Среди различных слоев украинского общества все чаще озвучиваются мнения о возможности и необходимости обращения в международные учреждения, в частности в Международный уголовный суд (МУС) с целью прекращения эскалации нарушений прав человека, наблюдаемой в разных регионах Украины с конца ноября прошлого года.
В нынешних политических и правовых реалиях задействование механизма Международного уголовного суда для наказания представителей режима В. Януковича, причастных к совершению грубых нарушений прав человека, является проблематичным, по крайней мере, в ближайшей перспективе.
Как следует из его Устава, юрисдикция Суда "ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими обеспокоенность всего международного сообщества", касается только физических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений, и распространяется только на граждан, и действует на территориях государств, являющихся участниками Устава МУС (ст. 5–8, 12). Уголовное дело в суде возбуждает прокурор Суда (ст. 13–15) при наличии оснований и условий приемлемости, определенных Уставом МУС (ст. 17– 20).
К преступлениям, подлежащим юрисдикции Cуда, относятся, в частности, преступления против человечности, определенные в ст. 7 Устава МУС, а именно убийства, тюремное заключение или другое жестокое лишение физической свободы и нарушения основоположных норм международного права, пытки, преследование какой-либо группы, насильственное исчезновение людей, какие-либо намеренные действия, служащие причиной сильных страданий или серьезных телесных повреждений.
Согласно ст. 17 Устава, юрисдикции Суда подлежат представители только высшего государственного руководства, причастные к совершению обозначенных в Уставе преступлений. Однако в случаях, когда власть государства не способна либо не желает привлечь к ответственности лиц, совершивших преступления, такие лица, независимо от их статуса, могут подлежать юрисдикции Суда.
Украина подписала, но не ратифицировала Устав МУС. Следовательно, сегодня юрисдикция Суда не распространяется на преступления, совершенные на территории Украины, даже если их можно квалифицировать как преступления против человечности согласно Уставу МУС.
В порядке исключения Международный уголовный суд может осуществить свою юрисдикцию относительно граждан государства, не являющегося участником его Устава, только в случае, когда с требованием возбудить уголовное дело к прокурору Суда обращается Совет Безопасности ООН, действующий на основании раздела VII Устава ООН (п. "в" ст. 13 Устава МУС). Такое требование должно быть оформлено решением Совета Безопасности, принимаемым по согласию всех пяти постоянных членов Совета, и в котором вызванная международными преступлениями ситуация квалифицируется как угрожающая международному миру и безопасности или нарушающая их (ст. 23–27, 39 Устава ООН).
Практике известен случай, когда, реагируя на обращение СБ ООН, МУС возбудил уголовное дело против граждан государства, не являющегося участником Устава МУС. 31 марта 2005 г. Совет Безопасности ООН, действуя согласно своей резолюции 1593, передал прокуратуре МУС материалы, касавшиеся совершения международных преступлений на территории Судана, не являющегося участником Устава МУС. Согласно требованиям Устава, Регламента Суда и решений Палаты предварительного производства І Международного уголовного суда, прокурор выдал ордера на арест бывшего министра внутренних дел Судана Ахмада Харуна, лидера военизированных формирований Али Абд-Аль-Рахмана (май 2007 г.) и действующего президента Судана Омара Аль-Башира (2009 г).
В этой связи необходимо подчеркнуть, что официальный статус лица как главы государства, правительства или парламента, избранного представителя или правительственного чиновника ни в коем случае не освобождает такое лицо от уголовной ответственности и не является основанием для смягчения приговора (ст. 27 Устава МУС). Что касается преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не существует никакого срока давности (ст. 29 Устава МУС).
На территории Украины созданными (вопреки ее Конституции) специальными подразделениями милиции "Беркут" были совершены действия, грубо нарушающие фундаментальные права и основоположные свободы граждан. После жестокого подавления мирной акции гражданского протеста 30 ноября 2013 г. личный состав этого подразделения начал адресный отстрел самых активных участников протестных акций и журналистов. Вследствие этого несколько человек были убиты, а сотни получили тяжкие телесные повреждения. Во всех регионах Украины распространились случаи насильнических исчезновений, и началось преследование активистов Майдана с применением пыток и уничтожением их собственности. Причем к преступным акциям против граждан силовые структуры привлекали контролируемые ими бандформирования, прозванные "титушками".
Во многих случаях действия украинской власти, руководства силовых ведомств и их личного состава можно квалифицировать как преступления против человечности. Но для вмешательства Совета Безопасности ООН и его обращения в МУС необходимо, чтобы масштаб преступных действий мог служить основанием для их квалификации как представляющих угрозу международному миру и безопасности. Представители управляемой В.Януковичем команды и он сам должны осознавать, что, перейдя определенную черту, они становятся международными преступниками, а, следовательно, согласно Уставу МУС, их уголовное преследование будет продолжаться повсюду и до тех пор, пока они не будут наказаны. Напомним, что в свое время, в начале 90-х прошлого века, голосами постоянных членов Совета Безопасности ООН были приняты решения об уголовном преследовании лиц, совершивших преступления против человечности на территории Югославии. В результате на скамье подсудимых специального Международного криминального трибунала оказалось высшее политическое и военное руководство бывшей Югославии. Это произошло, несмотря на тот факт, что режим С.Милошевича опирался на политическую поддержку Российской Федерации, — в критический момент он ее не получил.
Украинское законодательство содержит четкие положения, предусматривающие различные наказания за преступные действия, подобные совершаемым сегодня против участников протестных акций. Так, заведомо незаконные арест или содержание под стражей наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на тот же срок; умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов — штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет; умышленное тяжкое телесное повреждение наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет, а в случае наступления смерти — от семи до десяти лет; нанесение побоев группой лиц с целью запугивания пострадавшего и его близких, — ограничением или лишением свободы сроком до пяти лет; пытки наказываются лишением свободы от трех до пяти лет, а совершенные повторно или группой лиц — от пяти до десяти лет.
До сих пор в Украине не состоялся ни один судебный процесс над представителями силовых структур и "титушками" за совершенные ими преступления против активистов Евромайдана. Это является свидетельством того, что грубые нарушения прав человека в Украине происходят по санкции высшего руководства государства, которое таким образом является соучастником преступления против человечности.
В нынешних условиях граждане Украины должны защищать свои права не только в рамках майданных протестных акций, но и путем подачи исков против украинских судов и требований к органам прокуратуры. Даже в случае отказа в удовлетворении их справедливых требований это будет иметь положительное значение, поскольку в перспективе открывает возможность массового обращения украинцев в Европейский суд по правам человека, а также задействования механизма ст. 33 Европейской конвенции о защите прав человека. Согласно этой статье любое государство — участник Конвенции может передать на рассмотрение Суда любое, по ее мнению, нарушение Конвенции другим государством-участником.
В практическом плане это означает, что граждане и/или отдельные общественные организации Украины могут обратиться к любому из 50 государств — участников Европейской конвенции с просьбой направить жалобу о грубых нарушениях прав человека в Украине, имевших место в конце 2013-го — начале 2014 г. В свое время разные европейские государства, индивидуально или коллективно, около 20 раз обращались в Европейский суд по правам человека в порядке, предусмотренном ст. 33 Европейской конвенции о защите прав человека. Так, в 1960 г. Австрия предъявила претензии к Италии по поводу нарушения права активистов в Южном Тироле на справедливое судебное разбирательство; в 1972 г. Ирландия возбудила дело против Великобритании по обвинению в применении пыток и насилия британскими полицией и армией в Ольстере; в 1982 г. Дания, Нидерланды, Норвегия, Франция и Швеция обратились с иском против Турции в связи с нарушением прав человека военной хунтой.
Инициирование рассмотрения в Европейском суде по правам человека межгосударственной жалобы на нарушение прав человека в Украине во время Евромайдана создаст полезный прецедент, необходимый для искоренения практики самовольного использования силовых структур и утверждения права, справедливости и европейских гуманитарных ценностей.