Статьи
Министерство доходов и сборов начала активную компанию по борьбе с уклонением от уплаты налога на доходы физлиц. Основной аргумент налоговиков: выплата зарплат в конвертах — это плохо. В связи с этим в Министерстве решительно взялись за то, чтобы вывести доходы граждан из тени, используя три основных аргумента, пишет Дело.
Аргумент первый (лирический): социальная ответственность
Агитировать за легализацию зарплат начали осторожно. Так, Начальник главного управления Миндоходов в городе Киеве Ирина Носачева взывала к чести и совести работодателя, который, нарушая трудовое законодательство, лишает городской бюджет средств на благоустройство, а работников — социальных гарантий, чем ставит под угрозу их благополучную старость. Конечно, госпожа Носачева теоретически права. Нам не хватает налоговой культуры — это тоже правда. Поэтому в Миндоходов решили лично взяться за воспитание налогоплательщиков. Но на самом деле воспитательные беседы ведутся потому, что кроме них у налоговой нет существенных рычагов влияния на ситуацию.
"В советское время нам объясняли что правильно, а что — нет. Сейчас налоговая пытается сделать то же самое. А что им еще делать? Нет механизма, как с частного лица взыскать НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Это пропаганда. И многие попадаются, потому что это налоговая, ее боятся. Боятся, что за ними придут, — объясняет Александра Федак, налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса (КЦПРБ). — Молодым бизнесменам пытаются объяснить, что не стоит платить зарплаты в конверте, надеясь, что когда они вырастут до больших бизнесменов, у них будет правовая культура. Но у нас считается, что платить налоги — это отдавать олигархам, отдавать тем, кто ничего не делает для государства, ведь дороги не ремонтируют, соцобеспечения нет, зарплаты врачей и учителей не растут".
Аргумент второй (устрашающий): налоговая проверка
Как сообщалось, для стимуляции развития правовой культуры городские органы Миндоходов провели ряд проверок субъектов хозяйствования на предмет выплат НДФЛ. Тогда, напомним, была озвучена статистика, согласно которой из 244 предприятий нарушения были обнаружены на 242. Такую цифру можно объяснить двумя факторами: во-первых, нарушения, которые имели место быть в реальности, во-вторых — традиционная "презумпция виновности предпринимателя", характерная для визитов проверяющих органов. Не секрет, что когда приходит проверка, не налоговики должны доказать ваши нарушения, а вы должны доказать налоговикам, что нарушений нет.
Как напомнила Ирина Носачева, в частности, нарушение трудового законодательства карается штрафом, а уклонение от налогов на сумму более 50 тыс. грн — лишением свободы. Все это, конечно же, тоже элемент психологического давления, и при том достаточно действенный. Судимости, арест имущества, тюрьма — это способно привести предпринимателя в ужас, особенно когда налоговая милиция уже стоит на пороге вашего офиса.
Однако, как утверждает руководитель КЦПРБ Дмитрий Гарный, в такой ситуации главное держать себя в руках и не паниковать: "Нужно научиться различать нарушения, являющиеся уголовно-наказуемыми от простых правонарушений в сфере налогового законодательства. Выплата заработной платы в конверте — плохая вещь, но статей в Криминальном кодексе, предусматривающих уголовную ответственность за это, нет. Уклонение от налогов при достижении определенного объема недоплаченных в бюджет средств — есть, это 212 статья Криминального кодекса. Объем этот достаточно велик, если говорить об НДФЛ — небольшой компании нужно очень постараться чтобы попасть под 212 статью". Да и сам факт выплаты зарплаты в конверте — очень сложно доказуем. Чтобы доначислить НДФЛ, налоговым органам нужно определить объем выплаченных "серых" зарплат. Но "зарплата на то и в конверте, что никто не знает, сколько там, в этом конверте", пытался донести до предпринимателей Гарный.
Аргумент третий (рациональный): прогрессивная ставка НДФЛ
Первое упоминание о прогрессивной ставке налога на доходы физических лиц появилась в конце сентября прошлого года — это был законопроект авторства Минфина и налоговой службы. Леонид Рубаненко, президент ГО "Союз налоговых консультантов Украины" и член совета предпринимателей при КМУ, считает, что подобная реформа может изменить ситуацию к лучшему. По словам господина Рубаненко, сейчас идет доработка этого проекта, в обнародованном виде его пока нет. Но основная суть его в том, чтобы отойти от системы единой ставки подоходного налога.
Прогрессивная ставка должна состоять из двух-четырех ступеней: если среднемесячная заработная плата находится в пределах 10 минимальных, (это на сегодняшний день 11 с лишним тыс. гривень), она должна облагаться налогом на уровне 10%. Следующая ставка — 20%, применяется, если доходы составляют 10 и более минимальных заработных плат. Рубаненко считает, что если бы большинство зарплат облагалась по меньшей ставке, а по инициативе Миндоходов, доходы до 20 тыс. гривень должны облагаться по ставке 10%, это будет положительно воспринято бизнесом, так как "исчезнет потребность уклоняться, не спать ночами и ждать, когда за тобой придут".
Очевидно, что большинство наемных работников в Украине получают зарплату меньше 20 тыс. грн, даже с учетом того, что выплачивается в конвертах. Следовательно, после снижения минимальной ставки НДФЛ есть шансы, что определенная часть бизнеса пойдет на то, чтобы выплачивать ее официально. Но по факту торжества "социальной справедливости" прогрессивная ставка не обеспечит. "Это только бухгалтерам больше работы. Если доходы до 20 тыс. будут облагаться по минимальной ставке — прекрасно. У всех будут задекларированы доходы до 20 тыс. Никто не установит зарплату выше", — констатирует Александра Федак. Кроме того, чтобы стимулировать официальные выплаты заработной платы, нужно прежде всего снижать ставки ЕСВ, а не НДФЛ, потому что именно соцвзнос создает самую ощутимую налоговую нагрузку.
Аргумент встречный (мировоззренческий)
В чем сходятся взгляды и налоговых консультантов, и предпринимателей — решению проблемы мешает сам подход к адмнистрированию налога. Если Миндоходов хочет от бизнеса диалога и правовой культуры, то оно должно перестать воспринимать каждого бизнесмена как преступника. Когда один обвиняет, а другой постоянно вынужден оправдываться — это не диалог, это перманентная борьба. Если Миндоходов призывает, чтобы НДФЛ платился исправно, то не нужно требовать его начисления с ЧПшников, работающих по гражданско-правовому договору, или того хуже — с мифических незарегистрированных работников, которых налоговая видит в каждой строке расходов. Не смотреть на каждую заработанную копейку, как на украденную у государства — это тоже правовая культура, а значит, ее не хватает не только плательщикам, но и Министерству доходов и сборов.
- Информация о материале
Депутаты поддержали решение перекрыть избыточные расходы президента Виктора Януковича за счет премий Шевченко и стипендий аспирантов. Об этом сообщает пресс-служба гражданской сети "Опора".
Представителя "Опоры", который является аккредитованным парламентским журналистом, старались не пропустить на заседание бюджетного комитета Верховной Рады работники Секретариата комитета.
"Необходимость противозаконного ограничения прав журналистов во время заседания бюджетного комитета можно попытаться объяснить стремлением народных депутатов скрыть от общественности результаты рассмотрения части вопросов. В частности, о согласовании распоряжения Кабмина относительно перераспределения расходов государственного бюджета Государственного управления делами", - говорится в сообщении.
"Члены бюджетного комитета поддержали решение о выделении дополнительных средств на содержание резиденции президента в Синегора и покрытия незапланированных расходов гаранта в Крыму", - отметили в "Опоре".
"По словам начальника финансового управления Государственного управления делами Василия Дмитрука, речь идет о 747 тысячах гривен. Из них - 668,3 тысячи гривен это коммунальные расходы и платежи за электроэнергию в связи с вводом дополнительных отдельных объектов на резиденции президента в Синегора", - отметили в организации.
"Необходимость перераспределения еще 78,7 тысяч гривен чиновник объяснил тем, что находясь в Крыму президент не вписался в смету. Народные депутаты согласились перерыть данные средства за счет премии Шевченко и стипендий аспирантам института стратегических исследований", - говорится в сообщении.
"Находим средства снимая 520 тысяч из премии Шевченко, в связи с тем, что нами предусмотрено 5 премий, фактически было 3 премии, поэтому мы сэкономили 520 тысяч", - пояснил начальник финансового управления Государственного управления делами Василий Дмитрук.
"Еще 227 тысяч на стипендиях аспирантам института стратегических исследований в связи с тем, что среднегодовой размер стипендии уменьшился и количество аспирантов уменьшилась", - подытожил он.
- Информация о материале
В минувший вторник Верховная Рада приняла в первом чтении правительственный проект закона о реформировании системы управления автодорогами общего пользования. Как уже писало ZN.UA, Кабмин намерен передать большую часть дорог, находящихся в ведении Укравтодора, местным властям — областным и Крыма, оставив себе лишь треть. В итоге правительство почти добилось своей цели — снять львиную долю ответственности с Мининфраструктуры и Укравтодора и переложить ее на губернаторов и правительство Крыма. Это якобы улучшит систему управления дорогами и, как следствие, их качество. Такое решение абсолютно ничем не объяснено, и положительный эффект от него более чем сомнителен. Но самое удивительное состоит в том, что принимая этот закон, Кабмин и депутаты не учли, что местным властям, кроме ответственности, надо бы дать денег. Как они решат это недоразумение, и что будет с дорогами теперь?
Начинаем тратить, заработаем потом
Как писало ZN.UA, Укравтодор сообщил, что с 1 января 2014 г. из 169,5 тыс. км автодорог, находящихся в управлении дорожного агентства при Мининфраструктуры, 117 тыс. км будут переданы на баланс областных администраций и правительства Крыма вместе с финансированием, потому что "на местах лучше знают, какие дороги нужны". Уже в сентябре глава Укравтодора Евгений Прусенко заявил, что Кабмин утвердил это решение, и не только это.
Правительство также утвердило Программу развития автомобильных дорог на 2013–2018 гг., которая предусматривает и передачу дорог губернаторам и правительству Крыма, и финансирование в размере 214 млрд грн (изначально планировались 264,55 млрд грн). Однако до сих пор никто не ответил внятно на вопрос, откуда возьмутся деньги, ведь это почти 50% госбюджета на 2013 г., а все расходы Украины на дороги сейчас составляют около 20 млрд (из них более 8 млрд идет на погашение кредитов и около 5 млрд — в распоряжение местных властей). Так что для реализации программы нужно собирать ежегодно в два раза больше денег. И Минфин, и Минюст уже заявляли, что не видят источников средств на такие расходы. Но это никого не смутило, и программа была утверждена.
Даже после одобрения всех программ Прусенко, выступая в сентябре на публичных дебатах, организованных фондом "Эффективное управление" Рината Ахметова, заявил, что через два-три года в стране вообще не будет дорог. Если не будет денег. Так что победные возгласы вперемежку с предсказанием Апокалипсиса наводят на мысль (уже в который раз), что страна понятия не имеет, что делать с дорогами. И, несмотря на то, что звучат идеи в два раза повысить акциз на топливо и сделать несколько дорог платными, до этих планов пока не дошло и дойдет не скоро, потому что из-за роста акцизов пострадает имидж президента Виктора Януковича, потому что интенсивность трафика на украинских дорогах не позволит окупить вложения в дороги быстро (и небыстро тоже), и потому что даже сами дорожники не до конца уверены, что и платные дороги не будут на следующее утро после постройки такими же убитыми, как 99% нынешних дорог.
Кроме того, утвержденная Программа на 2013–2018 гг. вызывает сомнения еще по двум причинам. Первая — 2013 г. уже, считайте, закончился. Вторая — еще забавнее. Премьер-министр Николай Азаров многократно заявлял, что на приведение всех дорог в порядок нужно 500 млрд грн. А 214 млрд грн, заложенные в программу, — почти половина того, что нужно. Означает ли это, что к 2018 г. половина дорог будет в порядке? Нет. Почему? Потому что на эти 214 млрд из 170 тыс. км будет построено и реконструировано всего 1500 км и 24 тыс. км отремонтировано. Это в 7 раз меньше, чем есть. То есть либо одна из цифр — 500 или 214 — взяты с потолка, либо обе сразу. И при этом, повторим еще раз, по прогнозу Прусенко, через три года дорог не будет в принципе.
Еще одна деталь. Укравтодор долго убеждал нас в том, что стоимость километра дорог в Европе составляет 7–8 млн евро, в Украине — 5, и эта разница сокращается, то есть наши дороги дорожают. Причина подорожания неизвестна. Но и это не соответствует действительности: в сентябре Азаров подписал распоряжение о строительстве менее 12 км дороги в Харьковской области за 848 млн грн, то есть по 70 млн грн за 1 км. А это и есть 7 млн евро. Это просто немыслимо — почти миллиард гривен на 12 км…
Все эти данные и цифры озвучивались публично, и когда их начинаешь сопоставлять, понимаешь, что с дорогами совсем все плохо.
Два закона по цене одного
Принятый в минувший вторник в первом чтении проект закона о реформировании системы управления автодорогами общего пользования разработан с целью закрепления законодательной передачи дорог на баланс областей и Крыма. Одновременно этот закон, будь он принят окончательно, перекладывает и ответственность за дороги с Укравтодора на местные власти.
Депутаты рассматривали не один проект, а два — первым был проект Николая Катеринчука, написавшего почти то же, что и Кабмин. В ходе обсуждения обоих проектов депутаты задавали вопрос: а почему ни в одном из них ни слова не сказано о том, что регионы вместе с ответственностью должны получить и деньги? Поскольку это обсуждение было непродолжительным, ответа на этот вопрос никто не добился, хотя докладчиком был министр инфраструктуры Владимир Козак.
На самом деле вопрос финансирования будет отражен в госбюджете на 2014 г. По крайней мере, должен. Но сейчас проект бюджета хоть и подан в парламент, но еще не обнародован. Очевидно, вопрос дележа шкуры неубитого медведя — тех самых 214 млрд грн — останется на потом, когда все разойдутся: как известно, правительство и Бюджетный комитет парламента делят бюджет в закрытой комнате без посторонних ушей и глаз по принципу "каждому по потребностям". Вот тогда-то все и решится. Губернаторам уже можно вылетать в Киев просить денег на дороги, и последний прилетевший может ничего не получить, потому как принцип дележа денег между регионами еще никем не обсуждался, а километраж дорог в той или иной области хоть и важен, но вряд ли будет решающим.
Некоторые депутаты, спрашивая о деньгах, оказывается, не знали, что в законах "Об автомобильных дорогах", "О дорожном движении" и "О Совете министров Автономной республики Крым" о расходах (фактических данных в цифрах) на дороги вообще нет ни слова, а потому на их вопросы никто бы и не ответил. А они все равно проголосовали. Примечательно, что за правительственный закон была не только Партия регионов, но и коммунисты, и "Свобода", считающая, что передача дорог в управление местным властям — это большое благо. А деньги? Как замечено многими, когда голосует "Свобода", разговор о деньгах неуместен.
Проект закона, поданный Катеринчуком, идентичен правительственному. Вероятно, с помощью этого депутата создавалась иллюзия, что за управление дорогами взялась и оппозиция. Но дело в том, что тексты и пояснительной записки депутата, и самого закона, а также сравнительная таблица совпадают с вариантом Кабмина на добрые 90%. Если сравнить дух и суть двух проектов законов, то без преувеличения можно сказать — это два одинаковых документа.
Выводы Главного научно-экспертного управления Верховной Рады по двум проектам также идентичны (кроме нескольких отличий). И когда Рада сначала не приняла проект Катеринчука, а затем голосовала за правительственный вариант, сам Катеринчук не был ни за, ни против, и даже не воздержался, а просто не голосовал. Будем считать, что сохранил лицо.
Чуть-чуть безответственности
Научно-экспертное управление, если захочет, может даже и "потроллить" автора закона, но тут в его выводах не было никакого юмора, а рекомендация к двум проектам такова: принимайте в первом чтении, там разберемся. Но к кабминовскому проекту эксперты все же сделали два серьезных замечания.
Первое заключалось в том, что в пояснительной записке фраза "закон не требует дополнительного финансирования" не соответствует действительности, так как передача дорог в управление областей и Крыма потребует расходов на дополнительный персонал. Из чего следует, что спихнув дороги, Кабмин, Мининфраструктуры и Укравтодор не только ни слова не сказали о выделении денег на дороги, но и совершенно забыли о том, что этими дорогами буквально некому будет заниматься.
Второе замечание касалось того, что исключение из закона "Об автомобильных дорогах" пункта ст. 13 "Ответственность органов государственного управления автомобильными дорогами общего пользования" категорически недопустимо, так как это приведет к ухудшению качества дорог. Экспертов не устроило даже перераспределение ответственности между центральными органами власти, местными властями и автомобилистами. Но, похоже, это и было главной целью двух проектов-близнецов, один из которых принят в первом чтении, — сбросить "балласт".
И если улучшение качества дорог от такого решения сомнительно и не очевидно, то его бесполезность уже доказана на практике: независимое от Укравтодора и Мининфраструктуры коммунальное предприятие "Киевавтодор" лучше всех знает, какие дороги в Киеве нужно чинить и строить. Кто может сказать, что они хорошие? Даже глава Киевской горадминистрации Александр Попов больше не решится такое заявить. Но от "Киевавтодора" часто слышны стоны о недофинансировании, последний раз — на 55%. Ровно то же самое будет и с губернаторами. Кстати, в проекте закона есть пункт, обязывающий их… финансировать дороги. Но не сказано, за счет чего, разумеется.
И можно считать, что Прусенко, говоря об исчезновении дорог через два-три года, был прав. Почти все для этого уже готово.
- Информация о материале
Украинский политикум пополнился очередной «карманной» партией с откровенно банальным, если не сказать пошлым названием - «Демократы». Таким образом, стали окончательно известны наполеоновские планы потенциальных «тушек» из «Батькивщины». Само же заявление о запуске нового политпроекта пока еще депутатов от «Батькивщины» Андрея Павелко и Владимира Полочанинова стало очевидным политическим фальстартом, ведь торги между потенциальными перебежчиками и «регионалами» до сих пор не завершены.
Ожидалось, что после двух недель простоя Верховной Рады помимо евроинтеграционных законопроектов в повестке недели появится документ авторства «регионала» Владимира Макеенко, касающийся изменения процедуры формирования фракций, согласно которому, минимальное количество народных избранников для формирования фракции должно составлять не менее 15 человек. Но «регионалы» не решились вносить этот законопроект в зал. Причина до неприличия банальна: власть пока что не готова к созданию новых объединений депутатов – людей не хватает, торги с потенциальными и уже оформившимися «тушками» продолжаются.
В целом, эпопея с кулуарными переговорами продолжается не одну неделю. Как уже писали ранее «Комментарии», некоторые обиженные депутаты из «Батькивщины», среди которых фигурировали фамилии уже упомянутых выше «фронтовиков» Павелко и Полочанинова, а также ряд «тушек», представляющих партию Яценюка, якобы предложили власти вариант с рейдерским захватом партии «Фронт Змин». Под захваченную партию впоследствии планировалось сформировать парламентскую фракцию с условным названием «За Юлю!». Однако этот сценарий с «отжимом» целой партии с раскрученным брендом так и не был осуществлен: представители власти наотрез отказались ввязываться во вполне прогнозируемый скандал.
Сейчас, по информации «Комментариев», в самой группе «демократов» наметились серьезные противоречия. Еще недавно «мотором» группы депутатов-отщепенцев в «Батькивщине» называли днепропетровское трио нардепов – Павелко-Сергиенко-Дзензерский, к которым присоединился Владимир Полочанинов, являющийся главным «фронтовиком» Киевской области. Однако трио, похоже, в самый ответственный момент превратилось в дуэт. С главным «фронтовиком» Днепропетровской области Андреем Павелко и его тестем Леонидом Сергиенко – все понятно. Их исход в первую очередь связан с наличием на посту главы днепропетровской облячейки «Батькивщины» тети Юлии Тимошенко Антонины Ульяхиной, что поставило крест на теоретических шансах крайне амбициозного Павелко стать руководителем объединенной областной партийной организации. В то же время, Денис Дзензерский, которого называли потенциальной «тушкой» хранит молчание по поводу «Демократов». Поговаривают, что он якобы решил пока что остаться в «Батькивщине».
Внутренний разброд и шатание в нестройных рядах «карманных демократов» только подчеркивает кадровую проблему. Людей, готовых в потенциале сформировать костяк фракции в парламенте, можно сосчитать на пальцах одной руки. Поэтому тому же Павелко предстоит договариваться с «тушками» вроде Романа Стаднийчука и Виталия Немилостивого, или даже «тушками»-первопроходцам Табаловыми. Конечно, такая компания быстро сведет имидж фракции к нулю. Но другого выхода у «демократов» с тем, чтобы набрать нужных 15 человек, нет.
Еще хуже ситуация с кадрами обстоит на местах. Ведь нужно строить новую политсилу. И создавать партию «демократов», в первую очередь будут на осколках «Фронта Змин» Днепропетровской и Киевской облорганизации. Впрочем, среди тех, кто по тем или иным причинам на старте не вошел в «Батькивщину» - экс-руководители Винницкой и Житомирской организаций «Фронта перемен» Сергей Кудлаенко и Геннадий Зубко. Правда, последний, похоже, переходить в «тушечный» проект не спешит. Кроме того, вступать в ряды новой оппозиционной силы отказался глава Ивано-Франковской городской организации ФЗ Игорь Прокопив; тянет с объединением и главный тернопольский «фронтовик» Роман Заставный. Однако говорить, что эти местные партийные функционеры вольются в ряды «демократов» только из-за нелюбви к Яценюку – преждевременно.
Плохо для мятежников и то, что они все-таки не смогли подмять под себя раскрученный бренд партии «Фронт Змин». С его помощью они бы не выглядели «тушками». Аргументация для них была бы выигрышной: мы, мол, были верны партии до конца. А вот сам Яценюк ее сдал Турчинову.
Как известно, еще не так давно потенциальную «тушечную» фракцию хотели «связать» с Юлией Тимошенко. Конечно, в перспективе «тушкам» проще сохранить лицо под вывеской «За Юлю!». Но сейчас все идет к тому, что Юлия Тимошенко, «поддерживать» которую они собрались, уже скоро может покинуть тюрьму. И этот, пускай, достаточно наивный камуфляж тоже уже им не поможет.
- Информация о материале
Когда у феодала не было денег на очередной костюм, он вводил новый налог. Так бездарность отдельного правителя меняла жизненный уклад целых поколений. В частности, налог на площадь окна привела к тому, что в Европе и России вместо домов веками строили склепы с узкой прорезью в стене. Прошли века, но Нацбанк и его куратор Сергей Арбузов проповедуют те же идеи. Именно первый вице-премьер контролирует работу НБУ, хотя уже и не является руководителем ведомства.
В информационных агентствах появилась новость, что до конца года в Украине могут ввести налог с валютообменных операций. "Я могу сказать, что в планах действий президента на 2013 год предусмотрено мероприятие по введению налога на обмен валюты", - сказал директор юридического департамента НБУ Виктор Новиков. В случае внедрения налога, заплатить государству обязан будет любой гражданин, который придет в обменку или банк, чтобы купить или продать валюту. Исключение составят те, кто гасит кредит или делает перевод. По словам Новикова, над идеей налога работает Министерство доходов и сборов, а НБУ лишь "принимает участие". Но позволим себе усомниться в словах "принимает участие". На самом деле, роль Нацбанка является ключевой.
Еще летом пиарщики Арбузова начали "обкатывать" эту идею через интернет. Непонятно, что же они увидели по итогам "обкатки", но теперь идея зазвучала официально. Осталось только дождаться, пока решится выступить феодал.
Почему возникла идея налога
Нацбанк любыми путями не хочет продавать валюту из своих резервов. Хотя, как ни крути, он обязан это делать, потому что политика его феодала была напрочь бездарной.
На 1 августа золотовалютные резервы Нацбанка составляли 22,7 млрд дол. Даже эта сумма может оказаться завышенной. Уже давно ходят разговоры, что перед началом каждого месяца НБУ делает ряд шагов, чтобы "накачать" резервы.
Скорее всего, по итогам августа резервы даже немного подросли. Но что будет дальше?
Из-за бездарности власти, Украина не смогла воспользоваться преимуществами девальвации 2008 года. Внешнеторговый баланс сегодня все такой же дефицитный, как и до кризиса. А конфликт с Россией, который исподтишка подогревается группой "младореформаторов", сделает торговый "минус" Украины еще большим.
Осень 2013 года станет настоящим испытанием для власти Януковича. Нацбанку придется снова продавать валюту из резервов, и неясно, надолго ли его хватит.
В сентябре традиционно растет спрос на валюту со стороны бизнеса – официального и теневого. Население начнет понемногу откупать новые доллары, чтобы восполнить запасы, потраченные во время летних отпусков. А НАК "Нафтогаз" должен закупать российский газ, который почти не закупал с начала года.
Момент истины наступит, если резервы опустятся до отметки 20 млрд дол. После этого перспектива девальвации станет очень реальной. 20 миллиардов - это примерно объем трехмесячного импорта. Если резервов не хватает, центральный банк обязан отпустить курс, даже если через год выборы.
Чтобы не допустить такого развития событий, правительству и Нацбанку нужно совершить несколько подвигов. Кабмин должен договориться о сотрудничестве с МВФ, потому что Россия судя по всему денег Украине не даст. А Нацбанку нужно любыми способами не отпускать резервы ниже 20 млрд дол.
Есть все основания считать, что недопущение девальвации – это жесткое требование Виктора Януковича к Сергею Арбузову. В команде последнего по-прежнему находится глава НБУ Игорь Соркин.
Вот почему периодически в стенах Нацбанка рождаются идеи, которые потрясают воображение. Банки под давлением НБУ уже давно продали валюты больше, чем принадлежит им лично. Некоторые из них "перепродались" настолько, что одно лишь восстановление баланса приведет к потере нескольких миллиардов долларов из резервов НБУ.
Именно команда Арбузова "накреативила" паспорта при обмене валюты. Ей же принадлежит идея перевести рынки недвижимости и автомобилей в гривну. Отсюда возрождение нормы про обязательную продажу половины валютной выручки предприятий (от нее отказались при президенте Викторе Ющенко). Отсюда идея возродить пенсионный сбор с покупки безниличной валюты.
Идея налога – очередной креатив "младореформаторов". Его задача - даже не наполнить бюджет, а отпугнуть граждан от покупки валюты.
Летние провокации
В июле 2013 года сразу несколько сайтов начали "вдруг" рассуждать:
- Налог на валюту будет, но какой?
- Станут ли из-за 10% налога менять валюту "по-черному"?
- Какая вероятность появления налога на валюту в 10%?
Эти вопросы подхватывали аналитики, которых много раз замечали в поддержке идей, которые рождают пиарщики Сергея Арбузова. Они, естественно, приходили к неутешительному выводу: "в Украине давно созрели экономические предпосылки для введения налога на обмен наличной валюты".
Новость практически никто не заметил. Понятно, что июль был выбран не случайно. Сезон отпусков привел к тому, что огромная часть людей, которые читают интернет, была в отпусках. То есть, даже в случае резко негативной реакции людей, она не могла быть сильной.
Вот примеры найденных нами отзывов:
"Введут налог, потом через несколько месяцев, отменят и будут говорить про покращення. Это в стиле ПР, Сначала сделать плохо, потом вернуть как было и говорить про "руйину подолано". По другому быть не может, ведь разницу курса заложат в сой товар все импортеры – а это значит, что страну ждет инфляция на 20%. Пойдет ли ПР, на такое в 2014 за год до выборов – большой вопрос".
"Холоп, моющий унитазы по Европе, будет платить долю практически на прямую. Меняле – смотрящим – царским байскакам. Политической целесообразности в Украине давно не существует: есть только деньги сегодня и сейчас!"
"А кто вам сказал, что вам эти 10% перепадут? Менялы форэва! Интернет поможет их находить. Сбор…10%…С каких это делов, я, инвестировавший в баксы или евро свои гривны, должен этим бездарям – покращальникам отдавать 10% при обмене? Чё, ваще с дуба впали? Да, не долго вам осталось коптить".
Почему прятался Нацбанк
Если углубиться в содержание этих новостей, нельзя не обратить внимание на одну особенность. Источник их происхождения – аноним.
В принципе, использование источника без имени – обычная практика в журналистике. Очень часто высокопоставленные чиновники соглашаются общаться со СМИ только при условии, что их имя останется в тайне.
Но в данном случае, аноним фигурирует с другой целью. Настолько резонансные новости публикуются с единственной целью – узнать, как население отреагирует на подобные действия. Это своего рода опрос общественного мнения.
Если население никак не отреагирует, можно пробовать выполнить обещание. Если же реакция окажется негативной – можно просто отказаться от идеи.
Особенно незаменимой технология оказалась для чиновников. Не секрет, что стандартному жителю Украины глубоко безразлично все, что происходит в стране. Но существуют темы-табу, которые способны вызывать негатив со стороны населения.
Подорожание проезда в общественном транспорте. Налогообложение банковских депозитов. Рост цен на "социальные сорта" хлеба. Уголовная ответственность за "наклеп" в СМИ. И, конечно же, любой вид "ощипывания" валюты, в которой население Украины хранит свои сбережения.
Если чиновник хочет получить выговор, он должен сказать, что поддерживает одно из этих начинаний. Например, введение налога на обмен валюты. А если хочет гарантированно лишиться должности, то ему нужно настаивать на своем предложении.
Полюбилась технология и пиарщикам, работающим на первого вице-премьера Сергея Арбузова.
Изучать мнение населения анонимно "арбузовцы" начали после крайне неприятной для них ситуации. Полтора года назад "Экономическая правда" писала про идею ввести уголовную ответственность за незаконные валютные операции. Ответная реакция СМИ оказалась слишком бурной, и идею "похоронили".
С тех пор "арбузовцы" используют обходные пути. В частности, вброс новостей из анонимных источников.
Почему мы так уверены, что июльскую анонимку продвигали именно работники первого вице-премьера? Потому что вброс новостей происходит через тех же людей, через которых происходит продвижение хвалебных новостей про Сергея Арбузова. Потому, что новости за очень короткое время разошлись крайне широко. Настолько быстро и широко, что бесплатно этого не бывает. Наконец, "отмывают" эти новости те же СМИ и эксперты, которые считаются лояльными к Сергею Арбузову.
Видимо, тестовый вброс новостей воодушевил пиарщиков Арбузова. Поэтому в начале сентября идея о введении налога на обмен валюты была высказана уже официально. Правда, от лица чиновника НБУ среднего ранга.
В крайнем случае, Арбузову терять нечего. Если возникнет острый негатив, виновным окажется господин Новиков.
Налог на валюту: одно "за"
Почему налог на обмен валют? Первый вариант ответа на этот вопрос - заработать денег в бюджет.
Давайте посчитаем вместе. Ежемесячно оборот наличного рынка Украины составляет порядка 3,5 млрд дол. Без учета погашения кредитов, пусть это будет 2,5 млрд дол, или 30 млрд дол за год. 10% от этой суммы (такую ставку прогнозировали в июльских новостях) – это 3 млрд дол, или 24 млрд грн.
Действительно, очень неплохо. Эта сумма – единственный довод в пользу введение налога на обмен валюты. Будет на что закупить уголь с копанок Александра Януковича и новые автомобили для Кабмина.
Но существуют минусы внедрения налога, и их гораздо больше.
Минус первый: платить не будут
24 млрд грн – это мечты. Дай Бог, чтобы государство получило 10 млрд грн.
В ежемесячном обороте наличного рынка львиная доля – это обороты "теневой экономики", или "черный нал". Сейчас он пропускается через банки и обменки. После введения налога он уйдет на "черный рынок".
Единственные, кто не смогут обойти налог, - это обычные граждане. В 2012 году заробитчане переслали 7,5 млрд дол, или более 60 млрд грн. Если продать все это, бюджет получит 6 млрд грн (при ставке 10%).
Если же ставка составит 5%, то поступления уже сжимаются до 3 млрд грн. А если 1%, то государство заработает всего 600 миллионов.
Эта сумма потрясает воображение обычного человека, но для бюджета она не так и велика. Особенно если из-за этих денег Виктор Янукович проиграет выборы 2015 года.
Минус второй: политические последствия
Давайте представим, какой подарок перед выборами сделает Виктору Януковичу "лучший центральный банкир Восточной Европы" Сергей Арбузов. Действующий президент войдет в историю как тот, кто посягнул на последние деньги миллионов людей.
За границей работают сотни тысяч украинцев. 42% из них находятся в России. В основном, это жители русскоязычных Востока и Юга страны. Почти 15% работают в Польше, почти 14% - в Италии, почти 13% - в Чехии. В Европе работают преимущественно жители западных регионов.
Итого, заробитчане присутствуют во всех областях Украины. Благодаря их деньгам, выживают миллионы людей.
С наших заробитчан уже берут мзду на разных этапах – от налогообложения в стране работы до банков, которые требуют комиссию за переводы. На то, что остается, по-прежнему выживают миллионы жителей нашей страны. В Западной Украине деньги заробитчан – зачастую единственное, что позволяет избежать массовых социальных потрясений.
И вот, теперь эти люди должны будут заплатить налог еще и родному государству? Нового майдана, может, и не будет. Но население гарантированно придет к выводу, что в предвыборный год Виктор Янукович решил заработать на них. Это сродни тому, чтобы отобрать часть пенсий.
В конце концов, разве действующая власть имеет право наложить лапу на сбережения населения? Ведь украинцы хранят доллары под подушкой именно потому, что не доверяют гривне. Для этого есть все основания.
Мы назвали только социальный аспект, но будет присутствовать и эффект экономический. Благодаря деньгам заробитчан, поддерживаются макроэкономические параметры целых регионов. На присланные из-за границы средства покупаются продукты питания, стройматериалы и автомобили, оплачиваются услуги транспорта.
После изъятия налогов в бюджет, уменьшится величина совокупного потребления. Это мгновенно даст падение ВВП, которое в конечном итоге обернется… недопоступлением других налогов. Что, по сути, сейчас уже и происходит – из-за падения ВВП и нереальных планов по сбору налогов реальное выполнение бюджета составляет чуть больше 60%.
Так обрадуется ли Янукович идее Арбузова?
Хотя можно посмотреть иначе. Может и хорошо, что Янукович прислушается к рекомендациям "младореформатора"?
Медвежья услуга для Януковича
Налог на валюту - это не единственная "медвежья услуга", которую оказывает первый вице-премьер действующему президенту. С начала осени пиарщики Арбузова развернули яркую антироссийскую пропаганду.
Делается это чужими руками – в частности, через заявления приближенных аналитиков. Как бы случайно возникают новости и исследования, почему Таможенный союз – это зло.
Чего будет стоить эта деятельность Януковичу? Как минимум, обострения конфликта с Кремлем. А, следовательно, санкций по отношению к товарам украинского происхождения.
Кроме того, Януковича не поймет электорат Востока и Юга Украины. Население этих регионов традиционно считает россиян "своими" – даже больше, чем жителей Западной Украины.
Получается, что действующий президент расплатится за действия пиарщиков Арбузова собственным рейтингом. И без того катастрофически низким. Слишком низким, чтобы играться в валютный налог и войнушки с Россией.
- Информация о материале
Не так давно обманутые вкладчики хоронили "Банк Даниэль" на массовой акции возле Нацбанка. Банк не вернул вклады, изменил название и адрес прописки. Теперь это "Аурус банк". На вопрос, почему сменили название и переехали, в пресс-службе банка ответили, что "хотят все начать с чистого листа". Заметим, что физлицам банк должен около 800 млн грн. Такой пример характерен для практики украинского ребрендинга. Банк уходит от "плохой" истории в надежде, что лет через пять никто не обратит внимания на мрачную предысторию финучреждения.
Марина Голуб, управляющий партнер "Агентства стратегических решений "Голуб и Шинкаренко" констатирует, что большинство случаев ребрендинга украинских банков — пустая смена вывесок, и успешных примеров ребрендинга крайне мало. Смена бренда для украинского банка происходит не потому, что в финучреждении что-то изменилось структурно, а потому что поменялся, например, собственник. "И новому собственнику не нравится "зелененькое" или "красненькое", — считает эксперт.
И ребрендинг "по-украински" в большинстве примеров не учитывает желаний клиента, опросов, которые проводят зарубежные банки. Собственники могут принять решение "освежить" бренд банка, а тут надо учитывать, что без правильного сопровождения новая вывеска — деньги на ветер, затраты могут не окупиться и клиент потеряет доверие. Помимо логотипа, новое должно вноситься в идеологию, миссию, ценности. Создание имени — долгий процесс, и оно определяет доверие клиента.
Шансы успешного ребрендинга выше для малых и средних банков, которым нечего терять, кроме денег, потраченных на смену имиджа.
Зачем банкам ребрендинг без смены собственника?
Причинами называется смена задач, поставленных перед компанией, изменения в ее целевой аудитории и в продуктовой линейке, а также действия конкурентов и другие изменения на рынке.
Марина Голуб отмечает, что все зависит от того, какая задача стоит перед банком. Украинские реалии таковы, что смена вывески и ребрендинг чаще всего происходит при смене собственника или желании уйти от "плохой" истории.
Вадим Пустотин, директор бренд-консалтинговой компании "Следопыт", отмечает, что ребрендинг банка, который сопровождается полной сменой имени, — приемлемое решение в двух случаях.
В первом случае это никому не известный банк, который не рекламировался и не продвигал свое имя, и финучреждению нечего передать своему "наследнику". Второй случай, когда банк создавал себе имя, но оно так и не прижилось в головах людей и также не сформировалось доверие. "Благодаря смене имени банку дается "второй шанс" убедить потребителей, что он им нужен", — говорит Вадим Пустотин.
Как обеспечить успешность ребрендинга на консервативном финансовом рынке
Галина Жукова, член правления Credit Agricole, предупреждает: "Ни в коем случае нельзя спешить с ребрендингом, особенно в случае покупки международной группой украинской компании". Credit Agricole знает, о чем говорит. Ребрендинг финучреждение проводило медленно, с 2006 года купив Индекс Банк, только в 2011 году полностью поменяли все вывески. Для Укрсиббанка ребрендинг можно назвать самым удачным. Финучреждение старое, со своей историей и бренд одной из крупнейших в мире банковской группы BNP Paribas незаметно приютился именем-подспорьем для Укрсиба. При этом BNP Paribas не вводили непосредственно в название банка. Банки состоявшиеся, которых люди наделяют кредитом доверия, стараются избегать полной смены имени — даже при изменении собственника. По этому пути пошел Райфайзен Банк, который, купив Банк Аваль, стал называться Райфайзен Банк Аваль.
"ВаБанк стал VAB. Cильно сомневаюсь, что это им так помогло. Факторы ребрендинга — изменение бренда под ожидания потребителей и создание новой ценности для них", — сообщили в BrandAid.
Однако ребрендинг VAB славится именно своей скандальностью и сам банк утверждал, что созвучие российского произношения букв совсем не случайно и ставка делалась на молодое поколение, сообщал ранее Forbes.
Успешность нового бренда Галина Жукова связывает с тем, насколько он прост, понятен и легок для восприятия. Первыми оценить новый бренд должны сотрудники компании, которые впоследствии и станут "адвокатами" этого бренда, добавляют эксперты.
Марина Голуб отмечает: "Уже сто раз обсуждался случай Сбербанка, который за много миллионов поменял угол наклона птички слева направо. Если у них стояла задача создать информационный повод, то это им удалось".
В целом, чем мощнее наследие бренда банка, чем выше уровень доверия к нему, тем важнее сохранить его имя. "Финансовый рынок — пожалуй, самый консервативный с точки зрения действия законов брендинга. И на этом рынке правило "семь раз отмерь — один раз отрежь" очень актуально", — считают эксперты.
"Освежать" имидж банкам стоит не чаще, чем раз в 4-5 лет. Все это, как правило, сопровождается масштабной рекламной компанией. Но при этом не стоит считать, что новая вывеска "затащит" новых клиентов.
- Информация о материале
Страница 903 из 1561
