Попытки "заговорить" все большее притупление европейского вектора, выбор в отношении которого вроде бы был уже окончательно сделан, спровоцировали в последние две недели недюжинный всплеск PR-активностей со стороны как первых лиц государства, так и всей региональной элиты. Судя по волнам популизма, которые начали снова захлестывать отечественное информпространство, либо уже сделан, либо очень близок к тому и выбор в отношении экономической стратегии на ближайшее обозримое будущее. И выбор этот вряд ли порадует сначала прогрессивную часть экспертного сообщества, а впоследствии — и "широкие слои населения" из-за неизбежного в таком случае падения их благосостояния (как бы топ-политики на словах не пеклись об обратном).

Патетические и взаимоисключающие обещания и поручения, щедро раздававшиеся от имени президента и премьер-министра, очень плохо соотносятся с действительным положением дел в бедствующих экономике и госфинансах. Последние, тем временем, в очередной раз теряют шанс на оздоровление, который давало принятие сложных и непопулярных, но необходимых для этого мер.

Ассоциирование с Евросоюзом давало надежду и отечественному, и иностранному бизнесу на то, что под пристальным присмотром зарубежных партнеров украинская власть таки начнет качественно менять инвестиционный климат в стране. Это продемонстрировало, в частности, повышение индекса инвестиционной привлекательности, рассчитываемого Европейской бизнес-ассоциацией (до 2,37 балла в третьем квартале), за счет роста именно евроинтеграционных ожиданий предпринимателей, компенсировавшего негатив хронических болячек украинской экономики.

Надежды вселяли и перспективы подписания соглашения о возобновлении финансирования со стороны Международного валютного фонда, заявившего после пребывания последней миссии фонда в Киеве о разработке украинским правительством "пакета предложений относительно экономической политики, направленного на корректирование внешнеэкономических дисбалансов и активизацию экономического роста". Ко всему, как известно, положительный вердикт "кредитора кредиторов" дает зеленый свет на возобновление финансирования со стороны не только международных финансовых организаций и Евросоюза, но и частных инвесторов и кредиторов.

Все вышесказанное формировало реальные предпосылки, что нынешний непростой период украинская экономика и ее финансовая система пройдут без чрезмерных осложнений.

Однако возросшие было шансы на подписание соглашения с МВФ резко упали после недавнего заявления главы государства.

"Требования МВФ о повышении цен на газ для населения ни при каких обстоятельствах не будут восприняты. Мы никогда не допустим шагов, от которых будут страдать люди и которые негативно повлияют на материальное положение населения", — процитировала президентская пресс-служба его весьма симптоматичное заявление, сделанное 8 ноября во время встречи с деятелями культуры и искусств.

Такая "послідовність" заслуживает, надо сказать, намного лучшего применения. Например, в являющемся безусловной топ-темой последних месяцев вопросе европейской интеграции. Которую, кстати, должно было бы поддержать, среди прочего, подписание соглашения о возобновлении финансирования Киева со стороны Международного валютного фонда.

Такое заявление содержит сразу несколько ошибочных посылов, развенчивать которые, видимо, необходимо каждый раз, когда они произносятся. Во-первых, это обман, что повышение тарифов необходимо МВФ, подавляющему большинству функционеров которого, по большому счету, все равно, что происходит в Украине. Фонд, как и любого другого кредитора, интересует платежеспособность своих заемщиков, с той лишь разницей, что его клиентами являются государства. А для этого он, вполне резонно, считает необходимым перед выдачей кредита своим "пациентам" попытаться заручиться гарантиями их платежеспособности. А именно: обеспечить достаточность валютных запасов центробанка (рассчитываться ведь надо в валюте) и хотя бы относительную сбалансированность госбюджета.

Но ведь навести хотя бы относительный порядок в своем кошельке для сведения концов с концами в доходах-расходах — в интересах любого здравомыслящего субъекта экономических отношений, будь то государство, предприятие или домохозяйство. Иначе привычка жить не по средствам рано или поздно закончится неизбежным банкротством.

И здесь придется в очередной раз открыть тоже совсем не новую истину, что то безобразие, которое творится в отечественной энергетической сфере и, в результате, в госфинансах из-за существования минимум трех разных тарифов на газ (для населения, теплокоммунэнерго и предприятий), даже бардаком язык не поворачивается назвать.

И платят (причем тоже, как минимум, трижды) за все — и за гигантские потери государственного и местных бюджетов, и за сверхдоходы включенных в коррупционные схемы функционеров, и за потребляющих в разы больше газа и тепла состоятельных граждан — именно бедные.

Для более подробных объяснений уместно процитировать недавно опубликованные результаты исследования Всемирного банка. Как известно, тарифы на газ и услуги централизованного теплоснабжения в Украине являются одними из самых низких в Европе, хотя средние затраты на приобретение газа являются одними из наиболее высоких (о последнем факте, кстати, неоднократно заявляли как президент Украины, так и премьер-министр). Так, если средняя цена поставок газа из России в прошлом году составила 425 долл. за тысячу кубометров, то украинские домохозяйства платят за голубое топливо в среднем около 100 долл., то есть среднее украинское домохозяйство платит только около 19% от полной цены импортируемого газа. А компании централизованного теплоснабжения — менее 150 долл. (или около 35%) за газ, который используется для производства тепла для населения.

Для компенсации такой разницы в ценах правительство выделяет прямые бюджетные и внебюджетные субсидии, которые, по подсчетам Всемирного банка, достигают 7% ВВП (!). Причем эти субсидии носят регрессивный характер, то есть, если переводить на простой человеческий язык, богатые получают больше. Главным образом из-за низкой адресности системы социальной помощи, так как именно состоятельные люди, как правило, потребляют большие объемы энергоносителей.

Так что правда, которой упрямо не слышат в высших чиновничьих коридорах, заключается в том, что низкие тарифы на газ на самом деле не защищают бедных. В то время как выплачиваемые не по адресу бюджетные компенсации — это фактически деньги, украденные у неимущих и пенсионеров, которые недополучают социальную защиту и пенсии. По подсчетам экспертов ВБ, на практике наиболее состоятельная часть населения получает около половины субсидий, выделяемых на газ и тепло. Тогда как наиболее бедный слой (нижние 20%) — только 13% субсидий. Даже преимуществами существующих социальных программ, которые должны помогать неимущим в оплате их счетов за газ и тепло (льготы и субсидии на коммунальные услуги), на которые приходится около 0,6% ВВП, в большей части пользуются группы населения, принадлежащие к верхней части шкалы доходов.

Еще одно из последствий, из-за которого страдают, в первую очередь, тоже менее состоятельные граждане, заключается в том, что из-за извечного недофинансирования бюджетных дотаций теплокоммунэнерго хронически не в состоянии покрыть свои операционные и эксплуатационные затраты. А значит, необходимые ремонты (не говоря уже об "апгрейдах) многие годы откладываются, в результате чего теплосети и находятся в столь ужасном состоянии. Отсюда же — и холодные батареи, и разрытые во дворах траншеи, и т.д. и т.п. В то время как потери тепла в катастрофически изношенных и прохудившихся сетях достигают гигантских размеров. Которые, кстати, никто не в состоянии толком измерить и посчитать, из-за чего возникает благоприятнейшая почва для злоупотреблений, воровства и коррупции (но это — тема отдельного разговора)

Ну и, наконец, разнообразные бюджетные и внебюджетные субсидии, которые приходится выделять из-за существования заниженных цен (причем в основном не по адресу), создают огромную дыру в госфинансах. 7% ВВП — это как раз то значение, на которое не сходятся в нынешнем году государственные расходы с доходами. В результате чего ограничивается финансирование более приоритетных сфер, тогда как интересы "священных бюджетных коров" остаются многие годы нетронутыми. И среди этих коров, повторимся, очень мало места для тех, кто действительно в государственной помощи нуждается.

Тем временем в ходе состоявшихся статусных мероприятий с участием крупнейших инвесторов и бизнесменов президент, видимо, открыл для себя много нового, узнав, что с инвестклиматом в стране далеко не все в порядке. И вот 13 ноября с.г. на заседании правительства премьер-министр Николай Азаров, говоря о важности сотрудничества Украины с Таможенным союзом и описывая пагубность ассоциирования с ЕС, начинает также нарекать на плохой инвестклимат, выписав жесткий нагоняй своим подчиненным (в первую очередь, главам Миндоходов А.Клименко и МВД В.Захарченко) с требованием уменьшить административное давление на бизнес. При этом он ссылается на президента, поручившего правительству, в том числе, "безотлагательно искоренить практику сбора налогов наперед и задержки с возмещением НДС". При этом почему-то упускается из внимания, что, например, "практика сбора налогов наперед" уже почти год как узаконена. И сами же сначала премьер, а потом и президент приложили к этому руки, завизировав соответствующий законопроект, подававшийся и принимавшийся в Верховной Раде в конце 2012-го.

Также, как сообщил глава правительства, президент сделал акцент на необходимости привлечь к ответственности виновных в проведении проверок, по результатам которых не было принято "обоснованное решение" о доначислении налогов.

Вскоре соответствующее поручение — по результатам встречи с представителями УСПП и Федерации профсоюзов Украины — появилось на сайте главы государства. Срок, до которого необходимо выполнить все пункты, — до 16–20 декабря 2013 г.

Послушав премьера и президента и почитав их поручения, оставалось бы только громко поаплодировать, если бы подобные поручения не были взаимоисключающими и имели бы хоть какой-то шанс быть выполненными. Ведь перманентные претензии и "наезды" фискалов, как и поиски дополнительных источников поступлений за счет легального бизнеса превратились для последнего в постоянный кошмар. Но если посмотреть в корень соответствующих проблем, то существование одной из главных (помимо всепоглощающей коррупции) причин инвестиционной непривлекательности Украины — хронически несбалансированного госбюджета с неадекватными планами поступлений — перечеркивает всякие надежды на реальное снижение фискального давления на легальный бизнес.

На фоне сокращения экономики и перебоев с финансированием раздутой расходной части бюджета Госказначейство и так уже фактически полгода работает с перебоями, задерживая уже даже социальные платежи. А что будет, если поступления сократятся еще больше? К слову, заявляя о необходимости снижения давления на бизнес и ликвидации переплат, глава правительства в то же время возложил персональную ответственность на Клименко за наполнение бюджета в соответствии с бюджетной росписью, а на первого-вице-премьера Арбузова — за ликвидацию задержек по соцвыплатам.

И какой выбор сделают чиновники, которым одновременно было поручено снизить давление на бизнес и выполнить бюджетную роспись, ликвидировав задержки по соцвыплатам?

Выбор очевиден, хотя и отечественные эксперты, и представители МФО уже давно говорят о необходимости ревизии и урезания необоснованных социальных льгот (см. выше). Да и сам Янукович недавно ставил под сомнение целесообразность предоставления неадресной соцпомощи. Однако чтобы просто даже подступиться к этому вопросу, нужна, как настойчиво твердят все те же представители МФО, недюжинная политическая воля. Которой и в прошлом что-то не наблюдалось, а в предвыборный год, видимо, и вовсе не найдется.

Обращение к украинским политикам.

Такой вопрос у меня напрашивается после обращения некоторой (думаю - лучшей) части предпринимателей к президенту. А почему, собственно, только о холодильниках речь?

Еще лет пятьдесят можно выпускать, например, автомобиль "Таврия". Говорите, что сняли с производства? Зря!

Конкурентоспособность на мировом рынке не имеет решительно никакого значения! Где-нибудь в глубинах Таможенного Союза, на спорном участке таджикско-киргизской границы, все-равно кто-нибудь, да купит. Народ там не балованный живет.

Зачем нам модернизация, инвестиции, и новые технологии? Если повезет - монголам продадим наши грузовики. Отомстим за монголо-татарское иго.

Еще долго можем возить на московский авиасалон "Макс" наш "Ан-70". Уверен, что лет через сорок российское министерство обороны наконец-то признает его "своим", а Россавиапром начнет, наконец-то выпускать "семидесятку" в полнейшей "кооперации с украинскими предприятиями".

А поляки явно поспешили. Вступили в ЕС. Еще лет восемьдесят могли бы "тащиться" от наших телевизоров "Электрон", паяльников и зажигалок для газовых плит.

Посмотрите на восточных немцев - вообще лицо утратили. Сразу после падения Берлинской стены, они навсегда потеряли свою главную национальную гордость - автомобиль "Вартбург". Шедевр инженерной мысли, чуть круче нашей "Таврии".

Согласитесь - "Мерседес" - это до неприличия банально. Вот "Вартбург" стал настоящим символом целой системы. Как, впрочем, и дорогие нашему сердцу "Жигули" - слегка подпорченная модель 124-го "Фиата", снятого с производства еще в 60-х годах, в замученной евро-демократией и частыми сменами правительства, Италии.

Хлебнули лиха и жители маленькой Словении. Несчастные южане жили себе спокойно. Никого не трогали и о их существовании тоже никто не знал. Вступив в Европейский Союз, они надели на себя настоящее экономическое ярмо.

Теперь жители некогда безмятежной страны без намеков на хоть какую-то экономику, просто вынуждены пахать на заводах и обеспечивать полмира качественной бытовой техникой. Теми же холодильниками и стеклокерамическими поверхностями, всякими плитами, микроволновками, миксерами, соковыжималками и прочей буржуйской дребеденью.

Подумать только: целая нация утратила возможность созерцать красоту природных ландшафтов своей удивительно красивой (как Украина!) страны и читать в оставшееся свободное время произведения великого Йосифа Броз Тито.

И на что они все это променяли в погоне за длинным евро? Да, денег заработали, но получили, скорее всего, полное моральное опустошение от нервотрепки и жесткой конкуренции с Германией и Китаем.

А что произошло с молодежью из стран Центральной и Восточной Европы? Это вообще ужас. Дети оторваны от родителей. Разбросаны по всей Европе. Учатся в университетах - от Лондона до Варшавы.

Выучиться на стоматолога, например, в Берлине, стоит дешевле, чем в Киеве. Вот, несчастные родители и копят денежки, чтобы отправить свои чада на чужбину.

Все это, наверняка, специально планируют в Брюсселе, чтобы не допустить присоединения Украины к Таможенному Союзу.

Дорогие наши политики! Вы хорошо поработали. Более 20-ти лет вы к чему-то готовили Украину. Я даже не знаю к чему, но ведь это - не наше вонючее дело, правда, ведь? Многие из вас были и являются премьерами, депутатами, главами администраций и прочими топ-менеджерами.

Конечно, столь масштабная работа довольно длительна и утомительна. Вы, как могли, готовили нашу страну - перчили ее, солили, жарили и мариновали. И, надо сказать, у вас это отлично получалось все двадцать с гаком лет.

Вам просто не хватило лишь одного года. Всего одного года, вдумайтесь! Каких-то несчастных 365-и дней! Чтобы окончательно домариновать страну и подать ее на вертеле - на свой же обеденный стол.

Уверен, что ровно через год блюдо будет абсолютно готово к употреблению. Под какой-нибудь французский коньячок или шотландский виски, в хорошей и приятной компании.

Понимаю, что пройден большой и крайне успешный путь. Вам осталось совсем немного: сорвать подписание ассоциации с Европейским Союзом в Вильнюсе. И оставить все, как есть. Законсервировать целую страну и поставить ее на полку в собственной коморе.

Думаю, что украинский народ, как всегда, отнесется к этому с глубоким пониманием и неописуемым чувством толерантности и поддержки.

И в знак своего согласия с вашим политическим курсом, начнет массово скупать не только неконкурентоспособные холодильники, но и лапшу, которую вы, вот уже третье десятилетие подряд, вешаете на уши родного рядового избирателя.

Антимонопольный комитет оштрафовал Харьковский филиал госпредприятия МВД Украины "Информ-Ресурсы" на 10 тыс. грн. за злоупотребления монопольным положением на рынке предоставления платных услуг по хранению задержанных автомобилей на штрафплощадке за период с марта по декабрь 2012 года. Об этом свидетельствует постановление Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 4 ноября.

Харьковский филиал "Информ-Ресурсы" начал предоставлять услуги с марта 2012 года. При этом он установил завышенный уровень рентабельности при расчетах тарифов на услуги, что привело к установлению необоснованного завышения их стоимости.

Согласно "Порядка формирования тарифов на услуги по содержанию площадок для платной парковки транспортных средств", уровень рентабельности, который устанавливался в калькуляции себестоимости услуг, не должен превышать 12%.

Однако у Харьковского филиала уровень рентабельности на эти услуги составляет: на легковой автомобиль - 723%, грузовой автомобиль - 471%, мототранспорт - 88%. Уровень рентабельности на аналогичные услуги в других регионах Украины, которые предоставляются структурными подразделениями "Информ-Ресурсы", составляет от 3% до 48%.

В Харьковском филиале объяснили, что в указанный период отсутствовали государственные цены на услуги по содержанию автомобилей на штрафплощадках. Поэтому филиал самостоятельно установил тарифы, которые были согласованы директором ГП МВДУ "Информ-Ресурсы".

Порядок установления размера рентабельности в ГП МВДУ "Информ-Ресурсы" не предусмотрен никаким нормативно-правовым актом Украины.

Харьковский филиал ГП МВДУ "Информ-Ресурсы" является единственным предприятием, предоставляющим услуги по временному хранению задержанных автомобилей на штрафплощадках в пределах Харьковской области.

Размер тарифов Харьковского филиала за март- декабрь 2012 года за одни сутки составлял: от 50 грн. до 150 грн. для легкового автомобиля, от 70 грн. до 250 грн. - для грузового автомобиля, и от 20 грн. до 90 грн. - для мототранспорта. Хотя, как установил АМКУ, средняя стоимость таких услуг реально составляет от 5 грн. до 30 грн. за одни сутки в зависимости от транспортного средства.

Напомним, за завышение стоимости компьютерных услуг при содержании автомобилей на штрафплощадках на 10 тыс. грн. был оштрафован севастопольский филиал ГП МВДУ "Информ-Ресурсы".

Самой обсуждаемой финансовой новостью недели стала информация, обнародованная Financial Times, о приобретении инвестгруппой Franklin Templeton почти пятой части гособлигаций Украины на общую сумму $5 млрд. Эта сделка кардинально изменила структуру держателей суверенного долга Украины. На Franklin Templeton приходится 19% госдолга, 35,6% контролируют другие держатели более мелких пакетов евробондов, 23,3% внешнего долга сформирована перед МВФ, 11,4% — перед ЕБРР, еще 10,7% приходится на другие виды займов.

Связав всплывшую информацию с неофициальным январским визитом первого вице-премьера Сергея Арбузова и министра финансов Юрия Колобова в штаб-квартиру фонда Franklin Templeton в Калифорнии, некоторые эксперты выдвинули версию о масштабных рыночных манипуляциях. «Откуда у Franklin Templeton такая уверенность в состоятельности плательщика, когда даже МВФ в этом не уверен? Может, менеджеры Franklin Templeton имеют особые гарантии от украинских руководителей или, хуже того, по их просьбе таким образом разместили их личные средства? Такие вопросы скорее всего из конспирологии, но после информации об активности Franklin Templeton даже самые невероятные истории могут оказаться правдой», — рассуждает исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук.

Впрочем, другие аналитики советуют не искать черную кошку в темной комнате, отметая теорию заговора: эта сделка помогла сгладить панику на украинском рынке долговых обязательств, вызванную грядущим сворачиванием программ «количественного смягчения» ФРС США. Перспектива приостановки печатного станка, наводняющего мир «дешевым» долларом, заставила инвесторов активно сворачивать свои вложения в развивающиеся рынки, и в том числе украинский, что могло еще больше взвинтить стоимость заимствований на внешних рынках и, соответственно, увеличить долговую нагрузку нашей страны. Выкуп украинских евробондов не стал чем-то из ряда вон выходящим и для Franklin Templeton, специализирующегося на высокорисковых вложениях, к которым, без сомнения, относятся и украинские ЦБ. Фонд уже имел возможность неплохо заработать на долгах Ирландии, Южной Кореи и Венгрии. В 2012 году Templeton Global Bond Fund объемом свыше $60 млрд. показал доходность 15,8%.

Вопрос в другом: какие риски для Украины представляет концентрация столь значительной части госдолга в руках одного инвестора? Самый значительный из них — разовый выброс наших бумаг, что может спровоцировать обвал на украинском долговом рынке. Ведь пакет украинских евробондов Franklin Templeton концентрировал в расчете на дальнейшую евроинтеграцию Украины. «Расчет был прост: как только Украина подпишет соглашение с ЕС, на ее финансовый рынок придет спекулятивный капитал, как было после победы на выборах Виктора Ющенко. Плюс МВФ и ЕС, конечно, дадут кредиты. Поток инвестиций из Европы позволит стабилизировать курс гривни, обновить основные фонды, наладить экспорт новых товаров в Европу, фактически оторвать Украину от России навсегда. Если не получится, все кончится хуже, чем в Греции. Однако для Franklin Templeton это не принципиально, на волне эйфории он продаст украинские долги и зафиксирует прибыль», — объясняет финансовый аналитик компании «Альпари» Александр Разуваев. Однако туманные перспективы подписания соглашения не подтолкнут инвесторов, работающих с высокорисковыми бумагами, тут же их распродавать. Поскольку это сильно снизит их стоимость для самого продавца (из-за большого дисконта).

Еще меньше оснований опасаться того, что крупные кредиторы вроде Franklin Templeton имеют возможность диктовать свои условия украинскому правительству. Хотя подобные прецеденты, безусловно, случались. Достаточно вспомнить, какое давление оказывали держатели государственных казначейских обязательств на Россию в 1998 году после дефолта. По слухам, некоторые держатели госбумаг тогда потребовали в собственность российские недра, акции «Газпрома», «Роснефти», «Лукойла» и другие активы, которые тогда находились в руках у российского правительства. Но если Украина будет аккуратно обслуживать внешний долг, подобные трагедии ей не грозят. «Право потребовать досрочного погашения еврооблигаций их держатели могут лишь в том случае, если правительство не сможет (по любой причине) рассчитаться по какой-либо из своих торгуемых облигаций, выпущенной в иностранной валюте. То есть если не расплатится вовремя по любым обязательствам, связанным с иностранными еврооблигациями (выплата купона или тела) или ОВГЗ, номинированными в иностранной валюте», — объясняет руководитель аналитического департамента ИК Concord Capital Александр Паращий. Переговоры со всеми держателями суверенного долга Украина начнет лишь в случае дефолта, а в нем не заинтересованы прежде всего сами крупнейшие кредиторы нашей страны, в том числе МВФ, если, конечно, политические мотивы не возьмут верх над экономикой.

И все же, надежда умирает последней.

Нет, я не безудержный оптимист. Я просто продолжаю надеяться. Спросите, есть ли для этого хоть малейший повод после всех отнюдь не евроинтеграционных событий последних недель? Давайте попробуем его отыскать.

Что вселило во многих ощущение "пропало все" накануне Вильнюса? Во-первых, две внезапные и покрытые тайной встречи В.Януковича с В.Путиным, после которых резко изменилась риторика "говорящих голов" Партии регионов — с ура-евроинтеграционной на евроскептическую ("мы — за евроинтеграцию, но не любой ценой"). Во-вторых, широко растиражированная СМИ (явно по сигналу с Банковой) "глубокая обеспокоенность" промышленников и предпринимателей Востока Украины проблемами сотрудничества с Россией, повлекшими многомиллиардные потери, и последовавшее заявление премьера Азарова о том, что главным на сегодня для украинской власти стал "российский вопрос". И, в-третьих, стойкое нежелание Януковича и, как следствие, фракции Регионов решать "вопрос Тимошенко" даже перед абсолютно реальной угрозой срыва Вильнюса.

В общем, поводов для глубокого пессимизма и предположения, что Янукович уже не хочет и не собирается подписывать Соглашение с Евросоюзом, предостаточно.

Но, как свидетельствуют наши киевские и московские источники, на самом деле, на сегодня Янукович и Путин не договорились. По информации ZN.UA из Белокаменной, все, что Янукович хотел для страны и для себя лично, в том числе и заход Семьи в некоторые суперприбыльные, но недоступные ей сегодня, схемы; неподдержку Москвой альтернативного кандидата на президентских выборах и активную поддержку в получении международной легитимации после победы (любой ценой) в 2015 г., Путин ему пообещал. Но все это столь заманчивое богатство Виктор Федорович рассчитывал получить за отказ от подписания Соглашения об ассоциации, за "паузу" в отношениях с ЕС. Однако Владимир Владимирович, утверждают наши источники, поставил жесткое условие: только "полный останов", только Таможенный союз — причем, не на словах и в обещаниях, а по полной процедуре вхождения, причем, до выборов 2015 г. Киевские же высокопоставленные конфиденты свидетельствуют: вассальный договор с Москвой Янукович подписывать категорически не желает, и Таможенный союз как вариант пока им не рассматривается. Если эта информация соответствует действительности, у страны все еще есть шанс.

Теперь о тяготах и невзгодах нашего промышленного Востока.

Заметим, что после всех громких и эмоциональных обращений к президенту директоров предприятий, лидеров профсоюзов, просто предпринимателей и лично господина Ландика В.Янукович не объявил о смене геополитического курса ради спасения части промышленного сектора (Н.Азаров, похоже, снова чего-то не уловил и побежал впереди паровоза, заявив об экстренном развороте украинской власти к "нормализации отношений с Россией"). На обеспокоенность промышленников и предпринимателей президент ответил внятным поручением правительству, содержащим перечень антикризисных мер.

Кроме того, как правило, суперосторожный министр иностранных дел Л.Кожара, никогда бы не осмелившийся сказать что-либо по столь чувствительному вопросу без отмашки свыше, заявил в четверг, что он — против переноса подписания Соглашения на год, как это предложили промышленники на встрече с президентом. Министр также сообщил, что МИД начинает информационную работу с отечественными товаропроизводителями о возможностях и вызовах зоны свободной торговли с ЕС после подписания Соглашения об ассоциации.

Отрадно, конечно, что в Киеве по-прежнему говорят о подписании. Вот только хочется спросить: а почему лишь сейчас, за две недели до Вильнюса, промышленников и предпринимателей начинают о чем-то информировать? Почему господину Ландику еще полтора года назад, после парафирования Соглашения, не сообщили о необходимости "подготовиться и закупить оборудование", чтобы он сегодня не просил перенести подписание на год? Почему не дали команду перестраиваться и реформироваться под европейские стандарты всем остальным? Почему не просчитали возможные потери от действий России и заранее не подготовили защитные меры? Потому что во власти катастрофически не хватает профессионалов? Или потому, что власть не верила, что Москва пойдет в наступление? Но еще в конце февраля — начале марта (!) мы писали, что, по данным источников ZN.UA (нет сомнений, что эти источники докладывали и на Банковую), Кремлем перед различными российскими ведомствами поставлена четкая задача — любой ценой не допустить подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС, причем, никогда. Надеялись сторговаться с Кремлем? Не получается. Теперь вот начали новый торг с ЕС.

Еще совсем недавно наперебой перечислявшие перед камерами по команде сверху преимущества евроинтеграционного пути спикеры Партии регионов сегодня, уже по другой команде, также наперебой рассказывают о его тернистости. Если несколько недель назад Ефремов разъяснял бизнесу колоссальные возможности зоны свободной торговли с ЕС (договорившись в евроинтеграционном экстазе даже до обещания выхода Украины "автоматом" на американский рынок после создания ЗСТ Евросоюза со Штатами), то сегодня ему уже не нужно Соглашение "любой ценой". А его коллега по партии В.Олийнык прямо заявляет о необходимости "поиска путей компенсации потерь Украины от открытия рынка для товаров ЕС и от возможных мер со стороны России". Президент же в Запорожье в четверг оперировал цифрами: убытки Украины от российских мер — 15 млрд долл. (хотя Глазьев начинал с пяти, а Иванов остановился на двенадцати), на модернизацию украинской промышленности под технические стандарты ЕС потребуется от 100 до 500 млрд долл. Евросоюзу есть над чем задуматься? Выполнив значительную часть требований ЕС для подписания Соглашения и дав понять, где предел компромисса по оставшимся, официальный Киев начал выдвигать свои условия?

Что же касается оставшихся невыполненных критериев ЕС, а конкретно, принятия трех документов — по решению "вопроса Тимошенко, а также законов о прокуратуре и о внесении изменений в закон о выборах народных депутатов, то миссия Кокса—Квасьневского вновь оставила нашей стране шанс. Измученные, но полные решимости втащить-таки Украину в ассоциацию, миссионеры Европарламента убедили конференцию президентов ЕП продлить их мандат до начала Вильнюсского саммита. Уже очевидно, что и в понедельник, 18 ноября, Совет министров иностранных дел ЕС не будет принимать окончательного решения о подписании Соглашения с Украиной и, как ранее предполагало ZN.UA, перенесет его на последние дни или даже часы перед саммитом. И в ЕС, и в США все еще надеются, что следующая неделя в Украине будет "исторической, а не политической". А.Квасьневский оценивает шансы позитивного развития ситуации — 50 на 50. Хочется верить, что хотя бы два закона — о выборах и о прокуратуре — будут приняты парламентом "без промедления", как надеется ЕС. И провластная фракция, и оппозиция обещали проголосовать за них (причем, напомним, оппозиция, предложившая в законопроект о прокуратуре 450 поправок, а о выборах — более 350, в своем обращении к Совету ЕС с просьбой о переносе решения по Соглашению, заявила о готовности "пойти на любые компромиссы", которые позволят его подписать).

"Вопрос Тимошенко" остается главным камнем преткновения. Президент четко дал понять, что ни миловать, ни освобождать бывшего премьера он не собирается — "никаких эксклюзивных подходов". Но из Запорожья указал путь решения: народные депутаты должны найти консенсус и объединить все пять соответствующих законопроектов. "Если такой консенсус будет найден, будет выписана соответствующая процедура, и если это не будет технологией ухода от уголовной ответственности, я думаю, этот закон будет принят, и он будет касаться не только Тимошенко". Если такой закон будет принят, то он его подпишет, в очередной раз пообещал В.Янукович.

Устроит ли "такой закон" Европу? Похоже, Европу устроит уже любой закон, позволяющий Тимошенко выехать на лечение. Примечательно, что в последнем отчете Кокса—Квасьневского нет требования выпустить "качановскую узницу" до саммита в Вильнюсе. Речь идет лишь о необходимости принятия трех "евроинтеграционных" законов, включая "тимошенковский". В том же духе был и комментарий представителя еврокомиссара Фюле П.Стано. Причем, если законы о выборах и прокуратуре, по его словам, должны быть приняты "безотлагательно", "без промедления, потому что времени для достижения результатов осталось мало", то по вопросу Ю.Тимошенко должно быть "решительное продвижение".

Евросоюз, со своей стороны, уже прошел огромный путь к компромиссу. "Еще полгода назад никому в Евросоюзе и в страшном сне не приснилось бы, что мы снизим свои требования до "просто отпустите Тимошенко на лечение", — удивляются сами европейские дипломаты. Но предел для уступок уже достигнут. Европейцы и раньше не могли себе представить, как 28 лидеров крупнейшего объединения планеты перед десятками телекамер будут подписывать Соглашение об ассоциации с Януковичем, если Тимошенко в этот момент все еще будет находиться в заключении. Они с ужасом представили сюжеты на украинских телеканалах, в которых торжествующий Янукович демонстрирует, как он "нагнул" Европу, заставив ее подписать Соглашение на своих условиях.

Но события последних недель — тайные встречи Януковича с Путиным; вызывающее поведение регионалов в общении с Коксом и Квасьневским, людьми, от которых во многом зависит судьба Соглашения; в конце концов, история со "щемлением" защитника Тимошенко Власенко, — все это европейцев вообще повергло в шок, а затем не на шутку разозлило. "Что он себе позволяет? Кем он себя возомнил? — слышали мы не раз в последние дни от наших европейских собеседников. — Как самая бедная после Молдовы и далеко не самая демократичная страна Европы может диктовать свои условия самому большому и богатому Союзу, построенному на демократических ценностях, да еще пытаться при этом унизить его ведущие страны, в частности, Германию, выдвигая абсолютно неприемлемые требования?".

И дело — не только и не столько в опасениях Европы и ее лидеров потерять лицо. Дело — в принципах, через которые они не могут переступить. Европейцы не хотят создавать опасный и вредный для всех стран Восточного партнерства и всего региона прецедент и позволять нарушать их фундаментальные ценности, идя на поводу у авторитарного режима. "Это будет очень плохой знак", — говорят они. Для европейцев крайне принципиально прекратить практику, когда после выборов новая власть начинает по политическим соображениям сажать за решетку представителей прошлой. Если они простят это Украине, что потом будут делать, например, с Грузией? И еще в Евросоюзе задаются вопросом: если украинская власть ради заключения исторического Соглашения не желает пойти на такую "мелочь", как отпустить политического оппонента на лечение в другую страну, то где уверенность, что после подписания столь сложного и глобального документа эта власть будет выполнять его положения?

Наверное, они рассуждают верно. Вот только с "мелочью" не правы. И это одна из двух главных ошибок Евросоюза. Сегодня даже в Европе уже для многих очевидно, что "свободу для Тимошенко" нельзя было делать ключевым условием подписания важнейшего Соглашения. Янукович загнал себя и страну в мрачный угол, посадив Тимошенко, Евросоюз оказался в глухом тупике, назначив ценой Ассоциации свободу Тимошенко.

Без всяких сомнений, ЕС и его лидеры должны были требовать от Украины ликвидации избирательного правосудия и бороться за освобождение экс-премьера, лишенной правосудия честного и справедливого. Но не делать его условием подписания. Европа недооценила, не учла "фактор Януковича", точнее, его ненависти к Тимошенко и страха перед ней. Могла ли она это сделать? Большой вопрос.

Рассказывают, что однажды после очередного взлета надежд и очередного разочарования в Киеве, А.Квасьневский в узком европейском кругу с горечью признался: "Даже я, так давно и тесно общающийся с украинцами, уже не понимаю украинских политиков". Европейцы говорят с обитателями печерских холмов на разных языках. Это люди — даже не из разных миров, а с разных планет. "Мы абсолютно incompatible!", — в отчаянии признался один европейский дипломат. Еще бы! Одни говорят о "принципах и ценностях" и привыкли верить данному слову. Тем более, если оно дается на президентском уровне. Другие же доверяют и выполняют только "понятийки". Кокс и Квасьневский с Януковичем "понятийку" на первой встрече не подписали? Не подписали. Они ж не разбираются в "понятиях". Вот и едут в Украину 27-й раз…

Кто может вывести нас всех из тупика? На своих надежды мало. Остается верить в коллективный разум Евросоюза. Да, знаю, многим его лидерам претит общество Януковича, для многих, наверное, даже оскорбительно ставить рядом с ним свою подпись под важнейшим документом. Но если думать стратегически, если заглянуть в будущее, кто проиграет и кто выиграет, если Соглашение не будет подписано?

Будет ли от этого лучше Тимошенко? Останется ли у нее хоть какая-то надежда обрести свободу, и сможет ли ЕС повлиять на то, чтобы это случилось в обозримом будущем? Сможет ли ЕС вообще хоть на что-то и на кого-то повлиять в Украине, если не привяжет ее к себе ассоциацией? Ведь за последние восемь-девять месяцев он мог убедиться, что его "мягкая сила" таки действует, что даже перспектива ассоциации (не членства!) сподвигла Украину к изменениям в сторону демократизации. Разумно ли, мудро ли наказывать страну с шаткой демократией, отказывая ей в мощном инструменте для прогрессивных реформ? Представляют ли в Брюсселе и других столицах размах реакции, отката от демократии и беспредел на грядущих президентских выборах?

В 2004-м, когда в ЕС принимали 10 новых государств, говорили о "восстановлении исторической справедливости", о "возвращении европейских народов домой". Но разве справедливо — оставить за европейским бортом 46-миллионную нацию? А ведь по последнему опросу GfK Ukraine, даже среди избирателей Партии регионов 47% — за ассоциацию. Могут ли в Евросоюзе оценить масштаб фрустрации и пессимизма, которые испытает проевропейская часть Украины?

Думают ли в ЕС о последствиях провала Восточного партнерства, особенно после провала на Юге и горьких плодов "арабской весны"? Осознают ли степень будущего торжества Кремля и геополитические последствия неподписания Соглашения с Украиной?

И вот теперь — о второй главной ошибке Евросоюза, упорно закрывающего глаза на геополитику и недооценившего российский фактор. Чудесно помню, как в 2008 г., после отказа Украине в Плане действий относительно членства в НАТО (ПДЧ) и российско-грузинской войны, многие европейцы, в особенности немцы, настоятельно рекомендовали нам: да отвлекитесь вы от этого НАТО, все равно у вас нет поддержки населения, сконцентрируйтесь на сближении с ЕС — и возможностей здесь куда больше, и Россия против этого ничего не имеет. Возражений, что она "ничего не имеет", потому что пока не верит в реальность украинской евроинтеграции, тогда никто слышать не хотел.

Сегодня внушительные арсеналы России, используемые для экстренного торможения нашей евроинтеграции, увидели все, Украина же испытывает их мощь на себе. Выстоим ли? Без поддержки Запада — вряд ли. Но чем помог нам Евросоюз после начала российской атаки, кроме резкой резолюции Европарламента? Неужели только Квасьневский по эту сторону океана понимает, что "речь идет о геополитической битве, в которой решается будущее целой Европы, Украины, ЕС и России"?

"Список Елисеева" — это не ответ на "Список Фюле", это призыв о помощи и поддержке. "Евросоюзу необходимо полностью осознать свою часть глобальной ответственности. ЕС должен выйти за рамки декларативной солидарности с Украиной, лишь провоцирующей дальнейшее внешнее давление третьей стороны и ее готовность наказать Украину за плохое поведение", — написал украинский посол в своем письме в Financial Times. Предлагаемый им список видов поддержки со стороны ЕС вполне адекватен: содействие возобновлению сотрудничества Украина—МВФ; оказание финансовой помощи; выход на европейские рынки украинской продукции, соответствующей нормам ЕС; направление помощи Евросоюза на потребности выполнения дальнейших реформ согласно Соглашению об ассоциации; привлечение финансовых ресурсов для модернизации украинской ГТС и предотвращение реализации политически мотивированного проекта "Южный поток"; продвижение в решении проблемы устаревших антидемпинговых мер против украинского экспорта, не сдвигаемой с места с конца XX века.

Это не украинские "хотелки", это меры, необходимые для выживания нашей страны. О том, что Украина остро нуждается в помощи Евросоюза и США, на Западе говорят уже многие. В той же статье в FT, на которую отреагировал К.Елисеев, цитируется британский эксперт Д.Шерр: "ЕС и МВФ должны быть готовы к оказанию помощи Украине, чтобы та смогла преодолеть последствия возмездия России". А Washington Post в редакционной статье 13 ноября написала следующее: "Запад должен спасти украинскую экономику. Но сначала Янукович и его партия должны принять правильное решение".

А мы, граждане Украины, должны ясно дать понять, каким оно должно быть. В Кишиневе на центральной площади 3 ноября собралось более 100 тыс.чел. И пускай злословят, что это власть (!) вывела людей на улицу в поддержку евроинтеграции, зато картинка на телеканалах Европы была впечатляющей. В Брюсселе и столицах это отметили. Мы засиделись на кухнях и в соцсетях. Пора выходить. Не ради телекартинки. Не ради Тимошенко и, тем более, Кличко, Яценюка etc. И даже не ради себя. Без пафоса — ради детей. 24 ноября я возьму своего 14-летнего сына и в 12.00 пойду к памятнику Шевченко. Все, чем могу…

Расследование деятельности секты "Белое братство", за возрождение которой недавно взялась его лидер и "Богиня" Мария Дэви Христос, она же Марина Цвигун, она же настоящая Виктория Преображенская, выявило невероятное: государственные деньги на распространение идей секты, говорится в сюжете ТСН. Тиждень.

События 1993 года, когда адепты секты едва не совершили самосожжение на Софийской площади Киева, всколыхнули не только Украину. Гудело все постсоветское пространство. Заголовки первых полос газет и телевизионные новости начинались одинаково: "Украинских богов арестовали".

Мария Дэви Христос и ее пророк и законный муж Юрий Кривоногов, известный как Иоанн Свами, не просто обманули тысячи людей. После событий возле Софии в СИЗО и психиатрических больницах оказались около семиста адептов братства. Некоторые были на грани смерти, поскольку отказывались от еды, решались на самоубийство и теряли малейшую связь с реальностью.


В 1996 году громкий судебный процесс, который самопровозглашенная Богиня не раз пыталась превратить в служение себе, все же поставил точку в деятельности Марины Цвигун. Она получила четыре года за решеткой, Кривоногов - семь.

Однако то дело так и не дало ответа на главный вопрос. "Никто в конечном итоге большого анализа с выводами не провел: почему это произошло, почему это развивалось и почему никто не реагировал", - отметил Александр Наумов, заместитель спикера МВД в 1993 году.

Именно учитывая это, некогда активный участник тех событий от МВД, а ныне полковник на пенсии Александр Наумов и подозревает, что "Белое братство" - не просто большое сборище фанатиков, а контролируемый эксперимент.

"Когда государство находится в состоянии кризиса, когда не выплачиваются пенсии, магазины полупустые, очереди за продуктами, вдруг внимание всей массы отвлекается на другую проблему - "Белое братство", - подчеркнул Наумов.

Дополнительным подтверждением своих подозрений он считает слишком мягкое наказание для лидеров "Белого братства", которых фактически осудили за хулиганство и почти сразу же амнистировали. За решеткой виновники провели меньше года.

И основной аргумент существования спецоперации - это Юрий Кривоногов. Этот пророк с Именем Иоанн Свами оказался научным сотрудником Академии наук СССР. Его лаборатория исследовала влияние на человеческое сознание.

В отличие от опальной жены, после окончания проекта "Белое Братство" он резко открещивается от "белых" учений и исчезает. По информации ТСН, Кривоногов быстро сменил фамилию на Сильвестров, разорвал все прежние связи, переехал в Донецк и затем как-будто растворился.

Впрочем, это еще не все аргументы искусственного создания секты. Оказывается, что кандидаток на роль "Матери Мира" было три. Марина Цвигун была ничем неприметной женщиной, пока не попала к людям в белых халатах.

В выдержке из секретного оперативки со дела по Цвигун говорится: "В 1990 году вследствие осложнения, вызванного хирургической операцией, Марина Цвигун, за которой до этого времени не наблюдалось значительной религиозности, начала "обращаться к Богу".

Поэтому к специалисту по психологическим манипуляциям Кривоногову попала не просто лабораторная мышка, а уже готовый к роли Матери Мира объект. В мае 90-го она впервые попадает к нему на лекцию, 15 августа уже выходит за него замуж. А еще через три месяца миру был представлен новый мистический продукт.

"Я Матерь Мира, которая сегодня мстит за муки своего сына, за страдания детей божьих", - вещала Мария Дэви Христос.

Наше время

Творение Кривоногова оказалось живучим. Она сменила имя, став Викторией Преображенской, и имидж - теперь она писательница, художница и даже певица.

Изменились и методы: Богиня покоряет соцсети, легально выступает перед студентами университетов в Санкт-Петербурге, Москве, Днепропетровске, Черкассах и Киеве. Также перед ней открыто и телевидения, к тому же государственное.

"Вас ждет благодатное время. Шестая раса - это время золота, света. Вы будете передвигаться по воздуху, вы будете общаться телепатически, вы будете трансформироваться", - уверяет слушателей уже Виктория Преображенская.

Складывается впечатление, что все это кому-то нужно. Повторение сценария 93-го в Украине с ее наиболее лояльным в мире законодательством к любой религиозной деятельности - не только возможно, но и неизбежно, утверждает эксперт Елена Лищинская.

Она восемь лет исследовала деструктивные культы и утверждает, что большинство современных тоталитарных сект базируются на методах, разработанных "Белым братством". Только теперь они знают, как избежать последствий.

"Переименовываются и перерегистрируются, и таким образом все равно делают свое дело. Любой лидер секты создает ее для того, чтобы эксплуатировать тех людей", - предостерегает сотрудник института Социальной и политической психологии Елена Лищинская.

В Украине уже сотни семей, которые разбивает и калечит секта. 20 лет назад Богиня искалечила жизнь даже своим самым родным людям. Своего первого мужа Николая и сына Виталия она оставила без жены и мамы.

Напомним, что лидер "Белого братства" вновь планирует Армагеддон на Софийской площади, где в первый раз она потерпела неудачу.