Из открытых реестров Швейцарии я систематизировал информацию о предприятиях, которые принадлежат регионалам в этом альпийском налоговом рае.

До конца июня 2014 года Швейцария председательствует в ОБСЕ, значит контроль за соблюдением прав человека относится сейчас к их приоритетам.

Украинцы в Швейцарии, которые отметились пикетами в цюрихском аэропорту и на форуме в Давосе - вы фантастические! Предлагаю еще одну тему - вы могли бы информировать органы власти этого государства о предприятиях, которые принадлежит наиболее коррумпированному и кровавому режиму в Европе.

Кроме того, Янукович и его соратники нанимают на работу жителей Швейцарии. Так же из открытых реестров я получил их адреса регистрации, итак теперь их можно информировать - на кого они работают.

Также можно информировать соседей швейцарских менеджеров Ахметова, Януковича и Звягильского, что их соседи работают на диктаторский режим в Украине и получают деньги, за которые простые украинцы заплатили своей кровью.

Компания Александра Януковича MAKO Trading SA:

Адрес регистрации: rue de Moillebeau 56, 1209 Genève

Руководитель: Félix Blitshteyn, route de la Touille 10 1173 Féchy

Компания Рината Ахметова Metinvest International SA:

Адрес регистрации: Rue Vallin 2, 1201 Genève, Switzerland

Руководство: Marian Maksymovich (административний президент), адрес: route de Bellebouche 10A 1246 Corsier GE

Raymond Liefooghe (администратор), адрес: chemin Rieu 15A 1208 Genève

Joseph Riedweg (администратор, представляет аудиторскую фирму), адрес: rue du Cendrier 15, 1201 Genève

Компания Рината Ахметова DTEK Trading SA:

Адрес регистрации: place de Chevelu 6, 1201 Genève

Руководство: Walter Stresemann (администратор), адрес: chemin Jaques-Attenville 31 1218 Le Grand-Saconnex

Компания Дмитрия Фирташа Ostchem Gas Trading AG:

Адрес регистрации: Rigistrasse 2 6300 Zug

Руководство: Lars Haussmann (член административного совета)

Компания депутатов-регионалов Ефима Звягильского и Владимира Вечерки Metcoal SA:

Адрес регистрации: rue de la Rôtisserie 11 1204 Geneve

Руководство: Стелла Вечеркo(дочь Звягильского), Виктория Вечерко (внучка Звягильского).

Адрес регистрации семьи Звягильского-Вечерки – район Cologny в городе Женева, более подробный адрес неизвестен.

Этот перечень не является исчерпывающим, буду признателен за дополнительную информацию или уточнения. Присылайте на фейсбук: https://www.facebook.com/leshchenko.ukraine

Как известно, во Франции Владимир Познер родился и на сегодняшний день является ее гражданином. Что, впрочем, не помешало ему сделать карьеру в России, олицетворяя собой, по сути, целую эпоху становления российского телевидения.

Собственно, и в интервью мы вели речь о телевидении: классическом, общественном и Интернет-ТВ — их нынешней роли и перспективах, а также отношении Познера к званию «Враг России», которое ему присвоили местные политики.

АН:Что бы вы отнесли к заслуге современной журналистики на примере России и Украины за последние годы?

Мне кажется, что серьезно нельзя говорить о существовании журналистики в России. Я об Украине говорить не могу, потому что не достаточно знаю ситуацию. Я считаю, что у нас есть прекрасные врачи, но нет системы здравоохранения. Точно также есть Министерство экономического развития, но нет развития. Так же есть журналисты замечательные, но нет журналистики. Нет этого явления, которое действительно является четвертой властью и действительно контролирует поступки власти. Поэтому я ничего выдающегося не вижу. Но есть отдельно взятые журналисты, которые выполняют свой долг и делают все возможное, чтобы донести правду до своих потребителей.

АН:Можете выделить кого-то конкретного?

Знаете, я никогда этого не делаю. Это у меня такой принцип. Это наше внутреннее дело.

АН:Как вы оцениваете качество современного телевидения в России?

Профессиональное качество очень высокое. Но сам продукт... Слишком большое количество программ, изобилующих убийствами, кровью и насилием не полезны. Таких немало, в частности, на НТВ. Но само качество того, что делается, сегодня ничуть не хуже, чем в самых передовых странах.

АН:В Украине сложилась такая ситуация, что весь прайм-тайм забивается попсовыми программами. Как вы относитесь к этому явлению?

Отрицательно. Но я понимаю, что поскольку телевидение так или иначе является бизнесом и живет за счет того, что получает рекламу, то оно стремится к самому общему знаменателю. А самый общий знаменатель волей-неволей снижает интеллектуальный уровень и не построен на том, чтобы требовать от зрителя соучастия, сопереживания, а просто «втюхивает» зрителю, который сидит на диване, пьет пиво или не пиво и это все усваивает. Это плохое дело, это отупляет людей. И это верно всюду, не только в России. Коммерческое телевидение таково.

Другое дело, что нет у нас сколько-нибудь серьезно развитого общественного телевидения. У нас есть телевизионный канал, который называется «общественное телевидение», но таковым оно не является. Потому что общественное телевидение не может быть таким, когда генерального директора назначает или снимает президент страны. Сила общественного телевидения заключается в том, что оно не зависит ни от власти, ни от рекламы. Такого телевидения у нас нет.

АН:Вы уже достаточно категорично высказались в СМИ относительно общественного телевидения в России. В Украине оно тоже сейчас развивается. Как вы считаете, есть ли у него перспектива?

Это на самом деле зависит от политической воли. В данном случае, вероятно, президента ЯНУКОВИЧА. Это зависит от того, как эти люди видят роль телевидения.

АН:А может ли, на ваш взгляд, Интернет-телевидение составить конкуренцию телевидению классическому?

Если это реальное телевидение, то нет. Когда это телевидение, которое люди не смотрят, потому что они там не могут получить правдивую информацию и не могут видеть людей, которые их интересуют, тогда да — Интернет-телевидение выполняет эту функцию. Но, конечно же, профессиональный уровень, качество съемки и журналистское качество, конечно же, в Интернете невозможно сравнивать. Это другое.

Единственная причина, по которой сегодня в России очень модно говорить «Я не смотрю телевидение» именно в том, что телевидение не выполняет свои функции, и есть Интернет, который все же предлагает альтернативу.

АН:Владимир Владимирович, вас называют врагом России. Как вам живется в этом статусе?

Кто называет?

АН:Различные политики.

Жаль, что Вы не называете их фамилии, ну да Бог с ними. Я думаю, если бы Михаил Юрьевич Лермонтов был жив сейчас, и они прочитали бы его стихотворение:

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ», – его бы тоже назвали врагом России. Я никак себя с Лермонтовым не сравниваю, но, полагаю, ему плевать было бы наслова своих тупых недоброжелателей. Как и мне.

АН:В чем, на ваш взгляд, секрет успешности журналиста?

С одной стороны, это набор определенных качеств: талант, наличие обаяния, умения говорить, смотреть в глаза. Это одна сторона дела. Другое — это преданность профессии, в результате которой зритель понимает, что он смотрит не на человека, который отрабатывает номер, а на человека, который исполняет долг. Сочетание этих двух вещей и приносит успех.

Некоторые криминальные производства характеризуют не столько преступление, сколько правоохранительные органы, его расследующие. После ознакомления с "оперативными разработками и разоблачениями" неизбежно задаешься вопросом: наши грозные спецслужбы имеют хоть какое-то отношение к охране правопорядка, или их призвание — заниматься откровенными глупостями и выставлять себя на посмешище?

Закарпатское управление СБУ привлекает к уголовной ответственности коллекционера из Донецка, пытавшегося продать своему чешскому коллеге специальный фотоаппарат для КГБ, который выпускался в Советском Союзе еще при Сталине. За давно устаревший спецприбор, свободно продающийся во всем мире, подсудимому светят до семи лет реального заключения!

"Сначала все это напоминало какой-то неудачный розыгрыш..."

51-летний Александр Комаров серьезно занимается коллекционированием с начала 2000-х, его амплуа — фото- и видеотехника советского периода. У коллекционера есть свой сайт, на котором он делится новостями с коллегами, а также около 200 разнообразных фотоаппаратов, видеокамеры, аксессуары к ним, специальная литература советского периода и т.п. В октябре 2012 г. А.Комаров посетил киевскую выставку в "Экспоцентре", на которой купил с рук три фотоаппарата "Аякс-12". Этот спецприбор был разработан Красногорским механическим заводом еще в 1948 г., а запущен в производство — в 1952-м для потребностей МГБ (позже — КГБ). Модель оказалась настолько технически удачной, что использовалась вплоть до конца 1980-х годов. Размеры аппарата не маленькие: длина — 10, высота — 8, толщина — 6 см, поэтому его назначение — не шпионаж (для этого использовалась более миниатюрная фототехника), а негласная съемка "неблагонадежных элементов" в советском обществе. Обычно сотрудники КГБ маскировали фотоаппарат в одежде или за пряжкой ремня и приводили в действие с помощью специального тросика, выведенного в карман. Стандартная пленка для "Аякса-12" не подходила, ее приходилось обрезать специальным прибором. В 1989 г. Красногорский мехзавод наладил выпуск коммерческой версии "Аякса-12", получившей название Zenit MF-1. Единственное ее отличие от КГБистского прототипа — название и фирменное заводское клеймо на корпусе. Zenit MF-1 и сейчас можно найти в свободной продаже, как и "Аякс-12" (в том числе в России и Беларуси). Последний аппарат выпускался для спецслужб массово, общим "тиражом" около полумиллиона экземпляров, поэтому особой коллекционной ценности он не представляет.

— Одну из трех фотокамер я решил продать и разместил объявление об этом на своем сайте, — рассказывает Александр Комаров. — "Аяксом-12" заинтересовался коллекционер из Чехии, мы договорились о цене, и в феврале прошлого года я отослал аппарат с дистанционным тросиком в его адрес "Укрпочтой". В описании отправления так и указал — фотоаппарат с аксессуаром...

Однако бандероль до адресата не дошла. В пункте международного почтового обмена в Чопе фотоаппаратом заинтересовалась СБУ, которая изъяла его и отослала на экспертизу во Львов. А эксперт зонального экспертного сектора Украинского НИИ специальной техники и судебных экспертиз пришел к выводу, что "Аякс-12" находится в рабочем состоянии, пригоден для негласного получения информации и относится к специальным техническим средствам негласного получения информации. О том, что аппарат морально и технически давно устарел, используется по назначению разве что в исторических художественных фильмах (да и то как бутафория), экспонируется на выставках и свободно продается во всем мире, эксперт почему-то умолчал. А поэтому на основании его заключения против А.Комарова открыли криминальное производство по двум статьям Уголовного кодекса — незаконное приобретение, сбыт или использование специальных технических средств получения информации (ч. 1 ст. 359) и покушение на контрабанду специальных технических средств негласного получения информации (ч. 1 ст. 201).

— Сотрудники УСБУ в Закарпатской области приехали ко мне домой в Донецк, провели обыск и изъяли еще два "Аякса-12", — продолжает коллекционер. — При этом следователь на полном серьезе спрашивал, не делал ли я ими каких-либо секретных фото! Сначала это напоминало какой-то неудачный розыгрыш, но все оказалось очень серьезно. Мои апелляции к здравому смыслу, попытки объяснить, что "Аякс-12" — это коллекционный экспонат, который и близко не может конкурировать с современными смартфонами, оборудованными миниатюрными видеокамерами, наталкивались на глухую стену непонимания. Через несколько дней меня вызвали в суд для избрания меры пресечения, и прокурор потребовал, чтобы меня арестовали или, по крайней мере, посадили под домашний арест! К счастью, судья оказался адекватным и ограничился подпиской о невыезде. В ходе расследования следователь убеждал меня признать вину в полном объеме, искренне раскаяться, и тогда, мол, суд даст условный срок со штрафом на сумму приблизительно 2 тыс. долл. Кроме того,
мне придется оплатить стоимость экспертиз, а это более 3300 грн. Я, конечно, отказался от такого предложения, поскольку никакой вины за собой не чувствую. Поэтому теперь мне светят до семи лет реального заключения, — именно такая санкция предусмотрена статьей о контрабанде...

Весть о криминальном преследовании А.Комарова мгновенно распространилась среди коллекционеров во всем мире. Четыре десятка экспертов по советской фототехнике из США, Канады, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии и многих других стран, пытаясь защитить своего коллегу, написали коллективное обращение в украинский суд:

"Мы бы хотели обратиться к вам от Всемирного общества коллекционеров и историков советской фотоаппаратуры, штаб-квартира которого находится в г. Чикаго, США. Мы услышали о деле Александра Комарова и были шокированы обвинениями! Фотоаппарат Ф-21 (другое название — "Аякс-12". — Авт.), выпущенный полвека назад, уже давно не представляет никакого секрета и никакого интереса для практического применения с целью тайного получения информации, он имеет только коллекционную ценность. Это просто очень интересный аппарат, шедевр технической мысли и механического исполнения того времени, который есть почти у каждого коллекционера. Но сейчас никто не будет морочиться, снимая им на нестандартную пленку, когда за копейки можно купить любой миниатюрности цифровую камеру! "Зенит МФ-1", выпущенный Красногорским механическим заводом для продажи, абсолютно технически одинаковый с Ф-21/"Аякс-12" и сейчас свободно продается во всем мире известным Ломографическим обществом за 800 долл. Единственное отличие между этими двумя аппаратами — это надпись "ЗЕНИТ" и логотип КМЗ.

Мы просим суд освободить Александра Комарова от всех обвинений, поскольку его самое большое "преступление" — это любовь к истории своей родины, сохранение исторических предметов и знаний для последующих поколений".

Следствие в деле контрабандиста спецтехники сталинских времен уже завершено, материалы переданы в Ужгородский горрайонный суд. Закарпатское областное управление СБУ, куда обратилось ZN.UA, от каких-либо комментариев отказалось до вступления приговора в законную силу. Первое судебное заседание состоится в ближайшее время.

Первый вице-премьер Сергей Арбузов должен быть доволен. В четверг Верховная Рада приняла закон о госбюджете-2014. Хотя еще в конце декабря депутаты от Партии регионов на чем свет стоит ругали проект финансовой сметы страны и требовали его существенно изменить.

Чтобы "убедить" депутатов, Арбузову, который отвечает в правительстве за финансовый сектор и параллельно курирует работу парламента, пришлось учесть часть их "хотелок". В результате расходы бюджета увеличили на 12 млрд гривен. В ответ "регионалы" сделали все, чтобы принять финансовую смету страны.

Их не остановило даже то, что перед голосованием оппозиция заблокировала не только парламентскую трибуну, но и закрыла спикера Владимира Рыбака в его кабинете. Первый вице-спикер Игорь Калетник с места в сессионном зале поставил проект бюджета на голосование, а "регионалы", коммунисты и часть внефракционных нардепов проголосовали за документ по старинке – руками.

За день до голосования корреспонденты INSIDER побывали на заседании бюджетного комитета и выяснили, сколько средств правительство выделило отдельным нардепам в обмен на поддержку закона о бюджете.

Закрытый "распил"

Претензий к законопроекту о бюджете у депутатов оказалась масса. Они направили в бюджетный комитет свыше 3000 поправок к документу. Параллельно депутаты пытались договориться с Арбузовым и чиновниками Минфина. "Я даже просил "свободовцев", чтобы они во время митинга под зданием Кабмина перепрыгнули через ограждение и пошумели. После этого замминистра финансов наконец то ответил на мой звонок", - рассказал в неофициальной беседе "регионал", глава одного из комитетов Рады.

Его коллеги по фракции также неофициально рассказывают, что ходили на прием к Арбузову и просили поспособствовать, чтобы в итоговом варианте бюджета их правки были учтены.

Согласно закону, определить, какие из поправок стоит учесть в окончательной редакции законопроекта, а какие отклонить должен бюджетный комитет. Его заседание было анонсировано на среду.

Но глава комитета "регионал" Евгений Геллер пошел на хитрость. Для начала во вторник он провел закрытое совещание своих замов и глав подкомитетов, на котором подготовили сводную таблицу депутатских поправок. Депутатов от оппозиции он на заседание не пригласил. Они и рядовые члены комитета получили сводные таблицы только в среду утром.

Любопытная деталь: в качестве авторов отдельных поправок в сводной таблице указывались не только фамилии депутатов, но и чиновников. В частности, Сергея Арбузова. Его фамилия упоминалась в поправках, которые направили Сергей Буряк, Валерий Омельченко, Виталий Хомутынник, Дмитрий Шпенов и другие. Практически все эти поправки стоимостью в пару десятков миллионов учли в финальном варианте бюджета.

В среду Геллер несколько раз переносил начало работы комитета, а тем временем в своей приемной вместе со своими замами Сергеем Буряком и Оксаной Калетник договаривался с первым заместителем министра финансов Анатолием Мярковским о том, какие из поправок нардепов будут учтены в окончательном проекте бюджета.

Переговоры затянулись до позднего вечера. Все это время члены бюджетного комитета ждали в своих кабинетах и время от времени по очереди наведывались в кабинет Геллера.

"Я зашел в секретариат спросить, когда начнется комитет. А там сидит Геллер, Шуфрич, Мярковский, еще пара депутатов. Кофе пьют, разговаривают, пообещали начать заседание через час", - сообщил журналистам депутат-УДАРовец Павел Ризаненко.

Через полчаса Калетник вышла из закрытой встречи, чтобы взять свои поправки. На вопрос журналистов, что происходит за закрытыми дверями, коммунистка ответила, что идут последние согласования.

"Надо понять, откуда взять деньги, чтобы удовлетворить все эти "хотелки" депутатов. Идет дискуссия, у кого забрать, чтобы кому-то отдать. Ни доходную часть, ни расходную не увеличиваем", - сказала она журналистам, хотя в итоге это оказалось неправдой.

В полседьмого из-за закрытых дверей появился сам глава комитета Евгений Геллер.

Когда журналисты попытались выяснить у него, а что, собственно, происходит и когда он собирается рассматривать больше 2 тысяч поправок, Геллер отрегировал более чем нервно:

Мярковский также сделал одну вылазку из кабинета Геллера. Но от журналистов он в прямом смысле слова убежал.

Тем временем в коридоре все чаще появлялись депутаты-"регионалы", которые не имеют отношения к бюджетному комитету.

Один из них - Владислав Лукьянов - сообщил INSIDER, что депутаты ходят "на поклон" к Геллеру, чтобы договориться о выделении из бюджета денег на их мажоритарные округа или о дополнительном финансировании бюджетных программ, которые связаны с их бизнес-интересами.

По словам Лукьянова, в этом году на округа депутатам предусмотрено выделить 7 млрд гривен. Средства заложены в виде финансирования фондов регионального развития и капитального строительства. "Эти фонды созданы впервые и это дает гарантию, что деньги на округ будут выделены. Потому что в прошлом году из обещанных средств на округа денег дошло, как кот наплакал", - сказал Лукьянов.

За день до этого, в кулуарах Верховной Рады Инна Богословская, которая в декабре прошлого года вышла из фракции Партии регионов, рассказывала INSIDER: в 2013 году правительство пообещало, что каждый "регионал"-мажоритарщик получит на округ минимум 3 млн гривен. "Но в итоге на большинство округов выделили не более 1 млн гривен", - сказала Богословская.

Список победителей

Большинство визитеров к Геллеру не рассказывали, удалось ли им "решить вопросы". Но некоторые не скрывали результатов переговоров. Так, "регионал"-мажоритарщик Антон Яценко хвастался журналистам, что ему удалось выбить финансирование на водоснабжение и установку фонарей в ряде селна округе в Черкасской области. Изначально депутат просил 30 миллионов, комитет согласился на 3, но потом сошлись увеличить сумму до 5.

Его коллега по фракции Сергей Кивалов сообщил, что пришел хлопотать о финансировании судов, и даже показал журналистам пачку своих прошений. Спустя полчаса нардеп вышел из кабинета вполне удовлетворенным.

Ближе к вечеру в здании комитета появился миллионер Василий Хмельницкий. Он член бюджетного комитета, но редкий гость на его заседаниях. Он также зашел на разговор к Геллеру, но с журналистами общаться не захотел.

Наконец, в 21.40, с опозданием почти на 6 часов, началось заседание комитета. Члены комитета почти два часа задавали вопросы Мярковскому, который даже не скрывал, что особо не слушает народных избранников.

Около полуночи Геллер поставил на голосование инициативу поддержать законопроект с поправками, которые обсудили во вторник на подкомитетах.

Это вызвало волну возмущения у депутатов-оппозиционеров, и те покинули зал заседаний. Но большинство поддержало главу.

"Евгений Борисович, так а чьи поправки все таки поддержал комитет?" - спросили журналисты.

"Ну вы же были на комитете…" - многозначно ответил Геллер и поднялся в свой кабинет.

А INSIDER нашел сводную таблицу внесенных поправок. В основном это инициативы депутатов-"регионалов". При этом напротив некоторых фамилий почему-то стоит фамилия первого вице-премьера Сергея Арбузова.

"В результате этих поправок доходная часть бюджета увеличилась на 2 миллиарда, расходная – на 12, а дефицит бюджета увеличился еще на 10 миллиардов, до 70. Мы понимаем, что доходная часть не будет исполнена – ни по приватизации, ни по налогу на добавленную стоимость", - прокомментировала решение комитета Татьяна Слюз.

Результаты хождения депутатов на приемы к руководству Кабмина и визитов в кабинет Геллера можно оценить, проанализировав перечень поправок в законопроект о госбюджете-2014, который утвердили по итогам заседания комитета, а на следующий день принял парламент.

К примеру: Кивалов добился, чтобы финансирование для Высшей квалификационной комиссии судей увеличили на 3 миллиона, для местных админсудов – на 1,5 миллиона, а практически нефункционирующего Верховного суда – на 10 миллионов.

Должен быть доволен и Хмельницкий: в бюджете предусмотрено 12 миллионов на подъездную дорогу и проведение коммуникаций к инновационному парку BionicHill, который депутат строит в Киевской области.

Главный приз – 1 млрд гривен правительство раздало "особо ценным" депутатам-мажоритарщикам, причем не только "регионалам". Эти деньги предусмотрены в госфонде регионального развития. На округа они должны поступить в виде субвенции местным бюджетам на осуществление мер по социально-экономическому развитию регионов.

528 млн гривен этой субвенции правительство распределило между 20 нардепами. Рекордсмен - "регионал" Сергей Клюев, брат секретаря Совета национальной безопасности и обороны Андрея Клюева. На его 64-й округ в Донецкой области из бюджета выделят 64 млн гривен. Для сравнения: на нужды Львова в этой субвенции предусмотрено всего 1,8 млн гривен. Как говорится, почувствуйте разницу.

"Улов" остальных "регионалов"-мажоритарщиков скромнее. Так, Артур Мартовицкий получит на свой округ 34 млн гривен. Его коллега Антон Киссе – 30 млн.

Большинство "регионалов", которые входят в бюджетный комитет, ограничились суммой в 10 млн. Столько из бюджета должны получить округа Александра Волкова, Александра Пресмана. К слову, столько же выделят на нужды избирателей сына генпрокурора Артема Пшонки. Результат сына премьера – Алексея Азарова – 13 млн гривен. Округ одиозного Олега Царева ограничится 9 млн гривен.

Практически все без исключения "регионалы" должны завидовать внефракционным депутатам, которые входят в неформальную группу совладельцев группы "Континиум" Игоря Еремеева и Степана Ивахива. Оба партнера выбили на свои округа по 25 млн гривен.

Но это еще скромный результат по сравнению с 55 млн гривен, которые должны поступить на округ экс-вице-спикера Владимира Литвина. Он также входит в неформальную группу Еремеева-Ивахива.

После голосования о бюджете, Литвин не скрывал, что гордится тем, что ему удалось "выбить" деньги для округа. "Задача депутата-мажоритарщика работать над выполнением обещаний перед избирателями", - сказал Литвин. Правда, тут же добавил, что проголосовал "за" бюджет с "тяжелым сердцем". Остается только догадываться, сколько денег на округ нужно выделить экс-спикеру, чтобы он поддержал бюджет и сохранил душевное спокойствие.

Всего на округа депутатов группы Еремеева-Ивахива в рамках субвенции выделят свыше 250 млн гривен. В их числе и Олесь Доний. Правда, на его округ направят отнюдь не 30 миллионов, как он заявил в парламенте, а только 14 млн гривен.

Весьма вероятно, что после такой щедрости от правительства число сторонников Еремеева из числа внефракционных депутатов начнет стремительно расти.

Еще один любопытный факт: УДАРовец Руслан Сольвар - единственный оппозиционер, который получил на округ свыше 10 млн гривен (его "улов" - 17,4 млн). За какие заслуги Кабмин вдруг решил уважить соратника Кличко - остается загадкой.

20 победителей бюджетной гонки

Депутат

Фракция

Деньги (млн гривен)

Округ №

Область

Сергей Клюев

ПР

64,3

46

Донецкая

Владимир Литвин

Внефракционный

55

65

Житомирская

Игорь Палица

Внефракционный

40

22

Волынская

Артур Мавтовицкий

ПР

34,7

36

Днепропетровская

Антон Киссе

ПР

30

142

Одесская

Сергей Мартыняк

Внефракционный

30

20

Волынская

Андрей Деркач

ПР

27,9

159

Сумская

Игорь Еремеев

Внефракционный

25

23

Волынская

Степан Ивахив

Внефракционный

25

21

Волынская

Сергей Буряк

ПР

22

190

Хмельницкая

Борис Дейч

ПР

21,6

8

Крым

Владимир Зубик

ПР

20

195

Черкасская

Оксана Калетник

КПУ

20

16

Винницкая

Валерий Мошенский

Внефракционный

19

108

Луганская

Руслан Сольвар

УДАР

17,4

91

Киевская

Сергей Лабазюк

Внефракционный

17,3

188

Хмельницкая

Виктор Тимошенко

Внефракционный

16

198

Черкасская

Дмитрий Шенцев

ПР

15

176

Харьковская

Олесь Доний

Внефракционный

14

88

Ивано-Франковская

Александр Васильев

ПР

13,8

59

Донецкая

Всего


528



 

Сегодня в Украине реализуется национальный проект электронного учебника «Открытый мир». Этот проект, который разворачивается при поддержке корпорации «Intel® Инновации в образовании» планирует предоставлять административную и организационную поддержку в подготовке учителей к использованию ИКТ в школе и в процессе внедрения модели «1 ученик – 1 компьютер». Планируется создание инновационной обучающей среды «1 ученик – 1 компьютер» для предоставления универсального доступа к ИКТ в 5-7 классах, начиная с 2000 пилотных школ Украины. Всего в течение 5 лет НП «Открытый мир» намеревается привлечь к проекту 15 тыс. школ, 200 тыс. учителей, 2 млн. учеников. Внедрение модели «1 ученик – 1 компьютер» будет проходить системно: подготовка учителей, оснащение компьютерной техникой, подключение к сети интернет, создание обучающего контента. Но это все происходит на очень интересном психологическом фоне.

Глупое поколение?

Лет 5-7 назад московские педагоги, стали жаловаться на своих подопечных. Они вдруг заметили, что, начиная с определенного времени в школу пошли дети, лишенные обычных способностей первоклашек. Речь не идет об отдельных неуспевающих, которые были всегда. По словам маститых учителей, их педагогические приемы, проверенные годами, перестали срабатывать. Они стали живо обсуждать этот феномен в интернtте.

Впрочем, моя покойная прабабушка, из небольшой деревни Нижегородской области, 1898 г.р. говаривала моему деду и отцу: «Вот раньше 4 класса нашей школы при церкви были, что ваши 7 или 8, а церковно-приходское было, что ваш техникум, а гимназия – вообще институт с академией!» Академией она называла аспирантуру, будучи не в силах выговорить слово «аспирантура». А мой покойный прадед, закончив после 1920-х годов 4 класса деревенской школы в Архангельской губернии, а потом, поступив на полугодовые курсы счетоводов в Ломоносовских Холмогорах, до самой смерти работал по специальности. Он лишь несколько раз в жизни ездил на семинары, где их обучали новым формам составления финансовых документов. Четырех действий арифметики и сложных процентов ему хватало за глаза. А сколько сейчас нужно учить человека на современного украинского бухгалтера? Лет 5, не меньше… Что же это такое происходит с нашим образованием сегодня?

Одна из жалоб учителей русского языка и литературы в России сегодня звучит так: «во времена СССР – тогда дети легче писали изложения и трудней – сочинения. Потому что детям трудно вообще «придумать» что-то и гораздо легче записать уже услышанное. А теперь вот возникла противоположная ситуация – школьники довольно легко пишут сочинения и крайне трудно – изложения». Общее мнение педагогов – дети почти ничего не понимают – у них разрушена функция понимания текста со слуха. Они очень плохо воспринимают чужие мысли. Дети могут повторить дословно все, но не могут пересказать мысль своими словами.

Преподаватели математики говорят о трудностях в школьном курсе геометрии. У современных школьников нет навыка пространственно-геометрического мышления, есть проблемы при переходе от общего к частному. Серьезные взрослые академики от математики еще в 1950-х убрали из школ, педагогически грамотные, но абсолютно ненаукообразные учебники арифметики, алгебры и геометрии Кисилева, по которым с 1930-х годов учились миллионы детей, под предлогом «древности» и «неакадемичности». Других претензий к ним они не имели.

В своих работах Киселев опирается, не на понятие «логика», что свойственно математике, а говорит о т.н. «простых рассуждениях». В них, в этих «рассуждениях», разумеется, присутствует логика, но она занимает подчиненное положение и служит педагогической цели — понятности и убедительности (!) рассуждений для учащегося (а не для академика).

Важной особенностью учебников А.П. Киселева была сжатость. Обратите внимание, — не краткость, а сжатость! Как тонко чувствовал Андрей Петрович тайный смысл слов! Краткость предполагает сокращение, выбрасывание чего-то, может быть, и существенного. Сжатость — сжимание без потерь. Отсекается только лишнее, — отвлекающее, засоряющее, мешающее сосредоточению на смыслах. Цель краткости — уменьшение объема. Цель сжатости — чистота сути!

Замечательный Воронежский математик Ю. В. Покорный, «болеющий школой», установил, что методическая архитектура учебников Киселева наиболее согласована с психолого-агенетическими законами и формами развития юного интеллекта (психологи Пиаже-Выготский), восходящими к Аристотелевой «лестнице форм души». Не зря в старые времена именно геометрия по Киселеву прививала школьникам навыки формально-логических рассуждений. И делала это достаточно успешно» [Покорный Ю. В. «Унижение математикой». Воронеж, 2006., с. 81-82].

А в ВУЗах Москвы уже жалуются преподаватели – студенты довольно легко повторяют пройденный материал, но при попытке задать вопрос на понимание - выясняется: они повторяли, не понимая. Это было всегда -- все ж помнят пресловутых «зубрилок», но теперь на начальных курсах – намного сильней проявляется сегодня.

Но если же высказать все грубо и коротко – то учителя считают, что сегодняшние дети стали глупее. Они стали не способны понимать школьные предметы. Они намного меньше читают. Они не понимают смысл прочитанного. Самое страшное наказание для них – пересказать текст своими словами. Они не могут повторить смысл сказанного своими словами – а только наизусть. Ибо пересказ – оформление понятой чужой мысли в свои языковые формы–сегодня для них крайне труден.

Психология компьютерных игр?

А может в мире произошел некий культурный сдвиг!? О нем много говорят, называя это «визуальная культура», «клиповое мышление», «психология компьютерных игр», «режим гипертекста» (текст со ссылкой) и т.п. «постмодернизмы». Информационная революция, которую породил Интернет, взорвала за последние 15 лет весь мир и засыпала планету Земля и головы ее жителей информационными продуктами в астрономических масштабах. От недостаточного количества информации мы перешли к ее безумному избытку за каких-то 10-15 лет. Но это произошло слишком быстро и породило кучу проблем.

А может предположить, что дети сегодня «не понимают» смысл, как считаем мы, а понимают его иначе. Вспомните, как нам трудно было читать в школьном курсе литературы XVIII века «Бедную Лизу» Карамзина. Вспомните все эти чудовищные длинноты в тексте с природой и самоощущениями автора – зачем они все были нужны там? Но ведь школьный курс литературы поставили самый читабельный текст подобного жанра. Если бы школьникам дали романы других авторов того периода – то они бы взвыли от тоски! Почему? Уже к старшим классам в советской школе мы все привыкли к сюжетной литературе ХХ века, которую регулярно читали, начиная с детских авторов. Если к 15 странице текста никто еще не провалился в другое измерение, не побил или убил кого-то или не задрал барана/волка/крокодила– то, спрашивается, чем он эти 15 страниц авторского текста занимался? Ответ – «втыкал» на природу и самокопался в «чуйствах»! Но зачем оно нам такое читать надо? А теперь попробуйте пересказать «Бедную Лизу» в сюжете – ведь не описания же московской природы пересказывать? Авторов XVIII века к длиннющим описаниям вынуждала дороговизна полиграфии – иллюстрации типа гравюра в тогдашней книге стоили дорого, а их изготовление для печати было очень трудоемким. Труд наборщика был дешевле, вот и описывали все и вся в подробностях. И вот сегодня такие же чувства испытывает школьник, которому надо пересказать художественный текст «старой» литературы, а он привык к «алгоритмам» вроде: «Для того чтобы получить то-и-то – сделайте так и эдак!»

Увы, но в нашу эпоху информационного перепроизводства, текст – в том числе сюжетный – стал практически лишним. А у нас же вся педагогика по традиции построена на изучении правильных текстов. А наше время уже требует вместо них – алгоритмов. Сегодня текст является набором неких спрятанных ключей («маркеров», «подсказок»), нужных для понимания некой ситуации («Что делать? Куда бежать?»). Увы, но сегодня текст стал, скорее. некой инструкцией: из неё вытаскивают нужное для решения конкретного вопроса, но странно как-то стало читать подряд инструкцию, любуясь её стилем. Однако, есть же любители почитать бюрократические документы, которые лично писал Петр Великий своим бесподобным «штилем» («Лицу подчиненному перед лицом начальствующим надлежит иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальника.») – но их у нас в стране ничтожно мало живет.

А вот вы бы смогли пересказать какую-нибудь инструкцию? А имеет ли смысл пересказывать, то, что ты делаешь - пересказывать то, что едва замечаешь в поисках нужного? Представьте, что вы роетесь в огромном шкафу, ища что-то нужно в этом сборище хлама – вот вы торопливо выбрасываете на пол старые газеты, ненужные журналы и наконец-то находишь то, что долго искал – и тут тебе дается задание: опишите то, что вы нашли в шкафу. Да вы и не смотрели вовсе, потому что выбрасывание старого хлама требует не рассматривать его внимательно... Как только глянул – все, начинаешь перебирать и можешь мало чего выкинуть в итоге – все вернется в шкаф на всякий случай. А потом, как только что выбросишь – то свежевыброшенная вещь вдруг окажется срочно нужной.

На этом фоне всеобщей информатизации традиционно сюжетная – в том числе, остросюжетная — приключенческая литература так привычная нам, уже отходит на второй план, уступая другим жанрам. Ведь также когда-то умер средневековый «рыцарский роман» (блестяще спародированный Мигелем Сервантесом в «Дон Кихоте» который мы изучали в школе). В свое время исчезла из библиотек сентименталистская литература с ее «бедными Лизами» — и вовсе не потому, что люди перестают читать литературные тексты. Они начинают читать и понимать написанное иначе и теперь ждут от текстов другого. Они все ищут – подсознательно – в конце страницы или главы некий ключ, который позволит им много чего. Например: «Понять следующую страницу очень быстро», «Выйти на новый уровень понимания текста». Или же приобрести некое умение или знание. Не верите? А супер-бестселлер Дэна Брауна «Код Да Винчи» и его успех – чем не показатель? Ведь это же чистая книга-квест с загадками-разгадками? А сколько людей сегодня играют в квест, бегая/ездя от маркера к маркеру и разгадывая «шарады-ребусы» (так эти загадки называются по-умному). Не верите мне? Пожалуйста, вот пример!

Так зачем же нужна Болонская педагогика?

Но проблем учебы школьников, как и студентов, увы, есть и от них никуда не деться. Дадим слово педагогу с многолетним стажем – почти 30 лет – который очень много проработал по различным образовательным методикам в разных форматах с детьми и взрослыми. Итак, Сергей Борисович Переслегин из Санкт-Петербурга еще в 2008 году писал на основании своего опыта:

Задача среднего образования – интеграция ребенка в общество. Но ее решают средства массовой информации (СМИ), что и обусловило кризис школы. Высшее образование первоначально готовило высшую управленческую элиту, затем - верхушку предпринимательского слоя. По мере демократизации общества, с одной стороны, и повышения требований к квалификации рабочей силы – с другой, доля людей, получающих высшее образование, росла, а качество его пропорционально снижалось. Этот процесс на Западе привел к формированию «среднего класса» — слоя грамотных, платежеспособных и лояльных государству специалистов. На полвека основной задачей высшего образования стало расширенное воспроизводство «среднего класса». Насколько можно судить, именно на это ориентирована сегодняшняя западноевропейская «болонская система».

Мир находится на пороге постиндустриального кризиса, и потребность общества в «среднем классе», повышающем социальную устойчивость ценой отказа от развития и снижения нормы прибыли, очень невелика. Соответственно, падает и потребность в массовом высшем образовании. Разумеется, ни одно современное государство от этого института не откажется. Совсем наоборот: высшее образование станет одинаковым, повсеместным и всеобщим. Оно перестанет предоставлять какие-либо социальные и карьерные блага, да и уровень знаний дипломированных специалистов сравняется с подготовкой школьников 1960-х годов (в лучшем случае). Произойдет примерно то же, что случилось некогда с римским гражданством – оно распространилось по всей необъятной империи, но утратило привилегированный статус.

Картина из будущего

Представим себе следующую картину: Каменный век. Пещера. Голодное племя терпеливо ждет охотника-разведчика, который отправился выслеживать мамонта на ужин. Проходит час, другой… Вбегает разведчик и начинает громко кричать, размахивать руками, показывать ими рога, мычать, издавать гортанные звуки. Потом демонстрирует руками нечто большое, даже огромное, хватает каменное копье (топор) и призывно машет им по направлению ко входу в пещеру. Можно догадаться, к чему призывал охотник, какого зверя выследил. Коммуникативная функция жесто-языка выполнена, информация передана, однако не следует забывать, что мы с вами находимся в каменном веке…

Современные подростки (да и не только) уже сейчас общаются друг с другом при помощи таких же междометий, жестов и фраз типа: « Я такая захожу… А он такой…» или « А этот его, а тот этого как дал…» Когда видишь такой жесто-разговор, невольно представляешь себе пещеру. Только вместо наскальных рисунков сейчас в Интернете используют пиктограммы и смайлики...

Отсюда вывод: массовое образование сегодня находится на распутье! Или же оно сделает новый информационно-технологический рывок и каким-то образом решит свалившиеся на него проблемы с громадным объемом мультимедийных образов, обрушившихся на наших детей. Ведь не от хорошей же жизни в рекламных роликах стали указывать «не пытайтесь повторить сюжет в реальной жизни». Или же будущие поколения совершенно потеряют связь с реальностью, и будут жить в виртуальном мире, который будут создавать Конструкторы («Повелители Виртуала»). Общаться эти люди будут эмо-языком, энергичными жестами и мимикой, переписываться – смайликами и пиктограммами, а самовыражаться они будут фото-видео и различными их комбинациями после обработок через специальные программы-приложения. Вот и выйдут «такі собі» дикари с гаджетами.

А этими условно-образованными и глубоко эмоциональными личностями будут управлять другие… Люди, которые по-прежнему будут учиться по классической учебной программе примерно 100-летней давности. Они не будут использовать в своей программе обучения гаджеты, их будут учить решать задачи с обычными и десятичным дробями и умножать/делить в столбик и еще много чего подобного. Им даже будут читать курс формально (аристотелевой логики), а это образование будет называться «формальным». Кстати, нечто подобно дают сейчас во многочисленных иезуитских колледжах (коллегиумах) по всему миру и еще кое-где. Напомню, что иезуиты – это католический монашеский орден, а подобный колледж неплохо закончил в свое время главный кубинец - Фидель Кастро. Т.е. уровень образования там вы уже оценили – почитайте на досуге газетные статьи товарища Фиделя о мировых проблемах. Но это – ЭЛИТАРНОЕ образование. Ну а пока главный принцип образовательного процесса в сегодняшнем мире – каждому свое. В смысле – свой уровень образования.

Два десятилетия усилия политиков были направлены на борьбу с последствиями, а не на устранение причин, которые препятствуют устойчивому развитию Украины. Причина кризисов – структурные деформации политической системы, порождающие безответственность, а значит и неэффективность делегированных во власть людей.

Деформация системы - безответственность власти

Политико-правовая система Украины имеет ряд институциональных несовершенств, которые сказываются на эффективности государства. Дисбаланс между ветвями власти и отсутствие обратной связи с избирателями на практике искажают принципы парламентаризма.

Несмотря на разные формы правления в мире – президентскую республику США, конституционную монархию Японии и парламентарную республику Швейцарии, – их объединяет парламентаризм как система эффективного взаимодействия власти и гражданского общества и его юридическое проявление – система сдержек и противовесов, которая снижает риски политической нестабильности и обеспечивает эффективное функционирование государственного механизма.

Сейчас в Украине народ выступает как субъект суверенитета только в качестве электората, а не в качестве акционера своей страны, поскольку не имеет возможности контролировать своих представителей во власти. Автономность власти от народа создает напряжение в обществе и вызывает протестные настроения.

Голосование на выборах раз в 5 лет – только видимость участия народа в управлении страной. Отсутствие входа и выхода, обратной связи в системе приводит к застою и превращению Верховной Рады Украины в политическую корпорацию, далекую от нужд народа.

Стране нужны такие «правил игры», при которых граждане почувствуют себя хозяевами. Для этого необходимо менять подходы к политической ответственности, которая сейчас сводится к вердикту граждан на выборах: в случае если партия или депутат не оправдали ожиданий, их всего лишь повторно могут не выбрать, а время упущено и кризисная ситуация разрастается как злокачественная опухоль, задевая все больше здоровых органов.

Сегодня в партиях списки формируются преимущественно не избирателями, а инвесторами, и депутаты, прошедшие по закрытым спискам, не несут никакой ответственности. Репутационные издержки политиков, связанные с потерей доверия и невыполненными обещаниями, покрываются доступом к финансовым ресурсам либо перемещениям по новым округам во время выборов. Многие депутаты уже неоднократно меняли округа, партии, фракции.

Все участники политического процесса должны нести ответственность. Так как депутаты могут выбирать и отзывать правительство, а правительство может назначать и увольнять своих сотрудников, то и избиратели должны тоже иметь простой механизм отзыва депутатов, мэров, президента в случае их неэффективной работы. И не следует терять время до следующих выборов.

Считаю отсутствие реальной возможности у народа контролировать парламентариев серьезным изъяном, прорехой в фундаменте государства. Решение этой проблемы позволит устранить деструктивные элементы и модернизировать государственное управление.

Институциональные решения – механизм отзыва

По сравнению с парламентариями в других странах, депутаты Верховной Рады Украины имеют максимум привилегий и минимум ответственности. Следует внедрить такие институциональные решения, которые повысят эффективность законодательной работы, отрегулируют сбои в системе представительства и создадут систему дисциплинарного контроля со стороны гражданского общества. В целом любые действия власти без работающей системы народного контроля будут выглядеть как коррупционные схемы.

В мире институт отзыва имеет разные формы и отображает особенности политико-правовой системы государства. В странах с развитыми партийными системами (Австралии, Великобритании, Германии, Канаде) отлажена возможность отзыва в случае нарушения партийной дисциплины, коррупции или неэтичного поведения. Во многих странах также практикуются дисциплинарные меры по временному лишению мандата. В США на местном уровне практикуется отзыв выборных представителей и чиновников путем подачи ходатайства, подписанного определенным процентом избирателей, с последующим проведением выборов.

Для Украины будет полезен опыт Швейцарской конфедерации, политическая модель которой ближе всего к системе народовластия. В кантонах Швейцарии существует возможность отзыва не только отдельных депутатов, но одновременно и федерального парламента, и правительства. Кроме притока новых людей во власть, это способствует развитию местного самоуправления. Недаром Швейцарию называют страной референдумов, где все важные для государства решения действительно имеют коллективный характер.

В Украине принцип императивного мандата частично был внедрен Законом «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года, предусматривающим возможность лишения мандата в случае невхождения народного депутата, избранного от политической партии либо блока, в состав соответствующей фракции. При этом в Законе «О статусе народного депутата» не были внесены соответствующие правки в связи с конституционными изменениями, что создало противоречия в регулировании данного аспекта. Решение Конституционного Суда Украины от 1 октября 2010 года, отменившее Конституционную реформу 2004 года, по-прежнему оставляет безнаказанными переходы депутатов из одной фракции в другую, позволяя им менять идеологическую «ориентацию», что является обманом избирателей, которые, отдавая свои голоса, идентифицировали кандидата с конкретной политической силой.

Что касается депутатов местных советов, формально норма об отзыве в законе есть, фактически – механизмы императивного мандата в законе прописаны декларативно, что усложняет либо делает его применение вообще невозможным. Таким образом, существует необходимость в институционализации санкций по отношению к депутатам любого уровня, чтобы имелась в наличии превентивная мера от бездеятельности и коррупции в представительських органах власти.

Социальные инновации – электронное голосование

Внедряя систему отзыва депутата с автоматическим проведением перевыборов, стоит учесть социальные интернет-технологии, которые становятся все более востребованными в политике. Электронная демократия проявляется в разных формах – от подачи народных инициатив в формате петиций (узаконенная практика в Конгрессе США, Бундестаге Германии и т.д.) до проведения выборов в режиме online (о чем свидетельствует успешный опыт Эстонии).

В законодательстве нужно предусмотреть создание государственного интерактивного портала, на котором будет отображен персональный мониторинг парламентской деятельности каждого депутата и его голосований, куда депутаты смогут заранее выносить свои предложения и инициативы для согласования с избирателями. Это было бы своего рода досье на каждого депутата, отображающее продуктивность его деятельности и дающее возможность коммуникации с ним напрямую без посредников. Такой интерактивный сервис должен предоставлять функцию народного онлайн-голосования по законопроектам и возможность инициировать отзыв депутата, используя электронную подпись для идентификации пользователей сайта. Для отзыва предлагаю взять за отправную точку количество проголосовавших за депутата на выборах граждан, плюс один голос. Тогда народный избранник будет стараться, чтобы не стать отозванным.

Легализация онлайн-голосования будет стимулировать парламентариев и всю вертикаль власти более добросовестно выполнять свои функции. К тому же, это позволит украинцам, которые путешествуют или работают в разных странах, не быть вычеркнутыми из политической жизни страны, а привносить полезный опыт и знания. Так как мир становится все более открытым, а люди – более мобильными в перемещениях, нужно адаптировать институциональные условия также и к данным тенденциям.

Как в бизнесе более конкурентоспособным является то предприятие, где применяются передовые технологии и лучшие управленческие практики, так и в системе власти применение инноваций обеспечит прозрачность государственной системы и уменьшит бюрократизм.

Эти нововведения будут способствовать повышению ответственности политиков и развитию местного самоуправления и в целом сформируют конструктивный интерес граждан к политике, предоставляя реальный механизм участия граждан в управлении страной. Ведь сейчас многие люди пессимистично воспринимают выборы из-за отсутствия «реального выбора» и многолетних разочарований. Подтверждением этой тенденции являются количественные показатели президентских выборов в 2010 году, когда большинство голосов осталось за теми людьми, кто не пришел на избирательные участки и был «против всех».

Возможность народного контроля власти придаст значимость голосу избирателя, повысит статус Гражданина Украины, у которого должны быть не только обязанности перед своим государством, но и право на управление.