Внутриполитическая позиционная война пережила фазу новогодних и рождественских праздников. Ситуация в стране так и осталась прежней, когда два противоборствующих лагеря не идут на диалог, а работают исключительно на взаимное истощение и в психологическом, и в ресурсном, и в сугубо бытовом плане. Тактика внутреннего раскола Евромайдана не привела к каким-либо весомым результатам, впрочем, вертикаль власти также не посыпалась, хотя и наиболее ослаблена за последние годы. Сторонники силовых сценариев говорят охотно и громко, чего не скажешь о провластных миротворцах. А жесткие действия того же «Беркута» никаких изменений с прошлого года не претерпели, и нивелировать атаки спецназовцев способно разве что огромное численное превосходство митингующих, окруживших их со всех сторон. Что, собственно, подтвердила ситуация под Святошинским райотделом милиции в Киеве на прошлой неделе. Так что главным козырем оппозиции остается исключительно мирное сопротивление власти, «ястребы» которой не прочь провоцировать напряжение. Конструктивной части протестующих пока удается сдерживать порыв своих радикалов, желающих отреагировать на провокации, но в любой момент может сыграть сугубо человеческий фактор моральной и физической усталости, который способен прямо отразиться на обострении политической ситуации.

Найти точки соприкосновения не удается не только на улице (что немудрено), но и в Верховной Раде — наивысшей в стране и всеми признанной площадке для политических дискуссий. Несмотря на то, что Партии регионов жизненно важно разморозить бюджетный процесс, она не идет навстречу даже наименьшим требованиям оппозиционеров, например в части создания очередной временной следственной комиссии ВР. Судя по тому, что три оппозиционные фракции с первого дня работы парламента в новом году заблокировали его президиум, у ПР вместе с КПУ есть голоса для принятия госбюджета-2014. Случаи единичных побегов из «бело-голубого» лагеря не превратились в устойчивый тренд, то есть о переформатировании парламентского большинства под давлением Евромайдана пока не может быть и речи. Следовательно, идея вернуться к украинской Конституции в редакции 2004 года так и осталась голой идеей, а не реальным выходом из политического кризиса.

В данном ключе оппозиции действительно пора переходить от тактики обнародования мегапрожектов, имеющих мало общего с нынешней реальностью, к демонстрации постоянных успехов в малых делах, способных держать высокий градус оптимизма. До сих пор ведутся пространные диспуты о революционном или эволюционном пути Евромайдана, при этом активисты ежедневно сталкиваются с прессингом в свой адрес со стороны правоохранительных органов и судебной системы и явно требуют квалифицированной и фундаментальной защиты. Именно в этом аспекте скрывается кризис доверия к политическим лидерам Евромайдана, который власть своими стараниями прежде всего в разрезе перманентных нападок и дискредитации норовит повернуть в свою пользу. Всеукраинское объединение «Майдан» было создано в том числе для недопущения преследования участников протестов, так что от эффективности работы в этом направлении прямо зависит и преодоление усталости евромайдановцев, и добротность прививки от последующих разочарований. И делать это приходится не в достаточно комфортных условиях, когда хотя бы действует принятый конституционным большинством ВР закон об амнистии участников Евромайдана, а в атмосфере бесконечного и всеохватывающего давления, переходящего, как в случаях с Татьяной Черновол, Андреем Ильенко, Юрием Луценко и другими, менее известными активистами, в откровенное насилие.

У власти с кризисом доверия также проблемы. Охваченные протестными настроениями граждане априори не слышат любые ее аргументы. Для лояльной к Партии регионов части населения пока удается масштабными провластными информкампаниями сбрасывать негатив с власти на оппозицию, но лишь частично, кратковременно и не бесповоротно. Ведь корень проблем не в Евромайдане, который является лишь следствием игнорирования общественного недовольства, характерного, кстати, для всех без исключения украинских регионов. К тому же у власти есть очень серьезная проблема — отсутствие нормальной внутренней коммуникации. Зачастую правая рука не знает, что делает левая, одна «говорящая голова» ПР противоречит другой, а влиятельные партийцы просто отмалчиваются. С таким подходом кризис доверия переходит из внешнего круга сочувствующих на сугубо внутрипартийные вертикали и горизонтали. И тут информационной кампанией уже вряд ли поможешь.

В условиях нынешнего украинского кризиса старая формула «Хочешь мира — готовься к войне» явно неприменима. И власти, и оппозиции нужно сделать по ощутимому шагу назад, иначе нельзя будет достигнуть даже прообраза примирения. Начинать надо с мелких компромиссов и при этом сохранять тотальное спокойствие. Всякие непродуманные действия, предпринятые любой из сторон, вызовут сильное общественное напряжение с реальным балансированием на краю пропасти. И дразнить судьбу здесь не нужно, тем более что неконтролируемый хаос и всеобщую панику, от чего пострадают все без исключения, нельзя считать чьим-то сознательным планом внутри страны. Но именно к реализации такого никому невыгодного сценария приводит взаимное нагнетание страстей. Поэтому сегодня стержневое украинское кредо принимает банальную форму: «Хочешь мира — первым пойди навстречу». И тогда тотальная усталость исчезнет с политических горизонтов, как страшный сон.