Попытки "заговорить" все большее притупление европейского вектора, выбор в отношении которого вроде бы был уже окончательно сделан, спровоцировали в последние две недели недюжинный всплеск PR-активностей со стороны как первых лиц государства, так и всей региональной элиты. Судя по волнам популизма, которые начали снова захлестывать отечественное информпространство, либо уже сделан, либо очень близок к тому и выбор в отношении экономической стратегии на ближайшее обозримое будущее. И выбор этот вряд ли порадует сначала прогрессивную часть экспертного сообщества, а впоследствии — и "широкие слои населения" из-за неизбежного в таком случае падения их благосостояния (как бы топ-политики на словах не пеклись об обратном).
Патетические и взаимоисключающие обещания и поручения, щедро раздававшиеся от имени президента и премьер-министра, очень плохо соотносятся с действительным положением дел в бедствующих экономике и госфинансах. Последние, тем временем, в очередной раз теряют шанс на оздоровление, который давало принятие сложных и непопулярных, но необходимых для этого мер.
Ассоциирование с Евросоюзом давало надежду и отечественному, и иностранному бизнесу на то, что под пристальным присмотром зарубежных партнеров украинская власть таки начнет качественно менять инвестиционный климат в стране. Это продемонстрировало, в частности, повышение индекса инвестиционной привлекательности, рассчитываемого Европейской бизнес-ассоциацией (до 2,37 балла в третьем квартале), за счет роста именно евроинтеграционных ожиданий предпринимателей, компенсировавшего негатив хронических болячек украинской экономики.
Надежды вселяли и перспективы подписания соглашения о возобновлении финансирования со стороны Международного валютного фонда, заявившего после пребывания последней миссии фонда в Киеве о разработке украинским правительством "пакета предложений относительно экономической политики, направленного на корректирование внешнеэкономических дисбалансов и активизацию экономического роста". Ко всему, как известно, положительный вердикт "кредитора кредиторов" дает зеленый свет на возобновление финансирования со стороны не только международных финансовых организаций и Евросоюза, но и частных инвесторов и кредиторов.
Все вышесказанное формировало реальные предпосылки, что нынешний непростой период украинская экономика и ее финансовая система пройдут без чрезмерных осложнений.
Однако возросшие было шансы на подписание соглашения с МВФ резко упали после недавнего заявления главы государства.
"Требования МВФ о повышении цен на газ для населения ни при каких обстоятельствах не будут восприняты. Мы никогда не допустим шагов, от которых будут страдать люди и которые негативно повлияют на материальное положение населения", — процитировала президентская пресс-служба его весьма симптоматичное заявление, сделанное 8 ноября во время встречи с деятелями культуры и искусств.
Такая "послідовність" заслуживает, надо сказать, намного лучшего применения. Например, в являющемся безусловной топ-темой последних месяцев вопросе европейской интеграции. Которую, кстати, должно было бы поддержать, среди прочего, подписание соглашения о возобновлении финансирования Киева со стороны Международного валютного фонда.
Такое заявление содержит сразу несколько ошибочных посылов, развенчивать которые, видимо, необходимо каждый раз, когда они произносятся. Во-первых, это обман, что повышение тарифов необходимо МВФ, подавляющему большинству функционеров которого, по большому счету, все равно, что происходит в Украине. Фонд, как и любого другого кредитора, интересует платежеспособность своих заемщиков, с той лишь разницей, что его клиентами являются государства. А для этого он, вполне резонно, считает необходимым перед выдачей кредита своим "пациентам" попытаться заручиться гарантиями их платежеспособности. А именно: обеспечить достаточность валютных запасов центробанка (рассчитываться ведь надо в валюте) и хотя бы относительную сбалансированность госбюджета.
Но ведь навести хотя бы относительный порядок в своем кошельке для сведения концов с концами в доходах-расходах — в интересах любого здравомыслящего субъекта экономических отношений, будь то государство, предприятие или домохозяйство. Иначе привычка жить не по средствам рано или поздно закончится неизбежным банкротством.
И здесь придется в очередной раз открыть тоже совсем не новую истину, что то безобразие, которое творится в отечественной энергетической сфере и, в результате, в госфинансах из-за существования минимум трех разных тарифов на газ (для населения, теплокоммунэнерго и предприятий), даже бардаком язык не поворачивается назвать.
И платят (причем тоже, как минимум, трижды) за все — и за гигантские потери государственного и местных бюджетов, и за сверхдоходы включенных в коррупционные схемы функционеров, и за потребляющих в разы больше газа и тепла состоятельных граждан — именно бедные.
Для более подробных объяснений уместно процитировать недавно опубликованные результаты исследования Всемирного банка. Как известно, тарифы на газ и услуги централизованного теплоснабжения в Украине являются одними из самых низких в Европе, хотя средние затраты на приобретение газа являются одними из наиболее высоких (о последнем факте, кстати, неоднократно заявляли как президент Украины, так и премьер-министр). Так, если средняя цена поставок газа из России в прошлом году составила 425 долл. за тысячу кубометров, то украинские домохозяйства платят за голубое топливо в среднем около 100 долл., то есть среднее украинское домохозяйство платит только около 19% от полной цены импортируемого газа. А компании централизованного теплоснабжения — менее 150 долл. (или около 35%) за газ, который используется для производства тепла для населения.
Для компенсации такой разницы в ценах правительство выделяет прямые бюджетные и внебюджетные субсидии, которые, по подсчетам Всемирного банка, достигают 7% ВВП (!). Причем эти субсидии носят регрессивный характер, то есть, если переводить на простой человеческий язык, богатые получают больше. Главным образом из-за низкой адресности системы социальной помощи, так как именно состоятельные люди, как правило, потребляют большие объемы энергоносителей.
Так что правда, которой упрямо не слышат в высших чиновничьих коридорах, заключается в том, что низкие тарифы на газ на самом деле не защищают бедных. В то время как выплачиваемые не по адресу бюджетные компенсации — это фактически деньги, украденные у неимущих и пенсионеров, которые недополучают социальную защиту и пенсии. По подсчетам экспертов ВБ, на практике наиболее состоятельная часть населения получает около половины субсидий, выделяемых на газ и тепло. Тогда как наиболее бедный слой (нижние 20%) — только 13% субсидий. Даже преимуществами существующих социальных программ, которые должны помогать неимущим в оплате их счетов за газ и тепло (льготы и субсидии на коммунальные услуги), на которые приходится около 0,6% ВВП, в большей части пользуются группы населения, принадлежащие к верхней части шкалы доходов.
Еще одно из последствий, из-за которого страдают, в первую очередь, тоже менее состоятельные граждане, заключается в том, что из-за извечного недофинансирования бюджетных дотаций теплокоммунэнерго хронически не в состоянии покрыть свои операционные и эксплуатационные затраты. А значит, необходимые ремонты (не говоря уже об "апгрейдах) многие годы откладываются, в результате чего теплосети и находятся в столь ужасном состоянии. Отсюда же — и холодные батареи, и разрытые во дворах траншеи, и т.д. и т.п. В то время как потери тепла в катастрофически изношенных и прохудившихся сетях достигают гигантских размеров. Которые, кстати, никто не в состоянии толком измерить и посчитать, из-за чего возникает благоприятнейшая почва для злоупотреблений, воровства и коррупции (но это — тема отдельного разговора)
Ну и, наконец, разнообразные бюджетные и внебюджетные субсидии, которые приходится выделять из-за существования заниженных цен (причем в основном не по адресу), создают огромную дыру в госфинансах. 7% ВВП — это как раз то значение, на которое не сходятся в нынешнем году государственные расходы с доходами. В результате чего ограничивается финансирование более приоритетных сфер, тогда как интересы "священных бюджетных коров" остаются многие годы нетронутыми. И среди этих коров, повторимся, очень мало места для тех, кто действительно в государственной помощи нуждается.
Тем временем в ходе состоявшихся статусных мероприятий с участием крупнейших инвесторов и бизнесменов президент, видимо, открыл для себя много нового, узнав, что с инвестклиматом в стране далеко не все в порядке. И вот 13 ноября с.г. на заседании правительства премьер-министр Николай Азаров, говоря о важности сотрудничества Украины с Таможенным союзом и описывая пагубность ассоциирования с ЕС, начинает также нарекать на плохой инвестклимат, выписав жесткий нагоняй своим подчиненным (в первую очередь, главам Миндоходов А.Клименко и МВД В.Захарченко) с требованием уменьшить административное давление на бизнес. При этом он ссылается на президента, поручившего правительству, в том числе, "безотлагательно искоренить практику сбора налогов наперед и задержки с возмещением НДС". При этом почему-то упускается из внимания, что, например, "практика сбора налогов наперед" уже почти год как узаконена. И сами же сначала премьер, а потом и президент приложили к этому руки, завизировав соответствующий законопроект, подававшийся и принимавшийся в Верховной Раде в конце 2012-го.
Также, как сообщил глава правительства, президент сделал акцент на необходимости привлечь к ответственности виновных в проведении проверок, по результатам которых не было принято "обоснованное решение" о доначислении налогов.
Вскоре соответствующее поручение — по результатам встречи с представителями УСПП и Федерации профсоюзов Украины — появилось на сайте главы государства. Срок, до которого необходимо выполнить все пункты, — до 16–20 декабря 2013 г.
Послушав премьера и президента и почитав их поручения, оставалось бы только громко поаплодировать, если бы подобные поручения не были взаимоисключающими и имели бы хоть какой-то шанс быть выполненными. Ведь перманентные претензии и "наезды" фискалов, как и поиски дополнительных источников поступлений за счет легального бизнеса превратились для последнего в постоянный кошмар. Но если посмотреть в корень соответствующих проблем, то существование одной из главных (помимо всепоглощающей коррупции) причин инвестиционной непривлекательности Украины — хронически несбалансированного госбюджета с неадекватными планами поступлений — перечеркивает всякие надежды на реальное снижение фискального давления на легальный бизнес.
На фоне сокращения экономики и перебоев с финансированием раздутой расходной части бюджета Госказначейство и так уже фактически полгода работает с перебоями, задерживая уже даже социальные платежи. А что будет, если поступления сократятся еще больше? К слову, заявляя о необходимости снижения давления на бизнес и ликвидации переплат, глава правительства в то же время возложил персональную ответственность на Клименко за наполнение бюджета в соответствии с бюджетной росписью, а на первого-вице-премьера Арбузова — за ликвидацию задержек по соцвыплатам.
И какой выбор сделают чиновники, которым одновременно было поручено снизить давление на бизнес и выполнить бюджетную роспись, ликвидировав задержки по соцвыплатам?
Выбор очевиден, хотя и отечественные эксперты, и представители МФО уже давно говорят о необходимости ревизии и урезания необоснованных социальных льгот (см. выше). Да и сам Янукович недавно ставил под сомнение целесообразность предоставления неадресной соцпомощи. Однако чтобы просто даже подступиться к этому вопросу, нужна, как настойчиво твердят все те же представители МФО, недюжинная политическая воля. Которой и в прошлом что-то не наблюдалось, а в предвыборный год, видимо, и вовсе не найдется.