Статьи
Пока большинство моих знакомых мучительно ищут ответ на вопрос "Где выход?", я пытаюсь понять, где вход. Где находится заветная дверь? Дверь, за которой — узкое пространство, ограниченное мрачными, прочными стенами. Пространство, настолько тесное, что очутившиеся в подобном помещении политики из разных политических лагерей уже не смогут привычно разглагольствовать "о поиске точек соприкосновения". Их и так прижмет друг к другу. Прижмет настолько, что разговор о том, как именно разойтись, неумолимо обретет конструктивный характер. Придется выбирать между вынужденным компромиссом и неминуемой стенкой. Почему-то кажется, что выбрать стенку не захочет никто.
Нынче многие сравнивают сегодняшние акции неповиновения с событиями десятилетней давности. Большинство сходятся во мнении, что различий у двух революций больше, чем совпадений. Особо отмечают изменение характера протестов и качества протестующих. Политики, похоже, эволюционируют куда медленнее.
Есть много гипотез по поводу того, что стало переломным моментом оранжевой революции. Моя версия, наверное, отличается от хрестоматийных.
Точная дата из памяти, увы, выветрилась. Зато сохранилась острота ощущений… Камень, разбивший стекло в здании Верховной Рады просвистел над самым ухом. Ощущение, сами понимаете, не из приятных. Но моя растерянность не шла ни в какое сравнение с ужасом, запечатленным на лицах превратившихся в каменные изваяния депутатов, до того мирно бродивших по кулуарам. Обращаю внимание, депутатов из разных фракций. Из состояния оцепенения избранников народа вывел треск выламываемой двери. Народ пришел к ним в гости. Ушел, впрочем, так же стремительно, как и появился. Первыми взяли себя в руки парламентарии от оппозиции, оперативно убедившие протестующих вернуться на прежние рубежи. За стены.
Инцидент был исчерпан. Осадок остался. Это читалось на посеревших лицах и в помутневших глазах. Попытка штурма Рады в конце 2004-го, по сути, сделала процесс смены власти необратимым. Потом хватало досужих рассуждений, что сие было. Неудачная провокация власти? Удачная акция устрашения, инспирированная оппозицией? Или просто люди устали ждать? Склоняюсь к третьему варианту, хотя точный ответ мне неведом. Просто доверяю собственным впечатлениям. Переполох от излишне близкого соприкосновения с протестом, на мой взгляд, совершенно очевидно испытали и те, кто этот протест искренне поддерживал.
Тогда стало вдруг понятно, что с этого момента депутаты-противники режима станут более энергичными, их оппоненты — более сговорчивыми, а сомневающиеся наконец-то определятся. Переформатирование Рады из теоретической сферы бесповоротно перетекло в практическую. А реальное изменение настроений в законодательном органе, в свою очередь, существенно повлияло на настроения других активных участников — Верховного суда, силовиков и, разумеется, президента.
Призываю не искать в моем безобидном воспоминании прямых аналогий, тем паче — каких-либо призывов. Читатель просто может согласиться либо не согласиться с точкой зрения автора: в нашей стране политики никогда не устанут вести бесплодные переговоры. Из этого состояния их может вывести только народ, уставший от бесплодного ожидания.
"Можно ли считать народом его малую часть, навязывающую свое мнение целой стране?" — безустанно спрашивают меня знакомые, протест не поддерживающие. Озвучиваю свое частное мнение тем, кому оно интересно. Судьбу страны, в конечном счете, определяет та часть населения, которая готова бороться за свои представления о будущем активно, добровольно и бесстрашно.
Страна отвыкла от "бесплатных протестов". Готовность значительного числа самых разных людей жертвовать комфортом, заработком, карьерой, здоровьем и даже жизнью изумила и в какой-то момент напугала не только властителей, но и верховных борцов с режимом. Как-никак, одним салом мазаны.
Пользуясь случаем, сам покаюсь. Публично полагал, что потолком народного гнева будет тысяча отчаянных и десятки тысяч в социальных сетях. Признаю ошибку…
"Власть должна пойти на уступки, если оппозиция воздержится от необдуманных шагов…", — твердили западные дипломаты в декабре. "Почему власть не идет на реальные уступки даже после обострения конфликта?", — удивляются они нынче. Действительно, почему?
Можно как угодно относиться к событиям на Грушевского, можно спорить об эффективности захвата ОГА в регионах (особенно, на Востоке), можно по-разному оценивать степень влияния на последние события внешних сил и отечественных олигархов. Но совершенно очевидно: обострение форм протеста и расширение его географии — истинная первопричина тех локальных побед, которых смогли добиться те, кто хочет изменения качества власти. Успехи не впечатляющи. Отставка Азарова, де-факто не повлекшая отставки Кабинета. Отмена пакета законов от 16 января, неполная (как выяснилось) и не вполне окончательная (как сразу оговаривалось). Обещание изменить Конституцию, не означающее готовности это сделать. Не густо, но даже этих маленьких побед не было бы без яростной удали баррикадников с Грушевского и отчаянной доблести запорожских и днепропетровских повстанцев.
Естественный испуг стал искусственным стимулом для политиков. Власть пыталась побороть протест при помощи страха. Страх оказался эффективным оружием в борьбе с ней. И не только с ней. Страх заставил нервничать и некоторых оппозиционных политиков, мучительно искавших надежные пути бегства с забаррикадированного Майдана.
Погасли шины, затихла стрельба. Слава Богу? Слава Богу. Но едва миновал переполох, как формальная власть обрела былую дьявольскую неуступчивость, а формальная оппозиция — прежнюю ангельскую беззлобность. Кто или что должно снова напугать и тех, и других настолько, чтобы мысли обрели необходимую ясность, а движения — требуемую четкость? Кто знает, где находится та грань, за которой контролируемая активность превращается в безудержную агрессию? А приводящий в чувство перепуг, — в убивающий любые чувства животный инстинкт самосохранения?
Нервный пульс протеста свидетельствовал о его жизни. Нынешний анабиоз — доказательство способности выжить, но не доказательство неготовности умереть. Мудрые переговоры политиков — логическое завершение активности улицы. Если речь идет о мудрости. И о переговорах.
Переход к парламентско-президентской модели управления государством десять лет назад был необходимым условием достижения компромисса. Является ли это таким же непреложным условием сегодня? Точного ответа нет. Как не существует и точного ответа на вопрос, какая схема более всего подходит Украине? И какой из двух Основных законов, образца 1996-го или образца 2004-го, более совершенен с правовой точки зрения? С легкостью отыщу десятки знатоков, которые одинаково убедительно обоснуют диаметральные точки зрения. Как по мне, Конституция-96 точнее, детальнее, изысканнее, если хотите. Но гораздо более противоречивая Конституция-04 полезнее хотя бы тем, что ограничивает власть должностного лица, которое не хочет себя ничем ограничивать. В этом смысле Кравчук, Кучма, Ющенко и Янукович, как по мне, не слишком отличались. А на особенности характера их правления влияли степень их внутренней политической наглости, уровень квалификации окружения, и политические обстоятельства, на которые они не могли повлиять.
Президент Ющенко жил при двух Конституциях, и возможностями ни одной из них не смог воспользоваться. При двух Конституциях жил президент Янукович, и недостатки обеих изощренно использовал. И ни Леонид Данилович, ни Виктор Андреевич, ни Виктор Федорович не дали повода считать, что они искренно следуют духу и букве Конституций, в рамках которых они существовали как политики.
Нет идеальных конституций. Нет идеальных правителей. Масштаб государственных мужей проверяется кризисами. Искусство политика измеряется способами, при помощи которых он пытается снизить накал конфликта в момент его пика. В 1993-м Кравчук согласился на досрочные выборы. В 2004-м Кучма запретил применение силы. В 2014-м Янукович предложил взять в заложники граждан собственной страны. Почувствуйте разницу.
Мой призыв адресован тем политикам, которые честно верят, что разговоры о Конституции снимут напряг. Не снимут. Точно известно, что "технического задания" на разработку конкретного проекта Основного закона в АП от босса пока не получили. Понятно, что формальная готовность большинства создать комиссию для подготовки новой Конституции — попытка власти выиграть время. Очевидно, что не только конституционного большинства для внесения конституционных изменений, но даже простого — для одобрения мифического "акта" о восстановлении Конституции-04 в Раде нет. Столь же очевидно, что КС не отменит свое сомнительное решении о восстановлении Конституции-96. Еще более очевидно, что никто пока не "отменил" МВД, СБУ, прокуратуру и суды. И никто не отменил инстинкт самосохранения. А значит и Янукович, и депутаты большинства (регулярно испытывающие действие этого инстинкта) будут совершать то, что совершали до сих пор. Он — давить от страха. Они повиноваться — от того же страха. Пока этот страх не вытеснит новый, более сильный. Но взяться ему пока неоткуда. Протест взял паузу. Протест ждет движений от политиков.
Пока — напрасно. Передых от войны, переполох власти и переговоры с Западом, притупили чувство страха перед будущим. Приспали пробудившееся было чувство ответственности. В героическую часть истории можно попасть двумя способами — или подарить свое имя истории, или купить историков. Первое предполагает очевидную жертвенность сегодня, второе — гипотетическое спонсорство завтра. Участники оппозиционной "битвы титаников" сегодня по-прежнему далеки от алтаря, в силу близости к ресурсам. Ни плохо, ни хорошо — констатация.
Скверно другое. Ответ на популярный вопрос — как нынешний Майдан смог столь непостижимо объединить столь разных людей — на мой взгляд прост. Только ощущение свободы делает пространство общим. В этом смысле незнакомые между собой киевский студент, ветеринар из Прикарпатья, айтишник из Одессы, ультрас из Харькова, врач из Херсона, безработный из Хмельницкого и водила из Черкасс ближе друг к другу, чем примерно равнокалиберные по образу мыслей и уровню амбиций вожди. Вирус свободы их не заразил. Они по-прежнему боятся спонсоров и покровителей больше, чем тех, кто поднял их значимость на небывалую доселе высоту. Высоту Майдана.
Который с каждым днем убеждал все большее количество людей в том, что их слово и дело действительно серьезно влияет на историю. В отличие от 91-го, и значительно больше, чем в 2004-м. А вожди все так же ищут поддержки и опоры извне — в Москве, Брюсселе и Вашингтоне. Их усугубившаяся политическая инфантильность — резкий контраст политическому взрослению народа.
Конституция, техническое (коалиционное) правительство, многое прочее, в самом деле, может стать выходом. Если будет найдена точка входа в переговорный процесс.
Причиной для этого должно стать понимание, что не новая версия Конституции, и не персональный состав Кабмина служит целью тем, кто поставил на карту все. Иное качество власти — цель, которую никто не отменял.
Поводом для понимания может стать резкое движение. Какое и чье — не знаю. Знаю, чего не хочу. Чтобы сигналом к осознанию неизбежного стал выстрел. С любой стороны.
- Информация о материале
Деньги семьи Николая Азарова поступают в Австрию неофициально, заявил эксперт австрийской полиции на условиях анонимности. Об этом пишет австрийский таблоид Kronen Zeitung, который фактически поставил Азарова в один ряд с "диктаторами и коррумпированными политиками", передает DW.
Журналисты этого издания отмечают, что северокорейского диктатора Ким Чен Ина, экс-премьера Украины и главу Партии регионов Николая Азарова и бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова соединяет их "любовь к Австрии в очень закрученном понимании".
"Каждый из них спрятал часть своего имущества у нас. Попытки это припрятать – очевидны. Эксперт полиции, который пожелал не называть своего имени, сказал, что деньги поступают в Австрию неофициально, потому что это слишком бросалось бы в глаза", - отмечает Kronen Zeitung.
По некоторым данным, добавляет издание, свое состояние в Австрии держали и арабские диктаторы: свергнутый президент Туниса Бен Али, экс-президент Египта Мубарак и сын ливийского диктатора Муаммара Каддафи – Саиф аль-Ислам.
Как известно, 28 января Азаров ушел в отставку с должности премьер-министра Украины и подался в Австрию. Уже за считанные часы он на частном самолете полетел в Вену, где живут его родные в дорогой вилле в одном из элитных районов города – Пётцляйнсдорф (Pötzleinsdorf).
Как передало агентство AFP со ссылкой на австрийские медиа, экс-премьер планирует пожить некоторое время у своего сына.
В посольстве Украины в Австрии и МИД от комментариев отказались.
В воскресенье, 2 февраля, дом Азаровых в Вене пикетировали активисты местного Автомайдана.
После публикаций "Украинской правды" относительно состояния Азаровых в Австрии тамошние СМИ заинтересовались этой темой. В частности, кроме Kronen Zeitung, внимание ей уделили новостной онлайн-ресурс Format.at и радиопередача Ö1 "Дневной журнал".
На радио сообщили, что финансами семьи Николая Азарова в Австрии управляет его невестка Лилия Азарова. Она контролирует холдинг, который выпускает специализированный журнал о роскоши "Vienna Deluxе".
Вспомнили там и об австрийском бизнесе влиятельных "регионалов" братьев Сергея и Андрея Клюевых и сыне Азарова Алексее.
А Format.at в статье "Миллионные приветствия из Киева" написал: "Самая большая река в Украине – не Днепр, а исполинский неисчерпаемый поток государственных средств, который течет в сторону Австрии, Лихтенштейна, Великобритании и Карибских островов".
- Информация о материале
Как говорится, кому война, а кому мать родная. Пока в Украине полыхает конфликт, ушлые чиновники, не теряя времени, оттачивают свое мастерство дерибана бюджетных средств. И в числе первых – возглавляемое Натальей Королевской Минсоцполитики, традиционно получающее наибольший кусок из госбюджета по сравнению с другими госструктурами (согласно бюджету-2014, только само министерство получит более 92 млрд. грн., не считая различных фондов, находящихся в системе Минсоцполитики).
Команда Королевской настолько углубилась в «освоение» бюджетных средств, пользуясь тем, что внимание всей Украины приковано к Майдану, что это вызвало резкую критику даже у исконных партнеров Минсоцполитики. Сотрудничающие с Королевской общественные организации выразили резкое осуждение поведением министра социальной политики, углубленной в какие-то свои махинации в то время, когда в стране гибнут люди. «Может ли министр, который отвечает за социальные вопросы в стране, пренебрегать интересами народа и не обращать на них внимания?», - задаются вопросом общественники. И сами с прискорбием отвечают: «Как выяснилось, может».
Мы спешим обрадовать представителей общественных организаций. Интересами народа Минсоцполитики, может быть, и пренебрегает, но вот внимание на них точно обращает. Причем самое пристальное. Правда, вовсе не для того, чтобы спешить решать социальные проблемы этого самого народа и обеспечивать ему социальную защиту. Ведь на этих проблемах можно зарабатывать, и очень даже неплохо.
Вот небольшой пример. Пока "Беркут" пытал активистов, а возмущенные граждане захватывали по всей стране органы власти, в Минсоцполитики состряпали весьма интересный законопроект под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно удовлетворения денежных требований наемных работников в случае неплатежеспособности работодателя». На сегодня этот законопроект вынесен на Кабмин, до этого пройдя правовые экспертизы в том же Кабмине и Минюсте.
Суть предложений Минсоцполитики в том, чтобы наемных работников, которым не выплатил зарплаты обанкротившийся работодатель, отнести к числу застрахованных лиц в соответствии с законом "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы". Это позволит гарантированно выплачивать долги по зарплатам работникам обанкротившихся предприятий и компаний, не ожидая завершения процедуры банкротства.
Идея с первого взгляда кажется даже благородной. Ведь, как указывалось на заседании Кабмина в конце января этого года, ситуация с выплатой долгов по зарплатам остается в Украине весьма непростой. В частности, при всех оптимистичных заявлениях Натальи Королевской, звучавших в конце прошлого года, на 20 января 2014 года задолженность по заработной плате уменьшилась на 23 млн. грн. или менее чем на 3%. А в отдельных регионах задолженность выросла: например, в Киеве - на 13,5 млн. грн., Волынской области - на 1,1 млн. грн., в Ивано-Франковской и Винницкой областях - на 0,3 и 0,5 млн. При этом задолженность на предприятиях, которые находятся в стадии банкротства, составляет 318,2 млн грн, или 39% общего долга.
Правда, Кабмин тогда искал выход совсем в другом направлении, предписав местным властям активно включаться в процесс анализа причин задолженности и непосредственного участия в процессе выплаты долгов, выбивая их из недобросовестных работодателей. Минсоцполитики предлагает куда более хитрый вариант – не трогать нечестных работодателей, а выплачивать их наемных работникам зарплаты из кармана тех предприятий и компаний, которые и без того добросовестно платят и зарплаты своим работникам, и все положенные отчисления государству.
В частности, законопроектом Министерства социальной политики предлагается ввести институт гарантирования выплаты зарплат, закрепив эти функции за Госслужбой занятости и ее территориальными органами, а источником финансирования определить Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Заметим, что на самом деле это ноу-хау Минсоцполитики активно обговаривало на протяжении всего 2013 года. Тогда Королевская предлагала создать некий дополнительный фонд гарантирования выплаты зарплат, в который бы честные работодатели платили взносы для того, чтобы платить зарплату работникам нечестных работодателей.
Понятно, что такой тупейший и крайне несправедливый вариант вовсе не понравился добросовестным работодателям. Они никак не могли понять, с какой радости должны оплачивать долги всяких проходимцев и просто бездарных бизнесменов. А потому Королевская сделала ход конем, вешая нынче выплаты работникам предприятий-банкротов на Фонд страхования по безработице. То есть формально честные работодатели будут платить в тот фонд, что существовал и ранее, но теперь эти деньги пойдут не только на пособие по безработице, но еще и на погашение долгов банкротов. Вуаля!
Но несправедливость по отношению к честным работодателям – это полбеды. Независимая экспертная оценка свидетельствует, что закон сам по себе открывает просто неисчерпаемые возможности для коррупционных действий. Схема напрашивается сама собой: стоит создать любую компанию, не выплачивать работникам (а это вполне могут быть «мертвые души») зарплаты, а затем объявить о банкротстве, как доброе Минсоцполитики сразу направит деньги из Фонда по страхованию по безработице деньги на погашение «долгов».
Суммы законом предусмотрены вроде бы небольшие - общая сумма будет включать зарплату за последние два месяца до возбуждения дела о банкротстве или увольнения (две минимальные зарплаты; МЗ), компенсацию за неиспользованный в последние полгода отпуск (0,5 МЗ), компенсационные выплаты (выходное пособие, больничный, командировочные; две МЗ). Граничная сумма – 5 600 грн на одно лицо. Но если дело поставить на поток, то на выходе можно получить «левые» миллионы. Ради которых, очевидно, и писался этот законопроект.
Заметим также интересную странность: в Минсоцполитики потребность в деньгах на выплаты зарплат предприятий-банкротов в 2014 году оценивают в 100 млн грн. При том, что, как мы указали выше, уже на сегодня задолженность на предприятиях, которые находятся в стадии банкротства, составляет 318,2 млн грн. То есть каким именно предприятиям-банкротам будут выплачивать долги – решат… чиновники Минсоцполитики. Комментарии, думается, излишни.
И, наконец, апофеоз. Как сказано в экспертном заключении юристов Кабмина относительно этого законопроекта Королевской, «в проекте акта отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений». Как и в заключении Минюста сказано, что «в проекте Закона Украины не выявлены положения, которые способствуют или могут способствовать совершению коррупционных правонарушений».
Рука руку моет?
- Информация о материале
Тема Евромайдана уже несколько месяцев не сходит с главных страниц большинства украинских интернет-ресурсов. И если основными инструментами власти для борьбы с несогласными на центральных улицах Киева и многих украинских городов были бойцы «Беркута», внутренних войск, «титушки», то в интернете основной атакующей провластной силой стали профессиональные тролли. В результате десятки крупнейших порталов были вынуждены существенно ужесточить политику публикации комментариев к своим статьям и новостям, в частности, была включена премодерация, а на некоторых ресурсах возможность комментариев была и вовсе отключена.
Углубление политического кризиса в стране внезапно спровоцировало повышенный спрос на услуги политтехнологических «агентств», которые давно и успешно используют такой инструмент черного пиара, как интернет-троллинг.
Как сообщил «proIT» бывший сотрудник крупного маркетингового агентства, пожелавший остаться инкогнито, львиная доля всего негативного политического троллинга проходит через так называемые «агентства». Работа таких агентств давно налажена и обкатана, они обладают огромными прокачанными ботнетами, фейковыми аккаунтами в наиболее популярных соцсетях, а также базой контактов троллей-фрилансеров, выполняющих механическую часть работы. Такие агентства работают годами, «у руля» стоят те же люди, что и во время прошлых президентских выборов.
Несмотря на то, что с началом Евромайдана «агентства» наняли дополнительные руки для механической работы, не существует постоянного «набора в ряды троллей», подобно тому, как через Facebook приглашают «титушек» в Мариинский парк. Рынок услуг интернет-троллей невелик, там нет сотен и тысяч рабочих мест. Поэтому профессиональным сетевым троллингом в Украине занимаются не тысячи человек, как это может показаться, исходя из создаваемого «информационного фона», а всего несколько десятков.
Но все-таки наём новых «контент-менеджеров» иногда происходит, их нанимают либо непрофессионалы, либо те, кто хочет сэкономить. Дело в том, что львиную долю в цене «агентства» составляет профессиональный политтехнолог, услуги которого стоят иногда дороже, чем целая армия троллей, выполняющих механическую часть работы. Те, кто не могут его себе позволить, ищут «контент-менеджеров» в обход агентств и сами формулируют им задачи. Результат такой «самодеятельности» выглядит грубо, топорно и узнаваемо:
По словам Олега Хаврука, технического директора интернет-портала Comments.ua, на полупрофессиональном уровне в качестве исполнителей ручной работы привлекают студентов.
«Им дается разнарядка — список сайтов, тем, месседжей, которые необходимо «вкидывать», и они работают. Как правило, они тратят 3-5 часов в день. Обычно они направлены не на дискуссию, а на прямой «вброс» нужной информации. На Comments.ua троллей мы отслеживаем по IP-адресу: если несколько пользователей под разными именами постят провокационные тексты в одном ключе, понятно, что это один и тот же человек».
Олег Хаврук говорит, что заказчик ведет учет объема и качества выполненной работы. Самый простой способ ― исполнитель ведет таблицу в Excel, где отображен адрес страницы, на которой сделан пост и имя автора или сам текст сообщения. Заказчик выборочно проверяет, соответствует ли представленная информация действительности.
В роли заказчика выступают PR-структуры, нанятые для сопровождения определенной политической партии, депутата или политика, а интернет-троллинг выступает в роли дополнительной услуги. «Хотя заказчик может обратиться к исполнителю практически напрямую. Если это какой-то мелкий депутат, и он хочет отработать конкретно по себе, то он может заказать такие услуги через своего помощника», ― говорит Олег Хаврук.
При этом он отмечает, что в любых крупных информационных кампаниях, будь-то Евромайдан, президентские или парламентские выборы, всегда работает несколько параллельных команд интернет-троллей. По словам техдиректора портала Comments.ua, в случае с Евромайданом явно видно, что действует несколько команд: «Есть явная засветка России. Мы это видим на страницах ресурса Comments.ua, там стараются отписаться люди, у которых даже в профилях указано, что они из Москвы, Санкт-Петербурга, и они рассуждают о том, «как эти западенцы всех задолбали, сколько можно бандеровцев кормить». Хотя, казалось бы, о чем они могут говорить, если даже не в этой стране живут».
Между тем, несмотря на пафосность и важность основной задачи интернет-троллей ― формирования общественного мнения ― работа исполнителей не считается квалифицированной и платят за нее не так уж и много. Дневной заработок может колебаться в пределах $10-30, и это при том, что всегда существует большая вероятность «кидка» со стороны заказчика. Впрочем, исполнители перестраховываются и требуют предоплаты в размере 50%.
Если же речь идет об услугах интернет-троллинга на профессиональном уровне – создание и сопровождение имиджа организации, или поддержание заданного градуса общественного мнения по определенному вопросу — заказчик должен быть готов раскошелиться уже не на сотни долларов, а на десятки тысяч. Впрочем, и эффективность будет несопоставимо выше ― «агентства», обеспечивающие выполнение крупного заказа, обладают сформированной структурой и профессиональной командой с четким распределением обязанностей. По словам «ветерана» одного из «агентств», которое стартовало еще в 2008 году под президетские выборы, иерархия исполнения выглядит в общих чертах так:
• Представитель заказчика. Формулирует «заказ» и обеспечивает финансирование. Как правило, аппаратчик уровня помощника нардепа или пресс-секретаря.
• Политтехнолог. Декомпилирует и «переваривает» задание, зачастую сформулированное «по понятиям» («чтоб все было в шоколаде»), определяет болевые точки целевой аудитории. Как правило, профессионал высокого уровня. Один политтехнолог может готовить стратегию, которая затем используется одновременно несколькими «агентствами». Именно с подачи политтехнологов в массы был вброшен термин «майдауны», постулат о том, что жители западных областей — все поголовно «бандеровцы», а также раскрутка идеи федерализации. Зарплата ― десятки тысяч долларов.
• Координатор. Самая трудоёмкая профессия в цепочке. Его задача ― распределить работу между исполнителями механической части, проконтролировать её исполнение, раздать гонорары и отчитаться перед заказчиком. Как ни странно, чаще всего эту работу выполняют люди, не связанные с высокими технологиями. Здесь в первую очередь требуются навыки организатора производства и умение истребовать результат. Фиксированной ставки нет, кормится комиссионными от армии подчиненных, фактический заработок — несколько тысяч долларов.
• Программист. Создает интерфейс для автоматизированной рассылки шаблонных комментариев по соцсетям и твиттеру, а также под статьями в онлайн-СМИ, где комментирование возможно без авторизации и проверки подлинности. Кроме этого, интерфейс в онлайн-режиме (через RSS) уведомляет контент-менеджеров о появлении новых публикаций в ключевых СМИ и автоматически «накручивает» рейтинги негативных комментариев, используя подконтрольные аккаунты в соцсетях. За создание постинг-интерфейса с нуля получает $2-3 тыс. разово, за поддержку — около $1 тыс. в мес.
• Копирайтер. Отталкиваясь от стратегии политтехнолога, пишет шаблоны универсальных «речёвок», подходящих для комментирования любой статьи, независимо от содержания. Должен обладать навыками психолога. Как правило, сотрудник рекламного или маркетингового агентства, не брезгующий подобной «халтурой». Получка разовая, около $1 тыс. за пакет темников.
• Контент-менеджеры — собственно тролли. Исполнители механической части работы ― подбирают из темника и вручную публикуют шаблонные комментарии там, где это невозможно сделать автоматически, поддерживают «дискуссию», где требуется, накручивают рейтинги, делают скриншоты о выполненной работе. Зарплата в среднем 300-400 грн. в день. Одновременно работает 2-3 человека на раскрутку 1 персоны, и 10-15 под специальную «долгоиграющую» тему.
• Ботнет. Покупается на хакерском черном рынке. Предложение состоит из двух раздельных частей: 1) пакет угнанных или специально созданных аккаунтов в соцсетях, от имени которых публикуются комментарии;
2) армия инфицированных компьютеров, с IP-адресов которых происходит скрытая рассылка комментариев, с целью обхода спам-фильтров и бана на атакуемых ресурсах. Цены очень разные: от нескольких центов за свежесозданный пустой аккаунт (100% бот), до $10 за угнанный «прокачанный» аккаунт с живыми друзьями/фолловерами.
Итого, поддержка уже налаженного троллинг-ботнета, раскручивающего конкретную персону/организацию, обходится в 50-60 тыс грн. в месяц. Крупный ботнет, работающий на специальную тему или на формирование и поддержание заданного общественного мнения, обходится в несколько сотен тысяч гривен ежемесячно. Для крупных акций может быть привлечено несколько «агентств» (независимых ботнетов).
Таким образом, интернет-троллинг уже давно перестал быть просто забавой отдельных личностей, заинтересованных в большей узнаваемости, публичности и эпатаже. Благодаря современным технологиям массовый постинг провокационных комментариев превратился в вид бизнеса с оборотами в десятки и сотни тысяч долларов. И этот инструмент пользуется стабильным спросом как со стороны рядовых депутатов и чиновников, так и со стороны тайных и влиятельных сил соседних стран.
- Информация о материале
Вслед за политической ситуацией к так называемой точке бифуркации (критическому состоянию системы, при котором она становится крайне неустойчивой и зависимой от влияния мелких факторов) подошла и ситуация в украинской экономике. Ее давно накапливавшиеся системные проблемы в последние две недели умножились на резко возросший коэффициент политической нестабильности. Видимые внешние проявления этого обострения — скачок курса доллара выше 9 грн, резкое повышение доходности государственных обязательств, фактическое замораживание деловой и инвестиционной активности, ведущее к неизбежному дальнейшему падению поступлений в и так несбалансированный госбюджет.
И хотя к концу недели ситуацию на валютном рынке все-таки удалось частично стабилизировать, простых и безболезненных решений проблемы растущего госдолга и макроэкономической стабилизации, как и в случае с политическим кризисом, пока не просматривается. Официальный Киев в поиске источников латания бюджетных дыр предпочитает и дальше полагаться на "братскую" помощь России со всеми произрастающими из этого рисками. Кстати, в четверг С. Арбузов и Ю. Колобов не смогли добиться от Д. Медведева ни денег, ни поднятия шлагбаума на границе: эти вопросы решать президентам и за закрытой дверью…
Единственная здравая альтернатива растущей зависимости от "доброй воли" Кремля — достижение договоренностей о финансировании со стороны ЕС/США/МВФ, окно возможностей которого вроде бы открылось в минувшие выходные. Однако это потребует сложных и электорально непопулярных решений, на которые вряд ли, с учетом приближения президентских выборов, решатся как власть, так и нынешняя парламентская оппозиция.
Внешние проявления
Известия об эскалации насилия в центре украинской столицы и его жертвах, ставшие топ-новостями всех мировых СМИ, не могли не сказаться на финансовых рынках и банковской системе, до того сохранявших относительный иммунитет к событиям на Майдане и вокруг него. По крайней мере, серьезного оттока банковских вкладов не наблюдалось фактически до последней недели января.
Сообщение об отказе России своевременно предоставить очередной 2-миллиардный транш из обещанных ранее 15 млрд долл. стало мощнейшим дополнительным катализатором рыночной нестабильности, ведь российские допингово-долговые инъекции являются сейчас едва ли не единственным источником внешнего финансирования для украинской госказны. Уже 31 января котировки пятилетних украинских CDS (Credit Default Swap, упрощенно — страховка от дефолта) превысили отметку в 1000 базисных пунктов (1053, для сравнения: еще 17 января они стоили 693 б.п.).
В понедельник, 3 февраля, ТВ-трансляция происходящего в парламенте (без)действия окончательно развеяла зиждившуюся надежду на скорое компромиссное разрешение политического кризиса. Стартовавшее еще на прошлой неделе массовое бегство теневых и прочих капиталов из страны (ZN.UA №3 от 31 января 2014 г., "Несвободное падение"), видимо, начало приобретать панический характер. Именно оно, а не паника населения, спровоцировало то невиданное и так поразившее воображение наблюдателей увеличение объемов торгов на межбанке.
При этом среди скорее наблюдателей, нежели активных участников процесса долгое время находился Национальный банк, что и позволило, в общем-то, так далеко зайти курсу.
И здесь подобная позиция вряд ли объясняется только желанием банковского регулятора сэкономить обмельчавшие резервы. Ведь в его распоряжении всегда найдется несколько увесистых административных рычагов, которые, будучи вредными в средне- и долгосрочной перспективе, оказываются весьма эффективными на краткосрочных периодах, когда главная задача — вовремя погасить очаги зарождающейся паники.
Сейчас приводятся два основных неофициальных объяснения, почему Нацбанк "засушил" проблему в самом зародыше. Первое — потому что умеренная и контролируемая девальвация гривни (на 10%, вплоть до 9 грн за доллар) наконец вошла в интересы не только отечественной экономики, но и украинских властей, а также представляющего их на финансовом рынке банковского регулятора.
Именно поэтому он (регулятор) не то что не давил девальвационные проявления в самом зародыше, а даже стимулировал их, продолжая выдавать своим подопечным рефинансирование. Так, в начале нынешней недели (3 февраля) появилось сообщение о продлении Нацбанком отмены ограничений на возможность выдачи банкам рефинансирования (в объеме до 50% от размера регулятивного капитала), введенной с декабря прошлого года.
Отсюда и проистекает вторая версия объяснения происходящего, которая весьма популярна среди участников рынка. Надо сказать, что формально процедура выдачи банкам рефинансирования содержит далеко не только вышеупомянутые ограничения (и касаются они, главным образом, критериев оценки качества залога, который банки могут взамен предоставить). Так что при желании всегда найдется повод отказать практически любому из претендентов на дополнительную ликвидность. По этой причине участники рынка многие годы жалуются на избирательность подходов и неравноправие доступа к рефинансированию. Во все времена его имели в первую очередь представители близких к власти финучреждений. Нынешняя ситуация не стала исключением. Якобы сейчас рефинансирование получили, по одним данным, 21, а по другим — 60 банков. А пауза, в точности как это было осенью 2008 г. при В. Стельмахе, как раз и позволила избранным вывести капиталы (посредством всевозможных схем с использованием фиктивных внешнеэкономических контрактов) в избранном для этого направлении.
Так ли это, может показать только время и опубликованная впоследствии банковская отчетность и статистика. Сейчас же пока ясно только то, что когда курс доллара во вторник взлетел выше 9 грн, ситуация явно стала выходить из-под контроля. Начавшие появляться еще на прошлой недели очереди у окошек банковских касс и валютных обменников (вплоть до последней декады января их не наблюдалось) резко удлинились — возникла реальная угроза полномасштабной паники населения. Только после этого банковский регулятор приступил к экстренным мерам пожаротушения.
Если смотреть шире
Конечно же, в нынешней ситуации нельзя списывать происходящее только на политический кризис. О многочисленных структурных и системных проблемах стагнирующей украинской экономики хорошо осведомлен каждый, кто хоть немного интересуется ее состоянием. Ведь даже если поверить в опубликованный Госстатом предварительный "нулевой" показатель роста ВВП за прошлый год, вряд ли должна кого-либо тешить стагнация в экономике, для которой даже восстановительный рост сейчас является чем-то недостижимым.
Неправильно в этом контексте не учитывать и действие внешних факторов, среди которых — достаточно напряженная ситуация на мировых развивающихся рынках и последняя девальвация валют ряда стран, в числе которых и ряд ключевых торговых партнеров Украины, в частности, Россия и Турция.
Однако чрезмерная зависимость от внешней конъюнктуры как раз и является одной из ключевых структурных проблем украинской экономики. Причем за последние годы, несмотря на все объявленные программы импортозамещения и разговоры о необходимости развития внутреннего рынка, ситуация принципиально ничуть не поменялась. Внешнеторговый оборот товаров и услуг, по предварительным оценкам НБУ, составил за прошлый год 186 млрд долл. (или 1,487 трлн грн в пересчете по прошлогоднему официальному курсу НБУ 7,993 грн/долл.), превышая таким образом предварительную номинальную оценку прошлогоднего ВВП (1,444 трлн долл.).
А что же факторы внутренние? Тотальная коррупция, рейдерство, судебный беспредел, произвол силовиков и чиновников (и в том числе постоянные попытки административного передела различных рынков с целью наладить централизованное взимание коррупционной "ренты") — вот только некоторые наиболее яркие характеристики украинской предпринимательской среды, которые душат экономику изнутри, отбивая заодно и любую охоту вкладывать в Украину извне. Наглядный индикатор — более чем двукратное уменьшение притока прямых иностранных инвестиций в 2013-м (всего 3,27 млрд долл. по сравнению с 6,63 млрд годом ранее), а также сокращение капитальных инвестиций (166,9 млрд грн за три четверти 2013-го против 177,5 млрд за аналогичный период 2012-го).
Но едва ли не самый болезненный удар инвестклимату страны и ее кредитному имиджу — перманентный дефицит госфинансов, приводящий к наращиванию госдолга со всеми вытекающими из этого последствиями. И это — главная особенность наследия так любившего пенять на "папередников" экс-премьер-министра Николая Азарова.
По итогам 2013-го государственный и гарантированный долг Украины достиг 584 млрд грн (или 73 млрд долл. в эквиваленте), то есть 40,5% ВВП. Для сравнения: еще на конец 2011 г. он составлял 473 млрд грн (59,2 млрд долл.) — 36,3% ВВП. Итого — прирост более чем на 111 млрд грн всего за два года (и это без учета последних официальных подвижек валютного курса).
Рассчитывать, что ситуация в этом году улучшится или хотя бы стабилизируется, не приходится. Ведь нынешняя версия бюджетного закона предусматривает прогноз роста реального ВВП на 3% (его номинальное значение должно увеличится до 1,653 трлн грн при росте налоговых платежей в госказну на 11,5%, а таможенных — на треть (!).
Конечно же, такой госбюджет обречен на хроническое невыполнение, и это подтверждается угрюмой реальностью последних лет. Так что уже привычно ключевой и наиболее животрепещущей задачей правительства на сегодняшний день является решение проблемы обслуживания обязательств и поиск необходимых для этого источников финансирования, в том числе внешних.
По последним опубликованным данным Минфина, прогнозные выплаты Украины по обслуживанию и погашению действующих кредитов и займов в 2014 г. составляют 125,5 млрд грн. Это почти 28% плана расходов бюджета (447 млрд грн), который тоже наверняка не будет выполнен. То есть фактически на обслуживание долгов сейчас направляется едва ли не каждая третья бюджетная гривня.
И поскольку внешние рынки сейчас, по понятным причинам, для Минфина закрыты, Киев предпочитает пока полагаться исключительно на добрую волю Кремля, "сладкие пряники" которого в конце прошлого года были проглочены с большим удовольствием (снижение цен на газ и обещание ссудить 15 млрд долл., из которых 3 млрд уже были получены и успешно на треть "распилены").
А так как настроения в Белокаменной (как показали в том числе и события прошлой недели) могут быть весьма изменчивыми, ключевой и первоочередной сиюминутной задачей стало, как совершенно резонно отмечают наблюдатели, удержание и продление московских договоренностей. Причем по мере реализации этих договоренностей эта задача становится все более важной и долгоиграющей. Так что украинским эмиссарам, в числе которых и сам президент, приходится все чаще ездить на поклон в Москву или Сочи. Что означает быстрорастущую и уже начавшую реализовываться угрозу дальнейшей фактической потери суверенитета, при которой реальными хозяевами на украинской территории (независимой страной это будет сложно назвать) уже через пару лет будут вовсе не сегодняшние политические лидеры и олигархи.
Эти проблемы — прямое следствие ущербности той модели экономики, которую если не создал, то развил и зацементировал за последние четыре года нынешний глава государства при посредничестве своих назначенцев. На основе своих собственных, так сказать, социально-политических убеждений, а также "семейных" интересов и ценностей.
Есть ли альтернатива?
Появившиеся в минувший уик-энд сообщения о том, что Киев при определенных условиях может все-таки рассчитывать на скоординированную финансово-экономическую помощь со стороны США и Евросоюза, не могли не воодушевить прогрессивно настроенные слои украинских граждан.
Тем более что такая информация поступила не только от Арсения Яценюка и Петра Порошенка (по итогам состоявшейся в субботу, 1 февраля, Мюнхенской конференции), но и содержалась в опубликованных в понедельник статьях The Wall Street Journal и The New York Times.
В частности, со ссылкой на главу дипломатии ЕС Кэтрин Эштон сообщалось, что страны Запада разрабатывают план финансовой помощи Украине, причем "цифры будут не маленькими". Условием выделения денег, по словам г-жи Эштон, является согласие правительства страны на проведение экономических и политических реформ, а также мирное разрешение конфликта.
В понедельник, 3 февраля, информацию о консультациях подтвердили президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, заявивший, что Европейский Союз со своими партнерами действительно обсуждает оказание финансовой помощи Украине, а также представитель госдепа США Джен Псаки. При этом последняя сделала оговорку, что принятие решения об экономической помощи Украине возможно лишь после формирования Кабмина.
В публикации WSJ со ссылкой на неназванный высокопоставленный американский источник упоминалось, что "никто не даст им (Киеву) денег, если они не будут проводить экономические и политические реформы, потому что это будут деньги, выброшенные на ветер". Источники издания в американской администрации заявили, что план помощи Украине может быть разработан всего за две недели, но для этого требуется узнать состав переходного правительства и убедиться, что оно уполномочено сотрудничать с МВФ.
Это упоминание вскользь кредитора кредиторов является, на наш взгляд, ключевым, так как с оглядкой на неповоротливость с принятием подобных решений европейской бюрократической машины оперативная помощь, альтернативная российским допинговым инъекциям, реально может быть получена только оттуда.
И именно в МВФ надо выяснять тот перечень "определенных условий", под которые может быть выделено финансирование.
К сожалению, ни в представительстве фонда в Украине, ни в Вашингтоне пока никак не отреагировали на запрос ZN.UA с просьбой дать какие-то пояснения по этому поводу. Тем временем, как заявил в четверг, 6 февраля, пресс-секретарь МВФ Джерри Райс, хотя фонд готов помочь Украине восстановить макроэкономическую стабильность, если страна об этом попросит, новая программа кредитования не обсуждается, поскольку украинская власть не обращалась по этому поводу.
Как известно, ранее переговоры фонда и официального Киева зашли в тупик из-за нежелания последнего выполнять ключевые условия МВФ. А именно: обеспечить меры по повышению гибкости валютного курса (читай — отпустить его в более свободное плавание); амбициозные усилия по консолидации фискальной ситуации (сократить дефицит госфинансов, для чего потребуется замораживание зарплат и пенсий, а также сокращение госаппарата); повышение внутренних тарифов на энергоресурсы. Ну и, наконец, "внедрение комплексных структурных реформ, направленных на улучшение бизнес-климата и поддержку экономического роста".
Пока, получается, Украина выполнила только первое условие. Плюс благодаря снижению импортных цен на российский газ стала менее сложной задача бюджетной консолидации и менее болезненной — повышения энергетических тарифов.
То есть некая база для возобновления переговоров есть. Однако, хотя далеко не только автор этих строк убежден, что именно договоренности с МВФ — единственный адекватный и стратегически правильный путь для выхода украинской экономики и ее финансовой системы из нынешней ситуации, реализация этого сценария выглядит пока крайне сомнительной.
Причем даже в случае формирования каких-либо вариантов коалиционно-компромиссного правительства (которые в данный момент вряд ли стоит рассматривать всерьез, хоть это допускалось еще на прошлой неделе). То же касается и возможности формирования "правительства технократов", которое возьмет на себя ответственность за ситуацию в стране и имплементацию необходимых реформ.
К такому выводу подталкивают "особенности украинской политической традиции", зараженной популизмом настолько, что любые трезвые взгляды в действующем составе парламента (хоть провластном, хоть оппозиционном) здесь "не в чести". А призывы, к примеру, того же Виктора Пинзеника "страна должна жить по средствам" больше напоминают глас вопиющего в пустыне. В подтверждение этих слов достаточно вспомнить хотя бы тот факт, что именно оппозиция, например, была главным инициатором отмены "преступной пенсионной реформы". Которая как раз и была инициирована с подачи именно МВФ как один из способов уменьшить становящиеся все более катастрофическими проблемы системы пенсионного обеспечения. И если эта реформа и заслуживает определения "преступной", то только потому, что так и не была доведена до логического и вразумительного завершения. Но в таком случае ответственная оппозиция должна была бы добиваться именно ее доработки, а не полной отмены.
Текущая же ситуация, как уже неоднократно заявляли эксперты, требует срочной ревизии и секвестра госбюджета для приведения главной сметы страны в более сбалансированное состояние. Однако для этого понадобится урезание многих статей расходов, в том числе и социальных. Принятие ответственности за реализацию подобных мер будет означать ликвидацию политического будущего для их воплотителей. И хотя желающих занять премьерский пост достаточно, готовность на серьезные жертвоприношения в теперешнем популистском украинском политическом классе — как провластном, так и оппозиционном — не наблюдается. "Пилить" — не резать…
Впрочем, существует и еще один альтернативный вариант. Который, кроме мер экономии, подразумевает латание дыр в госказне наподобие семимиллиардной топливно-акцизной (но кто ж себя обделит-то). А также — поиск новых источников бюджетных поступлений (от чего обязательно пострадают интересы и так едва ли не бунтующих "однопартийцев и единомышленников"). Ну кто ж на такое пойдет-то?
- Информация о материале
Глубокая девальвация нынешней власти обернулась не менее катастрофической девальвацией гривны. Основными причинами стремительного падения курса нацвалюты стали попытки Виктора Януковича установить в стране диктатуру и проведение Нацбанком "плановой" девальвации.
Хорошо заработать на подобных "планах" можно только тогда, когда другие о них не догадываются.
Сложилась старая, но не очень добрая традиция. Как только в Нацбанке или в Кабмине заявляют, что предпосылок для девальвации гривны нет, курс нацвалюты тут же уходит в глубокое пике.
Так произошло и на этот раз. Стоило новоиспеченному и. о. премьера Сергею Арбузову заявить на выходных в интервью телеканалу "Интер", что "сегодня нет никаких экономических причин для дестабилизации гривны", как уже в понедельник курс гривны рухнул на межбанке до 8,74 грн за долл.
И это, похоже, не предел. В этот понедельник на "черном" рынке "баксы" продавались уже по 9 грн. Скорее всего, на ближайшие несколько недель это станет "привычным" курсом для всех сограждан.
Не исключено, что когда население и бизнес привыкнут к новой психологической отметке, правительство и Нацбанк начнут штурмовать новую высоту - 10 грн.
Причиной тому не только катастрофическое состояние платежного баланса, но и возможность чиновников и банкиров, приближенных к Нацбанку, заработать на "плановой" девальвации баснословную прибыль.
Как "опускали" курс
Межбанковский валютный рынок лихорадит уже третью неделю. Всего за десять рабочих дней, с 21 января по 3 февраля, объем торгов всеми валютами на межбанке составил 35 млрд долл в эквиваленте.
Это рекорд, в среднем - около 3,5 млрд долл в день. Для сравнения: в 2013 году среднедневной оборот на межбанке не превышал 1,2 млрд долл. Кроме того, за эти две недели на межбанке были зафиксированы сразу три "дневных" рекорда. Самый большой объем торгов пришелся 28 января - 5 млрд долл.
Грубо говоря, все тощие резервы НБУ, которые на начало 2014 года составляли 20,4 млрд долл, равны недельному спросу на валюту на межбанке - с 27 по 31 января на рынке продано почти 20 млрд долл.
В Нацбанке могут радоваться только одному: основные обороты на валютном рынке никак не связаны с реальным импортом.
Самый крупный импортер в стране "Нафтогаз" за это время так и не смог или не захотел приобрести валюту для расчетов за газ в полном объеме. Заявок НАК на рынке не видели. Даже если доллары были куплены в закрытом режиме, валюта из страны не ушла. Зачем тогда она была куплена?
Если верить "Газпрому", долг "Нафтогаза" составляет уже 3,35 млрд долл. При этом обещанный в январе Россией кредитный транш, 2 млрд долл, Украиной так и не получен и, скорее всего, в обозримом будущем предоставлен не будет.
На прошлой неделе на межбанке наблюдалась интересная тенденция. Казначеи банков живо обсуждают, кто же "разгонял" обороты валютного рынка.
В некоторые дни разница между ценой покупки и продажи долларов достигала 10-15 коп. Так, 30 января на межбанке курс покупки составлял 8,55 грн за долл, а котировки на продажу достигали 8,7.
Точной информацией располагает ограниченный круг лиц, который держит ее в тайне. Банкиры же могут выдвигать лишь версии произошедшего.
"Сегодня это главный вопрос банковского рынка. Кто-то "перевернул" огромное количество валюты, а объем гривны в обращении не изменился. Самое главное, непонятно, кто этим занимался. С кем ни говорю на рынке, никто не в курсе", - прокомментировал казначей одного из банков с иностранным капиталом.
Что произошло
Есть несколько версий. По одной из них, нетто-покупателями валюты выступали банки с европейскими корнями и учреждения олигархов, а нетто-продавцами были банки с российским капиталом.
Сами представители российских банков в приватных разговорах крайне удивлены тем, что их опять пытаются сделать крайними в чужих играх. Официально они не афишируют свои объемы торгов валютой на межбанке.
"Банк не раскрывает информацию об объемах валютообменных операций на межбанковском рынке", - говорит член правления - казначей "Сбербанка России" Дмитрий Золотько.
Другая версия гласит, что после взрывов на Грушевского олигархи и "семья" решили вывести валюту из страны. Для этого "перевернули" имеющуюся у них гривну в доллары, заодно спровоцировав девальвацию.
Понятное дело, что в банках олигархов "все спокойно". "Вся валюта, покупаемая нами на межбанке, покупалась под импортные контракты", - утверждает Антон Стадник, начальник казначейского управления ПУМБ, банка Рината Ахметова.
Несуразный оборот межбанка казначеи призывают объяснять действиями государственных банков - Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка. Никто не знает реальную ситуацию, но без них точно не обошлось, уверен рынок.
Еще считается, что Ощадбанк и Укрэксимбанк накануне всех событий "накачали" валютой из резервов Нацбанка, которую впоследствии почти полностью выкупили. Действительно ли "похудели" золотовалютные резервы, покажет ежемесячная статистика, которую НБУ печатает каждый второй вторник месяца.
Кто заработал
У банкиров почти не вызывает сомнений собственно механизм "переворота" денег. Для этого могли использоваться фиктивные импортные контракты. Частично могли пройти сделки своп с валютой в гигантских масштабах, чтобы "перегнать" валюту из одного банка в другой.
Важно другое. Почти никто из них не заработал больших денег на девальвации. Что-то "срубить" получилось, но не слишком много.
Не зная, кто спровоцировал колебания на межбанке, казначеи рассуждают о двух моментах. Первый - произошел ли вывод валюты за границу. "Вряд ли или ушло немного", - констатируют они. Второй - знал ли кто-то о готовящемся скачке курса. Пожалуй, девальвации ожидали все, но не в таких ужасающих масштабах.
Всего за один день, 27 января, когда объемы торгов достигли рекордных 5 млрд долл, курс продажи доллара взлетел с 8,5 до 8,7 грн за долл. Назвать эти обороты результатом стихийных спекуляций у казначеев рука не поднимается.
В любом случае, уверены казначеи, в Нацбанке о гипертрофированных оборотах было известно, но "рагулятор" вел себя на удивление спокойно. Он не вмешивался в торги своими прямыми - не через госбанки - интервенциями и позволил курсу доллара "сползти" ниже отметки 8,7 грн.
Зато можно легко посчитать чистую прибыль "удачливых" участников торгов, которые могли заработать за один день на аномальном скачке курса.
Если предположить участие в операциях Ощадбанка и Укрэксимбанка, то они могли продавать доллары, полученные из резервов НБУ, напрямую по официальному курсу 7,99 грн за долл.
Эта прибыль могла быть "размазана" по цепочке посредников. Условно, из "Ощада" и "Эксима" доллары могли уйти по нерыночному курсу, скажем, по 8,3 грн. Это объяснялось бы благими намерениями, дескать, госбанки пытались погасить панику на рынке. Другое дело, что были те банки, которые стояли в цепочке дальше.
Учитывая, что Нацбанк контролируется первым вице-премьером Арбузовым, произошедшую девальвацию можно смело назвать в его честь.
Когда он пришел в НБУ, на рынке наблюдались интересные телодвижения. Возникла цепочка банков-посредников, которая "прокачивала" через себя валюту из резервов регулятора.
Суть заработка была в том, чтобы взять из резервов одну валюту, "прогнать" ее через цепочку прокладок и вернуть туда другую. Весь заработок в виде курсовых разниц оставался на балансе особо привилегированных учреждений.
Примечательно, что госбанки нередко продавали валюту весьма избирательно. Некоторые украинские финучреждения по непонятным причинам не смогли купить у них доллары, хотя подавали заявки.
Похоже, девальвация начала 2014 года прошла с ведома банков "семьи" и при ее непосредственном участии. Если так, то обвал курса курировали люди Арбузова.
Расходовались ли при этом золотовалютные резервы Нацбанка, уже очень скоро станет понятно из статистики НБУ.
Может быть, опять произошла чрезмерная "прогонка" резервов, чтобы заработать десятки миллионов долларов на ровном месте?
Эту версию тоже нельзя сбрасывать со счетов, хотя уже больше года назад Нацбанк отказался от "паленой" схемы. Именно поэтому банкиры считают, что произошла именно массовая перепродажа валюты.
Что скрывает Нацбанк
Несмотря на лукавые заявления о грядущей "стабилизации" курса, морально и технически к нынешней глубокой девальвации чиновники в Нацбанке были готовы еще в декабре 2013 года.
Так, постановлением №536 от 24 декабря 2013 года "Об осуществлении НБУ операций на межбанковском валютном рынке Украины в первом квартале 2014 года" Нацбанк разрешил себе проводить "адресные" интервенции "в случае возникновения насущной необходимости общегосударственного значения".
Что в Нацбанке считают «насущными нуждами общегосударственного значения», можно только догадываться. Председатель НБУ Игорь Соркин на письменные вопросы ЭП не ответил. В принципе, это может быть все что угодно, включая необходимость починки золотых унитазов в Межигорье.
Если мыслить категориями Евромайдана, власть и ее сторонники в последние несколько месяцев столкнулись с непредвиденными расходами «на борьбу с революцией». Особенно сильно эти расходы выросли в последние три недели после обострения ситуации на улице Грушевского в конце января.
По некоторым оценкам, из «общака» уже выброшены на ветер сотни миллионов долларов. Часть из них в срочном порядке заводились в страну «семьей» и ее спонсорами из офшоров и продавались, в том числе на межбанке.
Видимо, в какой-то момент валюту решили откупить обратно. В конце января Нацбанк минимум несколько раз выходил с интервенциями на валютный рынок – как напрямую, так и через госбанки. По оценкам казначеев, для поддержания курса НБУ только в 2014 году потратил из резервов минимум 1 млрд долл.
Однако это не имело особого эффекта для рынка. Получается, что основной «эффект» от этих операций получили те, кто распоряжается золотовалютными резервами страны. Опять всплывает в памяти персона нынешнего и. о. премьера.
Причинами резкой девальвации стали не только революционная ситуация в стране и бегство капитала. Не менее значительное давление на курс оказывают сугубо экономические причины – внешние долги и спад экономики, хотя в правительстве пытаются доказать, что это всего лишь легкая стагнация.
Как уже писала ЭП, чиновники не гнушаются и приписками в статотчетности. Не меньшее удивление вызывают и официальные показатели НБУ среднего курса на межбанке. 3 февраля, если верить регулятору, средневзвешенный курс составил 8,14 грн за долл.
Это означает лишь одно. На фоне того, что банки торгуют между собой по рыночному курсу 8,7 грн за долл, кто-то проводит огромные объемы операций по заниженному курсу, скажем, по 7,99 грн за долл.
В итоге, выходит такая странная средневзвешенная цена безналичного "бакса".
Кто покупает и продает доллары по "льготному" курсу, в Нацбанке тщательно скрывают.
Хотя для участников рынка это секрет полишинеля. В основном, это госбанки, которые давно превратились в карманные структуры "семьи".
Реальный курс 8,70-8,74 "уравновешивается" теми самыми "адресными" интервенциями по курсу 7,99, которые идут на "насущные потребности общегосударственного значения".
О том, что девальвация действительно была "плановой" и во многом спровоцирована самими чиновниками, могут свидетельствовать и официальные цифры по рефинансированию банков со стороны НБУ.
В декабре 2013 года НБУ выдал подопечным 27,6 млрд грн займов рефинансирования по средней ставке 7,13% годовых.
Для сравнения: за одиннадцать месяцев 2013 года НБУ рефинансировал банки всего на 43,9 млрд грн. В Нацбанке не могли не понимать, что львиная доля этих денег хлынет на валютный рынок и приведет к падению курса гривны.
Именно так произошло в печально известном 2008 году, когда курс обвалился с 5,3 до 8 грн за долл. Следователи прокуратуры не нашли виновных, хотя рынок был убежден: на девальвации заработали те, кто получили гривну от НБУ.
Не секрет, что дешевые госсредства распределялись "хитрым" способом. Формально Нацбанк проводит так называемые тендеры по рефинансированию, но на практике никогда не публикует имена "победителей". О том, какие банки потребили большую часть этих ресурсов, можно лишь догадываться.
Зато известно, что НБУ отказал в рефинансировании многим банкам, даже приближенным к власти. По какому же принципу делились деньги? Неважно. Курс доллара на "черном" рынке и в некоторых обменниках уже достиг 9 грн за долл.
Похоже, что Соркин и его "патрон" Арбузов, несмотря на заявления об отсутствии причин для дестабилизации курса, прекрасно знали, как глубоко упадет курс гривны, и хорошо подготовили к "внезапной" девальвации приближенные банки.
Особо цинично на этом фоне смотрится так называемая борьба монетарных властей с долларизацией экономики и призывы к гражданам хранить сбережения в национальной валюте.
- Информация о материале
Страница 847 из 1561
