Идея постоянно действующей международной криминальной юстиции, которая карала бы за военные преступления и преступления против человечности, возникла сразу после Второй мировой войны. Однако воплотить в жизнь эту идею международному сообществу удалось только тогда, когда в собственных метастазах лопнула коммунистическая «империя зла», которая в течение почти всего ХХ столетия совершала преступления, по мракобесию, жестокости и масштабам ничем не уступавшие зверствам нацистов Третьего Рейха.
В 1998 году 120 стран мира наконец подписали Римский устав, на основе которого был создан Международный криминальный суд, начавший действовать в Гааге с 1 июля 2002 года.
20 января 2000 года Леонид Кучма, чтобы немного подправить свой имидж, испорченный предвыборными терактами (Щербань, Гетман...), которые происходили при его президентстве, и системными манипуляциями второго избрания, подписал от имени Украины Римский устав.
Однако осенью этого же 2000 года Украину встряхнул «кассетный скандал», из которого мы, а главное — международное сообщество, узнали, что украинские «эскадроны смерти» сформированы и находятся непосредственно в недрах правоохранительной системы Украины. Что этими подразделениями «орлов» Кравченко руководят из Администрации Президента и «крышуют» первые руководители украинских силовых структур.
Кучма быстро отреагировал и уже 13 февраля 2001 года, чтобы сделать невозможной ратификацию Римского устава в Верховной Раде, сделал представление в Конституционный Суд относительно соответствия Римского устава украинской Конституции. Почему? Потому что появились личные угрозы оказаться на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Ведь те преступления, которые имели признаки преступлений против человечности и вылезли на поверхность: убийство журналиста Гонгадзе, захват и пытки Подольского, покушение на жизнь народного депутата двух созывов Ельяшкевича — в случае международного независимого расследования обязательно обнаружили бы десятки других подобных политических убийств и истязаний.
11 июля 2001 года Конституционный Суд Украины, который с самого начала своего существования был запланирован как технично-вспомогательный подотдел президентской администрации, установил «категорическое» несоответствие Римского устава Конституции Украины. Первый и главный аргумент: международная юстиция в отличие от украинской не признает никаких национальных иммунитетов и независимо от должности или сана криминально преследует тех, кто совершил преступление против человечности. Другими словами, Конституционный Суд грубо исказил дух украинской Конституции, которая, в первую очередь, однозначно гарантирует защиту жизни и прав человека. Зато он защитил не человека, а власть: Президента, украинских судей, депутатов — гарантировал им неприкосновенность даже тогда, когда речь идет о военных преступлениях или преступлениях против человечности.
Следовательно, именно благодаря Кучме современные «Беркут» и оперативные «орлы», только уже Захарченко, теперь так нагло кичатся гарантированной безнаказанностью.
Мне возразят: перспектива международного преследования преступлений против человечности сохраняется даже тогда, когда страна не является членом Римского устава. Ведь предусмотрено такое преследование по предоставлению Совета безопасности ООН.
Соглашаюсь — теоретически это возможно.
А практически?
Позволит ли Россия, которая имеет право вето в Совете безопасности ООН, преследовать «героев русского мира», которым она собственноручно подносила патроны и гранаты? Позволит ли Путин судить украинофобов-антисемитов, агентов и резидентов ФСБ, которых он продвинул в министры, депутаты, губернаторы независимой Украины, которые теперь возглавляют ключевые структуры братского украинского президента, чтобы отдавать преступные приказы на уничтожение Украины? Я уже не говорю о бандитах в шлемах, которым кремлевская пропаганда за убийства и увечья украинских патриотов лепит крылья святых архангелов.
Однако не должны опускать руки. Всей Украиной должны добиваться именно беспристрастного международного суда как средства национального исцеления. Это будет нелегко и непросто. Нам будет противодействовать вся правоохранительная система Украины, вся когорта украинских псевдосудей. Нам навязчиво будет мешать пятая колонна. Мы опять столкнемся с предательством, ведь миллиарды второго президента и в дальнейшем будут раскладывать свои политические риски по всем фракциям парламента, по всем государственным институтам. Эти деньги и в дальнейшем будут манипулировать украинскими СМИ, наподобие «Украинской правды», которая не стесняется открыто играть в интересах семьи Кучмы, которую мы — пострадавшие, подозреваем в заказанном убийстве основателя этой самой «Украинской правды» — Георгия Гонгадзе.
Но мы не сдадимся.
Давайте тщательно собирать все факты, все доказательства. А главное — давайте голосовать на всех выборах только за тех, кто будет гарантировать нам присоединение Украины к Римскому уставу.
Ведь пока мы не добьемся справедливости за кровь на Грушевского, за страдания и смерти замученных в лесу, за пытки заложников в тюрьмах и милицейских подвалах, за отрезанную голову Гонгадзе — мы не сможем гарантировать нашим детям настоящее европейское будущее.