Угроза введения чрезвычайного положения и применения властью силы не миновала. Но степень этой угрозы снизилась. Таков главный итог истекшей политической недели. В ситуацию начали активно вмешиваться новые игроки. Не слишком заметно. Но иногда эффективно.

Запад им "помог"

Неделю назад протест расширил географию и приобрел новые формы. В разных концах страны, с разным успехом протестующие взялись устанавливать народовластие путем штурма административных зданий. Для спешного тушения свежих горячих точек власти потребовалась мобилизация новых полицейских сил (которые Банковой остро нужны в столице) и привлечение дополнительных карательных отрядов. До Януковича наконец-то начало доходить, что территория реального протеста не ограничивается центром Киева и Галичиной. "Гарант" любой ценой должен был попытаться выровнять ситуацию, ибо в противном случае он резко терял политический вес в глазах всех — Запада и России; оппозиции и родной партии; олигархов и силовиков; протестующих, сомневающихся и сочувствующих. Янукович откровенно испугался, и результатом этого испуга стала спешная подготовка к применению силы. Введение чрезвычайного положения из конспирологической версии превратилось в реальный план. Есть те, кто считает: Янукович не был готов перейти последнюю черту, и ширившиеся слухи о ЧП и грядущем разгоне использовал как средство шантажа. Усомнимся. Не слишком мудрый и слишком напуганный, как правило, более безответственен и более жесток.

Переполох посетил не только Януковича. Схожие чувства испытали еще два áктора — западные политики и отечественные олигархи. Причем, и тех, и других напугали не только события в регионах, но и читаемое намерение межигорского изгоя пуститься во все тяжкие. Первых напрягла возможная гражданская война на границах ЕС. Вторые всерьез задумались о существенных рисках для бизнеса, карьеры, безопасности и даже жизни.

Обладатели капиталов возбудились бы и без вмешательства извне. Это вмешательство лишь подхлестнуло. Олигархи получили четкий сигнал Запада: в случае непоправимого последует введение всех возможных санкций. Список субъектов, по нашей информации, возглавили Янукович и Ахметов. Ринат Леонидович должен был довести суть намерений США и ЕС до сведения Януковича. Олигарх №1 мог повлиять на позицию собратьев по цеху и некоторое число депутатов. Он исполнил и то, и другое.

Рада. За кулисами добра и зла

Центр противостояния вынужденно и временно переместился в парламент. Оценим позиции сторон накануне событий в Раде.

Янукович. Давление улицы, нажим Запада и воздействие олигархов вынуждали его идти на уступки. Позиция России вынуждала этого не делать. Но он решил не сжигать мосты, обнаружив, что спички — мокрые. И помня, что сзади — Кремль с огнеметом. Януковичу необходимо было обозначить готовность к поиску компромиссов; по возможности не сдать ключевые позиции; ни в коем случае не показать миру, что он не в состоянии контролировать не только страну, но даже собственную фракцию. Он хотел выиграть время. Надежды на то, что протест рассосется, его не покидают. Понимаем.

"Реестровая оппозиция". Она также надеялась избежать обострения. И потому, что не в состоянии контролировать протестующих. И потому, что "жесть" предполагает непредсказуемое развитие ситуации. "Тройка" и подчиненные ей силы хотели уступок, которые можно было преподнести Майдану как осязаемую победу; не хотели давать власти обещаний, которые еще больше снижали их авторитет в глазах протестующих. "Есть вещи, которые нельзя будет "продать" Майдану", — так двусмысленно выразился один из оппозиционных депутатов в частной беседе. Шутка, наверное, но, согласитесь, симптоматичная.

"Олигархи". Возникла потребность продемонстрировать максимальную гибкость и совершить минимум глупостей. Фактор влияния — страх и перед улицей, и перед Януковичем, и перед Западом. Страх вынуждал показать недовольство, страх не позволял бунтовать.

"Точкой входа" в процесс мог стать компромисс — продолжение диалога и готовность освободить здания трех министерств в обмен на отставку Азарова и ликвидацию законов от 16 января. Он был достигнут. Два закона, внесенных КПУ, вынесли за рамки договоренности, поскольку коммунисты тоже были вынужденной стороной процесса.

Дальше было сложнее. Участие оппозиции в формировании нового правительства, изменение Конституции и амнистия участников событий — темы, слишком сложные для поиска точек соприкосновения.

Камнем преткновения прогнозируемо оказался закон об освобождении от уголовной ответственности лиц, принимавших участие в противостоянии.

Янукович обещал Западу утверждение закона об амнистии. Но он не обещал и не хотел односторонних уступок.

"Тройка" не могла дать обещание освободить административные здания (областные госадминистрации и столичную мэрию) и разблокировать улицу Грушевского. Она не смогла бы выполнить подобное обещание (как вы думаете, их бы послушали?). Она побоялась бы, даже если бы могла. Во-первых, это окончательно убивало их репутацию в глазах протестующих. Во-вторых, ослабляло их позиции и снижало вес за пределами Майдана. И, впоследствии, делало их беззащитными. Кто сомневается, что Янукович с легкостью отменит любые договоренности, как только почувствует силу? Кто сомневается, что он не простит обиды и отомстит за пережитый страх?

Было намерение более или менее подробно остановиться на деталях предлагавшихся законопроектов об амнистии. Но, по здравому размышлению, решил этого не делать, ограничившись анализом наиболее важных моментов (о чем ниже). Почему? Убежден: обе стороны процесса понимали, что конечной цели не достигнут.

О чем речь? Вариант оппозиции предполагал амнистию без условий. Вариант власти — освобождение от ответственности после освобождения админзданий. Если бы прошел первый вариант, закон все равно не был бы подписан Януковичем. Виза под таким решением означала бы начало его конца, он это понимал. Если бы прошел второй вариант (что и случилось), здания все равно бы не освободили.

Поэтому значение приобретала не суть принятого закона, а сам факт его принятия. Янукович сделал все от него зависящее, чтобы прошел вариант от власти. При этом многие считают, что выиграв тактически, он проиграл стратегически. Как это было?

Олигархи (в первую очередь Ахметов и Фирташ) взялись за дело резво. Контролируемые ими депутаты без особых усилий преодолели сопротивление "ястребиного крыла" фракции во главе с Александром Ефремовым. Логика последних — "ни пяди родной земли врагу", любая уступка (отставка Азарова, отмена законов от 16 января) приближает поражение. Успех "принуждения ястребов к миру" во многом обеспечила позиция Януковича. Кто-то сомневается, что премьер написал заявление после звонка босса?

Прагматичные бунтари подняли было голову, но как выяснилось, рановато. Число недовольных во фракции ПР, по разным данным, колеблется от 50 до 70. Часть из них — "мажоритарщики", охотно поддержавшие инспирированный бунт коллег из "проолигархических ячеек". Наружу выплеснулось то, о чем ZN.UA неоднократно писало — недовольство и обида. Откровенное игнорирование властью чаяний "своих" депутатов; высокомерие и хамство Арбузова и Клименко; рост аппетитов "семьи", больно бьющий по карману; безнаказанное давление на бизнес лояльных к власти депутатов-предпринимателей, и даже отъем этого самого бизнеса. Все это власти припомнили, когда ей, власти, стало худо.

Готовность части фракции ПР поддержать проект об амнистии, таким образом, объяснялась тремя причинами:

— необходимостью отработать "установку" олигархов (касается людей, контролируемых главами ФПГ);

— желанием внести первый взнос в счет будущей покупки индульгенции, если власть, не дай Бог, таки поменяется (касается всех);

— стремлением напомнить президенту о себе и своих проблемах (касается, в первую очередь, "мажоритарщиков").

Хотелось бы ошибаться, но желание освободить людей, брошенных за решетку в массе случаев ни за что, скорее всего, двигало немногими.

Повторимся: очевидная потеря контроля над фракцией в планы Януковича не входила. И он лично отправился "разрулировать ситуацию". Что как раз свидетельствовало — реально он фракцию не контролирует. В "мирное время" он ограничился бы звонком Рыбаку или Ефремову. Но в этой ситуации выбора у него не было.

Непосредственному общению с фракцией ПР предшествовала встреча со спикером, на которой также присутствовал Андрей Клюев. Убедившись, что дело зашло слишком далеко, вождь направился к бунтарям, выяснявшим отношения в парламентском кинозале. К тому моменту дискуссия достигла апогея. Исчерпавший запас аргументов Ефремов, по нашим данным, начал упрекать коллег в нечистоплотности, мол, взяли денежку за двурушничество.

И тут подоспел гарант. О том, чем именно он грозил "родной" фракции, написано много. Угрозу возможного роспуска парламента позже публично подтвердил даже спикер. (Правда, на каком-таком законном основании — не ясно. Впрочем, кого сегодня останавливают нормы законов, включая Основной?)

Есть основания утверждать, — Янукович напомнил, что к каждому из присутствующих есть вопросы, и соответствующие ведомства легко найдут на них ответы. Пока он — власть. А он — пока — власть.

Многие задавались вопросом: что же это за "закон о заложниках" проголосовал Сергей Тигипко, который так рьяно бунтовал до, и так искренне сокрушался после? Предлагаем свою версию ответа, иллюстрирующую суть разговора в кинозале ВР.

По сведениям наших источников, в ответ на проникновенный спич Сергея Леонидовича Виктор Федорович набрал на телефоне номер Дмитрия Фирташа, и предложил "режиссеру" и "актеру" разобраться между собой. Чем лишний раз подтвердил, что самостоятельно контролировать фракцию уже не в состоянии.

Повторимся, Янукович добился своего: закон об амнистии был утвержден в редакции Банковой. Но люди, близкие к власти, утверждают: для снятия "напряга" он использовал практически весь резерв обещаний и угроз. Какие аргументы придется искать в случае возникновения нового "заострения", Бог весть.

Буква беззакония

О том, кто и что выиграл и проиграл, мы еще скажем. Пока констатируем очевидное: главными потерпевшими оказались жертвы задержаний, арестов, милицейских облав и карательных зачисток. Они были заложниками ситуации де-факто и стали заложниками власти де-юре.

Закон 4021-3 (так называемый закон об амнистии) тяжело назвать законом в привычном понимании. Поскольку большинство юристов, не утративших совесть, считают, что он попирает законность и увечит представления о праве.

Суть закона (для тех, кто еще не в курсе) вкратце: участники акций (с обеих сторон) освобождаются от уголовной ответственности за допущенные правонарушения. Исключения — совершение особо тяжких преступлений. Условие — освобождение всех админзданий во всех населенных пунктах; снятие препятствий для функционирования объектов и допуска работающих там; разблокирование транспортных коммуникаций на улице Грушевского и всех прочих улицах, кроме тех, где проходят мирные акции протеста. Сигнал для введения закона в действие — публикация о выполнении условий на сайте Генпрокуратуры ГПУ.

Взвесим.

Первое. Можно ли считать баррикады вблизи министерств и мэрии, а также митинги вблизи ОГА "препятствием для функционирования объектов и допуска работающих там" даже если здания освобождены? Что считать мирным митингом с точки зрения власти? Ответы на эти вопросы, в случае чего, даст суд. Вы догадываетесь, каким, в случае чего, он будет? И еще. Можно ли считать невыполнение требований ГАИ частью мирного протеста, а если нет, то не получится ли, что "закон даже после отмашки ГПУ можно не применять в отношении автомайдановцев", как об этом пишет Валентина Теличенко.

Второе. ГПУ решает, вступит ли закон в силу. Ново. Дико. Даже не суд, при всей декоративности этой институции. Многие юристы утверждают, что это противоречит Европейской Конвенции. Здравому смыслу — точно.

Третье. Узаконенная практика взятия заложников — такая же дикая новелла. Закон превратил правопорядок в предмет торга. Закон де-факто признал отсутствие четкой правовой связи между действиями арестованных и возможностью их освобождения. Это — бред! Право предполагает принцип индивидуальной ответственности за действия лица. Если ты виноват — сиди. Если тебя оправдали, помиловали или амнистировали — выходи. Но не бывает так, чтобы твоя вина или невиновность, свобода или несвобода зависели от действий третьих лиц. Уголовная ответственность граждан ставится в зависимость от действий общества либо поступков политиков.

Фактически и юридически власть признала отсутствие законных оснований содержания большой группы лиц под стражей, это раз. Признала, что политическая договоренность доминирует над правом, это два. Обозначила зависимость правосудия от политики, и верховенство прокуратуры над судом, это три. Узаконила недопустимый принцип коллективной ответственности, это четыре. Освятила право государства брать своих граждан в заложники, этопять.

Можно продолжать, но, наш взгляд, хватит и этого.

Кто и что выиграл? Кто и чего избежал?

Страна избежала вполне возможного кровопролития. Янукович — полной потери контроля. Оппозиция — позора. Протестующие — повода для внутреннего раскола. Запад — необходимости бросать все и заниматься, в первую очередь, Украиной. Пока.

Узники не получили свободы. Россия — удовлетворения происходящим. Часть силовиков (в первую очередь, уставший, замерзший, отчаявшийся и одновременно озверевший "Беркут") — команды "фас". Никто в стране и за ее пределами не получил даже намека на ответ на истязающий вопрос "Что дальше?"

Все получили передышку. Янукович — чтобы собраться с силами. Оппозиция — чтобы с мыслями. Олигархи — чтобы действительно собраться.

Дальнейшие действия?

Начнем с Януковича. Он все еще надеется, что все рассосется. И все еще планирует употребить силу, если не рассосется.

Стимулирующие факторы?

Первый — страх. Время идет — ситуация не ломается. Он пока еще контролирует силовиков и большую часть чиновников, держит в узде большинство Рады, сохраняет влияние на олигархов. Но для укрепления контроля нужны жесткие шаги.

Второй — давление "ястребов". Которых немало. В окружении Януковича они сейчас в большинстве. Сам постарался. Общение здешних "ястребов" с российскими "стерхами" окрыляет первых. "Ястребы" во фракции — нервничают, но опираются на "ястребов" в регионах. Опора среди силовиков, повторимся, "Беркут". Большинство в ВВ чувствует себя заложниками власти и ждет приказа отбыть в места постоянной дислокации. Большинство командиров и бойцов милицейского спецназа чувствуют себя преданными властью, но все еще ждет приказа штурмовать. Горячие головы обещают "зачистить" все, всех и очень быстро. Эти настроения Янукович не может не учитывать. Иначе они могут выйти из-под контроля. Потому что им есть чего бояться.

Сдерживающие факторы?

Первый — страх окончательно потерять контроль над ситуацией. Этот страх периодически требует от Януковича нажать кнопку "Пуск". И этот же страх вынуждает его этого не делать. До него постепенно начинает доходить, что масштаб, глубину и остроту протеста он изначально оценил неверно.

Второй — как ни странно, Россия. С одной стороны, она гонит вперед. И до установления контроля над ситуацией тормозит процесс финансового вливания. С другой, страх оказаться бесправным заложником Кремля, пока тормозит. Рубикон виден без бинокля, но еще не перейден. Впрочем, у Путина есть возможности обострить ситуацию без ведома и участия Виктора Федоровича. Он не устраивает Кремль даже как орудие их политики, но другого — нет.

Третий — Запад. События прошедшей недели показали, что "гарант" с его позицией пока считается. Вашингтон и Брюссель наконец-то четко дали понять, что применения силы и пролитие крови не простят. Спешность, с которой Янукович выполнил их фактические условия — не ввел ЧП, отменил пакет законов от 16 января и санкционировал амнистию — тому свидетельство. То, что закон об амнистии вышел иезуитским, ничего не меняет. Он обещал амнистию, но никого не обещал выпускать. Почувствуйте разницу.

Четвертый — олигархи. Резкое движение может спровоцировать их окончательное "предательство". А за ними телевизор и большинство большинства.

То, что силовой вариант по-прежнему реальность, — подтверждает масса обстоятельств. Ни один приказ не отменен. Ни один боец не отведен. Задержания, похищения, нападения и поджоги продолжаются. Ордера на задержание активистов заочные суды продолжают штамповать. Бетонные плиты и колючка становятся приметой времени.

Кроме того, Янукович откровенно "заигрывает" то, на чем можно было бы "сыграть", кабы он в самом деле хотел мира. Запад обещал транши от МВФ в случае формирования коалиционного правительства, но пока Янукович говорит только о "техническом". То есть, о своем. Без Азарова, и, возможно, Захарченко.

Вернуться к Конституции-2004 можно за один день. Либо КС отменяет свое сомнительное решение. Либо Рада 300 голосами голосует за проект №4180, который сопровожден выводом КС, предварительно одобрен, и (как убеждают знатоки) не утратил своей юридической силы. Но и в том, и в другом случае требуется "добро" Януковича. А он его не дает. Он навязывает спецкомиссию по доработке Конституции. Новый проект Основного закона (с которым поработают Портнов и Лукаш, и в котором точно останутся депутатская "мажоритарка" и право президента снимать премьера). Две сессии, вывод КС, полную процедуру… Он тянет время. Оно ему необходимо. Авось утрясется. Авось разведем. Фоном служат тихие обещания досрочных президентских выборов после принятия новой Конституции.

Даже то, что Янукович упорно избегает публичной порки Захарченко, показывает, что до мира он не дозрел. Досрочные выборы президента; полная амнистия "своих"; кара виновных в убийствах, пытках и похищениях; демонстративное наказание главы МВД — вот примерный перечень требований тех, кто не готов уходить с улиц. Допустим, Янукович не готов выполнить первые три требования. Но, желай он обретения ключа к миру, мог бы пожертвовать Захарченко. Его возможное появление в Совбезе вряд ли можно считать жертвой.

Теперь об оппозиции. Хотела "соскочить". По факту — "отскочила". Сохранила лицо (спасибо Виктору Федоровичу). Янукович, по нашим сведениям, озвучил то, что требовали от "тройки" многие ее сторонники — определитесь с лидером. Де-факто таковым стал Кличко. Пока. Он получил от власти гарантии того, что его не снимут с президентских выборов. А Янукович якобы получил от Запада месседж не препятствовать регистрации лидера УДАРа.

Есть ощущение, что, как минимум, двое из "тройки" — Кличко и Яценюк в душе желали, чтобы "кулуары" окончательно сменили улицу. Думаю, им тоже страшно, во-первых. Во-вторых, один получил бы возможность спокойно готовиться к президентским выборам. Второй — возможность получить премьерский пост, когда президентский уже не светит. Но с премьерством вряд ли выйдет. Во-первых, Янукович потребовал, чтобы кандидатуру премьера от оппозиции утвердил Майдан… Во-вторых, и фракция, и партия "Батьківщина" выступили против премьерства Яценюка, а Юля вообще обещала проклянуть. Что касается Тягнибока, то ему все на пользу.

Но случилось на этой неделе то, что случилось. По сути, "нулевой вариант". Все пока остались при своих. Репутация Януковича естественным образом несколько подмокла. Репутация "тройки", благодаря обстоятельствам, почти не пострадала. Обстоятельства и, надеемся, убеждения, по-прежнему "привязывают" их к тем, кто на площадях и баррикадах. К тем, кто по-прежнему определяет движение реальной политики. Которое пытаются корректировать многие, но изменить никто пока не может. Попросту не знает, как…

Крещенские морозы - до 20 градусов - пришли на смену теплой погоде и сразу же напомнили об энергетическом коллапсе. За официальными сообщениями, якобы из-за ненастья без света осталось 480 населенных пунктов. Более всего пострадали города и села в Одесской, Николаевской, Херсонской областях и в Крыму.

Изношенное оборудование давно не способно обеспечивать надежное энергоснабжение каждого дома. В обесточенных селах люди живут без света. Автоматика выключает газовые котлы, поскольку от мороза лопаются водные трубы. Убытки пострадавшим облэнерго никогда не компенсируют, а они достигают миллиардов гривен ежегодно.

Без модернизации

Приближенные к структурам Рината Ахметова эксперты Eіrcenter во время "круглого стола" на тему "Мораторий на тарифы, или Украинская власть против украинской энергетики", заявили: будущее украинской энергетики под угрозой.

Во всех бедах они обвинили премьера Николая Азарова, который в конце 2013 года ввел мораторий на повышение цен и тарифов субъектов естественных монополий.

Эксперты также припомнили премьеру отказ от реформирования энергорынка. По них мнению, это "отрицательно повлияет на стабильную работу энергетического комплекса страны, что сразу проявится во всех других областях".

Спикеры Ахметова так активно подвергают критике Азарова, что кажется, будто на очередном заседании парламента состав правительства все-таки изменят, о чем сказал Виктор Янукович во время встречи с представителями церквей.

Что же в действительности стало причиной энергетического коллапса, наступление которого до 2015 года неоднократно прогнозировали и бывшие министры энергетики, и независимые эксперты? Они это говорили еще 10 лет назад!

Если вернуться немного назад во времени, мы увидим странные вещи. Тогда никто не связывал будущий энергетический коллапс с выборами президента-2015. Эксперты имели более прагматические объяснения.

Они заявляли, что фонды энергетической области Украины неустанно изнашивались, а их модернизацию владельцы не осуществляли. Вместо того, они старались получить максимум прибыли из полученных объектов, и соглашались проводить модернизацию только после повышения тарифов для населения. Вне всяких сомнений, ведущую роль среди таких "инвесторов" играет именно Ахметов с его сверхмощным холдингом ДТЭК.

Эксперты прогнозировали, что из-за износа основных генерирующих фондов, Украина из экспортера электроэнергии превратится в импортера.

Эти сигналы были вопиющими еще во времена президентства Виктора Ющенко. Сейчас, во времена Януковича, они из тревожных прогнозов превратились в печальную реальность.

Прошло несколько лет, а "дерибан" исключительно ради собственного кармана только набрал бешенные обороты.

Но похоже на то, что Ахметов и другие владельцы энергокомпаний добились своего. Правительство почти согласилось на то, чтобы следствия "дерибана" покрывать за счет обнищавших потребителей - а таких в Украине свыше 80% всего населения. То есть, повышать тарифы на электроэнергию.

Конечно, целесообразнее было бы забрать у "инвесторов" то имущество, которым они не умеют распоряжаться. Сделать это уместно ради спасения электроэнергетики, которая для новых собственников уже слишком долго несла "золотые яйца", но осталась изможденной.

Это целесообразно было бы сделать, особенно учитывая Майдан, который символизирует несогласие общества с существующим образом управления страной. Ведь жизнь в сплошной бедности для большинства украинцев стало просто невыносимым. Однако, по словам бывшего министра энергетики (имя не разглашаем), это все равно, что забрать кусок мяса из клетки тигра.

На пути олигархов остался последний бастион. Все, что сумел придумать Азаров в такой ситуации, так это то, что в конце 2013 года поручил Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЕ), заморозить рост цен и тарифов для всех естественных монополий. Что и было сделано.

Увлечение энергетики

Основаниями колоссальных долговых проблем предприятий энергетики стало активное вымывание средств.

Оно началось еще 1997 года, сразу же после первой волны приватизации семи облэнерго структурами российского бизнесмена Константина Григоришина при вероятном содействии тогдашнего первого вице-спикера парламента Виктора Медведчука и депутата Григория Суркиса.

Кроме семи облэнерго, новым собственникам были переданные три энергоснабжающих компании - в управление Украинского кредитного банка. Итак, в руках частников оказалось десять облэнерго - более трети всех энергоснабжающих компаний Украины, что было запрещено антимонопольным законодательством.

Они собирали средства с потребителей, а на единый счет энергорынка пересчитывали в 100-200 раз меньше, чем собирали. Так длилось свыше трех лет.

В результате, как снеговая лавина росли долги энергорынка перед всеми производителями и поставщиками. Уровень расчетов упал до 5-7%. Энергетики забыли даже о зарплате, а о модернизации не могло быть и языки.

В конце 1990-х работники атомных станций в белых халатах даже пикетировали Кабмин, и это при том, что НАЭК "Энергоатом" - режимное предприятие.

В 2000-м году, во времена премьера Виктора Ющенко и вице-премьера Юлии Тимошенко, путем внесения изменений в закон об электроэнергетике вымывание средств было прекращено. Однако проблемы области на этом не закончились.

На конец 1990- х годов сумма долга энергорынка перед всеми предприятиями отрасли превысила 18 млрд грн. Тогда это равнялось годовой стоимости произведенной в стране электроэнергии. О какой модернизации можно было говорить?

Эту проблема не решена и до сих пор: по итогам 2012 года общая дебиторская задолженность ГП "Энергорынок" составляла 15 млрд грн., кредиторская - 13,2 млрд грн. Данные за 2013 год "Энергорынок" еще не сделал достоянием гласности.

Согласно правительственному плану подготовки проектов, необходимых для реализации закона "О принципах функционирования рынка электрической энергии", Кабмин обязал Минэнергоуголь и другие ведомства до 1 мая 2014 года представить законопроект относительно особенностей погашения задолженности за электроэнергию.

Однако едва ли власть это сделает - кому-то очень выгодно, чтобы долговой шлейф делал отрасль непривлекательной для потенциальных инвесторов.

Эстафету "приватизаторов" первых десяти энергоснабжающих компаний в начале нового тысячелетия переняли другие олигархические группировки. В результате такое прогрессивное явление как приватизация стало в Украине тормозом развития, способом вымывания средств ради обогащения корыстных собственников.

Ныне большинство ТЭС принадлежит компании ДТЭК. Начиналось все со скандальной продажи в 2001 году трех станций мощнейшей энергогенерирующей компании "Донбасэнерго". Кроме тепловой генерации, в активах Ахметова - и ряд облэнерго.

Настало время, когда спрятать правду об угрожающей ситуации в энергетике стало невозможно. Олигархические кланы вели энергетическое хозяйство к полному упадку. Теперь эту "новость" констатируют спикеры Ахметова.

В пресс-релизе Eіrcenter сказано, что состояние отрасли ныне самое плохое за последние 22 года.

Показатель качества энергоснабжения, говорят эксперты, в Европе вдесятеро выше, чем в Украине. "Погодных" отключений в 2013 году было втрое больше, чем в 2012 году. Случалось, что без электричества одновременно оставались 5% украинцев, что при условии отсутствия стихийного бедствия свидетельствует лишь о кризисном состоянии сектора.

Что дальше

Вот точка зрения ахметовських структур на то, что надо делать для преодоления жалкого состояния украинской энергетики.

Лояльный к ДТЭК Eіrcenter констатирует: "Одной из причин этого (упадка энергетики - ЭП) является размер тарифов. В Украине очень низкие тарифы на электроэнергию для населения. Например, в Болгарии, тарифы среди европейских стран самые низкие, однако даже в этой стране тариф для населения в четыре раза выше, чем в Украине".

Второй серьезной проблемой является большое количество льготных категорий. Ирина Протопопова, руководитель департамента по регуляторным вопросам дирекции из дистрибуции и сбыта электроэнергии ДТЭК, рассказала о том, что "сейчас очень много льготных категорий, а также тех, которые приравниваются к населению.

По мнению эксперта, сейчас нужно постепенно увеличивать тарифы для населения, осуществлять адресную дотацию тем, кто действительно не может оплачивать электроэнергию, а не делать наоборот, как планирует власть, увеличить количество льготных категорий".

Бесперспективно думать, какое из двух зол следует выбрать - поднять тариф и ввести дотации наиболее обнищавшим, увеличить ли количество льготных категорий. Такова логическая "яма", к которой толкают Украину структуры отечественных олигархов.

Есть ли другие пути действий? Конечно.

Вместо повышения тарифов для населения, начать можно совсем другим: прекратить вымывание средств из области, и начать ее модернизацию за счет владельцев. Последними могут стать то ли существующие "инвесторы», или новые люди, которые видели бы энергетику как поле для цивилизованной работы.

Энергетикой необходимо управлять таким образом, чтобы в область пришли инвестиции. Тогда будут завершены десятки мощных проектов, модернизованы энергоблоки, подстанции и линии электропередач путем внедрения новейших технологий.

Возрождение энергетики может стать мощным локомотивом для всей экономики страны, ведь будет нуждаться в огромном количестве металла и строительных материалов. А здоровая энергетика способна предоставить поддержку всей остальной экономике. Затем, появятся новые рабочие места и тогда вопрос тарифа не будет стоять так остро, как сегодня.

Или не надо повышать тарифы для населения? Бесспорно, об этом речи нет. Необходимо вводить систему стимулирующего тарифообразования для облэнерго, реформировать энергорынок с целью перехода на прямые договора между производителями и потребителями электроэнергии.

Но делать это надо вовсе не в таком безобразном виде, как это предлагают структуры, приближенные к Ахметову.

Апелляционный суд Киева отменил приговор трем бывшим чиновникам правительства, осужденных к тюремному заключению за получение взятки.

В 2011 году Деснянский райсуд Киева осудил к пяти годам заключения экс-начальника инспекции по контролю за ценами Минэкономики, первого замначальника по ценам в Киевской области и начальника отдела по ценам в АПК Киевской области за получение взятки в размере 50 тыс. долларов. Их лишили права занимать административные должности. При этом суд смягчил наказание 75-й статей УПК, освободив подсудимых от отбывания наказания.В конце 2013 года судьи вообще отменили этот приговор из-за нехватки доказательств.

Приговор трехлетней давности ни прокуратуру, ни адвокатов не устраивал. Защита настаивала на невиновности клиентов. Генпрокуратура вапелляционной жалобетребовала ужесточить наказание всем трем чиновникам – до восьми лет заключения.

Это дело началось с проверки компании «Свеклосовхоз Ланновский» в Полтавской области. Инспекция по ценам установила, что предприятие продавало сахар по завышенным ценам. В результате на сахарозаводчиков наложили штраф более 4 млн. гривен. Под санкции попала и родственная компания «Ланновская МТС». За несоблюдение требований законодательства ее оштрафовали на 211 тыс. гривен.

Оба предприятия обжаловали решение чиновников в вышестоящей инстанции – Госинспекции по ценам Минэкономики.
Как указано в материалах судебного дела, одновременно с подачей жалобы руководитель компаний-штрафников аручился покровительством высшего руководства и через своего знакомого обратился за помощью к Министру экономики. Тот поручил разобраться с законностью применения санкций начальнику Госинспекции по ценам.

Юротдел инспекции причин для санкций не нашел. Однако глава инспекции попросила за отмену санкций об услуге: покупке компьютерной техники и офисной бумагой для министерства. Встретившись с директором «проштрафившихся» предприятий в своем кабинете, она назвала необходимую сумму — около 70 тыс. гривен – и счета, куда следует перечислить деньги.

Сумма была перечислена как безвозвратная помощь. Ее хватило на приобретение восьми компьютеров и офисной бумаги.
Санкции сняли. Правда, по данным материалов уголовного дела, один из системных блоков стоимостью 27 тыс. гривен главный инспектор по ценам оставила себе. Мультимедийный игровой компьютер домой к шефу отвез замначальника административно-финансового управления госинспекции.

Подаренные компьютеры в учетные ведомости инспектор не внесла.

Однако более серьезные обвинения против руководства инспекции по ценам связаны с другим случаем, описанным в уголовном деле.

В 2010 году инспекторы выписали штраф в размере 10 млн. гривен ПП «Лютый» также за завышение цен на сахар. Последовала повторная проверка, о результатах которой начальник отдела по ценам в АПК Киевской области сообщил топ-менеджеру фирмы. Ему было сказано, что нарушения подтверждены и санкции вырастут почти до 13 млн. гривен.

По данным прокуратуры, чиновник предложил альтернативный вариант: снятие санкций в обмен на взятку в размере 50 тыс. долларов. Следователи в суде утверждали, что это «деловое предложение» исходило от начальника Госинспекции по ценам Минэкономики и первого замначальника инспекции в Киевской области, с которыми начальник по ценам в АПК Киевской области действовал согласованно.

Директор компании-штрафника на условия согласился. Однако посредник, получивший взятку, не смог передать ее адресату – его задержали правоохранительные органы.

В суде чиновники свою вину отвергали, однако в декабре 2011 года Деснянский райсуд Киева признал их виновными и вынес приговор.

В конце декабря 2013 года Апелляционный суд Киева рассмотрел доводы сторон и пришел к выводу, что следствие проведено с нарушениями и доказательств не достаточно. Дело было отправлено на повторное расследование в Генпрокуратуру.

Осужденные чиновники остались под подпиской о невыезде.

Уильям "Босс" Твид вошел в историю Нью-Йорка взятками, откатами, распилами и воровством бюджетных средств в фантастических даже по современным меркам масштабах. Политическое общество Демократической партии "Таммани-Холл", которым долгие годы заправлял Твид, была самой настоящей партией жуликов и воров того времени. На строительстве одного только здания суда в Нью-Йорке, Твид и его партийные соратники/подельники украли денег больше, чем Америка заплатили России за покупку Аляски.

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Твид начал карьеру как обычный пожарный. Тогда все они были добровольцами не получавшими зарплату. Нью-Йоркский пожарный того времени должен был уметь бороться не только с огнем, а топор ему был нужен не столько для разбора завалов. Их работа очень хорошо показана в фильме "Банды Нью-Йорка", Мартина Скорцезе (Твид там тоже есть), когда одна пожарная команда дерется с другой, вместо того, чтобы тушить дом. Став через некоторое время командиром пожарной команды, Твид перешел на новую ступень влияния.

Следующей была выборная должность олдермена (вики), чиновника работающий в Палате олдерменов, которая занималась широким спектром вопросов связанных с жизнью города (закупки, лицензии, разрешения и т.п.). Должность также не подразумевала оплаты, но давала совершенно другие возможности. В народе Палату олдерменов называли просто - "40 воров". Первой сделкой, была покупка острова Вард под новое кладбище для бездомных. За остров просили $30 000, а из казны было выплачено 103 450 долларов. Разница осела в карманах Твида и других чиновников. Твид умудрялся продавать все, включая книги и должности учителей в школах. Учителем мог стать любой, готовый за это заплатить. Как-то должность с годовым окладом в 300 долларов (покупали из-за него), была продана за $75.

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

В 1857 году Твид вошел в городской наблюдательный совет и стал контролировать все разрешительные документы в Нью-Йорке. Тогда же и возникла организованная преступная группа, впоследствии получившая название "шайки Твида". Любой желающий работать или вести бизнес в Нью-Йорке должен был занести им определенную сумму, чтобы его дело получило ход. Ни одна бумажка не оформлялась без взятки. Ни один документ не был подписан, если в карман членам шайки не положили нужное количество долларов.

Кто украл деньги? Это был он.

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

По примерным подсчетам, в период с 1865 по 1871 год, шайка Твида украла из городской казны около 200 миллионов долларов (это больше 4 млрд. сегодня). Все на чем могли заработать закупалось с немыслимой наценкой. За карандаши, стоившие 75 долларов из казны было уплачено $10 000. За стулья и столы стоимостью $4 000, город заплатил $171 000. Апогеем деятельности шайки Твида стало строительство нового здания городского суда. При крайне завышенной смете в $1,5 миллиона, здание обошлось казне в 13 млн. долларов. За месяц на плотницкие работы было потрачено $360 751, и это при том, что работ по дереву там почти не было - здание построено из камня. За работы по отделке фасада, которые велись один день и стоили $4 000, было уплачено 133 000 долларов. В память об этом мегапроекте по распилу, здание до сих пор именуют "Твидовым судом".

Google streetview

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Огромные деньги были заработаны на застройке верхнего Ист-Сайда Манхеттена, в частности Йорквиля и восточной части Гарлема. Шайка скупала неосвоенные земли, использовала городские ресурсы для прокладки там коммуникаций (дорог, канализации и водопровода), что сразу увеличивало их стоимость. После, купленная за бесценок земля, продавалась с большим наваром.

В один прекрасный день и в нарушение всех процедур, 60 000 иммигрантов получили гражданство не умея читать и писать по-английский. Зато Твид сразу получил 60 000 желающих проголосовать за него на предстоящих выборах. Покупка голосов, махинации и подтасовки, привлечение бандитов, взятки, назначение нужных людей, продажа должностей и т.п. Именно так получалась и удерживалась власть в Нью-Йорке того времени.

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Палата представителей, Сенат штата Нью-Йорк, городской совет. Некоторые должности Твид умудрялся совмещать, чтобы извлекать максимальную выгоду. В сенате штата он помог Джею Гулду (человек, которого никто не любил) и Джеймсу Фиску получить контроль над одной из железных дорог Вандербильта. В пике своей карьеры он был третьим по величине землевладельцем в Нью-Йорке, членом совета директоров железной дороги Эри, Бруклин-Бридж компани (Бруклинский мост строили во времена Твида), железной дороги Третьей авеню, Гарлемской газовой компании, Десятого Национального банка, Нью-Йоркской печатной компании и владельцем Метрополитен-отеля. Твид был самым влиятельным человеком в Нью-Йорке, главой Таммани-Холла, сенатором штата, человеком, который контролировал судей, мэра, губернатора и прессу. Ему принадлежали две большие яхты, особняк на Пятой-авеню и куча другой недвижимости. На галстуке он всегда носил булавку с огромным брильянтом, стоимостью 15 000 долларов (около $300 000 сегодня).

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Падение Твида началось после того, как на него обрушились с критикой и разоблачениями сначала New York Times, а потом еженедельник Harper's Weekly, который начал регулярно печатать карикатуры с его участием. Остальные издания молчали, т.к. были куплены или подконтрольны Твиду. Босс был в бешенстве, т.к. не боялся газет ("мои избиратели читать не умеют", говорил он), но с язвительными картинками ничего поделать не мог и даже пытался подкупить карикатуриста Томаса Наста, предложив тому 500 000 долларов. Как только в прессе всплыли неоспоримые факты к делу подключились политики и использовали улики против Твида в своей борьбе за власть. В результате тот был арестован, предстал перед судом и вышел на свободу, заплатив фантастический залог в размере 8 миллионов долларов (около 165 млн. в сегодняшних деньгах!). Суд приговорил его к 12 годам лишения свободы, но постановление Верховного суда чудесным образом сократило этот срок до 1 года.

Карикатура на арест Твида

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Вскоре ему предъявили новые обвинения и снова арестовали. В этот раз Твид не смог собрать залог и его посадили в долговую тюрьму, в которой он сидел с большим комфортом. Отдельная камера, окно на улицу, мебель, ванна, горячая еда из лучших ресторанов. В дополнение к этому, совершенно чудесным образом, Твиду было разрешено покидать тюрьму в сопровождении охранников для прогулок в Центральном парке или визитов к семье. В один из дней он отправился в свой дом, чтобы навестить якобы больную жену. Поднявшись на второй этаж особняка на углу Пятой и 43-й Твид исчез. Помощники перевезли его в Сигейт в Бруклине, где он скрывался в доме у проверенных людей, которым хорошо заплатили за помощь и молчание. Власти объявили награду в 10 000 долларов, но для всех Твид как сквозь землю провалился.

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Через несколько месяцев "отдыха" в Сигейте, Твида переправили на судно, плывшее на Кубу, а потом в Испанию. Он побрился, переоделся в рабочую одежду и под вымышленным именем и прикидываясь обыкновенным матросом бывший хозяин Нью-Йорка перебрался в Европу. Впрочем, эти уловки не спасла Твида его от длинной руки американского правосудия. Виной была ненавистная карикатура из Harper's Weekly. В Испании Твид расслабился, отпустил бороду, зажил прежней роскошной жизнью и в один из дней был опознан американцем, который до этого видел его на карикатуре в журнале.

Карикатура на побег Твида

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Тут же поступил сигнал властям, которые арестовали Твида и передали его в руки представителей американского правительства. В 1876 году коррупционер на борту специально выделенного для этих целей фрегата USS Franklin был депортирован в США, где предстал перед судом. На этот раз все было по-другому: никаких визитов и поездок домой.

История про мальчика Уилли, который очень любил деньги

 

Умер Твид в возрасте 55 лет от воспаления легких в камере тюрьмы Ладлоу, на строительстве которой хорошо нажился в свое время. Похоронен на кладбище Гринвудв Бруклине.

Спустя пять лет с начала кризиса банкиры так и не разобрались с портфелями проблемных кредитов. По данным НБУ, «плохие» займы на начало этого года составили порядка 8% в кредитном портфеле финучреждений. Аналитики международных рейтинговых агентств оценивают этот показатель иначе. В Fitch Ratings говорят, что на октябрь 2013 года к разряду проблемных относилось около 44% от общего объема ссуд, выданных украинскими банками (по 19% займов просрочка платежа превышает 90 дней, еще 25% кредитов ранее уже были реструктуризированы). В Standard&Poor´s подсчитали, что доля «плохих» кредитов составляет порядка 20%.

И если до сих пор должники в худшем случае рисковали лишиться заложенного имущества, теперь перед ними открылась перспектива оказаться на нарах — такие угрозы все чаще звучат как от банкиров, так и от коллекторов. «Уголовное производство часто используют как элемент психологического давления, чтобы «мотивировать» заемщика или поручителя рассчитаться с долгом. Причем этим инструментом могут воспользоваться не только банки, но и частные лица, предоставившие ссуду другому частному лицу по договору займа, который мы в обиходе называем распиской. Прецеденты возбуждения таких уголовных дел уже были», — говорит Мария Швец, адвокат, управляющий партнер АК «Золотая Середина».

От сумы и от тюрьмы…

Формально возбудить уголовное дело против неплательщика по кредиту проще простого. «Если банк обращается с заявлением в милицию, действующий Уголовно-процессуальный кодекс Украины (УПК) обязывает правоохранительные органы внести эту информацию в Единый реестр досудебных расследований, что фактически означает автоматическое открытие уголовного дела. Только потом правоохранители приступают к проверке, в ходе которой устанавливаются обстоятельства дела», — объяснил «k:» юрист ЮФ «Можаев и Партнеры» Константин Цуперяк. В зависимости от обстоятельств такое расследование может закончиться для заемщика по-разному. Если должник получал кредит правомерно, предоставил банку полную и достоверную информацию и честно намеревался возвращать кредит, уголовного преследования не будет. «В этом случае, как правило, дело не заходит дальше письменного уведомления о том, что должник совершил уголовное преступление и банк обратился в милицию. Но никаких последствий оно не имеет», — говорит Константин Цуперяк.

Другое дело, если банкиры и следователи выявляют обстоятельства, бросающие тень на заемщика. В этом случае ему могут изрядно потрепать нервы. Чаще всего неплательщиков пытаются обвинить по ст. 190 УПК «мошенничество» (завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием) и «мошенничество с финансовыми ресурсами» (ст. 222 УПК). В первом случае наказание, которое светит должнику, может варьироваться от штрафа в размере 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (на данный момент 850 грн.) до лишения свободы на срок до 12 лет с конфискацией имущества. Если же его обвиняют по ст. 222, суд может ограничиться штрафом с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

«Но ответственность по этим статьям может наступить лишь в случае, если будет доказано, что, получая кредит в банке, заемщик заведомо не собирался возвращать кредит и намеренно предоставил банку неправдивые сведения о себе, чем создал у кредитора иллюзию своей платежеспособности и добропорядочности. А на деле хотел просто выманить у банка средства безо всяких обязательств их возврата. То есть должен быть умысел и корыстный мотив», — объясняет Мария Швец. Доказать подобные намерения сложно. Подавляющее большинство горе-заемщиков сначала исправно платят по кредиту. И только после изменения экономической ситуации в стране или личных финансовых обстоятельств (например, потери работы, сокращения зарплаты и пр.) прекращают рассчитываться с банком, автоматически попадая в категорию злостных неплательщиков. Пришить им мошенничество в таком случае практически невозможно.

Искусство фальсификаций

Еще одна статья, по которой могут обвинить неплательщика по кредиту, — подделка документов, печатей, штампов и бланков, сбыт или использование поддельных документов, печатей, штампов (ст. 358 УПК). Поддельным считается как полностью фальшивый документ, так и документ, содержащий сведения, лишь частично соответствующие действительности.

Под эту статью теоретически можно подвести достаточно много заемщиков. Случаи, когда кандидаты на получение займа предоставляют банкам липовые справки о доходах, очень распространены. На большинстве предприятий работники получают зарплаты «в конвертах». А потому, чтобы заслужить расположение кредитора, они просят руководство «нарисовать» им высокую зарплату. Причем сами банкиры часто знают, что заемщик приносит неправдивую справку, но закрывают на это глаза.

По словам юристов, даже в такой ситуации доказать вину должника очень непросто. Зато под удар может попасть должностное лицо, согласившееся выдать липовый документ. Его могут привлечь к ответственности по ст. 366 УК Украины (служебный подлог). Наказанием за такое преступление может быть штраф, ограничение свободы или лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

«Доказать, что именно заемщик предоставил данную справку в банк, а не сам сотрудник банка ее туда подложил, крайне сложно. Как показывает практика, на основании поддельной справки о доходах чаще привлекают самих сотрудников банка, а также руководство компании, выдавшей справку, нежели самих заемщиков. При этом для финучреждения перспектива возврата суммы задолженности становится вообще нереальной, поэтому подобный сценарий не выгоден и самим кредиторам», — говорит адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.

Впрочем, такие нюансы, как правило, не интересуют должников. Как только их ставят перед фактом о возможности или уже начавшемся уголовном производстве, люди под угрозой тюремного заключения готовы достать деньги хоть из-под земли.

Пока выходят газеты, нужно успеть, и — прямым текстом. Избежав словобоязни, этой гадкой цивилизационной болезни. Ведь "гражданский конфликт", рассуждая здраво — это когда люди ссорятся. Это значит, что они матерятся, плюются, может даже глаз подобьют. В ссоре своей апеллируют к другим гражданам, обычно те их разнимают. Все при этом остаются людьми цивильными.

А когда люди из "шотганов", СВД и "макаровых" прицельным и беглым огнем убивают других людей по ту сторону пылающих баррикад — это война.

Не имеет ровным счетом никакого значения, что написано в учебниках по этому поводу. Люди так устроены, что действуют, исходя из того, что они ощущают, а не как есть "на самом деле".

У происходящего насилия всегда есть симметричные термины для оправдания своих действий и осуждения чужих. У них — "грязные шпионы", а тут — "высокодуховные разведчики". У них — "кровавые убийства", у нас — "справедливое возмездие". Их раненые — всегда "пострадавшие", наши — всегда "герои".

И когда мы чувствуем, что у нас — война, то невозможно принять логику людей, для которых это — "беспорядки". Словно речь идет не о стране, а о кухонной раковине.

Потому что это — все еще наша страна.

Перефразируя известное выражение фон Клаузевица, гражданская война — это продолжение гражданской политики гражданскими средствами. То есть тем, что у граждан есть под рукой на данный, истекающий кровью, момент.

Несколько моих коллег, гражданских активистов, при этом словосочетании испуганно машут рукой, то ли норовя перекреститься, то ли отгоняя наваждение. Закономерный результат пропаганды, представлявшей гражданскую войну в виде красивых кавалерийских атак, щегольских тачанок и офицеров, поющих Вертинского под гитару в ожидании парохода в Турцию. Отец, успевший в юности послужить в петлюровской армии, рассказывал, что самое яркое впечатление осталось от того, как Петлюра за два часа своего выступления на каком-то железнодорожном разъезде под Киевом в одиночку сагитировал несколько вагонов красноармейцев не высаживаться в Киеве, а ехать по домам или переходить на сторону Директории.

То есть основная часть гражданской войны — это непреодолимый другими средствами конфликт мировоззрений. Идеологии и религии суть лишь части этих мировоззрений, равно как и отношение к средствам производства. Дальнейшие классические определения, сколь бы они ни были политологичны, все равно грешат оценочностью суждений. Например, признаками гражданской войны являются втянутость гражданского населения и вызванные этим значительные потери. Это — крупномасштабное вооруженное противостояние между организованными группами внутри страны. С линейкой к этим определениям подходить как-то стыдно, а на практике понятно, что у нас — войска, а у них — незаконные бандформирования, у нас — правительство, а у них — анархия, пучина хаоса и безвластие. И так далее.

Есть более стабильные параметры. Наличие элементов государственной военно-политической машины у всех воюющих сторон и общенациональный размах событий. Одной из сторон конфликта всегда является государство. Стандартная цифра — тысяча погибших за год. Если у нас за несколько дней погибло семь человек, то по динамике вполне соответствуем, про государство — и так ясно. С элементами тоже складывается.

В то же время такие вялотекущие вооруженные конфликты, как ирландский или баскский, настолько размыты во времени, что не представляется возможным точно классифицировать их как один долгоиграющий или сумму отдельных вспышек насилия. Доминирующая власть говорит о единичных террористических проявлениях, повстанцы — о борьбе, уходящей корнями в глубь веков.

Партизанская война как разновидность гражданской отличается тем, что либо использует в стратегических целях и как место базирования рельеф (лес, горы), либо специфическое время суток. Днем — мирный крестьянин, ночью — повстанец: "я на рассвете уйду с отрядом гарибальдийских партизан". Разведывательно-диверсионные группы по 4–5 человек, уничтожение транспорта, складов, коммуникаций, знаковых фигур противника.

"Сопротивление" как термин французского происхождения есть небольшое вооруженное подполье, но с разветвленной гуманитарно-пропагандистской составляющей, двойными агентами, тайными диссидентами, обширным тылом и массовым сочувствием населения.

"Городская герилья" как специфически городская война была изобретена в 60-х в той же Латинской Америке Карлосом Маригелой, написавшим неплохой учебник по этому делу, но "армии", которой приходится выполнять полицейские функции, ей не свойственны. И это то "узкое место", в которое бьет герилья.

Но есть еще феномен, который у нас более чем заметен, является верным маркером гражданской войны, и безусловно указывает на то, что термин к нам применим. Это — "эскадроны смерти". Люди из гражданских или в гражданке, "крышуемые" полицией и армией, беспредельничающие в обмен на деньги и привилегии. Несмотря на то, что термин родом из Колумбии, явление существовало во множестве режимов, переходящих к диктатуре. Использование штатских людей для погромов, запугивания, террора, пыток и похищения у нас есть. Ну и мы делаем вид, что не понимаем, кем они используются. Есть диапазон — от шпанюков-"титушек" до неких представительных мужчин в пальто и шапках, с профессиональными повадками, пытавших Игоря Луценко и убивших Юрия Вербицкого. Так сказать, причина смерти — украинец.

Характерно, что процветание такой истребительной практики было наиболее активным в странах Латинской Америки, пренебрежительно именуемых "банановыми". Этот термин из советской пропаганды указывал на иллюзорную самостоятельность данных государств, на самом деле находившихся под прямым контролем транснациональных корпораций. Полицейские режимы этих стран предоставляли своим карателям определенный политико-правовой статус "защитников стабильности", борцов с враждебной идеологией и так далее.

Украинская зависимость от России — такого масштаба, что ее отдельной статьей в нашу Конституцию записать можно. Чтобы раз и навсегда. Действуют ли на территории Украины фсбешные "эскадроны" с выразительно кавказским "почерком" или это наши доморощенные сволочи — неважно. В массовом сознании явление — это и так самая выразительная часть войны. Есть визуализированная линия фронта, и есть группа диверсантов, орудующая в тылу, и есть контрразведка, свой "смерш" в виде Автомайдана. И важно отметить, что психическая защита все время пытается сменить этот тренд на борьбу с оккупацией, интервенцией, захватчиками и прочей внешней агрессией.

Пережить и осознать факт, что по ту сторону линии огня стоят такие же граждане этой же, все еще, страны — невыносимо тяжело. Потому любое военное насилие требует дегуманизации противника, обезличивания и "опускания" на примитивный уровень ментальности. Не-гражданина, не-патриота, не-сторонника "стабильности и покращення" убить легче. Таким образом формируется светлая идеологическая составляющая, противники которой по определению — силы тьмы.

Поэтому у гражданской войны есть еще непременное условие — психологическое ощущение рассвета, который обязательно должен наступить. Потому что к войне приводит состояние, в котором такие день и ночь, как они есть, уже никого не устраивают.

Только рассвет. Только победа. Или смерть.