растянуть на три-четыре приема, — $250, а грамм метамфетамина — $100.
– Те, кто сюда приходит, могут себе позволить купить столько кокса, что им можно обсыпаться, как пудрой! — перекрикивает оглушительную музыку Андрей Н., менеджер крупного совместного предприятия. — Посчитай сам. Входной билет сюда стоит 200 грн. Бутылка шампанского — от 500 грн, а порция виски в баре — 150 грн. Здесь тусят только детки олигархов, элитные проститутки и «папики» — богачи да чиновники, которые ищут себе секса и приключений с малолетками. Короче, денег хватает у каждого. Клуб — под надежной крышей, поэтому сюда не лезут ни менты, ни эсбэушники.
Есть и такие, которые отчаянно стремятся попасть в элиту и тратят здесь последние деньги.
– За счет знакомств в этом клубе я устроился на хорошую работу. Вот только среди продвинутых коллег-тусовщиков тоже царит культ кокса и «фена». Поэтому ползарплаты уходит на поддержание имиджа — покупку брендовой одежды, мобилок-планшетов и... кокса. Но это же не наркотики, а просто допинг! Наркотики это то, что колят в вены. Внутривенно ширяются бомжи и преступники. А «закинуться» таблеткой для поддержания сил — это даже спортсмены делают, — убеждает меня мой новый знакомый, бывший студент Киевского университета имени Шевченко Макс. Он свято верит, что для карьеры нужно быть рядом с мажорами и делать все то же самое, что и они.
На амфетаминах Макс сидит уже более полугода, а недавно начал колоться — приобрел некое вещество (назовем его, чтобы не рекламировать, «кристом») по интернету.
– «Приход» от него мощный — энергия появляется, как у Супермена! — добавляет Макс.
Тусовщик еще не знает, что «крист» создан китайскими химиками как легальный заменитель кокаина. Те заменили всего лишь одну-две молекулы. И пока не будут внесены очередные изменения в реестр наркотических веществ, его можно продавать в Украине легально. Но как только состав «легального» наркотика попадет в список запрещенных препаратов, изобретательные химики вновь поменяют пару молекул в составе. И так до бесконечности.
«Крист» и другие «дизайнерские» наркотики вполне легально продаются в Украине. Например, только в Одессе действует 12 магазинов по продаже синтетических аналогов наркотиков, в Ильичевске еще один, в Киеве — 14. Есть магазины с «легальным кайфом» в Днепропетровске, Донецке, Симферополе и Львове. Официально они рекламируются как нюхательные соли, удобрения и соли для ванн.
– Эти «соли» на самом деле вводят в вены, — поясняет руководитель всеукраинского реабилитационного проекта для наркозависимых «Возрождение жизни» Сергей Тамми. — Воздействие легальных наркотиков такое же, а вот привыкание наступает гораздо раньше и зависимость сильнее. Их употребление наносит здоровью человека вред в десятки раз больший, чем введение растительных наркотиков. Поэтому разговоры о том, что это всего лишь допинг или безобидные курительные смеси, — заведомая ложь наркодельцов. Продажа таких наркотиков — очень прибыльное дело. За это ничего не грозит. Ни один милиционер не сможет что-либо предъявить ни продавцам, ни покупателям.
Поставщики: бочки с кокаином и вопрос крыши
Мой собеседник — бывший «звеньевой» банды, которая занималась наркотранзитом. Он похож на школьного учителя. Грамотно говорит и даже иногда цитирует классиков. Однако некоторые специфические обороты выдают правду: за плечами у этого человека — богатый криминальный опыт и три отбытых срока. Последний он получил за причастность к наркобизнесу.
Иностранные полицейские подразделения по борьбе с наркотрафиком наотрез отказываются делиться информацией с украинскими правоохранителями. Причина - тотальная коррупция в органах
– Однажды нам удалось подгрести под себя наркодилера, который имел хорошие связи в Европе и сеть в Одессе и Киеве по сбыту амфетаминов и экстези. Он попросил защиты от другой бригады. Мы начали охранять его бизнес и вскоре поняли, насколько все там круто. Каждые сутки приносили до тысячи долларов. Сколько он зарабатывал, мы узнали позже, когда сами решили заняться сбытом наркоты, — от $3 до $5 тысяч в день. Через этого дилера мы в конце 1990-х вышли на поляков, начали возить из Венгрии «синтетику», а из Польши — экстези, голландскую марихуану и элитные семена конопли. Для перевозки использовали студентов и «муравьев» — жителей приграничных с Польшей и Венгрией районов. У них было право свободного посещения этих стран. Товар малыми партиями перетаскивали через границу в строго определенное время дня или ночи — когда заступали прикормленные смены пограничников и таможенников. За пронос небольших посылок доверенные челноки получали от $100 до $200. Затем товар перевозили на личных машинах в Умань и Измаил — из Умани он шел для продажи в Киев, а из Измаила — в Одессу.
– В начале 2000-х наши польские партнеры во время встречи в Варшаве предложили начать новый бизнес — транзит кокаина из Эквадора и Венесуэлы в Румынию через Приднестровье. Я лично выезжал в Варшаву и вел переговоры с представителем наших польских партнеров — Франчиком. Прибыль от транзита кокаина была фантастической — с одного килограмма порошка мы зарабатывали по $10 тысяч! Уже тогда все переговоры шли по интернету, в разговорах по мобильным телефонам мы никогда не упоминали запретных слов — «наркотики», «кокаин», «белый порошок» и т. д., заменяя их нейтральными, например «огурцы», «помидоры». Поляки оплачивали наше участие в транзите как деньгами, так и товаром, который мы продавали у нас через свою сеть. Это было очень выгодно, потому что грамм кокаина тогда стоил по оптовой цене от $120 до $150.
– С начала 2000-го по 2002-й мы перебросили через Украину в Молдавию почти полтонны кокса! Оттуда он шел в Румынию и дальше — в Евросоюз. Как правило, кокаин шел через Одесский и Ильичевский порты партиями по 0,5–3 кг. Каждый раз — по новому каналу и через разных людей. Всякий раз он был замаскирован по-другому. Иногда пару-тройку килограммов прятали в огромной партии апельсинов или бананов, иногда в вентиляционных трубах и среди судового оборудования. Мы сами нигде не светились — товар получали и расплачивались сотрудники нескольких фирм, которые нам пришлось открыть для вида. Сами сотрудники также работали на нас втемную и не догадывались, что за посылки они получают.
Чтобы обойти пограничный досмотр в украинских портах, с судов поблизости от дельты Дуная под покровом ночи сбрасывали герметически закупоренные пустые металлические бочки с пакетом кокаина внутри. Подбирать их должны были местные браконьеры на лодках. Однако канал оказался плох — из трех сброшенных бочек удалось подобрать всего две, третью унесло неведомо куда. Кстати, такой способ контрабанды до сих пор существует, только теперь кокаин запечатывают в бутылки и бросают за борт в заранее условленном месте. Местные рыбаки прекрасно знают течения и дежурят неподалеку от мест выброски. Бутылки вылавливают и доставляют по назначению. Наибольшее развитие «бутылочный» способ переправки наркоты через границу получил на Дунае и в его дельте. Из Румынии к нам таким способом переправляют экстези и амфетамины, а из Украины в Румынию — кокаин. Рыбаки ничем не рискуют, при приближении пограничного катера бутылка выбрасывается за борт. Если задержат на берегу, всегда можно объяснить, что бутылка выловлена случайно, а что содержится в ней — неизвестно.
– Перекидывали и марихуану: из западных районов Одесской области в Киев и Одессу. Из Голландии привозили контрабандой семена элитной конопли. Потом эти семена сбывали «ботаникам» — содержателям подпольных оранжерей, которые выращивают марихуану под специальными лампами и продают своим клиентам.
– Информация о нас давно поступала в милицию. Однажды меня и нашего «папу» (главаря ОПГ. — Авт.) вызвали на разговор в БНОН. Они предложили нам свою крышу за 60% от прибыли в месяц. Мы отказались. Через месяц нашего «папу» просто грохнули. А меня вскоре остановили на дороге гаишники с «Беркутом» и угрозыском. В карман подбросили героин, хотя я не наркоман, и героин — не наш товар! Мы им никогда не торговали. Уже в следственном изоляторе мне стало известно, что нас предали свои же. Они предпочли слить руководство нашей бригады и работать под крышей ментов. Однако долго не проработали — через полгода и ментов, и тех иуд, что слили меня, прихватила СБУ — все сели по наркостатьям на разные сроки.
Силовики: что охраняем, то имеем
О том, как работают украинские силовые структуры в этом направлении, нам рассказали несколько сотрудников главных управлений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД и СБУ.
По мнению высокопоставленного сотрудника главка СБУ Евгения С., борьба с наркотиками в Украине в последние годы сворачивается. А рекордные задержания кокаина, которые были осуществлены спецслужбами в 2010 году, не повод для гордости. Напомним, что тогда в Одесском порту было изъято почти 1 200 кг кокаина. Наркотики были забетонированы в стенках плавильных печей. До этого в порту были задержаны еще две партии кокаина — 582 кг из Боливии и 152 кг из Чили.
– О том, что к нам идет гигантская партия кокаина, сообщили из агентства по борьбе с наркотиками США. Эту информацию Украина получила в обмен на условие провести «контролируемую поставку». Это когда по пути следования контейнер тайно оборудуется аппаратурой слежения — спутниковыми радиомаячками, видео- и аудиокамерами. Задача правоохранителей — наладить четкое сотрудничество с иностранными коллегами и доставить груз адресату, отследить и зафиксировать документально всех причастных к транспортировке и сбыту наркотиков. Конечная цель такой операции — задержание сразу всей цепочки наркоторговцев, начиная от поставщиков, посредников и заканчивая конечными покупателями.
Но после прихода груза в Одессу начался цирк: вместо того чтобы скрытно просверлить аккуратные дырочки и убедиться в наличии груза, при громадном стечении народа печи были разбиты молотками. Кокаин достали, взвесили и заменили пакетами с песком. О том, что среди сотрудников и рабочих в порту могли быть агенты наркокартеля, никто не подумал. Лишь после изъятия кокаина правоохранители начали искать тех, кто отвечал за получение груза в Украине. К слову, печи с кокаином предназначались к продаже в Румынии. Однако это наших совсем не заботило — конечные покупатели их вовсе не интересовали. В итоге были задержаны 5 человек в Ивано-Франковске. Лидер группировки — болгарин Петр С. получил 11 лет лишения свободы за контрабанду наркотиков. Причастность к транспортировке наркотиков остальных членов группировки доказать не удалось. Их осудили к мелким срокам лишения свободы — от 2 до 4 лет за... фиктивное предпринимательство и незаконное перемещение через границу людей (они помогали своему главарю пересекать границу по поддельным паспортам. — Авт.). Начальство получило ордена, чины и грамоты. Ни покупатели, ни продавцы, ни организаторы гигантской поставки кокаина выявлены не были и продолжают действовать.
По словам сотрудника столичного УБНОН Сергея И., многие иностранные полицейские подразделения наотрез отказываются сотрудничать и делиться информацией по транзиту наркотиков с нашими силовиками.
– У нас давно на Западе имидж коррупционного болота. Любую информацию и подачу со стороны Запада о действующих лицах наркотрафика мы умудряемся продать заинтересованным лицам. Не доверяют нам абсолютно правильно — СБУ и БНОНы превратились в коммерческие структуры, обложившие поборами мелких дилеров. А крупные наркоторговцы нам не по зубам. Если удается задержать крупную «рыбу» с грузом кокаина или героина от полукилограмма и больше, то все равно их отпустят по решению суда или еще до этого — по звонку начальства. А конфискованные наркотики продадут и снова пустят в оборот.
– Однажды один из моих коллег задержал крупного дилера и конфисковал у него полтора килограмма кокаина. Уже через 15 минут его телефон буквально раскалился — звонили знакомые и коллеги. Все спрашивали: «Почем продаешь?» Никто так и не поверил в то, что кокаин был уничтожен!
Между тем ни один из наших источников в силовых структурах не верит в то, что внутренний сбыт и производство зелья, а также транзит наркотиков возглавляет кто-либо из правительства.
– Наркотики для украинских крупных чиновников и политиков — табу! Почти все они имеют счета в европейских банках. Любая информация о причастности к наркотикам сразу станет основанием для блокировки их счетов, — говорит Сергей И.
Сотрудник СБУ Евгений С. указывает на еще один источник наркотической опасности:
– Кодеинсодержащие препараты в Украине выпускаются в гигантских объемах, в десятки раз превышающих необходимое количество на лечение. Излишек уходит на черный рынок. Это миллионы гривен.
В свою очередь, в МВД Украины сообщают, что наша страна с каждым годом становится все более привлекательной для организаторов международного транзита наркотиков. «Через Украину наркотики направляются в Европу, где спрос на них постоянно увеличивается. Из Средней Азии через Украину в страны Западной Европы идет поток наркотиков растительного происхождения — опий, героин, марихуана, гашиш. Часть из этого транзита оседает и на нашей территории. Украина тоже рассматривается наркогруппировками как выгодный рынок сбыта — к нам везут синтетические наркотики и психотропные препараты. Например, из Польши на внутренний рынок Украины поступают амфетамин, метамфетамин, метадон и экстези», — пояснил глава пресс-службы МВД Украины Сергей Бурлаков
Европеремены для наркоманов
Одним из условий подписания Соглашения об ассоциации с ЕС является изменение концепции и законодательства в сфере борьбы с наркотиками. Украинское правительство намерено, в частности, отказаться от практики лишения свободы наркоманов. Их будут не сажать, а лечить, если нужно — принудительно. Наказания для наркоторговцев, наоборот, будут ужесточены. Особое внимание правительство обратит на борьбу с транзитом тяжелых наркотиков в Европу через территорию Украины, облегчение доступа к наркотикам тяжелых больных и обустройство новых центров для лечения и реабилитации наркоманов.
В соответствии с недавно утвержденной правительством Государственной стратегией в отношении наркотиков до 2020 года, будут внедрены обязательные тесты на употребление наркотиков для водителей, чиновников, сотрудников правоохранительных органов и даже школьников и студентов, которые совершили мелкие правонарушения.
Возможно, эти меры помогут ослабить напор наркотиков, но для слома губительной тенденции нужны гораздо более решительные и системные меры — в первую очередь, глубокая реформа правоохранительных органов.
- Информация о материале
Страница 899 из 1561
