22 февраля 2014 г. Верховная Рада назначила Уполномоченного по контролю за деятельностью Министерства обороны. Поскольку формально ВР не имеет полномочий сменить министра обороны, и.о. министра обороны остается Павел Лебедев. А вот какие полномочия останутся у и.о. министра обороны с учетом возврата к редакции Конституции от 2004 г., пока остается неизвестным.

Дело в том, что полномочия министра обороны в Конституции Украины не прописаны. Полный перечень полномочий изложен в Указах Президента «О Положении о министерстве обороны Украины и Положении о генеральном штабе Вооруженных Сил Украины». На данный момент указанный документ №406/2011 действует в редакции от 06.04.2011 г., однако, возвращаясь к редакции Конституции Украины от 2004 г., парламентарии указали на необходимость адаптации к этой Конституции действующего законодательства.

На момент действия редакции Конституции от 2004 г. полномочия министра обороны регламентировались Указом Президента Украины «Об утверждении положения о министерстве обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины» от 21.08.1997 №888/97. Согласно этому Указу, министр обороны нес персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины в части разработки и реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства. Кроме этого, он координировал и осуществлял контроль за исполнением законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, что, впрочем, корреспондируется с Указом №406/2011.

Однако в Указе №888/97 министр обороны наделен полномочиями только по изданию приказов и директив, и контролю за их выполнением. Все указанные полномочия в целом не противоречат действующей Конституции Украины, а вот будет ли министр заключать контракты о прохождении военной службы с лицами, которые назначены или назначаются на должности, по которым штатом (штатным расписанием) предусмотрено воинское звание высшего офицерского состава, а также рассматривать дисциплинарные взыскания (№406/2011) пока остается неизвестным, поскольку адаптация законодательства к возврату к редакции Конституции от 2004 г. на данный момент находиться в процессе.

 

Полномочия Уполномоченного по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины

Постановление Верховной Рады Украины

«О назначении Заманы В.М. Уполномоченным по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины»

 

Указ Президента Украины «О Положении о министерстве обороны Украины и Положении о генеральном штабе Вооруженных Сил Украины» от 06.04.2011 №406/2011 (действует сейчас); МИНИСТР:

Указ Президента Украины «Об утверждении положения о министерстве обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины» от 21.08.1997 №888/97 (действовал на момент Конституции 2004 г.); МИНИСТР:

Учитывая фактическое самоустранение Президента Украины от выполнения своих полномочий, осознавая ответственность за ситуацию в государстве, в том числе необходимость обеспечения национальной безопасности Украины, Верховная Рада Украины

постановляет:

1. Назначить Заману Владимира Михайловича Уполномоченным по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины.

2. Это Постановление вступает в силу с момента его принятия.

 

1) возглавляет Минобороны Украины, осуществляет руководство его деятельностью;

 

2) определяет стратегические направления работы Минобороны Украины и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы его работы, отчеты об их выполнении;

 

3) в пределах компетенции организует и контролирует выполнение законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины;

 

4) представляет на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины проекты законов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, разработчиком которых является Минобороны Украины;

 

5) согласовывает проекты законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, которые поступают от других министерств и центральных органов исполнительной власти;

 

6) представляет в установленном порядке проекты законов Украины, разработчиком которых является Минобороны Украины, и докладывает по другим вопросам, относящимся к компетенции Минобороны Украины, во время их рассмотрения на заседаниях комитетов и пленарных заседаниях Верховной Рады Украины;

 

7) ведет переговоры и подписывает международные договоры в пределах предоставленных ему полномочий;

 

8) согласовывает структуру Генерального штаба Вооруженных Сил;

 

9) утверждает положение о самостоятельных структурных подразделениях аппарата Минобороны Украины;

 

10) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Минобороны Украины, присваивает им ранги государственных служащих, принимает решения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;

 

11) представляет в установленном порядке Президенту Украины на утверждения перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава Вооруженных Сил;

 

12) вносит в установленном порядке Президенту Украины представления о назначении на должности и освобождения с должностей высшего офицерского состава Вооруженных Сил;

 

13) заключает контракт о прохождении военной службы с лицами, которые назначены или назначаются на должности, по которым штатом (штатным расписанием) предусмотрено воинское звание высшего офицерского состава;

 

14) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке военнослужащих;

 

15) присваивает в установленном порядке военные звания и вносит Президенту Украины представление о присвоении военных званий лицам высшего офицерского состава Вооруженных Сил;

 

16) награждает знаками отличия Минобороны Украины, досрочно присваивает очередные воинские звания военнослужащим (до полковника включительно) и ранги государственным служащим и применяет иные виды поощрения военнослужащих и работников Вооруженных Сил;

 

17) представляет военнослужащих и работников Вооруженных Сил к награждении государственными наградами;

 

18) ставит в установленном порядке вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности своих заместителей;

 

19) привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере его управления;

 

20) осуществляет личный прием граждан;

 

21) созывает и проводит совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;

 

22) подписывает приказы Минобороны Украины и дает обязательные к выполнению государственными служащими, военнослужащими, сотрудниками аппарата Минобороны Украины поручения;

 

23) распределяет обязанности между первым заместителем, заместителем (при наличии), заместителем Министра - руководителем аппарата, а также полномочия между первым заместителем и (при наличии);

 

24) осуществляет через начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины общее руководство Военной службой правопорядка Вооруженных Сил и контроль за ее деятельностью;

 

25) принимает решение о списании военного имущества в соответствии с законодательством;

 

26) осуществляет перевод Минобороны Украины на функционирование в условиях особого периода;

 

27) представляет Минобороны Украины в отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;

 

28) принимает решения по распределению бюджетных средств, главным распорядителем которых является Минобороны Украины;

 

29) отменяет полностью или в отдельной части акты подчиненных Минобороны Украины органов военного управления, которые противоречат Конституции Украины, другим актам законодательства Украины и актам Минобороны Украины;

 

30) организует работу коллегии Минобороны Украины и председательствует на ее заседаниях;

 

30-1) направляет и координирует деятельность Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций, в том числе:

 

обеспечивает формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращения их возникновения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасательного дела, тушения пожаров, пожарной и техногенной безопасности, деятельности аварийно-спасательных служб, профилактики травматизма непроизводственного характера, а также гидрометеорологической деятельности, контролирует ее реализацию Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

согласовывает и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработаны Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям проекты законов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины;

 

определяет приоритетные направления работы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и пути выполнения возложенных на нее задач, утверждает планы ее работы;

 

вносит предложения Премьер-министру Украины относительно кандидатуры на должность Председателя Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по его предложению - относительно кандидатур на должности заместителей Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

согласовывает структуру аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

издает обязательные к исполнению Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям приказы и поручения по вопросам, относящимся к сфере ее деятельности;

 

согласовывает назначение на должности и увольнение с должностей руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

согласовывает назначение на должности и увольнение с должностей руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

согласовывает предложения Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям относительно образования, реорганизации, ликвидации ее территориальных органов как юридических лиц публичного права и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующее представление;

 

согласовывает создании, реорганизации, ликвидации территориальных органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям как ее структурных подразделений аппарата;

 

нарушает перед Кабинетом Министров Украины вопрос относительно отмены актов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям полностью или в отдельной его части;

 

поручает Председателю Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям отменять акты ее территориальных органов полностью или в отдельной части, а в случае отказа отменяет акты территориальных органов полностью или в отдельной его части;

 

нарушает перед Президентом Украины вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и его заместителей;

 

инициирует вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, ее территориальных органов и их заместителей, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих к сфере управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

инициирует вопрос о проведении служебного расследования относительно Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, его заместителей, других государственных служащих и работников аппарата Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и ее территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере ее управления;

 

принимает решение о проведении проверки деятельности Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и ее территориальных органов;

 

заслушивает отчеты о выполнении возложенных на Государственную службу Украины по чрезвычайным ситуациям задач и планов ее работы;

 

определяет структурное подразделение Минобороны Украины, что отвечает за взаимодействие с Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

определяет должностных лиц Минобороны Украины, которые включаются в состав коллегии Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

определяет порядок обмена информацией между Минобороны Украины и Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям, периодичность ее представления;

 

решает другие вопросы, связанные с направлением и координацией деятельности Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;

 

31) осуществляет другие полномочия в соответствии с законами и актами Президента Украины.

 

1) руководит Министерством, несет персональную ответственность

перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины по разработке и реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства;

 

2) осуществляет в мирное и военное время руководство Вооруженными Силами;

 

3) направляет и координирует, как член Кабинета Министров Украины, осуществления центральными органами исполнительной власти мероприятий по вопросам государственной политики в сфере обороны, определяет политические приоритеты, стратегические направления работы Министерства и пути достижения поставленных целей;

 

4) представляет в установленном порядке Премьер-министру Украины предложения о назначении на должность первых заместителей и заместителей Министра;

 

5) принимает решения по распределению бюджетных средств, главным

распорядителем которых является Минобороны Украины;

 

6) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном

порядке работников центрального аппарата Министерства;

 

8) ведет, соответственно с предоставленными полномочиями, переговоры и подписывает международные договоры;

 

9) в установленном порядке назначает на должности и освобождает с военной службы военнослужащих Вооруженных Сил, вносит представления о назначении на должности и освобождения с должностей высшего командование Вооруженных Сил;

 

10) присваивает в установленном порядке воинские звания и

вносит представления о присвоении военных званий лицам высшего

офицерского состава;

11) представляет в установленном порядке военнослужащих

и работников Вооруженных Сил, которые наиболее отличились, к

награждению государственными наградами и награждает знаками отличия Минобороны Украины;

 

12) выполняет другие функции в соответствии с законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими подготовку и

применение Вооруженных Сил.

 

8. Министр имеет первых заместителей, в том числе первого

заместителя - руководителя аппарата Министерства, первого заместителя по гуманитарной политике и по связям с Верховной Радой Украины (далее - первые заместители), и заместителей, которые относятся к числу

руководителей Министерства.

 

Первых заместителей и заместителей Министра назначает на должности по представлению Премьер-министра Украины и прекращает их полномочия на этих должностях Президент Украины.

 

Министр распределяет обязанности между своими заместителями

и заместителями.

 

9. Организационное, экспертно-аналитическое, правовое,

информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Минобороны Украины, его текущей работы, а также обеспечения деятельности Министра организуется первым заместителем Министра -

руководителем аппарата Минобороны Украины.

 

12. Министр обороны Украины в пределах полномочий Министерства, согласно законодательства, издает приказы и директивы, контролирует их

выполнения.

 

Приказы и директивы по вопросам реформирования и развития Вооруженных

Сил, их боевой и мобилизационной готовности, оперативной и

боевой подготовки, организационных мероприятий и инспектирования

войск (сил) Министр издает вместе с начальником Генерального штаба

Вооруженных Сил.

 

В случаях, предусмотренных законодательством, нормативно-правовые

акты Минобороны Украины, изданные в пределах его компетенции, являются

обязательными для выполнения центральными и местными органами

исполнительной власти, органами местного самоуправления,

предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы

собственности и гражданами.

 

Нормативно-правовые акты Министерства подлежат государственной

регистрации в порядке, установленном законодательством.

 

Министр обороны Украины в случае необходимости выдает вместе с

руководителями центральных и местных органов исполнительной власти

совместные акты.

 

Министр обороны Украины имеет право отменять и вносить

изменения в приказы и директив подчиненных ему органов

военного управления и военного командования.