Статьи
Тоскливо наблюдать, как политики разбирают по кирпичикам достижения Майдана. Не то чтобы мы этого не ожидали. Их поведение точно такое же, как после "Оранжевой революции". Но чтобы так быстро…
С прошлых выходных только и разговоров, что экономика Украины срочно требует нового правительства. Вместо этого депутаты оппозиции не спеша делят между собой "портфели".
А на трибуне парламента тем временем проходит Олимпиада по красноречию.
Интересы олигархов в переговорах
В своей вступительной речи лидер фракции "Батькивщина" Арсений Яценюк заявил о недопустимости кулуарного формирования правительства. Очень забавно. Ведь отбор кандидатов в Кабмин происходит именно кулуарно.
В совершенно закрытом режиме, втайне от общественности, процессом распределения "портфелей" руководят представители трех оппозиционных фракций. Среди них ведущая роль отведена БЮТовцам: Александру Турчинову, Николаю Мартыненко и… Юлии Тимошенко.
ВОНА, получившая жесткий отпор Майдана, с открытой пропаганды переключилась на теневое администрирование.
"Удар" формально еще вчера вышел из переговорного процесса по формированию правительства. Виталий Кличко настроен на президентские выборы. Не вовлекаясь в Кабмин, политик-супертяж имеет шанс максимально сохранить свой позитивный имидж за оставшиеся три месяца.
Однако объявить о выходе из переговоров не значит выйти. Депутаты утверждают, что от Кличко в переговорах участвую представители с широкими полномочиями. Они не столько ратуют за назначение своих людей, сколько пытаются повлиять на принципы формирования Кабмина.
Поведение трех сил сильно отличается. БЮТ претендует на базовые министерства, которые имеют наибольший вес в правительстве. К таким относятся Миндоходов, Минфин, Минэнерго.
Кроме того, поговаривают, что отдельные представители БЮТа торгуют должностями в будущем правительстве. Об этом немного ниже.
В процесс активно вовлечена фракция "Свободы". Поговаривают, что "свободовцы" заинтересованы в Министерстве экологии, потому что у одной из депутаток фракции есть профильный бизнес, связанный с природными ресурсами.
А еще, утверждают свидетели переговоров, в поведении "Свободы" угадываются интересы днепропетровско-женевского бизнесмена Игоря Коломойского.
Олигархическая линия угадывается и в позиции "Удара". Очевидцы утверждают, что фракция отстаивает интересы даже не одного олигарха (традиционно, Кличко связывают с Сергеем Левочкиным и Дмитрием Фирташем), а сразу нескольких. Кого именно, не уточняется.
Естественно, в переговорах не звучат фамилии Ахметова или Фирташа. Лоббирование интересов олигархов проявляется в акцентах и подходах, которые предлагает использовать та или иная сторона.
Доходит до того, что Тимошенко начинает выглядеть адекватной, когда затягивает переговоры, лишь бы не идти на уступки олигархам.
Стало ли неожиданностью просачивание крупного бизнеса в переговоры? Ни в коем случае.
Не нужно забывать, что оппозиционеры по-прежнему не имеют большинства в парламенте. А для утверждения Кабмина необходимы голоса.
Интересно, что обещают оппозиционеры за голоса Партии регионов и тех, кто покинул фракцию? Учитывая, что эти депутаты контролируются олигархами, предположить несложно.
Явно это не министерские должности. Майдан озвучил четкое требование – во власти не должно быть олигархов и чиновников, работавших с Януковичем. Так причудливо проявилась идея люстрации.
Скорее всего, торг идет за должности второго эшелона. Например, за позиции замминистров, а также руководителей НАК "Нафтогаз Украины", "Укрэнерго", "Энергоатома", Администрации морских портов, и прочих денежных мест. С вероятностью 95%, эти позиции будут распределены между олигархами и влиятельными людьми.
Ринат Ахметов, Дмитрий Фирташ, Игорь Коломойский и даже Игорь Еремеев. Эти люди наверняка получат некие "сладкие" позиции.
Митингующим об этом пока лучше не знать. Неудобно как-то получится.
Пока что, по словам очевидцев, "сионские мудрецы" зашли в тупик. Они осознают, что правительство нужно как можно быстрее, но не могут найти точки соприкосновения.
Яценюк – премьер?
Оказаться в переходном правительстве означает подставиться под сумасшедшие риски. Это губительно для любого политика.
За короткий период до окончания выборов (около четырех месяцев) сделать что-либо сложное невозможно. Зато можно многократно "вляпяться" в неприятные истории, особенно если делать непопулярные, но нужные реформы.
Поэтому депутаты уверены, что возглавить правительство "камикадзе" имеет смысл именно Арсению Яценюку. Ему риски уже не страшны. После выхода на свободу Тимошенко, фракция его не признает.
Уже начали звучать голоса "староБЮТовских" о том, что произошел рейдерский захват "Батькивщины" силами "Фронта змин". Это очень похоже на ту песню, которую поют сегодня те, кто вышли из Партии регионов – "нас обманули, нас заставили". Только "регионалы" хотят избежать ответственности, а БЮТовцы спешат присягнуть на верность Тимошенко.
Так что Арсению Петровичу остался один путь – возглавить правительство и совершить много подвигов. На что он, в принципе способен. Но способны ли на подвиги те люди, которых выберет закрытая группа "сионских мудрецов"?
Возглавить Кабмин не отказался бы Петр Порошенко. Однако политика, похоже, отодвинули от процесса распределения. Может, оно и к лучшему.
Имидж талантливого хозяйственника, созданного Петру Алексеевичу, ни на чем не основывается. Ему приписывают достижения его отца – Алексея Порошенко, действительно талантливого бизнесмена. А сам Петр Алексеевич очень хорошо умеет другое – договариваться.
Спросят ли Майдан?
По предварительным оценкам, голосование за Кабмин состоится лишь в четверг. Майдан уже опубликовал предупреждение, что ни один министр не пройдет, пока его публично не представят на рассмотрение митингующих.
Если бы процесс шел правильно, пришлось бы найти по нескольку кандидатов на каждое министерство, и вынести их персоны на всеобщее обсуждение. А собрав отзывы, формировать окончательный стафф-лист.
Пошли немного иным путем. С трибуны парламента Яценюк заявил о том, что кандидатуры сверяются с представителями Майдана.
Действительно,ведутся переговоры с инициативной группой "Коло народної довіри".Но публичным этот процесс не является. Майдан и население Украины остаются в неведении, и довольствуются многочисленными "липовыми" списками Кабмина – вчера по интернету их гуляло минимум пять.
Яценюк обмолвился, что хорошо бы привлечь представителей Майдана в новое правительство. В частности, он назвал имена Ольги Богомолец и Игоря Луценко. Депутаты с ходу прокомментировали эти слова: "Бросят кость "майдановцам".
Уже давно забыто, что переходное правительство должно быть прежде всего правительством профессионалов. Что в нем не должно быть политиков. Украину нужно восстанавливать и перестраивать, а для этого нужны специалисты, а не ораторы.
Тем не менее, центральные органы власти опять возглавят депутаты. Политики, которые рассматривают государственную службу как средство к заработку. Уже не говоря о том, что они будут договариваться с олигархами.
Да и как реформаторы они весьма посредственные. Валентин Наливайченко, который при Ющенко готовил тонны аналитики, вдруг снова возглавил службу. Он что, начнет работать иначе?
Арсен Аваков, который был просто обязан "догнать" Гепу и Допу, делает странные кадровые назначения.
Олег Махницкий – и вовсе "кот в мешке". Откуда он взялся? За какие такие заслуги его назначили Генпрокурором? Какие задачи перед ним стоят? Кто ставил эти задачи? Может, он кум Турчинова?
Более-менее позитивно оценивают назначение Степана Кубива на Нацбанк. Хотя в первый же день его руководства курс доллара обвалился практически до 10 гривен.
Есть еще один принципиальный момент. Предполагается, что этот Кабмин отработает от силы три-четыре месяца, сделает грязную работу, и потом его поменяют на правительство ангелов.
Но три или четыре месяца для управления государством – ничтожный срок. За это время невозможно сделать никакие реформы. Для действительно сложных реформ нужен минимум год, причем с гарантиями неприкосновенности Кабмина на весь срок.
Да, "камикадзе" скорее всего уйдут оплеванными. Но они хотя бы сделают большое дело.
Кроме того, с "трехмесячными" чиновниками никто не станет говорить. Олигархи не будут выстраивать долгосрочные договоренности. МВФ, ЕС и Россия не дадут денег, потому что не понятен субъект, который сидит напротив них за столом переговоров. Временщик не является субъектом договоренности.
Скорее всего, понимают это и в нынешней оппозиции. Возможно, в реальности речь идет о больших сроках работы Кабмина.
Продает ли оппозиция должности в правительстве?
Уже многократно звучала информация о том, что некие руководители оппозиции продают места в будущем правительстве. Причем, такая информация исходит не только от экс-"регионала" Инны Богословской.
Как рассказывают депутаты, за должность министра во второстепенном министерстве требуют 2 млн дол. "Сколько хотят за ведущие министерства – доходов и сборов, финансов, энергетики, – можно только догадываться. 5 миллионов? 10?", - отметил источник "ЭП" на условиях анонимности.
По другим рассказам, один из лидеров парламентской оппозиции прямо в эти дни занимается интересным бизнесом. Если человек приходит к нему на прием, и приносит с собой веский доводы своей невиновности, то человеку даются гарантии, что новая власть его "догонять" не будет. Процесс уже получил название "амнистия".
Мы не знаем, правда ли это. Но, зная повадки "любих друзів" по годам премьерства Тимошенко, эти разговоры звучат очень даже правдоподобно. Если они окажутся правдой, то эти факты просто вопиющие. Каким должен быть цинизм людей, которые говорят о "Небесной сотне", и тут же устраивают "договоряк"?
Не менее подозрительно бездействие новых властей в вопросах, которые должны стать первостепенными для Майдана.
Задумайтесь, где Виктор и Александр Януковичи, где экс-министр внутренних дел Виталий Захарченко? Где хоть одна попытка разыскать этих людей и передать их в руки суда?
Почему никто не вспоминает таких людей, как Юрий Бойко и Сергей Арбузов?
Первый из них был главным коммуникатором с Москвой, и именно он договаривался о поддержке Кремля для Януковича. Именно он густо замазан в историю с Межигорьем. Именно он фактически руководил Киевской областью. Почему же никто не едет искать маєток Бойко? Почему никто не замечает, как Юрий Анатольевич пытается удержать под контролем "Нафтогаз Украины"?
Арбузов тоже вовсе незаслуженно забыт. Главный в "Семье" по всем схемам, которые приводили к перетоку государственных денег в карман узкого круга людей. Человек, с позволения которого произошла сумасшедшая девальвация. Чиновник, под чутким руководством которого происходил "распил" золотовалютных резервов. В конце концов, непосредственный "крышеватель" олигарха новой волны Сергея Курченко, который зарабатывал для Семьи сумасшедшие деньги на контрабанде топлива.
Складывается впечатление, что с новой властью уже договорились все те, кто хотел вывести себя из-под удара.
А что за странные события происходят с имуществом Януковича? Куда увезли автомобили, принадлежавшие семье экс-президента? Почему некие люди в первый же день увезли в неизвестном направлении дорогой кабриолет?
По логике событий, имущество Януковича нужно выставить на аукцион, и направить собранные деньги в бюджет. Но если продолжать в том же духе, продавать уже будет нечего.
Наконец, что за странные телодвижения вокруг Миндоходов? Почему силы Самообороны и "афганцы" проверяют налоговые счета и документы? Кто их на это уполномочил? Каковы гарантии того, что во время этих "проверок" из Налоговой не пропадут критически важные сведения?
Это лишь некоторые из многих вопросов, которые всего за несколько дней накопились к новой власти. Все эти подозрения или факты уничтожают позитивный имидж Майдана с мощностью атомной бомбы.
Важные моменты
Одно дело назначить правительство единства. Но как сделать так, чтобы оно отвечало ожиданиям Майдана? Нужны реальные изменения к лучшему.
Если они не произойдут, и власть опять погрязнет в коррупции, Майдан повторится, но уже с худшими последствиями.
События начала 2014 года очень напоминают Февральскую революцию. Понятно, что обстоятельства в 1917 году были совершенно иные. Но Временное правительство не сумело удержать в руках огромную Российскую империю, и экономика ушла в штопор. Уже в ноябре к власти неожиданно пришли авантюристы, утопившие страну в крови.
Политическая необходимость такова, что сейчас важно хотя бы назначить правительство - дабы не допустить развала Украины. Но когда оно будет сформировано, придется говорить о рациональных вещах.
Во-первых, чем будет заниматься будущее правительство?
Недавно активисты Майдана попросили группу экспертов подготовить программу действий для будущего правительства. Параллельно начали работать другие группы экспертов. На сегодня известно минимум три очага экономического творчества. Каковы вводные для проектирования реформ, правда, не известно.
Во-вторых, что делать с коррупцией, которая въелась в кровь жителей Украины?
Уже рассказывают о многочисленных людях, которые предлагают на взаимовыгодной основе построить отношения с новой властью. Еще нет новой власти, а она уже коррумпируется.
В-третьих, как избежать влияния олигархов на процессы реформ?
Игнорировать богатейших людей невозможно, потому что они владеют огромными активами, и заслуживают того, чтобы с ними считаются. В то же время, их интересы почти наверняка приводят к построению монополий и созданию перекосов.
Скажем, Ринату Ахметову интересно продолжать "выдаивать" атомную энергетику и приватизировать коммунальную инфраструктуру в крупных городах. Дмитрию Фирташу интересно удержать под контролем нефтегазовый сектор, со всеми его непрозрачными схемами. Андрей Клюев наверняка захочет сохранить "зеленый тариф" для солнечных электростанций. Игорь Коломойский наверняка захочет подобрать под себя теневой бизнес Сергея Курченко и "Семьи".
Олигархи имеют ресурс, чтобы добиваться нужных решений. Они имеют своих людей во всех ветвях власти. Они будут любыми путями добиваться перекосов в свою сторону. Кто им будет противостоять?
Все выше сказанное не означает, что дело Майдана проиграно. И тем более не значит, что прежнее правительство было лучше.
Система, которую построили Янукович&Co, быстро вела Украину к потере государственности.
Майдан разрушил уродливую "семейно"-олигархическую модель, и это огромное позитивное достижение. Украина снова имеет шанс, как в 2004 году. Важно в этот раз его не упустить.
- Информация о материале
22 февраля 2014 г. Верховная Рада назначила Уполномоченного по контролю за деятельностью Министерства обороны. Поскольку формально ВР не имеет полномочий сменить министра обороны, и.о. министра обороны остается Павел Лебедев. А вот какие полномочия останутся у и.о. министра обороны с учетом возврата к редакции Конституции от 2004 г., пока остается неизвестным.
Дело в том, что полномочия министра обороны в Конституции Украины не прописаны. Полный перечень полномочий изложен в Указах Президента «О Положении о министерстве обороны Украины и Положении о генеральном штабе Вооруженных Сил Украины». На данный момент указанный документ №406/2011 действует в редакции от 06.04.2011 г., однако, возвращаясь к редакции Конституции Украины от 2004 г., парламентарии указали на необходимость адаптации к этой Конституции действующего законодательства.
На момент действия редакции Конституции от 2004 г. полномочия министра обороны регламентировались Указом Президента Украины «Об утверждении положения о министерстве обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины» от 21.08.1997 №888/97. Согласно этому Указу, министр обороны нес персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины в части разработки и реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства. Кроме этого, он координировал и осуществлял контроль за исполнением законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, что, впрочем, корреспондируется с Указом №406/2011.
Однако в Указе №888/97 министр обороны наделен полномочиями только по изданию приказов и директив, и контролю за их выполнением. Все указанные полномочия в целом не противоречат действующей Конституции Украины, а вот будет ли министр заключать контракты о прохождении военной службы с лицами, которые назначены или назначаются на должности, по которым штатом (штатным расписанием) предусмотрено воинское звание высшего офицерского состава, а также рассматривать дисциплинарные взыскания (№406/2011) пока остается неизвестным, поскольку адаптация законодательства к возврату к редакции Конституции от 2004 г. на данный момент находиться в процессе.
Полномочия Уполномоченного по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины
| Постановление Верховной Рады Украины «О назначении Заманы В.М. Уполномоченным по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины»
| Указ Президента Украины «О Положении о министерстве обороны Украины и Положении о генеральном штабе Вооруженных Сил Украины» от 06.04.2011 №406/2011 (действует сейчас); МИНИСТР: | Указ Президента Украины «Об утверждении положения о министерстве обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины» от 21.08.1997 №888/97 (действовал на момент Конституции 2004 г.); МИНИСТР: |
| Учитывая фактическое самоустранение Президента Украины от выполнения своих полномочий, осознавая ответственность за ситуацию в государстве, в том числе необходимость обеспечения национальной безопасности Украины, Верховная Рада Украины постановляет: 1. Назначить Заману Владимира Михайловича Уполномоченным по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины. 2. Это Постановление вступает в силу с момента его принятия.
| 1) возглавляет Минобороны Украины, осуществляет руководство его деятельностью;
2) определяет стратегические направления работы Минобороны Украины и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы его работы, отчеты об их выполнении;
3) в пределах компетенции организует и контролирует выполнение законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины;
4) представляет на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины проекты законов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, разработчиком которых является Минобороны Украины;
5) согласовывает проекты законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, которые поступают от других министерств и центральных органов исполнительной власти;
6) представляет в установленном порядке проекты законов Украины, разработчиком которых является Минобороны Украины, и докладывает по другим вопросам, относящимся к компетенции Минобороны Украины, во время их рассмотрения на заседаниях комитетов и пленарных заседаниях Верховной Рады Украины;
7) ведет переговоры и подписывает международные договоры в пределах предоставленных ему полномочий;
8) согласовывает структуру Генерального штаба Вооруженных Сил;
9) утверждает положение о самостоятельных структурных подразделениях аппарата Минобороны Украины;
10) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Минобороны Украины, присваивает им ранги государственных служащих, принимает решения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;
11) представляет в установленном порядке Президенту Украины на утверждения перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава Вооруженных Сил;
12) вносит в установленном порядке Президенту Украины представления о назначении на должности и освобождения с должностей высшего офицерского состава Вооруженных Сил;
13) заключает контракт о прохождении военной службы с лицами, которые назначены или назначаются на должности, по которым штатом (штатным расписанием) предусмотрено воинское звание высшего офицерского состава;
14) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке военнослужащих;
15) присваивает в установленном порядке военные звания и вносит Президенту Украины представление о присвоении военных званий лицам высшего офицерского состава Вооруженных Сил;
16) награждает знаками отличия Минобороны Украины, досрочно присваивает очередные воинские звания военнослужащим (до полковника включительно) и ранги государственным служащим и применяет иные виды поощрения военнослужащих и работников Вооруженных Сил;
17) представляет военнослужащих и работников Вооруженных Сил к награждении государственными наградами;
18) ставит в установленном порядке вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности своих заместителей;
19) привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере его управления;
20) осуществляет личный прием граждан;
21) созывает и проводит совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;
22) подписывает приказы Минобороны Украины и дает обязательные к выполнению государственными служащими, военнослужащими, сотрудниками аппарата Минобороны Украины поручения;
23) распределяет обязанности между первым заместителем, заместителем (при наличии), заместителем Министра - руководителем аппарата, а также полномочия между первым заместителем и (при наличии);
24) осуществляет через начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины общее руководство Военной службой правопорядка Вооруженных Сил и контроль за ее деятельностью;
25) принимает решение о списании военного имущества в соответствии с законодательством;
26) осуществляет перевод Минобороны Украины на функционирование в условиях особого периода;
27) представляет Минобороны Украины в отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;
28) принимает решения по распределению бюджетных средств, главным распорядителем которых является Минобороны Украины;
29) отменяет полностью или в отдельной части акты подчиненных Минобороны Украины органов военного управления, которые противоречат Конституции Украины, другим актам законодательства Украины и актам Минобороны Украины;
30) организует работу коллегии Минобороны Украины и председательствует на ее заседаниях;
30-1) направляет и координирует деятельность Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций, в том числе:
обеспечивает формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращения их возникновения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасательного дела, тушения пожаров, пожарной и техногенной безопасности, деятельности аварийно-спасательных служб, профилактики травматизма непроизводственного характера, а также гидрометеорологической деятельности, контролирует ее реализацию Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработаны Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям проекты законов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины;
определяет приоритетные направления работы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и пути выполнения возложенных на нее задач, утверждает планы ее работы;
вносит предложения Премьер-министру Украины относительно кандидатуры на должность Председателя Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по его предложению - относительно кандидатур на должности заместителей Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает структуру аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
издает обязательные к исполнению Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям приказы и поручения по вопросам, относящимся к сфере ее деятельности;
согласовывает назначение на должности и увольнение с должностей руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает назначение на должности и увольнение с должностей руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает предложения Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям относительно образования, реорганизации, ликвидации ее территориальных органов как юридических лиц публичного права и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующее представление;
согласовывает создании, реорганизации, ликвидации территориальных органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям как ее структурных подразделений аппарата;
нарушает перед Кабинетом Министров Украины вопрос относительно отмены актов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям полностью или в отдельной его части;
поручает Председателю Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям отменять акты ее территориальных органов полностью или в отдельной части, а в случае отказа отменяет акты территориальных органов полностью или в отдельной его части;
нарушает перед Президентом Украины вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и его заместителей;
инициирует вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, ее территориальных органов и их заместителей, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих к сфере управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
инициирует вопрос о проведении служебного расследования относительно Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, его заместителей, других государственных служащих и работников аппарата Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и ее территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере ее управления;
принимает решение о проведении проверки деятельности Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и ее территориальных органов;
заслушивает отчеты о выполнении возложенных на Государственную службу Украины по чрезвычайным ситуациям задач и планов ее работы;
определяет структурное подразделение Минобороны Украины, что отвечает за взаимодействие с Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям;
определяет должностных лиц Минобороны Украины, которые включаются в состав коллегии Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
определяет порядок обмена информацией между Минобороны Украины и Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям, периодичность ее представления;
решает другие вопросы, связанные с направлением и координацией деятельности Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
31) осуществляет другие полномочия в соответствии с законами и актами Президента Украины.
| 1) руководит Министерством, несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины по разработке и реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства;
2) осуществляет в мирное и военное время руководство Вооруженными Силами;
3) направляет и координирует, как член Кабинета Министров Украины, осуществления центральными органами исполнительной власти мероприятий по вопросам государственной политики в сфере обороны, определяет политические приоритеты, стратегические направления работы Министерства и пути достижения поставленных целей;
4) представляет в установленном порядке Премьер-министру Украины предложения о назначении на должность первых заместителей и заместителей Министра;
5) принимает решения по распределению бюджетных средств, главным распорядителем которых является Минобороны Украины;
6) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;
8) ведет, соответственно с предоставленными полномочиями, переговоры и подписывает международные договоры;
9) в установленном порядке назначает на должности и освобождает с военной службы военнослужащих Вооруженных Сил, вносит представления о назначении на должности и освобождения с должностей высшего командование Вооруженных Сил;
10) присваивает в установленном порядке воинские звания и вносит представления о присвоении военных званий лицам высшего офицерского состава; 11) представляет в установленном порядке военнослужащих и работников Вооруженных Сил, которые наиболее отличились, к награждению государственными наградами и награждает знаками отличия Минобороны Украины;
12) выполняет другие функции в соответствии с законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими подготовку и применение Вооруженных Сил.
8. Министр имеет первых заместителей, в том числе первого заместителя - руководителя аппарата Министерства, первого заместителя по гуманитарной политике и по связям с Верховной Радой Украины (далее - первые заместители), и заместителей, которые относятся к числу руководителей Министерства.
Первых заместителей и заместителей Министра назначает на должности по представлению Премьер-министра Украины и прекращает их полномочия на этих должностях Президент Украины.
Министр распределяет обязанности между своими заместителями и заместителями.
9. Организационное, экспертно-аналитическое, правовое, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Минобороны Украины, его текущей работы, а также обеспечения деятельности Министра организуется первым заместителем Министра - руководителем аппарата Минобороны Украины.
12. Министр обороны Украины в пределах полномочий Министерства, согласно законодательства, издает приказы и директивы, контролирует их выполнения.
Приказы и директивы по вопросам реформирования и развития Вооруженных Сил, их боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки, организационных мероприятий и инспектирования войск (сил) Министр издает вместе с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил.
В случаях, предусмотренных законодательством, нормативно-правовые акты Минобороны Украины, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.
Нормативно-правовые акты Министерства подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Министр обороны Украины в случае необходимости выдает вместе с руководителями центральных и местных органов исполнительной власти совместные акты.
Министр обороны Украины имеет право отменять и вносить изменения в приказы и директив подчиненных ему органов военного управления и военного командования. |
- Информация о материале
Сегодня в Крыму некоторые граждане, перевозбужденные пропагандой Первого канала будут пытаться поиграть в сепаратизм.
Как метко написал у себя на Facebook Леонид Грач, «завтра некие субъекты, утратившие свой вес в Крыму в лице Цекова и Аксенова решили сделать из внеочередной сессии Верховного совета Крыма кровавую мясорубку, зазывая крымчан на провокационную сходку якобы в поддержку русской идеи. Но эти хваленые зазывалы не смогут сделать из крымчан стадо баранов, которое начнет кровавую гражданскую войну. Завтра многие люди могут пострадать, быть убитыми и искалеченными во имя этих волков. Крымчане, не поддавайтесь на провокацию!»
Однако, пока в Киеве делят портфели никто не пытается обозначить пути разрешения крымского кризиса, который может закончиться крахом государственности Украины. Поэтому, с вашего позволения, попробую дать рациональные ответы важный вопрос - что нам делать с Севастополем, который фактически уже вышел из украинской юрисдикции.
Я бы разыграл ее очень просто — предложил России забрать его на определенных условиях:
а) Скидка на газ на 50% на 25 лет
б) Фиксация территориальной неприкосновенности Украины, включая Крым, при участии США, ЕС, Китая, которые выступают гарантами сделки.
в) Экономические преференции для украинских товаров. Запрет на блокирование их доступа на 5 лет.
Стратегияиз двух вариантов:
Вариант А
Прокачка в медиа о пользе «русского Гуантанамо» для национального развития. Топовые украинские политики прокачивают тему «За сколько Россия готова купить Севастополь», чтобы отцепиться от Украины.
Российские СМИ как собаки уцепятся за эту кость. Начнутся долгие эфиры на Первом канале в духе «Вернем нашу славу», «Морально ли у хохлов покупать нашу славу», «30000 рублей из кармана каждого россиянина за историю», «Кто не покупает Севастополь, тот не мужик» и прочая, прочая, прочая.
Русские начинают считать на калькуляторах во сколько им реально это обойдется. Совокупно сотни ярдов.
Тема легко пойдет в мировые СМИ. Тем более, что западные СМИ мы купим и будем развивать сюжет «несчастная Украина под напором хищной России принуждается к территориальным уступкам! SOS!». Пускаем сопливых активистов и политиков, которые рыдая на BBC рассказывают историю о гордом народе оказавшемся один на один с хищниками. Где-то так.
Тем временем, в Кремле считают цену вопроса и начинают тихо ох*евать.
Наконец, из Кремля раздается звонок и вкрадчивый голос спрашивает: Вы серьезно? Или на х*ра вы нас троллите так жестоко?
Мы сообщаем, что готовы провести референдум в Севастополе и обеспечить его реализацию. На условиях, что обозначены в самом начале. Если вы готовы пойти на них, то заключаем тайные протоколы, которые фиксируют направленность процесса.
- А на х*я нам платить сотни ярдов?, — спрашивают из Кремля.
- За русскую славу мы бы заплатили больше, — отвечаем мы.
- Так чего вы хотите? — спрашивает Кремль.
- Так вы берете или нет? — отвечаем мы.
- Нет, нам такая беда не нужна, мы себе в Новороссийске уже одну построили, — отвечает Кремль.
- Тогда тушите своих клоунов, прежде чем их начали тушить мы. И давайте жить дружно.
На этом все заканчивается. Севастополь у нас. Уроды исчезают. Взаимопонимание резко растет. Все понимают, что пора заканчивать заниматься взаимным наебал*м.
Вариант Б
Россия соглашается. Тогда мы готовим референдум. Прокачиваем население о пользе процесса. Сбиваем бабло с России. Сбиваем бабло с Запада за ликвидацию последствий виктимности. Получаем ресурсы. Получаем гарантии. Получаем правила игры. Город русских моряков живет как раньше. Золотые булки не появляются, но это уже не наши проблемы.
Ресурсы мы вкачиваем в Крым. Делаем его развитым регионом и европейской здравницей, китайской житницей, глобальным хабом и технопарком. Уровень жизни растет. Уроды исчезают. Все довольны. Все рубят капусту. Каждый живет со своей славой. Истерика исчезает. Аминь.
- Информация о материале
И.о. министра внутренних дел Арсен Аваков подписал приказ о роспуске специального подразделения милиции общественной безопасности «Беркут».
Об этом сообщил сам руководитель МВД на своей странице в Facebook Арсен Аваков.
«Беркута» больше нет. Подписал приказ номер 144 от 25 февраля 2014 года «Про ликвидацию специальных подразделений милиции гражданской безопасности «Беркут"», - написал он, добавив, что «подробности на специальном брифинге завтра».
Напомним, проект о ликвидации «Беркута», внесенный группой депутатов от националистической партии «Свобода», был зарегистрирован в Верховной раде 23 февраля. По данным СМИ, документ предполагает также запрет на использование представителями украинских правоохранительных органов огнестрельного, стрелкового оружия и спецсредств при обеспечении общественного порядка.
- Информация о материале
Беспрецедентный в истории современной Украины политический кризис — противостояние между властью и народом — затенил энергетические проблемы страны, которые не в последнюю очередь послужили причиной нынешних событий. В частности, клубок газовых вопросов "долги—цены—объемы" никуда не делся, а только затягивается во все более тугой узел. Единственное, что можно отметить как позитив, — это тот факт, что вопреки экстремальным обстоятельствам транспортировка газа внутренним потребителям и транзит его в Европу не прерывались.
Однако стало известно, что в последние дни принято решение о максимальном использовании газа из подземных хранилищ (ПХГ) и минимизации его трубопроводного импорта из России. Это понятное решение на фоне накопленного долга перед "Газпромом" и внутренних неплатежей за потребленный газ.
По состоянию на 17 февраля 2014 г. общий долг предприятий теплокоммунэнерго за потребленный природный газ перед НАК "Нафтогаз" составлял около 23,5 млрд грн (или приблизительно 2,66 млрд долл. по курсу 8,83 долл./грн по состоянию на 21 февраля 2014 г.). По состоянию на 14 февраля "Нафтогаз" выплатил "Газпрому" часть долга за поставленный в 2013 г. природный газ из общей суммы долга 2,7 млрд долл. Поэтому долг "Нафтогаза" перед "Газпромом" сократился до 1,42 млрд долл.
На этом фоне и с целью недопущения наращивания текущей задолженности были приняты решения о максимальном использовании газа из подземных хранилищ газа. Однако период трехнедельных холодов с низкими температурами привел к значительному опустошению ПХГ. Если по состоянию на середину января в ПХГ было 13,1 млрд кубометров газа, то сейчас там только 9,1 млрд. Если в период теплой половины января суточный отбор газа из ПХГ составлял приблизительно 60 млн кубометров, то сейчас 100–105 млн (!), хотя средние температуры февраля значительно выше, чем в первой половине января.
Это означает, что в случае сохранения увеличенного отбора газа из ПХГ на конец отопительного сезона, в середине апреля, его остатки составят приблизительно 5 млрд кубометров — беспрецедентно низкий уровень за всю историю! По информации источников "Нафтогаза", уровень отбора газа из ПХГ может быть еще увеличен, поскольку есть неофициальное указание "выжигать газ по максимуму, даже, если понадобится, брать буферный газ". Такой подход обусловлен желанием не допустить наращивания задолженности перед "Газпромом".
По данным источников ZN.UA в Минэнергоугольпроме, с начала 2014 г. по 21 февраля в Украине было потреблено 11,8 млрд кубометров газа, и только 3,9 млрд из них — "газпромовского".
Однако существует и обратная сторона описанного выше подхода. Если алгоритм "выжигания по максимуму" сохранится, то в ПХГ (при обстоятельствах, когда в марте резко похолодает или холодный сезон затянется дольше, чем обычно) может вообще не остаться газа.
Такой подход не встречает возражений со стороны "Газпрома", который обычно всегда поднимает шум по поводу недостаточных запасов газа в украинских ПХГ. Это приводит к мнению, что введенная "Нафтогазом" практика максимизации отбора газа из ПХГ одобрена в Москве. Таким образом Кремль "совершенствует" газовый механизм давления на Киев в дальнейших переговорах с новым правительством в Украине, которое сформируется после падения режима Януковича, или же для дальнейшего давления на него в случае, если он сохранится до 2015 г.
Существуют и другие проблемы, ожидающие посткризисное правительство в дополнение к параллельному росту задолженности "Нафтогаза" перед "Газпромом" и неплатежей перед "Нафтогазом" со стороны внутренних потребителей:
— необходимость закупки больших объемов газа для ПХГ на отопительный сезон 2014–2015 гг. — 15–20 млрд кубометров по максимально высоким ценам, поскольку Россия, вероятно, откажется от понижающего коэффициента, сделав его равным единице, то есть цена газа может быть на уровне до 400 долл. за тысячу кубометров;
— шантаж со стороны РФ и требование ГТС и ПХГ, а также уступок политического и экономического характера в обмен на погашение долгов;
— давление со стороны ЕС относительно обеспечения необходимых объемов газа в ПХГ на сезон 2014–2015 гг.
Если вдруг будет допущен сценарий отбора буферного газа из ПХГ, то это приведет к возникновению чрезвычайно серьезных проблем с заполнением газом ПХГ не только с точки зрения того, где взять необходимые средства для его закупки, но и как технологически закачать его туда, не нарушив транзит в Европу. Может возникнуть проблема временного дефицита трубопроводных мощностей на пике одновременной закачки газа в ПХГ и транзита в Европу. Хотя это гипотетический сценарий, но исключать его нельзя, если тактика "выжженного газа" продолжится.
Вряд ли правительство Украины сможет поспособствовать "Нафтогазу" в решении вопроса закупки достаточных объемов газа для закачивания в ПХГ. Несомненно, Россия воспользуется возникшими проблемами для дальнейшего склонения ЕС как в сторону поддержки реализации проекта "Южный поток", так и в части согласия ЕС на "белорусский сценарий" передачи контроля над ГТС Украины "Газпрому", мотивируя это возрастающей транзитной ненадежностью Украины. Стимулируя тактику "выжженного газа", Кремль попытается на новом витке добиться своего — ГТС, ПХГ, лояльности к себе со стороны нового правительства Украины и уступок ЕС в газовых вопросах в частности и энергетических в целом.
- Информация о материале
В связи с событиями на Евромайдане наши аграрные чиновники все больше стали «беспокоиться» о продовольственной безопасности, особенно после захвата помещения Минагрополитики, к которой примешали срочную выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, селекционную работу в животноводстве, темпы экспорта зерна и т. п. О дотациях известно — годами не платят фермерам (получают не больше 10% фермеров), для тех — кто получает, «откаты» достигают 30—50%, а здесь прорвало. Но Министерство стоит на страже своего родного государства. По словам и.о. министра аграрной политики Николая Присяжнюка продовольственная безопасность страны под контролем. Можем спокойно спать.
Интересно, что о продовольственной безопасности заботятся все, кто готов экспортировать всю кряду сельскохозяйственную продукцию (не хватает пока мощностей). Например, недавно образованная вместо обанкротившейся ГАК «Хлеб Украины» Государственная продовольственно зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) вместе со своим спутником «Хлеб Инвестбуд», которые с первого года своего существования потеснили зернотрейдеров со стажем и стали лидерами зернового экспорта, имеют аналогичную цель— обеспечение продовольственной безопасности Украины, но с развитием экспортного потенциала отечественного АПК. Так что и Минагрополитики может спокойно спать — продовольственная безопасность, словно флаг, будет подхвачена и без остановок отнесена или отправлена (пароходами, поездами и т. п.) за пределы государства.
Настораживает, что продовольственную безопасность чиновники понимают как-то по-своему или же через призму своего родного бизнеса. А что же такое продовольственная безопасность? По определению ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Организации Объединенных Наций), «продовольственная безопасность существует в том случае, если все люди во все времена имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной еды, которая отвечает их диетическим и пищевым вкусам, для обеспечения активной и здоровой жизни».
Так вот, концепция продовольственной безопасности на мировом уровне предусматривает согласованные всеми странами необходимые и растущие объемы производства продовольствия. На региональном уровне продовольственная безопасность предусматривает международное разделение труда — размещение производства продовольствия, согласно с имеющимися относительными преимуществами той или иной страны, и торговля без препятствий по доступным ценам. То есть, отдельные страны могут и должны производить наиболее пригодные для их условий продукты питания, избытки — экспортировать, а некоторую часть — импортировать. И не обязательно производить все без исключения виды сельскохозяйственной продукции. Обязательное условие — создать такие социально-экономические отношения, при которых будет гарантироваться доступ к продуктам питания всему без исключения населению страны. Ведь можно производить объемы сельскохозяйственной продукции с избытком, сменить структуру производства на экспортно-направленную, повышать заработную плату и пенсии, а продовольственная безопасность не будет обеспечиваться.
Продовольственная безопасность в определенные ФАО в каждой стране зависит от совокупных доходов населения и степени обеспечения государством справедливого ценообразования. С ростом доходов населения соответственно растет уровень потребления продуктов питания, меняется, согласно вкусам, в качественную сторону их структура и в конечном итоге обеспечивается доступ к необходимому количеству продовольственных продуктов. При этом расходы на питание сокращаются. При отсутствии достаточно суровых законов о конкуренции цены на сельскохозяйственную продукцию растут в большей мере, чем доходы населения Украины. Это украинский феномен, который не имеет аналогов в мире. Населению это не нравится. Однако аграрный бизнес дополнительно процветает. Ведь, например, сельскохозяйственная продукция, которая была произведена в прошлом (а отдельные технологические расходы ресурсов при выращивании кормов — в позапрошлом) году, продается по «вынужденно» высоким ценам с обоснованием — выросла заработная плата, технологические расходы и т. п. Никто не контролирует и не указывает, что в прошлых расходах производства не были учтены будущие расходы. И не известно, будут ли сельскохозяйственные товаропроизводители повышать заработную плату, которая повысит уровень себестоимости единицы продукции.
Отечественные эксперты отмечают разные парадоксы в решении проблем продовольственной безопасности. В странах мира, где аграрный бизнес не контролируется государством или же является карманным для власти, может наблюдаться угрожающее состояние в обеспечении и доступе населения к продуктам питания. Да, широкомасштабный голод происходил, когда запасы продовольствия не уменьшались (Эфиопия — 1972—1974 гг.) или даже увеличивались (Бангладеш, 1974 г.). Иностранные эксперты обращают внимание на уменьшение доступа населения стран Африки, Латинской Америки, прежнего СССР к продуктам питания из-за такого феномена, как «захватывание земель» странами Азии: Китаем, Индией, Южной Кореей, Саудовской Аравией, которые за счет этого решают свои продовольственные, энергетические (производство биотоплива), экспортные проблемы и т. п. По определению местного населения, такой захват сельскохозяйственных земель с помощью собственных правительств является неоколониализмом. Нередко заканчивается тем, что сельские территории «расчищаются» от населения для больших агрохолдингов (в перспективе — единственный вариант).
Информационно-аналитический бюллетень КМУ сообщает, что китайский бизнес уже создает в Украине большую сеть свиноферм с собственным производством кормов, с продажей мяса на украинском рынке и экспортом в Китай. На заседании Украинской части Комиссии по сотрудничеству между правительствами Украины и Китайской Народной Республикой министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что аграрный сектор заинтересован в углублении сотрудничества с Китаем. Правда, министр не сообщил, насколько заинтересованы в этом сельские жители Украины. Китайцы, как цивилизованная нация, не будут продавать мясо. Они уже давно импортируют зерно в таких странах, как Украина, производят свинину и экспортируют продукцию с добавленной стоимостью — мясные консервы.
Министерство аграрной политики и продовольствия отчитывается, что в 2013 г. в Украине была обеспечена продовольственная безопасность. В итоге Министр констатирует, что они работали по основным направлениям задач, поставленных Президентом Украины, а именно: обеспечение продовольственной безопасности и наращение экспортного потенциала, стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке и т. п. Действительно, Президент Украины давал правильные задания, но возникают большие сомнения, правильно ли их понятно Министерство аграрной политики и продовольствия? Во многих странах мира затраты на питание составляют 10—15% совокупных доходов населения. В Украине затраты на питание, безалкогольные и алкогольные напитки, табачные изделия в 2007—2012 гг. составляли 54—55% (в 2008 г. — 51%) совокупных доходов. Хотя в 2012 г. в сравнении с 2002 г. совокупные расходы в расчете на одного жителя выросли в восемь раз, но потребление, например, молока и молочных продуктов даже сократилось на 10кг и составляет в среднем всего 215 кг или 56,6% от физиологичной нормы. То есть доходы растут темпами, которые выше, чем во многих странах мира, а меньше нормы отдельных продуктов питания ежегодно потребляет значительная часть населения (в 2012 г.: молока— 39 млн чел., мяса и фруктов—35, рыбы и сахара — 26, хлеба — 16 и овощей — 43 млн чел.). Не будем говорить, как профильное министерство справилось с проблемами ценообразования на зерновом рынке, например, в 2013 г. и сколько стало и еще будет банкротов. Однако можно сказать с уверенностью, что непрестанное наращивание экспорта без учета интересов всех сельских жителей и разбазаривание украинских земель — это два направления, которые успешно выполняются.
Что касается продовольственной безопасности, то она совсем не такая, какой видят ее наши чиновники. Объемы производства сельскохозяйственной продукции и ее экспорта не являются индикаторами продовольственной безопасности, ее показывает относительное количество потребления продуктов питания собственным украинским народом в необходимом количестве и ассортименте. Скоро опять вырастут доходы населения — президентские выборы на носу. При расчетной эластичности потребления продуктов питания на уровне 0,3—0,8% при росте совокупных доходов на 1% возможно дождемся сдвигов в решении проблемы продовольственной безопасности. Но при этом необходимо будет всем причастным к управлению аграрным сектором экономики уточнить значение такой экономической категории, как продовольственная безопасность.
- Информация о материале
Страница 838 из 1561
