Музыканты, драматурги, писатели всего мира зарабатывают себе на жизнь не только концертами. Можно не выступать перед публикой годами, и даже десятилетиями, не писать новых книг и пьес, и прекрасно себя при этом чувствовать. Потому что они получают деньги за то, что сочинили, спели и сыграли в свои лучшие годы — и если произведения в цене, то эти деньги — роялти — составляют значительную часть их доходов правообладателей или их наследников.

В Советском Союзе, по словам заслуженных и уважаемых поэтов, музыкантов, драматургов, права авторов уважали, несмотря на тоталитарный режим. Деньги за использование произведений приходили им вовремя и в полном объеме. Авторам независимой Украины их роялти даются невероятными усилиями. Посмотрим, например, как это происходит в музыкальном бизнесе.

Невыполнимый закон

По закону, права за использование произведений — песен, музыки, пьес — прнадлежат правообладателям. Иногда это авторы, иногда — продюсеры. Собирают роялти организации коллективного управления (ОКУ) , с которыми правообладатели заключают договора. В Украине работают около 15 ОКУ, а также государственное предприятие «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (УААСП) - номинальный наследник Всесоюзного авторского общества в Украине. УААСП считает себя уполномоченным собирать роялти во всех сферах. Остальные, поменьше и более специализированные, созданы самими авторами и правообладателями уже в 2000-х.

ОКУ собирают роялти за исполнение произведений на ТВ, радио, в ресторанах и ТРЦ, за использование в рекламе, за мобильный контент, за использование музыки в театральных постановках и кино и так далее. В своей деятельности эти организации руководствовуются законом Украины «Об авторских и смежных правах».

Этот закон писался в 90-х с лучших европейских образцов. Тем не менее, в нем есть немало спорных мест и один большой недостаток — отсутствие механизма поддержки закона. То есть, наказания. Фактически, наказать организации, уполномоченные за сбор роялти для правообладателей — невозможно. Можно, конечно, забрать у ОКУ права собирать причитающиеся роялти. Но денег все равно не получишь, и рано или поздно придется идти в другую организацию.

Поэтому у правообладателей всегда есть масса претензий к ОКУ — относительно сроков и размеров выплат, в частности. Если c небольшими организациями решить спорные вопросы удается, то с ГП УААСП — это невозможно.

Загадочный УААСП

УААСП, как упоминалось выше, является — или считает себя — самым крупным и самым полномочным. Предприятие собирает роялти за исполнение музыки и песен везде, где только возможно. Однако выплачивать их не спешит. Не один десяток миллионов гривен роялти пропал в ее недрах, говорят, например, старожилы музыкального рынка.

По словам ведущих украинских продюсеров, только особо приближенные авторы и правообладатели получают роялти почти вовремя и почти в полном объеме. Неприближенные же ожидают своих денег годами.

По закону об авторском праве, правообладатели должны получать отчеты от уполномоченных организаций за то, сколько раз их произведения использованы и сколько начислено за это денег. УААСП эту норму закона старательно игнорирует, говорят авторы и продюсеры. Добиться от них мало-мальски вменяемых данных невозможно. Суммы выплат, порой мизерные, ничем не обосновываются.

По словам участников рынка, с 2000 года накопленные роялти дважды исчезали со счетов Агентства. Вернее, они были размещены на счетах банков, которые банкротились. Вскоре после исчезновения средств, в УААСП менялось руководство, и добиться вменяемого расследования было невозможно.

Что делать с долгами? Списать на прибыль!

В июне нынешнего года в УААСП прошла проверка со стороны правоохранительных органов. Проверяли все аспекты деятельности государственного предприятия, а с особой тщательностью — начисления и выплату роялти за использование музыки правообладателям за последние три года.

Результаты этой проверки таковы:

-​ УААСП в части случаев проводит сбор роялти без полномочий от правообладателей, в другой части этих случаев — договора просрочены либо расторгнуты.

-​ Среди документов, необходимых для сбора роялти, часто отсуствуют отчеты пользователей и каталоги правообладателей  (в которых указано, за какие именно произведения УААСП уполномочен собирать права). В связи с этим распределение вознаграждения распределяются непрозрачно и необъективно. Восстанавливать эти документы УААСП либо не спешит, либо не собирается вообще.

-​ УААСП — неприбыльная организация, и в последние годы демонстрирует посчтоянный убыток. Но это не мешает ей списывать суммы роялти в десятки тысяч гривен себе в доход только потому, что не ищет правообладателей, или попросту игнорирует их,

-​ Одни правообладатели, с которыми у УААСПа заключены договора, недополучают свои деньги. Другие — получают с лихвой, сотни тысяч гривен, в то время, как договора с ними отсутствуют. Таких компаний — несколько.

-​ УААСП собирает роялти не только за отечественные песни и музыку, но и за зарубежные. Часто правообладатели даже не в курсе того, кто представляет их в Украине. Деньги часто списывают на прибыль.

В целом же, по результатам проверки, нарушения УААСП потянули на сумму в несколько миллионов гривен. Эти результаты, хоть и не афишировались широко, хорошо известны участникам рынка.

И вскоре после этой проверки, в июле, на сайте Государственной службы по вопросам интеллектуальной собственности появилась информация о том, что государственное предприятие УААСП к концу года будет реорганизовано в государственную организацию УААСП. Перед тем, как закончить реорганизацию, Агентство должно рассчитаться со своими кредиторами — если они, конечно, знают об изменениях. То есть, в течение двух месяцев правообладатели, которым УААСП задолжал, имеют право заявить свои имущественные права на роялти, которые должны войти в передаточный акт.

Правообладатели и представители ОКУ говорят, что много раз обращались в Госслужбу по вопросам интеллектуальной собственности с просьбой разъяснить необходимость и порядок реорганизации УААСП. Просили провести заседание Общественного совета при Госслужбе. Ответа, кроме рекомендаций ознакомиться с приказом на сайте, не получили.

По самым скромным подсчетам, сейчас на счетах УААСП должно находиться около 15 млн. грн. Очень большая вероятность того, что авторы и правообладатели этих денег никогда не увидят.

Не так давно у УААСП в очередной раз поменялось руководство — в пятый раз за последние пять лет. Правообладатели считают, что это связано именно с реорганизацией Агентства. Ведь куда проще создать новую структуру и сделать вид, что долгов у старой никаких и не было.

То, что происходит на музыкальном рынке, подобно ситуациям и в других сферах — кто-то присваивает себе чужие деньги, совершенно не опасаясь наказания. В 90% случаев по рукам по рукам за воровство не даст никто. «Не укради» осталось в Библии, и к нынешним временам не имеет никакого отношения.

Подумаешь, украли деньги за музыку, и наплевали на авторские права! Чиновники вспомнят об этом, когда снова придется отчитываьтся перед международными организациями за повсеместное пиратство и несоблюдение авторских прав. Власть и оппозиция — в лучшем случае перед выборами, когда придут к продюсерам и музыкантам с просьбой поддержать их в турах.

Странно также то, что многие авторы недовольны действиями УААСП, недовольны выплатами, знают, что деньги в очередной раз могут пропасть — но никаких действий предпринимать не собираются. «Я не знаю, куда на них жаловаться и будут ли эти жалобы рассмотрены. Я никак не могу на это повлиять», - сказал в разговоре один из украинских театральных режиссеров.

Будь что будет. Правообладатели, особенно старой закалки, люди терпеливые. А пока кому-то можно, забыв про закон и мораль, стричь купоны и собирать деньги на новую машину.

Мнения участников рынка:

Вадим Лисица, продюсер, Fox Music:

Общаться с государственным предприятием УААСП в последние годы крайне проблематично. Да, у него есть полномочия по сборам роялти для украинских и зарубежных исполнителей. Но главная их функция — защита авторскго права, которую они как раз не выполняют. За многие годы работы УААСПа так и не смогли разработать понятной программы для авторов распределения роялти. К тому же были случаи, когда деньги пропадали со счетов УААСП.

На сегодняшний день, хочу сказать, Украина находится на одном из предпоследних мест по сборам за публичное исполнение, что в принципе очень странно, поскольку страна большая, потенциал рынка очень большой. И почему это до сих пор законодательно не зафиксировано, непонятно.

Юрий Фалеса, продюсер, Falyosa Family Factory

Работа организаций коллективного управления, которые собирают роялти для авторов и продюссеров по ресторанам, барам, маргазинам, каналам, радиостанциям и прочим проблематична для нас. Больше всегот претензий к государственному предприятию «Украинское агентство по авторским и смежным правам». У них нет ни отчетности, ни документации, ни специальных программ по подсчету и распределению роялти. УААСП пытаются реорганизовать последние 12 лет, и этот процесс никак не закончат.

Мы пытаемся договориться, но в большинстве случаев наши претензии и пожелания не слышат. С организациями коллективного управления работать гораздо легче — их действия более понятны и прозрачны.

Владислав Макашов, продюсер, Юниверс Медиа Груп

В отношении сбора роялти за публичное исполнение — полный бардак и хаос, по той простой причине, что Комитет по вопросам интеллектуальной собственности, который по сути должен как-то контролировать, агитировать и так далее, только делает вид что он работает.

УААСП, государственное предприятие, уже на протяжении нескольких лет вообще никому, кроме своих приближенных, роялти не выплачивает. На письма, официальные запросы не отвечает. При этом, так скажем, регулярно собирает все роялти откуда можно и как можно. Многие телеканалы отказываются платить нам роялти, мотивируя тем, что у них есть договор с УААСП, и они якобы по факту платят туда — часть роялти.

Вадим Кохтыш, продюсер, Честная музыка

Однозначно, претензий к государственному предприятию УААСП больше претензий, чем к ОКУ, созданным правообладателями. Там, где есть государственные деньги, всегда есть возможность поворовать.

У руля УААСПа стоят люди, юристы, которые прекрасно знают, что если они не будут проводить начисление на выплату кому-то из правообладателей, то у них не станет кредиторов. Поэтому мы рассчитываем только на добрую волю руководства Госслужбы интеллектуальной собственности, на выполнение этой воли директором УААСПа — то есть, выплаты задолженности правообладателям.

Юрий Рыбчинский, поэт:

Я давно работаю с Украинским агентством авторских и смежных прав. Оно должно выплачивать роялти авторам, но те роялти, которые выплачивают в последние годы, не имеют ничего общего с тем, что на самом деле должны получать тысячи авторов. Куда деваются эти деньги? Мы не знаем, куда обращаться — в прокуратуру, или куда-то еще, и даст ли это результат.

УААСП обязан любому автору предоставлять отчет — откуда приходят деньги, какое количество, кто исполнитель — чтобы была обратная связь, чтобы автор мог следить, кто его исполняет, или кто перестал его исполнять. В советское время можно было прийти и попросить такой отчет. Мне выдавали целое полотнище, и я мог знать, что Иванов, Петров или Сидоров исполняет мою песню в Свердловске, Чите или Барнауле. Сейчас эта организация неконтролируема.

Я думаю, что за последние годы, 5-7 лет, у нас, украинских авторов, в общей сложности украли фантастическую сумму — не побоюсь сказать, больше 100 миллионов долларов. Деньги исчезали со счетов неоднократно.