Заручиться "благосклонностью" арбитра в конкретном матче - дело довольно тонкое и дорогое. На языке футбольных дельцов это называется "работать с судьями". Как правило, этим занимаются одни и те же люди, которые имеют "постоянную репутацию" среди судей и в футбольных кругах. Нередко это бывшие арбитры, которые работают в клубах после окончания судейской карьеры. Они знают сколько, кому и когда надо "занести". Иногда этим занимаются администраторы, которые долго работают в командах и знают всю "кухню" изнутри.

Некоторые клубы нанимают и держат в штате специальных людей, обязанность которых - обеспечивать "благосклонность" судей. И не только на внутренней арене. "Работа с судьями" стартует задолго до матча и начинается с "решения вопроса" о назначении определенной бригады на конкретную игру. Часто, у команд есть "хорошие" (или "прикормленные ") арбитры, которые легко идут на сговор и помогают достичь нужного результата. Поэтому первоочередная задача - через судейский комитет "пробить" назначение нужного арбитра. Потом главному судье или сразу передается обусловленная ​​заранее сумма "вознаграждения", или достигается договоренность о расчете сразу после "работы". Второй вариант, как правило, применяется тогда, когда стороны уже раньше имели контакты и проворачивали похожие дела.

Случаи обмана судей встречаются, но нечасто, потому что об этом становится известно всем арбитрам, судейскому комитету (который "в доле") и за "кидок" команда будет расплачиваться очень долго и болезненно. Кроме того, необходима "подстраховка" со стороны инспектора, чтобы в случае чего (надуманного пенальти, протеста соперника или неправильного удаления) он в рапорте "прикрыл " судью и к нему не применялись бы слишком уж серьезные санкции. Как правило, с инспектором "решают вопросы" те же люди из команды. По обыкновению, "план" по играм составляется заранее после принятия календаря. Наиболее "жирными" у судей полагают матчи соседей по турнирной таблице, причем, нижней части. Топ-клубы сегодня просто берут на испуг судей, поскольку имеют возможность решать через "своих" людей в Комитете арбитров и федерации их будущее и манипулируют назначениями. А вот "середнячок" и аутсайдер "решает судейский вопрос" исключительно деньгами. Поэтому наши судьи и не хотят судить матч грандов между собой - денег не дадут и после игры всегда кто-то из влиятельных будет недовольный. Хотя бывают и исключения: недавно один судья, который подставился в игре грандов тем, что безосновательно изъял уже в первом тайме игрока приезжей команды и помог, таким образом, хозяевам победить, месяц со своей полученной дисквалификации после громкого скандала провел с семьей на островах, будто бы за счет признательных "хозяев". И потом, с новыми силами, продолжил судить.

В Украине во всех лигах довольно много играется договорных игр, которые стыдливо называют "странными". Недавняя длинная история с Харьковом и Львовом - даже не вершина айсберга.

Процент таких игр с заранее фиксированным результатом составляет приблизительно от 15 до 20 от общего количества матчей и резко увеличивается в последних встречах чемпионата, когда команды всеми образами "решают", по возможности, свои "вопрос". Интересно следить за тем, как в конце сезона в букмекерских конторах пачками не принимают ставки на определенные игры заключительных туров. Здесь еще добавляется наличие так называемых "одноклассников", то есть клубов, которые финансово и кадрово зависят от определенных грандов и подыгрывают им.

Это системный коррупционный принцип, который поразил весь наш футбол и это не наше изобретение - договорные игры присутствовали и в СССР, они происходят также во всем мире. Отличие лишь в том, что везде с этим явлением стараются беспощадно бороться, а у нас - это часть турнирной стратегии и тактики многих команд, в том числе и топ- уровня. По обыкновению, договор присутствующий на уровне президентов клубов, но инициатива, как правило, выходит от главных тренеров. Поэтому периодические разрекламированные попытки президентов клубов "заключить меморандум честности" и т.д. у знающих людей вызывают даже не улыбку, а искренний смех.

Иногда делаются попытки найти "крота" в команде соперника и за определенную сумму добиться того, чтобы один лидер или несколько игроков противника не вышли на поле "из-за травмы" или, выйдя на игру, играли "в полноги". Раньше этот метод был довольно распространенным, но сейчас практически исчез в высших лигах из-за своей ненадежности и опасности изобличения. Кроме того, сейчас футболисты получают хорошие деньги и не будут рисковать за относительно небольшие суммы. Хотя, в низших лигах, такие случаи и сейчас не редкость.

Договорные игры позволяют клубам гарантировано, на определенном этапе, решать свои локальные задачи. Также такие случаи иногда случаются на мировых и европейских финалах, когда определенный результат устраивает обе команды. В украинском футболе необходимо изобрести действенный механизм как спортивного, так и уголовного преследования упомянутых случаев (а договорная игра - это, бесспорно, уголовное преступление). Но в нашем футболе очень часто те, кто обязан противодействовать договорным играм, их же организовывают и покрывают. Смешно наблюдать, когда с высокой трибуны футбольный или судейский функционер позорит "странные игры" и гневно призывает бороться с "договорняками ". А все, кто "в курсе", знают, что именно этот человек "курирует" и "решает" за определенный гонорар все "вопросы".

Что касается сумм, которые платят судьям и за которые можно попробовать купить игру - то они разные. Это зависит и от лиги, от уровня команд, от степени "необходимости" самого результата. В начале 90-х судьям в высшей лиге "давали" несколько тысяч долларов за особую "благосклонность". В начале 2000-х эта сумма возросла до 10-15 тысяч. Сейчас суммы еще выше. Так, по моим данным, один судья, который не "заметил" игры рукой и зачислил забитый волейбольным образом гол (который решил судьбу важной игры относительно повышения в классе в первой лиге) получил несколько сотен тысяч долларов. Судя по тому, что он довольно быстро отбыл дисквалификацию и продолжает свою деятельность - часть денег осела и в других карманах. Система футбольного судейства чрезвычайно коррумпирована и не случайно в ней распустился буйным цветом непотизм и протекционизм. Довольно посмотреть на фамилии - в современном украинском судействе возникли целые "династии", которые "приватизировали" не только судейство, а и областные федерации. Так "талантливые" потомки судей продолжают знаменитое дело родителей.

Иногда команды, чтобы упростить себе турнирный путь, договариваются сыграть "три в три", то есть, каждая выигрывает дома и проиграет на выезде. Эти игры происходят по довольно простому сценарию: хозяева быстро забивают два гола и с пенальти пропускают один в конце игры. А для решения "отдельного вопроса" надо будет выложить не одну сотню тысяч долларов, или расплатиться в будущем играми следующего чемпионата.

Почему о договорных матчах не говорят? А кто о них будет говорить? Судьи, которые за 90 минут "поднимают" несколько сотен тысяч " ​​зеленых"? Тренеры и президенты, которые прикрывают за счет денег собственный непрофессионализм и глупость? Функционеры, которые сытно "питаются" с процентов от всех "операций"? Нет, все будет продолжаться так, как и раньше. Ведь система хорошо функционирует и позволяет при минимуме усилий, умений, знаний, профессионализма, при полному пренебрежению к футболу как социального явления и отсутствия боязни неотвратимости наказания и дальше хорошо жить и вкусно есть. Футболисты же рады возможности хоть иногда повалять дурака на поле, уберечься от травм. Да и люди они, в большинстве, зависимые. Зрители же видят многое. Но кто думает о зрителях в нашем футболе?

В конце 2009 года заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный директор Управления ООН по наркотикам и преступности (UNODC) Антонио Мария Коста признал, что миллиарды долларов, полученные от незаконного оборота наркотиков, помогли удержать финансовую систему на плаву в разгар мирового финансового кризиса.

«Это был момент (в конце 2008 года), когда система была в основном парализована из-за нежелания банков давать деньги в долг друг другу… Во многих случаях деньги от наркоторговли были единственным ликвидным инвестиционным капиталом, – сказал он в интервью лондонскому еженедельнику The Observer. – Во втором полугодии 2008 года ликвидность была основной проблемой банковской системы, а потому ликвидный капитал стал важным фактором… Межбанковские кредиты финансировались деньгами, которые пришли из наркоторговли и другой незаконной деятельности…».

Это заявление ответственного международного чиновника мало удивило тех, кто занимается проблемами незаконного оборота наркотиков. Мировая система наркоторговли – это огромный организм. Производители, наркоторговцы, дилеры, перевозчики, оптовики и даже наркосиндикаты – всего лишь пешки на глобальной шахматной доске. Реальными игроками, управляющими всем процессом наркоторговли, являются совершенно другие лица и организации. Именно они «заказывают музыку», хотя внешне к наркотикам не имеют ни малейшего отношения.

Характерной чертой нашей эпохи стало то, что наркоторговля и приносимые ею деньги превратились в механизм функционирования глобальной финансовой системы и мировой политики. Сегодня наркоденьги используются на мировых фондовых и FOREX биржах, составляют значительный объем прямых инвестиций, на них покупаются корпорации, земли, месторождения, государственные решения. При этом «грязное» происхождение используемых средств невдомек подавляющему числу субъектов этих трансакций. Деньги уже отмыты и выложены на прилавок в чистом виде.

Справка

1 га опиумного мака приносит такой же доход, как 40 га хлопка. В среднем один гектар посевов опиумного мака дает 40-50 кг опиума-сырца, а в некоторых местах – до 75 кг. При минимальной цене франко-фермы 125 долларов за килограмм сухого опия-сырца афганский крестьянин может заработать в 17 раз больше, выращивая опиумный мак (4622 долларов на гектар), нежели выращивая пшеницу (266 долларов на гектар).

Сегодня наркоторговля является не только «смазкой» шестеренок мировой политики, но нередко и ее объектом. Естественно, объектом, который всегда остается «секретом Полишинеля». Для обеспечения свободы наркоторговли, а значит увеличения объемов наркоприбыли, с высоких национальных и международных трибун лоббируются законы и проекты, направленные на снижение контроля над перемещением наркотиков, создаются зоны свободной торговли и свободного перемещения капиталов, вводятся «демократические» ограничения на действия спецслужб.

В священную корову, идола, красивую правовую форму постепенно превращается мировое законодательство о борьбе с наркотиками и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Политически и методом «гуманитарной интервенции» взрываются законные государственные режимы и уничтожаются целые страны, а на территории огромных регионов создается «управляемый хаос».

Именно наркотиками вымощены дороги банд религиозных экстремистов. Интересно, что в наши дни, отслеживая пути наркотранзита и точки роста объемов наркоторговли, возможно даже прогнозировать центры и направления развития религиозно-этнических беспорядков.

С точки зрения национальной безопасности нашей страны наиболее опасным представляется транзит наркотиков по «северному маршруту» (Средняя Азия – Россия – Европа). По данным УНП ООН в 2011–2012 годах через него прошло 25% всего афганского героина (95 тонн), ежегодно по этому маршруту провозится более 800 тонн опиатов. Прогнозировалось, что в 2013 году эти цифры вырастут.

Интенсивный наркотрафик на фоне общего обострения обстановки не может не наводить на мысль о возможной подготовке варианта «сирийского сценария» и, возможно, уже на территории России. После поражения или победы в Сирии кукловоды будут вынуждены перебросить 100-тысячную «голодную» толпу исламистов, ваххабитов и просто бандитов на другие цели. Отравленные вседозволенностью, получившие боевой опыт, оплачиваемые наркоденьгами и постоянно пополняющие свои ряды, они будут жаждать новой крови и новой добычи. Где он, ближайший объект их удара? Ясно, что они пойдут на север, но куда?

Транзит наркотиков по «северному маршруту» наблюдается на фоне огромных миграционных потоков. В Россию ежедневно практически бесконтрольно прибывают тысячи мигрантов с Востока. Кто знает, в какой момент мирные профессии этих гостей – «штукатур», «маляр» и плиточник» изменятся на «снайпера», «автоматчика» и «гранатометчика»?

А по дороге и на месте их с радостью встретят тысячи их российских «сторонников», уже получивших отличный боевой опыт в Сирии. Конечно, учитывая вековую мудрость нашего народа и пусть пока слабое, но все же возрастающее противодействие этой угрозе со стороны государства, существует надежда, что такой сценарий не будет реализован. В противном случае для восстановления статус-кво нам придется воевать, по меткому выражению доктора наук профессора М.Мусина, «по щиколотку в крови».

Одним из наиболее слабых мест является соседствующий с Россией Крым. Перспективы здесь более мрачные. В условиях отсутствия эффективного реагирования со стороны украинских властей в Крыму легально действует запрещенная в большинстве стран исламистская террористическая организация Хизб ут-Тахрир.

Все реальнее становятся перспективы создания крымско-татарской автономии, от которой всего один шаг до самопровозглашения независимости Крыма по «косовскому сценарию» под патронажем Турции и НАТО. Ситуация осложняется тем, что с точки зрения права в любую минуту может стать спорной сама принадлежность Крыма Украине. Согласно Ясскому мирному договору 1791 года Крым отошел России без права передачи третьей стороне; в случае такой передачи Турция имела бы право возобновить свои претензии на Крым, и с тех пор это положение Ясского договора не было аннулировано формально.

Входившая в РСФСР Крымская область была передана под юрисдикцию Украины во времена СССР, являвшегося правопреемником Российской империи (сегодня правопреемником считается Российская Федерация), в 1991 году Украина вышла из состава СССР, и тем самым передача Крыма третьей стороне совершилась de facto. Мои оппоненты могут оспаривать вышеизложенное как угодно, но это не снижает степень опасности.

С учетом угроз, о которых было сказано выше, над южным флангом России может нависнуть опасность серьезной геополитической трансформации. И такая трансформация может привести к общей консолидации экстремистских сил на юге и к катастрофическим политическим подвижкам в регионе в целом. Для России появится реальная угроза потери Черного и Азовского морей, а также Кавказа, Кубани и Ставрополья. А что, кроме рыданий в Европарламенте, всему этому сможет противопоставить Украина? Ничего. У России эффективных рычагов воздействия на ситуацию сегодня нет. В будущем она может быть изолирована «мировым сообществом» от любого вмешательства.

А теперь давайте перебросим мостик из будущего в прошлое и хотя бы приоткроем генезис явления «наркоторговля», посмотрим на важнейшие этапы его политической истории.

В глазах европейца понятия «наркотик» и «Восток» неразделимы. Между тем, наркоторговля, опаснейшее из зол нашего времени, родилась отнюдь не на Востоке. Это прямое порождение глобальной колониальной политики самих европейцев, а если быть более точным, англосаксов.

До XVIII века Восток почти не знал наркомании, во всяком случае, не больше чем Запад – пьянства. Арабы и китайцы применяли опиум и коноплю по лечебникам Авиценны и легендарного древнего китайского властителя Шэнь-нуна как лекарство от рассеянности, кашля, поноса и подагры. В Афганистане опиумный мак, точнее, его сухая трава, использовался в качестве корма для скота, из маковых семян варили мыло, из стеблей получали растительные красители.

В XIX веке англичане впервые решили попробовать использовать индийский опиум как средство извлечения сверхприбылей в Китае и более того – как психотропное оружие. Благодаря их «умелым» действиям в период с 1830 по 1837 год Китай превратился в огромную курильню c морально разложившимся населением. Запад понял, что прибыли от наркоторговли не могут сравниться ни с чем. Противодействие западной наркоэкспансии со стороны китайских властей вызвало вооруженную интервенцию Англии и США с очевидным финалом. Тогда и появился британский Гонконг.

На Среднем Востоке англосаксы спровоцировали наркотический бум несколько позже – в ХХ веке. С учетом тогдашнего спроса на опиум и морфин в Европе и Южной Африке акцент здесь был сделан не столько на наркотизации местного населения, сколько на производстве наркотиков. В 1874 году английским химиком Алдером Райтом из морфина был синтезирован еще более сильный наркотик – героин. Позднее он выпускался немецкой фармацевтической компанией Bayer AG как средство от кашля. Европа пристрастилась к морфину и героину как к обезболивающим средствам в период Первой мировой войны. Сегодня основным мировым производителем опиатов является Афганистан, ежегодное производство опиума здесь равно 150 миллиардам разовых доз – это в 25 раз больше, чем население земного шара.

Героин и опиум подразделяются на два класса: А и Б. Класс А идет «на экспорт», класс Б – для внутреннего потребления. По степени чистоты героин может иметь разную маркировку, например, «777», «999». Афганский героин самой высокой чистоты имеет марку «9999».

Производство героина в Афганистане и Пакистане в относительно больших масштабах началось с последней трети XX века. Опиаты и наркоторговля с этого момента уже надолго становятся механизмами политики. В 1980-х годах опиаты использовались во время войны в Афганистане. При поддержке своих американских патронов криминальные группы раскинули обширные поля опиумного мака в Пакистане, а затем и в самом Афганистане. Опий-сырец стал для боевиков одним из средств расчета за поставляемое оружие и способом дебилизации «шурави» (так называли афганцы советских солдат). ЦРУ если не помогало, то уж точно смотрело на процессы постепенной наркотизации Афганистана сквозь пальцы.

В 1999 году бывший руководитель операций ЦРУ в Афганистане Чарльз Коган заявил, что США сознательно пожертвовали борьбой с наркотиками во имя «холодной войны». Выступая на австралийском телевидении, он сказал следующее: «Наша основная задача была нанести максимальный ущерб Советам. Мы действительно не имели ни ресурсов, ни времени, которые могли бы посвятить делу изучения торговли наркотиками. Я не думаю, что нам нужно извиняться за это. Каждая ситуация имеет свои нежелательные последствия. Действительно, в плане роста производства наркотиков нежелательные последствия имели место. Но главная цель была достигнута. Советский Союз ушел из Афганистана».

Исследователь Альфред Маккой в одной из своих книг об участии ЦРУ в наркоторговле (Drug Fallout: the CIA’s Forty Year Complicity in the Narcotics Trade) подтверждает, что через два года после начала операции ЦРУ в Афганистане в 1979 году «район афгано-пакистанской границы стал самым крупным в мире производителем героина. В самом Пакистане число наркоманов возросло почти с нуля в 1979 году до 1,2 миллиона в 1985 году. Это был гораздо более быстрый рост, нежели в любой другой стране. Наркоторговлю контролировали люди, связанные с ЦРУ».

После ухода советских войск из Афганистана страна погрузилась во мрак войны всех против всех. Основными фигурами этой войны стали крупные наркобароны Гульбеддин Хекматияр, Ахмад Шах Масуд, Хаджи Айюб Африди и американские креатуры псевдоисламского типа – «Талибан» и «Аль-Каида аль-Сульбах». Опий и героин стали основными источниками получения денежных средств для закупок оружия.

Складировав у себя огромные запасы маковой соломки и сухого опия-сырца, «Талибан» и «Аль-Каида» сделали попытку «кинуть» своего патрона США и стали диктовать мировому сообществу требование о своем официальном признании, одновременно сократив производство опия к 2001 году на 91% – до 185 тонн. Вот тут Соединенные Штаты и начали международную борьбу с терроризмом, обвинив своих недавних лучших друзей из «Аль-Каиды» во всех смертных грехах.

Начало операции «Несокрушимая свобода – Афганистан» ознаменовалось бумом производства опиума и героина. Только в рекордном по урожайности опиумного мака 2007 году объем товарного опия-сырца в Афганистане составил 8200 тонн, т. е. вырос в 7 раз по сравнению с 1989 годом. Опиумный бум в Афганистане в период «Несокрушимой свободы» был обусловлен военным и экономическим факторами и хорошо приправлен коррупцией в высших эшелонах власти.

В опасных ситуациях американцы предпочитают не завоевывать, а покупать победу (например, во время войны в Ираке). Аналогично они действуют и в Афганистане. Там почти при каждой американской базе «кормится», пользуясь терминологией Ф.Д.Рузвельта, банда «своих сукиных сынов». Они обеспечивают разведку и охрану американцев и при необходимости ведут контактные боевые действия с любым противником. За это банда получает от американцев «индульгенцию» на выращивание опиумного мака под прикрытием американских пушек.

Посевы опиумного мака хорошо видны со спутников, они занимают гигантские площади. Расположение нарколабораторий, крупных государственных и частных химических предприятий в Пакистане также известно (уксусный ангидрид – прекурсор для героина производится только на таких предприятиях).

Еще в сентябре 1999 года Владимир Путин на переговорах с исполнительным директором UNODC дал согласие на использование спутника фоторазведки «Космос-2365» для съемки посевов опиумного мака. Реакции со стороны руководства США и ООН не последовало.

Даже ограниченные меры по сокращению производства наркотиков в Афганистане тут же вызывают болезненную реакцию со стороны некоторых высокопоставленных чиновников этой страны. Известный эксперт по Афганистану Виктор Коргун в своей статье «США, Россия и афганские наркотики» приводит слова министра по делам наркотиков Хабибуллы Кадери: «Мы не должны спешить с ликвидацией всех посевов опия в течение одного года.

Иначе мы потеряем 2,8 млрд долларов, и это очень важно: эти деньги идут в экономику». Вовлеченность афганских должностных лиц в наркоторговлю очень высока. По сообщениям СМИ, в Белом доме считали, что брат президента Афганистана Ахмед Вали Карзай, занимавший пост главы Совета провинции Кандагар, одновременно являлся руководителем крупной ОПГ и был прямо вовлечен в незаконный оборот наркотиков; американские официальные лица предупреждали президента Карзая, что его брат несет за это ответственность.

Так почему же сегодня именно Афганистан, а не знаменитый «Золотой треугольник» (Мьянма, Таиланд и Лаос) стал в мире основным производителем героина? Ответ достаточно прост. Интенсивный рост посевов опийного мака и производства героина в Афганистане в середине 2000-х годов разорил производителей опийных наркотиков в странах «Золотого треугольника».

Газета Guardian за 21 июля 2012 года опубликовала статью «Международные банки – подразделение финансовой службы наркокартелей» (Global Banks Are the Financial Services Wing of the Drug Cartels), авторы которой убеждают читателя в том, что банки играют лишь вспомогательную роль в наркоторговле, главное же место в ней принадлежит группам организованной преступности – наркокартелям. В действительности эти группы являются всего лишь исполнителями глобальных планов международных банковских сообществ.

Однако обществу продолжает навязываться мнение, что дальше отмывания «грязных» денег функции банков не распространяются и, следовательно, борьбой с отмыванием «наркотических» денег должны заниматься не кто иной, как органы банковского надзора. В реальности мы имеем дело со сращиванием крупного банковского капитала и наркомафии. Сегодня очень трудно провести границу между «грязными» и «чистыми» деньгами – значительная часть последних также имеет наркотическое происхождение. Сложившийся альянс банков и наркокартелей можно определить как «наркобанковскую мафию».

В этой связи интересна трехуровневая иерархия современной наркомафии, предложенная профессором МГИМО Валентином Катасоновым. Первый и второй ее уровни представлены группами производителей, скупщиков, первичных переработчиков и розничных торговцев, а также группами, занятыми конечной переработкой, транспортировкой и организацией оптовой торговли. Именно их принято называть наркокартелями и транснациональными наркосиндикатами, а их руководителей – наркобаронами, и именно они остаются основными целями различных антинаркотических структур. Но это бесконечная война с тенью.

Третий, или высший, уровень – вот где спрятана «смерть Кащеева». Этот уровень представлен политиками и институтами, которые, непосредственно не соприкасаясь с наркотиками, способны существенно влиять на наркобизнес и стратегически управлять им.

Кроме них, к третьему уровню также относят коррумпированных представителей законодательной, судебной власти, ряда ключевых ведомств исполнительной власти. Эти лица, финансовые и политические институты составляют плотно сплетенную всемирную сеть.

Фактически наркомафию можно представить как мировую наркокорпорацию, имеющую свои отделения и филиалы во многих странах мира. Здесь уже вопросы наркобизнеса тесно переплетаются с вопросами большой политики и мировых финансов, о чем шла речь в самом начале этой статьи.

Исследования, посвященные проблемам наркоторговли, полны фактами о возможной причастности к ней британских Виндзоров, известного финансиста и филантропа Сороса, крупнейших мировых банков, спецслужб различных стран, всемирно известных политиков и миллиардеров, якобы имеющих непосредственное отношение к производству опиатов в афганском Бадахшане и пакистанском Читрале.

Именно на третьем уровне наркоиерархии решаются важнейшие экономические и политические задачи: «отмывание» наркотической наличности, размещение полученных доходов в различных секторах экономики, обеспечение «прикрытия» операций наркомафии на первом и особенно втором уровне, создание благоприятных условий для расширения наркобизнеса, поставок оружия и недопущения конкурентов на оптовый рынок, наконец, лоббирование законов, облегчающих обращение наркотиков (вплоть до полной легализации) и пропаганду наркотиков через СМИ, а также снятие всякого контроля и ограничений на перемещение грузов, денежных средств и людей между государствами (под видом либерализации международной торговли и движения капитала) и другие.

Третий уровень мировой наркомафии находится под контролем достаточно небольшой группы людей. Один из наиболее авторитетных исследователей мировой наркоторговли американец Джон Коулман условно называет их «Комитетом 300», в который входят коронованные особы, банкиры, государственные и политические деятели: «От Колумбии до Майами, от «Золотого треугольника» до «Золотого полумесяца», от Гонконга до Нью-Йорка, от Боготы до Франкфурта торговля наркотиками и в особенности торговля героином – это большой бизнес, и он полностью, сверху донизу, контролируется несколькими самыми «неприкасаемыми» семьями в мире, и каждая такая семья имеет по крайней мере одного члена в «Комитете 300».

Наркоторговля, утверждает Коулман, это не мелкая торговля на углу. Этот бизнес обеспечен большими деньгами и экспертами, чтобы его ход был гладким и беспрепятственным. Это в полной мере гарантирует отлаженный механизм, находящийся под контролем «Комитета 300».

Одним из таких лиц является Джордж Сорос. В США Сорос за последние годы вложил 15 миллионов долларов в Фонд политики в области сильнодействующих лекарственных средств (DPF), задачей которого является легализация наркотиков. Под крышей Института «Открытое общество» (Open Society Institute) в Нью-Йорке он развернул деятельность Линдесмитовского центра (The Lindesmith Center), лоббирующего легализацию наркотиков (проект стоимостью 5 миллионов долларов).

Сорос неоднократно выступал за выдвижение государственных инициатив по легализации употребления наркотиков типа марихуаны, героина, кокаина, ЛСД. Известно, что лоббисты фонда Сороса получают чеки на солидные суммы. Так, мэр Балтимора Курт Шмоке получил чек на 100 тысяч долларов, после чего в городе был открыт филиал Института «Открытое общество», куда из частных фондов поступило 25 миллионов долларов на работу в предписанном направлении. Именно Сорос был основным спонсором открытого письма Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану, призывающего к легализации наркотиков. Письмо было подписано видными политиками, включая бывшего Генерального секретаря ООН Переса де Куэльяра.

Приведенные факты красноречиво свидетельствуют о мощи той системы, которая в наше время управляет незаконным оборотом наркотиков в мире и которая конкретно угрожает нашей национальной безопасности. Если в борьбе с наркоторговлей на первом и втором уровнях наркомафии задача сохранения национальной безопасности в России в целом выполнима силами спецслужб в союзе с дружественными региональными организациями, то на третьем уровне на ее решение можно повлиять лишь целым комплексом мероприятий по объединению усилий прежде всего мировой общественности, не желающей подчинять свою жизнь и здоровье интересам опиумных миллиардеров.

Важно понять, что только успехи в борьбе на третьем уровне наркомафии дадут возможность говорить о каких-либо серьезных подвижках. Что же касается обеспечения национальной безопасности России в ее «южном подбрюшье» в плане борьбы с наркоторговлей и проникновением сил радикального политического ислама (исламизма), то самой напряженной работы одной ФСКН, очевидно, недостаточно. Необходим целый комплекс мер, включая создание надежно охраняемой границы, причем именно на внешнем периметре «Таможенного союза», поскольку создание такой пограничной полосы между Россией и Казахстаном будет способствовать скорее дезинтеграции Союза, нежели его укреплению.

Необходимо самое тесное сотрудничество всех служб разведывательных сообществ России, Белоруссии, Казахстана и стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), превращение ее в действительно эффективную военную структуру. При этом важно широко информировать мировую общественность о деятельности конкретных лиц и институтов, особенно на третьем иерархическом уровне наркомафии, развертывать и поддерживать масштабные общественно-политические акции. Необходимо радикальное изменение российского миграционного законодательства, его перестройка таким образом, чтобы приток и отток мигрантов служили конкретным экономическим интересам России, а не являлись бесконтрольным средством транспортировки наркотиков и импорта экстремизма в нашу страну.

Но и эти, пусть даже самые эффективные меры сдерживания не способны обеспечить полного решения проблемы пресечения наркотрафика и исламистской экспансии на южном фланге. Для решения этой проблемы нужна коренная перестройка внешней, экономической и военной политики России в отношении стран Средней Азии. Необходимо возвращение в Среднюю Азию в полном объеме с целью формирования благоприятной для России политической среды.

Это означает оказание широкой помощи среднеазиатским странам в создании новых рабочих мест, восстановление и модернизация их экономик в целом, а также выгодных для России производств (добычи редкоземельных металлов и урана в Таджикистане, добычи золота и производства хлопка в Узбекистане и т. д.) – с учетом места каждой из этих стран в рамках когда-то существовавшей единой системы разделения труда в СССР. Пришла пора усилить наше военное присутствие в регионе и предпринять решительные и эффективные шаги по сокращению такового присутствия наших экономических и политических конкурентов.

Необходим целый комплекс мер политического, дипломатического и идеологического характера, направленных на восстановление центров русского языка и русской культуры и поддержку пророссийских политических движений и НКО, сил традиционного ислама, а также на запрещение экспансии радикальных исламистских течений в регионе. Нужно искать нестандартные комплексные подходы, простым решениям типа введения виз здесь не место, они лишь сыграют на руку противнику и уже навсегда оторвут Среднюю Азию от России.

Все вышесказанное потребует огромных капиталовложений, тяжелых для России даже в рамках частно-государственного партнерства, однако иного выхода у нас нет. Что же касается средств, то в России их вполне можно найти при наличии политической воли. Для этого нужно лишь перейти в режим разумной экономии и отказаться от фантастических и разорительных мегапроектов, стимулирующих воровство и коррупцию, не приносящих России реальной прибыли и высасывающих из ее бюджета сотни и сотни миллиардов рублей.

Альтернативой коренному пересмотру нашей политики на Востоке, включая пресечение наркотрафика, является, как это ни прискорбно, фатальная для России наркотизация населения и этноконфессиональные вооруженные конфликты, которые в конце концов могут просто уничтожить нашу страну.

В гардеробе столичного ресторана «Олива» украли норковую шубу. Этой случай так и бы и остался рядовым криминальным происшествием, если бы дорогущий предмет гардероба ни принадлежал супруге чиновника Киевсовета. Что вызвало у обывателей не сочувствие и возмущение, а совершенно противоположную реакцию - злорадные смешки и цитирование поговорки про стыренную дубинку.

Но это ещё не всё! По словам пострадавшего чиновника, который винит в краже персонал ресторана, камеры слежения в этом заведении направлены не на зал и гардероб, а на… кухню. «Очевидно, в «Оливе» намного больше переживают о том, чтобы сотрудники не крали еду, чем о безопасности своих посетителей», - заявил он…

В ресторанах воруют шубы и еду, в магазинах – импортный алкоголь и продукты, в больницах крадут лекарства и оборудование, на почте «облегчают» посылки, в автосервисе подменяют новые детали на изношенные. Список того, что и как воруют в Украине, будет длинным, как свиток Торы. Стоит ли удивляться тому, что народ не хочет верить в то, будто чиновники покупают своим женам норковые шубы на честно сэкономленную зарплату!

Впрочем, чиновники и депутаты давно уже не воруют в прямом смысле этого слова. Существует многоженство способов перераспределения имущества и финансов без прямого нарушения уголовного кодекса – доступных людям при власти. Позволяющих пополнить семейный бюджет значительно большими суммами, чем те, которые можно украсть напрямую. Вот почему подавляющее большинство из них невозможно привлечь за воровство – а в тюрьмах сидят только простолюдины, стащившие кошелек или мешок картошки…

И, тем не менее, воровство – это понятие не столько криминальное, сколько социальное и этическое. Еще с библейских времен в это понятие вкладывают не только незаконные, но и несправедливые, нечестные методы присвоения собственности – частной, общественной, государственной. Нечестные с точки зрения морали и традиций, существующих в обществе. Именно поэтому народ, например, и называет состоятельных представителей власти «ворюгами»: в его глазах они разбогатели именно так, и все их «схемы» люди расценивают как замысловатое воровство – даже если к ним не имеет претензий действующий уголовный кодекс.

С другой стороны, как только люди начинают считать, что поступают «по правде», что они «берут своё» или подбирают ничье, то им и в голову не приходит, что они нарушают одну из заповедей. Отсюда возникают разное понимание воровства. Например, что грешно красть только у своих. Так считают не только современные уголовники, такого же мнения были и лихие запорожцы славных «козацьких часів» - которых сегодня называют эталоном украинцев. И действительно, за кражу у своего собрата-запорожца могли и зарезать. В то же время все свои деньги казаки «зарабатывали» грабительскими походами: либо как наемники на службе гетманов и магнатов, либо как самостоятельные шайки. Грабили караваны, корабли, замки, города, даже православные монастыри. Но до сих пор их считают честными славными «лицарями».

А вот их правнуков, получивших дворянство и ставших панами, народ возненавидел как мздоимцев и мироедов, жадных тиранов, выжимающих из людей последнее. Почему? Потому что отбирали у своих, пусть даже совершенно законными методами. Такая вот разница между законностью и справедливостью!

А теперь поймите, что одно и то же деяние оценивают с этих разных точек зрения. Когда бюджетные деньги переводятся на счета карманных фирм в оплату за позолоченный писсуар для губернатора, народ расценивает это как воровство государственных средств – с точки зрения справедливости. А вот чиновники, наваривающие на этом деньги для покупки нового «лендкрузера», в ответ на такие обвинения свирепеют и подают в суд за клевету – потому что с юридической точки зрения они никаких законов не нарушали. Более того, они уверены в своей безгрешности настолько, что ходят в церковь не каяться в грехах, а благодарить Бога за ниспосланную благодать.

Они действительно считают, что использовать бюджет в своих интересах или прихватизировать недвижимость - это тоже самое, что ковырять найденную золотую жилу. Просто удача, подвернувшаяся немногим.

Однако такое же отношение к расхищению государственной и общественной собственности мы найдем и у «низов». Типичный пример современности: тотальная кража металла. Его сбором украинцы занимаются с начала 90-х. При этом одни сборщики сознательно ломают и воруют металлические детали механизмов или памятников, другие бояться неприятностей и подбирают только валяющиеся под ногами старые железки, а вот третьи, которых большинство, тянут то, что «плохо лежит». Так, однажды в наших подъездах исчезли все декоративные решетки на оконных проемах, а во дворе были выворочены и унесены железные заборчики и турники. Воровавшие их наверняка были уверены, что берут «ничейное».

Такую же уверенность испытывали советские «несуны». Те, которые тащили домой с работы гвозди и болты, стопки бумаги, краску и спирт, продукты, сантехнику. А еще были «халтурщики», которые на заводском оборудовании из заводских материалов изготавливали по частным заказам какие-то детали или механизмы. Престижность работы тогда измерялась не только размером зарплаты, но и тем, что с неё можно было принести домой. «Несуны» и «халтурщики» считались хозяйственными мужиками, заботящимися о семье – и в тоже время попадали под административную и даже уголовную ответственность.

Вот только утверждение, что подобную тягу воровству в наших гражданах воспитала советская система, совершенно ошибочно и вообще абсурдно. Массовое расхищение «ничейного» и «своего» происходило еще летом 1917-го, когда никакой советской власти не было ещё и в помине. А совершали их бывшие православные подданные царя-батюшки, воспитанные в Божьем страхе и «Уставе благочиния». Эта вакханалия краж, грабежей, расхитительства и самозахватов продолжалась до выхода Указа «7-8» (7 августа 1932 года), более известного как «закон о трех колосках».

Со времен «перестройки» этот указ принято критиковать и называть бесчеловечным – мол, голодных граждан приговаривали чуть ли не к расстрелу за кражу продуктов с поля или склада. Таким образом, если закон данные поступки определял как кражу (и ни о каких смягчающих обстоятельствах не было и речи), то сформированное общественное мнение оправдывала их с точки зрения справедливости: мол, голодный имеет право взять хлеб (а к нему картошку, масло, пару фунтов селедки и штоф казенной).

При этом эти же изобличители сталинской тирании с возмущением говорят об отсутствии сегодня «диктатуры закона». Но ведь как раз в 30-е года в стране царила полнейшая диктатура закона – перед которым были равны и колхозники, и первые секретари. Сталинский закон был таким же холодным и безжалостным, как и английский или немецкий: на Западе нищета и голод никогда не являлись смягчающими обстоятельствами на рассмотрении дел о кражах. Кстати, в Англии до 1833 года существовала практика публичного повешения детей (от 7 лет) за мелкие кражи. Затем общество стало милосерднее - и малолетних воришек отправляли на каторгу…

Существует еще два заблуждения относительно воровства. О том, что западное общество не склонно к нему – в отличие от нашего, и о том, что в Украине носителями менталитета этой законопослушной западной цивилизации являются богобоязненные селяне и высокодуховная интеллигенция.

На самом деле люди везде почти одинаковы, всё зависит лишь от обстоятельств, в которых они живут. Европейцы и тем более американцы никогда не отказывались взять то, что плохо лежит - даже если это уже принадлежало «краснокожим» или «желтолицым». Ведь с точки зрения западных законов это не являлось преступлением, а значит, можно было не опасаться появления констебля. Впрочем, и не боящихся переступить через закон там тоже хватает. Вопрос лишь в одном: ради чего?

Вот, к примеру, почему в Украине за «незаконный оборот наркотиков» сидят тысячи, а в Голландии – единицы? Потому что марихуану там можно приобрести и употребить легально, опиаты доступны для наркоманов по специальной программе, и только «клубные» наркотики (кокаин и экстази) придают работу полиции. А почему голландцы меньше воруют? Потому что в Украине сотни тысяч потенциальных мелких преступников: наркоманам нужны деньги на дозы, алкоголикам на водку, безработным на еду, подросткам из бедных семей на тряпки и смартфоны. В Голландии нет такого количества страждущих, зато есть возможность заработать или получить социальное пособие. Поэтому краж там меньше, и их характер несколько иной. В быту распространены «угоны» велосипедов, совершаемые не корысти ради, а уголовный мир предпочитает серьезные «дела»: обокрасть богатую квартиру, склад товаров, ограбить банк.

А вот в США, лидирующих в западном мире по числу заключенных, половина преступлений – кражи и грабежи, совершаемые с целью добычи денег на наркотики, азартные игры и прочие пороки. Большая часть американских «раклюг» выросли в трущобах больших городов и цветных кварталах, где обокрасть жителя другой улицы и проступком то не считается. Но в белых городках людей с тюремными татуировками почти нет, да и те отсидели сроки не за воровство (у своих красть грех), а за драки или неуплату налогов.

Американский же средний класс может демонстрировать в быту принципиальную законопослушность, выговаривая ребенку за кражу яблок у соседа, но он издает ликующее «яху-у-у!» когда подворачивается возможность легально, не нарушая законы, прибрать к рукам чужую недвижимость или сорвать куш на сделке с лохами.

Очень похожи на них и отечественные «скрепы духовности». Как, например, один бывший президент, всё любивший повторять, что «ці руки ніколи не крали!». Действительно, вряд ли Виктор Андреевич тырил деньги в своем банке и носил их в сумке домой. Нет, он не нарушал уголовный кодекс! Но вот объяснить происхождение его состояния (и капиталов его родичей, односельчан, друзей) с точки зрения библейской справедливости вряд ли представляется возможным.

Это же касается и украинской интеллигенции, которая тоже с гордостью потрясает своими руками и строит высокодуховные физиономии. Когда эти люди вдруг попадают в депутатское или министерское кресло, у них вдруг появляется более чем успешный бизнес или просто неизвестно откуда взявшиеся иномарки и особняки. По закону всё чисто, а вот по правде…

«Верхи» словно не понимают, что это лишь создает социальную напряженность. Да, они судят себя по закону, который сами пишут и сами же трактуют (как криминальные авторитеты – воровские «понятия»), а поэтому почти всегда оказываются невиновными, словно херувимчики. Но как раз в этом и состоит их ошибка, поскольку «низы» судят их по своим канонам вселенской правды – и находят, что «верхи» виновны не только в воровстве, но и в обмане и лицемерии.

А вот самое смешное то, что при всем этом «низы» всегда считали, что красть у «верхов» вовсе не грех, а восстановление справедливости. Равно как «верхи» уверены, что они не обирают «низы», а делают успешный бизнес…

Главный вопрос, который звучит в эти дни в кулуарах Верховной Рады, —сможет ли оппозиция вытребовать у власти возврат к Конституции 2004 года? Собственно, ответ на этот вопрос сделает понятным дальнейшие перспективы мирного диалога между сторонами конфликта. Пока что власть в лице Партии регионов, мягко говоря, не настроена на уступки. Дескать, возврат к Конституции 2004 года невозможен в принципе, а необходимо готовить новый Основной закон, на что уйдет минимум полгода. Тем не менее, оппозиция настаивает на своем и пытается убедить отдельных представителей Партии регионов пойти на этот шаг.

Удивительно, но невольным союзником Партии регионов вдруг выступила Юлия Тимошенко. Как стало известно СМИ, в закрытом письме к своим соратникам Юлия Владимировна раскритиковала идею возврата к Конституции 2004 года. Правда, ее мотивы при этом остались неизвестными. Тем более, что в 2010 году та же Тимошенко называла решение Конституционного суда о возврате к Конституции 1996 года «украинским ГКЧП».

В то же время, как сообщили «Комментариям» источники во фракции «Батькивщины», несмотря на такой призыв лидера партии, большинство депутатов на заседании фракции все-таки поддержали Конституционный акт, предусматривающий возврат к той Конституции, которая вошла в историю Украины, как «политреформа» 2004 года. Но из-за чего весь сыр-бор, казалось бы? Чтобы понять это, следует отдельно остановиться на фундаментальных различиях между двумя Основными законами:

Конституция от 8 декабря 2004

Конституция от 28 июня 1996и 1 октября 2010года

Статьи 76 и 77 касаются работы, функций и избрания Верховной Рады

Так, согласно конституции 2004 года, срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет. Очередные выборы в Верховную Раду Украиныпроводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий

Верховная Рада избирается сроком на четыре года. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятсяв последнее воскресенье марта четвертого года полномочийВерховной Рады Украины.

 

Статья 83 предусматривает, что в Верховной Раде Украины «по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций», в состав которой входит большинство народных депутатов (225+1 народный депутат).

Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады. Коалиция депутатских фракций вносит предложения Президенту по кандидатуре премьер-министра Украины, а также по кандидатурам в состав Кабинета министров.

Конституция 1996 года не содержит такого термина, как «коалиция депутатских фракций», действует простое большинство, которое не оформлено законодательно в отличие от коалиции.

Статья 85

Верховная Рада назначает по представлению Президента Украины премьер-министра, министра обороны и министра иностранных дел. В то же время парламент назначает по представлению премьер-министра Украины других членов Кабинета министров.

Также Верховная Рада дает согласие на назначение на должностьи освобождение с должности Президентом Украины генерального прокурора Украины; выражает недоверие генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности.

К полномочиям Верховной Рады, согласно Конституции 1996 года, относится лишь дача согласия на назначение Президентом Украины премьер-министра Украины.

Статья 106 содержит список полномочий Президента Украины:

- вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой премьер-министра в срок не позднее чем на пятнадцатый день после получения такого предложения;

- вносит в Верховную Раду представление о назначении министра обороны и министра иностранных дел;

- назначает на должность и освобождает с должности с согласия Верховной Рады генерального прокурора;

- вносит в Верховную Раду представление о назначении на должность и освобождение от должности председателя Службы безопасности

В Конституции 1996 года полномочия Президента гораздо более широки. Так, он назначает с согласия Верховной Рады Украины премьер-министра; прекращает полномочия премьер-министра и принимает решение о его отставке;

- назначает по представлению премьер-министра Украины членов Кабинета министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях;

- назначает с согласия Верховной Рады на должность генерального прокурора и сам освобождает его от должности;

Статья 112

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается наПредседателя Верховной Рады.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента исполнение его обязанностей на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на премьер-министра.

Неудивительно, что на возврат к Конституции-2004 не очень-то хотят идти представители нынешней власти. По сути, Верховная Рада и Кабмин в таком случае перетягивают на себя значительное количество нынешних полномочий Президента. Это касается, в частности, избрания состава Кабинета министров, контроля за работой исполнительной власти и, конечно, кадровых вопросов.

Откат к «старо-новой» Конституции будет означать утрату возможности в ручном режиме производить переформатирование Кабмина главой государства: премьер-министр сам подает в парламент фамилии министров, а кандидатурами, которых сможет представить Президент (и то лишь при поддержке Верховной Рады), остаются лишь министр обороны и министр иностранных дел.

Тем не менее, не совсем понятно, почему вдруг против возврата к такой модели Конституции выступает Юлия Тимошенко. Возникает лишь один правдоподобный ответ: находящаяся в заключении экс-премьер до сих пор полна амбиций. И видит себя в президентском кресле. И ей при этом явно не нужны обрезанные полномочия…

Стоит признать, что Тимошенкосильно отстала в восприятии событий от множества коллег-оппозиционеров, также желающих оказаться на самой верхушке власти —во главе государства. Правда, если Арсений Яценюк и его окружение вначале выступали за «конституционный откат», то Виталий Кличко и Олег Тягнибок лишь сравнительно недавно отошли от лозунга «Вся власть —президенту!» Причина метаморфоз, похоже, заключается в том, что эти политики, наконец, уяснили: без компромисса —в частности, в определении сферы полномочий той или иной ветви власти и достижении баланса между ними —достичь согласия даже внутри самой оппозиции представляется невозможным.

Тем более, что значительная часть украинского населения сегодня явно поддерживает перераспределение властных полномочий между органами власти. Конечно, полномочия —это лишь инструмент для государственного деятеля. Инструмент необходимый,действенный, но одновременно опасный. И потому крайне важно, в чьи руки он попадает и каким целям служит. Так, к примеру, один и тот же нож, оказавшись в руках искусного кулинара или —маньяка-убийцы,может стать как орудием труда, приносящим людям радость, так и смертельным оружием, несущим ужас и несчастия. Поэтому общество на нынешнем этапе развития украинской государственности, исходя из известного уровня сознательности и ответственности элит, сегодня предпочтет, пожалуй, максимально перестраховаться и лишить любую власть —неважно, хорошей она кому-то кажется или плохой —возможности сконцентрировать в одних руках всю полноту полномочий, а тем более узурпировать их, чтобы затем вертеть страной, как ей, а не народу, угодно...

Желание изменить базовые правила в пользу тех или иных групп интересов и избежать рисков "не быть услышанным" в рамках подготовки и выполнения государственного бюджета стимулирует депутатов к невиданной до сих пор активности, направленной на инициирование изменений в Бюджетный кодекс Украины. Финансовых ресурсов для удовлетворения всех прихотей уже давно не хватает, но аппетиты от этого не становятся меньше.

Дефицит финансовых ресурсов и их контролируемость со стороны правительства заставляют депутатов-лоббистов разных групп интересов прибегать к внесению изменений в Бюджетный кодекс. Их целью является возможность дать хотя бы призрачную надежду лоббистам что-либо точечно изменить или сделать исключение из базовых правил. Желание изменить базовые правила в бюджетном процессе в пользу тех или иных групп интересов подменяет рутинную законотворческую работу над государственным бюджетом, его оптимизацией, уменьшением возможностей для потерь, которые могут составлять почти половину его расходной части (приблизительно 200 млрд грн, или эквивалент 25 млрд долл. США — подробнее на сайте www.osf.org.ua).

Беспрецедентная активность народных избранников по внесению изменений в Бюджетный кодекс Украины свидетельствует о непредсказуемости бюджетного процесса и слабой стабильности государственных финансов. Вместе с тем эффективность этих усилий минимальна.

Очень редко суть законодательной инициативы полностью совпадает с задекларированными программными предвыборными намерениями партий. В некоторых случаях лучше было бы выполнить довольно четкие программные положения, особенно относительно местных бюджетов. У других политических сил предвыборные намерения сформулированы только в общем, что позволяет отрапортовать об их выполнении за счет широкого спектра инициатив.

Обещания партий относительно бюджетного процесса

Государственные финансы являются в принципе инструментом реализации публичной политики, именно поэтому в своих предвыборных программах партии не обошли вниманием бюджетный процесс. Однако даже минимум обещанного выполнить не удалось.

Прежде всего, Партия регионов обязалась предоставить 60% сводного государственного бюджета местным советам. Но даже в планах на 2013 г. доля местных бюджетов по доходам составляла всего 46%, а по расходам еще меньше — 43%. В 2012 г. доля местных бюджетов по доходам равнялась 51%, а по расходам — 45%.

Предвыборные намерения Компартии о "возвращении страны народу" нашли свое логическое отражение в тезисе о формировании Государственного бюджета "снизу". Вместе с тем следует отметить, что они были написаны, вероятно, в русле предвыборного лозунга "Вернем страну народу". И, скорее всего, авторы программы коммунистов хорошо осознавали, что у них вряд ли будут возможности для реализации задекларированного, учитывая традиционное блокирование и подогревание ПР.

Обещания УДАРа были более технологичными и отвечали современным требованиям к публичным финансам: заставить бюджет работать в интересах всех граждан; создать систему обязательной публичной бюджетной отчетности, при которой каждый гражданин сможет в режиме реального времени следить за доходами и расходами бюджетов всех уровней; обеспечить прозрачность системы государственных закупок. Однако даже такая конкретика не дала старт выполнению программных намерений.

Программа ВО "Батьківщина" предполагает создание условий, при которых будет выгоднее платить налоги, чем взятки чиновникам. Кроме того, согласно расширенной версии программы "Батьківщини" налог на доходы физических лиц и налог на землю в полном объеме должны оставаться в местных бюджетах. Но и тут, очевидно, не хватает системности и последовательности.

ВО "Свобода" конкретных обещаний относительно собственно бюджетного процесса не давала, однако ее представители приложили усилия для восстановления финансовых возможностей местных бюджетов.

Практика выполнения обещаний политическими партиями

Только за первый год работы Верховной Рады Украины седьмого созыва народные депутаты подали почти 120 законопроектов (не считая соответствующих проектов постановлений парламента) о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Это — невиданное явление за все годы работы законодательного органа с момента введения в действие кодекса в 2001 г. Для сравнения: за четыре года работы Рады предыдущего шестого созыва (2007–2012 гг.) этих инициатив было 77, в четвертом созыве (2002–2006 гг.) — только 49.

Однако коэффициент полезного действия этой работы не превышает 4%. За 2013 г. всего пять этих законопроектов прошли все стадии законотворческого процесса и стали частью действующего законодательства. Такое же количество было отклонено парламентом. Абсолютное большинство законодательных инициатив (почти 100) находится на рассмотрении в комитетах парламента.

Следовательно, имеет место устойчивая тенденция по изменению базовых правил в бюджетном процессе в пользу тех или иных групп интересов, и в нынешней Верховной Раде она особенно интенсивная. Это при том, что действующая власть в 2010 г. инициировала и одобрила новую редакцию Бюджетного кодекса.

Кстати, собственно фракция Партии регионов занимает первое место по количеству инициированных изменений в Бюджетный кодекс — ее членами подано 47 законопроектов. Представители "Батьківщини", несмотря на сравнительно меньший состав фракции, внесли в парламент 39 законопроектов. Учитывая, что абсолютным лидером среди депутатов всех фракций по интенсивности усовершенствования норм кодекса является представительница "Батьківщини" Татьяна Слюз, экс-председатель Государственного казначейства, эти инициативы, возможно, стоило бы подать в комплексном законопроекте относительно системных изменений Бюджетного кодекса.

Фракции УДАРа и "Свободы" работают равномерно, подав по 12 проектов изменений в Бюджетный кодекс, а аутсайдерами оказались коммунисты — всего 8 законопроектов.

Почему Бюджетный кодекс постоянно хотят изменить?

Кодекс в целом должен быть направлен на то, чтобы очертить механизм бюджетной системы и бюджетного процесса, то есть внедрить базовые принципы, по которым они работают, наделить участников процесса четкими правами и обязанностями и, главное, установить процедуры, при которых возможно объективно выяснить потребности в финансовых ресурсах территорий, областей, то есть разных групп интересов, которые, разумеется, представлены в парламенте.

Конкретные же показатели распределения финансовых ресурсов, определенные преференции должны устанавливаться в основных направлениях бюджетной политики и законе о государственном бюджете.

Следовательно, Бюджетный кодекс, с одной стороны, и закон о государственном бюджете — с другой выполняют принципиально разные функции. Вместе с тем шквал законодательных инициатив по внесению изменений в кодекс свидетельствует о том, что это функциональное распределение не работает.

С одной стороны, довольно абстрактные и оторванные от реальной ситуации нормы кодекса (как в случае распределения налога на доходы физических лиц между разными категориями территорий и населенных пунктов) не способствуют тому, что интересы общин или областей будут, по меньшей мере, адекватно учтены в бюджетном процессе. Бюджетный процесс, установленный кодексом, должен создавать такие условия, чтобы его участники прежде всего адекватно формулировали такие собственные потребности, которые бы не выходили за пределы возможного. Наверное, сейчас таких условий нет. Более того, некоторые положения кодекса заранее усложняют ситуацию.

Поэтому, с другой стороны, интересы всех городов, областей, финансово-промышленных групп или определенные социальные инициативы невозможно удовлетворить в рамках бюджетного процесса.Понятно, что ресурсы государства, так же, как и рынка, ограничены, и их на все не хватит. Поэтому парламентарии хотят закрепить в Бюджетном кодексе определенный механизм гарантированного получения бюджетных средств во избежание рисков "не быть услышанным" в рамках подготовки и выполнения государственного бюджета. Именно поэтому абсолютное большинство поданных народными депутатами инициатив направлены на изменение правил игры в пользу определенных групп интересов, введение особого, более благоприятного режима формирования и администрирования некоторых расходов, создание исключений из правил.

Вот и оказывается, что целый перечень принципов, задекларированных в Бюджетном кодексе, — обоснованности, эффективности и результативности, справедливости и беспристрастности, для многих участников бюджетного процесса остаются абстрактными и лишенными ежедневного практического применения.

Проанализированные в этом материале законодательные инициативы структурированы по направлениям программных обещаний политических сил, представленных в Верховной Раде Украины, на основе методологии Фонда "Відкрите суспільство", который 12-й год подряд анализирует работу политических сил, представленных в парламенте.

1. Деньги (вопрос бюджета, финансов, промышленности, предпринимательства — все, что касается хозяйственной и экономической деятельности в Украине).

2. Человек (широкая категория, объединяющая социальные, гуманитарные, культурные, экологические вопросы, — все, что касается качества жизни граждан Украины).

3. Государство (охватывает вопрос государственного строительства, системы права, судебной реформы, борьбы с коррупцией, а также включает сферу государственного строительства и учредительных полномочий Верховной Рады Украины).

В массиве проанализированных законопроектов отсутствуют такие, которые касаются вопросов финансового обеспечения внешней политики Украины. Остановимся подробно прежде всего на направлении "Деньги".

Деньги

Зачем соблюдать правила, если их можно обойти? Так, очевидно, считают авторы законопроекта №3377 о списании задолженности по целевым ссудам. Бюджетный кодекс прямо запрещает списывать задолженность предприятий перед государством по кредитам и займам, кроме случаев банкротства и соответствующих судебных решений не в пользу государства. Но для Керченского учебно-производственного предприятия Украинского общества слепых "КРЫМ-ПАК", очевидно, варианты с банкротством и судом менее привлекательны, поэтому списать долг перед государством на сумму
5,58 млн грн решено путем внесения изменений в сам Бюджетный кодекс. Избранная авторами юридическая формула тоже поражает: "В случае списания задолженности "КРЫМ-ПАК" запрет списывать долг не действует". Это не только правовой абсурд, но еще и нарушение конституционного принципа верховенства права. Интересно, что инициатором законопроекта является представитель "Батьківщини", а соавторами — народные депутаты от Партии регионов. Получается, декларируя борьбу с коррупцией как программную цель, оппозиционная "Батьківщина", тем не менее, не брезгует лоббировать конкретные бизнес-интересы, имеющие нулевую общественную ценность, тем более совместно с политическими оппонентами.

Как реализуют предвыборные программные намерения политические партии? Так же, путем создания особых режимов финансовой поддержки каждого программного обещания.

Например, инициатива Компартии Украины относительно обеспечения развития наукоемких секторов и производств нашла свое воплощение в предложении ввести, не больше и не меньше, новый вид субвенции местным бюджетам на выполнение инновационных программ (законопроект №1091 относительно переведения экономики Украины на инновационную модель развития).

Представители Партии регионов, также выступая за высокопроизводительную инновационную экономику, решили пойти другим, более простым путем. Ряд законопроектов предусматривают фактически скрытую адресную поддержку определенных видов деятельности, что вообще не должно быть предметом регулирования Бюджетного кодекса:

— использование исключительно на потребности энергетической отрасли сбора в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками (законопроект №1235). Цена вопроса — 2,5 млрд грн;

— создание постоянных источников прибыли для предприятий энергосервиса путем внедрения так называемых долгосрочных обязательств бюджетных учреждений с подписанием договоров независимо от наличия счетчиков (законопроекты №2549а, 3014). Расходы местных бюджетов на оплату услуг теплоснабжения, электроэнергии и природного газа составляют свыше 12,5 млрд грн;

— финансирование программ утилизации транспортных средств за счет экологического налога (№2593а). Цена вопроса — 3,37 млрд грн;

— финансирование природоохранных мероприятий предприятий горно-металлургического, коксохимического, химического и нефтехимического, топливно-энергетического, цементного комплексов за счет 70% поступлений от того же экологического налога (№2807). Цена вопроса — 1,75 млрд грн.

Кстати, если речь идет об экологическом налоге, то инициативы ВО "Свобода" относительно увеличения за его счет спецфонда доходов местных бюджетов (законопроект №2126) парламент не поддержал. В этом случае или интересы определенного бизнеса важнее, или нужно взять инициативу в свои руки, так как законопроект аналогичного направления внес представитель Партии регионов (№3169). Мотивация в обоих законопроектах по сути одинакова — платят налог все, но правительство распределяет его только в пользу отдельных субъектов хозяйствования.

При этом регионалы активно развивают идею размещения средств бюджетных учреждений в государственных банках. С одной стороны, это будет дополнительным рыночным сегментом и постоянным источником прибыли для этих учреждений, с другой — уменьшит риск замораживания средств на счетах казначейства. Кроме уже упомянутых "узкопрофильных" образовательных законопроектов, инициатива С.Тигипко (№3764) открывает такую возможность в принципе для всех распорядителей бюджетных средств. А законопроект Я.Сухого (№3804) выводит из казначейского обслуживания средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы. Бюджет фонда сейчас составляет почти 12 млрд грн.

Предвыборные обязательства "Батьківщини" о борьбе с коррупцией нашли свое отражение в целом ряде законопроектов относительно изменений к Бюджетному кодексу. Возможно, большинство из них стоило бы объединить в единый пакет, что повысило бы шансы на их принятие:

— введение контрольных функций парламента в вопросах долговой политики, а также предоставление государственных гарантий и увеличение суммы государственного долга при согласии парламента (законопроект №2040). Объем государственных гарантий, установленных законом о государственном бюджете на 2013 г., составляет 50 млрд грн;

— предоставление органам государственной казначейской службы права проводить выездные документальные проверки в сфере государственных закупок (№2289);

— установление исчерпывающего перечня документов, подаваемых в казначейство для проплат по договорам государственных закупок, уточнение порядка проведения выплат для капитальных расходов (№2571а);

— наделение местных советов и Верховной Рады Украины правом согласовывать перераспределение бюджетных назначений в пределах расходов главного распорядителя бюджетных средств (№2781);

— зачисление платы от предоставления административных услуг в общий фонд государственного бюджета (№2472). Цена вопроса — 2,8 млрд грн;

— проведение бюджетных расчетов исключительно в денежной форме при ограничении расчетов в налоговых векселях (№3528).

Кроме того, для решения проблемы дефицита Пенсионного фонда Украины (почти 22 млрд грн в 2013 г.) представители ВО "Батьківщина" предлагали покрывать его за счет сбора с операций с офшорными юрисдикциями (№3126), а также предоставить Пенсионному фонду право привлекать беспроцентные займы в финансовых учреждениях (№3024). Эти действия можно рассматривать в контексте предвыборных обещаний о справедливом перерасчете пенсий, поскольку он также нуждается в надежном ресурсе их финансирования.

***

Таким образом, следствием стремления народных избранников точечно, путем создания особых режимов финансовой поддержки каждого программного обещания, повлиять на решение проблемы для каждого отдельно не решает проблемы в целом. Более того, целый перечень принципов, задекларированных в Бюджетном кодексе, — обоснованности, эффективности и результативности, справедливости и беспристрастности, для многих участников бюджетного процесса остаются абстрактными и имеющими мало общего с реальной практикой законотворческой деятельности.

 

 

Публикация подготовлена на базе исследования, проведенного экспертным коллективом Фонда "Відкрите суспільство".

В Украине уже двадцать лет существует система, изменение которой невыгодно в нынешних политических условиях тем, кто при власти, или желает к ней приблизиться.

Система работает слажено, позволяя личности, получившей должность или власть сразу, же решать свои материальные проблемы.

Так, директор школы, собирая мзду с родителей, часть оставляет на школу, часть – передает своему шефу, а часть оставляет себе. Его непосредственный шеф, собирая деньги со многих школ, работает по этой же системе (часть наверх, часть себе). Начальник этого шефа - делает то же самое.

Глава сельсовета, получив власть, в первую очередь открывает себе счет (маскируемый под благотворительный фонд, а, может, и нет), на который все юридические лица, находящиеся в его подчинении, начитают хотя бы раз в год перечислять деньги.

Та же система с главами районов и областей, гарантирующих предпринимателям свое покровительство за определенную мзду.

С чиновниками схема работает практически также. Стань, например, министром образования, организуй сайт, подчини его полугосударственной структуре, и все распоряжения размещай на нем. А всем подчиненным государственным структурам разошли распоряжение, согласно которому получить доступ к документам можно лишь заплатив денег фирме, держащий этот сайт.

Но и это – мелко. Можно еще и учебники издавать через свои издательства по 400 гривен за штуку, и проворачивать массу иных комбинаций, позволяющих обогащаться министру и его приближенным.

А что уж говорить о других министрах, курирующих как государственные, так и коммерческие структуры, но сидящих на финансовых потоках? В Украине даже министерство социальной политики делает деньги из воздуха (то есть, прокручивая правильно бюджетные средства).

Вся система государственного управления в Украине пронизана коррупцией. Милиция – живет за счет поборов, налоговая – за счет взяток, пожарные и санэпидемстанция – за счет полученных средств за отказ от проведения проверок, даже если на проверяемом предприятии все в порядке.

Что говорить, если даже то, что изначально государство объявляет бесплатным (как электронные ключи для сдачи отчетности в налоговую), уже через год становится платным.

В Украине делать деньги из воздуха (то есть за счет поборов с граждан и предпринимателей) может любой клерк, дающий разрешение на что угодно. Даже на получение разрешения для захоронения умершего.

В последнее время коррупционная система (что была отлажена) уже вышла за все приемлемые рамки приличия. Иностранные инвесторы в шоке: украинские чиновники создают на подставных лиц компании. Эти структуры берут в банках кредиты, якобы для экономики страны, деньги в банк перечисляет бюджет, а потом компании кредиты не возвращают и банк – разоряется, а средства оседают на счетах тех, кто принимал участие в афере.

Схем по перекачиванию бюджетных средств из бюджета по карманам заинтересованных людей – масса. Все это – поощряется чиновниками и теми, кто обязан наказывать чиновников за коррупцию и взяточничество, потому что и представители силовых структур и прокуратур работают по своим схемам отъема денег у простых граждан.

Добавьте к вышеперечисленному судейский произвол, цинизм и беспредел милиции и прокуратуры и получите – протест граждан, уставших содержать воров и бандитов, желающих сидеть у власти только для личного обогащения.

Украинцы знают против чего восстали. И они осознают, что рыба гниет с головы. Но так как власть не заинтересована ничего менять, люди решили чистить гниющую рыбу с хвоста. И Бог свидетель, они эту рыбу – и почистят и выпотрошат.