В связи с событиями на Евромайдане наши аграрные чиновники все больше стали «беспокоиться» о продовольственной безопасности, особенно после захвата помещения Минагрополитики, к которой примешали срочную выплату дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, селекционную работу в животноводстве, темпы экспорта зерна и т. п. О дотациях известно — годами не платят фермерам (получают не больше 10% фермеров), для тех — кто получает, «откаты» достигают 30—50%, а здесь прорвало. Но Министерство стоит на страже своего родного государства. По словам и.о. министра аграрной политики Николая Присяжнюка продовольственная безопасность страны под контролем. Можем спокойно спать.
Интересно, что о продовольственной безопасности заботятся все, кто готов экспортировать всю кряду сельскохозяйственную продукцию (не хватает пока мощностей). Например, недавно образованная вместо обанкротившейся ГАК «Хлеб Украины» Государственная продовольственно зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) вместе со своим спутником «Хлеб Инвестбуд», которые с первого года своего существования потеснили зернотрейдеров со стажем и стали лидерами зернового экспорта, имеют аналогичную цель— обеспечение продовольственной безопасности Украины, но с развитием экспортного потенциала отечественного АПК. Так что и Минагрополитики может спокойно спать — продовольственная безопасность, словно флаг, будет подхвачена и без остановок отнесена или отправлена (пароходами, поездами и т. п.) за пределы государства.
Настораживает, что продовольственную безопасность чиновники понимают как-то по-своему или же через призму своего родного бизнеса. А что же такое продовольственная безопасность? По определению ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Организации Объединенных Наций), «продовольственная безопасность существует в том случае, если все люди во все времена имеют физический и экономический доступ к достаточному количеству безопасной и питательной еды, которая отвечает их диетическим и пищевым вкусам, для обеспечения активной и здоровой жизни».
Так вот, концепция продовольственной безопасности на мировом уровне предусматривает согласованные всеми странами необходимые и растущие объемы производства продовольствия. На региональном уровне продовольственная безопасность предусматривает международное разделение труда — размещение производства продовольствия, согласно с имеющимися относительными преимуществами той или иной страны, и торговля без препятствий по доступным ценам. То есть, отдельные страны могут и должны производить наиболее пригодные для их условий продукты питания, избытки — экспортировать, а некоторую часть — импортировать. И не обязательно производить все без исключения виды сельскохозяйственной продукции. Обязательное условие — создать такие социально-экономические отношения, при которых будет гарантироваться доступ к продуктам питания всему без исключения населению страны. Ведь можно производить объемы сельскохозяйственной продукции с избытком, сменить структуру производства на экспортно-направленную, повышать заработную плату и пенсии, а продовольственная безопасность не будет обеспечиваться.
Продовольственная безопасность в определенные ФАО в каждой стране зависит от совокупных доходов населения и степени обеспечения государством справедливого ценообразования. С ростом доходов населения соответственно растет уровень потребления продуктов питания, меняется, согласно вкусам, в качественную сторону их структура и в конечном итоге обеспечивается доступ к необходимому количеству продовольственных продуктов. При этом расходы на питание сокращаются. При отсутствии достаточно суровых законов о конкуренции цены на сельскохозяйственную продукцию растут в большей мере, чем доходы населения Украины. Это украинский феномен, который не имеет аналогов в мире. Населению это не нравится. Однако аграрный бизнес дополнительно процветает. Ведь, например, сельскохозяйственная продукция, которая была произведена в прошлом (а отдельные технологические расходы ресурсов при выращивании кормов — в позапрошлом) году, продается по «вынужденно» высоким ценам с обоснованием — выросла заработная плата, технологические расходы и т. п. Никто не контролирует и не указывает, что в прошлых расходах производства не были учтены будущие расходы. И не известно, будут ли сельскохозяйственные товаропроизводители повышать заработную плату, которая повысит уровень себестоимости единицы продукции.
Отечественные эксперты отмечают разные парадоксы в решении проблем продовольственной безопасности. В странах мира, где аграрный бизнес не контролируется государством или же является карманным для власти, может наблюдаться угрожающее состояние в обеспечении и доступе населения к продуктам питания. Да, широкомасштабный голод происходил, когда запасы продовольствия не уменьшались (Эфиопия — 1972—1974 гг.) или даже увеличивались (Бангладеш, 1974 г.). Иностранные эксперты обращают внимание на уменьшение доступа населения стран Африки, Латинской Америки, прежнего СССР к продуктам питания из-за такого феномена, как «захватывание земель» странами Азии: Китаем, Индией, Южной Кореей, Саудовской Аравией, которые за счет этого решают свои продовольственные, энергетические (производство биотоплива), экспортные проблемы и т. п. По определению местного населения, такой захват сельскохозяйственных земель с помощью собственных правительств является неоколониализмом. Нередко заканчивается тем, что сельские территории «расчищаются» от населения для больших агрохолдингов (в перспективе — единственный вариант).
Информационно-аналитический бюллетень КМУ сообщает, что китайский бизнес уже создает в Украине большую сеть свиноферм с собственным производством кормов, с продажей мяса на украинском рынке и экспортом в Китай. На заседании Украинской части Комиссии по сотрудничеству между правительствами Украины и Китайской Народной Республикой министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк заявил, что аграрный сектор заинтересован в углублении сотрудничества с Китаем. Правда, министр не сообщил, насколько заинтересованы в этом сельские жители Украины. Китайцы, как цивилизованная нация, не будут продавать мясо. Они уже давно импортируют зерно в таких странах, как Украина, производят свинину и экспортируют продукцию с добавленной стоимостью — мясные консервы.
Министерство аграрной политики и продовольствия отчитывается, что в 2013 г. в Украине была обеспечена продовольственная безопасность. В итоге Министр констатирует, что они работали по основным направлениям задач, поставленных Президентом Украины, а именно: обеспечение продовольственной безопасности и наращение экспортного потенциала, стабилизации ценовой ситуации на продовольственном рынке и т. п. Действительно, Президент Украины давал правильные задания, но возникают большие сомнения, правильно ли их понятно Министерство аграрной политики и продовольствия? Во многих странах мира затраты на питание составляют 10—15% совокупных доходов населения. В Украине затраты на питание, безалкогольные и алкогольные напитки, табачные изделия в 2007—2012 гг. составляли 54—55% (в 2008 г. — 51%) совокупных доходов. Хотя в 2012 г. в сравнении с 2002 г. совокупные расходы в расчете на одного жителя выросли в восемь раз, но потребление, например, молока и молочных продуктов даже сократилось на 10кг и составляет в среднем всего 215 кг или 56,6% от физиологичной нормы. То есть доходы растут темпами, которые выше, чем во многих странах мира, а меньше нормы отдельных продуктов питания ежегодно потребляет значительная часть населения (в 2012 г.: молока— 39 млн чел., мяса и фруктов—35, рыбы и сахара — 26, хлеба — 16 и овощей — 43 млн чел.). Не будем говорить, как профильное министерство справилось с проблемами ценообразования на зерновом рынке, например, в 2013 г. и сколько стало и еще будет банкротов. Однако можно сказать с уверенностью, что непрестанное наращивание экспорта без учета интересов всех сельских жителей и разбазаривание украинских земель — это два направления, которые успешно выполняются.
Что касается продовольственной безопасности, то она совсем не такая, какой видят ее наши чиновники. Объемы производства сельскохозяйственной продукции и ее экспорта не являются индикаторами продовольственной безопасности, ее показывает относительное количество потребления продуктов питания собственным украинским народом в необходимом количестве и ассортименте. Скоро опять вырастут доходы населения — президентские выборы на носу. При расчетной эластичности потребления продуктов питания на уровне 0,3—0,8% при росте совокупных доходов на 1% возможно дождемся сдвигов в решении проблемы продовольственной безопасности. Но при этом необходимо будет всем причастным к управлению аграрным сектором экономики уточнить значение такой экономической категории, как продовольственная безопасность.