Увлекшись казначейскими играми с местным самоуправлением, партия власти вынуждает региональные элиты думать не столько о грядущих президентских выборах, сколько о следующих сразу за ними локальных избирательных кампаниях.
Органы местного самоуправления оказались зажаты между молотом и наковальней. С одной стороны, в сложившейся ситуации у них нет возможности пойти даже на непопулярные меры, включая повышение тарифов. Подобные планы тут же вызывают громкий народный протест, бьющий по имиджу как местной, так и в большей степени центральной власти. А с другой стороны, мэры практически всех украинских городов в последнее время жалуются на то, что со стороны Госказначейства наблюдается ежемесячная задержка оплаты зарегистрированных финансовых обязательств. Под угрозой срыва не только нормальное начало отопительного сезона, но и выплата зарплаты работникам бюджетной сферы. С фактическим выполнением мэрами своих предвыборных обещаний еще сложнее — они внедрены преимущественно в местные программы капитального строительства, которые попросту заморожены. Некоторые градоначальники, озвучивая текущие казначейские проблемы, тем самым перестраховываются на случай реальных мини-катастроф, за которые их избиратель осенью 2015 года на местных выборах по головке явно не погладит. Однако Киев, озабоченный проблемой весны-2015, требует от них брать всю ответственность на себя.
Полтавский тест
Показательным в этом плане стал инцидент в Полтаве в прошлую пятницу, когда акция протеста против повышения коммунальных тарифов переросла в штурм горсовета. Под предводительством ряда нардепов-оппозиционеров митингующие прорвали милицейское оцепление, выбили стеклянные двери и прорвались в здание мэрии Полтавы. После продолжительных боев манифестанты достигли кабинета городского головы Александра Мамая, в котором того не оказалось. Но мэра все-таки нашли, его общение с народом пыл протестующих не охладило, так что Мамаю, по словам очевидцев, пришлось ретироваться из горсовета через черный ход, переодевшись в милицейскую форму.
Причиной случившегося стали новые тарифы на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, которые горисполком Полтавы повысил в 2,5–3 раза своим решением еще от 1 августа. В сентябре полтавчане стали получать уведомления о повышенных коммунальных проплатах, что и вызвало бурю возмущения. Стоит отметить, что в прерогативе органов местного самоуправления осталось установление тарифов только на содержание жилья. Стоимость электроэнергии и газа всегда была в ведении центральной власти, а созданная в ноябре 2011 года Нацкомуслуг регулирует деятельность в сфере генерации, транспортирования и поставок тепла, а также централизованного водоснабжения и водоотвода. Однако и этими минимальными тарифными полномочиями мэрии теперь вряд ли воспользуются. Уже на следующий день после штурма Полтавского горсовета местный горисполком отменил свое же решение о повышении коммунальных тарифов, так что все теперь в аналогичных ситуациях будут действовать с оглядкой на этот с треском провалившийся полтавский тест. И уж точно не пройдут мимо внимания других мэров комментарии полтавской ситуации Николая Азарова. Премьер жестко проехался по Мамаю, которого пришлось «приводить в чувство», а все заслуги по снижению тарифов приписал себе, явно конкурируя в этом с активно участвовавшими в полтавских событиях оппозиционерами. А всегда четко следующий в русле политики Партии регионов Мамай, который теперь крайне усложнил себе переизбрание в 2015 году на второй мэрский срок, оказался у разбитого корыта.
В предчувствии мэрского бунта
На этом фоне проблемы органов местного самоуправления в отношениях с Госказначейством достигли уже такого уровня, что ряд областных центров вынуждены были обратиться с петициями к Президенту и Кабмину. «При наличии средств на счетах горбюджета и бюджетных учреждений казначейством не проводятся платежи на их содержание, выполнение сезонных работ по благоустройству, строительно-монтажных работ на объектах строительства, ремонт жилого фонда, капитальные расходы в учреждениях здравоохранения. Также не платятся больничные сотрудникам бюджетных и коммунальных учреждений, не финансируется питание детей в школах и детсадах, под угрозой открытие отопительного сезона и функционирование ЖКХ», — говорится в недавнем обращении Сумского горсовета.
Почин мэра Сум Геннадия Минаева, до сих пор лояльного ПР, поддержали в Ривне. Преимущественно оппозиционно настроенные ривненские депутаты выбрали такую же мягкую форму — в виде просьбы к центральной власти. Но ситуация, по мнению Ривненского горсовета, близка к параличу исполнения собственных полномочий. Например, в местной отрасли ЖКХ задолженность выплат по вине казначейства составляет половину от общего объема выполненных ремонтно-строительных работ и работ по благоустройству города. При этом общая сумма задержек Госказначейством перед Ривне составляет с начала года смешные деньги — 11,7 млн. грн. Кстати, требования Сум также не аховые: по состоянию на 20 сентября управлением Госказначейства по специальному фонду городского бюджета не проведено 8,46 млн. грн. Решить проблему можно одним росчерком пера, сэкономив на некоторых «представительских расходах». Тем более что вся страна знает, в каком направлении в последние годы идут многомиллиардные бюджетные ассигнования.
Однако центральная власть не торопится исправлять положение, которое несет ей непропорционально огромные имиджевые потери накануне предвыборного года и уничтожение любых подпорок со стороны местных элит. Руководство даже самой лояльной к Президенту Луганщины публично заявило, что «для сбалансированности местных бюджетов области необходимо выделить до конца текущего года 450 млн. грн., чтобы нормально закрыть защищенные статьи и не допустить задержек бюджетных зарплат». И в завершении последняя ремарка для справки: по свежему сообщению Минфина, дефицит госбюджета с начала 2013 года составил 34,75 млрд. грн., что в 2,1 раза превышает показатель за восемь месяцев 2012-го.