Дерегуляция хозяйственной деятельности в Украине осуществляется не один год. При этом среди представителей бизнеса вы не найдете ни одного человека в стране, который был бы доволен регуляторным климатом и считает проведенные ранее дерегуляции успешными. При этом Украина традиционно занимает последние места в международных рейтингах, оценивающих условия ведения бизнеса. Так, в рейтинге Doing Business наша страна сейчас находится на 137-м месте из 185 стран, в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2012–2013 гг. от Всемирного экономического форума — на 73-й ступеньке среди 144 стран, по уровню коррупции согласно оценке Transparency International — на 144-м месте из 176 стран. Почему нет результатов работы, проводившейся неоднократно, инициированной властью и поддерживаемой обществом?
На мой взгляд, дерегуляция — обязательный элемент экономических реформ в постсоветских государствах, строящих рыночную экономику. Дерегуляция — это системное ограничение вмешательства чиновников в предпринимательскую деятельность, что упрощает правила ведения хозяйственной деятельности, создает условия для конкуренции и обеспечивает реальную защиту потребителей.
При этом в нашей стране дерегуляция не всегда проводилась "для отвода глаз". Были периоды, когда первые лица государства лично стимулировали деятельность органов власти и следили за их работой по проведению дерегуляции. Но реального упрощения советских, коррупционных и дублирующих нормативных актов в сфере хозяйствования не произошло. Более того, коррупционных норм стало больше, соответственно, заниматься бизнесом стало еще сложнее. Почему?
Уверена, мы в Украине "маємо те, що маємо", поскольку упрощением ведения хозяйственной деятельности все эти годы занимались люди, не заинтересованные в реальных результатах. Им надо было продемонстрировать работу, но не допустить реальных изменений.
Какова общая схема всех осуществленных в Украине дерегуляций? Руководитель государства или органа власти ставил задачу своим подчиненным сократить собственные возможности давления на бизнес и граждан, отказаться от действующих коррупционных возможностей и сознательно снизить уровень доходов чиновников. Одновременно этот же руководитель обращался к общественности за помощью: мол, ждем от вас рекомендаций по изменению законодательных норм с коррупционной составляющей. Я была одной из тех, кто подавал свои предложения, кто обосновывал коррупционность тех или иных норм, кто боролся за результат — нормальные условия ведения бизнеса в Украине. Поэтому я хорошо знаю, почему все предыдущие попытки дерегуляции не сработали.
Во-первых, в процессе дерегуляции определяли те нормы, которые нужно изменить, а остальные автоматически продолжали работать.
Во-вторых, перечень норм, которые надо отменить или изменить, определяли чиновники, заинтересованные, конечно же, в сохранении максимального их количества. Они же оценивали и предложения общественности об отмене тех или иных норм. То есть решение принимали те, кто получает выгоду от чрезмерного регулирования.
В-третьих, предприниматели, активисты, общественные деятели, к сожалению, недостаточно осведомлены о нормативных условиях коррупционных требований и действий чиновников, поэтому не в состоянии победить чиновников в бюрократической борьбе.
Таким образом, все попытки дерегуляции, осознанно либо нет, были обречены на поражение с самого начала. Тысячами отменялись нормативные акты, которые не мешали хозяйственной деятельности и которые не было жалко отраслевым чиновникам. Более того, благодаря процедурам дерегуляции чиновникам предоставлялось время для дополнительного анализа действующей законодательной базы, что часто приводило к возникновению новых норм регулирования после окончания очередной "дерегуляции". Ведь, за небольшим исключением (которые все же есть!), чиновники добровольно не срубят сук, на котором сидят.
Реальная отмена конкретного коррупционного давления осуществлялась лишь точечно, после продолжительной и кропотливой работы над отдельной нормой. Например, идея предварительного документального контроля возникла в 2005 г., а закон о нем был принят только в 2011-м, да и то в урезанном виде. Такая логичная вещь, как замена удостоверения водителя без дополнительной сдачи экзаменов, проводилась в 2009 г. довольно сложно и долго, чтобы состояться, зато в 2013 г. вновь была представлена общественности как новое очередное "покращення". Правда, даже приведенные примеры параллельно компенсировались усилением роли чиновников в других направлениях.
Следовательно, все проведенные ранее массовые дерегуляции были обречены на безрезультативность, а точечная дерегуляция нуждается в продолжительном давлении на бюрократию, что практически недостижимо в современных политических условиях.
Должны ли мы отказаться от создания в Украине простых и прозрачных условий ведения хозяйственной деятельности, от уничтожения коррупции и создания новых рабочих мест? Конечно же, нет. Мы должны поставить чиновников, систему государственной власти в целом в такие рамки, при которых они будут вынуждены реально заниматься дерегуляцией.
Именно такие условия создает проект закона Украины "О ликвидации чрезмерного регулирования" (регистрационный №3256).
Мы предполагаем, что с момента принятия этого законопроекта у чиновников, экспертов, общественных организаций, депутатов будет год, чтобы подготовить абсолютно новые регуляторные нормы, направленные на единственное — безопасность потребителей и окружающих условий при производстве, продаже и эксплуатации товаров и услуг.
Вместе с предпринимателями, отечественными и международными экспертами в сфере права, экономики и торговли будет подготовлен и презентован обществу свод законов, который будет формировать абсолютно новое, не коррупционное и европейское, регуляторное поле. Этот дерегуляционный кодекс заменит 87 действующих законов, которые утратят свое действие в части полномочий чиновников. Через год после принятия ЭТОГО закона в Украине начнут действовать новые правила регулирования землеотвода, строительства, производства и торговли, которые будут обеспечивать защиту права собственности и безопасность потребителя.
Так было сделано в Грузии, Венгрии, странах Балтии и так должны сделать мы. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю одной из причин успеха собственных реформ назвал то, что в стране отсутствовали коррупционные нормы старого управления. Это позволило сформировать новые и эффективные условия хозяйствования, которые стали мировым образцом стремительного развития экономики.
Сегодня для Украины проблема здоровья экономики — это не вопрос развития, а вопрос самого существования государства, поэтому ее решение должно быть приоритетом номер один. Следовательно, надо сделать все возможное и невозможное для ликвидации безграничной коррупции в органах исполнительной власти и местного самоуправления. И именно предложенный нами в законопроекте №3256 путь делает это возможным.
Реализация разработанного нами механизма возможна и должна быть осуществлена именно сейчас еще и в связи с тем, что Украина движется к внедрению европейских ценностей, к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-членами — с другой. Именно сегодня это будет сделать легче, так как подписание соглашения позволит привлекать к подготовке новой законодательной базы регулирования экспертов из ЕС, что предусмотрено целым рядом положений соглашения, в частности подпунктом d) пункта 2 статьи 1 проекта, статьями 344, 345, 405, 406, 416, 417 и другими. И именно сейчас реализация предложенного нами механизма необходима для замены действующей советско-коррупционной системы на прозрачную систему обслуживания государством граждан, а именно такие обязательства берет на себя наша страна в проекте соглашения об ассоциации.
В контексте дерегуляции и соглашения не могу не вспомнить еще один законопроект, внесенный мной и моими коллегами, — "О внесении изменений в Закон Украины "Об административных услугах" (относительно устранения возможностей коррупции при предоставлении административных услуг)" (регистрационный №2149). Этим законопроектом, как и проектом о ликвидации чрезмерного регулирования, формируется абсолютно новая система, но уже в сфере выдачи органами власти различных документов, предоставления административных услуг. Мы на уровне закона предусматриваем, что граждане, в том числе предприниматели, перестанут обслуживать чиновников, а для получения того или иного документа будут подавать только один документ — заявление о необходимости его оформления. А уже проверять, имеет ли право человек на тот или иной документ, чиновники будут самостоятельно, без сбора людьми справок и извлечений от одного органа власти для другого. Таким образом, не надо будет для регистрации новорожденного нести справку о его рождении, а для оформления пенсии — доказывать, что ты достиг пенсионного возраста, дополнительными документами. Сегодня люди обслуживают государство, а мы сделаем так, чтобы, как и в европейских странах, государство обслуживало людей. Этот законопроект уже рассматривался в зале, тогда против него проголосовал только один народный депутат, следовательно, еще до подписания соглашения у нас есть возможность осуществить системную и эффективную дерегуляцию в части предоставления административных услуг.
Дерегуляция необходима государству, поскольку она стимулирует развитие экономики, которая, соответственно, обеспечивает увеличение возможностей для реализации властных полномочий, в том числе и в социальной сфере.
Дерегуляция необходима бизнесу, поскольку она создает конкурентные условия, что позволяет развивать производство, делать товары дешевле, увеличивать объемы реализации, создавать рабочие места и получать большую прибылб.
Дерегуляция необходима гражданам, так как она создает дополнительный запрос на рынке труда, уменьшает стоимость товаров и услуг, увеличивает уровень реальных доходов граждан.
Единственная прослойка общества, которой дерегуляция не нужна, это коррупционеры. Коррупционеры, работающие на разных уровнях власти — от самого верха до самого низкого чиновничьего звена, — годами, десятилетиями препятствуют созданию в Украине прозрачных условий ведения бизнеса и достойных условий труда и жизни. И только ликвидация чрезмерного регулирования, предложенная проектом закона №3256, даст нам возможность создать в Украине европейские условия жизни.