Статьи
Парафраз названия четвертой «маленькой трагедии» Александра Сергеевича с легкой руки российского сатирика Михаила Задорнова уже стал журналистским клише – «Пиар во время чумы». Стоит напомнить: Пушкин описывал группу лиц, которые во время ужасной лондонской чумы 1665 года не унывают, подбадривают себя веселыми песнями и соображениями типа «Но много нас еще живых, и нам Причины нет печалиться». А их предводитель в чеканной художественной форме призывает искать «упоение… у бездны мрачной на краю»: «Зажжем огни, нальем бокалы; Утопим весело умы…» И далее по тексту.
Говоря современным языком, в кризисной ситуации политико-административный истеблишмент данного сообщества прибегнул к оптимистическому пиару, сопровождаемому обильным фуршетом, ради поднятия духа оставшегося в живых населения. Точно так же действует и власть сегодняшней Украины. Сравнивать ситуации Лондона 1665-го года и Киева 2013-го некорректно? Ну, это как посмотреть. Фуршеты, между прочим, тоже имеются на круглых столах и конференциях.
«Напрасно ахнула Европа»
На прошлой неделе власть продолжала широкомасштабную кампанию заказного пиара, призванную доказать, что евроинтеграция Украины не за горами, а буквально на пороге. Что принесет она «неньке» блага невообразимые и неисчислимые. Но срывает ее антигосударственная оппозиция, не желающая на самом деле освобождения Юлии Тимошенко, требующая от великого и мудрого Президента нереального избирательного помилования (в самом деле, не может же он изменить собственный указ о порядке помилования!) и не желающая разрабатывать «правильный» законопроект. То бишь, такой, по которому Тимошенко вывезут в немецкую клинику, коротенько пролечат – и вернут после «тюремных каникул» на «шконку» добивать срок.
Все равно это грязное дело оппозиции не удастся и ассоциация с ЕС обязательно будет подписана назло ей самой и зловредной России. Выискиваются всевозможные подтверждения этого натужного оптимизма. Например, провластный телеканал «Интер» цитирует соответствующий прогноз министра МИД Франции Лорана Фабиуса, опуская его же слова об обязательном выполнении условий Совета Европы. А еще дает большой сюжет о том, как упорно сражаются за необычайно нужную Украину ЕС и ТС.
«Молодые регионы» нанимают на митинги молодых людей махать флагами ЕС за скромное вознаграждение. В Черновцы за еще более скромное вознаграждение свозят по разнарядке бюджетников области на «народное вече» в поддержку евроинтеграции. И т.д., и т.п.
Пиар этот выглядит, если не пользоваться лексикой социально-сниженного арго, откровенно слабым, поскольку трудно не согласиться с доводами тех экспертов и обозревателей, которые считают, что евроинтеграцию срывает сам «гарант». Виктор Федорович упорно не желает услышать, что ему говорят европейские политики и миссия Кокса-Квасьневского. А Европа ни о каких «тюремных каникулах» ни разу не сказала ни слова. Только об «освобождении».
Миссия ЕП пошла на максимальные уступки, отказавшись от идеи «частичного помилования» и согласившись на проект Анжелики Лабунской. При всех его недостатках он содержит пункт об освобождении по болезни от отбывания наказания осужденного, которого за год так и не смогли вылечить в Украине и отправили лечиться за рубеж. Теперь ПР (читай – Банковая) отказывается от этого варианта: нет, Юлия Владимировна непременно должна вернуться на нары. На данный момент перспективы решения «проблемы Тимошенко», а стало быть, подписания соглашений об ассоциации и ЗСТ с Евросоюзом выглядят весьма туманными. И переложить ответственность на оппозицию власти вряд ли удастся.
А вот в случае провала евроинтеграции Украину ждет падение в самую настоящую пропасть. В медвежьи объятия России. Когда рискованная ситуация на европейском направлении, несмотря на массовидный пиар, стала слишком очевидной, власть в некоторых изданиях запустила накануне встречи Януковича и Путина другой «маленький пиарчик». Дескать, есть у Виктора Федоровича «запасной вариант», и ежели Владимир Владимирович его будет соблазнять многомиллиардными льготными кредитами и дешевым газом, то наш «гарант» может и соблазниться. И повернуть на 180 градусов в сторону Таможенного союза (см. выше о «битве за Украину).
Но суровая реальность (фуры, намертво застрявшие на границе с Россией, возводимые там же ограждения с колючей проволокой, последовательное уничтожение торговли украинскими товарами в России, выставление миллиардных газовых счетов и угрозы введения предоплаты за газ, планируемые зарубежные паспорта для украинцев и многие другие жесткие действия и высказывания) демонстрирует: никто никого на встрече не соблазнял. Скорее, пытался изнасиловать.
Идет демонстрация того, каким образом Россия будет добиваться своего от Украины. Никто миндальничать не станет. Даже в том случае, если евроинтеграция сорвется и Янукович в роли блудного сына поползет на коленях к «папе Путе». Наверное, как раз в этом случае потеха Путина над «подраненной» и беспомощной Украиной со сломанным европейским крылом будет особенно жестокой.
«Поймите, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою» -
А.С.Пушкин. «Comments» have no comments…
«Чем хвалится, безумец!»
Во вторник телеканалы «Интер», «Украина», «1+1», ICTV запустили сделанный практически под копирку сюжет о том, как легко и свободно стало в Украине заниматься бизнесом. Еще бы, ведь Украина «подпрыгнула» в рейтинге легкости ведения бизнеса, который рассчитывается Всемирным банком, с 137-й на 112-ю позицию.
Но черт, как всегда, сидит в деталях. Во-первых, ни слова о том, что в прошлом году Виктор Янукович ставил задачу «ворваться в первую сотню стран мира» по данному показателю. Молчок о срыве задачи главы государства. Между тем, наш сосед Молдова – на 78 месте, и даже не больно-то либеральная к собственному бизнесу Россия – на 92-м.
Во-вторых, на самом деле никакого облегчения большинство украинских предпринимателей не почувствовало. Как нельзя кстати прозвучало дипломатичное заявление главы Совета предпринимателей при Кабинете министров Леонид Козаченко: «Теоретически я должен объявить о значительном улучшении бизнес-климата в стране. Однако сделать этого я не могу, поскольку в целом бизнес-климат не улучшился».
Дело в том, объясняют эксперты, что «прыжок» рейтинга во многом носил жульнический характер. Наши чиновники внимательно изучили методику Всемирного банка, установили, что многие критерии имеют формальный характер – и именно с ними «работали». Поэтому было существенно упрощено лишь получение разрешений на строительство и регистрацию прав собственности, и все равно это получение осталось усложненным и запутанным. В других индексах рейтинга Doing Business Украина показала умеренный рост или даже падение. Более того, ухудшение ситуации в ключевой сфере - защите инвестиций - будет сдерживать приток иностранного капитала в Украину.
За рубежом нашего пиара, видимо, не читают, а потому дают крайне нелицеприятные оценки состояния и перспектив украинской экономики. Авторитетное международное рейтинговое агентство «Standard&Poor’s» прогнозирует девальвацию гривны до 9,5 гривен за доллар в 2014 году против ожидаемых 8,2 гривен за доллар в 2013 году. А причиной возможной девальвации гривны прямо называют непрофессиональную работу правительства.
«…И почему не нужно золота ему …»
Сие значит, что Украина и украинцы – на краю социальной пропасти. И когда провластные издания ретранслируют обещания Виктора Януковича, что в 2014 году после введения автоматического пересчета, никто не будет получать пенсии меньше 1000 гривен (сегодня минимальная пенсия составляет 894 грн.), когда аналогичные обещания выдают военным, «чернобыльцам» и другим категориям получателей бюджетных средств, со всей остротой встает вопрос «где деньги, Зин?»
Дефицит государственного бюджета в январе-сентябре 2013 года составил 35,211 млрд. гривен, что в 1,4 раза больше дефицита по итогам аналогичного периода в прошлом году в 24,378 млрд гривен. Рецессия экономики в III квартале неожиданно усилилась, темпы падения реального ВВП ускорились до 1,5%. Эксперты делают вывод: даже нулевой рост ВВП в 2013 году недостижим. А так как мировая конъюнктура, мягко говоря, ненадежная, а Таможенный союз введет санкции по украинскому экспорту независимо от исхода Вильнюсского саммита (и к ворожке не ходи!), то в лучшем случае нас ждет продолжение стагнации.
«Комментарии» уже приводили «веселую цифру»: дефицит местных бюджетов на выплату зарплат бюджетникам, расчет за энергоносители, коммуналку и тому подобное превышает 20 млрд. грн. А потому попытка повышения соцстандартов обернется очередной (и расширенной) волной задержек выплат зарплат и пенсий и отпусков «за свой счет» работников бюджетной сферы. Поэтому информация в СМИ о том, что Янукович отбросил свою стойкость перед требованиями МВФ и согласился на повышения тарифов на газ для населения и ликвидацию налоговых льгот для бизнеса и того же населения, выглядит вполне правдоподобной.
Вот такая ситуация с пиаром у власти. Да, массой он превосходит «разоблачение сеанса белой магии», представленное в деловых, интеллектуальных и оппозиционных СМИ и в Интернете. Но, во-первых, эти разоблачения смотрят и читают лидеры общественного мнения, активно разносящие эту информацию в народе. Во-вторых, именно к этой информации люди и тянутся, поскольку здравый смысл и собственное зрение подсказывают им при потреблении весьма топорно изготовленного пиар-продукта от власти – «нас дурят».
Если рассказывают о «прозрачных тендерах на машины скорой помощи», - значит украли немалые «бабки». Если хвалят «биодобавки в бензин», то топливо станет дороже и хуже качеством. Если пиарят «новый демократический европейский УПК», простого гражданина станет еще проще посадить в тюрьму.
И все явственнее приходит ощущение нахождения «у бездны на краю».
P.S.
На неделе власть и сам Президент активно пиарились на годовщине освобождения Украины и Киева от фашистов, даже масштабную инсценировку переправы войск через Днепр устроили. Параллельно заместителем директора Национального военно-исторического музея была назначена 23-летняя эффектная блондинка, выставляющая свои пышные, едва прикрытые купальником формы, в социальных сетях и приезжающая каждый день на работу на новой дорогущей «тачке».
Дальше на «памяти о славных воинах» власти можно не пиариться. Бесполезно.
P.P.S.
Входит старый священник.
Безбожный пир, безбожные безумцы!..
- Информация о материале
Практически незамеченный западными СМИ, в Восточной Европе сейчас назревает крупный экономический и политический конфликт, способный пошатнуть европейскую архитектуру безопасности, сформировавшуюся после холодной войны. Кремль занял удивительно конфронтационную позицию относительно намерения Украины подписать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.
До недавнего времени казалось, что антизападные настроения Кремля сосредоточены на НАТО, являющемся, по мнению большинства россиян, не только военно-политическим блоком, призванным обеспечить безопасность Запада, но и антироссийским союзом. Однако, как выяснилось, власти России считают теперь и Европейский Союз своим геополитическим соперником в Восточной Европе и расценивают как нежелательное его "вторжение" в сферу особого интереса Москвы, т.е. на территорию бывшего СССР. Россия, судя по всему, готовит целый ряд "реактивных" мер — как относительно ее экспорта в Украину, прежде всего в энергетической сфере, так и в отношении ее импорта из Украины во многих чувствительных торговых отраслях.
Украинская уязвимость
Несмотря на некоторые обнадеживающие признаки прогресса в реформах последних месяцев, украинские экономика, валюта и государственность по-прежнему остаются в рискованной предкризисной ситуации. Политика Виктора Януковича с момента его прихода к власти в 2010 г. была недостаточно реформаторской. За последние три года различные противоречивые и разрушительные экономические нововведения украинского правительства не привели к какому-либо заметному улучшению экономического и финансового положения в Украине. Напротив, наиболее существенные бюджетные, регулятивные и структурные проблемы экономики остались в большинстве своем незатронутыми. Недавнее снижение украинского импорта газа из России или некоторое улучшение делового климата в Украине, зарегистрированное Всемирным банком, недостаточно существенны, чтобы ощутимо изменить в целом мрачную картину состояния дел в стране.
Целые секторы украинской экономики де-факто зависят от России. Это касается и доступа для украинских производителей на российские рынки, и поставок российского сырья, включая природный газ, украинским компаниям и домашним хозяйствам. В нынешней сложной внутренней экономической ситуации Украина особенно уязвима для кремлевского давления. Если Москва на полную катушку использует свои значительные рычаги влияния, украинская экономика будет не в силах противостоять этому натиску и может оказаться в состоянии свободного падения. Такое обострение экономической ситуации, в свою очередь, будет иметь серьезные социальные последствия в стране, включая потенциальный рост напряжения между украино- и русскоговорящими частями Украины. Все это не предвещает ничего хорошего для по-прежнему неконсолидированного украинского государства и повышает вероятность разделения страны или даже гражданской войны.
Как только в Украине появятся сепаратистские настроения, Москва будет неспособна сопротивляться искушению выйти на сцену и заявить о своей ответственности за более чем 8 млн этнических русских, проживающих в основном в Восточной и Южной Украине. Особенно уязвимой горячей точкой остается Крымский полуостров, плотно населенный этническими русскими, и где размещается российский Черноморский флот. Для России будет крайне сложно оставаться в стороне, если, например, на фоне коллапса украинской экономики, русскоговорящие украинские области объявят о своей готовности стать протекторатами Российской Федерации. В ситуации отсутствия четких границ возможного раздела Украины не могут быть исключены и крупномасштабные вооруженные конфронтации за демаркацию этой разделительной линии.
Защитить Россию от нее самой
Имея в перспективе столь серьезные последствия и непростые для себя решения, Москва может и не быть заинтересована в фундаментальной дестабилизации Украины и глубокой вовлеченности во внутренние украинские дела. Если оценивать трезво, ни эскалация внутриполитического напряжения в Украине, ни коллапс украинской экономики, и еще менее — возможная интервенция России в Украину, наподобие ее военного вторжения в Грузию в 2008 г., не являются стратегически выгодными для России. Вышеописанный ход событий вызовет непредсказуемо большую международную и внутреннюю реакцию относительно действий Москвы и подвергнет определенному риску не только украинское государство, но и путинский режим.
Однако московское руководство в настоящий момент неистово пытается воспрепятствовать подписанию Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в этом или в следующем году. Многие политики России находятся на шовинистском автопилоте, ведущем их ко все более угрожающим жестам. Если Украина будет и впредь игнорировать эти угрозы и подпишет Соглашение, как и запланировано, уже в конце этого месяца, у Кремля возникнет соблазн воспользоваться своей подавляющей экономической мощью, чтобы наказать Киев. После нарастающей российско-украинской риторической конфронтации прошлых недель у Путина может не оказаться иного выбора, кроме как продемонстрировать разгоряченной российской публике свою последовательность, решимость и принципиальность. А когда украинский экономический кризис и политическая эскалация отношений с Россией наберут скорость, уже будет трудно остановить негативную спираль, т.е. взаимно усиливающие разрушительные тенденции, которые, в худшем случае, могут привести страну на путь разделения, гражданской войны и военного вмешательства. Нельзя забывать, что такого рода кризисы и последующие кровавые вооруженные конфронтации были скорее правилом, а не исключением в странах-преемниках бывших коммунистических многонациональных государств — будь то на Западных Балканах, на Северном и Южном Кавказе или в Центральной Азии. Выражено мирный характер постсоветского развития Украины, до сих пор заметно отличавший Украину, может не сохраниться в будущем.
В свете таких катастрофических сценариев, Европейский Союз, его государства-члены, а также США должны дать Москве однозначные сигналы о том, что российское экономическое давление на Украину — недопустимо. В частности, они должны ясно дать понять Кремлю, что при калькуляции затрат на российскую торговую войну против Украины российское правительство должно будет учитывать и последующие экономические потери, дипломатические конфликты и политическое напряжение в отношениях России с Западом. Тогда как у Украины мало действенных экономических рычагов давления на Россию, сумма различных торговых, инвестиционных, финансовых и других отношений между Россией и Западом — существенна.
Частичная зависимость российской экономики и бюджета от стабильного сотрудничества с Западом (в особенности в энергетике, но также и в широком диапазоне других сфер — экономических, политических, научных и др.) наделяет ЕС и США определенной ответственностью. Запад должен использовать соответствующие рычаги своего влияния, чтобы повысить для России цену ее экономической конфронтации с Киевом. Осуществляя эту задачу, ЕС и Соединенные Штаты, таким образом, не только сохранят стабильность украинского государства, но и защитят свой собственный коренной интерес в политической стабильности в Восточной Европе. Заблаговременно предупредив Кремль обо всех последствиях российско-украинской торговой войны для самой России, Запад де-факто будет действовать и в интересах российского народа, предотвращая глубокое отчуждение между двумя "братскими народами" Украины и России в результате их вероятной торговой (а может, в дальнейшем даже настоящей) войны.
Обоюдность украино-ЕСовской ассоциации
Обнадеживает тот факт, что политики в Брюсселе, очевидно, начали понимать безотлагательность принятия мер в отношении конфликта Россия—Украина. В одной из самых примечательных резолюций в своей истории Европейский парламент, представляющий более чем 500 млн граждан ЕС, 12 сентября 2013 г. заявил, что "сейчас, более чем когда-либо, нужно обратить внимание на вызывающее тревогу давление на восточных соседей ЕС и на сам проект "Восточного партнерства", оспариваемый и подвергаемый сомнению Россией". Но, кроме того, Евросоюз должен ясно дать понять, как своим государствам-членам, так и России, что его грядущее Соглашение об ассоциации с Украиной означает не только новый уровень сотрудничества Украины с ЕС, но и наоборот.
Украинской политической элите и населению нет смысла идти на болезненное приближение всей своей социально-экономической системы к стандартам ЕС, если государства — члены Союза продолжат, как ни в чем не бывало, свое тесное экономическое сотрудничество с Россией, наказывающей Киев за его ассоциацию с Брюсселем. Ведь именно это Соглашение — подготовленное, выдвинутое и пропагандируемое Еврокомиссией в интересах государств-членов — вызывает нынешний российский гнев против Киева. ЕС в некотором смысле сам спровоцировал нынешнюю ситуацию в отношениях Украина—Россия, способную повлечь за собой значительные риски для украинской экономики, общества и государства.
В течение нескольких лет ЕС активно предлагал, формулировал и продвигал Соглашение об ассоциации с Украиной. Сейчас наступил момент продемонстрировать, насколько серьезны намерения Союза и его членов относительно программы "Восточного партнерства" и политики ассоциации со странами бывшего СССР. По крайней мере, Европарламент ясно продемонстрировал свое отношение к происходящему в вышеупомянутой резолюции. В ней он "подчеркивает необходимость для ЕС выполнить свою обязанность по привлечению и защите в духе солидарности стран "Восточного партнерства", оказавшихся незащищенными перед открытым, тревожным и возрастающим давлением России, намеревающейся удержать их от заключения Ассоциации с ЕС, и просит Комиссию и Совет [ЕС] выступить с конкретными, эффективными мерами в поддержку стран-партнеров".
Однако у Европарламента нет значительных прерогатив касательно внешней политики ЕС, тогда как другие органы ЕС, т.е. Совет и Комиссия, предопределяют политику Брюсселя относительно России, хотя и они не имеют права вето во внешней политике отдельных стран — членов Союза. Если дело дойдет до конфронтации, перед Европой встанет целый ряд судьбоносных вопросов: будут ли страны — члены ЕС, их налогоплательщики и компании готовы понести значительные финансовые убытки в связи с введением экономических мер против России, пытающейся поставить Украину на колени? Настроены ли — не только ЕС как политический институт, но и правительства государств — членов Евросоюза — бросить вызов, например, европейской корпоративной преференции гладких деловых отношений с богатыми российскими энергетическими компаниями ради объединения Европы? Или же заинтересованность европейских бизнес-лоббистов в тесных отношениях с крупными госкорпорациями России будет столь подавляющей, что страны — члены ЕС выставят Украину на мороз? Полностью ли отдают себе отчет лица, принимающие решения не только в Брюсселе, но и в Берлине, Париже, Риме и Лондоне, в последствиях, которые будет иметь постепенное разорение территориально самой большой страны Европы в результате российско-украинской торговой войны?
Забытый Будапештский меморандум 1994 года
Тогда как США не имеет ни прямого отношения к этому конфликту, ни таких же тесных экономических связей с Россией, как ЕС, Америка также несет свою долю ответственности за российско-украинский конфликт. В 1994 г. США были главной силой, стоящей за согласием Киева избавиться от своего ядерного оружия. На тот момент Украина была третьей по величине атомной державой с арсеналом ядерного вооружения бЧльшим, чем у Великобритании, Франции и Китая вместе взятых. Тогдашний президент Л.Кучма первоначально хотел сохранить часть этого оружия для Украины, очевидно, чтобы иметь возможность сдерживать, в первую очередь, российский ревизионизм.
В так называемом Будапештском меморандуме 1994 г. США, Россия и Великобритания предоставили Украине гарантии национальной безопасности в результате саморазоружения Киева. Три страны-подписанта также гарантировали в этом Меморандуме, что они будут "воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода".
Украина выполнила условия соглашения — вывезла ядерные боеголовки со своей территории к 1996 г. и на сегодняшний день не имеет оружия массового уничтожения. Однако Россия с тех пор неоднократно нарушала экономическое положение Меморандума 1994 г. своими различными санкциями против Украины — особенно откровенно во время пятидневного де-факто торгового эмбарго на весь украинский импорт в августе 2013 г. Сейчас Россия угрожает всесторонними экономическими санкциями, если Украина подпишет уже парафированное Соглашение об ассоциации с ЕС. Придут ли сегодня США, когда-то подтолкнувшие Украину отказаться от ее ядерного оружия, на помощь Украине в ее возможной крупномасштабной конфронтации с Россией?
Необходимость скорого предупредительного сигнала
Сегодня трудно сказать, какие именно меры предпримет Москва, если Киев и Брюссель действительно подпишут Соглашение об ассоциации в этом или следующем году. Скорее всего, российское руководство еще само не уверено, насколько в состоянии и как далеко оно готово пойти в этом случае. Однако все более разгоряченная словесная перепалка с Украиной постепенно сужает диапазон возможных политических опций для Кремля. Если российские СМИ будут продолжать ежедневно обвинять украинское руководство в предательстве, неблагодарности и двуличности, Кремль может попасть в ловушку все более трудно управляемой самоэскалации конфликта, который впоследствии окажется слишком дорогостоящим для самой же Москвы.
На данный момент антиукраинская кампания в российских СМИ продолжается, тем самым повышая вероятность того, что конфронтация между Киевом и Москвой выйдет из-под контроля. Запад должен максимально быстро и четко обозначить российскому руководству весь спектр возможных экономических, финансовых, политических и дипломатических последствий, которые будет иметь для Москвы российское удушение украинской экономики. Такой заблаговременный сигнал должен помочь Москве составить ясную картину рисков, с которыми она столкнется в случае эскалации конфликта с Киевом, и принять новую действительность, в которой Украина постепенно интегрируется в Европу.
- Информация о материале
Государственные финансы Украины все ближе к полному коллапсу. Бюджету давно не хватало денег на финансирование школ, дорог и котельных в регионах. Теперь не хватает денег на святое – на Пенсионный фонд.
В четверг 7 ноября на заседании Кабмина произошло событие, которое является символом развала системы государственных финансов.
Кабмин принял постановление, которым разрешил Пенсионному фонду привлекать кредиты на выполнение своих обязательств. Документ "с голоса" внесла министр соцполитики Наталья Королевская, не имея даже пояснительной записки.
Впрочем, пояснять ничего не нужно. Уже много лет Пенсионный фонд не собирает столько денег, сколько тратит. Выполнять обязательства перед пенсионерами удавалось только за счет вливаний из государственного бюджета. И вот, в бюджете денег не стало.
Теперь взять их можно только в коммерческих банках. А тем – у Национального банка, который эти деньги банально "напечатает". Такой термин не означает, что денно и нощно будет работать денежный станок. Просто нажатиями нескольких клавиш компьютера в Украине появятся еще несколько миллиардов гривен. Это называется "эмиссия".
Проект Королевской был поддержан Кабмином. Документ внес изменения в постановление КМУ №101 от 11 февраля 2013 года "О бюджете Пенсионного фонда Украины на 2013 год". Изменения минимальные по объемы, но глобальные по смыслу.
Действовавшей до это редакцией постановления в соответствии с Законом "О Государственном бюджете Украины на 2013 год" было утверждено, что 21 млрд 763 млн 797,7 тыс. грн. направляются "на покрытие дефицита средств Пенсионного фонда для выплаты пенсий за счет Государственного бюджета Украины". Теперь же у этой фраза появилась "добавка": "в том числе покрытие расходов, связанных с обслуживанием банковских кредитов".
Это, по сути, и означает, что пенсии в ноябре будут частично выплачиваться Пенсионным фондом за счет банковских кредитов.
За последнюю неделю было сразу несколько новостей, подтверждающих наличие проблем в сфере госфинансов. Вначале стало известно, что остатки на Едином казначейском счету (сумма денег на всех счетах, открытых в Казначействе) на 1 ноября 2013 года составили рекордно низкую сумму – 410 млн грн.
Позже пришло сообщение, что Кабмин теперь будет одалживать даже не "короткие", а просто таки "мгновенные" деньги – в правительстве решили размещать 21-дневные заимствования. Хотя до этого чиновники работали над тем, чтобы удлинить сроки заимствований. И даже рассказывали, как пресекли преступную практику режима Юлии Тимошенко – тот в 2008 году привлекал деньги на недопустимо короткие сроки.
Все происходящее сегодня удивительно напоминает события 1998 года накануне дефолта. Пирамида ОВГЗ, которую тогда выстроило правительство, начиналась с более-менее "длинных" госбумаг, но под конец свелась к облигациям сроком обращения менее месяца. В 2008 году избежать такого развития событий удалось. Удастся ли в 2014-м?
Параллельно развивается печальный сюжет с НАК "Нафтогаз Украины", который никак не может оплатить еще августовские поставки газа. Задолженность почти в 900 млн дол погашается частями в несколько десятков, а то и несколько миллионов долларов в день. Опять-таки, " с колес" - доллары приобретаются понемногу, потому что сразу необходимый объем НАКу не продает Нацбанк. Иначе у последнего резко обвалится уровень золотовалютных резервов, а это прямая предпосылка к девальвации гривны.
Однако все вышеописанное – материи общегосударственного уровня, которые напрямую "пересічного" украинца не касаются. А вот перебои с финансированием Пенсионного фонда могут напрямую затронуть миллионы людей. По иронии судьбы, пенсионеры являются самой малообеспеченной частью населения, и напрямую зависят от ежемесячных перечислений из ПФ.
Как сообщили нам источники в коммерческих банках, еще несколько недель назад Минфин вел предварительные переговоры с крупными банками на предмет привлечения у них кредитов для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Переговоры велись индивидуально с каждым банком.
"Просили 1-2 млрд грн у каждого", - рассказал один из банкиров. Хотя, скорее всего, эта сумма является эталонной, стандартной. Реальная потребность в финансировании дефицита ПФ может оказаться намного большей.
Инструмент привлечения денег у банков точно не известен, но, скорее всего, заимствование будет происходить через выкуп или под залог ОВГЗ. Возможно, по этим бумагам Минфин даже предложит хорошую доходность.
Но большинство банков не заинтересованы в кредитовании ПФ, так как у всех них и без того слишком много ОВГЗ в портфеле. Например, крупные иностранные банки уже исчерпали лимиты, открытые им материнскими структурами на покупку украинских госбумаг. Кроме того, они сомневаются в том, что Украине удастся привлечь очередной кредит МВФ, а это означает почти 100-процентную перспективу дефолта по украинским госбумагам.
Практически исчерпали возможность кредитования бюджета и государственные Ощадбанк и Укрэксимбанк. Остается единственный путь – это целевая эмиссия Нацбанка на эти учреждения. Тогда механизм может выглядеть традиционно: правительство выпустит ОВГЗ, Нацбанк рефинансирует "Ощад" и "Эксим", а те скупят нужный объем бумаг. Пенсионный фонд получит желаемые деньги, а на бюджете повиснет новая порция долга.
Впрочем, Пенсионному фонду может повезти - если чиновникам удастся обойтись без выпуска облигаций, а просто получить кредит. Взятые таким образом средства не будут отражаться в сумме госдолга. Они, скорее всего, будут числиться как обычная кредиторская задолженность ПФ. Эта бухгалтерская деталь позволит не портить статистику в предвыборный год, и, возможно, даже скрыть проблемы от МВФ.
Вопрос лишь в том, как долго сможет существовать эта пирамида. И сколько месяцев может пройти до ее обвала.
Министр соцполитики Наталья Королевская на вопросы "Экономической правды" пока не ответила.
Комментарий эксперта
Павел Розенко, народный депутат, в 2008-2010 первый замминистра социальной политики:
- Такая схема использовалась на протяжении последних трех лет представителями бюджетных учреждений. Когда в конце года этим учреждениям не хватало денег для выплаты зарплат работникам, Министерство финансов своими рекомендационными разъяснениями фактически позволяло руководителям бюджетных учреждений или местным органам власти под залог активов (зданий администрации, зданий местных советов, земли) привлекать кредиты.
Это были, как правило, кратокосрочные кредиты на 3 месяца. Они помогали в самый критический период – декабрь – рассчитаться с людьми по зарплате.
Пенсионный фонд избегал такой участи. Как правило, для него мобилизовались все деньги государственного бюджета, и все пенсии платились вовремя на протяжении последних лет. Но сейчас ситуация в Украине критически изменилась.
Сегодня у власти нет "живого" ресурса, чтобы выдержать все социальные обязательства. Уже никто даже не говорит, что будут выделяться средства на развитие городов, сел, районов – про это все давно забыли.
Дополнительный дефицит бюджетного фонда составит, по моим расчетам, 15-20 млрд грн. Сейчас возникает огромный риск того, что Казначейство даже в последний месяц не сможет аккумулировать необходимые суммы на своих счетах. Средств в этом году не хватит на пенсии, даже если все другие государственные программы финансироваться не будут. Их просто негде взять.
Скорее всего, правительство надеется, что на протяжении первых трех месяцев 2014 года постепенно погасит задолженность перед коммерческими банками по Пенсионному фонду.
Следующий год будет чрезвычайно сложным. Бюджета у нас пока нет, но из Минфина мы слышим про два главных фактора риска следующего года.
Во-первых, экономика продолжает падать дальше, несмотря на уверения, что в конце 2013 года она начнет расти. То есть, выхода из кризиса пока нет, и не предвидится.
Во-вторых, 2014 год – предвыборный. Власти необходимо аккумулировать ресурс на конец года, чтобы задекларировать очередные социальные инициативы президента. И хотя бы с ноября 2014 года давать людям реальные "живые" деньги. То есть, денег нет, но на конец следующего года они обязаны появиться.
Скорее всего, в первом полугодии 2014, а может, и в первые 10 месяцев 2014 года, роста социальных стандартов – минимальной зарплаты, минимальной пенсии, прожиточного минимума, - не будет. Или будет чисто символически, на 5-10 грн.
Деньги будут аккумулироваться на конец года. Делаться это будет с надеждой, что экономика до конца 2014 года оживет. Кроме того, правительство не оставляет надежды договориться с МВФ или с Россией, чтобы получить на 2014 год кредитование. Фактически, речь идет о кредитовании на покрытие "дырки" госбюджета на покрытие дефицита госбюджета.
Будет тянуться время, людям будут рассказывать о финансовом кризисе. Не исключаю, что даже произойдет сугубо символическое сокращение расходов на аппарат власти, чтобы продемонстрировать людям, что власть чем-то жертвует.
Все силы бросят на победу Виктора Януковича в 2015 году.
- Информация о материале
Украинцы продают имущество и недвижимость, чтобы вложить деньги в строительство пригородных коттеджей, и становятся бездомными. Аферисты похищают выплаченные клиентами средства и ликвидируют фиктивные фирмы.
Журналисты программы "Гроші" узнали, как застройщики обманывают украинцев. Люди платят сотни тысяч гривен за коттеджи и эко-дома, а вместо заветного жилья получают лишь кусок земли, залитый бетоном.
Когда люди перестали вкладывать деньги в дорогие квартиры в новостройках, аферисты нашли новую приманку. Теперь наивным украинцам предлагают инвестировать деньги в строительство пригородных коттеджей. Собственную "виллу" под Киевом, если верить рекламе, можно получить значительно дешевле, чем однокомнатную квартиру.
Яркая реклама с красивой картинкой, обещания собственных спортивных и детских площадок и экологических домиков действуют на покупателей. Директор фирмы "Экобуд Украина" Николай Бариба затягивает в сети своей компании десятки клиентов. За 200 тыс. грн. он обещает людям собственное жилье под Киевом. В одноэтажный каркасный дом покупатели должны въехать уже через полгода. Однако, прошло уже полтора, а кроме фундамента клиенты фирмы ничего не получили. Ни денег, ни материалов - людей бросили посреди чистого поля с куском бетона. Владелец фирмы не объясняет, почему остановилось строительство. Каждый раз находит новые оправдания - то закончились материалы, то занята бригада. В конце концов, он исчез вместе с деньгами обманутых вкладчиков.
Похожих случаев мошенничеств - тысячи. Киев уже сейчас окружают катакомбы десятков недостроенных городков. Обманутые инвесторы не устают митинговать.
Чтобы купить дом в коттеджном городке "Грин сити" в Гостомеле люди продают имущество и недвижимость. За 2-этажный дом с тремя спальнями просят 80 долларов, казалось бы, выгодное вложение денег. Директор фирмы "Укрбудинвест" Сергей Сливинский попросил клиентов оплатить всю стоимость дома из-за подорожания материалов. Строительство остановилось, деньги людей исчезли, а на звонки владелец компании не отвечает.
Чтобы украинцы не стали жертвами строительных аферистов, председатель Всеукраинской организации защиты прав инвесторов Алексей Гончарук советует никогда не платить застройщику всю сумму денег. К тому, стоит интересоваться тем, кто именно является владельцем фирмы. Важно не столько юридическое лицо, с которым заключается соглашение, сколько люди, которые за ним стоят: учредитель, директор, и т.д.
Правоохранители на такие факты мошенничества не реагируют. Чаще всего говорят заявителям, что просто не могут найти злоумышленников, поскольку фиктивные фирмы после получения денежных средств сразу ликвидируют.
-->- Информация о материале
Каково обличие современного хакера, какова его мотивация, каких угроз от него ждать и как от них обороняться — вот ключевые вопросы повестки дня конференции по кибербезопасности RSA Conference 2013, прошедшей в последних числах октября в Амстердаме. Мероприятие можно считать центральной отраслевой дискуссией по вопросам кибербезопасности, не него съезжаются крупнейшие компании, делающие погоду в этой области – Microsoft, RSA, Symantec, Qualys и многие другие. На RSA Conference вендоры и независимые эксперты обсуждают ландшафт отрасли сегодня и в ближайшем будущем. В этом году наиболее горячая полемика велась вокруг следующих тезисов:
Эпоха идейных хакеров закончилась.
Доля «хактивистов», практикующих взлом не корысти ради, а для привлечения общественного внимания к острым проблемам, исчезающе мала – меньше 1 процента. Остальные 99% случаев зловредных действий мотивированы жаждой наживы – уверен Джефф Джонс, специалист подразделения благонадежных вычислений (trustworthy computing) Microsoft. По его словам, киберпреступность прошла путь от кустарей-одиночек до развитой мировой индустрии. Бенефициару сегодняшних кибрепреступлений вовсе необязательно самому быть хакером – главное иметь деньги, за которые он получит «продукт» с полным жизненным циклом. Реклама, маркетинг, консультации, адаптация «продукта» под нужды «заказчика» и последующее сопровождение – все эти атрибуты развитой индустрии присущи сегодня мировой киберпреступности, считает Джонс.
Любая анонимная активность отныне воспринимается как подозрительная.
Честному человеку незачем избегать опознания – утверждают вендоры. К списку оруэлловских тезисов а-ля «свобода – это рабство» можно добавить новый: «анонимность – враг приватности». Именно такую формулировку выдал на-гора Арт Ковьелло, глава компании RSA, организатора конференции. По его словам, приватность и анонимность – совершенно разные понятия, противоречащие друг другу. Приватность – право пользователя знать, кто и каким образом обрабатывает его персональные данные. В то время как под анонимностью, по мнению г-на Ковьелло, может скрываться исключительно стремление избежать ответственности за свои действия в Сети. RSA ожидает, что к 2017 году анонимное пользование интернетом станет невозможным, а каждое действие человека в Сети будет регистрироваться и анализироваться на соответствие признакам угрозы.
Киберугрозы «дематериализовались».
Закончилась эпоха угроз, которые можно локализовать на уровне инфицированного файла или дыры в браузере. Теперь дырой является сама экосистема – злоумышленники эксплуатируют слабые места в принципах взаимодействия отдельных её элементов. Соответственно, больше не действует «сталлоновский» подход «ты – болезнь, а я – лекарство», поскольку невозможно выпустить программный патч, латающий целую дырявую экосистему.
Тим Рейнс, сотрудник подразделения благонадежных вычислений Microsoft, приводит в качестве яркого примера «дематериализованной» атаки нового поколения чрезвычайно запутанный вирус Flame, который и вирусом назвать сложно. Одна из его особенностей в том, что атакуемые машины скачивали инфицированный код, закамуфлированный под полезное обновление ПО, выпущенное официальным разработчиком. Такой подлог стал возможен из-за несовершенства самой процедуры обновлений и взаимной идентификации сторон. Из-за этого атака Flame оставалась незамеченной годами, и кто знает, сколько еще аналогичных схем не выявлены по сей день.
В Microsoft считают, что борьба с угрозами такого вида должна происходить еще на этапе создания нового ПО. Как поясняет Майк Риви, глава подразделения благонадежных вычислений Microsoft, в компании разработали целую методологию под названием «гарантия операционной безопасности» (Operational Security Assurance — OSA). «Разработчики должны находиться в постоянном диалоге с заказчиками ПО, специалистами по безопасности и тестировщиками, начиная с самых ранних стадий разработки продукта. Постоянный диалог необходим, чтобы все участники экосистемы говорили на одном языке, обменивались друг с другом своей «головной болью», создавая новую программную экосистему, лишенную слабых мест», — поясняет Майк Риви.
Периметр сети прекратил существование.
Активное использование в работе социальных сетей, изобилие каналов коммуникации между людьми, удаленные рабочие места, разнообразие устройств, в т.ч. принесенных на работу из дому (концепция BYOD) окончательно размыли периметр сети. Принцип «моя сеть – моя крепость» больше не действует. Соответственно, оберегать корпорацию от «внешних» угроз, выстраивая защиту «по периметру» сегодня уже невозможно. Примечательно, что единого мнения о новой концепции, которая придет на смену защите периметра, у вендоров нет.
«Острова» сливаются в циклопа из big data.
Под «островами» подразумеваются отдельные компании и госучреждения. Каждый «Остров» накапливает внутренние знания о своих пользователях и моделях их поведения. В случае выявления атаки, её характерные черты сохраняются только в пределах «острова». Следующий шаг вендоры видят в объединении идентификаторов из отдельных «островов» в единую онлайн-систему опознания угроз, состоящую из циклопического объема big data, накопленной по всему миру. И уже к 2020 году этот «циклоп» будет судить, насколько подозрительно каждое действие каждого пользователя, чтобы «в случае чего» отрезать его от внешнего мира до наступления «серьезных последствий».
В целом, из представлений компаний-участников, озвученных на конференции, вырисовывается мрачная картина автоматизированного будущего, в котором машины следят за каждым шагом людей «по их же просьбе и во их же благо». Впрочем, это не сильно удивляет, поскольку многие из компаний — приверженцы радикального или даже параноидального подхода к кибербезопасности — мол, всё зафиксировать, запротоколировать, изучить и взять «на карандаш». А кто избегает – тот потенциально неблагонадежен. В кулуарах многие из участников открыто симпатизируют системе PRISM, воспринимая её «колоссальный инженерный шедевр». Приверженцы «радикальной безопасности» сначала запугивают «страшилками» о нарастающем количестве неизученных угроз и об организованной мировой киберпреступности, и тут же успокаивает — мол, мы все преодолеем, но нужно тщательней изучить признаки злоумышленного поведения. В этом свете, «оруэлловские тезисы» вендоров выглядят вполне органичным базисом «радикальной безопасности».
Брайан Фитцджеральд, директор по маркетингу RSA, пытается сгладить категоричность своего босса, поясняя, что тезис «анонимность – враг приватности» применим скорее к деятельности крупных корпораций. «Что касается слежки спецслужб и анонимности граждан, здесь, конечно, полемику нужно вести в другом ключе. Это палка о двух концах — с одной стороны тоталитарная слежка, а с другой – вседозволенность, провоцирующая киберпреступность. Наша общая задача – найти золотую середину», — считает Фитцджеральд.
В то же время, он признает, что дискуссия о «золотой середине» только начинается и сегодня еще никто не может четко описать, как много «степеней свободы» останется в Интернете через 3-5 лет.
- Информация о материале
Публикация в ZN.UA ведомственной переписки с данными о срыве выполнения госпрограммы поиска и обезвреживания остатков химического оружия в Черном и Азовском морях, а также потенциальной угрозе для экологии акватории и безопасности судоходства в местах свалок контейнеров с боевыми ОВ вызвала большой резонанс в СМИ, но пока не заставила чиновников в погонах и без говорить правду о реальном положении дел и готовности к конкретным мерам по его исправлению. Вместо этого мы стали свидетелями очередной волны недосказанностей и откровенной лжи хранителей этой тайны, нарушения закона о доступе к публичной информации при ответах на информзапросы, направленные в Министерство обороны и Госслужбу по чрезвычайным ситуациям (преемник МЧС), и обвинений журналистов в некомпетентности и погоне за сенсацией. Хорошо, что статья вышла не весной, а то бы еще обвинили в попытке срыва курортного сезона в Крыму…
Но чем хороши документальные источники информации, так это тем, что они, в отличие от людей, не отказываются от своих слов. И даже те, кто подписал опубликованные ZN.UA документы, уже не могут себя опровергнуть, поскольку они — лица должностные, и отказ от изложенных ими в переписке фактов означал бы чистосердечное признание в совершении деяний наказуемых за предоставление заведомо недостоверных данных. Напомним, что в письме главы Счетной палаты Украины В.Симоненко к президенту Виктору Януковичу, письмах-согласованиях за подписью П.Неботова, директора департамента экономики обороны и безопасности Министерства экономики, академика НАНУ В.Кухара, возглавлявшего межведомственный Координационный совет по реализации госпрограммы, замминистра МЧС В.Романченко содержалась информация о том, что к 2010 году:
— госпрограмма по поиску и обезвреживанию остатков химоружия выполнена наполовину, в том числе, по причине недофинансирования и, по данным аудита Счетной палаты, ввиду нецелевого использования двух третей выделенных средств;
— большинство найденных и омоноличенных контейнеров с ОВ (ипритом и люизитом) не были перезатоплены на больших глубинах, как того требовала программа обезвреживания, а находятся на технологических площадках;
— 60 таких саркофагов с контейнерами находятся на глубине всего пяти метров в Керченском проливе, что создает навигационную опасность, а выброс на них судов во время шторма может привести к экологической катастрофе, ликвидация последствий которой принесет огромные убытки.
Заметим, что ни один из опубликованных документов никем не был поставлен под сомнение, и ни один из приведенных в них фактов не был опровергнут. В отличие от слов отдельных должностных лиц, убеждавших общественность в том, что ситуация под контролем, а контейнеры с химоружием находятся за 12–15 км от берега на глубине 150 м. Это заявление бывшего начальника крымского главка МЧС Недобиткова два года спустя было опровергнуто: в эфире "5 канала" начальник департамента реагирования на чрезвычайные ситуации Госслужбы по ЧС Григорий Марченко сообщил, что таких данных у них нет.
А какие есть? В информационных запросах, направленных автором в Министерство обороны и Госслужбу по ЧС, вместе с НАНУ выполнявшими госпрограмму, содержались предельно конкретные вопросы и запрашивалась информация, доступ к которой не может быть ограничен, поскольку она касается состояния окружающей среды, использования бюджетных средств и, несомненно, вызывает общественный интерес. А именно: данные по финансированию и выполнению задач госпрограммы, количеству и площади обследованных районов, найденным, омоноличенным и перезатопленным объектам химоружия, а также о мерах по обеспечению безопасности их сохранения на технологических площадках и судоплавания в Керченском проливе. От министра обороны П.Лебедева также хотели получить информацию, предоставила ли Российская Федерация карты затопления химоружия, неоднократно затребованные его предшественниками, а если нет — то чем отказ был аргументирован.
Увы, Министерство обороны не сочло нужным ответить ни на один из поставленных вопросов, а попросту отфутболило запрос Госслужбе по ЧС (при этом сотрудница МО, звонившая мне, удостоверилась, что спасателям запрос направлен отдельно). В свою очередь, первый заместитель Госслужбы С.Данилюк тоже решил не отвечать ни на один из пяти поставленных вопросов и обзорно сообщил, что в акваториях вблизи Севастополя и в Керченском проливе за время выполнения программы "обнаружено и обезврежено объекты с остатками химического оружия на доступных водолазам глубинах". Сколько найдено и обезврежено — не указывается, из цифр есть только общая (скромная, заметим) площадь обследованной акватории двух морей — 30 кв.км. И заверение в том, что "ситуация по упреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с возможным загрязнением прибрежных вод отравляющими веществами, находится на постоянном контроле", а пляжи и места массового отдыха "ежегодно проверяются и аттестуются соответствующими службами по основным критериям безопасности". Это замечательно, только мы спрашивали о другом и конкретно: сколько, где и как …
Отписки из Минобороны и Госслужбы, конечно же, будут обжалованы в Генпрокуратуре и, если, понадобится, в суде. Тем не менее, то обстоятельство, что тему, поднятую ZN.UA, подхватили многие СМИ, позволило расширить объем познаний общественности о проблеме угрозы невыполнения госпрограммы по обезвреживанию остатков химоружия в акватории Черного моря. Суммируя озвученную за последние недели информацию, можем констатировать следующее.
Общее количество обнаруженных в процессе выполнения госпрограммы объектов химоружия в Черном и Азовском морях не известно, вернее, нам его не хотят называть. При этом данные экологических частных предприятий из Севастополя "Пирамис" и "Ситалл", привлеченных Минприроды для поиска ОВ и сообщивших об обнаружении соответственно 428 и 1 200 контейнеров, опровергаются. Аргумент — сомнительность технологии их поиска с применением спутниковых снимков. Если это так, тогда встречный вопрос: кто и зачем привлекал эти фирмы, затрачивая бюджетные средства?
Количество омоноличенных (помещенных в каркас и залитых спецбетоном) контейнеров с боевыми ОВ — 117. Это данные начальника департамента Госслужбы по ЧС Г.Марченко подтверждены документально: в опубликованных ZN.UA письмах фигурировала цифра в 113 контейнеров, четыре были омоноличены в 2010 г., о чем мы узнали, найдя простым поиском на просторах Инета "секретную" таблицу МЧС по итогам года с полной выкладкой количественных показателей и стоимости работ по поиску и обезвреживанию контейнеров с остатками химоружия.
Еще одна страшная тайна — места, где не до конца обезвреженные контейнеры в саркофагах остались лежать на техплощадках в Керченском проливе, грозя в любой момент попасть под выброшенный штормом сухогруз или танкер. Официальных ответов на вопросы о том, где находятся эти площадки и насколько они обезопашены, ни мы, ни наши коллеги из других СМИ не получили. Но их легко вычислить по данным документов, опубликованных ZN.UA. Это район между мысом Белым и о-вом Тузла, куда в ноябрьский шторм 2007-го выбросило на мель баржи "Дика" и Деметра", о чем писал академик В.Кухар. И еще два района приводятся в письме экс-замминистра МЧС В.Романченко, сообщившего, что два омоноличенных саркофага были транспортированы под водой на расстояние 25 км из района 691 в район 690. Мы без особого труда из нескольких источников смогли получить не только информацию о том, где эти засекреченные места находятся, но и карту, где эти районы обозначены. На словах наш источник сообщил следующее: "В режиме плавания в Черном и Азовском морях эти районы обозначены так: запретные для постановки на якорь, лова рыбы придонными орудиями лова, подводных дноуглубительных и взрывных работ и плавания с вытравленной якорь-цепью. Район 691 — это акватория города Керчь, район 690 — акватория озера Тобечик". Итак, судя по обозначению на карте, район 691 находится неподалеку от Керченского рыбного порта, район 690 — у перешейка оз.Тобечик. В упомянутом уже эфире 5 канала Г.Марченко уклончиво сообщал, что саркофаги находятся на глубине "менее 100 метров". Помилуйте, ведь судя по обозначению района 690 карте, саркофаги перетащили на глубину всего в два—четыре метра!
Но абсолютной тайной остается для нас количество и местонахождения контейнеров, которые под действием коррозии уже разрушились и их невозможно поместить в саркофаги. Напомним: глава Счетной палаты сообщал президенту Януковичу, что в месте, где обнаружен частично разрушенный контейнер L 400 (район мыса Белый), содержание мышьяка превышает допустимый уровень в 3,46 раза, такое же превышение — в районе п. Героевское (Керчь), где находятся популярные пляжи. Академик В.Кухар указывал, что в 2010 г. заканчивается срок сохранности оболочек контейнеров, после чего 90% из них могут быть разрушены в результате коррозии, а затопленные ОВ обладают "чрезвычайно сильным мутагенным действием…, способным влиять на генетический код даже при минимальной концентрации".
В нынешних интервью академик Кухар об этом уже не говорит, а, признавая проблему, убеждает, что никакой угрозы иприт и люизит на холодном дне морском не несут — пока их не поднять, конечно, чего делать ни в коем случае нельзя, или случайно не повредить техникой. Другое дело в Балтике, говорят сегодня большие и маленькие начальники в больших и маленьких эфирах: там этого химоружия намного больше, чем у нас, зато Украина первой начала его обезвреживать. Ну, во-первых, как начала, так и закончила. А во-вторых, было бы честно при этом рассказать, как себя ведет затопленное химоружие, которого там около 15 тысяч тонн, на еще более холодном дне Балтийского моря, Сделать это очень легко: карты официальных и "стихийных" свалок боевых ОВ в Балтийском море — в свободном доступе. А информация о том, как "безвредный" иприт застывшими кусками находят в своих сетях рыбаки, а пляжники обжигаются белым фосфором, приняв его за янтарь, не замалчивается, а официально публикуется с предостережениями.
Всем, кто верит и не верит в рассказы украинских чиновников и около чиновных ученых о том, что угроза от затопленного химоружия невелика, рекомендуем посетить сайт проекта CHEMSEA, финансируемый ЕС, в котором участвуют ученые 11 институтов из пяти балтийских стран. Проект предполагает инвентаризацию данных из различных источников о свалках затопленных боеприпасов, характеристиках среды и состоянии контейнеров и снарядов (степень коррозии и загрязнения). Эта обобщенная информация вскоре будет доступна в формате ГИС-карты (проект заканчивается в 2014 г.). Кроме того, ученые изучают влияние вытекших ОВ на жизнеспособность рыбы и моллюсков. На сайте проекта можно найти публикации и отчеты по исследованиям трески и мидий, а совсем недавно, в сентябре этого года, СМИ облетело сообщение об итогах работы польских ученых. Доктор Яцек Белдовский из Института океанологии Польской академии наук заявил, что найдено подтверждение влияния химического оружия, затопленного в Балтийском море, на появление генетических нарушений у обитающих в этих местах рыб.
По словам Белдовского, 80% затопленных в Балтике ОВ составляет иприт, а в нескольких местах обнаружен также табун. "Рыбы, плавающие в местах расположения затонувшего оружия, имеют больше болезней, чем те, что живут в других регионах моря. У них также наблюдаются генетические дефекты. До сих пор это было скорее предположением", — сообщил Яцек Белдовский, предостерегая людей от употребления больной рыбы. В презентации исследований, к слову, есть фотоснимки тех самых больных рыб с генетическими дефектами — как говорится, все наглядно.
Резюмируем. Опасность "недоделок" Минобороны, МЧС и ученых, призванных реализовать госпрограмму поиска и обезвреживания остатков химоружия в Черном и Азовском морях, очевидна для всех. Только чиновники говорят об этом в закрытой переписке, а публично врут или недоговаривают, прикрываясь грифами "ДСП" и "не для печати". По_этому общественность должна настоять на том, чтобы, во-первых, все эти грифы были с документов программы сняты, и правда встала перед нами во всей своей страшной наготе, а сама программа была выполнена. По крайней мере, омоноличенные саркофаги необходимо перезатопить на больших глубинах.
Обращение с требованием возобновить работы по обезвреживанию химического оружия к правительству Украины готовят крымские общественники. Как сообщил ZN.UA лидер Ассоциации "Экология и мир" профессор Виктор Тарасенко, данный вопрос планируется к рассмотрению на ближайшем заседании президиума Крымской академии наук. Крымские ученые готовы выступить инициатором проведения научной конференции по данной проблематике.
"Контейнеры с химическим оружием разрушаются. Это значит, что час Х уже наступает и откладывать и прятать проблему уже некуда и некогда. В курортном Крыму нужно упредить любые возможные негативные последствия разгерметизации контейнеров с ОВ, тем более, если они находятся на малых глубинах. Нужен мониторинг, нужны карты-навигаторы с обозначением всех свалок боеприпасов. Нужна разъяснительная работа, как это мы видим сейчас в Балтийских странах, где проводят тренинги для рыбаков", — говорит Виктор Тарасенко.
И последнее. Если засекреченность проваленной программы и всей связанной с ней информации поясняется тем, что какие-то нехорошие люди из очередного "Аум Синрике" могут поднять бочку и использовать химоружие по назначению, то смею вас заверить: те, кто хочет узнать место свалки, легко узнает и достанет. Жители Героевского журналистам рассказывают, что бочки лежат в 300–400 м от берега. Только они думают, что контейнеры затопили клятые фашисты, а наши не достают, потому что они уже безопасные…
- Информация о материале
Страница 888 из 1561
