Продажа Павлом Дуровым своей части акций «ВКонтакте» неожиданностью, мягко говоря, не стала — об этом говорили целый год. Назывались даже ориентировочные сроки сего события — к примеру, сразу после Олимпиады. И вот, ожидаемое свершилось. 12% акций Дурова ушли к Ивану Таврину из «Мегафона» (читай — к Алишеру Усманову), превратившись вместе с ранее накопленными в 52-процентный контрольный пакет.
Сам Дуров утверждает, что, даже оказавшись без акций, все равно останется на руководящих постах в компании и к его слову новые акционеры будут по-прежнему внимательно прислушиваться, поскольку он понимает «глубинные процессы».
Впрочем, судя по широкому и бурному потоку откровенно заказных публикаций даже в весьма уважаемых российских СМИ на тему «Дуров — психически неуравновешенный кодоваятель мелкого масштаба», сбыться этим надеждам творца «ВКонтакте» вряд ли суждено — что продано, то продано.
О крупных переменах в управленческих структурах косвенно свидетельствует и тот факт, что следом за Дуровым «ВКонтакте» покинул и вице-президент компании Илья Перекопский. На его место прибыла «усмановская гвардия» в лице бывшего руководителя ИД «Коммерсант» Дмитрия Сергеева. Причины рокировки назывались разные — то ли проблемы с разделом выручки, то ли подчиненность дата-центров компании «неправильным» офшоркам. Но все это выглядело скорее поводом.
По-видимому, никто не заинтересован в каких-либо коренных изменениях в работе соцсети. Резать курицу, несущую не только золотые яйца, но и стяг одной из наиболее успешных российских IТ-компаний и может похвастаться 60 миллионами ежедневной аудитории, естественно, никто не хочет.
Очевидно, суть произошедшего сводится всего лишь к консолидации всех медийных активов страны близким к российскому руководству бизнесом.
При этом сам Дуров в ярые оппозиционеры отнюдь не собирался — «золотой мальчик» со шлейфом громких скандалов, одним росчерком пера конвертируемых в уголовные дела, не хочет и, по большому счету, не может позволить себе оппозиционных эскапад. Но хороший хозяин носит все ключи в своем кармане, и потому «ВКонтакте» была обречена на «надежные руки».
Особенно если учесть то, что серьезные люди в Кремле очень серьезно относятся к роли социальных сетей в протестных движениях, и доверять управление подобным инструментом «первым попавшимся» отнюдь не намерены. Российские власти давно разрабатывают комплекс мер противодействия технологиям ненасильственной смены власти, показавшим свою эффективность во время восточноевропейских бархатных, цветных и особенно арабских революций. Социальные сети оказались очень эффективным средством мобилизации и координации протестов, каналом связи с внешним миром, а также мощной альтернативой официальным СМИ.
В Москве прекрасно осознают: потеря советским руководством монополии на информацию стала одним из факторов, приведших к коллапсу СССР. И российские власти стараются этот опыт учесть. Инакомыслящие СМИ собраны в некое подобие интеллектуального гетто, на базе РИА «Новости» создано подобие министерства пропаганды. Стада троллей пасутся на интернет-ресурсах. Но их усилий явно недостаточно: учитывая, что Россия вошла в число стран победившего капитализма, в условиях глобализации экономики и относительной свободы перемещений единственный более-менее надежный железный занавес — ментальный. И строится он путем не самых сложных манипуляций с контентом.
Конечно, «ВКонтакте» никогда не была и, по-видимому, вряд ли станет местом серьезного обмена мнениями — вроде давно покойного российского сектора ЖЖ. А революционные настроения в РФ популярны в основном в среде интеллектуалов, которые «ВКонтакте» в явном меньшинстве. Но это, как ни крути, слабо контролируемый канал общения гигантского количества российских граждан. Сегодня эта соцсеть — туча скучающих малолетних бездельников, а завтра — если и не нервная система протеста, то место сбора реальных, а не марионеточных «почвенников», нацистов либо радикальных левых. Идеология — штука небезопасная, поскольку может за считанные дни охватывать множество ранее вполне невинных умов.
Теперешних немногочисленных «-истов» вроде симпатиков экстрадированного на этой неделе с Кубы неонациста Тесака пока можно отлавливать по неумело спрятанным айпи-адресам. Но если их станет хотя бы в три-пять раз больше, на всех компьютерно грамотных сотрудников может и не хватить. Это еще одна причина для присмотра за соцсетями.
Но чисто административные, казалось бы, перемены рано ли поздно неминуемо повлияют и на работу столь любимого российской молодежью «ВК».
Во-первых, к рулю придут люди от соцсетей далекие. Несмотря на опыт успешных издательских проектов, динамика и принципы горизонтальной информационной среды социальной сети могут оказаться им чуждыми, а потому — подлежащими реформированию.
А во-вторых, продукт, принадлежащий Алишеру Усманову, уже не сможет демонстрировать ту же невероятную свободу нравов, которой смело пользовался продукт Вячеслава Мирилашвили (первоначального собственника 60% акций «ВКонтакте») и Павла Дурова. Длинный и роскошный шлейф скандалов — с нелегальным распространением музыки, порнографии, экстремистских взглядов и т.д., который тянется за «ВКонтакте» с момента запуска, новым собственникам проекта не к лицу. И его неизбежно придется перекроить.
И если с порнографией все еще может получиться более-менее эффективно, то потеря шарового музыкального сопровождения, которым пользуются, по некоторым данным, более половины участников соцсети, может стать поистине смертельным ударом.
Таким образом, через несколько лет новые собственники рискуют отвадить от соцсети тинейджеров — ее главную ударную силу — и получить в собственность лишь бренд — с небольшой аудиторией фанатов в придачу. При этом «ВКонтакте» уже сделала свое черное дело — пристрастила миллионы школьников и студентов к «сетевой» жизни. И если любимый проект в силу чересчур серьезного подхода новых собственников станет несколько менее любимым, все они вряд ли вернуться к телевизору. Они начнут искать новую соцсеть — которую опять придется окучивать и уламывать на переход на сторону сил «добра и порядка». А то и вовсе уйдут в недосягаемые западные сети — что будет очень кстати для того же Facebook, который начал терять аудиторию.
Таким образом, за тактической победой — получением контроля над крупнейшей социальной сетью РФ — может наступить стратегическое поражение в виде появления конкурирующих и менее подконтрольных проектов. Очередное подтверждение давнего тезиса: не стоит чинить то, что вполне неплохо работает. Ведь останься проект формально неподконтрольным приближенным к власти бизнесменам — и все его мелкие шалости можно было бы списывать на излишний либерализм разгильдяев-собственников. А те были бы вынуждены смиренно молчать (как молчал некогда сбитый Павлом Дуровым гаишник), выполняя любые просьбы старших товарищей.