Похоже, в правительстве решили кардинально подойти к вопросу тотального учета энергоресурсов, потребляемых жилищно-коммунальным хозяйством страны, а это немало — 44% всех энергетических и водных ресурсов. Уже через два года, с 1 января 2016-го, централизованное снабжение воды обычным потребителям может осуществляться только при условии ее коммерческого учета. А через три года, с 1 января 2017 г., это же будет касаться и получения тепловой энергии и горячего водоснабжения. Юридические лица получат отсрочку на один год.
Сразу разочарую жителей многоквартирных домов, имеющих внутридомовые счетчики на холодную и горячую воду, или даже поквартирный счетчик учета тепла, — эти средства измерения не подпадают под определение "коммерческий учет", поэтому будут использоваться в "факультативном" режиме. Подавляющее большинство потребителей с момента принятия законопроекта "О коммерческом учете тепловой энергии, воды и водоотвода в сфере коммунальных услуг" начнут вести учет (а поставившие поквартирные счетчики — переучет) по-новому.
Подомовые счетчики: потребителей обяжут оплатить их стоимость
Месяц назад Минрегионстрой разработало и обнародовало на своем сайте проект закона "О коммерческом учете тепловой энергии, воды и водоотвода в сфере коммунальных услуг". Основное и концептуальное нововведение в этом законопроекте — это определение термина "потребители тепловой энергии, воды, водоотвода". Такими предлагается считать физических или юридических лиц — владельцев недвижимого имущества или лиц, уполномоченных осуществлять управление многоквартирным домом (а это ОСМД, ЖЭКи, управляющие компании), имеющих отдельные инженерные вводы в центральные системы тепло-, водоснабжения или водоотвода. А средства коммерческого учета тепла устанавливаются на границе балансовой (имущественной) принадлежности сетей. Таким образом, коммерческим учетом считается учет энергоносителя и/или воды на входе в многоквартирный дом, а не на входе в квартиру, как это происходит сейчас. Жители же квартир согласно этому законопроекту являются субпотребителями, то есть не являются участниками коммерческих отношений. А их поквартирные счетчики можно использовать только для распределения стоимости уже "проданных дому" воды и тепла между его жителями, то есть для определения между соседями, кто какую долю должен оплачивать.
С принятием названного законопроекта все потери тепла и воды внутри дома перестают быть проблемой теплопоставщиков или водоканалов, а становятся проблемой самих жителей многоэтажек. Таким образом, правительство решает одну из задач обновленной Энергетической стратегии Украины на период до 2030 г.: "Это создаст необходимые экономические предпосылки для внедрения энергоэффективных проектов в сфере реконструкции изношенных сегодня тепловых сетей с повышением их экономичности и надежности". Также это будет стимулировать потребителей к "активному внедрению мер по экономии тепла и снижению его потребления приблизительно на 30%". Подробно об этом рассказывалось в материале "Тарифы на тепло: почему так дорого?!" (ZN.UA №32 от 6 сентября 2013 г.).
По данным Минрегионстроя, из почти 175 тыс. многоэтажек по всей Украине подомовые счетчики холодной воды установлены только в 48 тыс., горячей воды — в чуть больше 8,5 тыс., учета тепловой энергии и регуляторы температуры — только в 31% многоэтажек.
Всего для введения коммерческого учета тепла, холодной и горячей воды необходимо установить почти 220 тыс. приборов учета, если быть точным, 115178 счетчиков холодной воды, 31006 — горячей и 72120 приборов учета и регулирования тепла. Стоимость счетчика на холодную воду, приведенная в пояснительной записке к законопроекту, составляет 3,5 тыс. грн, на горячую воду — 12 тыс., на тепло — около 40 тыс. грн.
Общий объем средств, необходимых для установки такого количества счетчиков, правительственные чиновники оценили в 3,8 млрд грн. Кто должен заплатить эти миллиарды? Законопроект дает четкий ответ: "Обязанность по установке узлов коммерческого учета и их сохранности возлагается на потребителей".
Но эти почти 4 млрд грн — далеко не все. Разработчики законопроекта подсчитали только стоимость счетчиков, необходимых для жилых домов. А как относительно учета расходов в зданиях более 40 тыс. учреждений социальной сферы — это около 14 тыс. дошкольных заведений, почти 20 тыс. школ и свыше 6 тыс. больниц? По приблизительным подсчетам, это обойдется в 2 млрд грн дополнительно. Кто должен возместить эти затраты? Снова четкий ответ в законопроекте: "Органы местного самоуправления разрабатывают, утверждают и обеспечивают выполнение программ установки узлов коммерческого учета на объектах недвижимого имущества, находящихся в коммунальной собственности". Причем принять такие программы они должны на протяжении шести месяцев после вступления закона в силу. Более того, органы самоуправления будут обязаны законом предусмотреть в бюджетах выполнение этих мер.
А учет на объектах недвижимости, в которых размещены государственные учреждения, социальные заведения государственного значения и пр. и которые находятся в государственной собственности? Кабинет министров обязан обеспечить это в определенные законом сроки. Это еще плюс 1,8 млрд грн из государственного бюджета. Солидная сумма получается.
Однако и это еще не все. Законопроектом предусмотрено, что "владельцы (пользователи) земельных участков обязаны установить узлы коммерческого учета водоотвода, используемого для хозяйственно-бытовых нужд, и вести отдельный учет воды". Итак, получаем еще десятки тысяч потребителей, обязанных установить счетчик на водоотвод, стоимости которого, в отличие от других счетчиков, правительственные чиновники не приводят даже приблизительно. Так же, как и количество владельцев земли, подпадающих под эту норму. Об этом и многом другом мы узнаем на протяжении шести месяцев после принятия этого законопроекта. Именно в такой срок Кабинет министров должен принять все необходимые подзаконные акты, в том числе установить технические требования к узлам коммерческого учета. Это должен сделать Минрегионстрой. И какими бы ни были требования к счетчикам водоотвода, боюсь, счет снова пойдет на миллиарды. И это все на протяжении трех-четырех ближайших лет!
И в завершение нашей интересной арифметики — о стабильности финансовых потерь потребителей. Затраты на техническое обслуживание, периодическую поверку и ремонт средств измерения — также за их счет.
"А кто не купит, отключим…"
"Строгость украинских законов компенсируется необязательностью их выполнения" — не знаю, кто вывел такую интересную сентенцию, но, похоже, законотворцы тоже о ней слышали и учли этот аспект. Законопроект определяет не только правовые, экономические и организационные принципы коммерческого учета, но и осуществление контроля путем… установления штрафных санкций за его невыполнение. Так, невыполнение требований закона по введению коммерческого учета в определенный срок является основанием для прекращения предоставления услуг централизованного тепло-, водоснабжения и водоотвода. Правда, не сразу.
Сначала за неустановку средств учета будут штрафовать физических лиц на сумму от 170 до 340 грн, а должностных лиц, юридических лиц или физических лиц-предпринимателей — на сумму от 340 до 1700 грн. Затем будут присылать предупреждение и ждать три месяца. Все равно не установили счетчики? Штрафуют на 1020–3400 грн за невыполнение предписания и отключают от поставок воды, тепла и/или водоотвода. И, будьте уверены, — обязательно отключат, ведь законопроект предусматривает ответственность даже для поставщиков тепла и воды за неотключение. Дословно: "Нарушение норм Закона... которое привело к безучетному потреблению тепловой энергии, питьевой и горячей воды, услуг по водоотводу свыше срока, установленного Законом, — влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц субъектов хозяйствования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода в размере…". Если коротко, оштрафуют их на сумму от 1020 до 3400 грн.
Есть исключения, когда не имеют права отключить: а) воду отдельным юридическим лицам, защищенным специальным законодательством, ее потребление только ограничат "до уровня экологической брони" — минимального уровня использования питьевой воды, необходимого для предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера; б) население от теплоснабжения в отопительный период. В других случаях, как говорят, по всей строгости закона.
Плюсы и минусы
Несмотря на всю репрессивность законопроекта "О коммерческом учете тепловой энергии, воды и водоотвода в сфере коммунальных услуг", в нем есть ряд положительных норм. Во-первых, четко определены сроки введения учета во всех без исключения зданиях, а также установлена ответственность за их нарушение. Согласитесь, не каждый закон Украины такой четкий и понятный. Это, кстати, соответствует европейской практике. Например, Директива ЕС 2010/31 относительно энергоэффективности зданий предусматривает, что не позднее 31 декабря 2020 г. все новые здания должны быть зданиями с почти нулевым потреблением энергии.
Во-вторых, тотальный учет использования энергоресурсов однозначно должен привести к их экономии, ведь плата за услуги теплоснабжения напрямую будет зависеть от количества и качества поданного в здание энергоносителя. Следовательно, при наличии регулирующего оборудования потребитель сможет существенно экономить в случае изменения погодных условий. Это будет способствовать и снижению возможности злоупотреблений со стороны тепло- и водоснабжающих организаций.
В-третьих, предложенная система учета на входе в дом значительно лучше существующей, ведь единицей потребления энергоресурсов в действительности является дом как целостный имущественный комплекс, а не квартира. Это заставит потребителей привести в порядок внутридомовые сети (ведь это совместная собственность владельцев квартир дома), а также принимать меры по снижению теплопотерь в доме, которые в большинстве украинских многоэтажек достигают 40%.
Однако такой закон должен приниматься только после введения финансовых механизмов, которые позволят как населению, так и органам местного самоуправления сравнительно безболезненно внедрять энергосберегающие меры. При нынешних условиях это почти нереально. Обязать законом органы местного самоуправления заложить в свои бюджеты 2 млрд грн на средства учета — это просто. Только вопрос: откуда эти средства у местных бюджетов возьмутся, учитывая нынешнее состояние хронического недофинансирования? Где найдет дотационный городской совет по 55 тыс. грн (3,5 тыс. грн стоит счетчик на воду, 12 тыс. — на горячую воду, 40 тыс. — на отопление и еще неизвестно сколько за учет водоотвода) на установку счетчиков для каждой школы, детсада, больницы, поликлиники, админпомещения и т.п.? И что, будем отключать социальные объекты от поставок воды и тепла, а их руководителей будем безбожно штрафовать?
Разработчики законопроекта могут заметить, что вложенные в средства учета средства быстро возвратятся за счет экономии энергоресурсов. В том-то и проблема, что не возвратятся. При действующей системе планирования бюджетов сверху, при экономии затрат по статье "энергоресурсы" в следующем бюджетном периоде эта статья будет урезана до уровня фактически понесенных затрат за предыдущий год. Для чего экономить? Нет, не так: как можно экономить энергоресурсы, если вложенные на эти цели средства не возмещаются за счет бережливости?
Теперь относительно жилых домов. Можно допустить, что в ОСМД руководители дружно убедят жителей в выгодности вкладывать деньги в средства учета, и члены ОСМД сделают на это взносы. А как быть с домами, которые обслуживаются ЖЭКами, а это, по данным Минрегионстроя, свыше 63% всех многоэтажек в Украине?
Согласно законопроекту, потребителем услуг является владелец недвижимости, или лицо, оказывающее услуги по управлению многоквартирным домом, т.е. для свыше 63% многоэтажек это ЖЭК. Снова вопрос: за счет чего ЖЭК может приобрести и установить средства учета на 100, 200 или даже 300 и более домов, в которых он предоставляет услуги по управлению и содержанию, в течение двух-трех лет? Понятно, что потом эти затраты ЖЭК переложит на жителей домов (что, кстати, при действующем регулировании предоставления жилищно-коммунальных услуг не так просто сделать без согласия жителей). Но где ЖЭК должен взять оборотные средства для приобретения и установки этих счетчиков? Снова штрафы и отключение домов?
И совсем непонятна норма относительно учета водоотвода для владельцев земельных участков. При наличии счетчика учета водоснабжения количество отведенных стоков считают в соответствии с количеством потребленной воды. Если полученную учтенную воду житель частного дома не сливает в канализацию, а тратит для полива газона, сада, огорода, то фактическое количество стоков значительно меньше. В таком случае установка счетчика на водоотвод должно быть правом владельца участка, а не обязанностью. Много тратит на сад-огород? Поставил счетчик и экономит средства. Не поливает ничего — счетчик не ставит. И никто никого не штрафует!
Можно еще много говорить о возможностях привлечения средств на утепление домов, замену внутридомовых сетей, ремонт крыш, утепление подвалов, замену окон и т.п. Точнее, об отсутствии таких возможностей. Ведь по состоянию на сегодняшний день в домах, где не создано ОСМД (а таких свыше 80%), это можно сделать фактически только за средства жителей и лишь при 100-процентном согласии всех владельцев квартир. Разве что можно еще упомянуть о единичных случаях, когда работы по капитальным ремонтам выполняются за бюджетные средства...
При отсутствии финансовых механизмов, таких, как льготное кредитование, энергосервисные договоры, револьверные фонды и т.п., позволяющих привлечь ресурсы даже на установку средств учета (не говоря уже о других, более масштабных мерах по энергосбережению), внедрение названного законопроекта может привести в основном к отрицательным результатам. Ведь энергосбережение — это прежде всего изменение сознания и поведения людей. А репрессивными методами позитивного отношения к бережному использованию энергии не получишь.
И в завершение следует отметить, что у этого законопроекта могут быть влиятельные приверженцы. Это тепло- и водоснабжающие компании. Они как никто заинтересованы в его принятии, ведь это приведет к укрупнению потребителей — и им не придется иметь дело с каждым владельцем квартиры отдельно, да и теплопотери в пределах домов и изношенность тепловых сетей перестанут быть их заботой.
А самыми заинтересованными являются производители средств учета. Практика принятия подобных решений в правительстве показывает, что это могут быть конкретные компании, под которые выписываются технические требования... И повод железобетонный — стремление к европейским стандартам жизни, энергоэффективность и, наконец, энергостабильность и независимость государства.