Главный вопрос, который звучит в эти дни в кулуарах Верховной Рады, —сможет ли оппозиция вытребовать у власти возврат к Конституции 2004 года? Собственно, ответ на этот вопрос сделает понятным дальнейшие перспективы мирного диалога между сторонами конфликта. Пока что власть в лице Партии регионов, мягко говоря, не настроена на уступки. Дескать, возврат к Конституции 2004 года невозможен в принципе, а необходимо готовить новый Основной закон, на что уйдет минимум полгода. Тем не менее, оппозиция настаивает на своем и пытается убедить отдельных представителей Партии регионов пойти на этот шаг.

Удивительно, но невольным союзником Партии регионов вдруг выступила Юлия Тимошенко. Как стало известно СМИ, в закрытом письме к своим соратникам Юлия Владимировна раскритиковала идею возврата к Конституции 2004 года. Правда, ее мотивы при этом остались неизвестными. Тем более, что в 2010 году та же Тимошенко называла решение Конституционного суда о возврате к Конституции 1996 года «украинским ГКЧП».

В то же время, как сообщили «Комментариям» источники во фракции «Батькивщины», несмотря на такой призыв лидера партии, большинство депутатов на заседании фракции все-таки поддержали Конституционный акт, предусматривающий возврат к той Конституции, которая вошла в историю Украины, как «политреформа» 2004 года. Но из-за чего весь сыр-бор, казалось бы? Чтобы понять это, следует отдельно остановиться на фундаментальных различиях между двумя Основными законами:

Конституция от 8 декабря 2004

Конституция от 28 июня 1996и 1 октября 2010года

Статьи 76 и 77 касаются работы, функций и избрания Верховной Рады

Так, согласно конституции 2004 года, срок полномочий Верховной Рады Украины составляет пять лет. Очередные выборы в Верховную Раду Украиныпроводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года полномочий

Верховная Рада избирается сроком на четыре года. Очередные выборы в Верховную Раду Украины проводятсяв последнее воскресенье марта четвертого года полномочийВерховной Рады Украины.

 

Статья 83 предусматривает, что в Верховной Раде Украины «по результатам выборов и на основе согласования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций», в состав которой входит большинство народных депутатов (225+1 народный депутат).

Коалиция депутатских фракций в Верховной Раде Украины формируется в течение одного месяца со дня открытия первого заседания Верховной Рады. Коалиция депутатских фракций вносит предложения Президенту по кандидатуре премьер-министра Украины, а также по кандидатурам в состав Кабинета министров.

Конституция 1996 года не содержит такого термина, как «коалиция депутатских фракций», действует простое большинство, которое не оформлено законодательно в отличие от коалиции.

Статья 85

Верховная Рада назначает по представлению Президента Украины премьер-министра, министра обороны и министра иностранных дел. В то же время парламент назначает по представлению премьер-министра Украины других членов Кабинета министров.

Также Верховная Рада дает согласие на назначение на должностьи освобождение с должности Президентом Украины генерального прокурора Украины; выражает недоверие генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности.

К полномочиям Верховной Рады, согласно Конституции 1996 года, относится лишь дача согласия на назначение Президентом Украины премьер-министра Украины.

Статья 106 содержит список полномочий Президента Украины:

- вносит по предложению коалиции депутатских фракций в Верховной Раде Украины представление о назначении Верховной Радой премьер-министра в срок не позднее чем на пятнадцатый день после получения такого предложения;

- вносит в Верховную Раду представление о назначении министра обороны и министра иностранных дел;

- назначает на должность и освобождает с должности с согласия Верховной Рады генерального прокурора;

- вносит в Верховную Раду представление о назначении на должность и освобождение от должности председателя Службы безопасности

В Конституции 1996 года полномочия Президента гораздо более широки. Так, он назначает с согласия Верховной Рады Украины премьер-министра; прекращает полномочия премьер-министра и принимает решение о его отставке;

- назначает по представлению премьер-министра Украины членов Кабинета министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращает их полномочия на этих должностях;

- назначает с согласия Верховной Рады на должность генерального прокурора и сам освобождает его от должности;

Статья 112

В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается наПредседателя Верховной Рады.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента исполнение его обязанностей на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на премьер-министра.

Неудивительно, что на возврат к Конституции-2004 не очень-то хотят идти представители нынешней власти. По сути, Верховная Рада и Кабмин в таком случае перетягивают на себя значительное количество нынешних полномочий Президента. Это касается, в частности, избрания состава Кабинета министров, контроля за работой исполнительной власти и, конечно, кадровых вопросов.

Откат к «старо-новой» Конституции будет означать утрату возможности в ручном режиме производить переформатирование Кабмина главой государства: премьер-министр сам подает в парламент фамилии министров, а кандидатурами, которых сможет представить Президент (и то лишь при поддержке Верховной Рады), остаются лишь министр обороны и министр иностранных дел.

Тем не менее, не совсем понятно, почему вдруг против возврата к такой модели Конституции выступает Юлия Тимошенко. Возникает лишь один правдоподобный ответ: находящаяся в заключении экс-премьер до сих пор полна амбиций. И видит себя в президентском кресле. И ей при этом явно не нужны обрезанные полномочия…

Стоит признать, что Тимошенкосильно отстала в восприятии событий от множества коллег-оппозиционеров, также желающих оказаться на самой верхушке власти —во главе государства. Правда, если Арсений Яценюк и его окружение вначале выступали за «конституционный откат», то Виталий Кличко и Олег Тягнибок лишь сравнительно недавно отошли от лозунга «Вся власть —президенту!» Причина метаморфоз, похоже, заключается в том, что эти политики, наконец, уяснили: без компромисса —в частности, в определении сферы полномочий той или иной ветви власти и достижении баланса между ними —достичь согласия даже внутри самой оппозиции представляется невозможным.

Тем более, что значительная часть украинского населения сегодня явно поддерживает перераспределение властных полномочий между органами власти. Конечно, полномочия —это лишь инструмент для государственного деятеля. Инструмент необходимый,действенный, но одновременно опасный. И потому крайне важно, в чьи руки он попадает и каким целям служит. Так, к примеру, один и тот же нож, оказавшись в руках искусного кулинара или —маньяка-убийцы,может стать как орудием труда, приносящим людям радость, так и смертельным оружием, несущим ужас и несчастия. Поэтому общество на нынешнем этапе развития украинской государственности, исходя из известного уровня сознательности и ответственности элит, сегодня предпочтет, пожалуй, максимально перестраховаться и лишить любую власть —неважно, хорошей она кому-то кажется или плохой —возможности сконцентрировать в одних руках всю полноту полномочий, а тем более узурпировать их, чтобы затем вертеть страной, как ей, а не народу, угодно...