Статьи
Происходящее в Украине стало одним из крупнейших геополитических вызовов, стоящих перед США, Евросоюзом и Россией. Поэтому нормализация обстановки «здесь» очень тесно увязана с возможностью компромиссов «там».
Съехавшая с рельсов Украина превратилась сегодня в зудящее переплетение болевых точек мировой политики, не только затмив ценностные препирательства вокруг Олимпиады в Сочи, но и оставив далеко на втором плане ближневосточное урегулирование. Остракизм, которому подвергся в Давосе уже экс-премьер Николай Азаров, жесткие формулировки резолюции, сделанной по украинской ситуации в ПАСЕ, и скандализация Мюнхенской конференции по проблемам безопасности поместили Украину в фокус глобальной стратегии Запада, продолжающего выступать в роли гегемона.
Одновременно подобное развитие событий превращает восточную границу Украины в передовую — Россия не устает предъявлять претензии на региональное лидерство и собственную зону влияния. Вряд ли настолько сильное геополитическое напряжение рассосется само по себе. Ведь впервые ни одна из сторон не скрывает своей интервенции в наши дела.
Существует ли путь компромисса между мировыми центрами влияния в украинской ситуации? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо принять к сведению ряд обстоятельств.
Во-первых, несмотря на безответственное поведение Великобритании в процессе сирийского кризиса, США, Соединенное Королевство и континентальная Европа представляют собой вполне целостный субъект на мировой арене. Военно-экономический симбиоз Запада пережил крах советской империи и последовавшую за ним неразбериху. Готова ли Россия с горсткой беспомощных сателлитов противостоять Западу по широкому фронту от Балтии до Черного моря?
Во-вторых, нетрудно заметить, что внутренние политические обстоятельства в России вынуждают Владимира Путина позиционировать себя в качестве сильного лидера, способного дать решительный отпор «силам зла». При этом он подражает советским государственным деятелям, понятным основной массе сторонников Кремля — немолодым людям со слабыми навыками пользования Интернетом и плохим знанием иностранных языков, а также юным партийным карьеристам, выросшим уже в атмосфере нагнетания антизападной истерии. Крупные мусульманские общины, горные племена, помнящие вольницу 90-х олигархи — все они лояльны r Кремлю лишь до тех пор, пока нагайку держит крепкая рука.
Кремль не один год потратил, строя новый фасад ради притупления внимания Запада, убеждения европейцев и американских либералов в том, что холодная война оставлена в далеком прошлом и с Россией можно просто вести общий бизнес и вместе эффективно сдерживать процессы варваризации в третьем мире. Но украинский кризис с легкостью бабочки разрушил эти монументальные конструкции.
Более того, вероятное поражение в Киеве рассматривается Москвой как геополитическая катастрофа. Отступление вызовет ликование в среде преодолевающей маргинальность политической оппозиции, начнет сбоить с большим трудом и любовью отлаженная полицейская политическая система, в своей основе все еще советская. И все это на фоне стремительно ухудшающейся экономической ситуации, утраты Россией статуса энергетической сверхдержавы. Не говоря уже о разрушительном ударе по идентичности.
В-третьих, ресурсы Запада все-таки далеко не безграничны. При этом политически пожилая Германия, которая искренне надеялась на успех своих опытов вовлечения России в цивилизованный мир через деловую среду, очевидно, с трудом признает правоту Польши (Варшава с юным задором ворвалась в союзную политику с серьезным украинским аргументом о том, что старинный восточный противник ранен, но отнюдь не мертв). И это привносит нервозность во вроде бы сложившийся проукраинский альянс западных государств.
Берлин не может рисковать стратегическим партнерством с Вашингтоном и противопоставлением себя всем прочим столицам Союза, воля которых выражена брюссельским правительством. Однако, судя по деятельности контрактников Кремля в сфере отношений с общественностью в Брюсселе, надежды вбить клин между западными государствами, а также между некоторыми из них и Украиной (в первую очередь Польшей и Румынией) до сих пор витают. Тем не менее сообщение Кэтрин Эштон о совместном евроатлантическом пакете макрофинансовой помощи Украине под гарантии создания реформистского правительства на основе парламентского большинства перебивает российскую ставку, выразившуюся в непрозрачном кредите, за который были скуплены бросовые украинские евробонды и прозвучали туманные обещания скидки на газ.
Не менее знаковым является заявление Штефана Фюле о необходимости предоставить Украине перспективу членства в ЕС. Таким образом, сегодня открыто демонстрируется рост западной решимости преодолеть и превозмочь украинский кризис.
С чем же в таком случае останется Россия и другие, меньшие по влиянию игроки? Заметно, что Китай и инвесторы из стран Залива выжидают, чем закончится украинская история, и подчинятся сильному, поскольку Украина все же не является зоной их жизненных интересов. Поэтому есть смысл беспокоиться только о России — еетоже надо бы чем-то удовлетворить. Можно быть уверенным, что Москва станет требовать выполнения декабрьских соглашений. Учитывая все обстоятельства, эти соглашения необходимо будет предать гласности.
Украина, между тем, заинтересована в стабильной России.Дело в том, что очевидное бюджетное и казначейское перенапряжение у соседей, вызванное переоценкой своего внешнеполитического потенциала, непомерными расходами на геополитические авантюры, уже ударяет по среднему россиянину. А ведь в России живут не только миллионы наших родственников, но и сама российская экономика создает рабочие места для сотен тысяч украинских граждан здесь и там.
Каких компенсаций за организованный выход из украинского кризиса Россия может потребовать от Запада — вопрос открытый. Ведь многие годы Вашингтон и Брюссель только то и делали, что потакали Кремлю. Поэтому логичным представляется требование затормозить выведение войск НАТО из Афганистана, снизить накал страстей вокруг «Южного потока», пересмотреть программу ПРО и ускорить процессы европейской интеграции России. Готовность ЕС обсуждать с РФ перспективы ассоциации Украины — не что иное как начало торга. На кон может быть поставлено многое — от упрощения визового режима и межсоюзной свободной торговли до слива украинской ГТС в качестве предохранителя от «чрезмерной вестернизации». Однако насколько успешным может быть подобный торг в нынешней ситуации — сказать сложно.
Компенсации же непрямых затрат, таких как вопрос смещения баланса сил, должны решаться на уровне существующих двусторонних комиссий и советов Украины и России с ЕС и НАТО.Быстрый рост угроз в регионе вновь актуализирует вопрос об открытых в 2008 году дверях к членству Украины в НАТО, а новое снятие этого вопроса с повестки дня будет стоить заинтересованным в таком ходе событий игрокам гораздо дороже, нежели ранее.Однако в московском истеблишменте существует влиятельное лобби в пользу евроинтеграции Украины, поскольку такое развитие ситуации позволяет ряду корпораций легализовать свои активы под зонтом европейского правопорядка. Поэтому пространство для конструктивного диалога все еще открыто.
- Информация о материале
Может быть, я скажу неприятную для пафосных людей вещь, но это так: главный враг власти в Украине — это не народ страны, не Евромайдан, не лидеры оппозиции и даже не ЕС и США, а хаос в финансах и, в первую очередь, в их валютной составляющей. И, скорее всего, уже в этом году не Майдан, а именно хаос в финансах победит власть! На стороне этого главного врага против власти играют все! В первую очередь, просто чудовищная некомпетентность финансовых властей в Украине.
Согласно моему закону о "недооценке валют", уровень недооценки национальной валюты относительно ее паритета покупательной способности показывает уровень развития общественных институтов страны. Из этой зависимости вытекают два следствия. Во-первых, уровень недооценки национальной валюты — индикатор компетентности финансовых властей страны, причем не только действующих, но и предшествующих, за последние 10–15 лет.
Во-вторых, недооценка показывает способность страны проводить реформы. То есть, если финансовые институты очень компетентны, то и валюта переоценена (для примера можно взять Швецию, Швейцарию или Норвегию). Если они некомпетентны, то валюта недооценена, как в нашем случае. Причем здесь мы первые!
К сожалению, украинская валюта сейчас — самая недооцененная в мире, поэтому Украина не способна проводить какие-либо экономические реформы, в том числе и в сфере валютного регулирования. На все кризисы, а также экономические и политические проблемы мы отвечаем глубокой девальвацией и инфляцией! Такая валютная политика потом "помогает" нам выходить из кризиса за счет простых украинцев, чьи сбережения обесцениваются, а доходы тают.
Вторым по значимости и силе игроком, который организовывает и поддерживает хаос в финансах через политику валютного кредитования социально-экономического хаоса в Украине, выступает Россия. Как только официальный Киев проявляет желание к осмысленному экономическому и геополитическому (интеграции с ЕС) поведению, Москва включает торгово-экономические санкции. И наоборот, когда Украина действует просто глупо, Россия дает кредит и обещает дать еще, если глупость у нас победит окончательно. Короткие российские кредиты можно сравнить с гранатами, причем с выдернутой чекой, которые бросают как подачку преданному или не очень псу под видом колбасы.
Дело в том, что подрыв Украины (дефолт) был запланирован на 2015 г. Причем Россия еще должна успеть подложить дополнительно несколько валютных мин, то есть дать еще пару миллиардов долларов на короткий срок, чтобы дефолт был на 100% гарантирован. Кроме того, и это очень важно понять, после дефолта Украины Россия сможет занять место председателя в Парижском клубе кредиторов. Напомню, что проблемы, связанные с государственными долгами и дефолтами после банкротства страны, решаются в Парижском клубе, а с коммерческими — в Лондонском клубе. Россия занимается сейчас переводом долгов из коммерческого сектора (где она не станет главным кредитором) в государственный!
Можно себе представить удовольствие российских властей, когда поверженная Украина в лице украинского президента (причем неважно, кто это будет, В.Янукович или кто-либо из оппозиционных лидеров) будет вынуждена расплачиваться своим имуществом или суверенитетом. По этому поводу можно лишь повторить слова Сенеки, произнесенные им в адрес диалектиков: "Их глупость более прискорбна: те дурачатся нарочно, а эти полагают, будто занимаются делом". Кто из них (власти Украины и России) "те", а кто "эти" — очевидно.
Однако не все пошло гладко по задуманному "теми" сценарию. То ли не до конца просчитанная некомпетентность нашей власти, то ли чрезмерная жадность и осторожность (я не говорю трусость) вылились в массовый отток капитала и привели к явной угрозе дефолта страны не в 2015-м, а уже в нынешнем году, еще до выборов президента, а также к падению курса гривни на 10%.
Понятно, что при отсутствии внутренних (роста ВВП) и внешних (экспорта и роста прямых иностранных инвестиций) источников финансирования бюджета правительство решило включить печатный станок, а значит, прибегнуть к инфляционному налогу. Однако власть в силу отсутствия адекватного образования не учла последствий, описанных В.Блоком в его статье "Золотой стандарт" еще в 1999г.: "Ведь если прибегнуть к инфляции при фиксированном обменном курсе, страна неизбежно столкнется с кризисом платежного баланса. Когда у нее заканчиваются международные золотовалютные резервы, она вынуждена прибегнуть к девальвации, достаточно трудному процессу, чреватому опасностями для проводящих ее политических лидеров".
Почему нынешняя курсовая политика (режим стабильного курса) была вредна для экономики страны? Прежде всего, такая политика повышает вероятность разрушительных валютных кризисов (в условиях Украины — обвалов курса со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями, главным из которых является рост цен, причем не только на импортные товары). Не только автору этих строк в прошлые годы приходилось предупреждать о существовании прямой зависимости (если хотите, закона): чем дольше страна с неконтролируемой инфляцией поддерживает стабильной свою валюту, тем более вероятным и более разрушительным будет ее очередной валютно-финансовый кризис.
Очень важно понять, что такое политика гибкого обменного курса и почему объявленная НБУ новая политика при наличии введенных административных ограничений операций с валютой превращается даже не в пародию на политику гибкого курсообразования, а становится ее полным антиподом — ручным, нерыночным манипулированием. Очень хочется верить, что все эти ограничения окажутся действительно, как это было обещано, временными. Прообразом адекватной политики выступает политика инфляционного таргетирования, которой придерживаются все страны ЕС и которая включает в том числе и плавающий курс. На первом этапе — два-три года — "плавание" должно быть управляемым, а затем — свободным. Когда говорят о свободном плавании курса, то не исключают каких-либо валютных интервенций центрального банка, однако они должны быть непериодичными и объясняемыми, то есть решать определенные разовые, ситуативные проблемы. На подобные интервенции идут даже такие либеральные страны, как Швейцария и Япония.
Думаю, что логично и правильно в условиях плавающего курса потребовать от финансовых властей страны стабильности цен, т.е. взять под контроль инфляцию. Причем на первом этапе целесообразно ввести мягкое инфляционное таргетирование, которое бы соответствовало управляемому свободному плаванию курса гривни. Под мягким инфляционным таргетированием я понимаю как достаточно высокие уровни инфляции (но не выше 10%), так и гибкие границы такого таргетирования (например, на 2014 г. можно рекомендовать НБУ установить цель по инфляции 5–6%). После переходного периода нужно вводить более жесткое таргетирование инфляции как по уровню (не более 5%), так и по границам (отклонение не более половины процентного пункта от целевого значения).
Понятно, что для внедрения политики инфляционного таргетирования нужны как институциональные, так и кадровые предпосылки. Во всех цивилизованных странах центральные банки и министерства финансов — это органы денежных властей, где сосредоточены теоретики и интеллектуалы. Не организаторы, не управленцы, не политики, а именно интеллектуалы с очень высокой теоретической подготовкой и практическим опытом!
Что касается институциональных предпосылок, то важнейшими из них я бы назвал следующие: фактическая независимость центрального банка; прозрачность всех его действий (начиная с публикации протоколов правления НБУ и заканчивая периодическими выступлениями с объяснениями всех своих действий, которые влияют на финансовые и денежные рынки); внедрение рыночных, конкурентных цен на все услуги ЖКХ (напомню, что в мире после реформирования ЖКХ цены на его услуги всегда снижались!); реформирование фондового рынка (можно даже сказать, появление фондового рынка); повышение финансовой грамотности населения.
Далее я хотел бы коротко остановиться на основных причинах падения гривни. Их можно объединить в три группы, пронумеровав по мере значимости:
1) фундаментальные — это падение промышленного производства и стагнация ВВП, рост дефицита текущего счета и бюджета, сокращение прямых иностранных инвестиций;
2) коммерческие — возможность заработать на разнице официального и рыночного курса или межбанковского и наличного курса. В эту группу входит и вывод капитала из страны финансово-промышленными группами;
3) социально-политические — кризис власти, Евромайдан и др.
Что должен делать НБУ в таких условиях?
Ввести кризисный режим валютных платежей: для выхода капитала из Украины Т+9, для коммерческих (текущих) операций Т+2 сроком на один месяц. Далее рекомендовать коммерческим банкам поднять ставки по депозитам до 20–25% сроком на 3–6 месяцев. Поднять процентную ставку НБУ до 15%. Ввести 100-процентный контроль НБУ и Министерства доходов 50 самых крупных капитальных и товарных операций. Запретить коммерческим банкам, получившим рефинансирование НБУ, покупать у него валюту и ввести 100-процентный контроль за всеми валютными операциями такого банка, а также за всеми новыми активными операциями и особенно — кредитными соглашениями. Ограничить и ввести контроль за заработной платой и доходами менеджеров и собственников таких банков и связанных с ними компаний.
Однако важно понять, что НБУ может лишь затормозить или ускорить девальвацию, но не может изменить тренд. Только фундаментальные факторы определяют курс, а они не заработают без окончания политического кризиса и формирования либо коалиционного (состоящего из, по сути, более моральных и профессиональных министров), либо технического правительства — команды, которая сможет провести базовые социально-экономические реформы. Мой прогноз курса доллара в Украине на конец 2014 г.: коалиционное правительство — 9,5 грн, правительство профессионалов — 9 грн, правительство Партии регионов и коммунистов — 10грн/долл.
- Информация о материале
Идея постоянно действующей международной криминальной юстиции, которая карала бы за военные преступления и преступления против человечности, возникла сразу после Второй мировой войны. Однако воплотить в жизнь эту идею международному сообществу удалось только тогда, когда в собственных метастазах лопнула коммунистическая «империя зла», которая в течение почти всего ХХ столетия совершала преступления, по мракобесию, жестокости и масштабам ничем не уступавшие зверствам нацистов Третьего Рейха.
В 1998 году 120 стран мира наконец подписали Римский устав, на основе которого был создан Международный криминальный суд, начавший действовать в Гааге с 1 июля 2002 года.
20 января 2000 года Леонид Кучма, чтобы немного подправить свой имидж, испорченный предвыборными терактами (Щербань, Гетман...), которые происходили при его президентстве, и системными манипуляциями второго избрания, подписал от имени Украины Римский устав.
Однако осенью этого же 2000 года Украину встряхнул «кассетный скандал», из которого мы, а главное — международное сообщество, узнали, что украинские «эскадроны смерти» сформированы и находятся непосредственно в недрах правоохранительной системы Украины. Что этими подразделениями «орлов» Кравченко руководят из Администрации Президента и «крышуют» первые руководители украинских силовых структур.
Кучма быстро отреагировал и уже 13 февраля 2001 года, чтобы сделать невозможной ратификацию Римского устава в Верховной Раде, сделал представление в Конституционный Суд относительно соответствия Римского устава украинской Конституции. Почему? Потому что появились личные угрозы оказаться на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Ведь те преступления, которые имели признаки преступлений против человечности и вылезли на поверхность: убийство журналиста Гонгадзе, захват и пытки Подольского, покушение на жизнь народного депутата двух созывов Ельяшкевича — в случае международного независимого расследования обязательно обнаружили бы десятки других подобных политических убийств и истязаний.
11 июля 2001 года Конституционный Суд Украины, который с самого начала своего существования был запланирован как технично-вспомогательный подотдел президентской администрации, установил «категорическое» несоответствие Римского устава Конституции Украины. Первый и главный аргумент: международная юстиция в отличие от украинской не признает никаких национальных иммунитетов и независимо от должности или сана криминально преследует тех, кто совершил преступление против человечности. Другими словами, Конституционный Суд грубо исказил дух украинской Конституции, которая, в первую очередь, однозначно гарантирует защиту жизни и прав человека. Зато он защитил не человека, а власть: Президента, украинских судей, депутатов — гарантировал им неприкосновенность даже тогда, когда речь идет о военных преступлениях или преступлениях против человечности.
Следовательно, именно благодаря Кучме современные «Беркут» и оперативные «орлы», только уже Захарченко, теперь так нагло кичатся гарантированной безнаказанностью.
Мне возразят: перспектива международного преследования преступлений против человечности сохраняется даже тогда, когда страна не является членом Римского устава. Ведь предусмотрено такое преследование по предоставлению Совета безопасности ООН.
Соглашаюсь — теоретически это возможно.
А практически?
Позволит ли Россия, которая имеет право вето в Совете безопасности ООН, преследовать «героев русского мира», которым она собственноручно подносила патроны и гранаты? Позволит ли Путин судить украинофобов-антисемитов, агентов и резидентов ФСБ, которых он продвинул в министры, депутаты, губернаторы независимой Украины, которые теперь возглавляют ключевые структуры братского украинского президента, чтобы отдавать преступные приказы на уничтожение Украины? Я уже не говорю о бандитах в шлемах, которым кремлевская пропаганда за убийства и увечья украинских патриотов лепит крылья святых архангелов.
Однако не должны опускать руки. Всей Украиной должны добиваться именно беспристрастного международного суда как средства национального исцеления. Это будет нелегко и непросто. Нам будет противодействовать вся правоохранительная система Украины, вся когорта украинских псевдосудей. Нам навязчиво будет мешать пятая колонна. Мы опять столкнемся с предательством, ведь миллиарды второго президента и в дальнейшем будут раскладывать свои политические риски по всем фракциям парламента, по всем государственным институтам. Эти деньги и в дальнейшем будут манипулировать украинскими СМИ, наподобие «Украинской правды», которая не стесняется открыто играть в интересах семьи Кучмы, которую мы — пострадавшие, подозреваем в заказанном убийстве основателя этой самой «Украинской правды» — Георгия Гонгадзе.
Но мы не сдадимся.
Давайте тщательно собирать все факты, все доказательства. А главное — давайте голосовать на всех выборах только за тех, кто будет гарантировать нам присоединение Украины к Римскому уставу.
Ведь пока мы не добьемся справедливости за кровь на Грушевского, за страдания и смерти замученных в лесу, за пытки заложников в тюрьмах и милицейских подвалах, за отрезанную голову Гонгадзе — мы не сможем гарантировать нашим детям настоящее европейское будущее.
- Информация о материале
Вопреки тому, что политическая активность украинцев возрастает, а гражданское общество стремительно развивается, Беркут остается одним из наименее реформированных институтов. Если Украина все-таки станет на путь демократизации, реформу милиции следует вынести в приоритеты. Правоохранителям надо научиться защищать украинцев разных политических взглядов. Милиция, включительно с Беркутом, должны отчитываться перед гражданами, а не перед политическим режимом. И должны подчиняться закону, а не прихотям вельмож. Реформированная милиция под эффективным общественным надзором сможет защищать политические процессы, включительно с массовыми протестами, и обеспечить Украине мирное будущее.
Со времен оранжевой революции некоторые реформы все-таки провели. Но милиция сохраняет самые худшие советские черты. Вместо того, чтобы предупреждать преступления, милиционеры используют силу для удовлетворения собственных материальных интересов, постоянно применяя пытки для выбивания признаний. Милиция – только лишь часть хорошо налаженного механизма внутри МВД, который грабит граждан через взятки. Наивысшие должностные лица тоже получают свою долю, и кроме того - регулярно взимают дань со своих же подчиненных. Это очень отличает Украину от ближайших соседей - Молдовы, Грузии и стран Балтики, где правоохранительные системы была подвергнута значительным преобразованиям. Там внедренный общественный контроль. К разработки реформ привлекали общественные организации, чтобы удостовериться: цель изменений - это безопасность общины. Украине этот путь еще надо пройти.
Критики президента Виктора Януковича оправдано обвиняют его администрацию в потакании коррупции, в пренебрежении демократическими институтами и в авторитаризме.
20 тысяч беркутовцев - это лучшие спецназовцы среди всех постсоветских стран. Официальные обязанности отрядов - защищать общественный порядок, бороться с оргпреступностью и сопровождать заключенных. Однако Беркут получил репутацию политизированного органа, который используют для защиты режима. Его преданность власти возросла еще больше, когда министром внутренних дел стал Виталий Захарченко - соратник Януковича и милиционер. При нем ситуация изменилась в худшую сторону. Хоть украинские правоохранительные органы всегда упорно поддерживали власть, боевых зарядов против протестующих до этого времени не применяли. (Очень удивительно, но именно эта репутация жестоких отморозков привлекает к Беркуту симпатии пропутински настроенных россиян. Они считают демонстрантов в Киеве лакеями Запада. "Бандиты с одной стороны, фашисты - с другой. Держись, Беркут!" - это твит Константина Рыкова, известного апологета Кремля).
Украинская милиция жестокая и глухая не в последнюю очередь потому, что она оторвана от людей, которых должна защищать. Милицейские чины редко происходят из той же общины, где работают. И потому не понимают проблем людей, среди которых живут. В некоторых регионах милиция - это мафия, которая безнаказанно берет на испуг граждан. Буквально в июне двое милиционеров похитили 29-летнюю женщину из села Врадиевка, вывезли ее к лесу, изнасиловали и избили, проломив череп. Община взорвалась протестами. И не только из-за чудовищности преступления, а и из-за того, что местный райотдел отказался покарать виновных.
За последние десять лет в Украине было несколько попыток реформировать милицию. Но ни одна из них не отвечала общественным чаяниям. Частично потому, что никто даже не попробовал привлечь отечественных или заграничных экспертов по этому вопросу. При экс-президенте Викторе Ющенко министры внутренних дел Василий Цушко и Юрий Луценко (ныне - один из лидеров оппозиции) старались ввести внешний контроль за милицией. Луценко, например, привлек правозащитников и отправлял мобильные группы для надзора за правоохранителями в регионах. Тогда значительно улучшилась ситуация с применением пыток.
Вопреки тому, что эти реформы одобрили общественные организации и международное сообщество, их свернули, когда в 2010 году к власти пришел Виктор Янукович. Вместе с Виталием Захарченко они выжили правозащитников из министерства внутренних дел. Новый президент использовал ведомство для защиты своего правительства, а не для защиты свобод людей. Поддерживая режим, МВД может и дальше получать выгоды от коррупции и привилегии от власти.
Впрочем, чем дальше длятся протесты, тем понятнее: люди требуют реформы милиции. Последние действия Беркута только поощрили демонстрантов бросать коктейли Молотова, булыжники и все, что попадет под руку. Избиение Татьяны Чорновол, нападение милиции на Юрия Луценко - все это раз за разом поднимало протесты.
Общественные организации уже выработали ряд инициатив, как изменить милицию к лучшему. Есть образовательные программы, благодаря которым люди больше узнают о своих правах, учатся правильно общаться с правоохранителями и сообщать о превышении полномочий. Есть организации, которые выясняют, где именно нарушение больше распространены. Есть те, которые предоставляют профессиональные консультации относительно законопроектов, которые касаются милиции. Отдельные активисты, которые на собственной шкуре ощутили жестокость и несправедливость, разрабатывают предложения, которое сделать, лишь бы такого больше нет с кем не случилось.
Ныне наиболее громкий призыв к реформы звучит с Евромайдана. Протестующие едины в своем стремлении контролировать власть и сделать реформу милиции приоритетом номер один. Реформированная милиция - ответственная перед народом, не перед режимом - обеспечит Украине дальнейшую демократизацию.
- Информация о материале
Может ли кто-то, пребывая в трезвом уме и доброй памяти, отказаться от почти 1000000 грн., согласившись получить всего 69 тыс. грн.?! Нет, речь не о миллиардере, списывающем карточный долг бедняку. Ситуация скорее обратная: мэрия депрессивного городка простила молодому и резвому бизнесмену львиную сумму задолженности перед бюджетом, которую подтвердил суд.
Как сообщает Интернет-издание «Тема» со ссылкой на «Чугуевский Общественный комитет по борьбе с коррупцией», 19.10.2012 между Чугуевским горсоветом Харьковской области (продавец) и ООО «Тетро» (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 0,7161 га, находящегося на территории Чугуева, «для обслуживания административного здания, центральных складов, размещения торговых павильонов и автостоянки».
Стоимость участка, в соответствии с экспертной оценкой, составила 1294350,75 грн. Но заплатив аванс и еще незначительную сумму за лакомый кусок земли в самом центре города, предприниматель об оставшихся выплатах забыл. Или забил…
И когда просьбы и увещевания не помогли, в дело вступила прокуратура. Чугуевский межрайонный прокурор обратился в хозяйственный суд в интересах государства в лице Чугуевского городского совета с иском к ООО «Тетро».
Решением хозяйственного суда Харьковской области от 10 сентября 2013 г. с проштрафившегося ООО в пользу Чугуевского городского совета (читай – в пользу бюджета) было взыскано, с учетом пени, 980291,47 грн. Это не считая 25045,83 грн. судебного сбора.
Но тут городские власти пошли с руководителем ООО «Тетро» на мировое соглашение, которое, вопреки нормам статьи 175 Гражданского процессуального кодекса Украины, было подписано уже после вынесения судебного решения, 29 октября 2013 года. И ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение хозяйственного суда Харьковской области от 10.09.2013 отменить, и принять новое, которым удовлетворить требования сторон «с учетом заключенного мирового соглашения», т.е. милостиво согласившись на выплату в пользу городского бюджета суммы в… 68985,92 грн.
При этом Чугуевский городской совет уже против удовлетворения апелляционной жалобы не возражает, в судебном заседании его представитель просит решение хозяйственного суда Харьковской области… отменить и удовлетворить апелляционную жалобу ответчика.
Что произошло? Какие внутренние убеждения или внешние убедительные доводы повлияли на точку зрения Чугуевской мэрии? Почему городские власти решили простить гигантскую сумму задолженности руководителю ООО «Тетро» – депутату Чугуевского городского совета Евгению Резченко, члену фракции Партии регионов, входящему в состав постоянной комиссии… по правовым вопросам, правопорядку и регуляторной политики?
Правда, сговор мэрии и бизнесмена не прошел, т.к. усиленно возражала прокуратура, и апелляционный суд отказал ООО «Тетро». Постановление вступило в законную силу, и недавно было опубликовано в Едином реестре судебных решений.
Правда, по имеющейся информации, руководство ООО с выплатами задолженности в городской бюджет не спешит, очевидно, не ведая, что за невыполнение судебных решений предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 382 Уголовного кодекса Украины.
- Информация о материале
Борьба с ослаблением национальной валюты стала для центробанков развивающихся стран задачей номер один в нынешнем году. Проблемы им создали США, объявив о начале программы количественного смягчения: ежемесячная программа покупки облигаций будет урезана еще на $10 млрд. Это означает, что Штаты больше не намерены вбрасывать в мировую экономику миллиарды. Соответственно инвесторы становятся более разборчивы во вложениях, и первое, что они делают, — это выходят из наиболее рисковых развивающихся рынков.
Чтобы остановить обесценивание нацвалюты, Россия и Украина пошли по проторенному пути валютных интервенций на межбанке. Только в январе НБУ пришлось потратить на эти цели из собственных резервов $1,7 млрд., по официальным данным, они сократились сразу на 12,8%. Еще больше во имя стабильности рубля выложил российский центробанк: в начале 2014 года он направил на это $9,9 млрд. — больше, чем треть расходов за весь 2013 год (тогда ушло $27,6 млрд.). Данную практику российский и украинский центробанки применяют всякий раз, когда необходимо предотвратить одномоментную девальвацию. Это позволяет регуляторам (во всяком случае, в РФ, где уже давно введен плавающий курс) говорить, что они не вмешиваются в курсообразование, а стоимость нацвалюты формируется на бирже. Однако у такого способа тушения валютных пожаров есть два очевидных минуса: сокращение золотовалютных резервов и возможность для многочисленных спекулянтов зарабатывать на простых обменных операциях.
Впрочем, и Россия и Украина активно работают и над внедрением других инструментов, позволяющих поддержать нацвалюту. Например, весь прошлый год НБУ активно абсорбировал гривню с рынка, пролоббировал обязательную продажу валютной выручки экспортерами, а сейчас ограничил возможность скупки валюты на межбанке. Активно работают над поддержанием рубля и в России. Федеральная таможенная служба РФ, в частности, прорабатывает вопрос о введении специального сбора на покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах (1–10% от стоимости посылки). Расчет прост — ограничить вывод валюты из страны населением. В «Почте России» подсчитали: в 2012 году россияне перевели за рубеж в качестве оплаты за товары в иностранных интернет-магазинах $2,4 млрд., что на четверть больше, чем годом ранее. Внедрением нового налога Россия хочет остудить интерес потребителей к зарубежным онлайн-приобретениям. К слову, нечто похожее может быть сделано и в Украине. Миндоходов готово предложить изменения в Таможенный и Налоговый кодексы, снизив с 300 до 100 евро стоимость товара в посылке, который можно ввезти без уплаты пошлин. В Украине отток валюты в виде уплаты за покупки в иностранных онлайн-магазинах не столь велик, как в России: по данным Миндоходов, около $400 млн. в год. Однако учитывая растущий интерес украинцев к такого рода шопингу, в министерстве решили сыграть на опережение.
В прошлом году, когда вопрос стремительной девальвации нацвалюты и в России, и в Украине стоял не так остро, власти предлагали более радикальные методы борьбы с этим злом. У нас активно муссировалась идея введения налога на валютно-обменные операции, в Госдуме РФ был зарегистрирован закон, предлагавший запретить хождение доллара в стране. Возможно, сейчас, когда гривня и рубль вошли в валютный штопор, эти идеи будут реанимированы.
Иные методы борьбы с неконтролируемой девальвацией использовали сейчас регуляторы Индии, ЮАР и Турции — повышение ключевых ставок. Самым радикальным стало решение турецкого центробанка: ставки по кредитам овернайт, депозитам и недельному РЕПО взлетели сразу на 500 базисных пунктов. Но повышение ставок тоже дело рискованное. Экономики, не успевшие восстановиться после кризиса, могут не выдержать столь высокой стоимости заимствований. Ведь банки переложат свои издержки на приобретение подорожавшего ресурса на своих клиентов, что нанесет удар как по производителям, так и по потребителям, которых фактически отрезают от кредитования.
Пожалуй, самые решительные меры по поддержанию собственной валюты предприняла Аргентина. В конце 2011 года там были введены серьезные ограничения на приобретение доллара населением: право на покупку иностранной валюты имеют только выезжающие за рубеж, та и то лишь предварительно получив разрешение в налоговых органах. После введения ограничений граждане начали искать различные лазейки, а государство постепенно закрывать их. Так, многие аргентинцы стали активнее пользоваться кредитными банковскими картами, особенно при поездках за рубеж, ведь сумма платежа в долларах в банке рассчитывалась по официальному курсу. Тогда правительство ввело 20-процентный налог на покупку по пластиковым картам за границей, а затем подняло его до 35%. Совсем недавно в Аргентине ограничили и онлайн-покупки: при превышении суммы $25 в год нужно заплатить 50-процентный налог, а на все товары заполнять таможенную декларацию. Однако это не спасло от общемировой тенденции местный песо: с начала года он подешевел к доллару на 20%. В прошлом году на поддержание нацвалюты центробанк Аргентины израсходовал 30% своих резервов.
В Венесуэле проблему дешевеющего местного боливара (за четыре года он полегчал в 3,5 раза) решают с помощью «двойного» курса доллара. По официальному курсу американскую валюту могут приобрести только импортеры первоочередных товаров, например продовольствия и медикаментов. В остальных случаях покупка доллара осуществляется по курсу валютных аукционов, который выше официального на 70%.
Впрочем, какие бы административные меры ни задействовали страны с дешевеющей валютой, они способны дать лишь краткосрочный эффект. Ведь пока государство не выработает своего рецепта интенсификации поступления инвестиций в страну, валютный пожар не погаснет.
- Информация о материале
Страница 842 из 1561
