Угроза введения чрезвычайного положения и применения властью силы не миновала. Но степень этой угрозы снизилась. Таков главный итог истекшей политической недели. В ситуацию начали активно вмешиваться новые игроки. Не слишком заметно. Но иногда эффективно.
Запад им "помог"
Неделю назад протест расширил географию и приобрел новые формы. В разных концах страны, с разным успехом протестующие взялись устанавливать народовластие путем штурма административных зданий. Для спешного тушения свежих горячих точек власти потребовалась мобилизация новых полицейских сил (которые Банковой остро нужны в столице) и привлечение дополнительных карательных отрядов. До Януковича наконец-то начало доходить, что территория реального протеста не ограничивается центром Киева и Галичиной. "Гарант" любой ценой должен был попытаться выровнять ситуацию, ибо в противном случае он резко терял политический вес в глазах всех — Запада и России; оппозиции и родной партии; олигархов и силовиков; протестующих, сомневающихся и сочувствующих. Янукович откровенно испугался, и результатом этого испуга стала спешная подготовка к применению силы. Введение чрезвычайного положения из конспирологической версии превратилось в реальный план. Есть те, кто считает: Янукович не был готов перейти последнюю черту, и ширившиеся слухи о ЧП и грядущем разгоне использовал как средство шантажа. Усомнимся. Не слишком мудрый и слишком напуганный, как правило, более безответственен и более жесток.
Переполох посетил не только Януковича. Схожие чувства испытали еще два áктора — западные политики и отечественные олигархи. Причем, и тех, и других напугали не только события в регионах, но и читаемое намерение межигорского изгоя пуститься во все тяжкие. Первых напрягла возможная гражданская война на границах ЕС. Вторые всерьез задумались о существенных рисках для бизнеса, карьеры, безопасности и даже жизни.
Обладатели капиталов возбудились бы и без вмешательства извне. Это вмешательство лишь подхлестнуло. Олигархи получили четкий сигнал Запада: в случае непоправимого последует введение всех возможных санкций. Список субъектов, по нашей информации, возглавили Янукович и Ахметов. Ринат Леонидович должен был довести суть намерений США и ЕС до сведения Януковича. Олигарх №1 мог повлиять на позицию собратьев по цеху и некоторое число депутатов. Он исполнил и то, и другое.
Рада. За кулисами добра и зла
Центр противостояния вынужденно и временно переместился в парламент. Оценим позиции сторон накануне событий в Раде.
Янукович. Давление улицы, нажим Запада и воздействие олигархов вынуждали его идти на уступки. Позиция России вынуждала этого не делать. Но он решил не сжигать мосты, обнаружив, что спички — мокрые. И помня, что сзади — Кремль с огнеметом. Януковичу необходимо было обозначить готовность к поиску компромиссов; по возможности не сдать ключевые позиции; ни в коем случае не показать миру, что он не в состоянии контролировать не только страну, но даже собственную фракцию. Он хотел выиграть время. Надежды на то, что протест рассосется, его не покидают. Понимаем.
"Реестровая оппозиция". Она также надеялась избежать обострения. И потому, что не в состоянии контролировать протестующих. И потому, что "жесть" предполагает непредсказуемое развитие ситуации. "Тройка" и подчиненные ей силы хотели уступок, которые можно было преподнести Майдану как осязаемую победу; не хотели давать власти обещаний, которые еще больше снижали их авторитет в глазах протестующих. "Есть вещи, которые нельзя будет "продать" Майдану", — так двусмысленно выразился один из оппозиционных депутатов в частной беседе. Шутка, наверное, но, согласитесь, симптоматичная.
"Олигархи". Возникла потребность продемонстрировать максимальную гибкость и совершить минимум глупостей. Фактор влияния — страх и перед улицей, и перед Януковичем, и перед Западом. Страх вынуждал показать недовольство, страх не позволял бунтовать.
"Точкой входа" в процесс мог стать компромисс — продолжение диалога и готовность освободить здания трех министерств в обмен на отставку Азарова и ликвидацию законов от 16 января. Он был достигнут. Два закона, внесенных КПУ, вынесли за рамки договоренности, поскольку коммунисты тоже были вынужденной стороной процесса.
Дальше было сложнее. Участие оппозиции в формировании нового правительства, изменение Конституции и амнистия участников событий — темы, слишком сложные для поиска точек соприкосновения.
Камнем преткновения прогнозируемо оказался закон об освобождении от уголовной ответственности лиц, принимавших участие в противостоянии.
Янукович обещал Западу утверждение закона об амнистии. Но он не обещал и не хотел односторонних уступок.
"Тройка" не могла дать обещание освободить административные здания (областные госадминистрации и столичную мэрию) и разблокировать улицу Грушевского. Она не смогла бы выполнить подобное обещание (как вы думаете, их бы послушали?). Она побоялась бы, даже если бы могла. Во-первых, это окончательно убивало их репутацию в глазах протестующих. Во-вторых, ослабляло их позиции и снижало вес за пределами Майдана. И, впоследствии, делало их беззащитными. Кто сомневается, что Янукович с легкостью отменит любые договоренности, как только почувствует силу? Кто сомневается, что он не простит обиды и отомстит за пережитый страх?
Было намерение более или менее подробно остановиться на деталях предлагавшихся законопроектов об амнистии. Но, по здравому размышлению, решил этого не делать, ограничившись анализом наиболее важных моментов (о чем ниже). Почему? Убежден: обе стороны процесса понимали, что конечной цели не достигнут.
О чем речь? Вариант оппозиции предполагал амнистию без условий. Вариант власти — освобождение от ответственности после освобождения админзданий. Если бы прошел первый вариант, закон все равно не был бы подписан Януковичем. Виза под таким решением означала бы начало его конца, он это понимал. Если бы прошел второй вариант (что и случилось), здания все равно бы не освободили.
Поэтому значение приобретала не суть принятого закона, а сам факт его принятия. Янукович сделал все от него зависящее, чтобы прошел вариант от власти. При этом многие считают, что выиграв тактически, он проиграл стратегически. Как это было?
Олигархи (в первую очередь Ахметов и Фирташ) взялись за дело резво. Контролируемые ими депутаты без особых усилий преодолели сопротивление "ястребиного крыла" фракции во главе с Александром Ефремовым. Логика последних — "ни пяди родной земли врагу", любая уступка (отставка Азарова, отмена законов от 16 января) приближает поражение. Успех "принуждения ястребов к миру" во многом обеспечила позиция Януковича. Кто-то сомневается, что премьер написал заявление после звонка босса?
Прагматичные бунтари подняли было голову, но как выяснилось, рановато. Число недовольных во фракции ПР, по разным данным, колеблется от 50 до 70. Часть из них — "мажоритарщики", охотно поддержавшие инспирированный бунт коллег из "проолигархических ячеек". Наружу выплеснулось то, о чем ZN.UA неоднократно писало — недовольство и обида. Откровенное игнорирование властью чаяний "своих" депутатов; высокомерие и хамство Арбузова и Клименко; рост аппетитов "семьи", больно бьющий по карману; безнаказанное давление на бизнес лояльных к власти депутатов-предпринимателей, и даже отъем этого самого бизнеса. Все это власти припомнили, когда ей, власти, стало худо.
Готовность части фракции ПР поддержать проект об амнистии, таким образом, объяснялась тремя причинами:
— необходимостью отработать "установку" олигархов (касается людей, контролируемых главами ФПГ);
— желанием внести первый взнос в счет будущей покупки индульгенции, если власть, не дай Бог, таки поменяется (касается всех);
— стремлением напомнить президенту о себе и своих проблемах (касается, в первую очередь, "мажоритарщиков").
Хотелось бы ошибаться, но желание освободить людей, брошенных за решетку в массе случаев ни за что, скорее всего, двигало немногими.
Повторимся: очевидная потеря контроля над фракцией в планы Януковича не входила. И он лично отправился "разрулировать ситуацию". Что как раз свидетельствовало — реально он фракцию не контролирует. В "мирное время" он ограничился бы звонком Рыбаку или Ефремову. Но в этой ситуации выбора у него не было.
Непосредственному общению с фракцией ПР предшествовала встреча со спикером, на которой также присутствовал Андрей Клюев. Убедившись, что дело зашло слишком далеко, вождь направился к бунтарям, выяснявшим отношения в парламентском кинозале. К тому моменту дискуссия достигла апогея. Исчерпавший запас аргументов Ефремов, по нашим данным, начал упрекать коллег в нечистоплотности, мол, взяли денежку за двурушничество.
И тут подоспел гарант. О том, чем именно он грозил "родной" фракции, написано много. Угрозу возможного роспуска парламента позже публично подтвердил даже спикер. (Правда, на каком-таком законном основании — не ясно. Впрочем, кого сегодня останавливают нормы законов, включая Основной?)
Есть основания утверждать, — Янукович напомнил, что к каждому из присутствующих есть вопросы, и соответствующие ведомства легко найдут на них ответы. Пока он — власть. А он — пока — власть.
Многие задавались вопросом: что же это за "закон о заложниках" проголосовал Сергей Тигипко, который так рьяно бунтовал до, и так искренне сокрушался после? Предлагаем свою версию ответа, иллюстрирующую суть разговора в кинозале ВР.
По сведениям наших источников, в ответ на проникновенный спич Сергея Леонидовича Виктор Федорович набрал на телефоне номер Дмитрия Фирташа, и предложил "режиссеру" и "актеру" разобраться между собой. Чем лишний раз подтвердил, что самостоятельно контролировать фракцию уже не в состоянии.
Повторимся, Янукович добился своего: закон об амнистии был утвержден в редакции Банковой. Но люди, близкие к власти, утверждают: для снятия "напряга" он использовал практически весь резерв обещаний и угроз. Какие аргументы придется искать в случае возникновения нового "заострения", Бог весть.
Буква беззакония
О том, кто и что выиграл и проиграл, мы еще скажем. Пока констатируем очевидное: главными потерпевшими оказались жертвы задержаний, арестов, милицейских облав и карательных зачисток. Они были заложниками ситуации де-факто и стали заложниками власти де-юре.
Закон 4021-3 (так называемый закон об амнистии) тяжело назвать законом в привычном понимании. Поскольку большинство юристов, не утративших совесть, считают, что он попирает законность и увечит представления о праве.
Суть закона (для тех, кто еще не в курсе) вкратце: участники акций (с обеих сторон) освобождаются от уголовной ответственности за допущенные правонарушения. Исключения — совершение особо тяжких преступлений. Условие — освобождение всех админзданий во всех населенных пунктах; снятие препятствий для функционирования объектов и допуска работающих там; разблокирование транспортных коммуникаций на улице Грушевского и всех прочих улицах, кроме тех, где проходят мирные акции протеста. Сигнал для введения закона в действие — публикация о выполнении условий на сайте Генпрокуратуры ГПУ.
Взвесим.
Первое. Можно ли считать баррикады вблизи министерств и мэрии, а также митинги вблизи ОГА "препятствием для функционирования объектов и допуска работающих там" даже если здания освобождены? Что считать мирным митингом с точки зрения власти? Ответы на эти вопросы, в случае чего, даст суд. Вы догадываетесь, каким, в случае чего, он будет? И еще. Можно ли считать невыполнение требований ГАИ частью мирного протеста, а если нет, то не получится ли, что "закон даже после отмашки ГПУ можно не применять в отношении автомайдановцев", как об этом пишет Валентина Теличенко.
Второе. ГПУ решает, вступит ли закон в силу. Ново. Дико. Даже не суд, при всей декоративности этой институции. Многие юристы утверждают, что это противоречит Европейской Конвенции. Здравому смыслу — точно.
Третье. Узаконенная практика взятия заложников — такая же дикая новелла. Закон превратил правопорядок в предмет торга. Закон де-факто признал отсутствие четкой правовой связи между действиями арестованных и возможностью их освобождения. Это — бред! Право предполагает принцип индивидуальной ответственности за действия лица. Если ты виноват — сиди. Если тебя оправдали, помиловали или амнистировали — выходи. Но не бывает так, чтобы твоя вина или невиновность, свобода или несвобода зависели от действий третьих лиц. Уголовная ответственность граждан ставится в зависимость от действий общества либо поступков политиков.
Фактически и юридически власть признала отсутствие законных оснований содержания большой группы лиц под стражей, это раз. Признала, что политическая договоренность доминирует над правом, это два. Обозначила зависимость правосудия от политики, и верховенство прокуратуры над судом, это три. Узаконила недопустимый принцип коллективной ответственности, это четыре. Освятила право государства брать своих граждан в заложники, этопять.
Можно продолжать, но, наш взгляд, хватит и этого.
Кто и что выиграл? Кто и чего избежал?
Страна избежала вполне возможного кровопролития. Янукович — полной потери контроля. Оппозиция — позора. Протестующие — повода для внутреннего раскола. Запад — необходимости бросать все и заниматься, в первую очередь, Украиной. Пока.
Узники не получили свободы. Россия — удовлетворения происходящим. Часть силовиков (в первую очередь, уставший, замерзший, отчаявшийся и одновременно озверевший "Беркут") — команды "фас". Никто в стране и за ее пределами не получил даже намека на ответ на истязающий вопрос "Что дальше?"
Все получили передышку. Янукович — чтобы собраться с силами. Оппозиция — чтобы с мыслями. Олигархи — чтобы действительно собраться.
Дальнейшие действия?
Начнем с Януковича. Он все еще надеется, что все рассосется. И все еще планирует употребить силу, если не рассосется.
Стимулирующие факторы?
Первый — страх. Время идет — ситуация не ломается. Он пока еще контролирует силовиков и большую часть чиновников, держит в узде большинство Рады, сохраняет влияние на олигархов. Но для укрепления контроля нужны жесткие шаги.
Второй — давление "ястребов". Которых немало. В окружении Януковича они сейчас в большинстве. Сам постарался. Общение здешних "ястребов" с российскими "стерхами" окрыляет первых. "Ястребы" во фракции — нервничают, но опираются на "ястребов" в регионах. Опора среди силовиков, повторимся, "Беркут". Большинство в ВВ чувствует себя заложниками власти и ждет приказа отбыть в места постоянной дислокации. Большинство командиров и бойцов милицейского спецназа чувствуют себя преданными властью, но все еще ждет приказа штурмовать. Горячие головы обещают "зачистить" все, всех и очень быстро. Эти настроения Янукович не может не учитывать. Иначе они могут выйти из-под контроля. Потому что им есть чего бояться.
Сдерживающие факторы?
Первый — страх окончательно потерять контроль над ситуацией. Этот страх периодически требует от Януковича нажать кнопку "Пуск". И этот же страх вынуждает его этого не делать. До него постепенно начинает доходить, что масштаб, глубину и остроту протеста он изначально оценил неверно.
Второй — как ни странно, Россия. С одной стороны, она гонит вперед. И до установления контроля над ситуацией тормозит процесс финансового вливания. С другой, страх оказаться бесправным заложником Кремля, пока тормозит. Рубикон виден без бинокля, но еще не перейден. Впрочем, у Путина есть возможности обострить ситуацию без ведома и участия Виктора Федоровича. Он не устраивает Кремль даже как орудие их политики, но другого — нет.
Третий — Запад. События прошедшей недели показали, что "гарант" с его позицией пока считается. Вашингтон и Брюссель наконец-то четко дали понять, что применения силы и пролитие крови не простят. Спешность, с которой Янукович выполнил их фактические условия — не ввел ЧП, отменил пакет законов от 16 января и санкционировал амнистию — тому свидетельство. То, что закон об амнистии вышел иезуитским, ничего не меняет. Он обещал амнистию, но никого не обещал выпускать. Почувствуйте разницу.
Четвертый — олигархи. Резкое движение может спровоцировать их окончательное "предательство". А за ними телевизор и большинство большинства.
То, что силовой вариант по-прежнему реальность, — подтверждает масса обстоятельств. Ни один приказ не отменен. Ни один боец не отведен. Задержания, похищения, нападения и поджоги продолжаются. Ордера на задержание активистов заочные суды продолжают штамповать. Бетонные плиты и колючка становятся приметой времени.
Кроме того, Янукович откровенно "заигрывает" то, на чем можно было бы "сыграть", кабы он в самом деле хотел мира. Запад обещал транши от МВФ в случае формирования коалиционного правительства, но пока Янукович говорит только о "техническом". То есть, о своем. Без Азарова, и, возможно, Захарченко.
Вернуться к Конституции-2004 можно за один день. Либо КС отменяет свое сомнительное решение. Либо Рада 300 голосами голосует за проект №4180, который сопровожден выводом КС, предварительно одобрен, и (как убеждают знатоки) не утратил своей юридической силы. Но и в том, и в другом случае требуется "добро" Януковича. А он его не дает. Он навязывает спецкомиссию по доработке Конституции. Новый проект Основного закона (с которым поработают Портнов и Лукаш, и в котором точно останутся депутатская "мажоритарка" и право президента снимать премьера). Две сессии, вывод КС, полную процедуру… Он тянет время. Оно ему необходимо. Авось утрясется. Авось разведем. Фоном служат тихие обещания досрочных президентских выборов после принятия новой Конституции.
Даже то, что Янукович упорно избегает публичной порки Захарченко, показывает, что до мира он не дозрел. Досрочные выборы президента; полная амнистия "своих"; кара виновных в убийствах, пытках и похищениях; демонстративное наказание главы МВД — вот примерный перечень требований тех, кто не готов уходить с улиц. Допустим, Янукович не готов выполнить первые три требования. Но, желай он обретения ключа к миру, мог бы пожертвовать Захарченко. Его возможное появление в Совбезе вряд ли можно считать жертвой.
Теперь об оппозиции. Хотела "соскочить". По факту — "отскочила". Сохранила лицо (спасибо Виктору Федоровичу). Янукович, по нашим сведениям, озвучил то, что требовали от "тройки" многие ее сторонники — определитесь с лидером. Де-факто таковым стал Кличко. Пока. Он получил от власти гарантии того, что его не снимут с президентских выборов. А Янукович якобы получил от Запада месседж не препятствовать регистрации лидера УДАРа.
Есть ощущение, что, как минимум, двое из "тройки" — Кличко и Яценюк в душе желали, чтобы "кулуары" окончательно сменили улицу. Думаю, им тоже страшно, во-первых. Во-вторых, один получил бы возможность спокойно готовиться к президентским выборам. Второй — возможность получить премьерский пост, когда президентский уже не светит. Но с премьерством вряд ли выйдет. Во-первых, Янукович потребовал, чтобы кандидатуру премьера от оппозиции утвердил Майдан… Во-вторых, и фракция, и партия "Батьківщина" выступили против премьерства Яценюка, а Юля вообще обещала проклянуть. Что касается Тягнибока, то ему все на пользу.
Но случилось на этой неделе то, что случилось. По сути, "нулевой вариант". Все пока остались при своих. Репутация Януковича естественным образом несколько подмокла. Репутация "тройки", благодаря обстоятельствам, почти не пострадала. Обстоятельства и, надеемся, убеждения, по-прежнему "привязывают" их к тем, кто на площадях и баррикадах. К тем, кто по-прежнему определяет движение реальной политики. Которое пытаются корректировать многие, но изменить никто пока не может. Попросту не знает, как…