Школьники занимаются по учебникам, которые не могут быть использованы в учебном процессе. К такому выводу пришли эксперты Института украинского языка Национальной академии наук, проанализировав «Математику для 1-го и 2-го классов» Ф. Ривкинда и Л. Оляницкой издательства «Освiта». Скандал разгорелся с подачи бдительного редактора тернопольского издательства «Учебники и пособия». В учебнике для 1-го класса нашли полторы сотни ошибок, большинство из которых языковые. В ответ на обвинения главный редактор «Освiти» Олег Костенко назвал критику новых учебников «интеллектуальным досугом» и «очередной интернет-сенсацией». А также пообещал разослать в школы наклейки с исправлениями — чтобы замаскировать найденные ошибки.
В том, что школьники сегодня учатся на чужих ошибках, Фокус убедился, изучив учебники и пособия.
Галявинка и Поляночка
Математика для 1 класу. Рівкінд Ф.М., Оляницька Л.В. – Освіта, 2012.
Большинство ошибок, обнаруженных во время экспертизы, связаны с плохим знанием авторами украинского языка. Забавнее всего прелести двуязычия проявились в задаче о Лесовичке: у него было девять пирожных, и он угостил ими Галявинку и Поляночку. «Галявинка» — это и есть «поляночка» в переводе на украинский. Издательство, правда, ссылается на 11-томный «Словарь украинского языка», в котором есть и «галявина», и «поляна». Что в контексте задачи из учебника не страхует от нелепицы. Авторы «Математики» показали себя ещё и знатоками украинской литературы. Если верить им, «Кобзарь» Тараса Шевченко насчитывает девять томов. Вообще-то этот поэтический сборник обычно издаётся одним томом.
Пчёлы-стахановцы
Математика для 2 класу. Рівкінд Ф.М.,
Оляницька Л.В. – Освіта, 2012.
За лето пчела Майя и её друг Вилли собрали по 51 кг мёда. Конечно, речь о сказочных персонажах — в реальности у пчёл и имён-то не бывает. Однако, если гоголевские «шаровары шириною в Чёрное море» вызывают восторг, то трудовые показатели пчёл — недоумение. Особенно если учесть, что Вилли — трутень. Одна пчела за свою короткую жизнь собирает не более 3–4 граммов мёда. Справедливости ради нужно сказать, что в других задачах учебник этот вполне достоверен и реалистичен: Остап коллекционирует трансформеров, Мирон — наклейки про роботов и динозавров, а девочки ходят в театральный кружок — их там вдвое больше, чем мальчиков.
Омагниченная вода
укрепляет бетон и здоровье
Фізика, 11 клас. Коршак Є.В. – Генеза, 2011.
Желание познакомить учеников с современными исследованиями в области магнитных свойств веществ похвально. Однако информацию о том, что омагниченная вода решает проблему накипи и делает особенно прочным бетон, ещё рано подавать в качестве аксиомы. А утверждение, что магнитное поле лечит злокачественные опухоли, и вовсе открывает доступ к неокрепшим умам для шарлатанов. Эксперименты в этом направлении проводятся, но говорить на эту тему вскользь, не вдаваясь в нюансы, преждевременно. Иначе не миновать высокого спроса на магнитные пояса и трусы, излечивающие от всех существующих болезней.
Суржик атакует
Природоведение. 2 класс.
Грущинская И. – Освіта, 2012.
Учебники математики возмутили общественность тем, что, изданные на украинском языке, они кишат кальками с русского. Утешить патриотов можно только тем, что досталось и русскому. «Термометры бывают разными. Ними можно измерять температуру», — скорее речь об украинизме, чем об опечатке. В этом же учебнике есть ещё и «семЯна» — совершеннейший суржик.
Не справились со списыванием
Зошит з читання. 1 клас. Бацула Н. В., Кравченко Г. Ю. (До «Букваря» М. Д. Захарійчук, В. О. Науменко). – Ранок, 2012.
Первоклассникам предложено отыскать смысл в мешанине из букв и разделить её на слова: исключительно полезное упражнение. Справиться с заданием несложно — подсказка содержится в упражнении: на 95-й странице учебника, изданного в паре с «зошитом», это же стихотворение-загадка опубликовано в исконном виде. Беда в том, что авторы рабочей тетради не справились с таким популярным в начальной школе упражнением, как списывание. Они допустили две ошибки, написав «оконці» вместо «віконці» и «пролетав» вместо «пролітав».
Хромая грамматика
Англiйська мова. 5 клас. Карп’юк О. – Астон, 2013.
Учебники этого автора регулярно критикуют на профильных интернет-форумах. Например, за пропущенные артикли. Не всегда на месте и вспомогательные глаголы, без которых немыслимы английские вопросительные предложения. Видимо, в качестве компенсации в других случаях вспомогательный глагол («is», сокращённый до одной буквы) используется без надобности. Пример из учебника для 5 класса: She’s likes corrida.
Два новых материка
Русский язык. 5 класс. Баландина Н.Ф. –Знания Украины, 2005.
В учебнике сообщается, что «у истоков русского литературного языка были такие выдающиеся писатели, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов» (традиционно эта честь закреплена за Пушкиным). А также, что Россия «территориально расположена на двух материках — в Европе и Азии». Не станем спрашивать, зачем здесь слово «территориально». Тут не до стилистических изысков, с географией бы разобраться: материков Европа и Азия не существует — это части света, а материк называется Евразией.
Для пользы дела
Ошибки в учебниках можно превратить в увлекательный квест для сильных учеников, полагает детский психолог Наталья Компаниец
Если учебник плохой, нужно не играть с детьми в сказку «Голый король», а сказать: этот учебник мы использовать не будем. Если бы учителя отказались от учебников с ошибками, вопрос был бы решён. Но школа — самое консервативное звено общества. Кто из учителей или директоров пойдёт на то, чтобы вернуть бракованные учебники? Кто останется на работе после этого?
Если отказ от учебника невозможен, учитель может найти для «средних детей» другое задание, а сильным сказать: «Ребята, здесь есть ошибка. Кто найдёт её и придумает правильную задачу — получит высшую оценку».
Дети легче воспримут ситуацию, если сместить акцент с «какие они плохие» на «они придумали для нас квест». А вот издательствам и прикрывающим их чиновникам следует устроить публичную порку — по крайней мере, в социальных сетях. Тогда, возможно, хоть кто-то обратит внимание на происходящее. Если в новом учебнике ляпов станет меньше, мудрость «на ошибках учатся» не будет так лицемерно смотреться в этом контексте.