22 февраля 2014 г. Верховная Рада назначила Уполномоченного по контролю за деятельностью Министерства обороны. Поскольку формально ВР не имеет полномочий сменить министра обороны, и.о. министра обороны остается Павел Лебедев. А вот какие полномочия останутся у и.о. министра обороны с учетом возврата к редакции Конституции от 2004 г., пока остается неизвестным.
Дело в том, что полномочия министра обороны в Конституции Украины не прописаны. Полный перечень полномочий изложен в Указах Президента «О Положении о министерстве обороны Украины и Положении о генеральном штабе Вооруженных Сил Украины». На данный момент указанный документ №406/2011 действует в редакции от 06.04.2011 г., однако, возвращаясь к редакции Конституции Украины от 2004 г., парламентарии указали на необходимость адаптации к этой Конституции действующего законодательства.
На момент действия редакции Конституции от 2004 г. полномочия министра обороны регламентировались Указом Президента Украины «Об утверждении положения о министерстве обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины» от 21.08.1997 №888/97. Согласно этому Указу, министр обороны нес персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины в части разработки и реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства. Кроме этого, он координировал и осуществлял контроль за исполнением законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, что, впрочем, корреспондируется с Указом №406/2011.
Однако в Указе №888/97 министр обороны наделен полномочиями только по изданию приказов и директив, и контролю за их выполнением. Все указанные полномочия в целом не противоречат действующей Конституции Украины, а вот будет ли министр заключать контракты о прохождении военной службы с лицами, которые назначены или назначаются на должности, по которым штатом (штатным расписанием) предусмотрено воинское звание высшего офицерского состава, а также рассматривать дисциплинарные взыскания (№406/2011) пока остается неизвестным, поскольку адаптация законодательства к возврату к редакции Конституции от 2004 г. на данный момент находиться в процессе.
Полномочия Уполномоченного по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины
Постановление Верховной Рады Украины «О назначении Заманы В.М. Уполномоченным по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины»
| Указ Президента Украины «О Положении о министерстве обороны Украины и Положении о генеральном штабе Вооруженных Сил Украины» от 06.04.2011 №406/2011 (действует сейчас); МИНИСТР: | Указ Президента Украины «Об утверждении положения о министерстве обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины» от 21.08.1997 №888/97 (действовал на момент Конституции 2004 г.); МИНИСТР: |
Учитывая фактическое самоустранение Президента Украины от выполнения своих полномочий, осознавая ответственность за ситуацию в государстве, в том числе необходимость обеспечения национальной безопасности Украины, Верховная Рада Украины постановляет: 1. Назначить Заману Владимира Михайловича Уполномоченным по контролю за деятельностью Министерства обороны Украины. 2. Это Постановление вступает в силу с момента его принятия.
| 1) возглавляет Минобороны Украины, осуществляет руководство его деятельностью;
2) определяет стратегические направления работы Минобороны Украины и пути выполнения возложенных на него задач, утверждает планы его работы, отчеты об их выполнении;
3) в пределах компетенции организует и контролирует выполнение законов Украины, актов и поручений Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины;
4) представляет на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины проекты законов, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, разработчиком которых является Минобороны Украины;
5) согласовывает проекты законов Украины, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, которые поступают от других министерств и центральных органов исполнительной власти;
6) представляет в установленном порядке проекты законов Украины, разработчиком которых является Минобороны Украины, и докладывает по другим вопросам, относящимся к компетенции Минобороны Украины, во время их рассмотрения на заседаниях комитетов и пленарных заседаниях Верховной Рады Украины;
7) ведет переговоры и подписывает международные договоры в пределах предоставленных ему полномочий;
8) согласовывает структуру Генерального штаба Вооруженных Сил;
9) утверждает положение о самостоятельных структурных подразделениях аппарата Минобороны Украины;
10) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Минобороны Украины, присваивает им ранги государственных служащих, принимает решения об их поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности;
11) представляет в установленном порядке Президенту Украины на утверждения перечень должностей, подлежащих замещению лицами высшего офицерского состава Вооруженных Сил;
12) вносит в установленном порядке Президенту Украины представления о назначении на должности и освобождения с должностей высшего офицерского состава Вооруженных Сил;
13) заключает контракт о прохождении военной службы с лицами, которые назначены или назначаются на должности, по которым штатом (штатным расписанием) предусмотрено воинское звание высшего офицерского состава;
14) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке военнослужащих;
15) присваивает в установленном порядке военные звания и вносит Президенту Украины представление о присвоении военных званий лицам высшего офицерского состава Вооруженных Сил;
16) награждает знаками отличия Минобороны Украины, досрочно присваивает очередные воинские звания военнослужащим (до полковника включительно) и ранги государственным служащим и применяет иные виды поощрения военнослужащих и работников Вооруженных Сил;
17) представляет военнослужащих и работников Вооруженных Сил к награждении государственными наградами;
18) ставит в установленном порядке вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности своих заместителей;
19) привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к сфере его управления;
20) осуществляет личный прием граждан;
21) созывает и проводит совещания по вопросам, относящимся к его компетенции;
22) подписывает приказы Минобороны Украины и дает обязательные к выполнению государственными служащими, военнослужащими, сотрудниками аппарата Минобороны Украины поручения;
23) распределяет обязанности между первым заместителем, заместителем (при наличии), заместителем Министра - руководителем аппарата, а также полномочия между первым заместителем и (при наличии);
24) осуществляет через начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженных Сил Украины общее руководство Военной службой правопорядка Вооруженных Сил и контроль за ее деятельностью;
25) принимает решение о списании военного имущества в соответствии с законодательством;
26) осуществляет перевод Минобороны Украины на функционирование в условиях особого периода;
27) представляет Минобороны Украины в отношениях с другими органами, предприятиями, учреждениями и организациями в Украине и за ее пределами;
28) принимает решения по распределению бюджетных средств, главным распорядителем которых является Минобороны Украины;
29) отменяет полностью или в отдельной части акты подчиненных Минобороны Украины органов военного управления, которые противоречат Конституции Украины, другим актам законодательства Украины и актам Минобороны Украины;
30) организует работу коллегии Минобороны Украины и председательствует на ее заседаниях;
30-1) направляет и координирует деятельность Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций, в том числе:
обеспечивает формирование государственной политики в сфере гражданской защиты, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращения их возникновения, ликвидации чрезвычайных ситуаций, спасательного дела, тушения пожаров, пожарной и техногенной безопасности, деятельности аварийно-спасательных служб, профилактики травматизма непроизводственного характера, а также гидрометеорологической деятельности, контролирует ее реализацию Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины разработаны Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям проекты законов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины;
определяет приоритетные направления работы Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и пути выполнения возложенных на нее задач, утверждает планы ее работы;
вносит предложения Премьер-министру Украины относительно кандидатуры на должность Председателя Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по его предложению - относительно кандидатур на должности заместителей Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает структуру аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
издает обязательные к исполнению Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям приказы и поручения по вопросам, относящимся к сфере ее деятельности;
согласовывает назначение на должности и увольнение с должностей руководителей и заместителей руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает назначение на должности и увольнение с должностей руководителей и заместителей руководителей территориальных органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
согласовывает предложения Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям относительно образования, реорганизации, ликвидации ее территориальных органов как юридических лиц публичного права и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Украины соответствующее представление;
согласовывает создании, реорганизации, ликвидации территориальных органов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям как ее структурных подразделений аппарата;
нарушает перед Кабинетом Министров Украины вопрос относительно отмены актов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям полностью или в отдельной его части;
поручает Председателю Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям отменять акты ее территориальных органов полностью или в отдельной части, а в случае отказа отменяет акты территориальных органов полностью или в отдельной его части;
нарушает перед Президентом Украины вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и его заместителей;
инициирует вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей структурных подразделений аппарата Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, ее территориальных органов и их заместителей, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, принадлежащих к сфере управления Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
инициирует вопрос о проведении служебного расследования относительно Председателя Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, его заместителей, других государственных служащих и работников аппарата Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и ее территориальных органов, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере ее управления;
принимает решение о проведении проверки деятельности Государственной службы Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и ее территориальных органов;
заслушивает отчеты о выполнении возложенных на Государственную службу Украины по чрезвычайным ситуациям задач и планов ее работы;
определяет структурное подразделение Минобороны Украины, что отвечает за взаимодействие с Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям;
определяет должностных лиц Минобороны Украины, которые включаются в состав коллегии Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
определяет порядок обмена информацией между Минобороны Украины и Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям, периодичность ее представления;
решает другие вопросы, связанные с направлением и координацией деятельности Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям;
31) осуществляет другие полномочия в соответствии с законами и актами Президента Украины.
| 1) руководит Министерством, несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины по разработке и реализации государственной политики в сфере обороны и военного строительства;
2) осуществляет в мирное и военное время руководство Вооруженными Силами;
3) направляет и координирует, как член Кабинета Министров Украины, осуществления центральными органами исполнительной власти мероприятий по вопросам государственной политики в сфере обороны, определяет политические приоритеты, стратегические направления работы Министерства и пути достижения поставленных целей;
4) представляет в установленном порядке Премьер-министру Украины предложения о назначении на должность первых заместителей и заместителей Министра;
5) принимает решения по распределению бюджетных средств, главным распорядителем которых является Минобороны Украины;
6) назначает на должности и освобождает от должностей в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;
8) ведет, соответственно с предоставленными полномочиями, переговоры и подписывает международные договоры;
9) в установленном порядке назначает на должности и освобождает с военной службы военнослужащих Вооруженных Сил, вносит представления о назначении на должности и освобождения с должностей высшего командование Вооруженных Сил;
10) присваивает в установленном порядке воинские звания и вносит представления о присвоении военных званий лицам высшего офицерского состава; 11) представляет в установленном порядке военнослужащих и работников Вооруженных Сил, которые наиболее отличились, к награждению государственными наградами и награждает знаками отличия Минобороны Украины;
12) выполняет другие функции в соответствии с законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими подготовку и применение Вооруженных Сил.
8. Министр имеет первых заместителей, в том числе первого заместителя - руководителя аппарата Министерства, первого заместителя по гуманитарной политике и по связям с Верховной Радой Украины (далее - первые заместители), и заместителей, которые относятся к числу руководителей Министерства.
Первых заместителей и заместителей Министра назначает на должности по представлению Премьер-министра Украины и прекращает их полномочия на этих должностях Президент Украины.
Министр распределяет обязанности между своими заместителями и заместителями.
9. Организационное, экспертно-аналитическое, правовое, информационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Минобороны Украины, его текущей работы, а также обеспечения деятельности Министра организуется первым заместителем Министра - руководителем аппарата Минобороны Украины.
12. Министр обороны Украины в пределах полномочий Министерства, согласно законодательства, издает приказы и директивы, контролирует их выполнения.
Приказы и директивы по вопросам реформирования и развития Вооруженных Сил, их боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки, организационных мероприятий и инспектирования войск (сил) Министр издает вместе с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил.
В случаях, предусмотренных законодательством, нормативно-правовые акты Минобороны Украины, изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.
Нормативно-правовые акты Министерства подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.
Министр обороны Украины в случае необходимости выдает вместе с руководителями центральных и местных органов исполнительной власти совместные акты.
Министр обороны Украины имеет право отменять и вносить изменения в приказы и директив подчиненных ему органов военного управления и военного командования. |