Как говорится, кому война, а кому мать родная. Пока в Украине полыхает конфликт, ушлые чиновники, не теряя времени, оттачивают свое мастерство дерибана бюджетных средств. И в числе первых – возглавляемое Натальей Королевской Минсоцполитики, традиционно получающее наибольший кусок из госбюджета по сравнению с другими госструктурами (согласно бюджету-2014, только само министерство получит более 92 млрд. грн., не считая различных фондов, находящихся в системе Минсоцполитики).
Команда Королевской настолько углубилась в «освоение» бюджетных средств, пользуясь тем, что внимание всей Украины приковано к Майдану, что это вызвало резкую критику даже у исконных партнеров Минсоцполитики. Сотрудничающие с Королевской общественные организации выразили резкое осуждение поведением министра социальной политики, углубленной в какие-то свои махинации в то время, когда в стране гибнут люди. «Может ли министр, который отвечает за социальные вопросы в стране, пренебрегать интересами народа и не обращать на них внимания?», - задаются вопросом общественники. И сами с прискорбием отвечают: «Как выяснилось, может».
Мы спешим обрадовать представителей общественных организаций. Интересами народа Минсоцполитики, может быть, и пренебрегает, но вот внимание на них точно обращает. Причем самое пристальное. Правда, вовсе не для того, чтобы спешить решать социальные проблемы этого самого народа и обеспечивать ему социальную защиту. Ведь на этих проблемах можно зарабатывать, и очень даже неплохо.
Вот небольшой пример. Пока "Беркут" пытал активистов, а возмущенные граждане захватывали по всей стране органы власти, в Минсоцполитики состряпали весьма интересный законопроект под названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно удовлетворения денежных требований наемных работников в случае неплатежеспособности работодателя». На сегодня этот законопроект вынесен на Кабмин, до этого пройдя правовые экспертизы в том же Кабмине и Минюсте.
Суть предложений Минсоцполитики в том, чтобы наемных работников, которым не выплатил зарплаты обанкротившийся работодатель, отнести к числу застрахованных лиц в соответствии с законом "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы". Это позволит гарантированно выплачивать долги по зарплатам работникам обанкротившихся предприятий и компаний, не ожидая завершения процедуры банкротства.
Идея с первого взгляда кажется даже благородной. Ведь, как указывалось на заседании Кабмина в конце января этого года, ситуация с выплатой долгов по зарплатам остается в Украине весьма непростой. В частности, при всех оптимистичных заявлениях Натальи Королевской, звучавших в конце прошлого года, на 20 января 2014 года задолженность по заработной плате уменьшилась на 23 млн. грн. или менее чем на 3%. А в отдельных регионах задолженность выросла: например, в Киеве - на 13,5 млн. грн., Волынской области - на 1,1 млн. грн., в Ивано-Франковской и Винницкой областях - на 0,3 и 0,5 млн. При этом задолженность на предприятиях, которые находятся в стадии банкротства, составляет 318,2 млн грн, или 39% общего долга.
Правда, Кабмин тогда искал выход совсем в другом направлении, предписав местным властям активно включаться в процесс анализа причин задолженности и непосредственного участия в процессе выплаты долгов, выбивая их из недобросовестных работодателей. Минсоцполитики предлагает куда более хитрый вариант – не трогать нечестных работодателей, а выплачивать их наемных работникам зарплаты из кармана тех предприятий и компаний, которые и без того добросовестно платят и зарплаты своим работникам, и все положенные отчисления государству.
В частности, законопроектом Министерства социальной политики предлагается ввести институт гарантирования выплаты зарплат, закрепив эти функции за Госслужбой занятости и ее территориальными органами, а источником финансирования определить Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы.
Заметим, что на самом деле это ноу-хау Минсоцполитики активно обговаривало на протяжении всего 2013 года. Тогда Королевская предлагала создать некий дополнительный фонд гарантирования выплаты зарплат, в который бы честные работодатели платили взносы для того, чтобы платить зарплату работникам нечестных работодателей.
Понятно, что такой тупейший и крайне несправедливый вариант вовсе не понравился добросовестным работодателям. Они никак не могли понять, с какой радости должны оплачивать долги всяких проходимцев и просто бездарных бизнесменов. А потому Королевская сделала ход конем, вешая нынче выплаты работникам предприятий-банкротов на Фонд страхования по безработице. То есть формально честные работодатели будут платить в тот фонд, что существовал и ранее, но теперь эти деньги пойдут не только на пособие по безработице, но еще и на погашение долгов банкротов. Вуаля!
Но несправедливость по отношению к честным работодателям – это полбеды. Независимая экспертная оценка свидетельствует, что закон сам по себе открывает просто неисчерпаемые возможности для коррупционных действий. Схема напрашивается сама собой: стоит создать любую компанию, не выплачивать работникам (а это вполне могут быть «мертвые души») зарплаты, а затем объявить о банкротстве, как доброе Минсоцполитики сразу направит деньги из Фонда по страхованию по безработице деньги на погашение «долгов».
Суммы законом предусмотрены вроде бы небольшие - общая сумма будет включать зарплату за последние два месяца до возбуждения дела о банкротстве или увольнения (две минимальные зарплаты; МЗ), компенсацию за неиспользованный в последние полгода отпуск (0,5 МЗ), компенсационные выплаты (выходное пособие, больничный, командировочные; две МЗ). Граничная сумма – 5 600 грн на одно лицо. Но если дело поставить на поток, то на выходе можно получить «левые» миллионы. Ради которых, очевидно, и писался этот законопроект.
Заметим также интересную странность: в Минсоцполитики потребность в деньгах на выплаты зарплат предприятий-банкротов в 2014 году оценивают в 100 млн грн. При том, что, как мы указали выше, уже на сегодня задолженность на предприятиях, которые находятся в стадии банкротства, составляет 318,2 млн грн. То есть каким именно предприятиям-банкротам будут выплачивать долги – решат… чиновники Минсоцполитики. Комментарии, думается, излишни.
И, наконец, апофеоз. Как сказано в экспертном заключении юристов Кабмина относительно этого законопроекта Королевской, «в проекте акта отсутствуют правила и процедуры, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений». Как и в заключении Минюста сказано, что «в проекте Закона Украины не выявлены положения, которые способствуют или могут способствовать совершению коррупционных правонарушений».
Рука руку моет?