Крещенские морозы - до 20 градусов - пришли на смену теплой погоде и сразу же напомнили об энергетическом коллапсе. За официальными сообщениями, якобы из-за ненастья без света осталось 480 населенных пунктов. Более всего пострадали города и села в Одесской, Николаевской, Херсонской областях и в Крыму.

Изношенное оборудование давно не способно обеспечивать надежное энергоснабжение каждого дома. В обесточенных селах люди живут без света. Автоматика выключает газовые котлы, поскольку от мороза лопаются водные трубы. Убытки пострадавшим облэнерго никогда не компенсируют, а они достигают миллиардов гривен ежегодно.

Без модернизации

Приближенные к структурам Рината Ахметова эксперты Eіrcenter во время "круглого стола" на тему "Мораторий на тарифы, или Украинская власть против украинской энергетики", заявили: будущее украинской энергетики под угрозой.

Во всех бедах они обвинили премьера Николая Азарова, который в конце 2013 года ввел мораторий на повышение цен и тарифов субъектов естественных монополий.

Эксперты также припомнили премьеру отказ от реформирования энергорынка. По них мнению, это "отрицательно повлияет на стабильную работу энергетического комплекса страны, что сразу проявится во всех других областях".

Спикеры Ахметова так активно подвергают критике Азарова, что кажется, будто на очередном заседании парламента состав правительства все-таки изменят, о чем сказал Виктор Янукович во время встречи с представителями церквей.

Что же в действительности стало причиной энергетического коллапса, наступление которого до 2015 года неоднократно прогнозировали и бывшие министры энергетики, и независимые эксперты? Они это говорили еще 10 лет назад!

Если вернуться немного назад во времени, мы увидим странные вещи. Тогда никто не связывал будущий энергетический коллапс с выборами президента-2015. Эксперты имели более прагматические объяснения.

Они заявляли, что фонды энергетической области Украины неустанно изнашивались, а их модернизацию владельцы не осуществляли. Вместо того, они старались получить максимум прибыли из полученных объектов, и соглашались проводить модернизацию только после повышения тарифов для населения. Вне всяких сомнений, ведущую роль среди таких "инвесторов" играет именно Ахметов с его сверхмощным холдингом ДТЭК.

Эксперты прогнозировали, что из-за износа основных генерирующих фондов, Украина из экспортера электроэнергии превратится в импортера.

Эти сигналы были вопиющими еще во времена президентства Виктора Ющенко. Сейчас, во времена Януковича, они из тревожных прогнозов превратились в печальную реальность.

Прошло несколько лет, а "дерибан" исключительно ради собственного кармана только набрал бешенные обороты.

Но похоже на то, что Ахметов и другие владельцы энергокомпаний добились своего. Правительство почти согласилось на то, чтобы следствия "дерибана" покрывать за счет обнищавших потребителей - а таких в Украине свыше 80% всего населения. То есть, повышать тарифы на электроэнергию.

Конечно, целесообразнее было бы забрать у "инвесторов" то имущество, которым они не умеют распоряжаться. Сделать это уместно ради спасения электроэнергетики, которая для новых собственников уже слишком долго несла "золотые яйца", но осталась изможденной.

Это целесообразно было бы сделать, особенно учитывая Майдан, который символизирует несогласие общества с существующим образом управления страной. Ведь жизнь в сплошной бедности для большинства украинцев стало просто невыносимым. Однако, по словам бывшего министра энергетики (имя не разглашаем), это все равно, что забрать кусок мяса из клетки тигра.

На пути олигархов остался последний бастион. Все, что сумел придумать Азаров в такой ситуации, так это то, что в конце 2013 года поручил Национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики (НКРЕ), заморозить рост цен и тарифов для всех естественных монополий. Что и было сделано.

Увлечение энергетики

Основаниями колоссальных долговых проблем предприятий энергетики стало активное вымывание средств.

Оно началось еще 1997 года, сразу же после первой волны приватизации семи облэнерго структурами российского бизнесмена Константина Григоришина при вероятном содействии тогдашнего первого вице-спикера парламента Виктора Медведчука и депутата Григория Суркиса.

Кроме семи облэнерго, новым собственникам были переданные три энергоснабжающих компании - в управление Украинского кредитного банка. Итак, в руках частников оказалось десять облэнерго - более трети всех энергоснабжающих компаний Украины, что было запрещено антимонопольным законодательством.

Они собирали средства с потребителей, а на единый счет энергорынка пересчитывали в 100-200 раз меньше, чем собирали. Так длилось свыше трех лет.

В результате, как снеговая лавина росли долги энергорынка перед всеми производителями и поставщиками. Уровень расчетов упал до 5-7%. Энергетики забыли даже о зарплате, а о модернизации не могло быть и языки.

В конце 1990-х работники атомных станций в белых халатах даже пикетировали Кабмин, и это при том, что НАЭК "Энергоатом" - режимное предприятие.

В 2000-м году, во времена премьера Виктора Ющенко и вице-премьера Юлии Тимошенко, путем внесения изменений в закон об электроэнергетике вымывание средств было прекращено. Однако проблемы области на этом не закончились.

На конец 1990- х годов сумма долга энергорынка перед всеми предприятиями отрасли превысила 18 млрд грн. Тогда это равнялось годовой стоимости произведенной в стране электроэнергии. О какой модернизации можно было говорить?

Эту проблема не решена и до сих пор: по итогам 2012 года общая дебиторская задолженность ГП "Энергорынок" составляла 15 млрд грн., кредиторская - 13,2 млрд грн. Данные за 2013 год "Энергорынок" еще не сделал достоянием гласности.

Согласно правительственному плану подготовки проектов, необходимых для реализации закона "О принципах функционирования рынка электрической энергии", Кабмин обязал Минэнергоуголь и другие ведомства до 1 мая 2014 года представить законопроект относительно особенностей погашения задолженности за электроэнергию.

Однако едва ли власть это сделает - кому-то очень выгодно, чтобы долговой шлейф делал отрасль непривлекательной для потенциальных инвесторов.

Эстафету "приватизаторов" первых десяти энергоснабжающих компаний в начале нового тысячелетия переняли другие олигархические группировки. В результате такое прогрессивное явление как приватизация стало в Украине тормозом развития, способом вымывания средств ради обогащения корыстных собственников.

Ныне большинство ТЭС принадлежит компании ДТЭК. Начиналось все со скандальной продажи в 2001 году трех станций мощнейшей энергогенерирующей компании "Донбасэнерго". Кроме тепловой генерации, в активах Ахметова - и ряд облэнерго.

Настало время, когда спрятать правду об угрожающей ситуации в энергетике стало невозможно. Олигархические кланы вели энергетическое хозяйство к полному упадку. Теперь эту "новость" констатируют спикеры Ахметова.

В пресс-релизе Eіrcenter сказано, что состояние отрасли ныне самое плохое за последние 22 года.

Показатель качества энергоснабжения, говорят эксперты, в Европе вдесятеро выше, чем в Украине. "Погодных" отключений в 2013 году было втрое больше, чем в 2012 году. Случалось, что без электричества одновременно оставались 5% украинцев, что при условии отсутствия стихийного бедствия свидетельствует лишь о кризисном состоянии сектора.

Что дальше

Вот точка зрения ахметовських структур на то, что надо делать для преодоления жалкого состояния украинской энергетики.

Лояльный к ДТЭК Eіrcenter констатирует: "Одной из причин этого (упадка энергетики - ЭП) является размер тарифов. В Украине очень низкие тарифы на электроэнергию для населения. Например, в Болгарии, тарифы среди европейских стран самые низкие, однако даже в этой стране тариф для населения в четыре раза выше, чем в Украине".

Второй серьезной проблемой является большое количество льготных категорий. Ирина Протопопова, руководитель департамента по регуляторным вопросам дирекции из дистрибуции и сбыта электроэнергии ДТЭК, рассказала о том, что "сейчас очень много льготных категорий, а также тех, которые приравниваются к населению.

По мнению эксперта, сейчас нужно постепенно увеличивать тарифы для населения, осуществлять адресную дотацию тем, кто действительно не может оплачивать электроэнергию, а не делать наоборот, как планирует власть, увеличить количество льготных категорий".

Бесперспективно думать, какое из двух зол следует выбрать - поднять тариф и ввести дотации наиболее обнищавшим, увеличить ли количество льготных категорий. Такова логическая "яма", к которой толкают Украину структуры отечественных олигархов.

Есть ли другие пути действий? Конечно.

Вместо повышения тарифов для населения, начать можно совсем другим: прекратить вымывание средств из области, и начать ее модернизацию за счет владельцев. Последними могут стать то ли существующие "инвесторы», или новые люди, которые видели бы энергетику как поле для цивилизованной работы.

Энергетикой необходимо управлять таким образом, чтобы в область пришли инвестиции. Тогда будут завершены десятки мощных проектов, модернизованы энергоблоки, подстанции и линии электропередач путем внедрения новейших технологий.

Возрождение энергетики может стать мощным локомотивом для всей экономики страны, ведь будет нуждаться в огромном количестве металла и строительных материалов. А здоровая энергетика способна предоставить поддержку всей остальной экономике. Затем, появятся новые рабочие места и тогда вопрос тарифа не будет стоять так остро, как сегодня.

Или не надо повышать тарифы для населения? Бесспорно, об этом речи нет. Необходимо вводить систему стимулирующего тарифообразования для облэнерго, реформировать энергорынок с целью перехода на прямые договора между производителями и потребителями электроэнергии.

Но делать это надо вовсе не в таком безобразном виде, как это предлагают структуры, приближенные к Ахметову.