Правительство предлагает модернизировать Государственную уголовно-исполнительную службу. На базе уголовно-исполнительной инспекции предполагается организовать службу пробации. Так, 10 октября с. г. Верховная Рада приняла за основу законопроект №1197-1 «О пробации». Его принятие необходимо в рамках Концепции государственной политики в сфере реформирования Государственной уголовно-исполнительной службы, утвержденной указом Президента Украины №631 от 08.11.2012, предусматривающей внедрение системы пробации.

Подготовка данного нормативного документа велась с учетом международного опыта в сфере уголовного судопроизводства, исполнения наказаний и социальной работы с лицами, совершившими преступления. Напомним, что в январе текущего года в Верховной Раде были зарегистрированы 2 законопроекта с идентичным названием. Автором первого, (р. №1197 от 04.01.2013) был народный депутат Виктор Швец. Инициатором же принятого за основу законопроекта выступает КМУ. Оба законопроекта стали поводом для обсуждения в течение всего года.

Законопроект №1197-1 направлен на создание в Украине системы пробации с целью введения механизмов работы с лицами, которые привлекаются к уголовной ответственности, и с лицами, которые уже осуждены, а также осуществление индивидуального надзора за такими лицами, что должно служить обеспечению безопасности общества и снижению уровня рецидивной преступности в стране. На сегодня такой функцией озадачена уголовно-исполнительная инспекция, но европейские эксперты отметили, что в ее работе есть недостатки. Прежде всего, отсутствует связующее звено между исполнением наказаний и социальной работой с правонарушителями, что делает действующий институт наказания с испытанием исключительно формальным.

Три вида пробации

Проект, в частности, предлагает ввести три вида пробации – досудебную, наблюдательную и пенитенциарную.

Абсолютной новеллой законопроекта является досудебная пробация. С ее внедрением одной из функций органов пробации будет составление досудебных докладов. Это письменная информация для суда, собранная сотрудником службы и характеризующая лицо, привлекаемое к уголовной ответственности. Досудебный доклад будет содержать социально-психологическую характеристику, оценку риска повторного совершения уголовного правонарушения, а также заключение о возможности исправления правонарушителя без лишения свободы. Поводом для сбора такой информации станет запрос суда.

Кроме того, проектом Закона предусматривается, что одной из функций органов пробации будет осуществление надзора и проведение с клиентами пробации социально-воспитательной работы. Она будет проводиться по индивидуальному плану с учетом оценки рисков совершения лицом новых уголовных правонарушений и предусматривает дифференцированный подход при оказании консультативной, психологической и других видов помощи, а также помощь в трудоустройстве, привлечение к обучению, участию в воспитательных мероприятиях и социально полезной деятельности.

В рамках наблюдательной пробации органы пробации будут реализовать специальные программы. Они назначаются по решению суда и будут предусматривать комплекс мер, направленных на коррекцию социального поведения, формирование социально благоприятных изменений личности клиента пробации, которые можно объективно проверить.

Одним из элементов пенитенциарной пробации является содействие осужденным, которые отбывают наказание в виде ограничения или лишения свободы на определенный срок, в решении вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.Проектом закона предусматривается, что органы пробации во взаимодействии с учреждениями исполнения наказаний, а также органами исполнительной власти и местного самоуправления будут оказывать помощь осужденным, срок наказания которых подходит к концу, в определении места жительства после освобождения, а также в трудоустройстве или устройстве в учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в стационарной медицинской помощи. Учитывая европейскую практику, к такой работе будут привлекаться волонтеры.

Дл реализации этих положений предусмотрено внесение изменений в некоторые законодательные акты. Ряд изменений претерпит, в частности, Уголовно-исполнительный кодекс. Прежде всего, пробация будет внесена в перечень органов и учреждений исполнения наказаний. Кроме того, в ст. 13 будут определены общие принципы деятельности органов пробации. Значительно дополнена будет ст. 76 УК, в результате чего расширятся обязанности, которые суд возлагает на лицо, освобожденное от отбывания наказания с испытанием. Изменения должны коснуться и Закона «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины», в частности, его ст. 6, которая определяет структуру и численность этой службы в части создания органов пробации на базе уголовно-исполнительной инспекции.

Международный опыт

Практика пробации в разных государствах имеет свои правовые, организационные и функциональные особенности, которые во многом обусловлены национальным пониманием содержания этих институтов в уголовно-правовом значении, однако цели и средства их достижения схожи. Несмотря на структурное многообразие, общие элементы имеют и специализированные ведомства.

В частности, в США возможность назначения пробации предусматривается законодательством федерации и всех штатов в качестве альтернативы лишению свободы. Нередко пробация включается в систему наказаний, поскольку по своей строгости она иногда ничем не отличается от ряда других. К примеру, в некоторых штатах получила распространение такая мера, как электронный мониторинг или электронный контроль. Он предполагает обязанность осужденного не покидать свой дом в течение определенного периода времени или в определенные часы днем или ночью, за исключением рабочего времени, если осужденный работает или подыскивает работу. Исполнение такой обязанности нередко является одним из условий пробации или условно-досрочного освобождения.

В современной Японии институт пробации занимает весьма достойное место в системе мер предупреждения преступности. Япон­ская пробация сочетает в себе «западные» черты и особенности национальных традиций профилактики социально-опасного поведения. Представляется, что институт пробации в Японии в настоящее время имеет прочные корни и неотделим от ее правовой системы. Оче­видно, что низкий уровень преступности в стране во многом зависит от успешного функционирования механизмов социального кон­троля в обществе. Среди этих механизмов весьма ценным является опыт пробации, в котором, несомненно, преобладают позитивные черты разви­тия.

Институт пробации предусмотрен и в уголовном праве Швеции. При чем он имеет свои характерные особенности и регламентирован в УК Швеции весьма обстоятельно. Пробация может быть назначена как самостоятельная уголовно-правовая мера в тех случаях, когда суд придет к заключению, что наказания в виде штрафа недостаточно. Вместе с тем, пробация как комплекс специфичных мер может сопровождать условно-досрочное освобождение.

Внедрение пробации в Украине может стать одним из наиболее результативных шагов на пути к евроинтеграции в целом и гуманизации государственной политики в сфере исполнения наказаний в частности. Однако внедрение данных новшеств требует обстоятельного подхода, чтобы новый институт пробации действительно внес существенные перемены, а не дублировал старую систему исполнения наказаний с испытанием.

Справка

По состоянию на 1.10.2013 уголовно-исполнительная инспекция выполняет уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, в отношении 125,6 тыс. человек, в т. ч.:

- в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – 9767 человек;

- в виде бесплатных общественных работ по месту жительства – 2811 человек;

- в виде исправительных работ по месту работы с вычетом доли заработной платы в доход государства – 5158 лиц;

- освобожденных от отбывания наказания с испытанием, на которых судом могут возлагаться дополнительные обязанности – 107791 человек. Из числа указанных выше осужденных 3619 – несовершеннолетние.