Эффект от представленных в данном обзоре государственных вложений носил сугубо одноразовый характер и явно не стоил миллиардных затрат. Практика одномоментных инвестиций впустую характерна для последнего 20-летия в истории Украины, вне зависимости от фамилий руководителей, так что такой подход по праву можно считать хронической болезнью всей современной машины украинского госуправления. Следовательно, очередной раз наступить на «одноразовые» грабли уже не будет сенсацией, а лишь подтвердит существование системы бюджетной «черной дыры».
Самый дорогой соцопрос
Всеукраинский референдум, состоявшийся в апреле 2000 года, по праву вошел в анналы украинской истории в качестве полного провала такой технологии для укрепления президентской власти. Его организаторы с улицы Банковой, конечно, постарались на славу, так что плебисцит относительно четырех предложенных изменений Конституции прошел на ура. Однако его результаты отказалась имплементировать Верховная Рада, а, собственно, только парламент может редактировать Основной закон при наличии у него для этого двух третей голосов.
На первый взгляд, затраты на референдум-2000 в сегодняшних ценах выглядят не такими уж астрономическими — 50 млн. грн. Впрочем, все познается в сравнении. Например, прошедшие в два тура президентские выборы 1999 года стоили государственной казне 107 млн. грн., то есть всего в два раза дороже общенационального плебисцита, прошедшего через полгода. Кстати, президентские выборы-2010 обошлись госбюджету в 1,5 млрд. грн., так что сегодня референдум масштаба 2000 года потянул бы минимум на 750 млн. грн.
Кругленькая сумма «прекрасного мгновенья»
Летом прошлого года Верховная Рада выделила Центризбиркому 993,6 млн. грн. для оснащения избирательных участков на парламентских выборах-2012 системами видеонаблюдения. Но свою роль выявителя фальсификаций камеры, установленные в фойе всяких учреждений и спортзалах школ, где, собственно, и проходило голосование, так и не сыграли. Ведь основные нарушения происходят не во время самой процедуры опускания бюллетеней в урны избирателями, а уже при подсчете голосов, когда камеры как раз выключены.
Материалы видеонаблюдения за выборами-2012 были доступны общественности в течение года, но за это время в ЦИК было направлено всего 35 запросов на информацию, записанную камерами наблюдений. Зато Счетная палата заявила о неэффективном использовании на эти цели 955,3 млн. грн. И, что самое смешное, на следующих выборах налаживать систему видеонаблюдения нужно будет заново и затратить на это такой же миллиард. Даже на нынешних перевыборах в пяти проблемных округах уже существующие камеры не будут использованы, поскольку для этого нет законных оснований.
Лучше б строили ангар
Месяц назад аэропорт Борисполь решил закрыть терминал F. Точнее, закрыта эта часть воздушных ворот столицы будет до весны. К этому времени пассажирский терминал должны перепрофилировать под грузовой. Получается, что по назначению это сооружение прослужило ровно три года — 21 сентября 2010 года новый терминал открывал сам Президент, а 27 октября 2013 года его тихо закрыли.
Изначально терминал F должен был представлять из себя простенький ангар из легких конструкций. Это была своеобразная страховка на случай, если к Евро-2012 не успеют выстроить терминал D. Но аппетит приходит во время еды, стройка растянулась почти на два года, и вместо ангара Борисполь получил полноценный терминал солидной площади (20 тыс. м2) с дорогим оформлением и современной техникой вроде «раздевающих» сканеров. Все это, к счастью, обошлось в 336 млн. грн. исключительно бюджетных денег.
Но терминал D все же успели достроить, после «праздника футбола» нужно было его как-то заполнять, и большую часть авиакомпаний, базирующих в терминале F, добровольно-принудительно переселили в D. Лоу-костеры, которым навязчиво предлагали F в качестве основной базы, в большинстве своем выбрали аэропорт Жуляны. В итоге трехлетний терминал стал обслуживать по два-три полета в сутки и его конец оказался вполне логичным.
Стадион, который должен исчезнуть
Слухи о возможном демонтаже «Арены Львов» возникают все чаще, и в заверения властей, что этого никогда не произойдет, с каждым месяцем верится все меньше. Стадион был построен к Евро-2012 и уже тогда был никому не интересен. В отличие от Донецка и Харькова во Львове не нашлось ни одного бизнесмена, заинтересованного в строительстве этого стадиона. В итоге, если потратить на его строительство изначально планировалось около 400 млн. грн., то израсходовали почти 3 млрд. грн. бюджетных денег. И еще около 300 млн. необходимо, чтобы довести эту стройку до завершения. При этом еще и содержание стадиона требует около 15–20 млн. грн. ежегодно.
С одной стороны, по прямому назначению стадион не используется: ФК «Карпаты» не хочет платить за его аренду эти 15–20 млн., а матчи сборной проводить не получится из-за недавнего решение ФИФА о дисквалификации площадки на пять лет. С другой стороны, для концертов мировых звезд «Арена Львов» маловата: необходимое требование к подобного рода выступлениям — вместительность от 40 тыс. человек (львовский стадион рассчитан почти на 35 тыс.). Конечно, за последние два года там проходили и фестивали, и форумы, и концерт группы «Океан Эльзы». Но ситуацию это не спасает — или власть придумает новое применение «Арене» (например, в рамках возможной Олимпиады-2022), или уже через несколько лет без должного финансирования стадион сам придет в негодность.
Призрак вертолетов бродит по Каневу
Вертолетная площадка в селе Пекари под Каневом строилась тоже как объект к Евро-2012. Власти решили, что иностранные туристы непременно захотят побывать на могиле великого Кобзаря, и не исключено, что кто-то даже воспользовался бы такой возможностью. Но, потратив почти 96 млн. грн. (по другим данным, 130 млн.) и официально закончив строительство еще в 2011 году, к чемпионату Европы вертодром так и не заработал. Официальная причина: принимать пассажиров не смогли из-за отсутствия сертификата, неофициальная — никто и не собирался туда возить туристов.
Затем было несколько скандалов: начиная с результатов проверки строительства Госфининспекцией, когда было обнаружено завышение стоимости объекта на 6,2 млн. грн., и заканчивая охранниками, не пустившими оппозиционных нардепов на «частную территорию». За весь этот период на площадке приземлилось около двух десятков вертолетов, но все ведомственные — привозили чиновников разных рангов. А вот с 1 марта 2013 года — только тогда вертодром начал свою операционную деятельность — его услугами не воспользовался ни один частный вертолет. Оно и понятно, полет из Киева на могилу Тараса Шевченко стоит $2–3 тыс., а вокруг вертолетной площадки нет никакой инфраструктуры, которая могла бы привлечь состоятельных людей. Конечно, есть еще надежда на 200-летие Кобзаря, но, думается, кроме чиновников, на этот праздник никто на вертолете не прилетит.
«Свинские» таблетки
Истерия, возникшая в 2009 году в связи с эпидемией свиного гриппа, побудила органы государственной власти к беспрецедентным поступкам. В самый разгар финансового кризиса Верховная Рада, приняв специальные поправки к бюджету, выделила целый миллиард гривен на борьбу с заболеванием. На эти поправки Виктор Ющенко наложил вето, но через месяц все же разрешил выделить 608 млн. грн. на противодействие эпидемии. В то же время Минздрав включил в обязательный минимальный ассортимент аптечных заведений препарат «Тамифлю», разработанный в разгар эпидемии другого гриппа — птичьего.
Ночной самолет, доставивший дефицитные таблетки в Украину, встречала сама премьер Юлия Тимошенко, пообещав раздавать препарат в больницах бесплатно. «Никогда в истории Украины за два дня, за два выходных дня, не удавалось организовывать доставку такого большого количества лекарств по такой процедуре. Это дни, когда не работают банки, когда Украине поверили на слово, когда нам под наши гарантии прислали груз на миллионы долларов», — заявлял во время получения лекарств в аэропорту Борисполь в то время глава МИД Петр Порошенко. Как потом оказалось, из всего закупленного количества «Тамифлю» было использовано максимум 60%.
Одноразовый памятник
История с созданием в 2001 году и демонтажем в 2012-м монумента Независимости в Харькове уникальна в двух отношениях. Во-первых, в Украине в новейшую эпоху никогда еще не сносили памятников, посвященных не спорным историческим личностям, а историческому факту, который, казалось бы, не подлежит дискуссии. Во-вторых, судьба харьковского монумента стала наглядной иллюстрацией ложности пафоса, с которым власть чествует главный государственный праздник. Действительно, художественную ценность монумента (авторства одного из талантливейших украинских скульпторов Александра Ридного) можно было считать сомнительной — «k:» уже высказывали свое мнение по этому поводу. В центре скульптурной композиции находилась 16-метровая бронзовая колонна, напоминающая ствол пальмового дерева, которую венчала устремленная ввысь фигура сокола со сложенными в виде тризуба крыльями. Агрессивный вид колонны должна была балансировать установленная у ее подножия фигура девочки, образом для которой послужила ровесница украинской независимости Дарина Стрелец.
«Это один из наименее удачных наших памятников. Неграмотный», — объяснял причину демонтажа монумента главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий. А каким он еще мог быть, когда его, по рассказам Александра Ридного, как обычно, возводили в авральном режиме, при нехватке средств, лишь бы успеть к празднованию десятилетия Независимости. Кстати, новый памятник независимости — «Летящая Украина» (один из авторов — тот же Александр Ридный) — в Харькове все же появился. Им по иронии судьбы заменили монумент в честь провозглашения Советской власти в Украине, прозванный в народе «пятеро из ломбарда».
Островные страдания
Превратить остров Змеиный в техническую и портовую базу освоения близлежащих нефтегазоносных структур Черноморского шельфа — такой до 2009 года была задача утвержденной в 2003 году пятилетней Комплексной программы хозяйственной деятельности на этой островной территории. Основным мотивом было обнаружение в 2001–2002 годах крупных запасов нефти и газа на структуре Олимпийская, расположенной к югу от острова. В 2004–2009 годах эта приграничная область была объектом территориального судебного спора между Украиной и Румынией в Гаагском суде ООН. Спорный статус указанной водной территории не позволял спокойно провести тендер на право освоения нефтегазоносных структур — ни румынских, ни украинских.
Оптимальным решением могло бы стать участие украинских государственных или частных компаний в состоявшемся в 2007 году тендере на приватизацию 33% акций румынской государственной компании Petrom. Кроме этого, лояльным решением спора могло бы стать заключение с Petrom договора о совместной деятельности с госкомпанией «Черноморнефтегаз» для кооперации в освоении шельфа к югу от Змеиного. На такие шаги Киев не пошел. Граница была делимитирована так, что нефтегазоносная структура Олимпийская отошла к Румынии. Ориентировочные затраты Комплексной программы обустройства острова Змеиный на 2002–2011 годы составляли 253 млн. грн., фактически было освоено не более 70 млн. Из них расходование 21 млн. грн. Счетная палата в 2007 году признала неэффективным.
Иллюзорный заменитель подводного флота
Два последних десятилетия Россия ведет борьбу за роспуск подводных сил военно-морского флота Украины, символом противления чему служит единственная украинская подводная лодка «Запорожье». Только в 2012 году завершился проект ремонта многострадальной субмарины, который превысил все возможные сроки и обошелся бюджету в сумму более 70 млн. грн. Технически устаревшую лодку удалось сохранить в качестве учебной базы. Вполне возможно, что благодаря этому при росте освоения Украиной ее нефтегазовых богатств на шельфе у нее не станет меньше моряков-подводников и специалистов водолазного дела. На этом зиждется вся надежда, которая, как известно, умирает последней.
Что касается отсутствующих у Украины реальных боевых сил ее подводного флота, то эту проблему можно решить только способом дарения нашей стране подержанных лодок, списываемых из состава ВМФ восточно-европейских государств НАТО. Курс на сближение с Атлантическим блоком и политику дарения излишней военной техники поможет Украине сэкономить уйму денег: цена импорта дизельных подводных лодок колеблется от $250 млн. до $780 млн. за единицу, и примерно во столько же может обойтись производство современных мини-подлодок или исследовательских кораблей.